Марина ФИГУРИНА

МИР СКАЗКИ В ГРАФИКЕ
ЮРИЯ ПОБЕРЕЖНОГО

   
   Юрий  Побережный  – один из ведущих российских графиков.  Долгое
время  после  окончания Ставропольского художественного  училища  в
1976  году  он занимался дизайном, а потом вернулся в родной  город
Моздок  и  по  совету  друга, Василия Прилепы (иллюстратор  журнала
«Кукумбер»),  начал  писать тушью. С тех пор основной  техникой  Ю.
Побережного  стали  тушь  и перо. Тогда же Юрий  Петрович  начинает
преподавать  в художественной школе  Моздока. А потом, позднее,  он
признается, что его кредо: «Жить с детьми».
   «Я  всю  жизнь  хотел писать», – говорит художник.  Сейчас  Юрий
Побережный  занимается станковой графикой и живописью,  работает  в
педагогическом  институте г. Владикавказа (оформляет  учебники  для
начальной   школы).  Работы  этого  мастера  находятся  в   частных
коллекциях  России,  Украины, Германии.  Например,  лист  «Холодный
август» – в Германии, две работы – в НАТО.
   Так  как  Ю.  Побережный работает с детьми, то  для  него  очень
важны  в творчестве образы детства. А какое же детство без сказки?!
Сказка  присутствует  и в названиях его работ:  «Грустная  сказка»,
«Как  в  сказке»,  «Наш Пушкин», «Сорванная ветка жасмина»,  «Ждет-
пождет с утра до ночи», «Время менять сказки», «Воротился старик ко
старухе».  Небольшие  по  размеру  композиции  наполнены  образами-
воспоминаниями,  сожалениями,  удачно  выполненными   соотношениями
черного и белого.
   Работа   «Как  в  сказке»  заставляет  зрителя  вспомнить   А.С.
Пушкина:  «И днем и ночью кот ученый». Тонко написанный узор  цепи,
огромный дуб, а на нем – волшебный кот. Сам дуб тоже необычный,  он
украшен  легким  узором,  а  его  ствол  дополняют  колокольчики  с
лентами.  Кот смотрит на зрителя загадочно, чуть прищурив  глаза  и
изящно изогнув шикарный хвост. Такой дуб художник увидел в Моздоке,
дуб – ровесник самого города.
   Одна  из  первых  его серий – «Сны старого города»  –  посвящена
Моздоку. А работа «Грустная сказка» из этой серии вызывает  похожие
ассоциации  как  у  детей,  так  и у взрослых.  На  переднем  плане
изображена  детская лошадка на колесиках – одна из любимых  игрушек
детства.  Детство для художника осталось в прошлом, но воспоминание
о  нем предстает как что-то чистое, светлое, не лишенное, однако, и
доли грусти.
   Еще  один  сказочный  образ появляется на  листе  «Время  менять
сказки».  Необыкновенной красоты лицо девушки  и  огромные  крылья,
павлиний хвост придают картине загадочность. Кто же она такая?  Все
птицы покидают волшебный лес, устремляясь в «тридевятое царство», а
она  сидит  неподвижно  на ветке, молчаливо грустя  в  одиночестве,
словно понимая, что ее сказка подошла к концу.
   Многие  произведения Побережный посвятил своему сыну.  Например,
он  создал  цикл  «Картинки для Данилки», где опять  же  появляются
образы кота, дракона. Для художника очень важен образ кота как чего-
то  сказочного,  тихого,  мягкого,  таинственного.  В  сказках  кот
предстает  как  проводник  человека  в  потусторонний  мир,   а   в
колыбельных  песнях  мамы  обычно  зовут  кота,  чтобы  он  убаюкал
ребенка.
   В  работах Побережного сказочны не только люди, животные,  но  и
архитектурные  сооружения.  В  серии «Сны  старого  города»  здания
Моздока овеяны таинственным сумраком ночи. На листе «Ждет-пождет  с
утра  до  ночи»  перед  нами возникает замок,  окруженный  высокими
деревьями.  И только на самом верхнем этаже горит свет в  окошке  и
открыта дверь на балкон, а там, наверняка, в светлице сидит  красна
девица  и  ждет своего богатыря. Вообще, как и в любой сказке,  для
Побережного  главной  является  тема  любви.  На  следующем   листе
«Воротился старик ко старухе» мы видим вроде бы известный сюжет  из
«Сказки  о  золотой  рыбке» – старик со старухой встретились  возле
своего  дома. Но у художника старуха не ругает старика, не ждет  от
него   исполнения  желаний,  она  просто  искренне   радуется   его
возвращению.  На  картине  мы видим, как она  трогательно  обнимает
старика. С его появлением восстанавливается нарушенная гармония,  и
сказка приобретает счастливый конец.
   Тема  любви проявляется и в следующей работе – «Сорванная  ветка
жасмина».  Сочетание  темного фона ночи,  светлых  цветов  жасмина,
легкой  занавески  и черного кота создает некую  таинственность.  В
центре  картины – фигуры влюбленных. Сорванная ветка в руке девушки
смотрится  как  символ  прощания  с родительским  домом,  детством.
Молодой  месяц,  чтобы  не  мешать свиданию  влюбленных,  будто  бы
прячется  за  куст жасмина, а его ветки скрывают фигуры влюбленных.
Природа  помогает им, все отступает на второй план рядом с  великим
чувством любви.
   Привлекает    внимание    серия   работ   «Аграфена-купальница».
Длинноволосые  обнаженные девушки на фоне  пруда,  речки,  деревьев
заставляют вспомнить языческую древнюю Русь и провести параллель  с
образом  современной  женщины. На картине «Ивушка  плакучая»  перед
нами  возникает  образ  русской красавицы на  фоне  ивушки.  Дерево
склоняется от ветра, причудливо изгибаясь, а девушка будто пытается
спрятаться за ним, ее длинные волосы развеваются на ветру, придавая
ей  черты  хрупкости, беззащитности, невинности. Как  и  на  других
работах  художника,  образ  русской  женщины  неразрывно  связан  с
природой.  Все  у  Побережного – каждая  травинка,  листик,  легкий
платок, вода в речке – помогают созданию этого образа.
   Сказочный  мир  для Побережного – это не только проникновение  в
мир  детства,  но  и  особое состояние души. В  прошлом  году  Юрий
Побережный начал работу над серией, посвященной еще одним сказочным
персонажам  – гномам. Мир гномов художник раскрывает и  делает  его
понятным,  близким как детям, так и взрослым. Гномы  выступают  как
фантастические  существа, посланные на землю, чтобы принести  людям
добро, тепло и, конечно же, любовь.
   Мир  сказки Побережного манит простым, незатейливым сюжетом и  в
то же время богатой символикой. Сказочные образы неразрывно связаны
между  собой,  они  несут во взрослый мир магию света,  а  детям  –
сказку.  Образ девушки перекликается с образом ивушки  плакучей,  а
образ кота – с многими сюжетами русских сказок, песен. В творчестве
Побережный  старается не навязывать свое мнение, а оставляет  право
за  зрителем – додумать, разгадать по-своему символику, таящуюся  в
его работах.
   
   P.S.   Ежегодно  ученики  Юрия  Петровича  участвуют  в   разных
всероссийских и республиканских конкурсах. Пять работ его  учеников
находятся  в  детском фонде Русского музея. А  недавно  ученики  Ю.
Побережного  принимали участие в международном  проекте  «Сказочная
быль».  Теперь  их работы отправятся из Санкт-Петербурга  в  страны
Балтии и Финляндии.
К содержанию || На главную страницу