Вреж АТАБЕКЯН. Армянское дворянство: история, институты и структура

Вот уже несколько лет я внимательно слежу за публикациями в
вашем журнале. Мне особо интересны работы об осетинской истории
и культуре. В “Дарьяле” было несколько публикаций касательно
нартского эпоса,
осетинской традиции и аланской истории, которые я прочитал с
большим интересом. Хотел бы выразить свое восхищение тем, что
Осетия-Алания смогла создать и содержать журнал такого высокого
качества, который
поистине является отражением цивилизиационного потенциала
осетинского народа.

Я хотел бы с гордостью отметить, что история осетинского народа
переплетена с историей моего родного, армянского народа. Судя по
историческим хроникам, армяне и осетины традиционно поддерживали
друг друга в течение непростой истории Кавказа. Только один
единственный раз между нашими народами было противостояние –
двух армий на реке Куре – да и это противостояние вылилось не в
сражение, а в свадьбу,
когда царь Армении Арташес I Объединитель женился на аланской
принцессе Шатане (армянское произношение имени – Сатеник),
которая стала царицей древней Армении. И это не случайность, а
закономерность,
поскольку наши народы являются единственными коренными
индоевропейскими народами на Кавказе, а следовательно, кровными
родственниками.

В приложении к этому письму я высылаю Вам свой краткий очерк по
истории и традициям армянского дворянства. Имея общие
индоевропейские корни и с древнейших времен испытав на себе
влияние иранской культуры, армянская аристократическая традиция
и институты имеют множество черт, сходных с традиционной алано-
осетинской аристократией. В этом смысле, я надеюсь, что
особенности истории, институтов и структуры армянского
дворянства могут заинтересовать и осетинских ученых, и простых
читателей вашего журнала.

Еще раз примите мои теплые слова и добрые пожелания в адрес
редакции журнала “Дарьял”.

Вреж Атабекян

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДВОРЯНСТВА

История армянского дворянства такая же древняя, как и история армянского народа в целом. Корни ее уходят в древнейшую родо-племенную формацию, когда протоармянские племена, отделившиеся от древнеарийской1 общности, выделяли из своей среды предводителей-вождей для управления своим обществом, защиты своей территории и огранизации походов на врагов. Такими предводителями-вождями обычно становились лучшие представители родов и племен, отличавшиеся силой, мудростью, храбростью и прославившиеся особыми подвигами. Так, постепенно сложился высший класс армянского общества – азаты, также именуемые азнуаканами или азнавурами.

В переводе с современного армянского, слово “азат” дословно означает “свободный”, однако термин по всей видимости имеет более древнее значение и, вероятно, восходит к арийскому yazata, “божественные”, “имеющие божественное происхождение”, “достойные поклонения”2 . Многие, если не большинство древнеармянских аристократических кланов, возводили свое происхождение либо к божествам древнеармянской веры, либо к героям-патриархам армянского народа. Например, княжеские роды Ваевуни и Мехнуни вели свое происхождение соответственно от Ваагна и Михра, божеств огня, войны и небесного света, справедливости3 . Род Арцруни считал своим предком Санасара, сына эпического Мгера из Сасна Црер, то есть того же древнеармянского божества Михра4 . Целая плеяда аристократических родов Армении считала своим общим прямым первопредком Айка Наапета, патриарха-родоначальника армянского народа, эпитетом которого был “дюцазн”, то есть “происходящий из дицов”, “отпрыск божеств”. Согласно традиции, от праотца Айка и его потомков произошли княжеские роды Хорхоруни, Бзнуни, Мандакуни, Манавазян, Ангехеа (Ангех тун), Варажнуни, Апахуни, Арран тун и другие5 .

В разное время историки упоминают различное количество армянских аристократических родов. Иногда речь идет о девяноста родах, иногда их число доходит до трехсот. Разумеется, со временем число собственно аристократических фамилий менялось, так как аристократическое сословие само по себе является динамичной прослойкой общества.

В историческом контексте, армянская аристократия как особый социальный институт появилась уже ко времени государства Аратта и Ванского царства6 (Арарат, Урарту). Роды Рштуни, Мокац, Арцруни и некоторые другие произошли от племенных вождей или фамилий еще в араратское (урартское) время либо раньше. Другие роды, скажем, Мамиконян, Аравелян, были возведены в дворянское сословие специальными указами армянских царей за определенные заслуги перед двором или перед Арменией. Хотя в большинстве своем армянская аристократия состояла из собственно армянских фамилий, однако исторические хроники свидетельствуют и о значительном иноземном вливании в дворянское сословие. В подавляющем большинстве иноземные роды имели арийское (индоевропейское) происхождение; это были в основном иранцы, аланы, греки и римляне. Особо значителен был иранский аристократический элемент; многие армянские дворянские фамилии либо были связаны с аристократическими родами Ирана, либо вовсе имели иранское (персидское, парфянское, мидийское и т.п.) происхождение7 . К последним принадлежали знаменитые роды Аршакуни, Арташесиан, Пахлавуни и некоторые другие. Примерами родов, имевших неармянское, но арийское происхождение являются Аравелян (аланы) и Ропсян (римляне).

Любопытна сама история появления рода Аравелян в Армении. Исторические хроники8 повествуют, что когда до царя Арташеса I Великого Объединителя дошла весть о скоплении аланских войск у северной границы Армении на реке Кура, царь поспешил со своей армией на север, отражать возможное вторжение. Армянская и аланская армии стояли друг против друга на противоположных берегах Куры, готовясь к предстоящей битве. Но тут происходит нечто необычное: во время одной из прогулок по берегу реки, царь Арташес видит на противоположном берегу аланскую принцессу Сатеник (в аланском произношении – Шатана) и влюбляется в нее. Арташес посылает вестников в аланский лагерь просить руки Сатеник. Получив отказ от аланского правителя, Арташес решается на отчаянный шаг: он садится на своего вороного коня, пересекает реку, похищает аланскую принцессу и возвращается в свой стан. Примечательно, что для похищения прекрасной аланской принцессы царь Арташес использует не обычный аркан, а, как сказано у Хоренаци, “златоколечный”. Эта красивая история так и неначавшейся войны и неожиданной любви завершается заключением вечного мира между двумя народами, гарантом которого становится династический брак между Арташесом и Сатеник. Последняя не только становится царицей Армении, но и получает право привести с собой в Армению некоторых своих родственников, которые в соответствии со своим высоким происхождением получают княжеское достоинство от армянского царя и становятся родоначальниками нахарарского дома Аравелян.

Неарийский (неиндоевропейский) элемент никогда не был значителен в армянской дворянской среде и чаще всего имеет позднее происхождение. Например, Мамиконяны ведут свое происхождение от китайца Мамгуна9 , который за свои услуги получил дворянский титул от одного из армянских царей. Некоторые христианские историки имеют тенденцию возводить часть армянских аристократических родов к ассирийским или библейским корням. Например, Мовсес Хоренаци в своей “Истории Армении” возводит родословную своего мецената, князя Багратуни, к некоему Шмбату Багарату, якобы вавилонскому плененнику, выкупленному армянским царем Рачья и возведенному в княжеское достоинство царем Валаршаком I. Однако данные историографии указывают на существование рода Багратуни с древнейших времен, и речь идет именно о коренных жителях Армении10 . Лингвистический анализ также подтверждает, что имя Багарат скорее всего имеет арийское происхождение: от bhag = бог и arat = обильный, дословно “богообильный”11 . Любопытно, что и сам князь Багратуни отверг версию Хоренаци.

ИНСТИТУТЫ И СОСТАВ АРМЯНСКОГО ДВОРЯНСТВА

Армянская аристократия всегда была важной составной частью армянского общества. Среди прочего об этом свидетельствует и смысловая эволюция термина “нахарар” (naharar). Первоначально этот термин использовался для обозначения наследственных правителей области, но именно в значении “правитель”, “областеначальник”. Тот же титул мог означать также и особо почетную службу (нахарарство) при царском дворе. Примерами подобных наследственных служб-нахарарств были аспетутюн (венцевозложение, традиционно принадлежавшее роду Багратуни), спарапетутюн (верховное командование армянской армией, традиционно принадлежавшее роду Мамиконян), азарапетутюн (финансовая и налоговая службы двора, прерогатива родов Гнуни и Аматуни), и малхазутюн (царская охрана, прерогатива рода Хорхоруни). Однако в ходе наследственного закрепления гаваров или определенных придворных служб за тем или иным дворянским родом, термин “нахарар” изменил свое первоначальное значение и стал обозначать “аристократа”, “дворянина”. Соответственно и аристократические роды стали именоваться “нахарарскими родами” или “нахарарствами”12 . Наряду с данной версией существует и другая версия интерпретации термина naharar, основанная на “nah” и “arar”, т.е. “первосозданные”, “первородные”.

Смысловая эволюция термина “нахарар” происходила параллельно с наследственным закреплением за родами гаваров Великой Армении. Например, гавар Великий Албак традиционно был наследственной вотчиной нахарарского рода Арцруни, гавар Тарон – вотчиной рода Слкуни, гавар Рштуник – соответственно, вотчиной рода Рштуни и т.д. Наряду с этим появляется традиционная родовая символика, которая в большинстве своем уходит корнями в древнейшие родо-племенные верования и тотемы армянских кланов. Хотя данные по армянской геральдике весьма скудны, но достоверно известно, что наиболее распространенными символами были орел, лев и горный баран. Так, на гербе династии Арташесиан были изображены орлы и символ солнца. Символом нахараров Багратуни был орел, держащий в когтях овцу. Династический герб киликийского королевского дома Лусинянов (Лузиньянов) отражал западноевропейское геральдическое влияние и состоял из красных львов и крестов на желто-синем фоне щита.

Нахарарские фамилии древней Армении записывались в так называемые “Гахнамаки” и “Зоранамаки” – официальные грамоты, которые перечисляли роды в зависимости от критериев почета и значимости. Разница между “Гахнамаком” и “Зоранамаком” состояла в критериях, по которым устанавливалась степень почетности того или иного рода. “Зоранамак” основывался на сугубо военной мощи того или иного рода – количестве конных и пеших войск, ответственности по защите северных, восточных, южных или западных рубежей Армении, а также количестве воинской силы, которую предоставлял определенный род в распоряжение царя Великой Армении в случае военных действий. В отличие от “Зоранамака”, “Гахнамак” составлялся на основе политико-экономический значимости родов: обширности их владений, богатстве, связях и влянии на царский двор и т.п.

С “Гахнамаками” и “Зоранамаками” связаны два других понятия армянской аристократии – “бардз” (bardz) и “патив” (patiw). “Бардз” дословно означает “подушка”; это место, которое занимал предводитель рода за царским столом, будь то во время совета или во время празднеств. Во время застолий родоначальники восседали на специальных подушках – отсюда и название. “Бардзы” (места за столом, но фактически и соответствующее положение знати при царском дворе) распределялись в зависимости от “патива”, то есть “достоинства”, “чести”, “почета” рода. Последнее, видимо, и закреплялось в “Гахнамаках” и “Зоранамаках”.

Сословие азатов-нахараров имело внутрисословное деление. Во главе дворянской пирамиды стоял царь – арка (arqa). Само слово arqa происходит от общеарийского корня, сохранившегося в аналогах правителей в других индоевропейских языках: arxatos (греческ.), raja (индоарийск.), regnum (regia) (латинск.), roi (французск.).

Сыновья царя, то есть принцы, назывались сепухами (sepuh). Особую роль занимал старший наследный принц, который именовался аваг сепухом (awag sepuh). В случае кончины царя и при отсутствии каких-либо особых оговорок касательно престолонаследия, именно аваг сепух автоматически наследовал престол отца.

Вторым по значимости после царя были бдешхи. Бдешх (bdeshx) – это правитель большой приграничной области Великой Армении. Бдешхи, по сути, были полновластными правителями приграничных областей, вице-королями (-царями), и по своим привилегиям лишь незначительно уступали царю страны. Они имели свой двор, армию, взымали налоги и пошлины и даже имели право чеканить монету.

На третьей ступени аристократического сословия после царя и бдешхов были собственно князья. Князь (ishxan) имел свою вотчину (hayreniq) и резиденцию (dastakert) 13 . Во главе княжеского рода (клана) стоял танутер (tanuter). Само слово “род” или “клан” передавались разными, но близкими по значению словами – tohm и tun. Соответственно, танутер означало “глава клана”, “глава рода”, “родовладыка”.

Во главе всего аристократического сословия стоял великий князь – metz ishxan или ishxanac ishxan14 , также называемый в некоторых источниках мецамец (metzametz). Он считался предводителем дворянства и имел особые привилегии и обязанности. Например, в случае кончины царя и отсутствии наследников-сепухов, великий князь должен был временно выполнять обязанности царя пока не решатся вопросы престолонаследия. Однако в действительности вопросы престолонаследия решались заранее или же посредством междоусобных войн.

Таким образом, пирамида дворянского сословия Великой Армении выглядела следующим образом:

Arqa

Bdeshx

Ishxan

Этот состав, однако, отражает традицию именно Великой Армении и то в ранний период ее истории. Разумеется, что со временем структура дворянства менялась, отражая особенности той или иной армянской территории, исторического этапа в развитии или специфику социальных отношений. Например, в средневековье в Киликийском Армянском Королевстве15 названия и состав дворянства претерпели некоторые изменения.

Великая Армения Киликийская Армения

Arqa Thagawor или Inqnakal16

Bdeshx Bdeshx

Ishxanac Ishxan (или Metz Ishxan) Paronac Paron (или Metz Paron)

Ishxan Paron

В Киликийской Армении появились также перенятые из Европы тонкости деления дворянского сословия, такие как “парон” (барон), “тэр” или “синьор” (сеньор), “бердатер” (владыки крепостей) и т.п. 17 . В Киликии также появились рыцари, которые тоже причислялись к дворянскому сословию. Сами рыцари – dziawor и hetzelwor – чаще всего, хотя и не всегда, происходили из паронов.

Изменились также некоторые внешние атрибуты, скажем, если в Великой Армении при обращении к дворянину было принято использовать слова “тиар” (tiar) или “тэр” (ter), то в Киликийской Армении наряду с этими, обращались также словом “парон” (отсюда и современное армянское “господин”).

В позднесредневековой Армении и в новое время в различных провинциях-наангах страны использовались различные деления и титулы для дворянского сословия. Скажем, в Арцахе периода Хамсы (“Пятикняжества”) титулу “ишхана” соответствовал “мелик”18 . Ниже меликов (хотя иногда и попеременно с ним) использовался титул юзбаши (буквально, “сотник”). А с вхождением восточной Армении (Карабаха, Эриваньской и Карсской областей) в состав Российской Империи среди армянского дворянства распространяются титулы, обычаи и социальные институты российского дворянского сословия.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АРМЯНСКОГО ДВОРЯНСТВА

История армянского дворянства, как и история армянского народа, полна драматизма. Иногда, во время междоусобных войн, истреблялись целые роды. Многие аристократические роды погибли во время войн с иноземными захватчиками – арабами и тюрками. Последние, осознавая, что армянское государство держится на аристократии, вели активную политику на уничтожение армянского дворянства. Так, в 705 году арабский остикан (наместник) Армении обманом пригласил в Нахичеван около восьмиста армянских дворянских родов вместе с сопровождающей охраной якобы для переговоров и всех уничтожил19 . Несмотря на это, некоторые дворянские роды пережили эту трагедию и продолжили свою деятельность. Часть потомков армянского дворянства добилась высоких чинов при иноземных королевских дворах. Так, потомки армянских Арцруни стали влиятельными вельможами при грузинском дворе, а грузинская ветвь армянских нахараров Багратуни взошла на престол и стала правящим домом в Грузии20 . Целая плеяда армян по происхождению наследственно управляла византийским престолом21 . В результате династических браков, потомки армянского королевского рода Лусинянов (Лузиньянов), правившего в Киликии и на Кипре, слились с представителями западноевропейской королевской династии Савой (Савуа), правившей в Италии22 . Другие же потомки нахарарских родов дали начало средневековым армянским дворянским династиям, таким как Закаряны, Прошяны, Кюрикяны, Орбеляны, Арцруни-Махканабердские, Торникяны и др. Последние сыграли значительную роль в освободительной борьбе армянского народа и в сохранении армянской государственности. Особо отличились в 13-ом веке князья Закаряны – Закарэ и Иванэ – военно-политическая значимость и влияние которых были настолько велики, что они фактически являлись полновластными правителями Армении23 . Пожалуй, последние крупицы армянской государственности были сохранены полузависимыми князьями-меликами Арцаха, известными как меликства Хамсы (от арабского “пять княжеств”), вплоть до вхождения восточной Армении в состав Российской Империи. Российские императоры либо признавали титулы армянских аристократов, либо сами возводили в дворянское достоинство видных деятелей армянского происхождения, при этом активно используя потенциал армянского дворянства24. В этот период выделились дворянские роды Мадатянов (Мадатовых), Лазарянов (Лазаревых), Бейбутовых, Пирумянов (Пирумовых), Лорис-Меликовых и др.

Аристократическая традиция в Армении претерпела новый удар в годы большевизма, когда армянское дворянство было упразднено как сословие и подверглось систематическим гонениям. Многие представители дворянства были репрессированы, сосланы в колонии и трудовые лагеря, либо вовсе расстреляны. Другие вынуждены были скрывать свое дворянское происхождение, меняя фамилии и скрывая свою родословную. Лишь немногим удалось сохранить свою семейную традицию, переселившись за пределы Армении.

С восстановлением независимости Армении были предприняты важные шаги для возрождения традиций армянской аристократии. В октябре 1992 года в Армении был создан Союз Армянских Дворян, который зарегистрирован при Министерстве юстиции Армении как общественная неправительственная организация. Союз возглавляет Предводитель армянского дворянства, Великий Князь, доктор технических наук, академик Геворг Пирумян.

Союз насчитывает около 400 потомков и представителей дворянских сословий Армении. Членами Союза Армянских Дворян могут стать представители древних и новых армянских аристократических династий и родов, а также носители иностранных дворянских титулов, живущие в Республике Армения и за ее пределами, независимо от их политических и религиозных взглядов, возраста и пола. В своей деятельности Союз Армянских Дворян руководствуется своим Уставом, действующим законодательством Республики Армения и нормами международного права.

Основными целями Союза Армянских Дворян являются:

– Возрождение армянского дворянства и его былой роли и значения в жизни общества и государства;

– Возрождение лучших традиций армянского дворянства и восстановление принципов чести, достоинства, морали и этики дворянства;

– Восстановление геральдики аристократических династий и их генеалогии;

– Собрание и научное исследование архивных материалов, изучение истории армянского дворянства и отдельных династий;

– Представление широким слоям населения истории армянского дворянства и аристократических династий, семей и предков через средства массовой информации и публичные лекции.

Союз Армянских Дворян рассчитывает на активное участие представителей и потомков армянского дворянства в вопросе восстановления лучших традиций армянской аристократии. Особое внимание уделается возобновлению интереса современной армянской молодежи к аристократическим традициям предков. Союз также ищет меценатов и деловых людей, готовых к сотрудничеству и поддержке благородной миссии возрождения традиций армянского народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Великий Князь Геворг Пирумян. Союз Армянских Дворян. Интервью “Васн Айутян”, №2, 2003.

2. Алексей Г. Сукиасян. История Киликийского армянского государства и права (XI – XIVвв). Ереван, “Митк”, 1969.

3. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, “Айастан”, 1990.

4. Ованес Драсханакертци. История Армении. Ереван, “Советакан Грох”, 1984.

5. Рафаэл Матевосян. К вопросу о происхождении Багратидов. “Армянский Вестник”, №1-2, 2001.

6. Раффи. Меликства Хамсы. Ереван, “Наири”, 1991.

7. Армянская Советская Энциклопедия. Ереван, “Айкакан Анрагитаран”, 1977-1979.

8. Robert Bedrosian. The Turco-Mongol Invasions and the Lords of Armenia in the 13-14th Centuries. New York, Columbia University, 1979.

9. Рафаэл Абрамян. Армянское рыцарство (IV-VI вв.). “Армянский Вестник”, №1-2, 1999.

10. Ромэн Тер-Газарян. Армяне на Византийском престоле. Электронное издание www.armenia.ru, 2003.

11. Александр Петросов. Львы, корона и сегодняшний день. “Ноев Ковчег”, № 7 (65) Август 2003.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В данной статье термин “арийский” используется в своем первоначальном научном значении, т.е. совпадает с более поздним термином “индоевропейский”.

2 См. Мифологический словарь. Москва, “Советская Энциклопедия”, 1990. Ст. 629.

3 См. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, “Айастан”, 1990. Ст. 54.

4 См. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, “Айастан”, 1990. Ст. 45. В этой связи, следует учитывать, что хотя эпос “Сасна Црер” в его нынешнем виде сложился в средневековой Армении, его корни уходят в древнейший пероид истории армянского народа.

5 Окончания “-уни”, традиционные для большинства армянских аристократических фамилий, указывают на особую древность рода. Народная этимология, переданная также Хоренаци в своей “Истории Армении”, связывает это окончание с армянским uni – “имеет”. Лингвистический анализ дает основание предположить также связь армянского uni (в древнеармянской транскрипции – owni) с английским own, оба в том же значении “иметь”, “имеет”. Присутствие общеиндоевропейского корня еще раз указывает на арийское (индоевропейское) происхождение древнеармянской аристократии.

6 В русском языке существует разница между понятиями “царство” и “королевство”. “Царствами” назывались древние монархии, в то время как под королевством принято понимать средневековые и новые монархии. Именно по этой причине, в данной статье древнеармянские монархии обозначены как “царства”, а средневековая армянская Киликия названа “королевством”.

7 Можно предположить, что в те времена арийские (индоевропейские) народы еще не потеряли чуство принадлежности к единой семье, что и делало подобные взаимные переходы в аристократической семье безболезненными.

8 См. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, “Айастан”, 1990.

9 По другим версиям, Мамиконяны произошли из страны Ченк, которая располагалась юго-восточнее Черного моря.

10 Об этом подробнее см. 5. Рафаэл Матевосян. К вопросу о происхождении Багратидов. “Армянский Вестник”, №1-2, 2001.

11 См. также ссылку 5.

12 См. Рафаэл Абрамян. Армянское рыцарство (IV-VI вв.). “Армянский Вестник”, №1-2, 1999 г.

13 Имение, замок. В поздний период истории Армении наряду с дастакертом использовалось слово “дарпас” или “дарпаснер” (буквально “врата”), обозначающее княжеский или меликский дворец.

14 В византийскую эпоху титул ишханац ишхан (по-гречески arxon ton arxonton) присуждался правителям полузависимой Армении.

15 См. примечание 6.

16 Arqa – “царь”, “король”; thagawor – дословно “венценосец”; inqnakal – дословно “самодержец”.

17 Многие европейские аристократические институты и традиции были переняты Киликийским Армянским Королевством либо в результате участившихся торговых контактов с западной Европой, либо в результате крестовых походов, некоторые из которых проходили по армянским землям в Киликии.

18 От арабского malik – “владыка”, “царь”.

19 Даты и имя совершившего это злодеяние остикана называются разные. Так, Симеон Ереванци в своей “Памятной Книге” называет 704 год и остикана Абдуллу. Мовсес Каланкатуаци в “Истории Страны Алуанк” говорит об остикане Махмете. А в “Мученичестве св. Ваана Гохтнаци” говорится о Касме (или Касыме), совершившем это злоядеяние в 706 году.

20 С. Тоumanoff. Studies in Christian Caucasian History. Georgetown University Press, 1963. pp. 277-354.

21 Наиболее известными из них были Маврикий, Ираклий I, Юстиниан III Ринотмет, Артавазд, Лев V Армянин, Константин VII Багрянородный, Иоанн I Цимисхий и Константин IX Мономах. Подробнее об этом см. Ромэн Тер-Газарян, “Армяне на Византийском престоле”.

22 Александр Петросов. Львы, корона и сегодняшний
день. “Ноев Ковчег”, № 7 (65) Август 2003 года. См. также:
http://www.chivalricorders.org/royalty/gotha/savoyhis.htm

23 Армянская Советская Энциклопедия. Том 3. Ереван, 1977. ст. 673.

24 Справедливости ради надо признать, что роль России в судьбе армянского дворянства не была столь однозначно положительной. В то время как большинство грузинских дворянских родов сохранило свои позиции после присоединения Грузии к Российской Империи, традиционная армянская аристократия не получила такого же широкого и всеобщего признания со стороны российской короны. Это объясняется рядом причин, среди которых основными были факт наличия у грузин своей государственности ко времени присоединения к России, а также то, что в отличие от армян-григорианцев, грузины были православными по вере. В любом случае, хроническая неразборчивость и недальновидность России в своей кавказской политике, которая длится вот уже два с лишним века, имела тяжелые последствия не только для армянской аристократии и армянского народа в целом, но и для самой России.