Аркадий ГАЙСИНСКИЙ

ЗАМЕТКИ ПО ИСТОРИИ АЛАН

 1
 Народ  алан  никогда не был обделен вниманием  историков  хотя  бы
потому,  что это национальное имя в той или иной степени фигурирует
в истории практически всех стран Европейского континента.
 Последняя  (к  сожалению, и в прямом смысле этого слова)  гипотеза
известного норвежского географа и путешественника Тура Хейердала  о
восточно-европейском происхождении скандинавов  не  только  усилила
интерес к истории алан тех, кто обращался к ней ранее, но привлекла
и  новых  исследователей, увидевших в упомянутой  гипотезе  путь  к
решению некоторых проблем, связанных с процессами миграции племен и
образованием этносов на территории Европы.
   Тем источником, на котором основывался Тур Хейердал, стала «Сага
об Инглинах», созданная исландским летописцем Снорри Струлсоном.
 В  «Саге об Инглингах» довольно подробно рассказано о земле  асов,
расположенной  в низовьях Танаиса – так в древности  называли  реку
Дон. Предводителем асов в давние времена был некий Один, великий  и
мудрый  вождь, владевший колдовскими искусствами. Войны с племенами
соседнего народа ванов при нем проходили с переменным успехом:  асы
то  побеждали,  то терпели поражение. Для меня это доказывает,  что
Один  был не богом, а человеком, ведь боги не могут проигрывать.  В
конце концов война с ванами закончилась миром, но в низовья Танаиса
пришли  римляне, и асы, ослабленные долгими войнами, были вынуждены
отступить на север.
 Я   внимательно  прочитал  саги  и  посчитал,  что  от  Одина   до
исторической  фигуры – Харальда Прекрасноволосого  (Х  век)  прошло
тридцать  одно  поколение.  Все  сходится:  северное  Причерноморье
римляне  покорили именно в I веке до нашей эры. Кроме того,  я  был
просто  поражен,  когда  узнал,  что  племена  асов  и  ванов  были
реальными народами, населявшими здешние места до нашей эры! А когда
я посмотрел на карту низовьев Дона и увидел слово «Азов», то просто
не  мог  прочитать  его иначе, как «Ас Хов», ведь  древненорвежское
слово «хов» обозначает храм или священное место.
 Имеет    смысл   привести   некоторые   характерные,    в    свете
рассматриваемой темы, выдержки из «Саги об Инглинах».
 
 «Круг  земной,  где  живут  люди, очень  изрезан  заливами.  Из
океана,  окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно,
что  море  тянется от Нервасунда до самого Йорсалаланда.  От  этого
моря  отходит на север длинный залив, что зовется Черное  море.  Он
разделяет  трети  света.  К  северу  от  Черного  моря  расположена
Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция
не  меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой
Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и
холода,  как  южная  часть  Страны  Черных  Людей  пустынна   из-за
солнечного  зноя. В Швеции много больших областей. Там много  также
разных  народов  и  языков. Там есть великаны и карлики,  и  черные
люди,  и много разных удивительных народов. Там есть также огромные
звери и драконы. С севера, с гор, что за пределами заселенных мест,
течет  по  Швеции  река, правильное название  которой  Танаис.  Она
называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в  Черное
море.  Местность  у  ее устья называлась тогда Страной  Ванов,  или
Жилищем  Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к  востоку,
называется Азией, а та, что к западу, Европой.
 
 Страна  в  Азии  к востоку от Танаквисля называется Страной  Асов,
или  Жилищем  Асов, а столица страны называлась Асгард.  Правителем
там  был  тот,  кто  звался  Одином. Там было  большое  капище.  По
древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они  должны
были  совершать  жертвоприношения и судить  народ.  Они  назывались
диями,  или  владыками.  Все  люди должны  были  им  служить  и  их
почитать.  Один был великий воин, и много странствовал, и  завладел
многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал
верх  в  каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда
должна  быть  за  ним. Посылая своих людей в битву  или  с  другими
поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им
благословение.  Люди  верили, что тогда успех будет  им  обеспечен.
Когда  его  люди  оказывались в беде  на  море  или  на  суше,  они
призывали его, и считалось, что это им помогало. Он считался  самой
надежной  опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень  долго
отсутствовал.
 
 У  Одина  было два брата. Одного из них звали Be, а другого  Вили.
Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один
отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду,  что
он  вернется.  Тогда  братья стали делить  его  наследство,  и  оба
поженились   на  его  жене  Фригг.  Но  вскоре  после  этого   Один
возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену.
 
 Один  пошел  войной  против  Ванов,  но  они  не  были  застигнуты
врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами,  то  за
Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это  и
тем  и  другим  надоело,  они  назначили  встречу  для  примирения,
заключили  мир  и  обменялись заложниками. Ваны дали  своих  лучших
людей  –  Ньерда Богатого и сына его Фрейра, Асы же  дали  в  обмен
того,  кто  звался  Хениром, и сказали, что из него  будет  хороший
вождь.  Он  был  большого роста и очень красив. Вместе  с  ним  Асы
послали  того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека,  а  Ваны
дали  в  обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда  Хенир
пришел  в  Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир  учил  его
всему.  Но  когда Хенир был на тинге или сходке и Мимира  рядом  не
было,  а  надо  было принимать решение, то он всегда  говорил  так:
«пусть другие решают». Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их.  Они
схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам.  Один
взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение,  и
произнес  над  ней  заклинание, и придал ей  такую  силу,  что  она
говорила с ним и открывала ему многие тайны.
 Один  сделал  Ньерда и Фрейра жрецами, и они были  диями  у  Асов.
Фрейя была дочерью Ньерда. Она была жрица. Она первая научила  Асов
колдовать,  как было принято у Ванов. Когда Ньерд был у  Ванов,  он
был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были
Фрейр  и  Фрейя.  А  у  Асов был запрещен брак  с  такими  близкими
родичами.
 
 Большой  горный хребет тянется с северо-востока на  юго-запад.  Он
отделяет  Великую Швецию от других стран. Недалеко к  югу  от  него
расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения.  В  те
времена  правители римлян ходили походами по всему миру и  покоряли
себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений.
Так  как  Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство
будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и
Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии
и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики,
а  затем  на  юг,  в Страну Саксов. У него было много  сыновей.  Он
завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей
правителями.  Затем он отправился на север, к морю, и поселился  на
одном  острове.  Это  там, где теперь называется  Остров  Одина  на
Фьоне.  Затем  он  послал Гевьюн на север через  пролив  на  поиски
земель.  Она  пришла  к  Гюльви,  и  он  наделил  ее  пашней.   Она
отправилась  в  Жилища Великанов и зачала там  от  одного  великана
четырех  сыновей. Затем она превратила их в быков,  запрягла  их  в
плуг  и  выпахала землю в море напротив Острова Одина.  Там  теперь
остров Селунд. С тех пор она жила там. На ней женился Скьельд,  сын
Одина.  Они  жили  в Хлейдре. А там, где прежде была  земля,  стало
озеро.  Оно  называется Лег. Заливы в этом  озере  похожи  на  мысы
Селунда.
   А  Один,  узнав,  что  на востоке у Гюльви есть  хорошие  земли,
отправился  туда, и они с Гюльви кончили дело миром,  так  как  тот
рассудил,  что  ему  не совладать с Асами. Один  и  Асы  много  раз
состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и Асы  всегда
брали  верх. Один поселился у озера Лег, там, где теперь называется
Старые  Сигтуны,  построил там большое  капище  и  совершал  в  нем
жертвоприношения  по  обычаю  Асов.  Все  земли,  которыми  он  там
завладел, он назвал Сигтунами. Он поселил там и жрецов. Ньерд жил в
Ноатуне,  Фрейр  – в Уппсале, Хеймдалль – в Химинбьерге,  Тор  –  в
Трудванге,  а  Бальдр – в Брей Даблике. Всем им  Один  дал  хорошие
жилища.
 
 Рассказывают,  как правду, что когда Один и с  ним  дии  пришли  в
Северные  Страны,  то  они  стали  обучать  людей  тем  искусствам,
которыми  люди  с тех пор владеют. Один был самым прославленным  из
всех,  и  от  него люди научились всем искусствам,  ибо  он  владел
всеми,  хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он  был
так  прославлен.  Когда он сидел со своими  друзьями,  он  был  так
прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в  бою
он  казался  своим недругам ужасным. И все потому,  что  он  владел
искусством   менять  свое  обличие  как  хотел.  Он  также   владел
искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал,
его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как
в  том,  что  теперь  называется поэзией. Он и  его  жрецы  зовутся
мастерами  песен, потому что от них пошло это искусство в  Северных
Странах.  Один  мог сделать так, что в бою его недруги  становились
слепыми или глухими, или наполнялись ужасом, а их оружие ранило  не
больше,  чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги,
ярились,  как  бешеные собаки или волки, кусали свои щиты,  и  были
сильными,  как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь,  ни
железо    не   причиняли   им   вреда.   Такие   воины   назывались
берсерками».
 
 2
 Ученые  давно  обратили  внимание на связь  между  скандинавами  и
асами,  но  объяснение  этого явления  не  могло  выйти  за  рамки,
предложенные  Г.В.  Вернадским: «В то время, как  конечным  пунктом
древнего  варяжского  пути от Балтийского до  Азовского  моря  было
устье Дона, его началом являлось устье Западной Двины. Движение  по
этому  пути было двусторонним, поскольку не все скандинавские воины
и купцы, отправлявшиеся на Восток, оставались там постоянно; многие
шведские  искатели приключений… проведя несколько лет на Востоке  и
разбогатев  со временем, бывало, возвращались домой в прибалтийские
земли  и  имели  обыкновение  давать прежним  местам  новые  имена,
которые напоминали им о сказочной стране их подвигов и приключений.
По тем же мотивам имя Ас (женская форма Аса) стало распространенным
личным именем в Скандинавии. Несколько норвежских княгинь в девятом
и  десятом  веках  носили  имя Аса. А  слог  «ас»  использовался  в
образовании  таких  мужских имен, как Асмунд,  Аскольд  и  т.  п.».
Такого  же мнения придерживается и изучавший скандинавские саги  П.
Шафарик: «Скандинавы заимствовали многие религиозные обряды у алан…
Собственное  (домашнее, родное) название алан, именно  асы,  еще  в
глубокой   древности  принесено  было  в  Скандинавию  скитавшимися
норманнами».
 Предположение Г.В. Вернадского основано не только на  «обыкновении
давать  прежним местам новые имена», но и на историческом  опыте  –
имеется убедительное количество подобных явлений и в прошлом,  и  в
настоящем.  Но  в данном случае перенос географических  названий  и
имен собственных имеет не «челночный» характер – Скадинавия-Восток-
Скандинавия,   но   «однонаправленный»:    Восток-Скандинавия   как
результат переселения асов на Север Европы.
 Осваиваемые территории переселенцы также назвали Швецией,  подобно
той  Швеции, о которой совершенно определенно говорится в «Саге  об
Инглинах» и которая располагалась в низовьях Танаиса (Дона).
 Из    исторических   источников   следует,   что    действительное
расположение  Страны  асов  соответствует  указанному  в  «Саге  Об
Инглинах»:  «Страна  в  Азии  к  востоку  от  Танаквисля  (Танаиса)
называется  Страной  Асов,  или  Жилищем  Асов,  а  столица  страны
называлась Асгард».
 О  местах  обитания  асов  совершенно  определенно  говорит  Иосиф
Флавий: «Мы раньше объяснили, что племя аланов есть часть,  живущая
вокруг Танаиса и Меотийского озера». Косвенное подтверждение  этому
находим  у  Марка Аннея Лукана (39-65гг. н.э.): «Танаис дает  своим
берегам  имена разных частей света и, служа границей Азии и Европы,
разделяет сопредельные части материка и своими изгибами увеличивает
то одну, то другую часть света».
 Но  важнейшим условием для понимания истории асов будет то, что по
утверждению  Г.В. Вернадского, с которым согласны  практически  все
имеющие к ним отношение ученые: «Кавказские аланы назывались  асами
или  осами  –  имя, которое их потомки осетины носят до  сих  пор».
«Название Алания, – писал живший в XV в. венецианский купец Иосафат
Барбаро,  –  произошло  от племен, именуемых  аланами,  которые  на
собственном языке называются “ас”».
 В   мировой  исторической  науке  этноним  «аланы»  гораздо  более
известен  и  упоминаем, чем «асы» и, наверное, синонимы «асы-аланы»
должны  рассматриваться с учетом временного фактора: есть основание
утверждать,  что  вплоть  до  Раннего Средневековья  эти  обитатели
Северного  Причерноморья  и Кавказа были более  известны  как  асы.
Такой  вывод основывается на том факте, что национальное  имя  асов
стало  основой  имени самого большого на планете  материка  –  Азии
(Асии): первоначально так называли земли, заселенные асами, а затем
и  все,  находящиеся  к востоку от них, пространства.  Очевидно,  в
дальнейшем,  по  причинам требующим отдельного  обращения,  этноним
«аланы» стал более употребительным и дошел до наших дней в названии
республики   Алания.   Во  всяком  случае,  в   русских   летописях
неоднократно упоминаются именно асы (ясы):
    «В  лето  6473 (965 г.) иде Святослав на козари.  Слышавшие  же
козари, изыдоша противу им со князем своим Каганом. И ступиша обои,
и одоле Святослав козаров, и град их Белу Вежу взя. И ясы победи, и
касоги».
  «В лето 6537 (1029 г.) Ярослав ходи на ясы и взя их».
   «В  лето  6624  (1116 г.) … князь Ярополк Владимирович  ходи  на
Половечскую  землю,  к  реце зомовой Дон и ту  взя  полон  мног,  и
города  взя Половечкые: Галич, Чешюев и Сугров, и приведе  с  собою
ясы, и жену полони ясыню».
    «В   лето   6888   (1380  г.).  Прииде   ординский   князь   со
единомысленники  своим  и  князи  ординскими  и   со   всею   силою
татаревскою   и  половецкою,  и  еще  к  тому  рати  понаимовал   –
безсермены, фрязы, черкесы и ясы, буртасы; такоже с Мамаем вкупи во
единой  мысли и во единой думе и Литовский князь Агайло Ольчардович
и со всею силою литовскою и лятьскою; с ними же в одиночестве князь
Олег Иванович Рязанский»…
 
 3
 Первым  упоминанием  алан  в  истории считают  этноним  роксоланы,
который  следует  рассматривать  как  двусложный:  рокс-аланы,  где
«рокс»  – слово-определитель, означающее «светлые, белые», то  есть
«роксаланы» должно быть понято как светлые (белые) аланы. Народ под
таким  именем,  обитавший  к  востоку  от  Борисфена  (Днепра)  был
известен греческому (по происхождению) историку Страбону, жившему в
начале  нашей  эры,  но  опиравшемуся на  источники  приблизительно
двухвековой  давности. Однако, принимая то условие, что «кавказские
аланы  назывались асами или осами», этот временной ориентир следует
отодвинуть, как минимум, на полтысячелетия назад.
   Дело  в  том, что страна (точнее, группа стран), в имени которой
присутствует слово «ас», существовала еще во времена жившего в 7 в.
до  н.э.  пророка  Иеремии – имеется в виду его призыв:  «Поднимите
знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него
(речь  идет  о  Вавилоне – А.Г.) народы, созовите на  него  царства
Араратские, Минийские, Ашкеназийские, поставьте вождя против  него,
наведите  коней  как страшную саранчу» (Иеремия, 51/27).  Не  будем
прилагать  усилий  для  доказательства  того  факта,  что   «страны
Ашкеназийские» располагались в Восточной Европе или близко к ней  –
достаточно  сказать, что они соседствовали с царствами Араратскими,
чья локализация (об этом ниже) определена.
   Если  знать,  что  на языке пророка буква «ш» и  произносится  и
читается  еще и как «с», то «царства Ашкеназийские» – это  также  и
«царства  Аскеназийские»  (в некоторых изданиях  Ветхого  Завета  и
Книги  пророков  так и пишется: Аскеназ, страны Аскеназийские),  то
есть  те земли, на которых проживали «ас-кеназы». На данный  момент
нельзя   с   уверенностью   утверждать,   что   обозначает   вторая
составляющая   этнонима:  «кеназ»  –  возможно,  это  определитель,
подобный  «рокс» в роксаланах, но истолкование первой  не  вызывает
никаких  сомнений. Напомним, что ассирийцы (обратим  внимание:  ас-
суры) называли скифов очень похожим словом – ашкуаз (аскуаз),  а  в
греческих  источниках  территории, примыкающие  к  Танаису  (Дону),
называются Асканией или Асханатом. Иными словами, под асами следует
понимать  скифов,  точнее,  различные их племена,  разнившиеся  меж
собой  по каким-то признакам (допустим, тотемным) и, значит, асы  –
это  не данное извне, а самоназвание того народа, который греки  (и
только они) называли скифами.
    В   свете   сказанного  стоит  подчеркнуть,  что  все   большее
распространение  среди ученых приобретает то мнение,  что  Великого
переселения  народов  в  тех  масштабах,  которые  имеет   в   виду
официальная  историография,  не было, а  гораздо  большее  значение
имела  «последовательность этнического и расового  напряжения»  (по
выражению   Г.В.   Вернадского),  результатом  которой   стало   то
обстоятельство,  что  этнос асы (аланы)  сохранился  до  настоящего
времени.   Кроме   того,   такой   подход   объясняет   и    широту
распространения  асов,  расселившихся на территориях  от  Северного
Причерноморья и Кавказа до Восточного Средиземноморья – вот  почему
римскую провинцию, располагавшуюся на западе современной Малой Азии
со  столицей  в  городе Ефес, также называли Асией.  Провинция  эта
включала  Фригию,  Карию, Лидию и Мезию,  то  есть  западную  часть
нынешней  Малой  Азии: до настоящего времени на  юго-западе  Турции
существует город с показательным именем – Алания.
 
 4
   Существуют две версии происхождения алан: иранская и тюркская, и
хотя   для   рассматриваемой  темы  это  не  имеет  принципиального
значения,  отметим,  что первой отдают предпочтение  большее  число
исследователей,  имея в виду тот веский аргумент, который  приводит
известный осетинский ученый В.И. Абаев: «термин «алон» представляет
безупречное  с  фонетической  стороны   оформление  древнеиранского
вryona  –  арийский». Самоназвание осетин – «ирон адам»  («иронский
народ»);  свою страну они именовали Иристон. В грузинских  хрониках
осетины известны под именем «овси», а их страна – Овсети.
   В  то  же  время все более настойчиво звучат голоса  сторонников
тюркоязычности алан, основывающихся на сообщениях Абу аль Фида  (13
в.):  «Аланы – суть тюрки, которые приняли христианство… Поблизости
живет народ тюркской расы по имени асы», или также жившего в 13  в.
аль-Магриби: «Из кавказских народов самым западным был народ  каса,
далее  к  востоку  жили  азкяши,  абхазы  и  аланы.  Все  они  были
христианами, кроме абхазов, все считались тюрками». Заметим также и
то,  что  аргументы тюркоязычности алан находят не только  в  самой
Кавказской  Алании,  но и далеко за ее пределами.  Г.В.  Вернадский
придерживается версии об иранских корнях аланов:
 «В  начале IV века до нашей эры на скифов стал оказывать  давление
другой народ иранской группы – сарматы. К концу II века до н.э. они
заняли берега Черного моря. Наиболее могущественным племенем  среди
сарматов были аланы, которые до прихода гуннов выделялись в  степях
как  лучшие  наездники. Веками они славились как хорошо вооруженные
воины,   оружие   которых  было  богато  украшено  драгоценностями.
Множество образцов их излюбленного оружия – длинные копья и длинные
железные мечи – обнаружено в курганах на Северном Кавказе и в Южной
России.  Они  развили собственный, особенный художественный  стиль,
вариацию  скифского  “звериного стиля”. Для  него  было  характерно
обильное  использование эмали и инкрустация  драгоценными  камнями.
Знаменитые  новочеркасские  сокровища, обнаруженные  в  1864  году,
предположительно  относятся  к  части  богатств  аланских   владык,
которые жили в I веке нашей эры. Хотя аланы происходили из типичных
кочевников,   со  временем  некоторые  из  их  кланов   перешли   к
оседлости».
 Интересно   сообщение   об   аланах  римского   историка   Аммиана
Марцелиана: «У них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве,
они  питаются  мясом  и  молоком, живут  в  кибитках  с  изогнутыми
покрышками  из  древесной  коры  и перевозят  их  по  беспредельным
степям.   Почти  все  аланы  высоки  ростом,  красивы,  с  умеренно
белокурыми  волосами. Они страшны сдержанно-грозным взглядом  своих
очей,  очень  подвижны  вследствие легкости вооружения  и  во  всем
похожи  на гуннов, только с более легким и более культурным образом
жизни.  Они по варварскому обычаю втыкают меч в землю и поклоняются
ему  как  Марсу-покровителю стран, по которым они кочуют. Гадают  о
будущем  по ивовым прутьям, собранным в определенное время. Рабства
не знают, будучи все одинаково благородного происхождения, в судьи,
начальники,  правители  выбирают  до  сих  пор  лиц,  долгое  время
отличавшихся в боях».
 Дальнейшая  историческая судьба алан более чем  интересна.  Особое
место  в  ней  занимает  их  союз с  так  называемыми  вандалами  –
германскими  (предположительно) племенами, обитавшими  на  Одере  и
Висле.  Соединенные  войска  аланов  и  вандалов  в  начале  5   в.
преодолели  Пиренеи  и,  одержав ряд побед  над  римлянами,  заняли
Испанию.  Вандалы расселились в Галисии и Бетике,  известными  ныне
как   Андалусия  –  уже  известный  нам  В.Г.  Вернадский  высказал
предположение, что название этой южной испанской провинции  связано
с  присутствием  здесь вандалов: Вандалузия. В свою очередь,  аланы
(асы) дали название северо-восточной провинции Испании Каталонии  и
ее столице – Барселоне: Кат – алания, Барс – алания.
   В  428 г., продолжая союзничать, аланы и вандалы захватили часть
побережья Северной Африки, образовав здесь просуществовавшее до 534
г. королевство и превратив его в плацдарм для военных экспедиций  в
Европу,  наиболее  известным  результатом  которых  стал  захват  и
разрушение Рима в 445 г. (455 г.).
   О  пребывании на территории Северной Африки алан (в конце концов
ассимилированных    арабами)   свидетельствуют   антропологические,
культурные,  бытовые  и  лингвистические  подобия  жителей  Туниса,
Алжира,  Марокко и алан. Что до Европы, то в своей работе «Аланы  в
Западной   Европе»   В.Б.   Ковалевская  приводит   несколько   сот
существующих  в  этой  части материка топонимов,   обязанных  своим
происхождением аланам. Следовательно, следует говорить не о простом
продвижении аланов-асов по территории Европы, а о том, что часть их
осела  здесь,  образовав не только селения, но целые области,  как,
например,  графство  Аскания  в Германии  или  область  Алансон  во
Франции.
 
 5
 Боги-ваны  занимают такое же место в мифологии и  религии  древних
скандинавов,  как  и  боги-асы: Локи и Фреи не уступают  по  своему
значению  Одину  и  Фригг.  И  если, как  обоснованно  считает  Тур
Хейердал,  скандинавы (норвежцы, шведы, датчане) – суть  этническое
продолжение  мигрировавших на север Европы с ее  юго-востока  асов,
то,  следовательно,  это  в  такой  же  степени  справедливо  и  по
отношению  к  ванам  –  иными словами, в жилах  значительной  части
скандинавских народов кроме асской течет и ванская кровь.
 Вместе  с  тем следует подчеркнуть, что никаких, даже самых  общих
известий  о  народе ванов нет, и практически единственным,  хотя  и
значительным, свидетельством их существования являются дошедшие  до
нас  и,  очевидно,  связанные  с именем  обитавшего  здесь  народа,
гидронимы: озера Ван и Севан; от этого же корня некоторые лингвисты
производят и топоним Ереван.
    Государство,  образованное  в  древности  на  этой  территории,
называлось  царством  Ванов,  но гораздо  более  оно  известно  как
царство  Урарту,  которое в ассирийских источниках упоминается  как
единая  страна  в 9 в. до н.э. Ваны, по всей видимости,  продолжали
существовать и после покорения его мидянами в 6 в. до н.э.
     Касательно    истории    Урарту,    достаточно    убедительной
представляется   позиция  И.М.  Дьяконова   и   Г.А.   Меликишвили,
считающих,  что  имя библейской горы, давшей приют  Ноеву  ковчегу,
«Арарат»  – это неправильно истолкованное название царства  Урарту,
так  как  в  «Бытие»  на самом деле говорится  о  горах  Араратских
(Урартских),  то есть о горах, расположенных на территории  царства
Урарту.  К «царствам Араратским» обращается, как мы помним, Иеремия
–    и    здесь   множественное   число   полностью   соответствует
действительности,  так  как  хорошо известно,  что  царство  Урарту
представляло собой объединение отдельных государств.
 Временные  рамки существования царства Урарту, как выяснилось,  не
только  не противоречат таковым относительно «стран Аскеназийских»,
но  и  совпадают  с  ними, так что описание в  «Саге  об  инглинах»
отношений между асами и ванами может считаться важным аргументом  в
пользу существования последних.
 Нет  сомнения, что контакты между асами и ванами имели  место  еще
до  того, как Один увел часть соплеменников на Север – значит, если
следовать  аналогии,  к  местам  нового  обитания  вместе  с  асами
двигались  и  ваны.  Поэтому не следует  отвергать  с  порога,  как
совершенно   необоснованное,  мнение,   отмечающее,   что   племена
вандалов,  с которыми, как известно, у асов был союз и совместно  с
которыми  они покорили Пиренейский полуостров и создали в  Северной
Африке  Вандальское королевство, могли бы быть как раз теми  самыми
ванами  (ван-д-аланы),  тем  более, что  доказательств  германского
происхождения  вандальских племен нет, да и  непреодолимой  завесой
таинственности покрыты причины, побудившие аланов образовать  столь
долгий  и  прочный  союз с германцами-вандалами,  в  то  время  как
таковой с ванами был вполне естественен.
 
 6
 До  недавнего  времени  конечным  пунктом  продвижения  оставивших
родину  алан  считали  Северную Африку, однако  официальная  версия
должна быть пересмотрена.
   К  началу  нашей  эры  над аланами нависает угроза  порабощения:
земли  асов  не  стали  исключением в главном  направлении  римской
политики  –  подчинении племен и народов. И  если  при  императорах
Клавдии  и  Нероне усилия Рима в попытке прибрать к рукам  Северное
Причерноморье и Кавказ были в большей степени дипломатическими,  то
после  образования  новых провинций – Фракии  и  Мезии  –  действия
империи стали более откровенными, вплоть до размещения гарнизонов в
некоторых местах Тавриды, подчинение которой рассматривалась  Римом
в  качестве  одного  из  важнейших условий в  готовящейся  войне  с
даками.
 Напомним,   что   именно   стремление   Рима   овладеть   Северным
Причерноморьем и Кавказом Тур Хейердал, основываясь на тексте  саги
(«В  те  времена правители римлян ходили походами по всему  миру  и
покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из  своих
владений»),  считал главной причиной исхода из этих мест  асов:  «в
низовья Танаиса пришли римляне, и асы, ослабленные долгими войнами,
были вынуждены отступить на север».
 Вместе  с  тем  следует  отметить, что  нет  никаких  указаний  на
«долгие  войны»  –  речь  идет скорее о каких-то  локальных  боевых
действиях  римлян: «едва ли, – пишет А. Панов, –  Агриппе  (римский
император  –  А.Г.)  пришлось  вести какие-либо  серьезные  военные
действия  на  Боспоре, но уже сама демонстрация  военных  сил  Рима
оказалась весьма эффективной и вынудила боспорцев подчиниться».
 И  все  же  асы,  возглавляемые Одином  –  мудрым  вождем,  хорошо
представлявшим  последствия  возможной  римской  экспансии   и   не
желавшим рисковать жизнями соплеменников и судьбой потомков, ушли в
поисках  лучшей  доли: «Так как Один был провидцем и  колдуном,  он
знал,  что его потомство будет населять северную окраину  мира.  Он
посадил  своих  братьев  Be и Вили правителями  в  Асгарде,  а  сам
отправился  в  путь  и  с ним все дии и много  другого  народа.  Он
отправился  сначала на запад в Гардарики, а затем на  юг  в  Страну
Саксов».  Однако не все асы последовали за Одином  –  часть  их  и,
очевидно, большая осталась на своей земле.
 Достаточно  точную  дату «исхода» асов из Северного  Причерноморья
можно вычислить, основываясь на том, что, как рассказывает «Сага об
Инглинах», страной, получившей в дальнейшем название Дания,  правил
правнук  Одина  Фродди, и было это во времена правления  императора
Августа:  41 г. до н.э. – 14 г. н.э., кроме того, имеется  и  такое
уточнение:  «тогда  родился Христос». Известен и  путь  Одина:  «Он
отправился  сначала на запад в Гардарики, а затем на  юг  в  Страну
Саксов.  У  него  было много сыновей. Он завладел землями  по  всей
Стране  Саксов и поставил там своих сыновей правителями.  Затем  он
отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там,
где теперь называется Остров Одина на Фьоне».
 
 7
 Гипотеза  Тура  Хейердала, безусловно, имеющая под собой  реальную
основу, обязывает рассматривать историю асов-алан под гораздо более
широким   углом   зрения,   чем   до   недавнего   времени:   перед
исследователями    открываются    новые    возможности    понимания
действительной  исторической ситуации, имевшей  место  в  Европе  в
конце  старой  и начале новой эры. Сделанные выводы будут  касаться
самых  широких  аспектов жизни континента в  указанный  период,  но
наиболее  общие,  в  связи  с аланами, могут  быть  определены  уже
сейчас:
    1. Историю алан (асов) следует начинать не позднее середины  1-
го тысячелетия до н.э.
   2.  Ареал  расселения  асов-алан  включал  территорию  Северного
Причерноморья, Кавказа, Малой Азии.
    3.  Аланы стали существенной этнической образующей многих наций
Европы, особенно Франции, Испании, Скандинавских стран, но  если  в
Европе асы были ассимилированы местными племенами, то в Скандинавии
имело  место обратное: асы ассимилировали местное население (вопрос
о роли асов в российской истории будет рассмотрен отдельно).
 К  сему  малоизвестный, но интересный и показательный факт:  автор
хроники «Historia Brittonum» считал родоначальника Европы Аланом.
К содержанию || На главную страницу