Виктория МАНУКЯН
        КОМНАТА СМЕХА СЕРГЕЯ ЕСЕНОВА
 
 Можно  по-разному  относиться к творчеству Сергея  Есенова.  Впрочем,
как и к любому другому. Однако в случае с Есеновым бесспорно одно: все
его  произведения  свежи,  оригинальны  и  неожиданны.  Они  разрушают
привычные  стереотипы  восприятия,  раздвигают  его  рамки  и  поэтому
шокируют. Сергей Есенов представляет читателю события и явления  жизни
под  ракурсом  необычным и, можно сказать, трудноуловимым.  В  чем  же
необычность авторской позиции и какими способами она выражена?
 Во-первых,  нельзя не сказать о чувстве юмора автора,  так  как  все,
что  пишет  Есенов,  несет в себе заряд комедийности.  Вообще  чувство
юмора   предполагает   умение  схватывать   и   критически   оценивать
противоречия действительности, а чувство юмора писателя -  это  еще  и
умение  выпукло и смешно показать эти противоречия так, чтобы их  смог
увидеть  и  почувствовать читатель. У Сергея Есенова  это  получается.
Чувство юмора его весьма разнообразно. Комизм может проявляться в виде
каламбура  или  искусной игры слов, как, например,  в  “Считалках  для
взрослых”,  в  тонкой  иронии  и даже  самоиронии,  как  в  “Стихах  о
потерянной крыше”, а может и обернуться язвительной насмешкой:
 Я помню чудное мгновенье,
 Передо мной явилась ты.
 Ласкали взор твои колени
 И ноги дивной кривизны.
 В   произведениях   Есенова   находит   свое   отражение   и   ирония
экзистенциальная:  в самом процессе человеческого существования  автор
находит  контрастирующие  и как будто неестественные  черты.  Наиболее
полно  такая  “ирония  жизни”  представлена  в  цикле  рассказов   под
названием “Скорбящая осень”.
 Произведения  Есенова, на первый взгляд, несерьезны,  бессмысленны  и
даже бездумны. Это впечатление может возникнуть оттого, что свои мысли
автор выражает легко, а иногда - нарочито легковесно. Однако при более
внимательном прочтении можно обнаружить, что в основе большинства  его
этюдов  лежат  философско-экзистенциальные  размышления.  В  них   нет
занудного  мудрствования или заносчивого “знания  жизни”.  Особенность
философских размышлений Есенова в том, что он просто констатирует их в
виде краткого итога длительных и серьезных раздумий. Именно длительных
и  серьезных, иначе откуда взялись бы такие острые наблюдения и  такие
краткие  и  точные  формулировки? “Не наступайте на горло  собственной
песне  и,  пока не допоете последний куплет, надрывайте  свою  глотку,
чтобы  не надорвалась душа”. Или: “И встретились два муравья  на  пути
туда,   где  переплетаются  судьбы.  Где  дороги  сплетаются  в   косу
неотвратимости.  Где  все делается не так, как  хочется,  а  так,  как
dnkfmn”.  А  вот еще: “Двадцать минут прошли незаметно. То  есть,  они
прошли,  но их никто не видел. Они пролетели так быстро, как пролетает
само  время, как проходит вся жизнь. Всего двадцать минут,  а  сколько
прожитых лет память умудрилась втиснуть в них”.
 Надо  сказать,  что  глубокомыслие автора не  очень  уловимо.  Он  не
афиширует  его,  а скорее наоборот, скрывает. Иногда  за  неожиданными
сравнениями   и   противопоставлениями:  “Пожарища   пьяных   нагрузок
испепеляли   культуру   здорового  тела,   и   на   выжженной   рыхлой
непроходимости,  похожей  на  обугленное стекло  от  старых  карманных
часов,  лежащее  в  куче сонных головешек, расцветали  грибы”.  Иногда
философский  настрой  Есенова  находит  свое  отражение  в  гротескном
преобразовании действительности и ее  отдельных сторон.  Очень  удачно
прием  гротеска применен в эротическом рассказе для детей (чего  стоит
одно название!) “Двадцать минут”.
 Итак,  мы  обнаружили Есенова-комика и Есенова-философа. Но  несмотря
на  это,  все-таки  очень трудно обнаружить общую мировоззренческую  и
ценностную  основу его произведений. Возможно, единственной  ценностью
является  для  автора  свобода разума, играющего с  действительностью,
разума  независимого и как бы “прикалывающегося”  над  всем  тем,  что
происходит  вне  его  и  даже в нем самом. Это  разум,  находящийся  в
комнате смеха, в этаком “королевстве кривых зеркал”. Наверное, поэтому
и проза, и стихи Есенова - это пестрые, лаконичные произведения. Он не
останавливается  на чем-то одном, он перемещается,  находит  необычный
угол  зрения,  вскрывает комичность ситуации или ее бессмысленность  и
идет  дальше.  Свобода  разума, иногда переходящая  в  анархию.  Хотя,
возможно  (и  даже,  скорее всего, судя по тому, как  “взрослеют”  его
сочинения  от  года к году), скоро мы станем читателями  более  зрелых
произведений Сергея Есенова.
 Еще  очень  хочется сказать о читателе Есенова. Как  он  воспринимает
авторский текст, что он чувствует? Скажу, как читатель, сначала - шок.
Затем  - все очень индивидуально. Те из читателей, которые привыкли  к
рациональному   и   серьезному  осмыслению   действительности,   могут
почувствовать  досаду  и  разочарование.  Они,  что  называется,   “не
поймут”. Поверхностный читатель, скорее всего, от души посмеется,  так
как  воспримет  только  внешний слой произведения.  А  вот  творческие
натуры  могут поучиться у автора умению находить нестандартные подходы
к   обычным,  обыденным  вещам,  находить  комическое  в  каждодневных
жизненных  коллизиях,  в  общем  - свободе  мыслить  по-своему.  Такой
читатель наверняка останется автору благодарен.
К содержанию || На главную страницу