Тамара БАТАГОВА

ДОЛГОЖДАННАЯ КНИГА ТАЛАНТЛИВОГО МУЗЫКАНТА

 
   Эту  книгу  ждали  долго.  И  не только  потому,  что  она  была
написана  давно, а многие обстоятельства помешали её своевременному
выходу  в  свет.  Автор  долгожданной  «Школы  игры  иа  осетинской
гармонике»   Булат  Газданов  –  человек-легенда.  Это   выдающийся
музыкант,  яркая личность, артист, обладающий редким магнетизмом  и
обаянием.  Всё,  что  делает этот универсальный художник,  вызывает
повышенный  интерес и «обречено» на успех, будь то  премьеры  песен
или  музыки  к  спектаклям,  выступления  в  качестве  оркестрового
дирижера или солиста-гармониста.
   И  вот  появилась книга. Такая же талантливая и яркая, как  все,
что  делает  и  сделал до сих пор Булат Газданов.  «Школа  игры  на
осетинской  гармонике»  – учебно-методическое  нотное  пособие  для
начинающих   гармонистов.  Издание  приковало   к   себе   внимание
музыкантов, оправдав одни ожидания и подогрев другие, так как  пока
вышла только первая часть «Школы» Б. Газданова.
   Нельзя  сказать,  что  Булат Газданов – автор-первопроходец.  Не
так  давно  в республике вышли в свет нотные сборники С. Ревазовой,
Л.  Хосроевой,  Б.  Шаталова, в какой-то мере восполнившие  дефицит
национальной  учебно-методической гармошечной литературы.  Выпущено
несколько   региональных  изданий,  таких,  как  сборники   «Звучи,
гармонь,  в  казачьей  стороне»  В. Волченко  (Краснодар),  «Играй,
гармонь, кубанская» К. и А. Головко (Краснодар), «Самоучитель  игры
на   адыгейской   гармонике»  (Майкоп),  «Адыгейские   танцевальные
мелодии»   (Майкоп),  «15  танцевальных  мелодий  для  кабардинской
гармоники» Б. Кабардокова (Нальчик) и других.
   Вместе  с  тем,  книга  Б.  Газданова – уникальное  комплексное,
методически  выверенное  и художественно  ценное  учебное  пособие,
отвечающее  самым  серьёзным  ожиданиям  и  запросам  учеников,  их
родителей  и  преподавателей. «Школа игры на осетинской  гармонике»
открывает  двери в мир музыки, осетинского фольклора,  традиционной
инструментальной культуры.
   «Школа  игры...» – самое универсальное и энциклопедически полное
издание  для начинающих, не исчерпавшее до сегодняшнего дня  своего
методического значения, несмотря ни на какие инновационные прорывы.
Опыт показывает, что талантливо выполненные «Школы» не устаревают и
всегда пользуются спросом. Примером могут служить «старые знакомцы»
–  «Школа...» А. Николаева (фортепиано), «Школа...» И.  Пушечникова
(блок-флейта),   «Школа...»  Н.  Платонова   (флейта),   «Начальное
обучение...» К. Родионова (скрипка).
   В  этих  книгах счастливо сочетается следование основополагающим
методическим принципам с подбором разнообразного, выразительного  и
яркого  музыкального  материала, обеспечивающего  плодотворность  и
активность  обучения.  Думается, что «Школу» Б.  Газданова  ожидает
такая же счастливая судьба. Автор книги не изменяет основным учебно-
методическим  положениям, структурируя материал  по  принципам  «от
простого  к сложному», «обучать, увлекая», «сочетать доступность  с
начатками  профессионализма»,   «формировать   навыки   и   умения,
воспитывая художественный вкус».
   Очень  важно, что автор «Школы» не только прекрасный  гармонист,
композитор  и  дирижер, но и педагог с огромным стажем,  включающим
многолетнюю  результативную  работу  в  Северо-Осетинском  колледже
искусств. Опираясь на устоявшуюся триединую схему подобных  изданий
–  теоретический материал, упражнения, пьесы – Б. Газданов наполнил
свое  пособие емким, точным, художественно выразительным  и  ценным
материалом.
   Небольшой  теоретический раздел содержит самые  необходимые  для
начинающих музыкантов (а часто и их родителей) сведения из  области
музыкальной грамоты, материалы об устройстве осетинской  гармоники,
положении гармониста-исполнителя во время игры, особенностях нотной
гармошечной записи.
   Теоретический  материал изложен чётко и доступно  и,  что  очень
важно, тут же дополняется хорошими упражнениями-примерами. Создавая
свои  упражнения,  Б.  Газданов заботился не только  о  технических
инструктивных  задачах.  Интонационность  основана  на  музыкальном
материале,  знакомом  с  детства – осетинском  песенно-танцевальном
фольклоре,  современной  бытовой  музыке.  Неразрывность  теории  и
практики  дает возможность активизировать процесс обучения,  помочь
быстрому  и  прочному  запоминанию материала, закреплению  основных
игровых навыков и умений.
   Игра   разнообразных  упражнений   помогает    «ставить»   руки,
способствует  выработке  уверенных,  точных  движений,   воспитанию
слуховых  мелодико-ритмических  и  гармонических  ощущений.   Автор
выявляет наиболее распространенные лексемы осетинского музыкального
фольклора,  включает  их  в  упражнения, постепенно  расширяя  круг
приемов исполнительской техники. Сначала усваиваются упражнения для
правой  руки  с  простыми,  ровными  длительностями  и  поступенным
мелодическим движением. Затем – с триолями, секвенциями,  терцовыми
удвоениями,   мажоро-минорными  перекличками.  Следующий   этап   –
усвоение  пунктирных,  синкопированных,  триольно-дуольных  ритмов,
мелодических   скачков,  двухголосных  мелодий  и   т.д.   Так   же
последовательно   осваиваются   басовые   ходы   и    гармонические
последовательности в упражнениях для левой руки, а  затем  основные
приёмы игры двумя руками.
   Очень     полезны    парные    сопоставления    упражнений     с
восходящим/нисходящим движением, дуольным/триольным ритмом, дву–  и
четырехдольными   метрами,  внутритактовыми  синкопами   «четверть-
половинная-четверть» / «восьмая-четверть-восьмая» и т.д.
   Принципы   последовательности,   активизации   слуха,   развития
моторики сохраняются и в третьем разделе, включающем художественные
пьесы  и  этюды.  Качество и методическая ценность этой  музыки  не
вызывает  сомнений.  Автор включил в сборник  свои  этюды,  которые
давно   прошли  апробацию  во  многих  детских  музыкальных  школах
республики.  Основу  пьес  составляют народные  песни  и  наигрыши,
популярные мелодии современных осетинских авторов в переложении для
осетинской  гармоники  Б.  Газданова. Исполнение  таких  прекрасных
мелодий,  как  разнообразные хонги, зилги, симды,  «Реуа»,  «Онай»,
«Чермен»,    «Хъуыбады»,    «Тауче»,   «Кудты    Кудзи»,    «Инал»,
«Цъæйдон»,  «Азтæ»,  «Дзерассæ»,   «Æнахуыр
фын»  и  т.п. закладывает крепкий фундамент понимания и дальнейшего
освоения  родной музыкальной культуры. Кроме того, к концу  второго
года  обучения  начинающие музыканты овладевают основными  приемами
исполнительской гармошечной техники.
   Книга  прекрасно  издана:  на  качественной  бумаге,  в  твердом
переплёте,   хорошо  оформлена.  Все,  кто  трудился   над   нотным
сборником,   выполнили   свою  работу   достойно.   Особой   оценки
заслуживает  жизнерадостная и музыкальная  обложка  художника  В.С.
Григоряна,  созвучная своим светлым настроением и  яркими  красками
содержанию  сборника.  Стоит заметить, что нотный  текст  набрал  и
подготовил к изданию сам Б. Газданов.
   Талантливый  человек талантлив во всем. Булат Газданов  выпустил
свой  первый  нотный  сборник,  и это стало  событием  национальной
музыкальной  культуры.  «Школе игры  на  осетинской  гармонике»  Б.
Газданова  и, мы надеемся, будущим книгам музыканта суждена  долгая
жизнь и участь востребованности. Ибо, как сказал поэт:
   Песни, в душе я взрастил ваши всходы,
   Нынче в Отчизне цветите в тепле,
   Сколько дано вам огня и свободы,
   Столько дано вам прожить на земле!
К содержанию || На главную страницу