Виктория МАНУКЯН. Комната смеха Сергея Есенова

Можно по-разному относиться к творчеству Сергея Есенова. Впрочем, как и к любому другому. Однако в случае с Есеновым бесспорно одно: все его произведения свежи, оригинальны и неожиданны. Они разрушают привычные стереотипы восприятия, раздвигают его рамки и поэтому шокируют. Сергей Есенов представляет читателю события и явления жизни под ракурсом необычным и, можно сказать, трудноуловимым. В чем же необычность авторской позиции и какими способами она выражена?

Во-первых, нельзя не сказать о чувстве юмора автора, так как все, что пишет Есенов, несет в себе заряд комедийности. Вообще чувство юмора предполагает умение схватывать и критически оценивать противоречия действительности, а чувство юмора писателя – это еще и умение выпукло и смешно показать эти противоречия так, чтобы их смог увидеть и почувствовать читатель. У Сергея Есенова это получается. Чувство юмора его весьма разнообразно. Комизм может проявляться в виде каламбура или искусной игры слов, как, например, в “Считалках для взрослых”, в тонкой иронии и даже самоиронии, как в “Стихах о потерянной крыше”, а может и обернуться язвительной насмешкой:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты.

Ласкали взор твои колени

И ноги дивной кривизны.

В произведениях Есенова находит свое отражение и ирония экзистенциальная: в самом процессе человеческого существования автор находит контрастирующие и как будто неестественные черты. Наиболее полно такая “ирония жизни” представлена в цикле рассказов под названием “Скорбящая осень”.

Произведения Есенова, на первый взгляд, несерьезны, бессмысленны и даже бездумны. Это впечатление может возникнуть оттого, что свои мысли автор выражает легко, а иногда – нарочито легковесно. Однако при более внимательном прочтении можно обнаружить, что в основе большинства его этюдов лежат философско-экзистенциальные размышления. В них нет занудного мудрствования или заносчивого “знания жизни”. Особенность философских размышлений Есенова в том, что он просто констатирует их в виде краткого итога длительных и серьезных раздумий. Именно длительных и серьезных, иначе откуда взялись бы такие острые наблюдения и такие краткие и точные формулировки? “Не наступайте на горло собственной песне и, пока не допоете последний куплет, надрывайте свою глотку, чтобы не надорвалась душа”. Или: “И встретились два муравья на пути туда, где переплетаются судьбы. Где дороги сплетаются в косу неотвратимости. Где все делается не так, как хочется, а так, как dnkfmn”. А вот еще: “Двадцать минут прошли незаметно. То есть, они прошли, но их никто не видел. Они пролетели так быстро, как пролетает само время, как проходит вся жизнь. Всего двадцать минут, а сколько прожитых лет память умудрилась втиснуть в них”.

Надо сказать, что глубокомыслие автора не очень уловимо. Он не афиширует его, а скорее наоборот, скрывает. Иногда за неожиданными сравнениями и противопоставлениями: “Пожарища пьяных нагрузок испепеляли культуру здорового тела, и на выжженной рыхлой непроходимости, похожей на обугленное стекло от старых карманных часов, лежащее в куче сонных головешек, расцветали грибы”. Иногда философский настрой Есенова находит свое отражение в гротескном преобразовании действительности и ее отдельных сторон. Очень удачно прием гротеска применен в эротическом рассказе для детей (чего стоит одно название!) “Двадцать минут”.

Итак, мы обнаружили Есенова-комика и Есенова-философа. Но несмотря на это, все-таки очень трудно обнаружить общую мировоззренческую и ценностную основу его произведений. Возможно, единственной ценностью является для автора свобода разума, играющего с действительностью, разума независимого и как бы “прикалывающегося” над всем тем, что происходит вне его и даже в нем самом. Это разум, находящийся в комнате смеха, в этаком “королевстве кривых зеркал”. Наверное, поэтому и проза, и стихи Есенова – это пестрые, лаконичные произведения. Он не останавливается на чем-то одном, он перемещается, находит необычный угол зрения, вскрывает комичность ситуации или ее бессмысленность и идет дальше. Свобода разума, иногда переходящая в анархию. Хотя, возможно (и даже, скорее всего, судя по тому, как “взрослеют” его сочинения от года к году), скоро мы станем читателями более зрелых произведений Сергея Есенова.

Еще очень хочется сказать о читателе Есенова. Как он воспринимает авторский текст, что он чувствует? Скажу, как читатель, сначала – шок. Затем – все очень индивидуально. Те из читателей, которые привыкли к рациональному и серьезному осмыслению действительности, могут почувствовать досаду и разочарование. Они, что называется, “не поймут”. Поверхностный читатель, скорее всего, от души посмеется, так как воспримет только внешний слой произведения. А вот творческие натуры могут поучиться у автора умению находить нестандартные подходы к обычным, обыденным вещам, находить комическое в каждодневных жизненных коллизиях, в общем – свободе мыслить по-своему. Такой читатель наверняка останется автору благодарен.