Светлана ВЬЮХИНА. “Ковчег” на вершине Европы”

“Территория вдохновения” – под этим символом в национальном парке “Алания” осуществляется вся эколого-просветительская и научно-исследовательская работа. А красота и величие гор этой территории являются бесконечным источником вдохновения для всех приходящих сюда.

Так, ранней весной 2000 года на “территории вдохновения” у руководителя Экологического Центра “Ковчег” Родиона Бучукури родилась идея отметить Европейский день парков (дата создания первых национальных парков Европы) восхождением на высочайшую вершину Европы – Эльбрус. И с того момента идея эта стала притягивать к себе сознание многих людей и организаций.

В ходе подготовки экспедиции мы постоянно ощущали поддержку Эколого-просветительского центра “Заповедники”.

Примечательно, что спонсором акции стало общественное движение “За здоровье нации”, президентом которого является Арсен Фадзаев, двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе и известный общественный деятель Северной Осетии. А даже участвовал в восхождении Олег Дулаев, вице-президент движения. Идея намеченного мероприятия была глубоко понята и горячо поддержана этим общественным движением, ведь в жизни это взаимопроникающие области – охрана природы, экологическое сознание, здоровье нации.

Активно содействовал подготовке мероприятия председатель Комитета по лесному хозяйству РСО-Алания Казбек Хетагуров, а от Комитета вместе с нами отправился первый заместитель его Председателя, главный лесничий республики Сергей Цаллагов.

ЭкоЦентром “Ковчег” были разосланы приглашения принять участие в мероприятии всем ООПТ Северного Кавказа. В итоге к экспедиции присоединились трое сотрудников Национального парка “Приэльбрусье” и заместитель директора Тебердинского заповедника по охране территории Алексей фон Бок. От ЭкоЦентра “Ковчег” на штурм вершины отправились Родион Бучукури и я – Светлана Вьюхина.

Почти все мы были абсолютными новичками в альпинизме и едва могли представить себе ожидающие нас испытания на беспредельных снегах, покрывающих склоны Эльбруса. Как тут было не обратиться за помощью к Федерации альпинизма Северной Осетии с просьбой взять на себя техническое содействие и обеспечение безопасности экспедиции.

От Федерации альпинизма с нами отправились участники гималайской экспедиции, покорители Эвереста – Казбек Хамицаев и его знаменитая команда.

И вот, 11 мая, экспедиция, укомплектовав снаряжение и провизию, а самое главное, все флаги, которые будут подняты на вершину, – флаг Федерации Европарк, ЭкоЦентра “Заповедники” и, конечно, Российской Федерации и Северной Осетии, затем флаг общественного движения “За здоровье нации” и транспарант “На вершине Европы – за мирный Кавказ”, – двинулась в путь из города Владикавказа.

С самых первых дней участников захватила романтика и непредсказуемость экспедиционной жизни. Но нами руководили сильные, опытные альпинисты, хорошо знающие законы гор, и это вселяло надежду на успешное восхождение. Хотя погода сулила обратное – постоянный ветер, переменчивая облачность с дождем лишний раз напоминали, что май далеко не самое лучшее время для восхождения на Эльбрус.

Но, не пугаясь плохой погоды и согласовав свой маршрут с местным КСП МЧС, наша группа начала восхождение. Воспользовавшись канатной дорогой и ратраком, мы достигли отметки 3800м, где остановились в специально оборудованных бочках.

Все предыдущие дни горы были укрыты плотным слоем хмурых облаков, из которых сыпался снег, так что наши глаза, глаза городских жителей, привыкшие ежедневно видеть однообразные серые дома, теперь были лишены и этого – нас окружил густой серый туман. Но однажды утро принесло потрясающий сюрприз – туман исчез. И нам открылся Эльбрус…

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, величавый

Белел на небе голубом.

И, может быть, в те минуты мы испытывали ту неописуемую палитру чувств, которая более150 лет назад вдохновила А. С. Пушкина на эти гениальные строки.

Во все стороны открывался ошеломляющий вид на горы. В необозримую перспективу уходили бесчисленные ущелья, и посреди всего этого вечного застывшего океана гор – легендарная Ушба.

С этой высоты виден, почти сливаясь с горизонтом, красавец Казбек, как и его брат Эльбрус двуглавый.

Я сегодня убеждена, что человеческую жизнь можно считать уже не зря прожитой, если своими глазами увидишь весь распростертый перед тобой Центральный Кавказ, обозначенный двумя такими легендарными великанами.

Зачарованная воцарившимся вокруг безмолвным величием, наша экспедиция двинулась дальше – поклониться священной высоте, -ведь одно из названий Эльбруса на черкесском языке имеет именно этот смысл, другое, тоже черкесское, означает “вершина, приносящая счастье”. Отсюда становится понятным, почему восхождение на Эльбрус всегда было глубоко символичным.

По легенде, первым побывавшим на Эльбрусе был среднеазиатский завоеватель Тамерлан, который во время успешных военных походов в Закавказье якобы взошел на вершину для совершения молитвы. Официальной же датой покорения Эльбруса считается 1829г., когда в результате экспедиции, состоящей более чем из 100 человек, вершины достиг только один из них, кабардинец Хиллар.

Но, в отличие от экспедиции 1829 года, наша команда имела самое современное альпинистское снаряжение, и поэтому мы не испытали трудностей, выпавших на долю первопроходцев прошлого века.

Следующим местом ночевки стали скалы МЧС (высота 4000 м. над уровнем моря). На этой высоте мы уже в некоторой степени прочувствовали, что подстать красоте этих гор и их суровость. Ночью подул сильный ветер, который, поднимая с земли мелкие камни, колотил ими о корпус старого самолета АН-2, ставшего на три ночи нашим пристанищем.

На ослепительно белые склоны гор снизошла прозрачная ночь, зажглись звезды, вышла молодая луна, но долго любоваться этой мистерией не пришлось, т. к. вместе с темнотой пришел и сильный мороз. И вся наша компания собралась в импровизированном домике, стены которого изнутри покрыл иней, но никому не было холодно: руки согревает чашка крепкого чая, а душу – песни под гитару.

Как странно, несколько дней назад мы были группой людей, объединенных идеей поднять флаг Федерации Европарк на священную высоту Эльбруса, но пережитые трудности в экстремальных горных условиях сплотили всех участников в дружную команду. И эти долгие вечера при свечах, в затерянном мире снегов, где звезды так невообразимо близко, наполнили нас предощущением победы.

Совершив акклиматизационный выход к скалам Пастухова, новички поняли, что восхождение будет для них суровым испытанием. Даже у некоторых бывалых альпинистов появились признаки гипоксии – кислородного голодания, против которого нет средства, кроме сброса высоты. Но ни у кого гипоксия не приняла серьезного масштаба и экспедиция осталась в полном составе.

В мире гор никогда не может быть полной гарантии на успех и безопасность. Мы знали, что Эльбрус – коварная вершина, на которой ежегодно гибнет до 20 человек.

Но вот установилась хорошая погода, и в 3 часа ночи 18 мая 2000 года наша экспедиция отправилась на штурм вершины.

Постепенно розовеющий далекий горизонт предвещал грядущий солнечный день, мы знали, что взойдет солнце, наберет силу и тогда уймется сумасшедший пронизывающий ветер, в теле которого мечутся вихри ледяной пыли, практически не дающие дышать. Прежде я не могла себе представить, что в каком-либо месте на планете Земля могут быть такие суровые инопланетные условия. Казалось, что боги, узрев высоту и величие Эльбруса, обрушили на его могучую грудь космический ветер и космический холод, а белый снег повсюду – это осевшая звездная пыль дыхания суровых богов.

И еще – что-то произошло со временем: оно не то чтобы исчезло и растворилось, я как-то сразу почувствовала, что быстрый ручеек времени нашего человеческого существования поглотила таинственная река эпох, текущая над живущими здесь горами. Это было и страшное, и величественное знание.

Но вот впереди идущий руководитель экспедиции Казбек Хамицаев останавливается и дает нам немного отдохнуть. С трудом, одеревеневшими от мороза руками, снимаешь с себя две пары непродуваемых рукавиц и матерчатую маску для лица, которая покрыта слоем льда. Все стараются хлебнуть немного чая из термоса.

Обведя взглядом всех спутников, подмечаю, что по виду они подобны обледеневшим космонавтам. А на бороде у Алексея фон Бока неким таинственным стилистом сотворена целая композиция из сосулек и инея.

Дальше мы пойдем в связках, т. к. маршрут становится более крутым и опасным, склоны уже покрывает не снег, а обнажившийся под ним лед. Вгрызаясь кошками в гигантский ледяной щит, наши две связки тронулись в дальнейший путь.

Тем ранним утром, идя по бескрайним белым просторам, я наблюдала, как первые лучи солнца начинают вкрадчиво касаться спящих облаков, вершин… и, наконец, заливают все ущелья. Но вот они коснулись и впереди идущей связки, превратив веревку между людьми в связующую паутинку. Все это ненавязчивым образом подтолкнуло мысль мою к аналогии, что не только мы, объединившись в связки, идем сейчас к своей цели, но и все живое на этой планете самой природой переплетено единой связующей нитью, так что если эта связь прервется – огромный, неведомый мир поглотит нас…

Мы уже поднялись высоко, почти до седловины. Здесь чувствуешь, что это та область, в которую запретно вторгаться человеку: задыхаешься от нехватки кислорода, кружится голова, одолевает сонливость, мучит жажда, появляется непреодолимая апатия ко всему. Ступни ног, кажется, скоро рассыплются, как кусок льда, от чрезмерной на них нагрузки. К этому прибавилась неистовая жара, сменившая прежний ночной холод.

И вот снова остановка. Немного чернослива и шоколада должны вернуть нас к жизни. Но чудо! – опытные альпинисты – закаленные гималайцы ничуть не устали, рвутся вперед и, кажется, готовы пройти еще тысячу раз по столько же, а мы, новички-энтузиасты, почти мертвы от усталости.

Ну что ж, немного перекусив и обведя взором непередаваемой красоты панораму, мои нервы начинает радостно щекотать предоставленный жизнью шанс – до глубины прощупать свои возможности и силы, дойти до их предела. Это то единственное, что сейчас я могу противопоставить опыту, силе, адаптированности, выносливости профессиональных альпинистов и быть вместе с ними на высочайшей вершине Европы.

И я приказываю своему телу идти дальше. Стучит кровь в висках и вырывается мерное, шумное дыхание. Уже нельзя сбавлять взятый темп и делать частые остановки, т. к. внизу сгущаются облака. До того как они настигнут нас, нужно будет уже спускаться, а иначе есть вероятность заблудиться в тумане.

Оказывается, наши возможности имеют нечто общее со слоеным пирогом. Когда кажется, что ты дошел до их предела, вдруг открывается новый уровень (но это в том случае, если не сдаешься). Так, поедая неизмеримый пирог своих возможностей, забыв обо всем, мы неуклонно двигались к нашей мечте, к нашей цели.

Там, где маршрут вновь стал более пологим и безопасным, я выстегнулась из связки и стала догонять другую, ушедшую вперед группу, а вторая группа, совершенно выбившись из сил, осталась на седловине ожидать нашего возвращения.

Меня вели лишь слабо различимые следы от кошек недавно прошедшей здесь первой связки, и нужно было не сбиться с тропы. Но вот их яркие куртки замаячили немного выше по склону. Только на самом деле они были еще далеко, ведь в горах все расстояния обманчивы. И еще с мест первых ночевок нам казалось, что до вершины Эльбруса подать рукой и даже можно прогуляться туда в тапочках.

Все же, через како-то время, ценой целого слоя пирога возможностей и сил, я поравнялась с двумя идущими. Один из них, новичок в альпинизме, тоже зондирующий пределы своей воли, совершенно обессилив, рухнул на крепкий фирн, а стоящий рядом профессионал, улыбаясь сквозь мохнатые усы, искренне уверял, что до вершины осталось всего-то шагов десять.

Тогда странный, бессознательный импульс подтолкнул меня произнести сумасшедшую шутку вслух:
– Пойдем вприпрыжку, ведь таким образом никто точно не вступал на вершину Эльбруса.

И собрав в пучок жалкий остаток своих сил, я сделала несколько прыжков, лязгая кошками о вулканические камни. Преодолев это ничтожное, но тогда показавшееся непреодолимо большим расстояние, я оказалась среди дружной компании взошедших, которая радостно отмечала это событие глотком коньяка.

И как некогда благословенный Богом Ной отбирал лучшие дубы для своего ковчега, мы, сами того не замечая, принесли в наших мечтах и надеждах, желаниях и устремлениях к этой принявшей нас вершине самые чистые и заветные чувства своей души.

Вершина Эльбруса – уникальное место, говорят, что в ясную погоду отсюда одновременно видны и Черное, и Каспийское море.

Абсолютно счастливые, мы с руководителем Экологического Центра “Ковчег” Родионом Бучукури принялись доставать из его рюкзака все флаги, разворачивая их на ветру. Почему-то на такой высоте предметы становятся особенными, в них словно сфокусировались все импульсы мира.

Итак, главная цель экспедиции достигнута – в ознаменование Европейского дня парков флаг Федерации Европарк поднят на священную вершину, и развивается над необозримыми просторами! Белый флаг с зеленой символикой на фоне голубого неба – глаз радует красота и гармоничность этой картины.

Полностью исчерпав запас флагов из рюкзака Родиона, тронулись в обратный путь.

Кстати, как потом рассказывал нам сам Родион, именно этот рюкзак за его плечами, в котором лежали все флаги, не позволил ему отступить перед вершиной. И каждый раз, изнемогая от усталости, этот драгоценный груз заставлял его находить в себе все новые и новые силы.

Полумертвая, но вприпрыжку, вступая на вершину Эльбруса, я знала о том, что всего лишь полпути пройдено, и если перед вершиной мышцам давал силу уже не обмен веществ, а магнетизм столь близкого заветного достижения, то в обратный путь гнало сознание того, что отступать уже просто некуда. Оставшись, здесь мы встретим туман и ночь, которые превратят нас в запорошенных инеем вечно блуждающих призраков.

Но сама вершина подарила нам для обратного пути немного сил. Потому при спуске нельзя было не любоваться гигантскими, динамично меняющимися окнами из фиолетового тумана, которые при мягком вечернем свете обрамляли противоположные горные массивы. Так, в эти краткие минуты, какой-то гениальный дух, творил и тут же разрушал причудливые гобелены. А вслед за уставшими, темными силуэтами людей, бредущих в этот иллюзорный, но прекрасный мир, устремилась и чуткая нить моего восприятия…

P.S.

С тех пор, как мы совершили восхождение, всех нас не покидает чувство, что гармония гор навсегда пропитала наше сознание. Положено успешное начало, выпущен белый голубь, предзнаменующий грядущие грандиозные замыслы и победы.

А сейчас “Ковчег” вернулся в свою гавань, на “Территорию вдохновения”, и готовится вновь пуститься в плавание по всему Кавказу, который мы, наблюдавшие его с высоты более чем птичьего полета, хотим видеть только мирным!