Татьяна БАТАГОВА

ЛИЦЕЙСКИЕ УРОКИ ПРЕКРАСНОГО

                РАЗМЫШЛЕНИЯ О 30-ЛЕТНЕМ ПУТИ ШКОЛЫ
   
   
     ШКОЛА XXI ВЕКА: РАВНЕНИЕ НА ЛУЧШИХ

     Российское  образование лихорадит. Средняя школа  стремительно
меняется.   Поиски  новой  концепции  образования  и  воспитания  и
связанные с этим многочисленные нововведения воспринимаются  далеко
не  всегда положительно. Специалисты, педагоги, учащиеся,  родители
спорят о том, нужна ли школе реорганизация. И если нужна, то какая?
Ломаются  копья  по поводу введения обязательного ЕГЭ,  профильного
обучения,  сокращения часов по фундаментальным предметам,  перевода
ряда  дисциплин  в  область дополнительного  образования  и  многих
других вопросов.
   В  поисках  истины  и аргументов спорящие нередко  обращаются  к
опыту  лучших  учебных  заведений, тех, чьи  достижения  бесспорны.
Таких,  как знаменитые общеобразовательные школы с давними хорошими
традициями,  например, московские Специализированный учебно-научный
центр  при  МГУ  (СУНЦ  МГУ),  школа  57,  гимназия  1543,  физико-
математический  лицей «Вторая школа». Или новые,  но  уже  успевшие
себя  прекрасно  зарекомендовать,  как,  например,  существующая  в
Москве всего четыре года школа «Интеллектуал».
   Все  хорошие  школы различаются по профилю,  но  в  главном  они
похожи. Педагоги и ученики, увлеченные общим делом, чувствуют  себя
психологически комфортно. Учащиеся показывают прекрасные результаты
на   олимпиадах,   количество  поступлений   в   ВУЗы   практически
стопроцентное.   Преподавательский   коллектив   складывается    из
высококвалифицированных  специалистов-энтузиастов,  работающих   по
государственным,  развивающим,  авторским  программам.  Обеспечение
российского   государственного  стандарта  образования  дополняется
углубленным  обучением в старших профильных  классах.  Не  теряется
связь  с  выпускниками,  нередко  становящимися  преподавателями  в
родных пенатах.
   Конечно,    массово   тиражировать   успешные    образовательные
учреждения  невозможно, на то они и элитные. Но необходимо  понять,
что именно  в таких школах  кроется формула перспективного будущего
нашего общества, непосредственно вытекающая из системы современного
образования  и  воспитания.  Стремиться дотянуться  до  чемпионских
высот,  строить  учебную модель, исходя из  самого  лучшего  –  по-
настоящему достойная задача. Поэтому так важно изучать ценный опыт,
пытаться определить интеграл процесса обучения в образцовой школе.
   В  ряду  лучших  школ  страны   Республиканский  Лицей  искусств
Республики Северная Осетия-Алания (г.Владикавказ). Вот уже тридцать
лет  как существует это уникальное образовательное учреждение. Даже
сегодня  подобных учебных заведений в стране практически нет,  хотя
жизнь   показывает,  что  за  такими  школами  будущее.  Достаточно
сказать,  что  образование  развивается в  сторону  появления  школ
полного   дня,   интернатов  со  специальным  обучением,   школ   с
профильными классами и т.д.
   Пройденный   Республиканским  лицеем  искусств   путь   ярок   и
необычен. Сегодня, в год тридцатилетия Лицея, совершенно ясно,  что
его  беспрецедентный опыт заслуживает не просто  рядовых  юбилейных
похвал   и   поздравлений.  Феномен  школы   достоин   специального
рассмотрения,   требующего  объективных  оценок   и   внимательного
изучения.
   
   
   РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

   И  начиналась,  и  утверждалась школа  искусств  как  авторская.
Создала  и  взрастила школу ее бессменный директор  Алла  Романовна
Коцоева.  Первоначальным  импульсом  было  желание  Аллы  Романовны
создать  школу, в которой к  каждому ребенку относились  бы  как  к
талантливому. Чтобы каждый ученик смог наиболее полно раскрыть свои
возможности,  учился с интересом,  чувствовал  бы  себя   уверенно.
«Мне  очень хотелось создать  школу, синтезирующую  качественное
среднее  общее  и начальное специальное образование.  Я  мечтала  о
школе,   в  которой  было  бы  комфортно  учиться  всем  детям,   -
вспоминает А.Р. Коцоева. –  И тем, кто хочет заниматься музыкой,  и
тем,  кто хочет рисовать, и тем, кому нравятся танцы. Чтобы в школе
царила  творческая атмосфера, ученики не бежали из одного здания  в
другое, не разрывались между  разными педагогическими коллективами,
а чувствовали себя в одной школе, как дома». 
   Реализовать  эту,  простую  на  первый  взгляд,  идею  оказалось
нелегко:  многое из задуманного А. Коцоевой казалось  в  1977  году
слишком  дерзким.  К  какому ведомству должна  относиться  школа  –
Министерству  просвещения или Министерству культуры? Какими  должны
быть  учебные  программы  и  учебные планы?  Какой  аттестат  будут
получать выпускники школы? Какова конечная цель обучения? А здание,
материальная  база, коллектив преподавателей –  как  справиться  со
всеми этими и другими вопросами и проблемами?
   Дорогу,  как  известно,  осиливает  идущий,  а  проблемы  решает
созидатель. Алла Романовна сумела доказать необходимость  появления
школы   нового   типа.   Сработали  такие  сильные   факторы,   как
бесспорность  реноме самой А.Коцоевой, бывшей в те годы  директором
ДМШ  1, энтузиазм ее авторитетных педагогов-соратников. Безусловно,
помогла   широта  мышления  первого  человека  республики,  первого
секретаря  Обкома партии Б.Е.Кабалоева. Сыграл свою  роль  и   опыт
Вильнюсской школы искусств им. Чюрлениса, чей камерный оркестр  под
руководством   Саулюса  Сондецкиса  блестяще  выступил   тогда   на
гастролях   в   Северной   Осетии.  Все  это   помогло   преодолеть
многочисленные препоны.
   В    1977   году   в   Орджоникидзе   (Владикавказе)   открылась
Республиканская  школа  искусств с музыкальным  и  хореографическим
отделениями и общеобразовательным восьмилетним циклом. В  следующем
году школа переехала в здание на улице Бутырина, 7/8,  где работало
уже три отделения – музыкальное, хореографическое, изобразительного
искусства.
   Индивидуальный  облик  школы выковывался в  атмосфере  поиска  и
горения,  когда  каждый из первых преподавателей  выступал  в  роли
первопроходца-новатора и автора учебной программы. О том,  что  это
был   за   коллектив,  можно  судить  по  именам  некоторых  первых
педагогов, чьи имена сегодня – настоящие бренды, говорящие сами  за
себя.  Это  хормейстеры Агунда Кокойти и Ольга Джанаева,  пианистки
Ирина  Сланова и Людмила Малиева, балетмейстер Тамара Хацаева.  Это
ушедшие  из  жизни, но незабвенные преподаватель русского  языка  и
литературы   Светлана   Владимировна   Кудинова   и   преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин Клара Захаровна Кибирова.
   Одной  из серьезных задач, которую ставили перед собой и  решали
учителя,  было  создание  образовательной  системы,  преодолевающей
существующую дискретность обучения. Уже тогда межпредметные  связи,
взаимопроникновение  общих и специальных  дисциплин  мыслились  как
формы  активизации  учебного процесса и  перспективные  направления
педагогики.  Дети  учились  в  школе  и  получали  профессиональные
навыки,  вы-ступали  на  сцене  и  приобретали  знания,  занимались
творчеством и гастролировали.
   Запоминающимися   страницами  летописи  РШИ   стали   совместные
концерты  с коллективами и солистами из Вильнюсской школы  искусств
им.  М. Чюрлениса. В 1979 году в школе выступал вильнюсский хор под
руководством Р. Зданавичюса, в 1983 – ансамбль классического  танца
и  ансамбль  скрипачей  под управлением К. Щарноса.  В  последующих
концертах  в Вильнюсе, Каунасе, Коломне, Москве (1984, 1985,  1987,
1988)  участвовали  солисты  двух  школ,  хор  под  управлением  О.
Джанаевой,   камерный   оркестр  под   управлением   П.   Панасяна,
вильнюсский  камерный  оркестр.  В  годы,  когда  страну  раздирали
центробежные  силы, а представителей национальных элит интересовали
только   собственные   культурные   судьбы,   орджоникидзевская   и
вильнюсская  школы  искусств  организовывали  совместные   проекты,
исполненные  искренних  чувств доверия и  симпатии  друг  к  другу.
Учащиеся  исполняли  музыку  не только классиков,  но  и  фольклор,
произведения   композиторов  Литвы  и  Осетии.  К  примеру,    юный
литовский пианист солировал в Концертино А. Макоева, а хор РШИ  пел
осетинскую  народную песню «Фсати» и литовскую народную песню  «Ива
на горе».
   Признание  и  первую  высокую оценку своей  работы  неординарный
коллектив   школы   получил  в  1985  году,  когда   был   удостоен
Республиканской  премии имени М. Камбердиева  за  большой  вклад  в
эстетическое  воспитание  молодежи.  А  в  1986  северо-осетинскими
документалистами   был   снят  о  школе   телефильм   «Приобщение»,
показанный  в  республике  и по ЦТ. Авторы  киноленты  режиссер  И.
Бурнацев,  оператор  А.  Себетов, сценарист И.  Притула  попытались
рассказать  о  том,  как в школе ведется комплексное  воспитание  и
обучение    разным   видам   искусств,   поддерживаются   интересы,
развиваются способности детей.
   
   
   ШАГ ВТОРОЙ: РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ

   На  исходе первых десяти лет своего существования школа уже была
готова   сделать   следующий  серьезный   шаг,   превратившись   из
восьмилетки  в десятилетку. Апробировалась новая система  обучения,
сложился крепкий преподавательский состав, детям и родителям  стала
совершенно  очевидной  необходимость  получения  полного   среднего
образования в стенах родной школы.
   Такую  готовность  «номер один» не мог не оценить  в  1989  году
заместитель  министра  культуры  России  В.  Кочетков.  Настроенный
вначале  скептически,  высокий  чиновник  все  же  осмотрел  школу,
поговорил с ее директором, побывал на уроках – и резко изменил свое
первоначальное   мнение.   С   уверенностью   он   дал   добро   на
преобразование школы в лицей с десятилетним сроком обучения.  Кроме
того,  школа  окрепла  материально  и  расширилась,  ибо  благодаря
решению   руководства  республики,  прежде  всего   А.   Дзасохова,
вселилась в новое здание Обкома КПСС.
   Так  в  1990  году  появился первый в стране лицей  искусств,  в
котором  учащиеся наряду с начальным музыкальным, художественным  и
хореографическим   образованием  приобретают  обязательное   полное
(общее)  среднее  образование  и  по  окончании  обучения  получают
аттестат  зрелости. Оказавшись первым и уникальным, Республиканский
лицей  искусств   привлекает  к себе внимание широкой, в том  числе
мировой,   общественности.   В  числе   правительственных   гостей,
познакомившихся с Лицеем и давших ему самые лестные  оценки,  были,
например, министр высшего и среднего специального образования  СССР
Геннадий    Ягодин,   вице-премьер   правительства   РФ   Валентина
Матвиенко.   В 1991 году во Владикавказ прибыл оркестр  из  Франции
под  руководством Бруно Россеро, который выступил в Лицее совместно
с  осетинским  хором  и,  будучи  совершенно  очарован  лицеистами,
пригласил их на ответные гастроли.
   Коллектив   Лицея  искусств  в  течение  многих  лет  занимается
благотворительностью,  принимает  активное  участие  в   совместных
проектах  с  ЮНИСЕФ при ООН.  Это и концерты-встречи  с  детьми  из
Чечни,  именные  стипендии для 2 учащихся и  преподавателя  Детской
музыкальной  школы  г.  Беслан,  это  посильная  помощь   Аланскому
Богоявленскому  женскому  монастырю. И  самая  главная  действенная
помощь – это 70 учащихся из 478, получающих льготы.
   В  июне  2003 года Лицей искусств посетил генеральный  секретарь
ЮНЕСКО  Коитиро  Мацуура, прибывший во Владикавказ  для  участия  в
Международной  конференции руководителей вузов  Северного  Кавказа.
Осмотрев  учебное заведение, познакомившись с учебным  процессом  и
работами  учеников, высокий гость был настолько поражен  увиденным,
что  захотел  сделать осетинским детям подарок.   Спустя  некоторое
время  после визита Коитиро Мацуура Республиканский лицей  искусств
получил  партию  чешских  скрипок и  виолончелей  для  ученического
оркестра.
   
   
   ДА ЗДРАВСТВУЕТ эксперимент!

   В    Республиканской   школе   искусств   было   много   нового,
экспериментального. Задуманная как будто писателем-фантастом, школа
напоминала   полуфантастическую  модель  будущего  и  предвосхищала
многое, реально существующее в педагогике XXI века.
   С  одной  стороны,  модель  школы искусств  отражала  чаяния  ее
создателей,  прежде всего директора, заслуженного учителя  РФ  А.Р.
Коцоевой.  С другой стороны, те, кто стоял у истоков, строили  свое
здание  не  на  пустом  месте,  а  использовали  собственный  опыт,
ориентировались  на  достижения лучших  педагогов  и  школ  страны.
Поразительно,  но  многое из того, что сегодня составляет  стержень
различных   инновационных   образовательных  систем  и   психолого-
педагогических  технологий,  уже тогда,  в  70-80-х,  внедрялось  в
практику северо-осетинской школы.
   В   основу  концепции  школы  был  положен  принцип  взаимосвязи
качественного   образования   и  серьезного   духовно-нравственного
воспитания.   Своей  основной  целью  школа  ставила   формирование
творчески   развитой,  социализированной,  успешной  в   дальнейшей
практической  жизни  личности.  С первых дней в  коллективе  царила
доброжелательная  атмосфера, способствующая  раскрытию  творческого
потенциала ребенка, развитию его интеллекта и личных способностей.
   Разрабатывались    развивающие   и   индивидуальные    программы
обучения, направленные на формирование желания учиться, поддержание
интереса  к  учебе. Специальными предметами занимались  3  часа,  а
сейчас  занимаются  уже  5   часов в  неделю.  Два  раза  в  неделю
проводятся   занятия  по  сольфеджио.  Введен  шахматный   всеобуч.
Учащиеся   изучают  три  иностранных  языка  (включая   латинский).
Обязательным для всех учеников школы является изучение  осетинского
языка.  В  9-11  классах  общее обучение ведется  по  профильным  –
естественной  и  гуманитарной  –  программам,  специальное   –   по
индивидуальным учебным планам. С января 1990 года стал  действовать
компьютерный класс. Помимо основных специальных и общих предметов у
учащихся    есть    возможности   для   получения   дополнительного
образования:   в   школе  работает  театр,  классы   дополнительных
инструментов, хоры, оркестры, ансамбль народных инструментов.
   В   процессе  обучения  не  возникает  границ  между   общим   и
специальными образовательными циклами. Все получаемые  на  занятиях
профессионально-творческие навыки и знания дети  имеют  возможность
реализовывать  в  конкурсах,  концертах,  активной  театральной   и
выставочной деятельности.
   Совсем  не  на  словах,  а  на деле в школе  созданы  комфортные
условия  для учебы и развития ученика. Впервые в России  (вспомним,
что школа открылась в 1977 году!) здесь ученики сели за одноместные
парты,  была отменена школьная форма, урок сократился до 40  минут.
Рациональное  чередование учебных и каникулярных  недель  позволяет
избегать перегрузок.
   Придя  в  школу,  ребенок  погружается  в  атмосферу  заботы   и
внимания:   чередование  учебы  и  отдыха,   планировка   помещений
  устроены с учетом  спортивно-оздоровительных программ. У  каждого
класса  есть своя раздевалка,  тренажерный зал, очищенная  питьевая
вода.  Помещения  кварцуются,  при  хореографических  классах  есть
душевые  комнаты. Отлично налажена система питания:  в  собственной
хорошо  оборудованной  кухне готовится  вкусная  и  недорогая  еда,
столовая  просторна  и  уютна.  В  школе  работают  медицинский   и
стоматологический кабинеты, дети имеют возможность получать массаж.
За  зданием осуществляется тщательный постоянный уход и необходимый
ремонт.
   
   
   УЧИТЕЛЯ

   Со  времен  древнегреческих Академии Платона и Ликея  Аристотеля
главными  фигурами  образования  были  и  остаются  учитель-ученик.
Хороший  педагог  дает  ученику не просто узко  специальные  знания
(хотя  это чрезвычайно важно), но учит широко, воспитывает духовно,
задает высокую жизненную планку.
   Основу  педагогического  коллектива  Лицея  искусств  составляют
люди,   неравнодушные   и  неслучайные  в  педагогике,   прекрасные
специалисты   и  знатоки  своего  дела.  14  преподавателей   лицея
удостоены  почетных  званий РСО-А и России. В  учительский  костяк,
хранящий   и   поддерживающий  основные  принципы   школы,   входят
незаурядные   педагоги, работающие в лицее  много  лет.  Среди  них
  И.А.  Зембатова  (начальные классы, география),  Т.Х.  Ардасенова
(английский язык),  С.Б. Кибизова (русский язык и литература), Э.М.
Каирова,  Е.Т. Дзеранова, С.Н. Кисиева (фортепиано), М.Т. Кирничная
(скрипка),  И.А. Макоева (хореография), К.К. Кариаева  (музыкальная
литература,  заведующая  подготовительным  курсом).  На   отделении
изобразительного  искусства  работают  талантливые   преподаватели,
шестеро из которых – члены союза художников России.
   В  разные  годы  в Лицей приходили работать известные  ученые  и
специалисты творческих профессий, сумевшие положительно повлиять на
учебный  процесс, посеять добро и знания в учениках.  Свою  частицу
души  оставили в лицее композиторы Резван Цорионти, Ацамаз  Макоев,
Елена   Арзуманова,   режиссер  Алла  Заоева,   этнолог   Валентина
Газданова,  пианисты Наталья Гапоненко,  Марк Пятов, дирижер  Павел
Панасян,  скрипачи  Иосиф  Браиловский,  Эдуард  Маркарян,   Лариса
Анчевская, балетмейстер Виктор Пашкевич, хормейстеры Аркадий Ачеев,
Людмила  Мамукова,  теоретики  Наталья  Зангиева,  художники  Армен
Гаспарянц, Алан Калманов.
   В  лицей вернулось несколько его выпускников, получивших  разные
специальности:  Дадианова  И.Т., Кодзасова  З.В.,  Борисенко  Т.В.,
Кодоева  С.Ю.,  Абаева Н.С., Бесаева В.Т., Бацежева З.М.,  Гагкаева
Д.К.,  Гибизова Н.Ю., Нерсесова М.Г., Чибирова Е.К., Датиева  З.М.,
Дзгоева З.Ю., Дзагахова М.Г., Албегова З.Д. Сегодня каждый из них –
профессионал, достойно развивающий и поддерживающий традиции школы.
   Каждый,  кто хоть однажды побывал в Лицее искусств, почувствовал
его  неповторимую  атмосферу. И задается она не только  напряженной
учебой,    увлеченностью    и   творчеством,    но     и    особыми
взаимоотношениями  преподавателей с  учениками.  Здесь  не  принято
повышать  голоса,  даже если возникают  проблемы,  в  том  числе  и
дисциплинарные. Педагоги работают и общаются с детьми не  только  в
классах,  но  разделяют  с  детьми волнения  и  радости  концертных
выступлений,  отдыха,  вместе  готовят  различные  общественные   и
учебные  проекты. Во время отчетных концертов в согласных ансамблях
выступают   со   своими   учениками  преподаватели-музыканты   З.В.
Кодзасова,  Е.К.  Ламбрианиди,  М.А.  Толпарова  (фортепиано),   Е.
Шатохин  (флейта),  Г.В.  Дружинина, М.В. Ленская  (скрипка),  Т.В.
Борисенко, Э.И. Карапетова (виолончель) и другие.
   Одной     из    особенностей    лицейской    системы    является
пропорциональное  развитие  общего и специального  образовательного
циклов. Такая сбалансированность дается нелегко. Ведь сегодня более
всего  средней школе угрожают информационные перегрузки  и  дефицит
времени.   Однако  в  лицее понимают, что  ребенок  по  возможности
должен  развиваться гармонично и что без качественных общих  знаний
ему  не  обойтись. Поэтому здесь учат так, что выпускники  уверенно
поступают в самые разные нетворческие ВУЗы.  Заботясь о том,  чтобы
ученики  получили хорошее базовое образование, педагоги не забывают
и  о  поддержании  интереса  к  учебе, развитии  исследовательского
потенциала, углубленных занятий по тем или иным предметам. Для  тех
педагогов,   кто  не  стоит  на  месте,  работает  по   современным
технологиям  и  методикам,  в  Лицее создан  благоприятный  климат.
«Учитель  в  нашей  школе  может  пробовать  все:  работать   по
индивидуальным развивающим программам, искать – его никто не  будет
ограничивать  и стеснять», –  говорит директор Алла  Романовна.
Учитель   здесь уважаем, почитаем. Сегодня 14 преподавателей  имеют
звания.  это  заслуженные учителя Республики Северная Осетия-Алания
Кибизова  С.Б.,  Дзидзоева Ж.М., Зембатова  И.А.,  Зембатова  Э.Ш.,
Ардасенова Т.Х., заслуженные работники культуры Республики Северная
Осетия-Алания  Кисиева С.Н., Каирова Э.М., Малиева Л.К.,  Кирничная
М.Т.,  Газацева  А.А.,  заслуженный  учитель  Российской  Федерации
Коцоева  А.Р.,  заслуженные  артистки Республики  Северная  Осетия-
Алания     Дзебисова  А.Т.,  Джикаева  М.Б.,  заслуженный   деятель
искусств Республики Северная Осетия-Алания   Джанаева О.Г.
   О  том,  как  в  лицее преподают язык и литературу,  учат  ребят
образно мыслить, передавать свои чувства  словесно, можно судить по
поэзии  и  прозе, собранной в сборник «Вокруг меня –  мир…»  Книжка
сочинений  учащихся была издана во Владикавказе к  30-летию  лицея.
Стихи,   басни,    сказки,  былины,  рассказы  по-детски   открыты,
непосредственны   и  по-взрослому  серьезны,   глубоки.   В   одних
сочинениях  прочитывается  восторг  и   радость  жизни,  в   других
раздумья о бытии, смысле существования, в третьих – размышления  на
заданную тему. Но все ученические опусы обнаруживают умение образно
мыслить,  интерес и желание работать  со словом. Готовы  к  изданию
еще два сборника – на осетинском и английском языках.
   Многолетняя  творческая  дружба  связывает  лицей   искусств   с
журналом  «Дарьял».  Более 47 учащихся имели возможность  в  разные
годы представить на суд читателей журнала поэзию, прозу музыкантов,
хореографов,  художников, живописные и графические работы  учащихся
отделения изобразительного искусства.
   Лицеисты     достойно   выступают   в   предметных   олимпиадах,
выдерживают   конкуренцию  с  учениками  лучших  школ   республики.
Ежегодно   ученики   Лицея   показывают   хорошие   результаты    в
интеллектуальном конкурсе «Кредо-знание». Например, в 2003  году  в
десятку  детей,  показавших в республике лучшие  результаты,  вошло
четверо  лицеистов,  в этом году их 3, а лицей  награжден  дипломом
Лауреата.  Каждый  год  несколько  выпускников-лицеистов   получают
золотые и серебряные медали.
   В  Лицей  уже  давно,  помимо  всего  прочего,  идут  именно  за
знаниями.  Родители отдают сюда своих детей не только  потому,  что
ребенок будет расти и воспитываться творчески, но и потому, что  он
получит  качественные знания. Такое мнение родителей подтвердилось,
в  частности,   в 2006 году, когда по результатам сдачи  ЕГЭ  Лицей
искусств вышел на 3 место в республике.
   
   
   ARS LONGA

   Сколько  бы  ни  было  у  Лицея  достижений  в  области   общего
образования,  все же он был и остается цитаделью  искусств  и  свой
неповторимый   облик   репрезентирует   концертами,   танцевальными
выступлениями, спектаклями.
   Ребята-музыканты  занимаются не только сольным исполнительством,
но много музицируют ансамблево. Известно, что пение в хоре, игра  в
ансамбле и оркестре помогают юным в становлении таких качеств,  как
дисциплина,   собранность,  внимание,   развивают   память,   слух,
музыкальность,   чувство  локтя.  Поэтому  в  Лицее  уделяют  много
внимания и времени ансамблевой игре и хоровому пению.
   С  первых классов дети исполняют музыку вместе – в хоре  девочек
под  управлением  Нестан Черткоти, младшем камерном  оркестре   под
управлением   Татьяны   Борисенко,  ансамбле   виолончелистов   под
руководством  Эльвиры  Карапетовой.  Последовательно  и   методично
младшеклассники  приучаются к культуре ансамблевого  музицирования,
  дающего  очень  много  и в человеческом, и  в  общехудожественном
смысле.
   Начиная  с нетрудных жанровых, ярких программных пьес  и  песен,
ученики  с  руководителями  постепенно переходят  к  более  сложным
полифоническим  сочинениям, фрагментам  из  серьезных  классических
произведений.   В   репертуаре  у  названных   ансамблей   и   наши
современники А. Макоев, С. Баневич, и классики Г. Гендель, И.  Бах,
В.  Моцарт,  и  советские  композиторы Д.  Кабалевский,  Н.  Раков,
переложения осетинских народных мелодий.
   Старший   камерный  оркестр  Лицея  искусств  (руководители   М.
Кирничная, М. Ленская) – это уже коллектив не только учебный, но  и
концертный. Юным музыкантам нравится выступать в родной школе,   на
выездных  площадках,  участвовать  в  благотворительных  концертах,
поздравлять  коллег. И что бы ни играл оркестр,  «Маленькую  ночную
серенаду» Моцарта или «Пассакалию» Генделя, «Горские зарисовки»  Т.
Хосроева  или «Испанский танец» Д. Шостаковича, «Менуэт»  Бетховена
или  «Регтайм»  Джоплина,  в  исполняемой  им  музыке  всегда  есть
настроение, живость, характер.
   Более   десяти   лет   в  Лицее  существует  ансамбль   народных
инструментов  «Дала-фёндыр», которым руководит  Алла  Дзебисова.  В
ансамбле   играют  ученицы  и  выпускницы  музыкального  отделения,
занимающиеся по специальности «осетинская гармоника» и  осваивающие
дала-фёндыр  как  второй инструмент. Ни для  кого  не  секрет,  что
осетинские   народные   инструменты,  за   исключением   гармоники,
практически  вышли  из  музыкально-бытового  употребления.  Поэтому
инициативу  и многолетнюю работу директора лицея А.Р.  Коцоевой  по
воссозданию    национальных    инструментов,    открытию     класса
дополнительного  инструмента, формированию  ансамбля  «Дала-фёндыр»
невозможно переоценить.
   Благодаря    ансамблю   народных   инструментов    «Дала-фёндыр»
осетинская   музыка   всегда   достаточно   разнообразно   и   ярко
представлена  на всех лицейских концертах. Девочки играют  народные
песенные  и  танцевальные мелодии в обработках  А.  Дзебисовой,  Н.
Петрова,  В.  Юрова,  произведения Б. Газданова,  Ф.  Алборова,  С.
Ревазовой  и  других  авторов.  Ансамбль  записал  компакт-диск   с
осетинской   музыкой,   становился  лауреатом   республиканских   и
международного конкурса исполнителей на народных инструментах.
   Украшение  Лицея – его хореографическое отделение.  Одним  своим
существованием, одной своей внешностью ученики-танцовщики вносят  в
лицейские  стены  ощущение  красоты  и  грации.  Облик  спешащих  в
репетиционный класс балетных девочек и мальчиков, с их  традиционно
аккуратными   прическами,   худобой,   прямыми   спинами,   упругой
легкостью  движений и некоторой отстраненностью во взгляде,  радует
глаз,  одновременно напоминает о таких простых  вещах,   как  труд,
дисциплина, увлеченность.
   Отчетные  концерты хореографов собирают полные залы. Кто  бы  ни
выступал  на  сцене – малыши с «Тарантеллой» или  русской  пляской,
учащиеся  средних  классов  с симдом или джаз-модерн  постановками,
старшеклассники с «Кадрилью» или выпускники с «Шопенианой» –  танец
всегда  вызывает  самую живую и заинтересованную  реакцию  публики.
Незабываемы  ученические  балетные  спектакли  «Жизель»   (2   акт,
постановщик     В.Пашкевич),    «Чиполлино»,    «Мальчиш-Кибальчиш»
(постановки  Л. Маргиевой и Т. Хацаевой), большой отчетный  концерт
выпускников  хореографического отделения на сцене  театра  оперы  и
балета,  составленный из  классических балетных номеров  (хореограф
И.   Дадианова).  Возвышенно  легкому  и  по-земному  многотрудному
искусству танца учат (и учили в разные годы) замечательные педагоги
Н.Г.  Балаова,  Т.В.Хацаева,  С.Б.  Бибилова,  И.А.  Макоева,  И.Т.
Дадианова,  В.А.  Пашкевич,  М.Б.  Джикгаева,  Л.Х.  Макоев,   В.Б.
Дзугутов, С.Ю. Пасюра.
   Много  лет  в  лицее  существует театральная студия.  Театр  как
искусство синтетическое включает в себя и музыку, и хореографию,  и
творчество  художников-оформителей,  отражая  тем  самым  специфику
учебного заведения.
   Подбор  репертуара  театра  направлен на  всестороннее  развитие
личности   ребенка,   на  формирование  патриотических   чувств   и
нравственное воспитание учащихся.  Помимо спектаклей, сказок  театр
знакомит  зрителя  с  историей  и культурой  Осетии.  Спектакли,  в
которых   принимают  участие  и  преподаватели,  идут  на  русском,
осетинском, английском языках.
   В  постановках Детского театра танцуют ученики хореографического
отделения,  в  качестве «живого оркестра» играют ученики-музыканты.
Иной  раз  в  театре  ставятся не просто музыкальные  спектакли,  а
настоящие мюзиклы.
   К  спектаклям «Новогодние подарки», «Солнечный лучик»  (режиссер
А.З. Заоева), «Муха-Цокотуха», «Белоснежка и семь гномов» (режиссер
Э.  Бабаянц)  специально  писала музыку  композитор,  преподаватель
Лицея Е.Ю. Арзуманова. В этих случаях музыка  выступала,  наряду со
словом  и  актерской игрой, в числе ведущих компонентов  спектакля.
Постановки лицейского детского театра настолько зрелищны, динамичны
и  остроумны,  что  даже  такие  известные  истории,  как  «Снежная
королева»,  «Лампа Аладдина», «Золушка», «Щелкунчик», «Кошкин  дом»
(режиссер-постановщик  Э.М.  Бабаянц)  смотрятся  как  захватывающе
интересные и заново рожденные.
   
   
   «Я РИСУЮ ВСЕ ВОКРУГ: СОЛНЦЕ, ГОРЫ, НЕБО, ЛУГ»
     (Из стихотворения ученицы лицея Анастасии Борисенко)

   Отделение  изобразительных искусств хочется сравнить с зеркалом,
в  котором  отражаются вся жизнь Лицея с ее успехами, достижениями,
особенностями  и неповторимостью. Достаточно увидеть одну  выставку
работ  лицеистов,  например,  последнюю,  в  Музее  изобразительных
искусств им. М. Туганова, посвященную 30-летию Лицея, чтобы понять,
как  много  всего  хорошего  и  разного  делается  в  этом  учебном
заведении.
   Детское   творчество  полно  жизни,  энергии  и  тепла.   Работы
лицеистов  буквально пронизаны радостным мироощущением и  энергией,
излучают добро и свет. А как они музыкальны, сколько в них ритма  и
гармонии!  Мелодии  легко услышать в тех рисунках,  где  изображены
поющие  хористы,  играющие музыканты, танцующие пары  в  осетинских
национальных  костюмах.  Музыка звучит и в  натюрмортах,  пейзажах,
портретах. Идешь по выставочным залам и удивляешься тому,  с  каким
талантом,   фантазией  и  умением  выполнены  работы.   На   стенах
жизнерадостные  рисунки  малышей  и  удивительно  зрелая   живопись
старшеклассников,  сочные,  декоративные  гобелены   и   изысканные
батики.   Выставлены искусно и с любовью выполненные куклы,  мелкая
пластика, вышивка, ап-пликации, керамика.
   Рассматриваешь   работы  и  вспоминаешь   Лицей,   трепетное   и
серьезное   отношение  детей  и  учителей  к   творчеству,   учебе.
Вспоминаешь  атмосферу  взаимодействия  искусств,  когда  художники
поют,  танцовщики  играют  на музыкальных  инструментах,  музыканты
рисуют, все играют в театре. Вспоминаешь условия, в которых  учится
более  пятисот  лицеистов, в частности, хоровой  класс,  украшенный
лауреатскими    грамотами,   дипломами   и   кубками,    специально
оборудованные  хореографические классы, просторные мастерские  юных
художников, их выставочный зал. В памяти всплывают светлые,  уютные
классы, оформленные рисунками детей, настоящий, большой (совсем  не
школьный) концертный зал.
   Впечатления  от  увиденного  настолько  сильные,  что  задаешься
вопросами:  «Как  столько всего хорошего и разного  может  вместить
одна,  пусть  и  юбилейная, выставка? Откуда столько  ярких  работ?
Неужели действительно все ребята такие одаренные? А может, просто с
детьми  очень  хорошо  работают педагоги?»  Преподают  в  отделении
изобразительных   искусств  действительно   высокопрофессиональные,
любящие  свое дело и умеющие работать с детьми учителя.  Это  члены
СХ   А.  Гаспарянц, Р. Каркусов, А. Есенов, Н. Савадян,  выпускницы
лицея  искусств  Н.  Абаева, С. Кодоева, работающие  много  лет  Н.
Осокина,    Н.    Королева,   Т.   Загалова.    Плодотворность    и
результативность союза учитель-ученик доказывается  многочисленными
победами  на  международных конкурсах детского  рисунка,  призовыми
местами  и  гран-при  в  Германии, Венгрии, Чехии,  Сербии,  Индии,
Японии, Македонии, Москве, Владикавказе.
   
   
   «АРИОН»

   Спросите любого владикавказца,  что ему известно о лицее,  и  вы
услышите:   «Там  есть  прекрасный  хор   “Арион”».  Сегодня   этим
коллективом  гордится  вся  Осетия. Камерным  хором  «Арион»  Лицея
искусств  уже  более  двадцати  лет руководит  заслуженный  деятель
искусств  РСО-А Ольга Джанаева. Хор был образован в 1983  году  как
учебный.  Благодаря  профессионализму и  таланту  О.  Джанаевой  он
довольно  быстро  превратился  в концертный  коллектив,  добившийся
серьезных  творческих успехов. В настоящее время «Арион» входит  во
Всемирную  и Европейскую федерации хоров. Начиная с 90-х, коллектив
почти   ежегодно   выступает   в  крупных   международных   хоровых
фестивалях,   праздниках,  конкурсах.  Осетинских   певцов   горячо
принимали  в  Гренобле  (1992), Куфштайне (Австрия,  1995),  Санта-
Кугате  (Испания,  1998),  Вене  (1998),  Санкт-Петербурге  (1999),
Баварии (2000), Каталонии (2000), Саксонии (2003).
   Из   Чехии   коллектив  привез  Золотой  и  Серебряный   дипломы
  (Литомышль, 1994), из Италии – два Серебряных диплома (Рива  дель
Гарда,  1996),  из  Венгрии  –  награду  победителей  (I  место)  и
Специальный  приз  жюри  (Веспрем, 2002). В  международном  хоровом
конкурсе имени Б. Сметаны в Литомышле Ольга Джанаева была удостоена
специального диплома и вошла в десятку лучших дирижеров.  Два  года
подряд  «Арион»  принимал  участие  в  XVI  (2004)  и  XVII  (2005)
Международных  фестивалях православной музыки в Москве,  получив  в
2005   Золотой   диплом.  В  Ростове-на-Дону  на  IV  международном
фестивале детского и юношеского хорового искусства «Певчие третьего
тысячелетия»  (2005)   «Арион»  получил  дипломы  первой  и  второй
степени,  а  также специальный приз  за самое яркое и эмоциональное
выступление.
     В  состав  хора входят девушки 15-26 лет, ученицы и выпускницы
Лицея искусств, те, кто без хорового пения себя уже не мыслит.  Хор
отличается   особой   манерой  исполнения.  К  сегодняшней,   легко
узнаваемой, чистой и кантиленной звучности, выразительной тембровой
палитре,  оточенной  ансамблевости   хормейстер  с  хористами   шли
несколько   лет.  В  интенсивной  репетиционной  работе   музыканты
шлифовали  слух и  интонацию, динамику и артикуляцию, фразировку  и
дыхание.
   Неповторимый  исполнительский облик выстраивался и в  тщательном
отборе  исполняемых произведений. В обширный репертуар хора  входит
русская духовная музыка, западно-европейская и русская классика XVI-
XX  веков,  осетинский фольклор, сочинения осетинских композиторов.
Значительная  часть творческой работы хора связана с пропагандой  и
восстановлением осетинского народно-песенного  творчества.  Нередко
дирижер  сама  пишет  аранжировки для своего коллектива,  вводит  в
концертную практику архаичные, полузабытые напевы-сказания, как это
было,  например,   с  мелодией «Цыкурайы  фёрдыг»,  ставшей  теперь
достаточно  хорошо  известной. Хором записано два  компакт-диска  с
осетинским   фольклором,  произведениями  осетинских  композиторов,
русской духовной и западноевропейской полифонической музыкой.
   Сотрудничество   с  Ольгой  Георгиевной  Джанаевой   подтолкнуло
многих   осетинских  композиторов  к  созданию    хоровых   опусов.
Благодаря   «Ариону»  в  Осетии  возник  целый   блок   талантливых
разнохарактерных  хоровых  произведений.  Среди  них   многочастные
циклы,  как, например, «Сонеты Шекспира», «Экспромты на  Рождество»
Л.  Кануковой,   обработки народных песен  («Чепена»  Н.  Кабоева),
кантаты   («Солнечная»  Л.  Кануковой,  «Чье  у  памяти  лицо»   А.
Макоева),  песни  («Прялка»  Б.  Газданова,  «Походная  песня»   Б.
Кокаева),   духовные сочинения («Молитва» Л. Ефимцовой, «Отче  наш»
Т. Хосроева, «Матерь Божия» Н. Кабоева).
     Лицейский  хор  мальчиков «Арион» подтверждает  справедливость
слов  многих выдающихся музыкантов о том, что хоровое пение  –  это
самый  прямой  и  короткий  путь  в  большое  искусство.  Созданный
недавно   и собравший не только музыкантов, но и учащихся отделения
изобразительных искусств, хор мальчиков уже впечатляет и  качеством
пения, и разнообразием репертуара. За короткий срок руководитель  и
хор   проделали  работу,  позволившую  им  успешно   выступить   на
международных  конкурсах в Чехии и России (1 место на международном
конкурсе-фестивале «Звездная юность планеты», 2006 г., «Орленок»).
   Чтобы  во всей полноте  оценить серьезность и масштаб работы  О.
Джанаевой  и как хормейстера, и как педагога-наставника, необходимо
побывать  не  только на отчетном концерте хора,  но  и  на  рядовой
репетиции.  Дорогого стоят атмосфера сосредоточенности и  внимания,
умение  трудиться и преодолевать сложности, искры  света  в  глазах
поющих   мальчиков.   Слушаешь  10-12-летних   ребят,   исполняющих
осетинскую народную песню «Фсати» на слова К. Хетагурова, или  «Ave
Maria»  Каччини,  или  «Фыййауы зарёг» Л.  Кануковой  на  стихи  К.
Ходова,   и   понимаешь,   как   серьезно   хоровое   пение   может
воздействовать  на  внутренний мир ребенка, быть школой  духовного,
эстетического, морального и патриотического воспитания.
   
   
   УЧЕНИКИ И ВЫПУСКНИКИ

   Пока  еще  непривычная, но перспективная и уже зарекомендовавшая
себя    за    30   лет   система   образования   Северо-Осетинского
Республиканского  лицея  искусств  хороша  тем,  что  дает  ребенку
возможность  найти  себя.  За  годы  учебы  ребенок  познает   свои
подлинные  возможности и интересы и ко времени  выпускных экзаменов
делает   нужный   выбор.  Будет  ли  выпускник   Лицея   заниматься
творчеством  профессионально или как любитель – это,  как  правило,
становится ясно уже в средних и, тем более, в старших классах.
   Качество   знаний,   приобретенных  в   Лицее,   позволяет   его
выпускникам  поступать в самые разные непрофильные  высшие  учебные
заведения.   Кем   только  не  становятся   лицеисты   –   врачами,
математиками,   журналистами,  биологами,  историками,    химиками,
юристами.  Выбирая  ту  или  иную  техническую,  естественную   или
гуманитарную   специальность,  лицеист  вместе   с   тем   остается
художественно грамотным и культурным человеком. Познав в детские  и
юношеские   годы  вкус  творчества,  он  и  в  зрелые  годы   живет
полнокровной,   интересной   жизнью.   Многие   в    своей    новой
профессиональной области становятся весьма успешными специалистами.
   По-другому все складывается у тех лицеистов, кто уже  в  детстве
выбрал   своей   специальностью  музыку,   танец,   изобразительное
искусство.  Обучение в Лицее дает возможность этим детям продолжить
свое  образование  в  средних  (после  девятого  класса)  и  высших
специальных учебных заведениях.
   Участвуя   в   республиканских,   российских   и   международных
конкурсах,   фестивалях,  лицеисты   своими   победами   доказывают
правильность выбора своей будущей профессии. Каждый год  в  историю
лицейской славы вписывается несколько новых имен юных художников  и
музыкантов,   получивших   звания  лауреатов.   Из   всех   (а   их
действительно  очень  много)   назовем лишь  несколько  обладателей
первых мест: Дудиева Анна (Республиканский конкурс им. Чайковского,
1996,   республиканский  конкурс  «Звездочка  Осетии–1997»,   класс
преподавателя    С.Н.   Кисиевой),   Мусаева   Елена    («Звездочка
Осетии–1997»,    «Ассамблеи    искусств–1999»,    Москва,     класс
преподавателя   Э.Л.   Маркаряна),  Дзгоева   Зинаида   («Звездочка
Осетии–2001»,  класс преподавателя А.А. Газацевой), Тедеева  Ирина,
Синиченко Елена (международный конкурс юных пианистов, 2002,  2003,
Франция,  класс  преподавателя  Т.Х.  Гадимовой),  Пагаева   Тамара
(конкурс  на  лучшее  исполнение  произведения  осетинской  музыки,
2003),  Попруженко  Яна («Наши надежды», 2004, класс  преподавателя
Е.К. Ламбрианиди).
   Первые  места  в  конкурсах детского рисунка  получили  Кудзиева
Маргарита,   Кусраева  Ольга,  Азадянц  Георгий,  Степанян   Игорь,
Кондратенко  Ира  (1995,  Индия),  Абисалова  Юля,  Бочкун  Даниил,
Даурова  Дина («Звездочка Осетии», 1998, 2006), Цаллагова Марианна,
Цамалаидзе Рома («Почта России», 1999, 2000), Васильченко Александр
(2002,  Япония), Халин Александр (2001-2002, Югославия),  Каркусова
Стела,  Дзантуева Кристина («Моя мечта – моя Россия», 2002).  Гран-
при  завоевали  Бадалян  Рената (Япония, 2000),  Дзгоева  Маргарита
(Москва,   2002),   Каркусов  Герсан,  Аль-Ага   Сали   («Маленький
Монмартр», Македония, 2005, 2006).
   Учащиеся,  завоевавшие лауреатские звания, впоследствии  успешно
поступают  в  ведущие  творческие  вузы  страны  и  зарубежья.   А.
Дудиева, Л. Мусаева Н. Фарниева, учатся в Московской консерватории,
Д.  Дзлиева  –  в Санкт-Петербургской, Д. Бязрова – в Роттердамской
консерватории,  И.  Тедеева – в Краснодарском  институте  искусств,
Норик  Гаспарянц  –  скрипач, г. Москва.  Многие  выпускники  Лицея
учатся  в  высших художественных вузах страны. Много  лет  в  лицее
работает   попечительский  совет,  решая  проблемы   финансовой   и
внелицейской  жизни.  Решением этого  совета  введена  стипендия  в
размере  800 рублей в месяц для выпускников, продолживших  обучение
по  специальности в вузах страны. В разные годы стипендиатами стали
Вадим  Чельдиев – Санкт-Петербург , консерватория, Дзера Дзлиева  –
Санкт-Петербург,   консерватория,  Вероника   Олисаева   –   Санкт-
Петербург,  институт им. И. Репина, Диана Бязрова  –  Роттердамская
консерватория  (Голландия), Елена Мусаева – Москва,  консерватория,
Леонид Чочиев – Санкт-Петербург, университет культуры...
   Солистами  балетных  театров  стали  М.  Уртаев  (Германия),  Т.
Дзасохова   (Краснодар),  С.  Кулаев  (Мариинский   театр,   Санкт-
Петербург); в Хореографической академии им. А. Вагановой учится  Г.
Тедеев;  художник кино, выпускник ВГИКА, лауреат XXI Международного
фестиваля  студенческого  кино Ахсар Цавкилов работает в Москве.  В
национальной  опере поет Е. Цаллагова (Париж). Залина  Кодзасова  –
Лауреат     международного    конкурса,    выпускница    Ростовской
государственной  консерватории, Изета Дадианова – Лауреат  конкурса
«Творчество  молодых», выпускница Санкт-Петербургского университета
культуры   и   искусств,  работающие  сейчас   на   музыкальном   и
хореографическом  отделениях  в  Лицее.  Выпускница  ГИТИСа   Белла
Каргинова  – режиссер государственного театра «Шанс». Виола  Ходова
после  окончания факультета искусств СОГУ создала театр «Арвайдён»,
в  2001 году как художник театра получила «Золотую маску», а в 2003
–  Государственную премию РФ. Концертмейстером в Мариинском  театре
работает  А. Тургиева, концертмейстер оркестра Большого театра  (г.
Москва)   –   Наталья   Береславцева.  К.   Притула   –   выпускник
Флорентийской   Академии   изящных   искусств   (Италия),   Лауреат
Международного  конкурса Л. Тедтоева живет и  работает  в  Испании.
Выпускник  Лицея искусств Олег Пинегин, живущий ныне  в  Голландии,
сделал  к  30-летию своей alma mater юбилейный подарок –  создал  и
представил в Интернете сайт Лицея.
   Немало   выпускников  Лицея,  получив  высшее  музыкальное   или
художественное    образование,   работают   в    Северной    Осетии
преподавателями,    художниками,    архитекторами,     дизайнерами,
модельерами. Конечно, всех профессионально состоявшихся выпускников-
лицеистов перечислить трудно, потому что их – большинство.
   Годы,   проведенные  ребенком  в  средней   школе,   во   многом
определяют его будущее. Очень важно, какими ученик овладел знаниями
и  навыками.  Не  менее  важно  и то, в  какой  атмосфере  взрослел
маленький человек,  как воспитывался, как общался со сверстниками и
учителями.  В  Лицее  искусств  много  делается  для  того,   чтобы
воспитать   человека образованного, с творческой «доминантой жизни»
(по   К.   Станиславскому),  нацеленного  на  активную  и  успешную
самореализацию.  Очень  важно и то, что в  академическое  лицейское
образование  неотъемлемой составляющей входит  глубокое  постижение
национальной художественной традиции.
   Сегодняшний  мир многообразен и неустойчив, часто  агрессивен  и
жесток, многое в нем меняется стремительно и кардинально. Чтобы  не
потеряться  и  не утонуть в океане самостоятельной  жизни,  молодой
человек  должен быть готов решать непростые задачи, быть  личностью
цельной,  мобильной  и саморазвивающейся. Было бы  слишком  наивным
надеяться  на  то,  что  в Республиканском лицее  искусств  выдадут
ребенку  спасательный круг на всю жизнь. Но то, что его там  научат
хорошо плавать – несомненно.
К содержанию || На главную страницу