Аланика

Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских
и восточных источников об аланах-ясах

Составление и комментарии Ю.С. Гаглойти

(Начало см. “Дарьял” 1-4’99.)

ВИЗАНТИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ
ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (VI в.)
История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами
(пер. с греч. С.П. Кондратьева)

Война с готами, V,I. Одновременно с Зеноном, царствовавшим в Византии, власть на западе принадлежала Августу (ок. 475 г.), которого римляне ласково, как ребенка, называли уменьшительным именем Августула, так как императорский престол он занял совсем юным. До него (мудро) правил его отец Орест, человек очень большого ума. Несколько времени раньше римляне приняли в качестве союзников скифов, аланов и другие готские племена1, которым за это время со стороны Алариха и Аттилы пришлось испытать много того, что рассказано мною в предыдущих книгах.

VI,I. …Когда же массагеты,2 бывшие отличными стрелками, посылали свои стрелы в большую толпу врагов, попадали ими почти каждый раз то в одного, то в другого неприятеля, то готы, заметив, что у них погибло больше половины, на закате солнца, не зная, что им делать, устремились в бегство. Массагеты, преследуя их, так как они прекрасно умели стрелять из лука даже на полном скаку, все так же искусно поражали их во время бегства уже в спину…

Немного времени спустя, после битвы на Нероновом поле, когда небольшими конными отрядами римляне преследовали врагов в различных направлениях, Хорсамант, один из славнейших телохранителей Велизария, массагет родом, с другими семьюдесятью воинами также преследовал их. Когда они продвинулись далеко по равнине, остальные римляне повернули назад, но Хорсамант один продолжал преследование. Увидев это, готы, повернув коней, бросились на него. Он же, ворвавшись в середину их и убив копьем одного из лучших воинов, кинулся на других; тогда они, повернув тыл, вновь бросились бежать. Стыдясь тех, которые были в лагере (а они могли думать, что оттуда смотрят на них), готы вновь решились обратиться против него. Но испытав то же, что и раньше, потеряв одного из лучших своих воинов, они все также обратились в бегство и остановились не раньше, чем Хорсамант, загнав их в укрепление, не повернул, оставшись один, назад.

VIII,I. В моих прежних книгах изложено уже все, что произошло до четвертого года того пятилетнего перемирия, которое было заключено lefds римлянами и персами. В следующем затем году большое полчище персидского войска вторглось в землю Колхиды. Во главе их стоял некто по имени Хориан, родом перс, человек очень опытный во всех военных делах, за ним в качестве союзников следовало много варваров из племени алан. Когда это войско прибыло в область Лазики, которая называется Мохересис, оно остановилось, став лагерем на удобном месте. Протекает там также река Гиппис,4 небольшая и несудоходная, но доступная для перехода, и для всадников и для пехотинцев. На правом берегу они поставили укрепленный лагерь, но не у самого берега, а довольно далеко в стороне.

…В этой стране (Лазике) поднимаются очень высокие горы, покрытые лесом и трудно доступные. Они тянутся до самых Кавказских гор, позади же них по направлению к востоку лежит Иберия, простирающаяся до пределов персо-армян. Через эти горы, уходящие высоко в небо, течет река Фазис, начинаясь с гор Кавказа и впадая в середину этого “полумесячного” залива Понта. Некоторые считают, что в этом месте река Фазис служит границей двух материков. Места, которые идут налево, если смотреть вниз по течению, являются Азией, а направо лежащие называются Европой. В той части, которая принадлежит Европе, находятся все населенные места лазов, на другой же стороне лазы не имеют ни городов, ни укреплений, ни заслуживающего какого-либо внимания поселка, если не считать, что раньше римляне построили здесь крепость Петру5… Так вот, река Фазис, протекая той дорогой…, впадает в конечную часть Эвксинского Понта, на краях залива – полумесяца; на одной его стороне, принадлежащей Азии, находился город Петра, а на противоположной стороне берега, принадлежащего уже Европе, находится область апсилиев,6 они подданные лазов и с давних уже времен христиане…

3. Над этой страной лежит горный хребет Кавказа. Эти Кавказские горы вздымаются так высоко, что их вершин не касаются ни дожди, ни снегопады. Начиная от середины и до самой вершины, они сплошь покрыты снегом; предгорья же их и у подошвы очень высоки, их пики ничуть не ниже, чем у других гор. Отроги Кавказских гор, обращенные к северо-западу, доходят до Иллирии и Фракии, а обращенные к юго-востоку, достигают до тех самих проходов, которыми живущие там племена гуннов, проходят в землю персов и римлян; один из этих проходов называется Тзур7, а другой носит старинное название Каспийских ворот.8 Всю эту страну, которая простирается от пределов Кавказа до Каспийских ворот, занимают аланы,9 это племя независимое, по большей части оно было союзным с персами и ходило походом на римлян и на других врагов персов…

Тут живут гунны, так называемые сабиры,10 и некоторые другие гуннские племена. Говорят, что отсюда же вышли и амазонки и разбили свой лагерь около Темискура на реке Термодонте. Теперь в окрестностях J`bj`gqjncn хребта нигде не осталось ни воспоминания, ни имени амазонок, хотя и Страбон, и другие писатели много рассказывают о них… Гунны не раз делали набеги на Римскую империю и вступали в рукопашный бой с теми, кто выходил против них; конечно, некоторым из них приходилось здесь пасть убитыми. После удаления варваров, подбирая и осматривая тела убитых, римляне находили среди них и тела женщин…

За апсилиями и за вторым краем этого полумесячного залива по берегу живут абасги, границы которых простираются до гор Кавказского хребта. Эти абасги издревле были подданными лазов.

4. За пределами абасгов до Кавказского хребта живут брухи,11 находясь между абасгов и аланов. По берегу же Понта Эвксинского утвердились зихи… За ними живут сагины; приморской же частью их страны издревле владели римляне. Для их устрашения они выстроили два приморских укрепления, Севастополь и Питиунт, находящиеся друг от друга на расстоянии двух дней пути…

8. Так вот, Хориан вместе с персидским войском стал лагерем около реки Гипписа. Когда об этом узнал царь колхов Губаз и начальник римского войска Дагисфей, то, посоветовавшись, они совместно повели против врагов войско римлян и лазов… Когда одержало верх предложение тех, которые предлагали наступление, все тотчас двинулись против персов. И тут лазы не пожелали стоять с римлянами в одних рядах, выставляя на вид, что римляне вступают в сражение и подвергаются такой опасности не во имя спасения своей родины или своих близких; для них же, лазов, этот бой – защита от опасности их детей, жен и отчих земель…

…Хориан, выбрав из своих приближенных войск примерно тысячу человек (персов и алан), вооружив их панцирями и другим оружием, как только мог лучше, послал их немного вперед в качестве сторожевого отряда, а сам со всем остальным войском шел сзади, оставив в лагере небольшое количество воинов для охраны. Шедшая передовым отрядом конница лазов своими действиями покрыла позором сделанные ею заявления и обманула своим поведением возлагавшиеся на нее надежды. Наткнувшись внезапно на передовые отряды врагов, она не вынесла даже вида их и, повернув тотчас коней, без всякого порядка стала отступать и стремительно, гонимая врагами, смешалась с римлянами, не отказавшись укрыться под защиту тех, с которыми раньше не выражала желания даже стоять в одних рядах. Когда неприятельские войска оказались близко друг от друга, то вначале ни те, ни другие не начинали рукопашного боя и не сталкивались друг с другом.

В этом римском войске был некто Артабан, родом из персо-армян… Во время этой битвы Артабан, взяв с собой двух римских воинов, вышел на середину между двух войск, куда явились и некоторые из врагов. Устремившись на них, он тотчас же поразил копьем одного из персов, b{d`~yecnq и доблестью духа, и силою тела, и, сбросив с коня, поверг его на землю. Один из алан, стоявший рядом с павшим, нанес мечом Артабану рану, но не смертельную, в голову, в области уха, но другой из спутников Артабана, родом гот, поразил этого самого человека, рука которого еще лежала на голове Артабана, в левую сторону под ребро и отправил на тот свет. Тогда тысяча отборных персов, испуганные их гибелью, стали отступать и поджидать Хориана с другим войском персов и алан и в скором времени соединились с ними.

Тем временем под начальством Губаза и Дагисфея подошла к своим всадникам пехота, и с обеих сторон начался рукопашный бой. Тут Филегат и Иоанн, полагая, что у них не хватит сил, чтобы выдержать наступление аланской конницы,12 особенно, потеряв надежды на силы лазов, соскочили с коней и заставили всех римлян и лазов сделать то же самое. Образовав возможно более глубокую фалангу, они, все пешие, единым фронтом стали против врагов. Варвары, не зная как им быть (они не могли не делать ни отдельных налетов, так как их противники были пехотинцами, ни привести в беспорядок их фалангу), так как их кони, испуганные остриями копий и шумом щитов, поднимались на дыбы, обратились к метанию стрел, подбодряя себя надеждой, что благодаря массе стрел они очень легко обратят врагов в бегство. То же самое стали делать и римляне вместе с лазами. Так как с обеих сторон пускалось очень много стрел, то и с той, и с другой стороны пали многие. Персы и аланы пускали стрелы в гораздо большем числе, чем их противники. Но большинство их попадало в щиты и отскакивало.

В этом сражении суждено было погибнуть начальнику персов Хориану. Кем был поражен этот вождь, никому не было известно. По воле некоей судьбы одна из стрел, выделившись из целой тучи, вонзилась в нижнюю часть шеи и тотчас же окончила дни его жизни. Благодаря смерти одного этого человека исход битвы был предрешен и победа склонилась на сторону римлян. Как только Хориан упал с коня на землю лицом вниз, варвары быстро бежали в укрепление, а римляне вместе с лазами, идя следом за ними, убили многих, надеясь взять неприятельский лагерь прямо с налета. Но тут один из алан, выдающийся смелостью духа и силою тела и исключительно искусно умеющий посылать стрелы той и другой рукой, стал в самом узком месте прохода в лагерь и оказался, сверх ожидания, непреоборимой преградой для наступающих. Но Иоанн, сын Фомы, подойдя к нему очень близко, внезапно поразил его копьем, и таким образом римляне и лазы овладели лагерем. Из варваров очень многие были убиты тут же, остальные же удалились в отечественные пределы, кто как мог уйти. Так закончилось вторжение персов в Колхиду…

11. … в этом войске римлян было несколько варваров из племени сабиров; находились они здесь по следующей причине. Сабиры являются гуннским племенем; живут они около Кавказских гор. Племя это очень lmncnwhqkemmne, разделенное, как полагается, на много самостоятельных колен. Их начальники издревле вели дружбу одни с римским императором, другие с персидским царем. Из этих властителей каждый обычно посылал своим союзникам известное количество золота, но не каждый год, а по мере надобности. Так вот и тогда император Юстиниан, признавая своих сторонников из сабиров на войну и прося прислать союзные отряды, отправил к ним некоего человека с деньгами…

История войн римлян с персами

(пер. Сп. Дестуниса)

Кн.I,10. Перешед пределы Иверийские, путник находит посреди теснин тропу, простирающуюся на пятьдесят стадий. Эта тропа оканчивается местом утесистым и совершенно неприступным, тут не видно никакого прохода; только сама природа образовала дверь, сделанную как будто руками. Это отверстие издревле названо вратами Каспийскими. Затем далее расстилаются поля, ровные и гладкие, орошаемые обильными водами, удобные к содержанию коней. Здесь поселились почти все гуннские племена и простираются до озера Меотиды.

Когда сии гунны нападают на земли персидские или римские, через упомянутое выше отверстие, то они отправляются на своих конях, не делая никаких объездов, и до пределов Иверии не встречают иных крутых мест, кроме тех, которые простираются пятьдесят стадий. Но когда они обращаются к другим проходам, то должны преодолевать большие трудности и уже не могут употреблять тех же лошадей; ибо им приходится объезжать далекими и притом крутыми местами.

Александр, сын Филиппов, которому это было известно, построил на сказанном месте ворота и укрепление, которое в разные времена занимаемо было многими, между прочим и гунном Амбазуком,13 другом римлян и царя Анастасия.14 Достигши глубокой старости и приближаясь к концу жизни, Амбазук предлагал Анастасию уступить римлянам за деньги крепость и Каспийские ворота, но царь Анастасий, который ничего не делал необдуманно, рассудив, что ему было невозможно содержать войско на месте, лишенном всяких удобств жизни, не представлявшем поблизости ни одного народа, подвластного римлянам, благодарил Амбазука за его доброе к себе расположение, но не принял сделанного ему предложения. Вскоре Амбазук скончался от недуга. Тогда Кавад15 завладел вратами, изгнав оттуда детей Амбазука.

Кн.I,12. Азиатские Иверы обитают у самых Каспийских ворот, стоящих от них на севере.16 От них недалеко, налево к западу, Лазика, направо к востоку – народы, подвластные персам. Иверы – христиане и лучше всех известных нам народов хранят уставы христианского вероисповедания. Они издревле в зависимости от царя персидского.

Кн.II,29. Река Боас имеет исток у гор Тцанских, в земле армян, поселенных у Фарангия. Сперва течет она направо довольно далеко, но тут мелка и удобопроходима до того места, где на правой стороне границы Иверии, а насупротив оканчивается гора Кавказ. Здесь обитают разные народы, между ними аланы и абасги, издревле христианам и римлянам дружественные, также и зихи, а за ними гунны, прозванные сабирами. Достигши границ Иверии Кавказа, эта река принимает в себя разные притоки, делается гораздо значительнее и, получая имя Фазиса, вместо Боаса, становится судоходной до самого Понта Эвксинского, в который впадает.17 По обеим берегам ее – Лазика.

АГАФИЙ (VI в.)

О царствовании Юстиниана

(Пер. М.В. Левченко)

Кн.III,15. Как только началась весна, Нахогаран прибыл в Мухирисис18 и тотчас начал собирать войска и со всей тщательностью готовиться к войне. Равным образом и римляне, собравшись вокруг острова, приготовлялись, и развязка, естественно, задерживалась. Тогда наибольшей заботой их было приготовить все нужное для ведения войны. Уже и Цатэ19 прибыл из Византии с Сотерихом, получив царское достоинство и свои инсигнии от римского императора по старому обычаю… Когда Цатэ вступил в царском обличии в свою страну, военачальник и все римское войско, вышедшее с приветствием, встретили его с должными почестями. Они шли впереди его, великолепно вооруженные, большею частью конные. Лазы, с трудом оставив свою скорбь, обратившись к радости, провожали его, сменяя друг друга. Со всех сторон звучали трубы; знамена высоко развевались. И было торжественно блестящим, горделивым и более праздничным, чем это обычно бывает в царстве лазов. Цатэ, ставши у власти, взял в свои руки руководство и управлял своим народом, как ему было угодно и как требовал отечественный обычай. Военачальник же Сотерих отправился в указанный ему путь. Ибо он привез императорские деньги для раздачи соседним варварам в качестве императорской субсидии. Эта раздача производилась ежегодно с древних времен. Следовали за ним и старшие сыновья, Филагрий и Ромил… Когда Сотерих пришел в страну мисимиян,20 они были подданными царя колхов, так же, как епсилийцы. Но язык у них разный, так же, как и нравы. Живут же они севернее народа апсилиев и несколько восточнее. Итак, когда он пришел к ним, они были заняты обсуждением вопроса о его намерении передать одно из их укреплений, расположенных у самих границ лазов, которое они называют Бухлоон,21 аланам, чтобы послы более отдаленных народов, собираясь там, получали субсидии и чтобы больше не было необходимости привозящему деньги ncha`r| предгорья Кавказских гор и самому идти к ним.

16. Когда мисимияне об этом или узнали, или только подозревали, они послали к нему двух наиболее знатных людей по имени Хада и Туана. Те находят его, остановившегося возле самого укрепления. Подозрения их еще более усилились. Они сказали: “Ты хочешь нас обидеть, военачальник. Не подобает тебе позволять другим отнимать наше, ни самому этого желать. Если же у тебя нет такого намерения, как можно скорее отсюда уходи и избери себе другое местопребывание. У тебя не будет недостатка в необходимых продуктах: мы все будем доставлять. Здесь же тебе оставаться нельзя никоим образом, и мы не допустим, чтобы ты медлил и оставался здесь”.

Сотерих полагал, что никак нельзя стерпеть столь дерзкие речи. Считая, что нельзя позволять подданным колхов, которые повинуются римлянам, так неистовствовать против римлян, он приказал своим телохранителям избить их палками, которые те носили. Те жестоко с ними расправились и отпустили их полумертвыми. Совершив это, Сотерих оставался там же, полагая, что из этого не произойдет никакой беды и что ему так же нечего бояться, как если бы он подверг телесному наказанию своих преступных рабов, и затем, когда настала ночь, беззаботно лег спать, не расставив никаких караулов. Равным образом его сыновья, спутники, домашняя прислуга и рабы, следовавшие за ним, все они более беззаботно, чем следовало в неприятельской стране, предались сну. Между тем мисимияне, не стерпев полученного оскорбления, вооружившись, набросились на них и, ворвавшись в помещение, где почивал военачальник, немедленно перебили спавших рабов. Когда, естественно, поднялся сильный крик и шум, сознание беды дошло до Сотериха и прочих, которые там находились. Когда они со страхом соскочили со своих постелей, еще отягченные и расслабленные сном, то совершенно не могли защищаться. У одних закутанные шкурами ноги препятствовали движению. Другие же, бросившись за мечами, чтобы принять участие в беспорядочной схватке, беспомощно метались впотьмах, не зная, что делать, и наталкивались на стены, позабыв, где положили оружие. Некоторые, отчаявшись в обрушившемся на них бедствии, ничего и не предпринимали, а только звали один другого и издавали жалобные вопли, не зная, что предпринять. Когда они находились в таком состоянии, ворвавшиеся варвары изрубили и самого Сотериха, и его детей, и всех прочих; разве только кто случайно ускользнул через заднюю дверь или другим способом. Когда преступники это сделали, они ограбили поверженных и все имущество, которое те привезли с собою, и сверх того императорскую казну, расправившись (с Сотерихом и его свитой) как с настоящими врагами, а не друзьями и господами.

МЕНАНДР ПРОТИКТОР (VI в.)

Продолжение истории Агафиевой

(Пер. Сп. Дестуниса)

558 г. н.э. Авары, после долгого скитания, пришли к аланам и просили их вождя Саросия,22 чтобы он познакомил их с римлянами. Саросий известил о том Юстина, сына Германова, который в то время начальствовал над войском, находившимся в Лазике. Юстин донес о просьбе Аваров царю Юстиниану, который велел полководцу отправить посольство аваров в Византию. Первым посланником этого народа был избран некто по имени Кандих.

562 г. н.э. После многих споров об этих и других предметах, написан был договор о пятидесятилетнем мире на персидском и эллинском языках… Покажем, что заключал в себе договор о мире. Постановлено было первое: чтоб персы не позволяли ни гуннам, ни аланам, ни другим варварам переходить в римские владения ущельем Хоруцон23 и вратами Каспийскими, и чтобы римляне ни в это место, ни в другие пределы мидийского государства не посылали войска на персов.

568 г. н.э. Достигнув Алании, римляне хотели представиться Сародию, владетелю этой страны, вместе с провожавшими их турками. Сародий принял дружелюбно Зимарха и людей его; но объявил, что туркские посланники допущены будут к нему не иначе, как по сложении оружия. Это подало повод к спорам, продолжавшимся три дня. Зимарх был посредником между спорящими. Наконец, турки, сложив оружие, как требовал Сародий, были к нему допущены. Князь аланский предупредил Зимарха, чтоб он не ехал по дороге миндимианов, потому что близ Суании находились в засаде персы. Он советовал римлянам возвратиться домой по дороге, называемой Даринской. Зимарх, узнав об этом, послал по дороге Миндимианской десять человек носильщиков с шелком, чтобы обмануть персов и заставить их думать, что шелк послан наперед и что на другой день явится он и сам. Носильщики пустились в путь, а Зимарх, оставив дорогу Миндимиянскую, на которую, полагал он, персы сделают нападение, поехал по дороге Даринской и прибыл в Апсилию. Он достиг Рогатории, потом и Понта Эвксинского.

576 г. н.э. (Речь Турксанфа, обращенная римскому послу). “Посмотрите, несчастные, на аланские народы, да еще на племена утигуров, которые были одушевлены безмерно бодростью, полагались на свои силы и осмелились противостать непобедимому народу туркскому; но они были обмануты в своих надеждах. Зато они и в подданстве у нас, стали нашими рабами”. Так хвастал Турксанф, человек высокомерный и тщеславный.

576 г. н.э. При Кесаре Тиверии римские полководцы напали на Алванию,24 взяли заложников из среды сабиров и других народов, и возвратились в Византию. Туда же прибыли посланники предавшихся phlkm`l алан и сабиров, и кесарь принял их благосклонно и радушно. Он спросил у них, сколько денег получили от царя персидского: этим кесарь предоставил им свободу преувеличивать ложным показанием, сколько угодно, получаемую сумму и скрывать истину хвастовством, и сказал им: “Я вдвое больше буду давать, как начальствующим над вами, так и вам самим”. Когда варвары это услышали, то им показалось, что они получили особенную милость от бога, сделавшись подданниками римскими. Они донесли кесарю, что Авир недавно возмутился и, ни во что не ставя заложников, перешел на сторону персов. Впоследствии кесарь, имев свидание с посланниками, переговорил с ними о мерах, которые надлежало принять. Он сказал им, что тем, которые пристанут к нему добровольно, будет оказывать благодеяние, а тех, которые не захотят этого, подчинит своей власти.

ФЕОВИЛАКТ СИМОКАТТА (VII в.)

История

(Пер. С.П. Кондратьева)

3. …На седьмом году правления Юстиниана-младшего по легкомыслию императора нарушили договор с персами, и счастливое время мирного существования было нарушено и уничтожено: в жизнь ромеев и мидийцев вторглась война, этот источник бедствий, можно сказать, пристанище всех несчастий…

6. Ромеи обвиняли в этом персов и всюду провозглашали их виновниками войны… 7. Кроме того, сердясь на них, ромеи говорили, что когда тюрки впервые отправили к ним послов, то персам удалось подкупить алан деньгами, чтобы они убили шедших через их область к ромеям послов и тем добились затруднения в их сношениях.25

КАНДИД ИСАВР (VII-VIII в.)

История

(Пер. Сп. Дестуниса)

…Леонт26 достигнул царства стараниями Аспара,27 родом алана, но с молодых лет служил (при римском войске). Аспар имел от трех браков трех сыновей: Ардабурия, Патрикия и Эрменариха и двух дочерей. Царь Леонт приказал убить Аспара и сыновей его, Ардабурия и Патрикия Кесаря. Но Кесарь, против всякого чаяния, оправился от ран и спасся, и третий сын Аспара, Эрменарих, также избежал смерти, потому что в то время находился при отце.

ФЕОФАН ВИЗАНТИЕЦ (752-819)

Летопись

572 г. Маркиан, племянник царя Юстина, был назначен полководцем востока. Он отправился против Хозроя в восьмом году царствования Юстина. Иоан, полководец Армении, и Мириан, полководец персов, который назывался и Вараман, собирали войска. Армянам помогали: колхи, абасги и Сарой, царь аланов. Маркиан дал сражение Мириану при Нисивии, разбил его, убил тысячу двухсот неприятелей, и взял в плен семьдесят человек.

717 г. В этот год воцарился Лев, родом из Германики, а по правде из Исаврии. Императором Юстинианом II – в первое его царствование – он вместе с родителями был переслан в Месемврию во Фракий. Во второе царствование Юстиниана он встретил его, идущего с болгарами, с подношением в пятьсот овец. Ублаготворенный Юстиниан произвел его тотчас в спафарии28 и относился к нему, как к ближайшему другу. Некие завистники оклеветали перед ним Льва в стремлении захватить власть. При расследовании этого дела они были изобличены в клевете, но слух этот с тех пор распространился. Юстиниан, если и не хотел явно погубить его, то какая-то неприязнь ко Льву в нем укоренилась, – и вот он отсылает его в Аланию с деньгами, для того, чтобы поднять аланов на Абасгию, в то время как арабы завладевали и Абасгией, и Лазикой, и Иверией.

Лев, прибыв в Лазику, деньги оставил на хранение в Фазисе. Взяв с собой немного местных жителей, он отправился в Апсилию и, преодолев Кавказские горы, пришел в Аланию. Тем временем Юстиниан, желая погубить спафария, послал за деньгами и забрал их из Фазиса. Аланы же, приняв спафария со всеми почестями и послушавшись его речей, напали на Абасгию и полонили ее. Тогда властитель абасгов заявляет аланам: “Думаю, что у Юстиниана нет другого такого лжеца, как этот человек, которого он мог бы послать, чтобы поднять вас на нас, ваших соседей. Он ведь обманул вас и насчет денег, которые обещал. Ведь Юстиниан прислал за ними и забрал их. Так выдайте нам его, а мы дадим вам три тысячи номисм, и да не иссякнет наша старинная друг к другу любовь”. Но аланы ответили: “Не ради денег мы послушались спафария, а из любви к императору”. И снова абасги шлют к ним послов со словами: “Выдайте нам его, а мы дадим вам шесть тысяч номисм”.

Аланы, желая изучить страну абасгов, уговорились взять шесть тысяч номисм и выдать спафария. Они доверились во всем спафарию и сказали ему: “Как видишь, дорога, ведущая на Романию, закрыта, и как добраться туда, ты не знаешь. Но давай лучше схитрим, договоримся с ними, что отдадим тебя, и вместе с их людьми отправим наших, обследуем их клисуры, разграбим и опустошим их земли и тем самым послужим и вам. После того как послы алан пришли в Абасгию и договорились передать спафария, они получили от абасгов много подарков, в ответ же абасги посылают еще больше послов с условленным количеством золота, чтобы g`ap`r| спафария. А спафарию аланы говорят: “Эти люди, как мы предупреждали, явились забрать тебя, и Абасгия тебя ждет. Так как мы соседствуем с ними, отправятся к ним и купцы. Наконец, чтобы не расстроить наш замысел, мы передадим тебя открыто, но когда вы двинетесь в путь, мы тайно пошлем вслед своих людей, убьем послов, а тебя укроем до тех пор, пока не соберется наше войско и мы не нападем внезапно на их земли”.

Так оно и случилось. Послы абасгов, взяв спафария вместе с его людьми, связали их и отправились в путь. Между тем аланы со своим предводителем Итаксием, напав на абасгов с тыла, убивают их и прячут спафария. Собрав затем войско, он (Итаксий) двинулся против Абасгии и, напав неожиданно на клисуры, захватил еще больше пленных и еще сильнее опустошил их страну. Юстиниан, услышав о том, что даже без денег поручение его было выполнено, шлет абасгам послание следующего содержания: “Если вы спасете нашего спафария и позволите ему невредимым пройти через ваши земли, то мы простим вам все ваши прегрешения”. Абасги, с радостью приняв это послание, вновь шлют послов в Аланию со словами: “Мы дадим вам в заложники наших детей, вы же выдайте нам спафария, чтобы мы отослали его Юстиниану”. Но спафарий не согласился на это, сказав: “Бог в силах отворить мне врата возвращения, а через Абасгию я не пойду”.

Спустя некоторое время войско ромеев и армян напало на Лазику и осадило Археополь, но узнав о нашествии сарацин, отступило. От него отделилось около двухсот человек, которые с грабежами поднялись к областям Апсилии и жителей Кавказа. Когда же сарацины захватили Лазику, войско ромеев и армян, обратившись в бегство, повернуло к Фасису. А те двести человек, отчаявшись в надежде на спасение, остались в Кавказских горах и предавались грабежам. Узнав об этом, аланы решили, что на Кавказе находится большое войско ромеев и с радостью сообщили спафарию: “Ромеи приближаются, ступай к ним. Спафарий, взяв с собой пятьдесят аланов и преодолев на снегоступах в месяце мае снега Кавказа, нашел, к великой радости, ромеев и спросил их: “Где войско?” Они ответили: “Когда вторглись сарацины, войско повернуло в Романию, а мы, не имея возможности отправиться в Романию, направлялись в Аланию”. На это Лев сказал им: “Что мы будем делать теперь?” Они ответили: “Через эту страну нам пройти невозможно”. Спарфий сказал: “Невозможно пройти и другим путем”.

КОНСТАНТИН БАГРЯНОРОДНЫЙ (908-959)

Об управлении империей

(Под ред. Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева. Изд. второе,

исправленное. М., 1991 г.)

10. О Хазарии, как нужно и чьими силами воевать (с нею). Знай, что узы29 способны воевать с хазарами, поскольку находятся с ними в соседстве, подобно тому как и эксусиократор30 Алании. Знай, девять климатов31 Хазарии прилегают к Алании, и может алан, если, конечно, хочет, грабить их отселе и причинять великий ущерб и бедствия хазарам, поскольку из этих девяти климатов являлись вся жизнь и изобилие Хазарии.

11. О крепости Херсон и крепости Боспор. Эксусиократор Алании не живет в мире с хазарами, более предпочтительной считая дружбу василевса ромеев, и когда хазары не желают хранить дружбу и мир в отношении василевса, он (эксусиократор Алании) может сильно вредить им, подстерегая на путях и нападая на идущих без охраны при переходах к Саркелу, к климатам и к Херсону. Если этот эксусиократор постарается препятствовать хазарам, то длительным и глубоким миром пользуются и Херсон и климаты, так как хазары, страшась нападения аланов, находят небезопасным поход с войском на Херсон и климаты и, не имея сил для войны одновременно против тех и других, будут принуждены хранить мир.

12. О Черной Булгарии32 и о Хазарии. Так называемая Черная Булгария может воевать с хазарами.

25. Из истории блаженного Феофана Сагрианского. В то время готы и иные многочисленные народы обитали в наиболее северных областях, вплоть до Дуная. Особенно заслуживающими внимания из них являются готы, визиготы, гепиды и вандалы, кроме как по имени ничем другим не различающиеся и говорящие на одном языке… При Аркадии и Гонории, перейдя Дунай, они поселились в земле ромеев… Визиготы, опустошившие с Аларихом Рим, ушли в Галлию и овладели ее населением… Что же касается вандалов, то они, соединившись с аланами и германцами, ныне называемых франками, и перейдя реку Рейн под предводительством Годикискла, поселились в Испании,33 являющейся первой страной Европы, начиная с Западного Океана.

… Когда умер Готфарий, самодержцем вандалов стал Гизерих. Бонифаций же, получив послание, выступил против вандалов, после того как к нему прибыло большое войско из Рима и Византии во главе с Аспаром. В состоявшемся сражении с Гизерихом войско римлян было разбито. Так, прибыв с Аспаром в Рим, Бонифаций был избавлен от подозрений, доказав истину. Африка, однако, оказалась в руках вандалов. Тогда и Маркиан, бывший воином на службе у Аспара, а впоследствии василевсом, был живым взят в плен Гизерихом.

31. О хорватах… Хорваты, ныне живущие в краях Далмации, происходят от некрещенных хорватов, называвшихся “белыми”, которые обитают по ту сторону Туркии, близ Франгии, и граничат со славянами – некрещенными сербами. Имя хорваты на славянском языке означает “обладатели большой страны”… Великая Хорватия, называемая “белой”, остается некрещенной dn сего дня, как и соседние с нею сербы. Она выставляет еще меньше конницы, как и пешего войска, сравнительно с крещенной Хорватией, так что является более доступной для грабежей и франков, и турок, и пачинакитов.

32. О сербах… Да будет ведомо, что сербы происходят от некрещенных сербов, называемых также “белыми” и живущих по ту сторону Туркии…

42. Землеописание от Фессалоник до реки Дунай и крепости Белеград, до Туркии и Пачинакии… а к сему и до Зихии, Папагии, Касахии, Алании и Абасгии… За Таматархой,34 в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух,35 разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис, на которой находится крепость, одноименная реке,36 простирается страна Зихия.37 Ее протяженность – 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии – страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор – страна Алания. Вдоль побережья Зихии (в море) имеются островки, один крупный островок и три (малых), ближе к берегу есть и другие, используемые зихами под пастбища и застроенные ими, – это Турганирх, Царвоганин и другой островок. В бухте Спатала находится еще один островок, а в Птелеях – другой, на котором во время набегов аланов зихи находят убежище.38

ЦЕРЕМОНИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ДВОРА

(Пер. с латинского)

II,48. Формулы обращения к зарубежным владетелям.39

Принцепсу (владетелю) принцепсов великой Армении – печать золотая в три солида.

Курапалату Иберии – печать золотая в два солида: “Распоряжение от христолюбивых государей славнейшему Куропалату”.

Владетелю Алании – печать золотая в два солида: “Во имя Отца и Сына и святого Духа, одного и единого истинного нашего Бога, Константин и Роман, верные тому же Богу императоры римлян (романов), владетелю Алании и духовному сыну нашему”.

Владетелю Абасгии – печать золотая в два солида: “Распоряжение от христолюбивых Государей владетелю Абасгии”.

Архонту40 или префекту или принцепсу Албании, архонту Кребаты, в просторечии называемой Кробатой, архонту Сидона, архонтам Тцанарии, архонту Сарбана (это племя находится в середине между Тцанарией и Аланией, (архонтам Асии) там находятся ворота Каспийские,41 архонту Мокана (вокруг озера Меотиды): “Распоряжение от христолюбивых государей всем им, архонтам их провинций”.

К хакану Хазарии – печать золотая в три солида: “Во имя Отца и Сына и святого Духа, одного и единого истинного нашего Бога, Константин и Pnl`m, верные тому же Богу императоры римлян, благороднейшему и светлейшему хакану Хазарии”.

К архонту России – печать золотая в два солида: “Грамота Константина и Романа, христолюбивых императоров римлян, архонту Росии”.

ГЕОРГИЙ КЕДРЕН (XI в.)

Краткая история

(Пер. с латинского)

Около этого времени Альда, жена правителя абасгов Георгия, родом аланка,42 перейдя на сторону императора, передала ему мощную крепость Анакопию. Император пожаловал ее сыну Деметрию почетное звание магистра.

АННА КОМНИНА (XI-XII вв.)

Алексиада

(Пер. Я.Н. Любарского)

…Исаак и Алексей Комнины обладали большим обаянием и знали немало средств, чтобы смягчить даже каменные сердца. В этом деле особенно преуспел Исаак, которого еще раньше императрица избрала в мужья своей двоюродной сестре.

…Так как их (противников Комнинов) наветы на доместика не произвели впечатления на императора, рабы выбрали безопасное время (дело было вечером) и стали готовить Комниным засаду… Они обсуждали друг с другом свои планы и способы привести их в исполнение и уже открыто высказывали то, о чем раньше говорили вполголоса. Их беседу подслушал один человек, родом алан, по сану магистр, который издавна был близок к императору и принадлежал к числу его домашних. В среднюю стражу ночи, он выходит из дворца, бежит к Комниным и сообщает обо всем великому доместику. Некоторые же утверждают, что магистр явился к Комниным отнюдь не без ведома императрицы. Выслушав это ужасное известие, они (Комнины) решили сделать явным то, что до тех пор сохранялось в тайне, и с Божьей помощью позаботиться о своем спасении.

1108 г. XIII,6. Воспрянув духом, кельты43 вновь двинулись на Кантакузина. Видя, однако, что место, где Кантакузин разбил свой лагерь неудобно для них, они остерегались вступить в бой и отложили сражение. Кантакузин же узнал об их приходе и в течение ночи со всем войском переправился на другой берег реки. Солнце еще не выглянуло из-за горизонта, а Кантакузин уже облачился в доспехи, вооружил все войско и занял место перед центром; слева от него находились турки, а алан Росмик44 командовал правым флангом, где стояли его соотечественники. Кантакузин выслал против кельтов скифов с приказом qrpek|ani из луков отвлекать на себя врагов…

Скифы с готовностью отправились выполнять приказ. Но им ничего не удалось сделать, так как кельты двигались медленно, щит ко щиту, и не размыкая строя. Когда оба войска сошлись на расстоянии, удобном для боя, кельты с такой огромной силой набросились на противника, что скифы не смогли более стрелять из лука и повернулись спиной к врагам. На помощь скифам ринулись в бой турки. Кельты, однако, даже не обратили на них внимания и с еще большим пылом продолжали битву.

Видя, что скифы терпят поражение, Кантакузин приказал командовавшему правым флангом эксусиократору Росмику вместе со своими воинами (это были воинственные аланы), вступить в бой с кельтами. Однако Росмик, напав на кельтов, обратился в бегство, хотя, как лев, страшно рычал на кельтов.

КОММЕНТАРИИ

1. Отнесение алан к числу “готских” племен безусловно ошибочно. Частично это обстоятельство может быть объяснено неустойчивостью этнической номенклатуры, используемой Прокопием Кесарийским в своем труде при описании политических событий. В ее основе лежит непрочность и недолговечность возникавших в период “великого переселения народов” военно-политических союзов различных по своей этнической принадлежности племен, с одной стороны, и перенесение таких древних племенных названий, как киммерийцы, скифы, массагеты и т.п., давно уже потерявших к рассматриваемому периоду свое реальное содержание, на новых обитателей северокавказских и черноморских степей.

В тех же случаях, когда Прокопий характеризует этническую принадлежность конкретных лиц, то отличие, в частности, алан от готов совершенно очевидно. Это хорошо видно, к примеру, из описания сражения между византийцами (ромеями) и лазами с персами и аланами (VIII,8), где он четко отличает в этническом отношении алан от готов.

Упоминаемое в разбираемом отрывке племен племя скифов, по-видимому, принадлежало к числу аланских. Это мнение основывается на том, что некоторые древние рукописи “Гетики” готского историка Иордана (VI в.), где рассказывается о распаде гуннской державы после смерти Аттилы, содержат такую фразу: “Скифы, садгарии и другие (лат. цэтери – ceteri) аланы… вместо принятого “скифы, садагарии и часть (лат. церти -certi) алан…” Об этом же может свидетельствовать и то, что в решительных боях с готами скифы действовали в союзе именно с аланами во главе с Бевкой и Бабаем, что также опровергает приписываемое им германское происхождение. (Подробнее об этом см. Ф. Браун. Разыскания в области гото-славянских отношений. СПб., 1899, с.117,123,125; С.Ч. Скржинская. “Иордан о происхождении и деяниях готов”, с.332-333).

2. Под массагетами в данном случае, очевидно, имеются в виду аланы. Об этом, в частности, может свидетельствовать и имя Хорсамант – одного из телохранителей византийского полководца Велизария, который, по словам Прокопия, был “массагет родом”. Возможно, что Хорсамант идентичен упоминаемому в той же работе массагету Хорсоману, одному из “щитоносцев и копьеносцев” Велизария, т.е. телохранителей. Обе формы этого имени (или имен) имеют надежную осетинскую этимологию (см. В.И. Абаев. ОЯФ, с.168). В связи с этим следует отметить, что обозначение европейских алан массагетами, довольно частое в трудах античных авторов первых вв. н.э., в византийских источниках прослеживается вплоть до периода нашествий татаро-монголов. Так, например, в своей “Истории Византии” Никифор Грегора, рассказывая о посольстве, направленном массагетами византийскому императору с просьбой разрешить им перейти с левого берега Истра (Дуная) на правый, поскольку они с давних времен христиане, замечает, что в просторечии их называют обычно аланами (VI,10. Бонн, 1829, латинский текст, с.204).

3. 549 г. н.э.

4. Река Гиппис, по-видимому, соответствует совр. Цхенисцкали (“Конка” или “Конская река”) в Зап. Грузии.

5. Совр. Цихисдзири на территории Аджарии.

6. Апсилии – одно из древнеабхазских племен, в названии которого легко распознается самоназвание абхазов “апсуа”. В Апсилии, согласно Прокопию, есть “крепость, в высшей степени укрепленная; местные жители называют ее Тзибилой (VIII,10). Тзибила (Тцибила) отождествляется с совр. Цебельдой.

7. Проход Тзур (Чор армянских источников) соответствует Дербентскому проходу.

8. Каспийские ворота Прокопия идентичны Сарматским, Кавказским и “Вратам алан” (араб. Баб-ал-Аллан, арм. Дурн Аланац, груз. Дариали или Овста-кари) других источников, т.е. проход через Дарьяльское ущелье (см. Ю.С. Гаглойти. О Каспийских воротах Прокопия Кесарийского. ИЮОНИИ, в. XIII, 1964, с.47-51).

9. Прокопий Кесарийский определял границы Алании только по Главному Кавказскому хребту – от западных отрогов Кавказа до Дарьяльского ущелья, не уточняя ее северных и южных пределов.

10. Поскольку до Прокопия гуннов в древности “называли киммерийцами” (VIII,5), то отнесение им сабиров к гуннам еще не решает проблему их этнической принадлежности. По мнению некоторых исследователей, в основе этнонима сабиров (савиров) лежит осет. сау ир (черные иры), т.е. осетины. В связи с этим заслуживает внимания, что сваны-лашхцы называли осетин “савиарами”, а страну – “Сауети”, которые затем были перенесены на тюркоязычных карачаевцев (см. И. Нижерадзе. Сванетские тексты, с.4-5, 22-25, 38-39; А.Н. Грен. Сванетские тексты, с.129; А. Nmh`m. Сборник сванских названий деревьев и растений, с.VI-VII).

О расширительном употреблении этнонима гуннов Прокопием свидетельствует и упоминание им среди гуннов дев-воительниц. В действительности же здесь имеются ввиду сарматские амазонки, пришедшие на помощь албанам в кон. 1 в. до н.э. во время Кавказского похода Помпея, о которых сообщает Плутарх (Помпей, 35).

11. Исследователи расходятся в определении этнической принадлежности племени брухов, помещаемых Прокопием между абхазами (абасгами) и аланами где-то в горах Зап. Кавказа. Одни исследователи относят их к абхазо-адыгским, другие – к сармато-аланским племенам. Последняя точка зрения исходит из возможного происхождения имени брухов из осет. быру (преграда, ограждение, вал) и т.д. В этом отношении заслуживает внимания, что одно из убыхских племен носило в средневековье название “аланов”.

12. Как явствует из этого отрывка, основной ударной силой аланского войска и в этот период являлась конница.

13. Имя Амбазук встречается и в “Картлис Цховреба” – в качестве имени одного из двух осетинских (аланских) предводителей второй половины 1 в. н.э., выступавших на стороне иберов в войне против Армении. Это имя четко этимологизируется по-осетински (В.И. Абаев. ИЭС,1, с.242). Обозначение Амбазука “гунном” лишний раз свидетельствует о собирательном значении имени гуннов на Северном Кавказе и в Причерноморье в V-VI вв. н.э.

14. Анастасий – император Восточно-Римской империи в 491-518 гг.

15. Кавад – шах сасанидского Ирана в конце V и первой трети VI в.

16. Одно из убедительнейших доказательств идентичности “Каспийских ворот” Прокопия с Дарьяльским проходом.

17. В описании течения реки Боас у Прокопия смешиваются рр. Чорох и Риони. Но независимо от этого, Прокопий под аланами имеет ввиду ту их часть, которая находилась в соседстве с абасгами (абхазами) к югу от хребта.

18. Область Мухирисис (Мохерезис), центром которого считается совр. Кутаиси, находилась между реками Рионом и Цхенисцкали. Нахогаран -персидский военачальник (сер. V в).

19. Цатэ – царь Лазского (Эгрисского грузинских источников) царства в Зап. Грузии, сменивший на лазском престоле своего отца Губаза в сер. V в.

20. Мисимияне (мисимианы) – вероятно, одно из древнесванских племен (Г.А. Меликишвили. К истории древней Грузии, с.65,92,100). Впрочем, существует и другая точка зрения, связывающая мисимиян с абхазским этносом (Ш.Д. Инал-Ипа. Вопросы этнокультурной истории абхазов, с.226-238).

21. Название этой крепости восходит, по-видимому, к осетинскому a8uk8ss8m – букв. “стоянка лошадей” (см. К.Г. Догузов. К истории алано-византийских отношений в VI в. “Аланы и Кавказ”, Владикавказ, 1992, с.69).

22. Саросий, именуемый Менандром также Сародием, по-видимому, идентичен Сарою, царю аланов, которые вместе с колхами и абасгами помогали в 572 г. армянам в борьбе против персов, как об этом сообщает Феофан Византиец.

23. По мнению некоторых исследователей (Де Боор, С. Каухчишвили), название Хоруцон является искаженным вариантом армянского названия Чор (Тчор), которым армянские источники называли Дербендский проход, пролегавший по западному побережью Каспийского моря. Однако к этому проходу явно неприменима характеристика “ущелье”, которое прилагается к топониму Хоруцон. Об этом же свидетельствует и обозначение Дербентского прохода византийскими авторами наименованием Тзур, как это явствует, к примеру, из данных Прокопия Кесарийского (VIII,3), которое и восходит к армянскому Чор (Тчор).

Более того, контекст, в котором содержится упоминание ущелья Хоруцон, дает основание полагать, что Каспийские ворота (Сарматские и Кавказские ворота античных авторов), идентичные укреплению, контролировавшему проход через Дарьяльское ущелье, находились в ущелье Хоруцон. Другими словами, речь здесь идет не о двух проходах через Кавказский хребет, а об одном, пролегавшем через Дарьял. В таком случае названием Хоруцон у Менандра Протиктора обозначено Дарьяльское ущелье в целом, которое осетины называют Арвы ком (Небесное ущелье).

24. Из данного контекста не совсем ясно, кого подразумевает под Алванией византийский автор – южнокавказскую Албанию или северокавказскую Аланию, имена которых, как и собственно алан и албанов, часто смешивались в источниках.

25. Менандр Протиктор, у которого содержится сообщение о посольстве тюрок-аваров к византийскому императору, не упоминает о каком-либо убийстве аварских послов, направлявшихся в Византию через Аланию (см. выше стр.12).

26. Леонт (Лев 1) – император Восточной Римской (Византийской) империи в 457-474 гг.

27. Аспар-Флавий Ардабур Аспар – полководец, представитель знаменитого и могущественного в Константинополе рода Ардабуриев-Аспаров аланского происхождения, сын Ардабура (старшего). Аспар и его сын Аспар-Ардабур (младший) выдвинулись при дворе восточных императоров – Феодосия II, Маркиана и Льва 1. Все три Аспара-Ардабура были консулами на Востоке (первый – в 427, второй – в 434 и третий – в 447 гг.) и главнокомандующими основных военных сил империи. Наиболее могущественным из них был Аспар, организовавший возведение на трон Восточной империи Льва 1.

Сохранилось большое серебряное блюдо, хранящееся в Археологическом музее Флоренции, на котором изображен Аспар во всем официальном блеске. Аспар представлен в консульской тоге, с т.н. маппой, знаком власти на публичных собраниях и на празднествах, в высоко поднятой правой руке и с жезлом, увенчанным двумя головами, олицетворяющими двух императоров в единой империи, – в левой. Рядом с креслом, на котором сидит Аспар, стоит сын Аспара – Ардабур-младший в такой же, как у отца, тоге; над его головой надпись: “Ардабур юниор претор” (Ардабур-младший, претор). В медальонах над головами этих фигур два изображения в консульских тогах с жезлами, оканчивающимися парой голов. Один из изображенных на медальоне обозначен именем “Ардабур” (по-видимому, отец Аспара), другой – Плинта (консул в 419 г.).

Круговая надпись на борту блюда относится к центральному образу -Аспару: “Фл(авий) Ардабур Аспар, муж прославленный, магистр армии и консул”.

28. Спафарий – один из высших византийских придворных чинов.

29. Узы – гузы или огузы других источников, населявшие в Х в. территорию к северо-востоку от Каспийского моря.

30. Эксусиократор – властодержец.

31. Климаты – области, входившие в состав Хазарского каганата.

32. Термины “белый” и “черный” в названиях булгарских (болгарских), сербских и хорватских, равно как и аланских, племен имели социальное значение.

33. Речь идет о событиях 20-х годов V в. – времени Великого переселения народов.

34. Таматарха – город на восточном берегу Керченского пролива, Тьмутаракань русских летописей.

35. Укрух – по смыслу совр. Кубань, хотя это название в других источниках не встречается. (Ср. осет. уёрёх – “широкий”).

36. Никопсия – крепость в районе совр. Туапсе.

37. Зихия, Папагия и Касаахия (осет. кёсёг – “кабардинцы”) -территории, занятые в Х в. адыгскими племенами.

38. Об островах на побережье Черного моря, на которых кашаки спасались во время аланских набегов, говорят и арабские авторы.

39. Как явствует из формулировок обращений к чужеземным правителям, использовавшихся византийским двором, правитель (властодержец -“эксусиократор”) Алании по своему политическому весу уступал лишь хазарскому кагану и владетелю Великой Армении.

40. Термином “архонт”, имевшим широкое распространение в византийской социально-политической титулатуре X-XI вв., обозначали как лиц, имевших определенный титул и занимавших высокую должность в структуре Византийской империи, так и чужеземных правителей, племенных вождей и т.д. Под “архонтами Асии” имеются в виду, вероятно, tend`k|m{e правители Восточных регионов Алании, контролировавших проход через Дарьяльское ущелье (“Каспийские ворота”). По-видимому, этот термин равнозначен грузинскому Мтаварни Овсетиса (правители осетинские), как именуются в грузинских источниках крупные феодалы средневековой Осетии (Ю.С. Гаглойти. Аланы, с.171).

41. Показательно, что если “Армянская география” VII в. локализует Аланские ворота в земле Тцанаров, то Константин Порфирородный называет их в Асии, а между Тцанарией и Аланией он помещает племя сарбан. Это название напоминает груз. название сел. Гарбани, расположенного на правом берегу р. Терек к югу от Дарьяльского ущелья. Согласно местным преданиям, оно было одним из крупнейших сел этого региона (см. В.Д. Итонишвили. Топонимика Деви. На груз. яз. Тб., 1971, с.90-91). Следовательно, тцанары, этническая принадлежность которых остается спорной, к этому времени должны были находиться южнее Сарбана-Гарбана.

42. В грузинских источниках Альда именуется дочерью царя овсов, что является одним из свидетельств идентичности алан и овсов (осетин).

43. Кельты – в данном случае западноевропейские наемники во главе с Боэмундом Тарентским, вторгшиеся в нач. XII в. в Эпир, где им противостояло византийское войско под командованием Кантакузина.

44. Имя Росмик сопоставляется с осет. Урузмаг.