АЛАНИКА

       Сведения греко-латинских, византийских, древне-русских
                       и восточных источников
                           об аланах-ясах
              Составление и комментарии Ю.С.Гаглойти
         (Продолжение. Начало см. “Дарьял” 1-4’99, 1,2’00).

   

                                  

                    АРАБСКИЕ И ПЕРСИДСКИЕ АВТОРЫ

                          ТАБАРИ (839-923)

              История персов и арабов времен сасанидов

                        (Перевод с немецкого)

   

   ...Во  время царствования Хосрова, сына Кавада, многие народы,  у

которых  следующие названия: абхазы, банджаг (?), баланджар и  аланы

объединились, чтобы вторгнуться в его страну, и двинулись в Армению,

чтобы  ограбить  ее  жителей. До тех пор,  пока  они  находились  на

равнинном  и удобном пути в Армению, Хосров игнорировал их  племена;

однако  после  того,  как  они обосновались  в  его  стране,  Хосров

отправил  против них войска, которые сразились с ними  и  уничтожили

их;  только  10000 были взяты в плен и поселены в Азербайджане  и  в

соседних странах.1

   Царь  Пероз  воздвиг  в  области Сул2 и  аланов  каменную  стену,

которой  он  хотел защитить свою страну от нападений  этих  народов.

Царь  Кавад, его сын, воздвиг после него в этих областях  еще  много

укреплений.  Но когда царем стал Хосров, он приказал  воздвигнуть  в

области  Сул,  которая была разрушена, в области Гургана,  города  и

крепости,  стены  и  много других укреплений  из  камня,  чтобы  они

служили жителям защитой и могли там спасаться от внезапных нападений

врага.

   

   ИБН-РУСТЭ (нач. Х в.)

   Книга драгоценных камней

   ХАЗАРЫ.  Хазарская  земля  - страна обширная,  прилегающая  одной

стороной  к  великим горам (Кавказа), к тем самым,  в  отдаленнейших

окраинах  которых  живут Тулас3 и Лугар, и которые  простираются  до

Тифлисской страны.

   АЛАНЫ.  Выйдя  с  левой  стороны владений  царя  Серир,  идешь  в

течение  трех  дней по горам и лугам и, наконец,  приходишь  к  царю

аланов.  Сам  царь  аланов христианин, а большая часть  жителей  его

царства  неверные (кяфиры) и поклоняются идолам. Потом ты  проходишь

десятидневный  путь через реки и леса, пока не достигнешь  крепости,

называемой  Бал-ал-Лан. Она находится на вершине горы, а  под  горою

дорога  и  вокруг  крепости  высокие горы.  Стену  этого  укрепления

охраняют  каждый  день  1000 человек из  числа  ее  обитателей;  они

располагаются горнизоном на день и на ночь.

   Аланы  делятся  на  четыре племени. Почет  и  власть  принадлежит

племени   Дахсас,  а  царь  аланов  называется  “багаир”.  Имя   это

принадлежит всякому, кто у них царем.4

   

   АБУ ЭЛЬ-КАССИМ [(Х в.) Перевод с французского.]

   За  Джорзаном  и  рядом с горной цепью Кабох  расположена  страна

абхазов,  народа христианского, царь которых является вассалом  царя

алан, своего соседа.

   (У  границ) Серира и на запад от Хайдака находится горная  страна

гмиков,  христианского народа, который подчиняется своим вождям,  но

не  имеет  царя.  Гумик  находится в мире с аланами.  Из  территории

гумиков  можно  пройти  в  страну  алан,  которая  является   хорошо

возделанной. Поселения там настолько близки друг к другу, что  когда

какой-нибудь  петух начинает кричать, то все остальные отвечают  ему

вплоть  до  пределов  страны. Царь алан носит  наследственный  титул

Керкенедадж;5  столица его называется Магасс. Он проживает  также  в

g`cnpndm{u домах.

   Царь  алан имеет в своем распоряжении армию в 30000 кавалеристов.

Один  из  его предшественников принял христианство в первое столетие

династии  Аббассидов.  До этого времени аланы  были  язычниками;  но

через  несколько лет они отреклись от христианской веры  и  прогнали

епископов  и  священником,  которые были  им  присланы  византийским

императором.

   Между   страной   алан  и  горами  Кабох  возвышается   крепость,

названная  замком  Аланских  ворот,  которая  расположена  на  очень

высокой  скале на берегу реки, через которую в этом месте переброшен

мост.  Эта  единственная  дорога, посредством  которой  аланы  могут

проникать  в  горы Кабох. Они должны пройти через этот  мост,  чтобы

прибыть  в  крепость, которая, впрочем, неприступна.  Один  человек,

охраняющий  ее,  может защитить этот проход против  всех  варварских

царей  вследствие ее чрезвычайной высоты и расположения, позволяющей

командовать  над  мостом  и  дорогой. На крепости  имеется  источник

пресной  воды. Этот замок является одним из самых известных  в  мире

благодаря своей мощи, и она воспета в поэмах персов. Он был построен

по   приказу  древнеперсидского  принца  Исфендияра,  сына  Гуштасба

(Гистаспа),  который  поставил там гарнизон, чтобы  помешать  аланам

проникать  в  эти  горы.  Когда  Масслама,  сын  Абдул-Мелика,  сына

Мервана, подчинили владычеству халифа жителей горы Кабох, он поручил

своим  арабским войскам охранять это место. И в настоящее время  там

сохраняется арабский гарнизон6, который получает съестные припасы  и

одежду  из пограничного города Тбилиси, расположенного на расстоянии

пятидневного перехода от замка алан.

   Аланы  имеют  своими соседями на западе кашаков,7 большой  народ,

который  остался приверженцем религии сабеизма;8 территория  кашаков

простирается  от гор Кабох до Понтийского моря. Эта  самая  красивая

раса  между  народами этих гор... Кашаки имеют на берегу Понтийского

моря  крепости, где они укрываются во время нападений  алан.  Однако

nmh  не  находились  бы  в таком состоянии,  если  бы  они  захотели

подчиниться  власти  одного лица. Можно сказать,  что  если  бы  они

объединились между собой, то ни аланы, ни другие народы  этих  стран

не могли бы им противостоять.

   

   МАСУДИ (середина Х в.)

   Луга золота и рудники драгоценных камней

   Гл.17.  Царство аланов граничит с царством Серир. Цари его  носят

титул Керкандадж подобно тому, как цари Серира носят титул Филаншах.

Столица  страны называется Магас, что значит “благочестие”.  В  этой

стране  находятся  еще  крепости и угодья, расположенные  вне  этого

города,  куда  царь время от времени переезжает. В  настоящее  время

между царем аланов и Сахиб-ас Сериром заключен договор,и они взаимно

отдали  друг  за друга своих сестер. После провозглашения  ислама  в

царствование династии Аббасидов, цари аланов приняли христианство, а

до  этого  были язычниками. Но после 320(932) г. они отвратились  от

христианства  и  изгнали  бывших  прежде  епископов  и  священников,

присланных к ним царем румским.

   Между  царством  аланов  и горами Кабох  есть  крепость  и  мост,

перекинутый через громадную реку. Эта крепость называется  “Крепость

алан”.  Она  построена некогда персидским царем Исфендиляром,  сыном

Гистаспа.  Там  помещалась  стража, на  обязанности  которой  лежало

защищать  от  аланов  дорогу к горам Кабх... Эта  крепость  одна  из

крепостей,  знаменитых  в  целом  по  своей  неприступности.   Персы

упоминали  в своих стихотворениях о том, как построил ее  Исбендияр,

сын  Гистаспа. Когда Маслама-ибн-Абделмелик-ибн-Мерван пришел в  эту

область  и  покорил  жителей ее, то он поместил  в  этом  укреплении

арабский гарнизон, до настоящего времени защищающий это место.

   Царь  аланов выставляет 30000 всадников. Это царь могущественный,

сильный и пользующийся большим влиянием, чем остальные цари. Царство

его  представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных,  что

eqkh  начинают  кричать петухи, то им откликаются другие  петухи  во

всем  царстве,  благодаря  смежности и,  так  сказать,  переплетению

хуторов.

   По  соседству  с  аланами между Кабхом и Румским морем  находится

племя по имени Кешек... Аланы могуществом превосходят этот народ,  и

тот  не  был  бы  в  состоянии сохранить  свою  независимость  перед

аланами,  если бы не имел укреплений, построенных на берегу  моря...

Известно,  что  если народы, говорящие их языком, сплотятся,  то  ни

аланы, ни другой какой народ не будет в состоянии ничего предпринять

против них.

   Рядом   со   страною  аланов  живут  абхазы.  Абхазы   исповедуют

христианскую  религию и сейчас они имеют своего  царя,  но  аланский

царь главенствует (музтазхир) над ними.9

   

   ХУДУД-АЛ-АЛАМ

   Анонимная персидская география (Хв.)

   48.  ОПИСАНИЕ СТРАНЫ АЛАН И ЕЕ ГОРОДОВ. К востоку и югу  от  алан

находится  Сарир; к западу от него - Рум; к северу  -  море  Гурз  и

хазарские  печенеги. Вся эта страна представляет  собой  гористую  и

пересеченную  местность.  Царь  алан  является  христианином.  Аланы

обладают  1000  больших деревень. Среди алан имеются как  христиане,

так  и  идолопоклонники. Одна часть народа является горцами,  другая

часть живет на равнине.

   Кашак  -  область  Алании на побережье моря  Гурз.  Это  приятное

место и там у них имеются торговцы.

   Хайлан, город, где расквартирована армия царя.

   Дар-и-Алан  (Аланские ворота), городок, расположенный на  вершине

горы. Каждый день 1000 человек несут по очереди охрану ее стен.

   49.  Из  Алании  и Серира в мусульманские страны продается  много

рабов.

   

   ИБН-АЛ-АСИР (1160-1233)

   ХII. О том, как поступили татары с аланами и кипчаками

   Перебравшись  через Ширванское ущелье, татары двинулись  по  этим

областям,  в  которых много народов, в том числе  аланы,  лезгины  и

разные тюркские племена. Они ограбили и убили много лакзов (лезгин),

которые  были  частично мусульмане и частично неверные.  Нападая  на

жителей  этой  страны,  мимо которых они проходили,  они  прибыли  к

аланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них.

Аланы употребили все свое старание, собрали у себя толпу кипчаков  и

сразились с татарами. Ни одна из обеих сторон не одержала верха  над

другою.

   Тогда  татары  послали сказать кипчакам: “Мы с вами  одного  рода

(происхождения), а эти аланы вам не родня, чтобы вы им  помогали,  и

их религия не похожа на вашу. Мы вам даем обещание не трогать вас  и

мы  вам  дадим  сколько хотите денег и одежды,  если  вы  не  будете

вмешиваться  между  нами  и  ими”.  И,  действительно,  между   ними

состоялось соглашение относительно количества денег, одежды и  т.д.,

которые  татары  должны  были  дать кипчакам,  и  они  действительно

преподнесли  кипчакам то, о чем было уговорено. После этого  кипчаки

покинули  город  аланов  и  на  них напали  татары,  многих  из  них

перебили, ограбили и увели в плен.10

   Потом  татары  направились к кипчакам, которые, чувствуя  себя  в

безопасности,  в  силу  заключенного между  ними  и  татарами  мира,

разошлись. Не не успели они опомниться, как неожиданно напали на них

татары,  вторглись в их страну и по очереди нанесли им  поражение  и

отняли у них вдвое больше того, что им дали. Кипчаки, жившие далеко,

услышав  об  этом, бежали далеко без боя, причем одни из них  искали

убежища в лесах, другие в горах, а иные ушли в страну русов;  татары

же  остались в стране кипчаков, богатой большими пастбищами зимой  и

летом.

   

   ДЖУЗДЖАНИ (XII-XIII вв.)

   Насировы разряды

   ...Туши   был  старший  сын  Чингиз-хана.  Когда  он,  вследствие

замысла  против  отца,  переселился из  мира  сего,  то  после  него

осталось  много  сыновей; старше всех их был  Бату;  его  Чингиз-хан

посадил  на  престол на место его отца. Под его  власть  попали  все

земли  племен  Туркестана, начиная от Хорезма,  булгар,  буртасов  и

саклабов,  до  пределов Рума; он покорил в этих  краях  все  племена

кипчак,  канглы, йемек, ильбари, рус, черкес и ас до моря Мраков,  и

они все подчинились ему.

   

   Рассказ о покорении Булгара, Страны асов и Руси

   Когда  каан  (Угетай) во второй раз устроил  большой  курилтай  и

назначил  совещание относительно уничтожения и истребления остальных

непокорных, то состоялось решение завладеть странами Булгара, асов и

Руси,  которые находились по соседству становища Бату, не  были  еще

окончательно покорены и гордились своей многочисленностью. Поэтому в

помощь  и  подкрепление  Бату Угетай назначил  следующих  царевичей:

сыновей Тулуя Менгу-хана и брата его Бучека, из сыновей Гуюк-хана  и

Кадагана и других царевичей: Кулькана, Бури, Байдара, братьев Бату -

Хорду  и  Тангута и несколько других царевичей, а из знатных  эмиров

(там)  был  Субатай-бахадур. Царевичи для устройства своих  войск  и

ратей  отправились  каждый  в свое становище  и  местоприбывание,  а

весной выступили из своих местопребываний и поспешили опередить друг

друга.  В пределах Булгара царевичи соединились; от множества  войск

земля  стонала  и  гудела,  а  от  многочисленности  и  шума  полчищ

столбенели  дикие  звери и хищные животные. Сначала  они  (царевичи)

силою  и  штурмом взяли город Булгар, который известен  был  в  мире

недоступностью  местности  и  большою  населенностью.  Для   примера

подобным им жителей его (частью) убили, а (частью) пленили.

   Оттуда  они  (царевичи)  отправились  в  земли  Руси  и  покорили

nak`qrh  ее до города М.К.С.11, жители которого, по многочисленности

своей,  были  (точно) муравьи и саранча, а окрестности были  покрыты

болотами  и лесом до того густым, что (в нем) нельзя было  проползти

змее.  Царевичи  сообща окружили город с разных сторон  и  сперва  с

каждого  бока  устроили такую широкую дорогу,  что  (по  ней)  могли

проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили

метательные  орудия.  Через несколько дней  они  оставили  от  этого

города  только  имя  его,  и нашли (там) много  добычи.  Они  отдали

приказание  отрезать людям правое ухо. Сосчитано было  270000  ушей.

Оттуда царевичи решили вернуться.

   О  ВОЙНЕ  С  КЕЛАРАМИ И БАШГИРДАМИ. Когда Русь, кипчаки  и  аланы

были  уничтожены,  то  Бату  решил истребить  келаров  и  башгирдов,

многочисленный  народ христианского исповедания,  который,  говорят,

живет  рядом  с франками. Для этой цели он приготовил войска  и,  по

наступлению нового года, выступил.

   РАССКАЗ  О БАЧМАНЕ И УНИЧТОЖЕНИИ ЕГО. Когда каан Угетай  отправил

Мангу-каана,  Бату  и  других царевичей для  овладения  пределами  и

областями  Булгара,  асов,  Руси  и племен  кипчакских,  аланских  и

других,  когда все эти земли были очищены от смутьянов  и  все,  что

уцелело   от  меча,  преклонило  голову  пред  начертанием   высшего

повеления,  то между кипчакскими негодяями оказался один,  по  имени

Бачман,  который с несколькими кипчакскими удальцами успел спастись;

к  нему  присоединилась группа беглецов. Так  как  у  него  не  было

(постоянного) местопребывания и убежища, где бы он мог остановиться,

то  он каждый день оказывался на новом месте, как говорится в стихе:

“Днем  на  одном  месте, ночью на другом”, и из-за своего  собачьего

нрава бросался, как волк, в какую-нибудь сторону и уносил что-нибудь

с собою.

   Мало-помалу   зло  от  него  усиливалось,  смута   и   беспорядки

умножались.  Где  бы  войска (монгольские) не искали  следов  (его),

нигде  не  находили  его,  потому что он уходил  в  другое  место  и

nqr`b`kq невредимым. Так как убежищем и притоном ему большею  частью

служили  берега Итиля, он укрывался и прятался в лесах их  наподобие

шакала, выходил, забирал что-нибудь и опять скрывался, то повелитель

Менгу-каан  велел  изготовить 200 судов и на  каждое  судно  посадил

сотню  вполне  вооруженных монголов. Он и брат его Бучек  оба  пошли

облавой по обеим берегам реки.

   Прибыв  в  один  из  лесов Итиля, они нашли  следы  откочевавшего

утром  стана:  сломанные телеги и куски свежего  конского  навоза  и

помета,  а  посреди  всего  этого  добра  увидели  больную  старуху.

Спросили,  что  это значит, чей это был стан, куда  он  ушел  и  где

искать  (его).  Когда  узнали  наверняка,  что  Бачман  только   что

откочевал  и  укрылся на острове, находящемся посреди  реки,  и  что

забранные  и  награбленные  во время беспорядков  скот  и  имущество

находятся на том острове, то вследствие того, что не было  судна,  а

река  волновалась подобно морю, никому нельзя было переплыть (туда),

не  говоря  уже  о  том, чтобы погнать туда лошадь.  Вдруг  поднялся

ветер, воду от места переправы на остров отбросил в другую сторону и

обнаружилась земля. Менгу-каан приказал войску немедленно  поскакать

(на  остров).  Раньше,  чем  он  (Бачман)  узнал,  его  схватили   и

уничтожили  его  войско. Некоторых бросили в воду, некоторых  убили,

угнали  в  плен  жен  и  детей, забрали с собою  множество  добра  и

имущества  и  (затем) решили вернуться. Вода опять  заколыхалась  и,

когда войско перешло там, все снова пришло в прежний порядок. Никому

из  воинов  от  реки беды не приключилось. Когда Бачмана  привели  к

Менгу-каану,  то  он  стал просить, чтобы  тот  удостоил  убить  его

собственноручно.  Тот  приказал брату своему  Бучеку  разрубить  его

(Бачмана) на две части.12

   

   РАШИД-АД-ДИН (1247-1318)

   Сборник летописей

   (Пер. О.И. Смирновой)

   После  опустошения  хамадана в месяце  раджабе  618  г.  (август-

сентябрь  1221  г.)  монголы направились в  Нахчеван,  взяли  его  и

учинили там избиение и грабеж... Оттуда они направились на Арран, но

прежде  взяли Серав и учинили избиение и грабеж; точно так  же  было

поступлено и с Ардебилем. Оттуда они пошли на город Байлакан,  взяли

его  и перебили малых и больших. Затем они напали на Гянджу, которая

была  самым большим из городов Аррана, и ее также взяли и  полностью

разрушили.

   Оттуда  они  направились  в Гурджистан (Грузию),  а  те,  приведя

войско в боевой порядок, приготовились к сражению. Когда они сошлись

друг  с  другом, Джэбе с пятью тысячами людей отправился в засаду  в

одно  потаенное  место, а Субэдай с войском пошел  вперед.  В  самом

начале  сражения монголы бежали; гурджии пустились их  преследовать.

Джэбэ  вышел  из  засады; их захватили в середину и  в  один  момент

перебили тридцать тысяч гурджиев.13 Оттуда они (монголы) направились

к  Дербенду  Ширванскому,  по пути захватили  осадою  город  Шемаху,

учинили там поголовное избиение и увели с собою множество пленных.

   Так как пройти через Дербенд было невозможно, они послали Ширван-

шаху сказать: “Ты пришли несколько человек, чтобы мы заключили мир”.

Он  прислал десять человек из вельмож своего народа; одного  из  них

монголы  убили, а другим сказали: “Если вы покажете нам  путь  через

Дербенд, мы вас пощадим, в противном случае мы вас тоже убьем!”  Они

от  страха  за  свою жизнь указали путь, и те прошли. Когда  монголы

дошли  до  области  алан, где население было многочисленно,  то  оно

совместно  с кипчаками сразилось с монгольским войском,  и  ни  одна

сторона   не   одержала  верха.  Тогда  монголы  сообщили   кипчакам

следующее: “Мы и вы - одного племени и происходим из одного рода,  а

аланы  нам  чужие. Мы с вами заключим договор, что не причиним  друг

другу вреда, мы дадим вам из золота и одежд то, что вы пожелаете, вы

же  оставьте  нам аланов”. Одновременно они послали  кипчакам  много

всякого добра. Кипчаки повернули назад. Монголы одержали победу  над

`k`m`lh и то, что было предопределено судьбою в отношении избиения и

грабежа, они то и осуществили.

   Кипчаки   же,   полагаясь  на  заключенный  мир,   без   опасения

разбрелись  по  своим  областям. Монголы  внезапно  напали  на  них,

перебили всех, кого нашли, и взяли назад столько же, сколько  отдали

раньше. Уцелевшая часть кипчаков бежала в страну русов...

   

   Рассказ  о  войнах, которые вели царевичи и войско монгольское  в

Дешт-Кипчаке, Булгаре, Руси, Мокше, Алании, Маджаре, Буларе (Польша)

и Башгирде (Венгрия), и завоевании ими тех стран.

   ...в  ту  зиму, царевичи и эмиры собрались в долинах рек Хабан  и

отправили эмира Субадая с войском в страну асов и в пределы Булгара.

Они  дошли  до  города (Булгара) Великого и до других областей  его,

разбили  тамошнее войско и заставили их покориться. Пришли  тамошние

вожди  Баян  и  Джику, изъявили царевичам покорность,  были  (щедро)

одарены  и  вернулись обратно, но потом опять возмутились.  Вторично

послали  туда  Субадай-бахадура для их  усмирения.  Затем  царевичи,

составив  совет,  пошли каждый со своим войском  облавой,  устраивая

сражения  и  занимая попадавшиеся им по пути области.  Менгу-каан  с

левого  крыла  шел  облавой по берегу моря  (Каспийского).  Бачмана,

одного  из  бесстыднейших эмиров тамошних, из  народа  кипчаков,  из

племени  ольбурлик, и Качир-укулэ, из племени асов, обоих забрали  в

плен.

   Дело  то  происходило  так: этот Бачман с  группой  других  воров

спасся  от  меча; к нему присоединились скопище других беглецов.  Он

бросался  во  все  стороны и что-нибудь да  уносил;  бесчинство  его

увеличивалось  изо  дня  в день. Постоянного местопребывания  он  не

имел,  и  потому  войско  монгольское  не  могло  схватить  его;  он

скрывался  в  лесах на берегу Итиля. Менгу-каан приказал  изготовить

200  судов  и  на каждое из них посадить по 100 человек  монголов  в

полном  вооружении. Он же сам с братом своим Бучаком шли облавой  по

naehl  берегам  реки. В одном из итильских лесов  они  нашли  свежий

навоз  и прочее, оставшееся от спешно откочевавшего лагеря, а  среди

этого  застали больную старуху. От нее узнали, что Бачман перебрался

на  один  остров  и  что  все, попавшее за это  время  в  руки  его,

вследствие злодеяний и бесчинства его, находятся на том острове.  За

отсутствием  судна  нельзя  было переправиться  через  Итиль.  Вдруг

поднялся  сильный ветер, вода забушевала и ушла в другую сторону  от

того  места, где переправлялись на остров. Благодаря счастью  Менгу-

каана, земля стала видна, и он приказал, чтобы войска прошли по ней.

Они  схватили его (Бачмана), истребили его сообщников,  кого  мечом,

кого в реке, и взяли там много имущества. Бачман просил, чтобы Менгу-

каан  собственною благословленною рукою порешил дело его; Менгу-каан

приказал брату своему Бучеку разрубить Бачмана на две части.  Качир-

укулэ, одного из эмиров асов, также убили.

   

   ХАМДАЛЛАХ КАЗВИНИ (XIII-XIV вв.)

   Избранная история

   ...Туши-хан, сын Чингиз-хана, был старший сын его. По  приказанию

отца  ему вверены были область Хорезм, Дешт-и-Хазар, Булгар, Саксии,

аланы, асы, русские, Микес, башкирды и те пределы.

   

   АБУЛЬФЕДА (1273-1331)

   География

   (Пер. с французского)

   Кашаки  -  это народ, который поселился между абхазами и аланами.

Затем,  направо страны булгар и со стороны юга, расположено  царство

алан, которое простирается до пределов страны булгар.

   К  востоку  от  абхазцев,  на берегу моря  находится  город  алан

(Мединет-Аланийе). Этот город назван так потому,  что  его  населяет

народ   аланской  расы;  аланы  являются  тюрками,  которые  приняли

христианство. Этот город расположен на 69о северной широты и на  46о

bnqrnwmni  долготы. Аланы в большом количестве обосновались  в  этой

стране, так же как и за Воротами Ворот.

   В  соседстве находится народ тюркской расы, называющийся  ассами;

этот народ того же происхождения и той же религии, что и аланы.14

   Главный замок аланов является одним из самых укрепленных  мест  в

мире  и  увенчан  облаками подобно тюрбану. Он находится  на  73о24’

северной  широты  и  45о40’ долготы; его местоположение  на  вершине

горы, которая тянется к железным воротам. Татары, говорят, встретили

под  его  стенами сильное сопротивление и смогли проникнуть  в  него

лишь с помощью хитрости и после продолжительной осады.

   Русские  являются  народом  тюркской  расы,  которые  на  востоке

соприкасаются с гуззами, народом также тюркской расы.

   

   ЭЛЬОМАРИ (XIV в.)

   У  султана Золотой Орды Узбека рати черкесов, русских и ясов. Это

жители  городов благоустроенных, людных да гор лесистых, плодовитых.

У  них произрастает посеянный хлеб, водится скот и добываются плоды.

Они  (черкесы, русские и ясы) не в силах сопротивляться султану этих

стран и потому обходятся с ним, как подданные его, хотя у них есть и

свои  цари.  Если они обращались к нему с повиновением, подарками  и

приношениями, то он оставлял их в покое; в противном случае делал на

них грабительские набеги и стеснял их осадами; сколько раз он убивал

их  мужчин, забирал в плен их жен и детей, уводил их рабами в разные

страны.15  Что касается городов черкесских, русских и ясских,  то  у

них  всего этого очень много. Там много меда белого цвета, приятного

на вкус, лишенного остроты.

   ...Хотя   они  (монголы)  одержали  верх  над  ратями   черкесов,

русских, маджаров и ясов, но эти народы похищают детей их и  продают

их  купцам... Монголы смешались с ними (кипчаками), и земля одержала

верх  над природными и расовыми качествами их. И все они стали точно

кипчаками, как будто они одного (с ними) рода.

   

   ШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ (XV в.)

   Книга побед

   Имена  тех  из  рода Чингиз-хана, которые царствовали  в  Дешт-и-

Кипчаке.  Всех царей из рода Чингиз-хана, правивших в Дешт-и-Кипчаке

до сего времени, 32. 1) Джучи, которому по приказу отца принадлежали

области Хорезм, Дешт-и-Хазар, Булгар, аланы и те пределы; между ним,

Чагадаем  и Угедаем, постоянно была вражда. Он умер шестью  месяцами

раньше  Чингиз-хана.  2)  Бату, сын Джучи, которого  Угедай-каан,  с

сыном  своим  Гуюком,  с  Менгу, сыном  Тули,  с  Булганом,  Бури  и

Байдаром, сыновьями Чагадая и с большим войском отправил в  область,

находившуюся под властью его отца.

   Всей  этой областью до (земли) асов, русских, черкесов, до Крыма,

Азака  и  Булгара они овладели через некоторое время,  после  многих

битв.  К городу М.К.С., куда вследствие множества леса (даже)  ветру

трудно  было  пробраться, царевичи, срубив со всех  сторон  деревья,

проложили  дорогу  такой  ширины,  что  на  ней  могли  двигаться  4

встречные  телеги.  Они осадили город и после  взятия  (его)  отдали

приказание  об  общем избиении и сказали, чтобы  у  убитых  отрезали

правое  ухо  и представляли его. Было насчитано 270000  ушей.  Когда

настала весна и они управились с делами улуса кипчаков и аланов,  то

они  с  огромным войском двинулись на покорение (земли) келаров16  и

башгирдов, жители которой были христиане и страна которых  прилегает

к (владениям) франков.

   Рассказ о выступлении Тимура на войну против Токтамыш-хана  и  об

одержании  победы  при помощи Божией. Так как злая  судьба,  которую

непреложное  перо  начертало на челе несчастий и  бедствий,  привела

Токтамыш-хана к тому, что он, забыв все милости и попечения  Тимура,

отважился  на  неблагодарность, то он собрал со всего  улуса  Джучи,

доставшегося ему лишь благодаря помощи и содействию Тимура, огромное

войско.  Стих:  “Из  русских,  черкесов,  булгар,  кипчаков,  аланов

(жителей)  Крыма  с  Кафой и Азаком, башкирдов  и  М.К.С.  собралось

войско изрядно большое”.

   Рассказ о движении пышного поезда (Тимура) к горе Эльбрус.  Когда

мысли Тимура успокоились от дел с областью русских и черкесов, то он

со  всеми, подобными небосводу, войсками повернул к горе Эльбрус.  В

это  время гнев и горячность царские, вследствие подозрения, которое

в  действиительности  не  имело основания, отдали  приказание  убить

эмира    Осман-и-Аббаса,   и   такой   предводитель   погиб    из-за

подстрекательства нескольких подстрекателей-клеветников.

   В   намерении   покорить  неверных  знамя,   мир   завоевывающее,

направилось  на Буриберди и Буракана, который был правителем  народа

асов.  На  этом  пути  находились леса. Вырубив деревья  и  проложив

дорогу, (Тимур) оставил эмира Хаджи-Сейф-ад-дина при обозе, а сам  с

целью  джихада  взошел  на гору Эльбруса.  В  горных  укреплениях  и

защищенных  ущельях у него было много стычек с врагами  веры,  и  во

всех  делах победоносное войско (его), согласно обещанию,  “поистине

наши  войска  будут победителями”, одержало победу,  многих  из  тех

неверных,  предав мечу джихада, отправили в огонь геен, разорили  их

крепости, и милостью судьбы для победоносного войска стала несметная

добыча из имущества неверных.17 Возвратясь победоносно оттуда  после

похвальных  трудов и с бесчисленной добычей, (Тимур)  остановился  в

высочайшей  орде.  Эмир Хаджи-Сейф-ад-дин, остававшийся  при  обозе,

устроил пир и задал царское угощение.

   

        ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ (Хв.)

                       (Перевод П.К.Коковцева)

   И  заключил  царь  союз  с нашим соседом,  царем  алан,  так  как

царство  алан  сильнее и крепче всех народов, которые вокруг  нас...

Поэтому  (он заключил с ним союз, чтобы оказать помощь) в беде  друг

другу. И был ужас божий на народах, которые кругом нас, так что  они

не  приходили войною на хазарское царство. Но во дни царя  Вениамина

ondmkhq|  все  народы  на  хазар  и стеснили  их  (по  совету)  царя

македонского.  И  пришли воевать царь Асии и турок...  и  Пайнила  и

Македона; только царь алан был подмогою для хазар, так как часть  их

тоже соблюдала иудейский закон. Эти цари (все) воевали против страны

хазар,  аланский  царь пошел на их земли и нанес им (поражение),  от

которого  нет  поправления;  и ниспроверг  их  господь  перед  царем

Вениамином.

   Также  и  во  дни царя Аарона воевал царь аланский против  хазар,

потому  что  подстрекнул его греческий царь. Но Аарон  нанял  против

него  царя  турок, так как тот был (с ним дружен) и  низвергся  царь

аланский  перед Аароном, и тот взял его живым в плен. И  оказал  ему

(царь  большой)  почет и взял дочь его в жены  своему  сыну  Иосифу.

Тогда  (обязался) ему царь аланский в верности, и отпустил его  царь

Аарон  (в  свою  землю). И с того дня напал страх пред  хазарами  на

народы, которые (живут) вокруг них.18

   

   КИТАЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

   {Н.Я. Бичурин (ИАКИНФ). Собрание сведений о народах, обитавших  в

Средней Азии в древние времена, т. II, И-Л., 1950}

   

   1.  ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ, ШИ-ЦЗЫ, гл.123 (с древнейших времен  до

98 г. н.э.)

   Сведения  о  Давани появились со времени князя  Чжан  Кянь.  Чжан

Кянь  был уроженец области Хань-чжун, в правлении Гянь-юань (140-135

гг.  до  н.э.) получивший чин Лан. В сие время Сын Неба расспрашивал

покорившихся хуннов, и они единогласно показывали, что хунны разбили

юечжыского  владетеля и из головного черепа его  сделали  сосуд  для

питья.

   Юечжыский   владетель  убит  хуннским  ханом  Модэ;  после   сего

поражения сын его ушел с своим народом на запад, где так же был убит

Лаошаном, вторым хуннским ханом; уже внук покорил Кабулистан.  Здесь

p`qqj`g  хуннов  относится к второму юечжыскому  владетелю.  Из  его

головного черепа сделан лакированный сосуд для питья.

   УСУНЬ19  лежит  почти в 2000 ли от Давани на  северо-восток.  Это

кочевое владение, коего жители переходят за скотом с места на место.

В  обыкновениях сходствуют с хуннами. Усунь имеет несколько десятков

тысяч  войска,  отважного  в  сражениях.  Усуньцы  прежде  были  под

зависимостью хуннов: но когда усилились, то собрали своих вассалов и

отказались от поездов в Орду хуннов.

   КАНГЮЙ  лежит  почти  в  2000 ли от Давани на  северо-запад.  Это

кочевое   же  владение;  в  обыкновениях  совершенно  сходствует   с

юечжысцами;  имеет до 90000 войска. Кангюй смежен с  Даванию,  и  по

малосилию  своему  признает над собой на юге  власть  юечжысцев,  на

востоке власть хуннов.

   ЯНЬЦАЙ20 лежит почти в 2000 ли от Кангюя лна северо-запад. И  его

кочевое  владение; в обыкновениях совершенно сходствует  с  Кангюем.

Войска  более  100000.  Лежит при большом озере,  которое  не  имеет

высоких берегов. Это есть Северное море21.

   БОЛЬШОЙ  ЮЕЧЖЫ22  лежит почти в 3000 ли от Давани  на  запад,  от

реки Гуй-шуй на север. От него на юг лежит Дахя, на запад Аньси,  на

север   Кангюй.   Также   кочевое  владение.   Следуя   за   скотом,

перекочевывают  с  места  на  место.  В  обыкновениях  сходствуют  с

хуннами.  Имеет от 100000 до 200000 войска. Модэ, по  вступлении  на

престол,  поразил  Юечжы, а хуннский Лаошан шаньюй,  сын  его,  убил

юечжыского  владетеля  и из головного черепа его  сделал  сосуд  для

питья.  Первоначально  Дом Юечжы занимал страну  между  Дань-хуан  и

хребтом  Цилянь-шань;  когда  же хунны  поразили  его,  то  удалился

оттуда,  перешел от Давани на запад, ударил на Дахя  и  покорил  сие

владение:  вследствие  чего  и  утвердил  свое  местопребывание   на

северной стороне реки Гуй-шуй. Небольшая часть юечжыского народа  не

могла  следовать за прочими, и осталась в южных горах. Кяны  назвали

ее Малым Юечжы (Хяо-Юечжы).

   

   II.  ИСТОРИЯ  СТАРШЕГО ДОМА ХАНЬ, ЦЯНЬХАНЬШУ [гл.95  (202  г.  до

н.э.-25 г. н.э.)]

   Когда  хунны  разбили Большого Юечжы, то Большой Юечжы  занял  на

западе государство Дахя, а сэский владетель занял на юге государство

Гибинь.  Сэские  племена рассеянно живут, и более  под  зависимостью

других. От Кашгара на северо-западе Хюсюнь (Сюсюнь) и Гюаньду - суть

потомки древних сэсцев.23

   БОЛЬШОЙ ЮЕЧЖЫ. Правление государства, называемого Большим  Юечжы,

находится  в  городе  Гяньши, от Чан-ань в 11600  ли.  Владетель  не

зависит  от наместника. Народонаселение состоит из 100000  семейств,

400000  душ;  строевого войска 100000. На восток до  местопребывания

наместника 4740 ли, на запад до Аньси 49 дней пути; на юге  смежно с

Гибинию.  Почва,  климат, вещи, обычаи народа и монета  одинаковы  с

аньсискими.   Находятся   одногорбые   верблюды.   Большой    Юечжы,

собственно,   есть  кочевое  государство.  Жители  с  своим   скотом

переходят  с  места на место; в обыкновениях сходствуют  с  хуннами.

Юечжы  имеет  более 100000 войска; почему полагаясь  на  свои  силы,

презирал хуннов. Первоначально он кочевал между Дунь-хуан и  Цилянь-

шань. Хуннуский Модэ-шаньюй разбил Юечжы, а Лаошан-шаньюй убил  его,

и  сделал  из  его  черепа чашу для питья. И так Юечжы  удалился  на

запад,  прошел через Давань, напал на Дахя, и покорил сие  владение;

столицу  основал  по северную сторону реки Гуй-шуй. Остальные  роды,

которые  по малосилию не в состоянии были следовать, засели в  южных

горах  и  тангутами  названы Малым Юечжы. Дахя собственно  не  имеет

верховного  государя,  а каждый город поставляет  своего  владетеля.

Народ слаб, и боится войны: почему и покорен пришедшим юечжысцами...

   УСУНЬ.  Правление усуньского Большого Гуньми в  городе  Чигу,  от

Чан-ань в 8900 ли. Народонаселение состоит из 120000 кибиток, 630000

душ; строевого войска 188800 человек... На восток до местопребывания

наместника  1721,  на  запад до кангюйской границы  5000  ли.  Земли

pnbm{e и травянистые; страна слишком дождливая и холодная. На  горах

много  хвойного  леса.  Усуньцы  не занимаются  ни  земледелием,  ни

садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, смотря по

приволью в траве и воде. В обыкновениях сходствуют с хуннами.  В  их

владении много лошадей, и богатые содержат их от 4000 до 5000 голов.

Народ  суров, алчен, вероломен, вообще склонен к хищничеству.  Усунь

считается  одним  из  сильнейших  владетелей.  Прежде  он  был   под

зависимостью хуннов; впоследствии, усилившись, подчинил себе  многие

другие владения. И отказался от поездок в орду хуннов.

   Владения  его  на  востоке смежны с хуннами, на  северо-западе  с

Кангюем,  на западе с Даванию, на юге с разными оседлыми владениями.

Первоначально  сия страна принадлежала народу Сэ. Большой  Юечжы  на

западе  разбил и выгнал сэского владетеля. Сэский владетель  перешел

на  юг за Висячий переход; Большой Юечжы удалился на запад и покорил

Дахя;  усуньский  Гуньмо  остался на  его  землях;  посему-то  между

усуньцами находятся отрасли племен сэского и юечжыского.

   

   III.  ИСТОРИЯ МЛАДШЕГО ДОМА ХАНЬ, ХОУХАНЬШУ [гл.118  (25-265  гг.

н.э.)]

   БОЛЬШОЙ  ЮЕДЖИ.  Владетель  Большого  Юечжы  имеет  пребывание  в

городе  Даньшы. Отселе на запад до Аньси 49 дней пути; на восток  до

местопребывания  правителя 6537, до Ло-ян 16370 ли.  Народонаселение

состоит  из  100000  семейств, 400000 душ;  строевого  войска  около

100000  человек.  Когда  Дом  Юечжы был  уничтожен  хуннами,  то  он

переселился  в  Дахя,  разделился на  пять  княжеских  домов.  Хюми,

Шуанми,  Гуйшуан,  Хисей и Думи. По прошествии с небольшим  ста  лет

гушуанский  князь Киоцзюкю покорил прочих четырех князей  и  объявил

себя государем под названием гуйшуанского. Он начал воевать с Аньси,

покорил  Гаофу,  уничтожил  Пуду и Гибинь,  и  овладел  землями  их.

Киоцзюкю  жил  более  80 лет. По смерти его сын Яньгаочжань  получил

престол,  и еще покорил Индию, управление которой вручил  одному  из

qbnhu  полководцев.  С  сего  времени Юечжы  сделался  сильнейшим  и

богатейшим  Домом.  Соседние государства называали  его  гуйшуанским

государем,  но китайский Двор удержал прежнее ему название:  Большой

Юечжы.

   ЯНЬЦАЙ.  Владение  Яньцай  переименовалось  Аланья,24  состоит  в

зависимости  от Кангюя; климат умеренный; много сосны,  ракитника  и

ковыля. Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими.

   

   IV. ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ ДВОРОВ, БЭЙШИ (гл. 97)

   СУДЭ.  Владение  Судэ  находится  от  Луковых  гор  на  запад;  в

древности называлось Яньцай и Выньнаша; лежит при большом озере,  от

Кангюя  на  северо-запад,  от Дай в 16000 ли.  Некогда  хунны,  убив

владетеля  судзского, овладели землями его. Владетель Хуни составлял

уже  четвертое колено после того события. Прежде судэские  купцы  во

множестве приходили в китайскую область Лянчжау для торга.

   

                             КОММЕНТАРИИ

   1.   Сообщение Табари о вторжении в правление Хосрова  Ануширвана

(531-578) находит подтверждение в «Летописи» византийца Феофана  (IX

в.),  который  также  отмечает, что когда  в  571  г.  армяне  вновь

восстали против персов, то им помогали «колхи, абасги и Сарой,  царь

аланов».

   2.   Именем  Сул  (арм.Чор) арабские авторы называли  Дербендский

проход.

   3.    По  мнению  И.Маркварта  (Osteuropische  und  Ostasiatische

Streifzuge, 1904, P.55) под именем Тулас арабских авторов скрываются

осетины-туалы.  Фонетическая  близость  этих  названий  и  соседство

двалов,  как  грузинские источники называют наряду с  туалгомцами  и

южных осетин, на юге с Картли говорят в пользу этой точки зрения.

   4.  По мнению большинства исследователей, арабское Дахсас является

искаженной передачей аланского Рухс-Ас (Светлые Асы), что  полностью

qnnrberqrbser  роли и значению руководящего племени алан,  в  данном

случае,   правящей  династии  Алании.  Термин  «светлые»,  очевидно,

употребляется  в  значении  «благородный»  и  часто  используется  в

номенклатуре  сармато-аланских племен,  например,  аорсы,  аланорсы,

роксаланы,  урс-туалта и т.д. (Ср. также «белые сербы» у Константина

Порфирородного).

   Арабское   «багаир»  несомненно  тождественно  осет.  «багъатыр»,

которым,   в  частности,  грузинские  летописи  называют  нескольких

осетинских военачальников: легендарного Ос-Багатара, сражавшегося  с

Вахтангом  Горгасалом  (V  в.),  осетинского  князя,  командовавшего

абхазскими  войсками в междоусобной борьбе в Картли  в  конце  1  в.

(мтавари  овстада  эристави абхазта) и осетинского  князя  Бакатара,

младшего  отпрыска царя Осетии из рода Ахсартаггата, эмигрировавшего

с  матерью  и  старшим  братом Пареджаном - в сопровождении  большой

группы  осетинских феодалов - в 60-х годах XIII в. в Грузию. Бакатар

принимал    активное    участие    во    внутриполитической    жизни

Восточногрузинского царства в конце XIII-нач.XIV вв.

   5.   Титул  Керкенедадж не получил до сих пор удовлетворительного

объяснения.

   6.  В период арабского владычества в Закавказье известная крепость

в Дарьяльском ущелье находилась в руках арабов.

   7.   Кешак  –  касаги русских летописей, осет  «касаг»  –  предки

современных адыгов.

   8.  Имеется в виду религия магов-огнепоклонников.

   9.   В русском переводе Н.А. Караулова данный отрывок звучит так:

«Царь аланов сильнее их (абхазов), и область их простирается до  гор

Кабх»  (СМОМПК, вып. XXXVIII, 1903, с.54). Однако, как  явствует  из

перевода  В.  Минорского  (История Ширвана  и  Дербенда.  М.,  1963,

с.209.),  речь  идет  о зависимости Абхазии от Аланского  царства  в

рассматриваемый период. Так же переводит этот отрывок и И. Маркварт,

аналогичное указание содержится и у Абу-эль-Кассима (см. выше).

     В  связи  с  этим  обращает  на  себя  внимание  два  сообщения

грузинских   летописей,  косвенно  указывающих  на  какую-то   форму

зависимости   Абхазии  от  Алании  и  до  сих  пор   не   получивших

удовлетворительного объяснения.

      В   первом  случае  речь  идет  об  одном  эпизоде  в   период

междоусобной борьбы в Грузии в конце IX в. между Абхазским (Западно-

Грузинским) и Армянским (Ширакским царством) за обладание Картли.  В

этой  борьбе  победителем оказалось первое.  По  сообщению  «Матиане

Картлиса»    (Летопись   Картли)   в   решающем    сражении    между

перотивостоящими  группировками  «одолели  абхазов,  убили  Насра  и

Бакатара,  князя  (мтавара)  овсов  и  эристава  абхазов»   (Картлис

Цховреба, т.1, с.261). Как явствует из текста летописей, Бакатар был

не  только князем овсов, т.е. осетин, но и эриставом абхазов.  Груз.

эристави  означает буквально «глава народа» или «глава войска»  и  в

зависимости  от  контекста может означать и то  и  другое,  из  чего

следует,  что  овсский  князь,  как минимум,  командовал  абхазскими

(западно-грузинскими) войсками. Что касается Насра, убитого вместе с

Багатаром,  то  он был сыном правителя Кларджети Гуарама  и  шурином

царя  абхазов Баграта и, будучи претендентом на престол  Картли,  не

занимал  каких-либо  официальных  должностей  в  Абхазском  царстве.

Поэтому перевод Г.В.Цулая: «…убили Насра и мтавара овсов Бакатара  и

эристава  абхазов» (Летопись Картли. Тб., 1982, с.51), в котором  он

изменил  последовательность  слов в разбираемом  отрывке  и  добавил

лишний  соединительный  союз «и», отнеся тем  самым  титул  эристава

абхазов  к  Насру, не адекватен тексту источника и, естественно,  не

может быть принят.

     Еще менее адекватен перевод З.В. Анчабадзе, данный в его работе

«Из  истории  средневековой  Абхазии (VI-XVII  вв.)”  (Сух.,  1959):

«…убили Насра и правителя осетин Бакатара, а также (подчеркнуто мной

– Ю.Г.) эристава абхазского» (с.126).

      Сколь   ни  неожиданным  на  первый  взгляд  может  показаться

nangm`wemhe   осетинского  князя  командующим  (эристави)   войсками

абхазов  в  этом сражении, текст летописи свидетельствует именно  об

этом.  В  некоторых вариантах летописи говорится только об  убийстве

Насра:  «…победили Насра, и абхазов, и Бакатара,  мтавара  овсов,  и

обратили  их  в  бегство; схватили Насра и убили его  в  Самцхийском

ущелье  у  сел.  Аспиндза”  (КЦ,1, с.261).  Несмотря  на  более  чем

очевидную  роль  овсского  князя Бакатара в  этих  событиях,  весьма

показательно,  к  примеру,  что в «Очерках  истории  Грузии”  (т.II.

Грузия  в IV-X вв. Тб., 1988), где повествуется об участии  Насра  в

этих  событиях, овсский мтавар Бакатар, бывший «эриставом  абхазов»,

даже не упоминается (с. 294, 321, 359).

     Во  втором  случае речь идет о сообщении «Истории и восхвалении

венценосцев», где говорится, что царь Георгий III, отец  Тамары,  во

время  охоты  часто доходил «до страны аланов, которая суть  Абхазия

(Абхазети)». Это отождествление Абхазии с Аланией, также,  думается,

является  отражением особых отношений, некогда существовавших  между

Аланией и Абхазией.

   10.  Сражение между войсками татаро-монголов, которыми командовали

прославленные  монгольские  военачальники  Джебе-бахадур  и  Субэдэ-

бахадур,  с аланами произошло в самом начале 20-х годов XIII  в.  Об

ожесточенности этого двухдневного сражения можно судить хотя  бы  по

тому,  что  этими  же  войсками татаро-монголов были  затем  разбиты

дружины русских князей на р. Калке.

   11.   М.К.С.  –  по-видимому,  Магас  арабских  авторов,  который

последние  называют столицей Алании. Судя по краткому  описанию  его

месторасположения,  он находился в равнинной  или  предгорной  части

Алании.

   12.  Вместе с кипчаками Бачмана против татаро-монголов  сражались

и асы (аланы).

   13.   Грузинскими  войсками  в  этом  сражении  командовал   Лаша

Георгий,  сын  Сослана Давида и Тамары, получивший в  нем  рану,  от

jnrnpni он вскоре скончался.

   14.    В   данном   сообщении   Абульфеды   сторонники   тюркской

принадлежности  алан-асов  видят одно из  доказательств  этой  точки

зрения  (См. например, И.М.Мизиев. Шаги к истокам этнической истории

Центрального Кавказа. Нальчик, 1986, с.76). Между тем, как видно  из

текста   сочинения   Абульфеды,  термин  «тюрки»  арабский   географ

употреблял явно в расширительном смысле, перенося это название и  на

другие   народы,  в  частности  –  на  русских  и  кочевников.   Это

обстоятельство  давно  уже было отмечено  И.  Марквартом  и  другими

исследователями (См. Ю.С. Гаглойти. Действительность и  домыслы.  По

поводу  книги  И.М.  Мизиева.  Шаги  к  истокам  этнической  истории

Центрального Кавказа. ИЮОНИИ, вып. XXXI, 1987, с.181-183).

   15.  Как  явствует  из  данных  Эльомари,  в  период  владычества

Золотой  Орды Алания еще сохранила свою государственность в качестве

вассального владения.

   16. Под келарами имеются в виду мадьяры (венгры).

   17. Поход Тимура против осетин (асов) относится к 1395 г.

   18.  Письмо неизвестного хазарского еврея, известное в литературе

и  под названием «Кембриджского анонима», отражает определенный этап

хазарско-аланских  отношений в конце  IX-нач.  Х  вв.  Упомянутые  в

документе  «пайнилы» идентичны печенегам, «турки» – гузам  или  узам

(«торки»  русских летописей), асии, очевидно, донским  ясам  русских

летописей, носителям т.н. салтово-маяцкой археологической  культуры.

Под  Македоном  имеется  в  виду Византийская  империя.  Утверждение

анонима  о войне алан с «царем Македона» не находит подтверждения  в

других источниках.

   19.  Усуни китайских хроник, по всей видимости, идентичны  асиям-

асианам античных источников (Страбон, Помпей Трог), вместе с другими

сако-массагетскими  племенами  Ср.  Азии  принимавшими   участие   в

завоевании эллинистической Греко-Бактрии (Бактрианы).

   20.  Яньцай  –  китайская транскрипция имени сарматского  племени

`npqnb античных источников.

   21. По-видимому, Каспийское море.

   22.  По  мнению  большинства  исследователей,  под  именем  Юечжы

китайских  источников  скрывается общее  название  сако-массагетских

(скифских)  племен Средней Азии, завоевавших Греко-Бактрию.  Ведущую

роль в этом объединении играли, очевидно, массагеты.

   23. Саки античных авторов

   24.    Переименования   яньцай   (аорсов)   в    аланья    (алан)

прослеживается как среди сарматских племен Северного Кавказа, так  и

Северного  Причерноморья (Плиний, IV, 80) и относится приблизительно

к  началу  1  в.  н.э.  Этот процесс явился  результатом  внутренних

перегруппировок  среди  сарматских  племен,  с  одной   стороны,   и

свидетельством преемственности и тождественности аорсов  и  алан,  с

другой.  (См. Ю.С.Гаглойти. Аорсы и сираки. «Тезисы докладов пленума

Института  археологии АН СССР. Секция археологии Кавказа. М.,  1966,

с.4\5;  его  же:  К  проблеме появления алан  на  Северном  Кавказе.

ИЮОНИИ,  в.  XIII,  1964,  с.45; его же: К истории  северокавказских

аорсов и сираков. ИЮОНИИ, в. XV, 1966, с.34-35).

                          Окончание следует

   
К содержанию || На главную страницу