Анатолий ГАБОЕВ. Северный Кавказ: ответственность власти

Важнейшей задачей федеральных органов власти и субъектов Северо-Кавказского региона должна стать необратимость мирного развития процессов урегулирования конфликтов на Северном Кавказе, а вслед за этим поддержание и развитие интеграционных процессов, межнациональные объединения специалистов, ученых, работников культуры и сельского хозяйства, установление экономических и культурных связей между народами региона.

Искушение любой ценой восстановить “конституционный порядок” и “защитить территориальную целостность” должно быть исключено из арсенала политических средств и действий. Чтобы выработать единую, увязанную с федеральными законами концепцию законотворческой деятельности в Северо-Кавказском регионе для стабилизации обстановки и обеспечения безопасности, необходимо укрепление федерализма. Учитывая то, что основой российского федерализма является полиэтничность России и право ее народов на самоопределение, необходимо решительно пресекать посягательства на суверенитет республик в составе российской федерации, попытки свести к унитарному минимуму объем их полномочий, как необходимо и вести активную работу по наполнению федеративных отношений реальным содержанием.

Общественная обстановка на Северном Кавказе продолжает ухудшаться. Фактически в регионе утрачен контроль над общественно политической ситуацией, традиционные рычаги управления не работают. Именно в этом регионе российская государственность испытывается на прочность. В регионе по оценочным данным действует около 30 организованных преступных группировок, занимающихся разбоями, похищениями людей, диверсиями против сотрудников и на объектах федеральных силовых ведомств. По данным правоохранительных органов 80 % террористических актов, каждое пятое бандитское нападение, 6-ая часть всего изъятого в России оружия приходится на Северный Кавказ.

Это ведь аксиома – чтобы народ доверял власти, она должна быть ответственной перед своим народом и делать все возможное, чтобы большинству людей жилось лучше. Мы всегда удивляемся, почему законы не выполняются в субъектах Российской Федерации. Да потому, что само Правительство РФ не выполняет свои законы. Оттого и на Северном Кавказе федеральные законы, в большинстве своем, не выполняются. И логично, что в этом регионе “завязался” сложный клубок проблем социально-экономического и политического характера.

В многонациональном российском государстве, устройство которого базируется на национально-региональном принципе, в государстве с разрушенной исполнительной вертикалью не могла не начаться этнизация социально-экономических и политических процессов. Сегодня мы можем сделать вывод о том, что формирующиеся в Российской Федерации отношения не являются пока ни демократическими, ни федеративными.

Уже совершенно ясно, что в России набирают силу конфедеративные тенденции с некоторыми признаками феодального общества. И опять-таки, на северном Кавказе, где воедино слились социально-экономические, этнические, политические проблемы с противоречиями в межнациональных отношениях, зреют очаги напряженности, связанные с нарушениями прав отдельных этнических меньшинств и социальных групп. Следовательно, одним из фундаментальных механизмов реализации защиты прав народов, отдельных слоев и групп людей, а также конкретного человека является укрепление федеративных отношений на Северном Кавказе, что немыслимо без усиления федерализма в Российской Федерации.

И второе условие: власть в Российской Федерации, в ее субъектах должна нести ответственность перед народом. Необходимо отработать механизм импичмента и в субъектах Северного Кавказа, где особенно проявляются волюнтаристские тенденции отдельных руководителей. Создание такого института воздействия на президентов и губернаторов позволит решить ряд проблем, необходимых для защиты конституционных, политических, правовых, социально-экономических прав человека в едином северокавказском правовом пространстве.

Сегодня в этом регионе особенно активно стал действовать преступный мир. Не прекращаются теракты, убийства, похищения людей. В 1998 году здесь было похищено 446 человек. Это только те люди, которые официально были зарегистрированы правоохранительными органами. Фактическое же количество похищенных людей гораздо больше. По сравнению с 1997 годом рост похищений людей составил 68,8%. Только на территории РСО-Алания в 1997-1998 годах было похищено 211 человек. Не прошло и двух месяцев с момента варварского теракта на центральном рынке г. Владикавказа, как был произведен очередной взрыв в п. Спутник (военном городке) г. Владикавказа. Сегодня люди вправе задать вопрос властным органам: “До каких пор преступники будут чувствовать себя вольно, будто нет никакой власти, будто они сами власть?”

Не пора ли еще раз подумать о механизмах реализации контроля над органами, которые призваны защищать права человека, обеспечивать безопасность населения?

Статистические данные говорят о том, что на Северном Кавказе p`qrer число преступлений. С 19 марта по 28 июня этого года во Владикавказе совершено три террористических акта.

Если за 5 месяцев прошлого года в РСО-Алания было зарегистрировано 2 773 преступления, то за этот же период 1999 года их в республике было уже 3 166. При этом растет и число особо тяжких преступлений. За 5 месяцев этого года совершено 1 878 именно таких, что на 314 преступлений больше соответствующего периода прошлого года. Не лучше обстоят дела и в других республиках Северного Кавказа. Особенно тревожит тот факт, что похищения людей с целью получения выкупа приобретают катастрофический характер.

Северный Кавказ, который еще лет 12 назад был образцом мира и согласия, где гостям всегда оказывали гостеприимство, сегодня стал очагом нестабильности. Пессимизм и разочарование поселились в душах людей. Иногда кажется, что властные органы бессильны перед преступным миром. И что самое худшее, уже наметился отток русскоязычного населения из республик Северного Кавказа. В отдельных субъектах Северного Кавказа уже наметилась и тенденция оттока “титульных” наций. Вот почему защита прав человека в этом неспокойном регионе приобретает исключительную важность. Правительство Российской Федерации обязано активно вмешаться в ситуацию Северо-Кавказского региона с целью обеспечения безопасности, проживающих здесь граждан РФ. До сих пор не ликвидированы последствия конфликтов между Грузией и Южной Осетией. Сегодня в РСО-Алании находится около 30 тысяч беженцев из Грузии. Не решен вопрос и осетино-ингушского конфликта. Две фундаментальные задачи стоят не только перед властными структурами Северного Кавказа, но и перед федеральной властью. Первая – это решение проблемы беженцев, находящихся не только в РСО-Алании, но и в других регионах Северного Кавказа.

Вторая – это более эффективное участие федеральной власти в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Активное финансирование строительно-восстановительных работ началось лишь в 1997 году, но темпы таковы, что понадобится более 15 лет и колоссальные средства для восстановления разрушенного жилья и объектов соцкультбыта. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие вынужденные переселенцы ютятся в вагончиках. Властные органы, по вине которых десятки тысяч людей стали мигрантами, не могут защитить их права.

И, наконец, третий момент – это поиск механизмов урегулирования отношений России с Чеченской Республикой Ичкерия. Нужны неординарные решения, которые позволили бы “российско-чеченским” отношениям войти в op`bnbne русло.

Кризис нашего общества не есть сугубо российское явление. Это глобальная проблема. Когда увеличение народонаселения обгоняет рост валового национального продукта, общество вынуждено жить либо на средства от распродажи энергоносителей или сырья, либо за счет более развитых стран и территорий. К сожалению, реформы, проводимые в Российской Федерации, пока не обрели “человеческого лица”. По-прежнему основная масса людей влачит жалкое существование. Быстрыми темпами растет смертность. Россияне медленно вымирают. Уже сегодня имеются регионы, где смертность опережает рождаемость. На общем фоне ухудшения материальных условий жизни большинства россиян заметен контраст, когда сравнительно небольшая часть людей живет в роскоши. Заметно возросла преступность среди молодежи.

Скопив огромные средства, мафиозные структуры уже проникают в структуры власти. Крушение тоталитарной системы, развал Союза, рождение новой системы, пока очень слабой, болезненной, неудачно названной “демократией”, произошло так быстро, что многие растерялись. И среди них оказалось немало политиков, руководителей регионов, субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в России сложилась такая ситуация, когда структуры “верхов” и “низов” перегруппировываются. Если “верхи” заняты борьбой за перераспределение власти, то “низы” озабочены проблемами элементарного выживания. Постепенное разочарование в демократической власти и слабое доверие ее институтам ведет к сужению социальной поддержки того, что у нас принято называть реформами.

Таким образом, нынешнее состояние социальной системы можно назвать предкатастрофогенным, хотя на зыбкой почве нынешней политики пока удается балансировать и населению, и самой власти. Но предел неустойчивого равновесия весьма ограничен и временем, и самим характером переходной ситуации.

Важнейшим условием выживания, развития, а тем более процветания всех наций и народов является упрочение единого федеративного государства. Межнациональный мир и согласие внутри субъектов Российской Федерации значительно укрепят стабильность России в целом. Но для этого нужна продуманная, четко обозначенная государственная программа по национальной политике.

Под термином “национальная политика” следует понимать совокупность отношений между различными этносами Российской Федерации в политической, социальной, экономической, культурной, духовно-нравственной и иных сферах, направленных на сохранение lefm`vhnm`k|mncn мира, самобытности каждой нации и народа, культуры, языка, традиций, дружбы и взаимосотрудничества, сохранения целостности РФ.

В последнее десятилетие мощный конфликтный материал был накоплен как на Южном Кавказе (Закавказье), так и на Северном. Здесь намертво переплелись нерешенные этнополитические, территориальные и религиозные проблемы, аккумулируя энергию межнациональной ненависти.

В конце 80-х и начале 90-х годов Кавказ захлестнул шквал межнациональных и гражданских войн. По Карабаху, югу и северу Осетии, Абхазии, Чечне пронесся смерч кровавых столкновений. Раздробленный, раздираемый межнациональными противоречиями Кавказ, сделался уязвимым, оказавшись в эпицентре геополитических интересов Запада и мусульманского мира.

Активизация исламского фундаментализма в Азербайджане, Дагестане, в республиках Северного Кавказа, нескрываемый интерес, проявленный США к Кавказу, свидетельствуют о далеко идущих намерениях Запада и мусульманских государств дальнего Зарубежья. Не скрывают своих намерений Турция и Иран, пытающиеся объявить Кавказ сферой своего влияния. Но и Россия, успевшая выпустить из рук многие рычаги влияния на Кавказе, лихорадочно занялась “кавказской политикой” и “кавказскими делами”, обозначив два взаимосвязанных блока проблем: а) сохранение Северо-Кавказских республик в составе России;

б) сохранение военного присутствия в Закавказье.

Но геополитика России не имеет четко разработанной “кавказской доктрины” и поэтому носит противоречивый и непредсказуемый характер. Уже давно ясно, что не только невежество чиновников, занимающихся национальными проблемами, но и политика с “двойным дном” завязывает новые узлы межнациональных противоречий на Кавказе.

Хотим мы этого или нет, но, в конечном счете, борьба за Кавказ между Россией, Западом и исламским миром будет определять и сегодня, и завтра, и в далекой перспективе судьбы кавказских народов, исход любых кавказских политических событий.

Безусловно, стержневым механизмом реализации защиты прав человека на Северном Кавказе является дальнейшее совершенствование федеративных отношений. Только реализация этого фундаментального механизма позволит ликвидировать кастово-бюрократическую систему управления в субъектах Северо-Кавказского региона и создаст условия для эффективной борьбы с преступными сообществами.