Елена ГАЗДАНОВА. Ступени к храму

Несколько мыслей о творчестве Батраза Алдатова

Имя Батраза Алдатова хорошо известно в республике. В 1997 году вышла из печати его первая книга «Живое слово», вызвавшая живой интерес читателей. Вскоре, в 1998 году, выходит двухтомник «Голос Безмолвия», а следом, в 1999 году, издаются эзотерическая поэма “Путями Духомудрия” и два тома духовно-философского учения под общим названием «Дыханье Этики живой».

Восемь увесистых томов за два года… Невероятно. Многих удивляет — возможно ли физически написать да ещё издать такое количество текстов, и, вдобавок, не простых, а философских, облеченных в поэтическую форму. Всё это похоже на некое чудо: как бы из небытия по мановению волшебной палочки вырастает уникальная поэтическая Империя с непривычными названиями книг, мыслями, понятиями и правилами, полная всевозможных, всеохватных знаний по философии, истории. Тысячи мыслей, имен, калейдоскоп событий — на Земле и во Вселенной.

Неожиданным для некоторых было и то, что работник МВД, высококлассный специалист, не имеющий литературного образования, пишущий, правда стихи с самого детства, способен на такой творческий подвиг.

Родился Б. Алдатов в 1954 году и рос в самой обычной семье. Обычной в том плане, что явных интеллектуальных истоков будто бы и не было, скажем, широко образованных в светском смысле слова родителей: отец Константин занимался крестьянским трудом. Мать Фуза – живая, энергичная женщина, урожденная Кайтукова, медицинская сестра, увлекающаяся поэзией и даже писавшая стихи, которые читала соседям.

Но зато… были горы в белых папахах, необычайной чистоты, то с голубым, то с фиолетовым оттенками, несущие на своих плечах тайну бытия. Были неписаные законы, называемые обычаями, которые неукоснительно требовали чтить и уважать старших, женщин, детей; трепетно относиться к дружбе, гостя в доме считать посланником Бога, быть верным данному слову и многое другое, что так удивительно соответствует высшему Мировому Порядку.

Батраз пытался познавать истину через книги. Любознательная душа искала духовную пищу для себя и находила. С отличием окончены три учебных заведения: Владимирская спецшкола МВД СССР, Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР и Московская Академия МВД Российской Федерации.

В недавнем прошлом — помощник Президента Республики по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, с 1999 года – Председатель Арбитражного суда РСО—Алания, Батраз Алдатов, широко образованный специалист, человек с огромной эрудицией. Но над знаниями, над способностями есть нечто, что зовется интуицией и позволяет приобщиться возможности постижения Истины.

Считаю, что наша культура, открывшая для себя Батраза, имеет дело с совершенно необычным явлением, даже, может быть, тайным. И все же: можно ли объяснить это нашими земными мерками? Явление может стать понятным, если вибрации наших мыслей выйдут из трехмерности бытия. Этой способностью пока владеют немногие. Но есть люди, неважно с каким образованием, но с развитой интуицией, они и стали самыми преданными почитателями таланта Б.Алдатова. Они сердцем почувствовали основной лейтмотив его творчества и без рассуждений отдались во власть его свободной искрометной философской мысли, они поверили слову, которое поднимает Дух над обычным и обыденным. Они onwsbqrbnb`kh иное состояние своего духа, которое дает возможность свободно передвигаться в пространстве и времени. Внутренним зрением увидели новые, доселе неизведанные горизонты мысли. Это состояние дарит бесконечное блаженство и счастье: возможность как бы с высоты космического полета увидеть свое бытие на Земле, свое внутреннее состояние.

В вихре времени, когда люди перестают слушать и слышать друг друга, у некоторых открывается способность слышать и видеть мир внутренним зрением и слухом. Так появляется музыка сфер, Голос Безмолвия. Такой человек слышит в многомерности неслышимое, видит в видимом невидимое. Он делает достоянием других то, что им недоступно, позволяет им увидеть в обычном необычное, в давно знакомом явлении — совершенно новое. Творчество Б.Алдатова — не поэтическая прихоть, а веление времени, это – весть из будущего, из Эпохи Огня нам, живущим сегодня. Понять и оценить ее по достоинству – это, может быть, самое важное для нас достижение.

Смена эпох не имеет четкой границы. Борьба со Злом идет постоянно, во всех слоях не только физического мира, но и в невидимых тонких материях, отзвук ее отражается здесь на Земле. Особенно беспощадной становится эта схватка при смене эпох и тысячелетий, при которой особенно остро проявляется Зло на земле. При этом следует помнить, что эта страшная сила сидит в самом человеке, как, впрочем, и Добро. Схватка происходит внутри человека, а видим мы либо победившее Зло, либо победившее Добро. Зло — это Стоглавая Гидра, с которой испокон веков в сказках и легендах борется герой—молодец. И это не просто символ, а действительность, реальность. Осознание сути этого явления – свидетельство проснувшегося духа человека, который побуждает его взяться за Меч справедливости и сразиться со Злом.

Батраз Алдатов поднял Меч Истины и Справедливости в сложное время. Его стихи мало походят на поэзию с приглаженными рифмами. Поэт знает, что зло многолико. Оно не всегда выглядит страшным. Более того, бывает и привлекательным и даже блистательным. Оно, точно черный паук, искусно расставляет свои сети, подстерегая души людей, убивая и засасывая их в воронку ада. Призыв Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!» звучит в творчестве Б.Алдатова на уровне тончайших духовных энергий, убеждая, что Сила человека в нем самом, что он может победить Зло в себе и тем одолеть и всемирное Зло.

«Живое слово» — так названа первая книга Б.Алдатова. Но это не проба пера, а зрелое произведение философа—мыслителя с новым видением Мира. Автор поднимает завесу над тем, над чем столетиями довлело «табу» — над эзотерикой бытия, проникая в тайную суть явлений через строгий панцирь экзотерики. Он объясняет, что во Вселенной все имеет душу, все в ней живое — и Земля, и Вода, и Слово. И за гармонию между ними ответственен человек.

Прием одушевления Земли необходим поэту, чтобы «предоставить человеку безграничную свободу для духовного самоопределения. И если высшим мерилом нравственного совершенства служат сыновние чувства к матери, то мерило нравственной состоятельности человека есть его отношение к Матери-Земле», — так определяет автор свою позицию. Книга эта не только о запредельном, куда уводится воображение читателя, где за «чертою человеческого знанья» — незримая красота, в которую способен «Оком веры проникать Разум Космоса». Книга и о земном, о том, что мешает духу подняться над обыденным, что ограничивает его в земных параметрах.

И «Живое слово», и все творчество Алдатова – своеобразный мост, соединяющий безбрежные берега Земли с Небом, своеобразная «Лестница Якова» для восхождения Духа человека.

«Земля и Небо, таинственные звездные глубины и сияние звезд – на этом фоне поэт разворачивает философско—психологический эксперимент по созданию своего собственного Гимна Природе, Космосу и пытливому духу человеческого разума», — сказано в предисловии к книге.

Безмолвие… Безмолвие – это звук, вибрация божественной (космической) материи. От него все знания, откровения, открытия…

Слышат Безмолвие пока немногие. Но слушающие Его безмерно счастливы, ибо это голос самого Бога, а потому этот голос светел и дарит бесконечное наслаждение.

На основной и самый сложный вопрос философии — о смысле жизни — автор отвечает энциклопедически. Он бережно берет читателя за руку и ведет по лабиринтам сокровенных знаний, щедро делится с ним своим духовидением, духослышанием, духоразумением, раскрывая суть явлений и тайны Бытия: о первопричинности и Пространственном огне, о семиричности бытия и бесконечных возможностях человека; о сути Безмолвия и языке слов и звуков, о Космических Законах, о грядущей Огненной эпохе.

Призывы автора: «Стань эволюции Служителем, Мой Друг», «Прими Космическую Нравственность и Право», «Открой глаза сердечные — познаешь тайны Вечные», «Стань Человеком Новой Эры, не упусти свой хрупкий шанс» и многие другие – ответ на вопрос о смысле жизни, они являют собой ступени на пути восхождения духа.

Отнестись к книгам Б.Алдатова просто как к стихотворным сборникам — значит не понять истинного предназначения их, обеднить себя, пройти мимо Великих Учений, облаченных в образную поэтическую ткань. Философские посылы автора взяты из всех учений, религий, использованы высказывания и мысли сотен философов, просветителей, ученых—гуманистов. Он преобразовал жанр философской лирики в лирику духовно—философскую.

Эзотерическая поэма «Путями Духомудрия» — это о рождении поэта, посланника Небес на земле. Поэма эта – святое откровение, Дверь в Небо, куда приглашен читатель. Но порог смогут перешагнуть только те, кто очистился сердцем. Книга – необычна во всех отношениях, и не только потому, что написана в жанре оккультной философии и эзотерической науки – она являет собой особый философский трактат в высшем смысле этого слова, связывающий физическую реальность с Духовной.

Поэт вводит читателя в Святая Святых – в Надземное, где проектируется, создается «Книга» жизни на Земле. Сюжет о запредельном не нов. В произведениях А.Данте, Сен—Жермена, К.Хетагурова, И.—В. Гете, в эпосах, мифах и сказках разных народов были попытки показать инобытие. На уровне реальной действительности поведано об одной из величайших тайн Бытия: как через человечество Надземное реализует Программу Эволюции на Земле и во Вселенной. Миссия каждого на Земле – быть самопознающим посредником между Небом и Землей, местом встречи их, своеобразной «Шамбалой». Таинство рождения Духа, его посвящения, его мистерии приоткрыты в Поэме. Она – многопланова, многослойна. Она прежде всего о том, что безнравственность – враг всего живого, что «Бог не в Храме ютится, а в мире нашем внутреннем».

Поэма, как и все творчество Алдатова, борется с тем, что мешает восхождению Духа. Утверждается, что встреча с Разумом Вселенной поднимает смертного с колен, ибо человеку дано по Закону Свободной Воли выбрать свой путь: Восхождения или Падения.

Веления Космоса безотлагательно требуют от каждого из нас нового понимания своей роли и места во всем пространстве. Эпоха Ментала (мысли) переходит на новый уровень, уступая место интуиции. Это значит, человек и его Дух должны обрести новое сознание, называемое Огненным, новые высокие вибрации мысли. Пока же в основном люди не знают или забывают о своем предназначении, загоняют свое Духовно—Божественное Эго в мир физических вещей.

Гадюки роскоши, вонзили ядозубы

В грудь Разума, забитого умом…

А духопищу разум отторгает,

Дружить зерно не может с хомяком…

Книги Духовного Ежедневника «Дыхание этики Живой» являются как бы продолжением предыдущих книг, но — на новом уровне. Здесь читатель приглашается к откровенному диалогу. К столу изысканного и богатого пиршества, где яства – самые сокровенные мысли, которые веками вырабатывало человечество. Это встреча Великой Мысли с нами – читателями. Это не только просвещение, а огромное доверие к читателю, к его способности постигать истинную суть среди сложных философий. Букеты—стихи являют собой своеобразный мост соединения Высокого с реальной жизнью.

«Будущая Эпоха должна стереть границы Миров», — сказано в книгах Живой Этики. Творчество Б.Алдатова уже сейчас демонстрирует в реальной действительности величие этого грядущего процесса, стирая границы Миров необъятного пространства Вселенной.

Одновременно охватываются все известные временные срезы: прошлое, настоящее, будущее, т. е. понятия, имеющие место только здесь, на Земле, а по сути — это одна эволюционная линия. Время действия творчества Б.Алдатова – Вечность, а место действия — беспредельное пространство Вселенной, в том числе Планета Земля.

Многих поражает масштабность материала, всеохватность событий, фактов. Что это: энциклопедическая память, высокий интеллект, умудренность? Да, все это имеет место. Ибо без таких качеств невозможно подобное творчество. И, вдобавок, особая способность. Оккультная философия и эзотерическая наука утверждают, что «Чудовищной памяти не существует. Есть способность вызывать факты и события». («Листы Сада Мории», кн.2) Этой редкой способности человечество обязано своими открытиями и пророчествами. Надо полагать, этим редким даром в какой—то степени обладает и наш автор.

Здесь также нет конкретной отдельной географии, хотя все это родилось здесь, у нас, в Осетии, как и сам автор. Он отражает мысли всего человечества с древнейших времен, чаяния, которыми болеют все народы на земле. Его стихи не об отдельных людях и народах, а о человеке, какой бы национальности он ни был. Его философия необычайна и неизбежно интернациональна.

Естествен вопрос: почему это возникло явление в Осетии, а не в другом каком-нибудь месте?! «Туда, где народ ждет, мы посылаем Наших Избранных» («Листы Сада Мория», кн.2.), — отвечает на это космическая философия.

Думаю, что мы получили еще и весть о тех огненных ритмах, в которых предстоит жить и эволюционировать человечеству в будущих тысячелетиях. Эти необычные для нас ритмы будут нарастать. Наверняка наступит время, когда вместо нынешних алфавитов появится язык свето—звуков, когда каждое слово или мысль будет иметь свою цветовую гамму, свои знаки.

О будущих алфавитах напоминают пришедшие из древности иероглифы китайской и японской грамот. Можно полагать, что эта весть из прошлых цивилизаций одновременно весть о будущих.

Способностью мгновенно получать информацию обладают пока немногие. Это те, у кого уже Огненное Сознание, мысль которых Молнией—Огнем пронизывает все измерения, прорывает слои пространства, достигая резервуара Высшего Разума.

О художественных особенностях стихов Б.Алдатова — особый разговор. В данном случае такая цель не преследуется. Однако нельзя не отметить, что философская мысль, облаченная в рифму, дает возможность читателю легче войти в мир ритмов и вибраций мысли.

Замечу, что традиция поэтического изложения сложных философских учений не нова. Тысячи лет назад религия, философия, науки и искусства имели средством выражения поэзию. Части Вед, Пураны, “Рамаяна”, “Махабхарата”, Зенд—Авеста, Каббала, Библия и другие бессмертные произведения написаны стихами. Среди писаний только Коран является откровением, изложенным полностью прозой, но даже он не лишен поэзии. На востоке еще в близкие времена в поэтической форме писались не только манускрипты по науке, искусству h литературе, но и материалы учебных пособий и даже медицинские рецепты.

Предметом особого разговора являются также многие неологизмы типа «духосвет», «духоразумение», «духомудрие» и т.д. И это, видимо, не случайно. Для выражения необычных мыслей ритмы знакомых слов слишком тесны и привычны.

Пусть простит мне читатель некоторую схематичность изложения сути творчества Б.Алдатова. Это – одна из первых попыток. Надеюсь, будут и более подробные и верные исследования. Пока же адресую читателя к самим книгам — «Живое слово» (1997), «Голос Безмолвия» в 2—х кн. (1998), эзотерическая поэма «Путями Духомудрия» (1999), Духовный ежедневник «Дыханье Этики Живой» (2 книги) (1999), предисловиям к ним, а также к статьям Т.Лолаева и Б.Хозиева в журнале «Дарьял» №4 за 1999 год, и И.Гуржибековой (Дарьял, 1997. —№ 3).