Тотраз ЛОЛАЕВ, Борис ХОЗИЕВ
     АЗБУКА БЕССМЕРТИЯ - ПОЭТИЧЕСКАЯ 
             СУЩНОСТЬ БЫТИЯ
                           
  В  начале XX века немецкий философ Х. Дроши выдвинул свое учение
об    “энтелехии”    (означающее   в    переводе    с    немецкого
“осуществленность”). Это понятие представляет из  себя  не  сугубо
умозрительную категорию, а вполне жизненное феноменальное явление.
Суть  его  заключается в не сводимости тех или  иных  человеческих
действий  к  простой  механической  причинности,  к  самодовлеющим
“средствам”.   Ученый  имел  в виду особую  “гармоничность”  живых
систем,  способных к интуитивному познанию той “действительности”,
которая  стоит  за  всеми  изменениями эмпирического  мира.  Иными
словами, энтелехия-осуществленность представляет собой своего рода
центростремительную  энергию,  удерживающую  живую  систему  в  ее
целостности  и  ведущую ее к собственной “действительной”  идее  -
цели  целостности. То есть своей цели, как в жизни, так и в поэзии
достигает  лишь  целостный  поэт.  Общество  и  человек,   которые
утрачивают  свою  целостность,  обречены  на  центробежный  распад
(яркий  пример тому - трагедия бывшего СССР). Лишите,  к  примеру,
граждан   США   “американской  мечты”  и   вы   получите   типично
латиноамериканский    (российский)    вариант     государственного
устройства. Отнимите у поэта веру и вы получите…
    В  связи  с вышесказанным, немаловажное место занимает  вопрос
ПОНИМАНИЯ,  ОСМЫСЛЕНИЯ и ОСОЗНАНИЯ всей сути  алдатовской  поэзии.
Поэтому  хочется  вспомнить  еще  одну  историческую  аксиому   из
французской истории. Однажды влиятельный вельможа сказал графу Сен-
Жермену:  “Не  приложу ума понять всю чепуху,  которая  около  вас
происходит”.  На  что Сен-Жермен ответил: "Не  трудно  понять  мою
чепуху,  если  ей уделите столько же внимания, как и  своей;  если
прочтете  мои  представления с тем же вниманием, как  список  прид
ворных танцоров. Но беда в том, что порядок менуэта будет для  вас
значительнее,   нежели   ЦЕЛОСТЬ  ЗЕМЛИ".   Действительно,   среди
обыденности, суеты, мы часто забываем то, что “...жизнь есть  чудо
и оно творится рядом”. Между тем нас часто захлестывает “отрицание
вместо  познавания”, поэтому мы не можем понять  те  “сокровища  и
капли  сознания,  которые связывают Небеса и Землю”  (“Листы  Сада
Мория”).  Таким новым и связующим звеном нашего сознания  с  Небом
является   творчество   Батраза   Алдатова.   Его   книги   “Живое
слово”(1997), “Голос безмолвия” (1998) и “Путями Духомудрия”(1999)
-  философско-поэтические творения XXI века. Но  особенно  хочется
b{dekhr|   последнюю  книгу  автора,  уникальное  и  феноменальное
явление  которой  еще предстоит понять и постичь.  Маршрут  “Путей
Духомудрия”  (“Эзотерической поэмы”, как определил ее жанр  автор)
выходит далеко за пределы Осетии и России.
  Из  всех  современных  кризисов  и  катаклизмов  самым  страшным
следует  признать  нравственный. Духовная катастрофа  постигла  не
только   народ   Осетии,   но  и  весь  мир.   Жестокая   коррозия
бездуховности  разъедает душу, сердце, тело, основы  морали  всего
человечества.   Поэтому  очищающее   поэтическое   слово   Батраза
Алдатова  в  будущем  будет  звучать с   еще  большей  силой.  Ибо
“незахи”, “ненавидящие стан людей”, с детства жаждущие задушить  в
себе  любовь, сделали своим лозунгом: “Прочь духовность”. Для того
чтобы спасти мир, с новой силой встают судьбоносные вопросы: “Цель
бытия?”,  “Смысл  жизни?”.  Вечные   проблемы  философии,  которые
каждое   новое   поколение,  каждая  эпоха  постигает   по-новому.
“Человечество,  -  сказано в Бхагавад  Гите,  -  приходит  ко  мне
разными  путями, но каким бы путем человек ни приближался ко  мне,
на   этом  пути  Я  приветствую  его”.  Воистину  пути  к   Истине
многочисленны, и один из них - человек как самопознающий  принцип,
являясь, одновременно, и объектом, и субъектом познания.
    “Путь  Духомудрия” - познание себя, а через  него  и  Мира,  и
Космоса  -  главная установка одноименной книги Батраза  Алдатова.
“Духомудрие” - огонь, согревающий, творящий, возвышающий одного  и
удушающий, испепеляющий и низвергающий другого. Каждого - согласно
его   природе.   “Наполнившему  чашу  своего  сердца  Божественным
ароматом  Духомудрия,  -  утверждает  Батраз  Алдатов,  -  дано  в
безмолвии вдыхать ее неизреченное благоухание”. Путь Духомудрия...
А  что  тогда есть Дух? Абсолют содержит в себе все. В проявленном
виде   он   есть   Дух-Материя,   ибо   в   действительности   это
дифференциация,  или  качество. Чистый Дух может  проявляться  или
достигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что вне
материи  чистый Дух - ничто: так учат нас книги древних  мудрецов.
Но  не  надо  забывать,  что путь Духо-Мудрия  -  путь  тончайший,
требующий напряжения духовных сил и знаний. Однако и это  не  все,
необходимо  еще и умение думать, умение мыслить. Умение наблюдать,
анализировать  и синтезировать, трудиться во благо других.  Только
при  наличии  этих  качеств, вернее, их  воспитании  в  себе,  они
сделают  путь  Духо-Мудрия  доступным  каждому.  В  этом  процессе
важнейшим условием может быть способность увидеть себя со стороны,
оценить   свои  поступки,  образ  жизни,  “сжечь  в  себе  вредные
привычки”. Потому-то первой ступенью на путях Мудрости признана  и
названа ступень Познания:
  Вожди-злодеи плетью черной власти
  Народа дух загнали в ров хлопот
  Плотских и в души нищие людские
  Ручьи вливают смрадных нечистот.
  Корыстолюбия, зломыслия, злодеянья...
  Объявлен ими труд тропой плоти,
  А не мерилом качества сознанья,
  Питающего светом строй души...
  Автор прежде всего зовет к знанию и познанию. Вот где, воистину,
первый шаг к мудрости:
  Меж глупостью и мудростью, умом
  И искренним безумием, лжезнаньем
  И знанием, извергнутым Творцом...
  Познай себя - религий древних
  Святая заповедь. Не знающий себя
  Не вкусит светоч Истинного бога,
  Что светится в твоем духовном "Я"!
  Познав “кем был”, познаешь “кем являюсь”…
  Без  этих  качеств,  независимо от  того,  обладает  ли  человек
высоким интеллектом, являет ли собой эрудита, он не есть еще мудр.
На  путях  роста  духа, совершенства подстерегают  его  опаснейшие
враги:  измена,  эгоизм, зависть, жадность. Это  они  ласково,  но
непреклонно  уводят нас с пути Истины, а стало быть,  и  Мудрости.
Это они навязывают нам пути преступности и алчности. Это они тянут
нас  в  пределы  ада,  это  они  -  источник  несчастья,  духовных
катастроф  и  катаклизмов.  Борьба  с  ними  в  себе  должна  быть
жесточайшей.  Трудно, очень трудно противостоять  им.  Но  человек
всегда получает помощь сверху:
                  Великомудрому Канал дается связи
                  Со Свето-Иерархией. В него
                  Вливаются потоки эманаций
                  Космических, палящих мира зло...
  Эти  ценности бытия Батраз Алдатов утверждает на протяжении всей
“Эзотерической  поэмы”. “Канал связи”, “Свето-Иерархия”  -  новые,
откровенные   понятия  для  широкого  сознания.  Вопросы   эти   -
принципиального свойства для философской поэзии в целом. От  того,
как  они воспринимаются нами, во многом зависит судьба каждого  из
нас  в  грядущую “Энерго-Эпоху”. Это особенно важно теперь,  когда
достигла  своего апогея борьба светлых и темных сил, сил  Добра  и
Зла.  Каждому из нас предстоит сделать окончательный выбор: то  ли
быть  со  Светом, то ли с Тьмой, то ли делать Добро,  то  ли  Зло.
Человек, по мнению поэта, должен определить для себя свою стезю  и
стать  четко  на  одной  из  двух  противоположных  сторон.  Время
шатаний, напоминает он, прошло. Маятник Выбора остановился. Прошло
rn  время,  когда в судьбе человека ведущую роль играла  толпа.  В
грядущую эпоху ведущую роль будет играть ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА  И  ЕГО
ДУША.
  Духосотрудничество - Космоса Веленье!
  Его ритмоволна сбирает всех,
  Достойных знаний истинных о мире.
  Не примет ритм, хранящий тайно грех...
    По  утверждению Элиаде Мирче, “теории Великого Времени”  встре
чаются  вместе с мифом о смене веков, причем, “золотой век” всегда
стоит  вначале цикла, рядом с парадигмическим временем  Оным.  Сог
ласно концепциям бесконечного циклического времени и ограниченного
времени  - этот золотой век может повториться. В будущем  он  тоже
может  быть  повторен бесконечное количество раз...  Придерживаясь
этой концепции, надо заметить, что в преддверии нового тысячелетия
время как бы остановилось, как бы застыло, когда, казалось бы,  на
одной  явной  и  осязаемой линии сошлись все его три  состояния  -
прошлое, настоящее, будущее. И это чувствуется, ощущается во всем,
особенно  в  социальной жизни, что не может не отразиться  на  пси
хологии  людей,  которая в свою очередь (в той или  иной  степени)
причастна  к  происходящим  процессам,  становясь  и  причиной,  и
следствием их.
  Понятие  капитализма для общества было в прошлом. Как  будто  бы
все  было  ясно: капитализм, как строй, подвергнут  жесточайшей  и
убедительной     критике,    отвергнут    как    античеловеческий,
антигуманный.  Социализм  был настоящим и ожидалось  блистательное
коммунистическое будущее. За последнее десятилетие колесо эволюции
остановилось,  развернулось в обратном  направлении,  где  прошлое
стало настоящим, настоящее - прошлым. И это, естественно, повлекло
за  собой  процессы,  кажется,  необратимые;  поменялись  критерии
оценки   ценностей.  Грязные  деньги,   коррумпированная   власть,
жестокое  насилие - все это стало атрибутами времени. Люди  теряют
ориентиры,  теряют  себя. В этой удушающей  обстановке  необходимо
новое  слово,  которое бы дошло до сознания людей, помогло  им  со
хранить  в  себе  человека и обрести ясность  мысли.  Таким  новым
Словом   в  пределах  Осетии  стала  космическая  поэзия   Батраза
Алдатова:
  Гимн собственности, сложенный наживой
  Бездушной, в душах низких шелестит...
   Бацилла спекуляции злоносной
  Свои вонзила когти в глубь ума,
   В болезни чан забросив жизнь эпохи,
  Чьи знаки: жадность, скука, пустота...
  Поэт  -  главный  герой книги - размышляя над проблемами  бытия,
onmk,  что  человек  не  может быть счастлив  “вольтеровской”  сво
бодой,  и  что  и  счастье, и свобода возможны лишь  для  человека
образованного.  Он  понял также, что “научным  эликсиром”  видения
Оствальда “будущего гору не пронзишь”. Ибо “наука движется в одной
упряжке  с  царством  физическим” и не видит  иных  “ниш”.  Батраз
Алдатов в поисках правды (“Где Истины Дворец?”) приходит к выводу:
“Познанье мелкое стремится к атеизму, /Глубокое - в безмерный край
Богов”... А после того, как он в философии увидел путеводитель  по
царству  тьмы, “Эллада распахнула перед ним /Великомудрости  врата
свои  резные  /  За  ними - клумбы пестрые умов”.  Наконец,  после
многочисленных  искушений  поэту  вручен  “Меч  Справедливости   -
Творящий Огневой”:
  Он спрятан за семью Духо-Вратами...
  А семь ключей получит лишь Святой!..
   Не может с тьмою свет соединиться...
  Моделей единения в мире нет...
  Нельзя не знать космическую ценность
  Народа своего, страны своей,
  Союзов стран, и ближних и далеких,
  Семьи Этно-планетной пестрой всей...
   Апокалипсис и Птица Феникс вскружили голову не одному поколению
землян. Бессмертные слова: “Мы не умрем, но изменимся”, взятые  из
Вечной  книги, наверное, и есть тот Апокалипсис, о котором сказано
в книге Священного Писания, и то, что происходит сегодня с людьми.
И  еще  там сказано: “...мертвые восстанут”. В отличие от первого,
это  утверждение  несет в себе глубокую тайну о великом  процессе,
когда  “спящие  души”,  кажущиеся “мертвыми”,  проснутся  и  будут
искать  дорогу к истине. Катастрофа или конец в беспрырывной  цепи
бытия, надо полагать, являют собой и рождение нового. Мать-Природа
не терпит полного уничтожения, материя не может исчезать насовсем,
она может только преобразовываться.
  Батраз  Алдатов  через размышления своего героя раскрывает  этот
великий и тайный процесс, когда души людей должны возродиться  как
Птица  Феникс,  возродиться из пепла для  созидания  новой  жизни,
нового  Духа  для  жизни в новую эпоху. Автор  ведет  читателя  по
ступенькам  познания истины, где каждая идея философа - “ступенька
восхождения”.   С   удивительной  щедростью  и   энциклопедической
точностью передает автор “идеи философов”. Приходит к выводу: “Нет
счета  истинам, открытым человеку”. Устал поэт на пути  поисков  и
сознается:  “Как тяжко я искал свою тропинку / И не узрел  путь  в
Высь  на  Небеса”.  Путь поисков духа Поэта  -  путь  поиска  духа
каждого  из  нас;  “Однообразна   жизнь  вне  Божьей  веры”,   без
понимания   Величественности  Бытия  и  Вселенной  и  чрезвычайной
nrberqrbemmnqrh каждого из нас перед ними. И все же поиски  ответа
на  вопрос  - “В чем человеческой телесной жизни суть?”  -  повели
поэта  через  творчество  и  видения мира,  через  мысли  “Рыцарей
Софии”. Он “заразился” “идеей близкой ноосферы”, и все же остались
вопросы и вопросы: “Един ли мир, иль множество миров?”, “У  каждой
вещи  -  ритм жизни личный? / Иль веер ритма ритмов строй основ?”,
“Кто  Эволюции  Космической Ведущий?”, “Энергопульс первичный  кто
зачал?”
  На  все эти вопросы есть ответ в поэме:  “Вне Бога Истины  найти
Пред-Вечный Свет невозможно”. “Сумеешь познавать явления  сердцем,
/  Тогда  и  мир узреешь в наготе”… Таков ответ на главный  вопрос
постижения истины. Судный день, что называется, наступил, и  этого
не  может не замечать только душевно слепой и глухой. Пришло время
сказать Истину во весь голос, знать всем, что: “Человек - духовная
есть  сущность, / Облекшаяся в Плоть миров Отцом, / Чтоб в  низших
сферах  опыт  обретая,  /  Стать в Высшем мире  со-Творцом”.  “Со-
Творцом”  прежде  всего  себя,  своего  характера,  мировоззрения,
психологии,  которая признает человека исключительно созидающей  и
важнейшей частью общего.
  Совсем  не  праздным представляется вопрос:  “А  высшей  степени
земного совершенства Достоин кто?” Ответ четок и краток:  “Идущий.
Что  судьбу  /  Судьбине посвятил планеты жизни”. Потому  в  самом
начале   нами   подчеркнуто,  что  творчество   Батраза   Алдатова
охватывает  боль  всего  человечества, он  так  же,  как  и  Коста
Хетагуров,   болея   за   Осетию,  одновременно   чувствует   себя
гражданином  Вселенной. В “Посвящении” автор четко определил,  для
кого написана поэма:
  Кому я душу
            сердце посвящаю
                       разлитые в рифмованных строках?
Не вам, поклонникам
                     физического рая,
  Чей мир плоти
               купается в пирах...
  “...Cей букет моих стихов...” посвящается всем
  Иерархию
                     Осмыслившим любви
И на руинах
         Низменных желаний
Воздвигшим Храм
Господней Красоты...
В котором всех красот
                        безмерно выше
Та красота,
                                      что мысль во тьме ведет
                     К познанью Космоса…
   И тем, кто почувствовал “Присутствие в себе иных Миров”, и  тем
“Пасцельсам” (исследователь белой магии, целитель и алхимик, конец
17  века  – Авт.), души которых соединяет Космоса любовь”.  Только
это  можно противопоставить Злу. Спасение в том, утверждает Батраз
Алдатов,  “Когда  в  душе  народной  чистой  /  Вселенский   лотос
расцветет”.   Только  тогда “от ран оправится  народ”.  Сердца  от
колдовских “энергожал” спасти может только “энергощит”.
  
  Еще  эта  поэма  о том тайном и сокровенном, которое  называется
“...рождением  Духа”, т.е. осознание каждым своей миссии  в  нашей
жизни.  В  данном случае речь идет о рождении Духа  поэта,  миссия
которого  нести  свет  истины и знания людям.  Стать  “...Иерархии
послом  /  В  холодном грубом мире социальном”. Ритм  правды,  как
несокрушимая твердыня. Молния правды разит и воскрешает. Правда не
есть   отвлеченная  условность,  она  есть  осознание  космических
законов.  Такой  правде  и  посвящена  книга  “Путями  Духомудрия”
Батраза Алдатова. Автор всеми своими мыслями подтверждает истину о
том,  что  идти по перине за блохами не увлекательно. Но  иметь  в
руке меч Соломона и завет Майтреи - вот, что дает утренний свет  и
духовных  многознаний  универсализм:  “Вам,  человечеству  планеты
современной  /   Кармическою Волей Божества /  Назначено  духовным
совершенством/    Грядущего  посеять  семена”.  При   этом   автор
предупреждает,  что “Страданье – Эволюции знаменье.  /  Отсутствие
страданья  - смерти глаз”; “Власть над собой без Знанья невозможна
/  Без  власти  сей не может быть Пути”. У народов, у человечества
два  пути: или мудро в напряжении идти к постижению гармонии, или,
подобно бревну, ложиться в гроб:
               Культуры брег слепец стремится
               Наполнить пылью склепной нечистот –
               Алмазов вилл, развратных ресторанов
               Роскошных, наслаждающих живот...
               Скучна слепца культура, вредоносна
               И веет злобой в разум мировой...”
  
  И далее:
                     Спасет сей мир духовная культура
                   Своею светотворной красотой!
  Поэтому  непреходяща роль таких носителей знания  и  света,  как
Батраз  Алдатов:  “Носители Космического знанья  /  Готовят  разум
этносов  своих  /  К  приему Высших Космоса  Энергий”.  В  этом  и
qbernmnqmne значение книги “Путями Духомудрия”.
         Пророк незрим в отечестве родимом.
              Трудам его вселенским нет цены...
                    ...Сила чаши наполняется веками
         В урочный час пророчества луна
         Рассеют тьму народного сознанья!
         И неопознанный вчера еще пророк
         Кумиром будет “новых” слеполюбцев...
         И этнос станет выше на виток...
  Сюжет  поэмы привлекателен и неординарен. Его можно воспринимать
как  фантастическое  путешествие во сне; можно  увидеть  в  нем  и
Сокровенную   Истину.  Каждый  на  своем  духовном  уровне   будет
постигать  возможное для него. Необходимо заметить,  что  подобный
литературный  прием известен. Встречаем его у Данте в  “Двенадцати
кругах  Ада”,  у  Сен-Жермена “Премудрая  Тринософия”,  у  Гете  в
“Фаусте”,  у  Д.  Андреева в “Розе Мира”,  в  осетинском  Нартском
эпосе, у Коста Хетагурова и т.д. Но как бы не воспринимался сюжет,
на каком бы духовном срезе это не происходило, неизменным остается
тончайшее восприятие автором мира, передаваемое читателю.
      Специального   разговора   заслуживает   оформление   книги.
Иллюстрированное  издание  стихов  -  закономерный   синтез   двух
искусств,  поэзии и графики (правда, в случае с Батразом Алдатовым
приходится  говорить еще и о живописи). Соотнесение иллюстрации  и
поэтического текста воспринимается двояко: либо все это происходит
при  явном  примате  стихов  над картинками,  либо  слабая  поэзия
требует  для  себя  особого изобразительного подкрепления  в  виде
иллюстраций. В первом случае ответственность ложится на художника,
во  втором - на автора стихов, не сумевшего разобраться  со  своей
поэзией   самостоятельно.  Трудно  представить  себе   два   менее
взаимоисключающих  друг друга явления, чем  добротные  иллюстрации
Валерия  Дзуцева  и  поэтические умозаключения  Батраза  Алдатова.
Особое художественное мышление  первого и творческое мировоззрение
второго   последовательно  доводят  читателей   до   вдохновенного
состояния,  где  нет  места  ни простодушию,  ни  равнодушию.  Как
соотнести   колоритный   библейский   тон   алдатовской    поэзии,
метафизическое  видение  мира с космическими   решениями  Дзуцева?
Данная  книга  есть бесспорная удача двух близких по  духу  людей;
книгу  следует  воспринимать  не как поэтическое  издание,  а  как
космический альбом поэзии... "Пути Духомудрия" ведут нас не только
в  живой  мир поэта, но и в пространство метаистории и космической
философии.
  В  целом,  книга  многознаний “Путями Духомудрия”  понимается  и
воспринимается не всегда с первого и даже третьего чтения.  И  это
me  случайно. Универсальные знания о человеке, о бытии,  о  смысле
жизни,  о  космических законах, о тайной стороне  всего  сущего  и
многое  другое  требуют постоянной работы Духа, его роста.  Каждый
вместит  ровно столько, сколько сможет, насколько развит его  дух.
Стать на уровне вибраций автора сразу же, с первого чтения книги -
удел   немногих,  обладающих  в  той  или  иной  степени  основами
многознания.  Достичь такого же понимания и  восприятия  знаний  -
радостная задача каждого из нас. Достижение этой цели может  стать
условием  роста  духа,  условием  совершенства  каждого  на  путях
Духомудрия  и главным успехом автора книги. Нам, как  ни  странно,
кажется  правомерным назвать книгу Священной, Книгой  о  Святом  и
самом   ценном  в   жизни,  максимально  приближенной   к   нашему
современному интеллекту. Потому мы бесконечно благодарны автору  и
желаем  ему  новых свершений, а читателям - постоянной работы  над
собой, чтобы достичь уровня Духа автора.
    И  еще. Книге Батраза Алдатова “Путями Духомудрия” нельзя дать
однозначную  характеристику.  Это  не  только  поэзия,  не  просто
философия,   но  и  нечто  необъяснимо  большее.  Это   -   эпохи,
тысячелетия,  невообразимо  сложная,  многоликая  стихия  Бытия  в
действии,  в вещах, именах, названиях, явлениях.  Даже при  полном
отсутствии  воображения можно понять, что эта книга  действительно
синтезирует  в  себе  все  разнообразие  Путей  Духомудрия.  Поэма
Батраза Алдатова – это обращение в будущее.
  

К содержанию || На главную страницу