Мадина БЕТЕЕВА. У истоков периодической печати Осетии

к 100-летию выхода газеты «Ног цард»

Начало ХХ века явилось для Южной Осетии временем позитивных перемен в области образования и культуры. Это было вызвано тем, что к тому времени, как и в других регионах Кавказа, «на стыке культур» и на «стыке эпох»1 , в Южной Осетии сформировался свой интеллектуальный слой, своя интеллигенция. Перед ней открывался непочатый край работы в культурно-отсталой провинции Российской империи, какой была Южная Осетия.

Первоочередные задачи, которые стояли перед интеллигенцией Южной Осетии, сводились к содействию своему народу в преодолении отсталости, в изменении мировоззренческих принципов, в выработке нового взгляда на духовные ценности.

Претворение в жизнь задуманных целей началось с создания в 1907 г. в Тифлисе Юго-Осетинского издательского общества. Программные цели общества были шире его названия. Помимо вопросов, связанных с издательской деятельностью (печатание газет, оригинальной и переводной литературы на родном языке), программа Общества предусматривала открытие школ, чтение лекций, создание любительского драматического кружка и т.д.

Первым и, как показало время, самым значительным достижением Юго-Осетинского издательского общества стало издание газеты «Ног цард» («Новая жизнь»).

Общественность Южной Осетии с воодушевлением восприняла известие о выходе газеты, с надеждой, что «Ног цард» сможет «объединить всех осетин и задать тон в решении тех или иных вопросов общественной жизни»2.

Известие о выходе нового печатного органа сообщила грузинская газета «Исари», опубликовав в номере от 1 марта 1907 года следующее объявление: «В городе Тифлисе открыта подписка на осетинскую газету «Ног цард» («Новая жизнь»), которая будет выходить два раза в неделю…»3. Спустя несколько дней, 8 марта 1907 года, вышел в свет первый номер газеты. Примечательно, что ни один орган периодической печати Кавказа не обошел это событие стороной4. На следующий день «Исари» в колонке новостей сообщала о выходе первого номера газеты «Ног цард», с содержанием которого редакция обещала познакомить читателей в последующих номерах.

Новый печатный орган должен был стать своеобразным центром, объединяющим молодую осетинскую интеллигенцию5. Тем более, что в редколлегию газеты вошли почти все известные представители юго-осетинской интеллигенции, в том числе Бидзина Кочиев, Александр Тибилов, Пора Джиоев.

Редактором газеты «Ног цард» стал Перт Гулич Тедеев. Хочется хотя бы коротко представить его читателям. Достоин внимания тот факт, что П.Г. Тедеев был учеником известного просветителя и педагога Георгия Чочиева (Лиахвели), под влиянием которого и формировались его взгляды. Получив прекрасное филологическое образование в Александровском институте (г. Тифлис), П.Г. Тедеев начал свою трудовую деятельность преподавателем русского языка и литературы в тифлисском ремесленном училище. Одновременно с преподавательской работой Петр Гулич вел активную общественную деятельность. В частности, по его инициативе был создан осетинский драматический кружок, которому он отдавал много сил и энергии. По воспоминаниям С.М. Абаева, П.Г. Тедеев не только умело руководил коллективом кружка, но и выполнял ежедневную «черную», «трудоемкую» работу по кружку, «часто переписывал роли малограмотным любителям сцены, постоянно выполнял обязанность суфлера, переводил пьесы с грузинского и русского языков, т.е. был одновременно и руководителем, и разнорабочим»6.

П.Г. Тедеев уделял очень много внимания проблеме ликвидации безграмотности, ратовал за то, чтобы осетинские дети могли получить образование. Показывая в этом деле личный пример, он набирал наиболее способных детей и безвозмездно занимался с ними, помогал устраиваться самым одаренным в учебные заведения. В частности, благодаря поддержке Петра Гулича окончил Тифлисскую мужскую гимназию, а затем продолжил учебу в Одесском университете Александр Арсеньевич Тибилов, ставший впоследствии виднейшим осетинским литературным критиком и известным деятелем народного просвещения в Южной и Северной Осетии.

Годы, последовавшие за работой в Юго-Осетинском издатель-ском обществе и в редакции газеты «Ног цард», полны для Петра Гулича новых значимых результатов.

Неоценимы его заслуги в организации и открытии Цхинвальской музыкальной школы, создании хорового коллектива при Государственном ансамбле песни и танца Юго-Осетии. П.Г. Тедеев был одним из основателей Юго-Осетинского научно-исследовательского института краеведения. Будучи его директором, Тедеев содействовал налаживанию и развитию исследовательской работы в Южной Осетии.

П.Г. Тедеев – автор более 80-ти научно-популярных работ по разным вопросам истории и этнографии осетинского народа, проблемам воспитания, по осетинскому языку и литературе. Несмотря на большие заслуги в становлении и развитии научно-краеведческой работы, в историю осетинской культуры Петр Гулич Тедеев вошел, в первую очередь, как первый редактор газеты «Ног цард».

Средства на издание газеты «Ног цард» собирались путем отчислений от театральных сборов. Газета распространялась не только в Осетии, но и в Баку и Москве. Корреспонденции поступали в редакцию из Франции, Турции, США – от проживавших там осетин7. Во многих городах России «Ног цард» имела постоянных читателей, свидетельством чему могут служить приветствия и пожертвования, присылавшиеся из разных уголков страны. Читатель из Георгиевска Савкудз Тхостов, в частности, писал: «Благодарю тех, кто взвалил на себя ношу служения народу. Особенно рад, что после закрытия «Ирон газет» дело не встало»8.

От номера к номеру «Ног цард» становилась все популярней. Это обстоятельство побудило издателей газеты сделать ее ежедневной. Поскольку себестоимость издания была высокой, редколлегия обратилась к читателям с просьбой оказать газете материальную помощь. Читатели откликнулись на призыв редакции, а в газете стали публиковать сведения о сборе денежных средств с поименными списками тех, кто поддержал газету. Увеличившейся раскупаемостью не преминули воспользоваться товаропроизводители, которые стали размещать на страницах газеты рекламу своей продукции. Со страниц газеты можно было узнать едва ли не весь ассортимент товаров, выпускавшихся в Закавказье. Подписчиков газеты ждали и подарки – отдельные оригинальные издания осетинских поэтов и писателей9.

Критические статьи и публикации на страницах газеты не носили ярко выраженного политического характера, а злободневные во-просы и идеи преподносились не через газетно-публицистичные жанры10, а завуалированно, в литературных жанрах. Актуальные вопросы просвещения и культуры, положение женщины в осетинском обществе, анахронизм разорительных поминок, калыма стали основными темами произведений активно сотрудничавшего с редакцией публициста и просвещенца Ефима Гулиева («Два путника», «Гость», «Солн-це вновь выглянуло», «Караман Бураев»). Но Гулиев не был исключением. «Ног цард» дала возможность читателям познакомиться с произведениями основоположника осетинской прозы Сека Гадиева, выдающегося драматурга Елбасдуко Бритаева, а также Рутена Гаглоева, Калцыко Томаева, Вано Абаева, Михела Караева и многих других11.

Несмотря на либеральную направленность газеты, на ее страницах все же появлялись статьи политического характера. Много места в ней было уделено бюрократии, коррупции, принимавшей угрожающие размеры, неэффективной работе представителей партии кадетов и октябристов в Государственной Думе. Некоторые статьи содержали революционные призывы, необходимость «брать инициативу и власть в свои руки»12.

Весьма плодотворным было сотрудничество газеты «Ног цард» с известным учителем Южной Осетии Иваном (Нака) Левановичем Санакоевым, который в своих статьях («Наши учителя», «Знакомый», «Шаг назад», «Осетинское слово» и др.) последовательно доказывал необходимость обучения школьников на родном языке, не принижая, в то же время, значения русского языка: «Русский язык и русская книга необходимы в средних и высших учебных заведениях, на военной и государственной службе, в промышленности и в других отраслях, но дверью к русской книге является осетинская книга, умение читать и писать на родном языке»13.

На страницах газеты появлялись статьи и корреспонденции и других осетинских учителей. В них заострялось внимание на трудностях, с которыми сталкиваются в своей работе народные учителя, высказывались суждения о школьных программах, о недостаточном внимании к проблемам образования со стороны властей. В частности, в статье «Политика российских властей в школах» учитель И.Н. Тедеев писал о несовершенстве школьных программ, о том, что годы, проведенные в стенах школы, остаются «черным пятном в их жизни и не приводят ни к чему, кроме одурманивания мозгов неимоверным количеством зазубренных молитв и потере способности к самостоятельному мышлению»14.

Через все публикации, касающиеся образовательного процесса, проходит мысль о необходимости обучения и преподавания на родном языке – во избежание той ситуации, когда между народом и «народным» образованием ляжет огромная культурная пропасть15.

Поднимаемые в газете вопросы о распространении грамотности среди населения находили горячий отклик в читательской среде. В редакцию газеты приходило немало людей, осознавших необходимость образования, просивших содействия в открытии воскресных школ по месту их жительства или работы, где бы они учили осетинский язык. Газета «Закавказье» писала, что «за последнее время среди осетин разрастается потребность в образовании… Все поняли, что в настоящее время трудно живется необразованному человеку, а поэтому на образование часто тратят последние гроши»16.

Газета сравнивала уровень начального образования в России и в мире. В корреспонденции «Главный недостаток» приводятся даже суммы, которые тратились на образование человека: В США эта сумма составляла 4 рубля, в Германии – 3 рубля 20 копеек, в Швеции – 2 рубля 50 копеек, в России – всего 36 копеек. «И, естественно, наблюдая такое положение, – писала газета, – о заметных достижениях в области образования говорить не приходится».

Как и предшественнице «Ирон газет», газете «Ног цард» не суждена была долгая «жизнь». На 75-м номере она прекратила свое существование.

Тем не менее, газета сыграла важную роль в распространении и развитии культуры и просвещения в Осетии, в формировании общественной мысли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Айларова С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации. Владикавказ. 2003. – С.31.

2 Цховребов В.Д., Санакоев М.П. Южная Осетия в период трех революций (1900-1921). Тбилиси, 1981. С.160.

3 Бигулаева И.С. Пора Джиоев – первый цензор сборника Коста Хетагурова «Ирон фёндыр». Владикавказ, 1999. С.44.

4 Абаев В.Д. Тбилиси и Осетия Тбилиси, 1959. С.18.

5 Цховребов З.П. Из истории развития общественно-политической и философской мысли осетинского народа в конце XIX – начале ХХ века. Тбилиси, 1973. С.199.

6 Абаев С.М. Тедеев П. – просветитель и педагог // Грузинский вестник. 1967, №5. С.13.

7 Цховребова О.Д. Вопросы народного образования в газете «Ног цард» // Ученые записки Юго-Осетинского государственного педагогического института, том IX, Цхинвали, 1966. С.90.

8 Газета «Ног цард», 1907, №5.

9 Кулумбегов Р.С. Из истории осетинской периодической печати // Южная Осетия, 1998, №54.

10 Салагаева З.М. От Нузальской надписи к роману. Орджоникидзе, 1984. С.210.

11 Цховребов З.П. Из истории развития общественно-политической и философской мысли осетинского народа в конце XIX – начале ХХ века. 1973. С.200.

12 Очерки истории Юго-Осетии. Том I. Цхинвали, 1969. С.227.

13 Там же, №10.

14 Там же, №33.

15 Айларова С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке. С.229.

16 Цховребова О.Д. Вопросы народного образования в газете «Ног цард». С.90.