Лолита БОРУКАЕВА:
ГОРИЗОНТЫ ПСИХОПУНКТУРЫ
С Л.С. БОРУКАЕВОЙ БЕСЕДУЕТ Т. АЛЕКСАНДРОВ

   На   столе   передо   мной  полукругом  выстроились   фигурки
деревянных человечков. Каждый из этой «великолепной десятки» строго
индивидуален, начиная от цветовой составляющей одежды до  выражения
той или иной ярко обозначенной эмоции на застывших «лицах китайской
национальности».  Рядом  расположилась и их  миловидная  хозяйка  –
Лолита Борукаева, врач-психотерапевт, Действительный член Всемирной
Ассоциации  психопунктуры, Вице-президент Академии Психопунктуры  и
Восточной медицины, Почетный…Впрочем, довольно перечислять  регалии
нашей   собеседницы,   коих   действительно   немало,   перейдем-ка
непосредственно к теме разговора.

   Лолита  Султановна,  на  протяжении  многих  лет  в  обществе
прослеживается устойчивый интерес к традиционной медицине  Востока.
И  если  широкий  читатель имеет более-менее четкое  представление,
скажем,  о  рефлексотерапии  (иглоукалывание,  акупунктура),  то  о
методе Халлима Калера, который используете вы, пока нельзя сказать,
что  он  собрал  в свои ряды мощную армию сторонников,  по  крайней
мере, в Северной Осетии о нем знает далеко не каждый.
   Имеющий  уши да услышит. Впрочем, могу вкратце изложить  историю
вопроса.  Психопунктура является психосоматическим  направлением  в
медицине. Основатель ее - далекий предок Халлима Калера –  Сушрута.
Сам   же   доктор   Калер  представляет  шестое  поколение   врачей
традиционной аюрведической медицины. Он – уроженец Востока, точнее,
Индонезии, вырос в китайских кварталах в семье врача, исповедующего
традиционную индийскую медицину, и, что называется, с младых ногтей
впитал  в себя ее дух и принципы. В дальнейшем он получил блестящее
образование  в  Германии,  Англии,  США,  став  доктором  медицины,
философии,   и   уже  впоследствии  поставил  перед  собой   задачу
объединить, интегрировать многовековые знания врачевателей  Востока
и  Запада. Что он и блестяще проделал. Х.Калер является Президентом
Всемирной  Ассоциации  психопунктуры, членом Комитета  по  вопросам
религии Организации Объединенных наций. Научные труды ученого часто
публикуются  во многих авторитетных международных изданиях,  широко
используются специалистами.
   Итак,   психопунктура  –  это  лежащий  в  ее  основе   базисный
эмоциональный   структурирующий  тест  (БЭСТ)  с   одной   стороны,
основанный  на  китайской доктрине о пяти  первоэлементах  в  свете
дихотомии,  т.е. делении двух взаимодополняющих тенденций  «инь»  и
«ян»,  которые широко известны в восточной философии,  и  с  другой
стороны  – ядро психоанализа выдающегося западного ученого Зигмунда
Фрейда.  Непосредственно  кукольный тест (каждая  деревянная  кукла
отражает  определенное  эмоциональное  состояние)  выстроен   путем
синтеза  этих двух систем. А уже на основе самого теста разработано
более   десяти  направлений  натуропатического  лечения.  И  здесь,
конечно же, нужен индивидуальный подход к пациенту в зависимости от
выявленных проблем с привлечением двух методов лечения, о чем скажу
чуть  позже. Подчеркну, что в психопунктуре (сам термин  обозначает
«иглы  для души» или «укол психики») акупунктурный подход  коренным
образом  отличается от той иглорефлексотерапии, которая применяется
в медицине, в первую очередь, тем, что позволяет подойти к больному
человеку с точки зрения его психической конституции и укрепить  ее.
Таким   образом,  здесь  используется  не  только  симптоматическое
лечение,   как   это   бывает   при   иглорефлексотерапии,   но   и
систематическое, т.е. конституциональное лечение в сочетании с суфи-
медитацией,  которое  позволяет проникнуть  в  глубинные  структуры
личности  и  воздействовать на них с целью укрепления  гармоничного
баланса.  Итак, психопунктура позволяет лечить тело через эмоции  и
психику  и  наоборот  –  психику через  эмоции  и  тело  на  основе
выбранных пациентом фигурок.
   Против   каких   болезней   наиболее   эффективен   данный
метод?
   Резонный  вопрос.  Являясь, как я уже сказала, психосоматическим
направлением  в  медицине, он обладает широким  диапазоном  лечения
различных  заболеваний,  прежде всего,  эмоциональных  расстройств:
синдром  хронической  усталости, тревожные  состояния,  бессонница,
депрессия  и  т.д.;  терапевтического характера:  органов  дыхания,
желудочно-кишечного тракта, в т.ч. язвы желудка, двенадцатиперстной
кишки,  гастритов, холециститов и т.д. В принципе, метод эффективен
для любой системы деятельности нашего организма – и мочеполовой,  и
центральной  нервной,  и  даже психической.  Почему?  Ответ  прост:
причиной  каждого из перечисленных недугов является,  как  правило,
нарушение эмоционального равновесия. Говоря проще, все болезни - от
нервов.  Между  тем,  очень многие люди,  обращаясь  за  конкретной
помощью  к  терапевтам  или врачам более узких  специальностей,  не
находят  должной поддержки и удовлетворения в предлагаемом лечении,
которое зачастую является только медикаментозным – это не секрет  –
и,  естественно, не получают положительного решения своей проблемы.
Я   намеренно   употребляю   термин   «естественно»,   потому   что
первопричина  заболевания – эмоциональные расстройства  -  остается
вне  зоны  внимания вышеуказанных специалистов.  Вот  и  получается
знакомая  картина: в анализах больного врач не находит органической
патологии,  а  тот  продолжает испытывать  дискомфорт  (бессонницу,
головные   боли,   раздражительность,   повышенную   утомляемость).
Психопунктура   же  позволяет  не  только  успешно   лечить   такие
состояния, но и, в первую очередь, правильно диагностировать их.
   Хочу  обратить внимание еще вот на что. Проходя лечение  у  нас,
пациент  избавляется  не только от конкретной проблемы,  с  которой
обратился   (допустим,   с   язвой   желудка,   одним   из    самых
распространенных  в  Северной Осетии заболеваний),  но  и  от  ряда
«сопутствующих», на которые и внимания-то всерьез не  обращал.  Это
говорит  о  том,  что  все  в  нашем  организме  взаимосвязано,   и
психопунктура  не  делит  личность, не  расщепляет  ее  на  сому  и
психику,  на  эмоциональную сферу, а смотрит на  человека,  как  на
объединение  души  и тела. То есть, другими словами,  психопунктура
выходит за рамки дуалистического подхода к нему.
   Что  Вы  можете  сказать о противоборстве  метода  доктора
Халлима   Калера  с  самым  страшным  из  недугов  человечества   –
раком?
   Согласно  психопунктуре   рак, любая онкология,  квалифицируется
как  психоз органов. Калер разработал свой метод на основе – о  чем
упоминалось  выше  - доктрины, согласно которой  все  во  Вселенной
состоит из пяти первоначал – дерево, огонь, земля, металл и вода  –
и  подвергается  делению двух тенденций – «инь» и «ян»  (мужской  и
женской).   К   каждому  первоэлементу  он  привязал   определенные
«участки».  Так,  например, расстройство элемента  «дерево»  –  это
психозы, «огонь» – неврозы, «земля» – психосоматические заболевания
или мягкие неврозы, «металл» – неврастения и, наконец, «вода» – это
так называемый пограничный синдром, т.е. состояние между неврозом и
психозом. Ввиду того, что любое заболевание является в своей основе
психосоматическим,  то  рак  – это, безусловно,  психосоматоз,  но,
учитывая   степень  поражения,  это  психоз  какого-то  конкретного
органа.   Кстати,   в   настоящее  время   доктор   Калер   активно
разрабатывает   направление,  которое   пока   условно   называется
«психоиммунология». Так вот, в зависимости от того, на каком уровне
находится наше  эмоциональное расстройство, мы можем смотреть,  где
кроется причина возникновения этой онкологии.
   Как    правило,    если   уже   имеет   место   верифицированный
(установленный) диагноз онкозаболевания, то речь идет о  запущенном
эмоциональном    состоянии.    То   есть,    этапы    эмоциональной
безграмотности,  которые человек давно прошел и  не  заметил,  этап
психосоматического  расстройства (опять  же  язвенная  болезнь,  мы
знаем,  часто переходит в онкологию) – все это ступени,  ведущие  к
психозу  органа, к раку. И лечение необходимо начинать, как  я  уже
сказала,   с  эмоциональной  сферы,  ибо  только  через  нее   идет
воздействие на иммунную систему, и механизм запускается.
   Лолита  Султановна,  с позиции безнадежного  прагматика  я
хочу выяснить, каков средний процент излечимости обращающихся к вам
людей?
   Наши   пациенты   –  это  больные  с  соматической   патологией:
желудочники,  сердечники, гипертоники, даже  те,  кто  уже  перенес
инфаркт  миокарда…  Так  вот, из всех тех,  кто  пришел  к  нам  за
помощью,  90% уходили с удовлетворительными – если сказать  общо  –
результатами.
   В  ходе  беседы у меня начинает складываться  впечатление,
что  практически каждому человеку, даже внешне абсолютно здоровому,
следует  –  в  целях  профилактики –  обращаться  к  специалисту  –
психопунктуристу.  Ведь  ходим же мы раз  в  полгода  на  осмотр  к
стоматологу… 
   Удачная  аналогия. Между тем, к сожалению, и у нас в Осетии,  да
и  в  целом у россиян нет культивации здоровья, того образа  жизни,
который бы нас внутренне обязывал к системному обращению к врачу, в
том  числе  и  к  психотерапевту или к  психологу,  как  это  давно
практикуется  за  границей. Так, в Китае  говорят:  «Врач,  который
лечит пациента уже с верифицированным диагнозом, – хороший врач. Но
отличным  считается  тот  врач, который занимается  профилактикой».
Хочется   обратиться,  пользуясь  случаем,  к   нашему   населению.
Безусловно,  профилактическая медицина –  это  то,  к  чему  всегда
стремились  и  российские,  и зарубежные  медики.  Безусловно,  это
необходимо для каждого человека. Ведь рождаясь, мы попадаем в  мир,
который уже давно стал технократическим.
   Запад  учит  нас,  как зарабатывать деньги, отождествляя  это  с
образом  жизни,  но постепенно приходит к выводу, что  материальное
благополучие  не  есть  безоговорочное счастье,  напротив,  мы  все
дальше и дальше уходим от своей истинной сути – от человеческой, от
своей    души,   от   своих   корней.   Это   приводит   к   глухой
самоотстраненности  –  психологической, эмоциональной  и,  в  конце
концов,   к  соматической.  То  есть,  в  погоне  за  материальными
средствами   теряем  здоровье  свое  и  перестаем   осмысливать   и
осознавать иные, более тонкие и светлые стороны жизни, бытия…
   Если  человек не заглянет внутрь себя, в глубины своей личности,
чтобы  определить, где же у него сильные или слабые стороны,  и  не
попытается   обрести  эмоциональное  равновесие,  он   никогда   не
достигнет гармонии, прежде всего, с самим собой, а затем и со  всем
окружающим  его  миром. А это ведь так важно.  Посмотрите,  как  мы
общаемся   друг  с  другом  на  работе,  в  маршрутке,   в   семье…
Озлобленность,   раздражительность,   досада,   в   лучшем   случае
равнодушие  –  наши  извечные спутники. И каждый  от  этого  только
страдает.
   Мы  занимаемся  моббингом, т.е. говорим друг  о  друге  плохо  и
совершенно не берем в толк, что в этот момент мы фактически  вредим
самим  себе.  И  для  того,  чтобы иметь  практическую  возможность
осознать какие-то важные вещи в самом себе, нужно обращаться к нам,
ибо  психопунктура  –  помимо всего прочего – существенно  экономит
ваше  время  и  деньги.  Уже после первого сеанса  многие  пациенты
говорят:  «Ой,  доктор, у меня словно камень с души  свалился»,  «У
меня будто крылья выросли» и т.д.
   Как-то  ко  мне  на  прием  явился  молодой  мужчина.  Я   сразу
почувствовала,  что  он  чем-то очень  подавлен:  опущенные  плечи,
потухший взор… Из беседы я узнала, что он – семейный человек,  отец
двух  детей, работает по специальности. То есть, внешне у него  все
обстоит  вроде  бы  не  плохо.  Однако  мужчину  постоянно   гложет
внутренняя  неудовлетворенность собой, он остро чувствует,  что  не
может    реализовать   свои   возможности,   словно   стоит   перед
непробиваемой стеной.
   После  интенсивной  работы  с пациентом  он  заметно  изменился:
появилась  уверенность в своих силах, и – как он  сам  выразился  –
дела  пошли  в  гору. Почему так происходит? Потому что  на  сеансе
психопунктуры человек избавляется от внутренних узлов,  конфликтов,
которые  мы,  как  мешок с кирпичами, носим  в  себе,  каждый,  без
исключения,  ибо  – так уж распорядился Творец  –  мы  рождаемся  с
проблемами,  взращиваем  их  в процессе воспитания,  образования  в
технократическом мире, отстраняясь от самих себя. И  –  что  крайне
важно  – пациент вдобавок ко всему освобождается от зачатков многих
заболеваний, которые в будущем могли бы о себе напомнить.
   Как  сказал мудрец: «Если у вас болит тело, нужно лечить  душу»,
ибо  когда  вы лечите душу, вместе с ней выздоравливает  не  только
ваше  тело  –  вы  наполняетесь энергией и сами  уже  излучаете  то
положительное, что начинаете культивировать.
   Вы  сказали,  что рассматриваемый метод  лечения  довольно
динамичен  по времени. Хочу уточнить, сколько сеансов психопунктуры
нужно   принять,   в   среднем,  чтобы  избавиться   от   того   же
гастрита?
   Старая   докторская  притча  гласит:  «Лечи   не   болезнь,   но
больного».  К  сожалению, работая долгое время врачом –  психиатром
или,  скажем  так, врачом традиционной прозападной медицины,  я  не
видела  никакой возможности воплотить эту истину на практике,  т.к.
лечить  больную  личность,  со  всеми  ее  проблемами,  система  не
позволяет. Поясню на примере врача государственной поликлиники.  По
графику, в час он должен принять пять больных, по двенадцать  минут
на каждого. Как говорится, комментарии излишни.
   У   психопунктуриста  же  подход  совсем  иной.  Пациент  всегда
чувствует  вовлеченность, эмпатическое отношение, т.е.  сочувствие,
сопереживание со стороны врача-психотерапевта. Поэтому, отвечая  на
ваш  вопрос,  могу сказать, что в каждом конкретном  случае  подход
строго  индивидуален: для одного пациента достаточно трех  сеансов,
для другого – одного, третьему и десяти мало.
   Лолита  Султановна, расскажите немного  о  себе,  а  также
позвольте полюбопытствовать, как и почему вы решили посвятить  себя
психопунктуре?
   После  окончания Северо-Осетинского госмединститута в 1986  году
я проходила интернатуру в Тульской области по терапии. Но уже тогда
пришло  понимание,  что любой доктор, вне зависимости  от  основной
специальности,  должен разбираться в психологии. По возвращении  на
родину  я  осуществила  свое  желание  –  поступила  на  работу   в
психиатрическую   больницу,   где   на   практике   изучала,    как
функционирует  психика человека вообще и больного  в  частности.  В
дальнейшем   я   окончила  акупунктурные  курсы  под   руководством
известного Санкт-Петербургского профессора А.Т. Качака. Там  же,  в
институте   неврологии  и  психиатрии  им.  В.М.  Бехтерева   я   и
познакомилась   с  доктором  Калером.  И  уже  во   время   первого
семинарского занятия почувствовала внутреннее озарение: вот оно то,
что  я столько лет искала. С тех пор прошло более 10 лет. Позади  –
множество   лекций,  коллоквиумов,  практических   занятий,   толпы
пациентов  как  в Питере, так и здесь, когда я стала самостоятельно
практиковать как психопунктурист, сотни благодарных глаз и улыбок –
не в этом ли счастье врача?
   Предвижу  вопросы  наших  читателей:  где  можно  получить
помощь опытного психопунктуриста?
   У   меня  был  кабинет  на  территории  республиканской  детской
больницы.  Ее главврач У.Н. Джанаев – честь ему и хвала  –  вник  в
проблему,  любезно  предоставив помещение для работы.  В  недалеком
будущем, надеюсь, удастся открыть центр психосоматической медицины,
который  позволит,  наконец,  развернуть  психопунктуру  в   полном
объеме.  Ведь  кроме  акупунктурного  и  гомеопатического  лечения,
психотерапии музыко-аромотерапии, йоги, медитации в арсенале у  нас
дыхательная  гимнастика ци-гун, адаптированная к методу  Калера,  и
многое,  многое другое. А для этого нужны помещения,  в  том  числе
мини-спортзал,  где  можно  было бы  заниматься  с  пациентами  как
индивидуально, так и группами.
   Не  забудете пригласить на открытие центра самого  Халлима
Калера?
   Нет,  конечно. Кстати, в 1998 году доктор уже побывал в Северной
Осетии  и,  несмотря  на  чрезвычайную  загруженность  (график  его
расписан на год вперед), провел здесь целых 5 дней! Для человека  с
мировым именем это действительно очень много.
   Благодаря   Министерству  культуры  и  в  первую   очередь   его
тогдашнему  министру  Анатолию Дзантиеву был организован  блестящий
семинар  в  конференц-зале  Республиканской  научной  библиотеки  с
участием   высоких   государственных   чиновников   во   главе    с
зам.председателя   Правительства  Сергеем  Такоевым   (впоследствии
ставшим   Патроном   психопунктуры  в  РСО-Алания),   профессорско-
преподавательского состава и студентов мединститута и университета,
врачей,  деятелей  культуры  и  искусства.  Помимо  всего  прочего,
высокий  гость  покорил всех глубоким знанием  и  пониманием  наших
обычаев  и  традиций.  Слушая осетинскую речь,  он  узнавал  в  ней
санскрит, приводил корреляции героев Нартского эпоса с персоналиями
Махабхараты,  Валгамы,  рыцарями Круглого  стола,  поделился  своей
оригинальной  версией  возникновения  так  называемого  «рыцарского
кодекса»  в  Европе,  предположив, что это является  лишь  осколком
одного  из  трех столпов или фарнов, по которым жили  наши  предки.
Фундаментально  изучив  религии Востока и  Запада,  этнопсихологию,
верования  разных  народов, он синтезировал их  духовные  практики,
которые  нашли  свое  отражение и в созданном им  методе.  Так  что
Халлим – всегда наш желанный гость.
   Спасибо   за   интересную  беседу.   Хочу   пожелать   Вам
благополучного  исполнения намеченных планов, а Вашим  пациентам  –
скорейшего выздоровления и отличного настроения.
К содержанию || На главную страницу