У. ГОНЧАРОВА, Н. КУСРАЕВА, Э. ТОТООНОВ

АРТ-РЫНОК ВЛАДИКАВКАЗА


   Наверное,  многие  любители изобразительного искусства  задаются
вопросом:  «А  что же происходит с живописью, скульптурой,  другими
видами  искусства,  есть  ли у нас в городе  художественный  рынок,
каковы его идеалы и каковы потребительские вкусы нашего общества?»
   В   конце  восьмидесятых  годов,  когда  в  нашей  стране  стали
развиваться рыночные отношения и зародилась возможность  свободного
товарообмена   и   накопления  у  населения   капитала,   появилась
потребность  вкладывать  средства, в том числе,  и  в  произведения
искусства. Население получило возможность знакомиться и приобретать
произведения  искусства, а художники – выставлять  свои  работы  на
продажу. В формировании художественного рынка участвуют и художники-
профессионалы,   и   художники-любители,   мастера   художественных
промыслов   и  ремесленники-самоучки.  Именно  появление  арт-рынка
уравняло  в  правах  художников-профессионалов и самоучек,  которые
получили  возможность  наравне  с профессионалами  выставлять  свои
работы  на  продажу.  Постепенно произведения искусства  становятся
предметом  коммерции.  Появляются салоны  и  галереи,  деятельность
которых  направлена на продажу произведений искусства.  Покупателям
предоставляется  широкий  выбор  самых  разных  по  художественному
уровню,  темам и жанрам произведений. На арт-рынке можно  встретить
традиционные живописные работы, которые отличает уверенное владение
формой,  цветом, передачей световоздушной среды. Как  правило,  это
пейзажи, натюрморты, декоративные композиции. Попадаются различного
качества  копии с полотен старых мастеров. Наряду с ними –  большое
количество  так  называемых салонных работ с  бросающейся  в  глаза
эффектной  выписанностью  и «берущими за душу»  цветами.  Вместе  с
произведениями   живописи  выставляются   на   продажу   и   работы
декаративно-прикладного     искусства,     скульптура,     графика.
Художественный  рынок  является отражением  отношения  современного
общества   к  искусству.  Вкусы  обычных  зрителей  и  специалистов
практически  никогда  не  совпадают: то,  что  специалисту  кажется
интересным,  имеющем  прямое  отношение  к  искусству,  не  находит
никакого отклика у обывателя.
   Какие  же виды и жанры искусства пользуются наибольшим интересом
и  спросом у населения нашего города? Есть ли у людей возможность и
желание  приобретать произведения искусства? Для  того,  чтобы  это
выяснить,  людям различного возраста и социального  положения  было
предложно ответить на семь вопросов:
   1. Возраст.
   2. Образование.
   3. Род занятий.
   4. Есть ли возможность приобретать произведения искусства?
   5. Произведения какого вида искусства вы бы купили?
   6. Произведения какого жанра вы бы купили?
   7. Произведения какого направления вы бы приобрели?
   Было  опрошено  164 человека в возрасте от  15  до  75  лет.  65
человек  с  высшим  образованием, 30  со  средним,  40  со  средним
специальным  и  29  человек  с  незаконченным  высшим.  Как   позже
выяснилось,  ни  возраст,  ни  образование  особой  роли  в  выборе
произведений  искусства не играли. Некоторые  сначала  отказывались
отвечать  на вопросы, ссылаясь на то, что в ближайшее время  ничего
приобретать из произведений искусства не собираются и вообще им  не
интересуются.  Встречались такие, кто на  вопрос  «Есть  ли  у  вас
возможность  приобретать  произведения  искусства?»  отвечали,  что
возможность   есть,  но  нет  желания.  Опрос  показал,   что   эта
возможность  из  164  человек есть только у 71,  93  человека  этой
возможности не имеют.
   Лидирующее   место   среди  различных  произведений   искусства,
представленных  на художественном рынке города, занимает  живопись.
92  человека хотели бы приобрести именно ее. Декаративно-прикладное
искусство,  скульптура  и  графика  интересуют  население   гораздо
меньше.  Декаративно-прикладному искусству отдали свое предпочтение
23  человека,  скульптуре  14, графике 10.  Есть  категория  людей,
которые  на  этот  вопрос  ничего не отвечали,  их  3  человека.  К
сожалению,  такой  результат будет встречаться и среди  ответов  на
другие  вопросы. 22 человека готовы были приобрести и  живопись,  и
графику, и скульптуру, и декаративно-прикладное искусство, если это
выполнено со вкусом и на высоком профессиональном уровне.
   Живопись  наиболее известна и понятна широким массам  в  отличие
nr  менее эффектной графики.  Причина популярности живописи – в  ее
разнообразии, в полноте явлений и впечатлений, которые она способна
передать, воплощая образы в красках, во всем их блеске и богатстве.
Наблюдается  всплеск интереса к декаративно-прикладному  искусству.
Возможно   потому,  что  оно  является  универсальным  и   наиболее
доступным  способом  формирования предметного  окружения  человека.
Людей привлекает возможность приобрести вещь, которая украсит  дом,
сделает  его уютнее и которую можно будет использовать  в  обиходе.
Что  касается скульптуры, она, не являясь широко представленной  на
арт-рынке,  остается  слишком дорогим удовольствием  для  ценителей
искусства.  Обычный человек чаще всего даже не знаком с  настоящими
произведениями  скульптуры, его вполне устраивают дешевые  гипсовые
статуэтки.
   На  вопрос,  произведения какого жанра вы бы купили, 86  человек
ответили  –  пейзаж,  28 – портрет, 17 – натюрморт,  13  ничего  не
выбрали и 20 человек отметили, что если  произведение понравится  и
оно будет выполнено на высоком уровне, то все равно какой это жанр.
   Те,  кто не выбрал ничего, отвечали, что лучше потратить  деньги
с  пользой,  например, на одежду, косметику. Некоторые  утверждали,
что лучше купят дешевую репродукцию.
   Знакомство   с   изобразительным  искусством   для   большинства
опрошенных  происходит  через  пейзажи  русских  художников  второй
половины ХIХ–начала ХХ века – Шишкина, Левитана, Поленова  –  часто
репродуцируемых  во многих учебниках, журналах и  встречающихся  на
коробках  конфет.  Впоследствии  представления  о  живописи  бывают
связаны  у  обывателя  именно с пейзажем. С  психологической  точки
зрения  пейзаж  представляет частичку природы  в  городской  среде,
которая помогает уйти зрителю от обыденности и повседневности,  что
делает  этот  жанр  более популярным в сравнении  с  натюрмортом  и
портретом.  Портрет как традиционный жанр искусства  стал  особенно
быстро  утверждаться благодаря своей функции представлять идеальную
форму  общественной  репрезентации  личности.  В  жанре  натюрморта
интересуются  в  основном  изображением цветов.  Покупатели  желают
приобрести «картинку» для дома.
   На  вопрос,  произведения какого направления в искусстве  вы  бы
приобрели,  111 человек ответили – реализм, и только 44 человека  –
абстракционизм.  8  человек, приобрели бы и то  и  другое,  и  даже
сюрреализм  и  импрессионизм,  а один  единственный  «оригинал»  не
заинтересовался  ничем. Он ответил, что вместо  покупки  картины  с
удовольствием сделал бы себе татуировку.
   Из  вышесказанного следует, что абстракционизм интересует только
людей,  разбирающихся в искусстве и имеющих к нему непосредственное
отношение.    Художественные   пристрастия    нашего    потребителя
ограничиваются  реалистичным пейзажем, который отражает  окружающую
действительность,   имеющую  привычную  форму,  не   переработанную
сознанием  художника, поэтому не требующую осмысления.  Абстрактное
искусство   вызывает  резко  отрицательную  реакцию.   Произведения
подобного рода ошеломляют зрителя невиданностью формальных решений,
изменением традиционного взгляда на мир. Потребитель, не зная языка
этого направления, отрицает незнакомые, непривычные формы.
   Проанализировав  результаты  опроса,  можно  сделать   следующие
выводы.  К  сожалению,  многие не стремятся  понимать  искусство  и
разбираться в нем. Несмотря на то, что художественные экспозиции  в
нашем  городе  проходят  достаточно часто,  контингент  посетителей
ограничивается лишь теми, кто в силу своей профессии или  интересов
связан с искусством. Обыватель, не посещая подобные мероприятия, не
повышая уровня своего представления об искусстве, желает видеть  на
художественном  рынке  произведения,  доступные  его  сознанию,  не
требующие   особого   понимания   и   интеллектуального   развития.
«Сладкий»,  эффектно выписанный пейзаж, напрочь исключающий  какое-
либо   творческое   начало,  вот  то,  что  пользуется   наибольшей
популярностью. Произведения, отражающие внутренний мир художника  и
то,  как  он  воспринимает  окружающую  его  действительность,   не
вызывают интереса у населения. Обыватель не хочет задумываться  над
работой. Его не интересуют цветовые отношения, главное – чтобы было
ярко,  броско  и  как можно более натуралистично.  Массе  не  нужна
живопись,  ей нужны развлечения и красивые картинки.  Но  если  все
будет  направленно на ублажение вкусов населения и все салоны будут
завалены «милыми» пейзажами, у посетителя не будет возможности хотя
бы  сравнить  разные произведения и, может быть,  выбрать  наиболее
достойное.    Художественный   рынок   должен   формировать    вкус
потребителя, а не приспосабливаться к нему. Получая все  время  то,
что ему требуется и не видя ничего лучшего, обыватель будет думать,
что ничего лучшего нет, и довольствоваться тем, что ему предлагают.
Если  предположить,  с  одной  стороны,  что  обыватель,  постоянно
получая  низкопробное подобие искусства, не знакомясь с  настоящими
произведениями, вынужден довольствоваться тем, что ему  предлагают,
то с другой стороны ему ведь предлагают то, что он сам хочет видеть
и  чего  сам  постоянно требует. Получается своего  рода  замкнутый
круг, где одно следует из другого. Не будем забывать, что салоны  и
галереи  все  же связаны с торговлей и должны приносить  доход.  Их
хозяевам  невыгодно выставлять на продажу произведения, которые  не
интересны  потенциальному  покупателю. таким  образом  предлагаемое
постепенно опускаются до уровня сознания обывателя. Одна из  причин
этого, по Бердяеву, состоит в том, что духовная культура все  более
поддается  процессу  объективизации и массовизации,  опускается  до
самой  жизни  и  растворяется  в ней, переходя  в  вещно-предметную
область,   т.е.   не  противостоит  ей,  не  одухотворяет   ее,   а
отождествляется с ней.
   В   этих   условиях   художник  вынужден   приспосабливаться   к
окружающей   действительности.  Он  становится  перед   выбором   –
сохранить  свое мировоззрение и творить согласно ему  или  угождать
чужим  вкусам.  Приходится  творчеством  заниматься  для  души,   а
зарабатывать  на жизнь «красивыми картинками». То, что  хорошо  для
зрителя, не всегда приемлемо для художника. Таким образом,  понятие
рынок  на  сегодняшний день олицетворяет собой  в  большей  степени
разрушительное,  чем  созидательное,  появляется   опасность,   что
настоящие произведения искусства скупаются и отправляются за  рубеж
или  поступают  в частные собрания и коллекции, а на  широкий  арт-
рынок  попадает то, что пользуется успехом у обывателя. Получается,
что  настоящее искусство существует лишь для узкого круга любителей
и знатоков.
   Несмотря   на  то,  что  художественный  рынок  является   таким
изменяющимся  и  противоречивым,  приспосабливающимся   ко   вкусам
обывателя, он все-таки остается рынком искусства, позволяющим  хоть
как-то приобщиться к нему широким массам.
К содержанию || На главную страницу