Татьяна БАТАГОВА

«АРИОН» НА СЕДЬМОМ ПАСХАЛЬНОМ
ФЕСТИВАЛЕ

   
   Сегодня  уже трудно себе представить Пасхальные празднества  без
фестиваля Валерия Гергиева. Каждую весну Светлый праздник  приносит
обновления  и  возрождения душ. Пасхальный фестиваль,  седьмой  год
проводящийся  в  России феерическим дирижером-руководителем,  дарит
праздник   высокого   искусства,   музыку,   исполненную    лучшими
коллективами   и   солистами.  Фестиваль,   традиционно   именуемый
«Московским   Пасхальным»,  уже не  первый  раз  вовлекает  в  свою
праздничную орбиту все регионы России – Север и Юг, Сибирь и Центр,
Кавказ   и   Поволжье.  В  этом  году  к  музыкальным  празднествам
приобщились  Мурманск,  Краснодар,  Тверь,  Череповец,  Красноярск,
Якутск,   Ахангельск,  Кисловодск,  Казань…  Всего   двадцать   два
российских города!
   Насыщенная  фестивальная  программа,  включающая  в   себя   100
мероприятий,    поражает    богатством    (прямо-таки    роскошью),
продуманностью   и   размахом.  Хороши   все   пять   ее   основных
составляющих:  симфоническая, хоровая, звонильная,  региональная  и
музыкально-театральная. Непросто было выбрать главное направление и
отдать  чему-то  предпочтение. Звонильная неделя  напомнила  о  тех
старинных   традициях,  которыми  когда-то  была   славна   Москва.
Пасхальные  колокольные  звоны наполняли  сердца  радостью  и  даже
исцеляли.  (На  ум  приходило  цветаевское:  «На  семи   холмах   –
колокольни   /   Всех  счетом:  сорок  сороков  –   /   Колокольное
семихолмие!»). В Звонильной неделе Пасхального Фестиваля  принимали
участие лучшие звонари России, Латвии, Белоруссии.
   Театры  манили  многообещающими  постановками  Мариинки:   гала-
концертом   звезд  балета  с  непревзойденной  Ульяной  Лопаткиной,
«Хованщиной»  М. Мусоргского и «Псковитянкой» Н. Римского-Корсакова
с  великолепными восстановленными  декорациями Федора Федоровского.
В   концертных   залах  звучали  такие  бессмертные  шедевры,   как
«Пасхальная  оратория», кантата «Так возлюбил  Бог  мир»  И.  Баха,
«Семь  слов  Христа на кресте» Й. Гайдна, Пятая, Седьмая,  Восьмая,
Девятая  симфонии  Г. Малера. Особое внимание было  уделено  музыке
Н.А.  Римского-Корсакова, 100-летие со дня смерти которого отмечает
в этом году культурный мир.
   Люди,   музыкально  искушенные,  особые  ожидания    традиционно
связывали  с  хоровой  программой. Здесь, как  всегда,  можно  было
услышать  лучшие коллективы России и зарубежья. Музыканты  привезли
несколько  концертных программ, включающих православные песнопения,
сочинения  современных  композиторов,  обработки  народных   песен.
Выступления   хоров   выходили   за   рамки   обычных    концертов.
Чувствовалось,   что  для  хористов  это  были   минуты   серьезных
художественных  и эмоциональных откровений, аккумуляции  творческой
энергии и единения душ. Для слушателей – это все то же самое,  плюс
праздник    открытия  новой  музыки  и  увлекательное   музыкально-
географическое путешествие. Важно отметить и то, что нынче,  в  Год
Семьи,  на фестивале выступило несколько детских хоров, к  примеру,
такие  известные,  как Хор мальчиков и юношей Московского  хорового
училища  им.  А.В. Свешникова, Хор мальчиков Хорового  училища  им.
М.И.  Глинки,  детские хоры «Солнышко» (5-7 лет), «Скворушка»  (5-7
лет),   образцовый  коллектив  «Веснянка»  (10-17  лет)  московской
детской хоровой студии «Веснянка».
   Хоровые  коллективы давали по нескольку концертов в Москве  и  в
других  городах,  пели  в  соборах,  храмах,  концертных  залах.  А
завершилась хоровая пасхальная неделя мощной кульминацией  –  гала-
концертом  в  Концертном  зале  им. П.И.  Чайковского.   Это  яркое
музыкальное   действо,  в  песенном  венке   которого   переплелись
болгарская,  сербская, осетинская, русская, украинская,  эстонская,
грузинская певческие традиции, пожалуй, лучше всего соответствовало
духу  фестиваля.  В зале на Триумфальной площади царили  настроения
величавости,   торжественности  и   соборности.   Все   выступления
обрамлялись  звонами  ансамбля «Колокола России»  под  руководством
Галины   Филимоновой.   Участниками   гала-концерта   стали    семь
коллективов,   три   из   которых  –   камерный   хор   Москов-ской
консерватории под управлением Бориса Тевлина, грузинский  юношеский
ансамбль  «Мдзлевари»  под управлением Кахи Онашвили  и  украинский
камерный  хор  «Кредо» под управлением Богдана Плиша – неоднократно
выступали  в  рамках Московского Пасхального. Впервые в гергиевском
фестивале  участвовали Камерный хор «Арион», Камерный хор Эстонской
филармонии  под  управлением Пола Хиллера, Хор Софийских  мальчиков
под  управлением  Адрианы  Благоевой,  сербский  хор  «Мелоди»  под
управлением Дивны Любоевич.
   Жителям  нашей  республики можно гордиться тем, что  уже  третий
раз  в  Пасхальном  фестивале  Валерия Гергиева  принимают  участие
осетинские  хоровые  коллективы. В  2004  году  в  Москве  выступал
мужской  хор  Северо-Осетинской филармонии  под  управлением  Ольги
Джанаевой.  В  прошлом  году критиками и слушателями  как  один  из
лучших исполнительских коллективов был оценен камерный хор «Алания»
под  управлением  Агунды  Кокойти. На этот  раз  дирекция  Седьмого
Пасхального  пригласила  Камерный хор «Арион»,  руководимый  Ольгой
Джанаевой.  Участие  в  международном фестивале  –  это  не  только
высокая   честь  и  ответственность,  но  и  возможность   показать
собственные  исполнительские достижения, познакомить  слушателей  с
осетинской  хоровой музыкой, пропагандировать ее лучшие образцы  за
пределами республики.  Владикавказский хор привез в Москву обширную
программу, включающую духовную музыку и осетинские народные песни.
   С  исполнением русской и осетинской духовной музыки,  осетинских
народных   молитвенных   песнопений  «Арион»   выступал   в   храме
Живоначальной  Троицы в Серебряниках, в храме  Рождества  Пресвятой
Богородицы Аланского  Подворья, в тульском Всесвятском кафедральном
соборе. В благоговейной тишине храмов звучали известные праздничные
песнопения  «Христос  воскресе»  А. Кастальского,  «Милость  мира»,
«Достойно  есть» П. Чайковского. С огромным интересом  прихожане  и
настоятели  столичных и тульского храмов вслушивались в современную
осетинскую  православную  музыку,  а после  концертов  подходили  к
руководителю  «Ариона» Ольге Джанаевой, благодарили ее,  высказывая
благодарность  и  восторги. В пении «Ариона» было  то  важное,  что
делает  духовные сочинения этической частью хорового  творчества  –
слиянность    музыкально-поэтических   образов    и    молитвенного
настроения.  Благодаря доходчивому исполнению слушатели  с  первого
прослушивания  прониклись  высокой  поэтикой  осетинской   духовной
музыки, в частности, таких хоров, как «Мах Фыд» Тамерлана Хосроева,
«Хохаг  кувд»  Ларисы  Кануковой, «Мады  Майрём»  Николая  Кабоева,
«Благовещение» Людмилы Ефимцовой.
   В  концертах  в  Концертном зале им. Чайковского,  Центре  Павла
Слободкина, пансионате для ветеранов труда №31 к духовной программе
добавились фольклорные мелодии «Афсати», «Сау карк», «Ботасы зарёг»
и  другие.  Везде хор «Арион» принимался очень тепло. В  исполнении
осетинских   хористов  подкупала  и  возвышенная  сосредоточенность
духовных  напевов, и искренность  звучания бытовых народных  песен.
Интонационно  свежая  и   гармонически  терпкая  осетинская  музыка
слушалась  как  абсолютно самобытная. Не случайно  особенно  горячо
слушатели  аплодировали  одному  из  самых  архаичных  прозвучавших
напевов  – оде из осетинской мифологии «Цыкурайы фардыг».  Ощущение
неповторимости  и  праздничности  усилилось,  когда  хор   исполнил
«Чепена»,   «Зилга»,   «Гъайтты   зараг».   Старинные   песни-танцы
зазвучали,  а точнее, «ожили» и были разыграны хором,  солистами  и
танцевальной   группой  подобно  своим  фольклорным  прообразам   в
синкретичном единении пения, танца, игры.
   Выступление    «Ариона»   производило   целостное   впечатление,
создавая  приподнятый  настрой и своим  пением,  и  своим  обликом:
особой   статью,  грацией  движений,  выправкой.  Уже  при   первом
появлении хористов на различных сценах раздавались аплодисменты.  И
это  было не только данью вежливости хозяев-москвичей, но и оценкой
внешнего  вида хористов, в частности, их подтянутости,  стройности,
красоты  костюмов. Изысканно и празднично, в соответствие  Светлому
Празднику,  смотрелись  перламутрово-золотые  и  жемчужно-белые,  с
золотыми деталями платья, белые черкески.
   Выступления   на  международных  фестивалях  в   чем-то   сродни
соревнованиям.   Слушатели  невольно  сравнивают  все   коллективы,
«прошедшие  в  финал» (а таковым на Пасхальном  фестивале  является
гала-концерт),  выявляя  лучших.  Непросто  было  не  затеряться  в
программе  с  такими  участниками, где каждый –  целая  музыкальная
планета. Как, например, такие суперпрофессионалы, как камерные хоры
Московской консерватории, Эстонской филармонии, украинский «Кредо».
Или  очень техничный и музыкальный Хор Софийских мальчиков, небесно
сладкозвучный  сербский ансамбль «Мелоди», самобытный   фольклорный
ансамбль «Мдзлевари».
   В  который  раз  хор  «Арион» доказал,  что  по  праву  является
лауреатом  многих  серьезных международных  конкурсов,  что  он  не
случайно  входит  в состав двух хоровых федераций  –   Всемирной  и
Европейской. Художественный руководитель и дирижер хора, выпускница
ГМПИ  им.  Гнесиных, заслуженный деятель искусств РСО-А, победитель
Международных  дирижерских конкурсов (Чехия, 1994;  Венгрия,  2002)
Ольга   Георгиевна   Джанаева   добивается  в  хоровом   исполнении
стилистической  точности и разнообразия, завершенности  музыкально-
поэтического целого, отточенности деталей.
      Хор   обладает   основными  качествами  высокохудожественного
коллектива:    отличается   красотой   звукоизвлечения,    чистотой
интонирования,  ансамблевой слаженностью. Узнаваем и  привлекателен
необычный  хоровой  тембр, складывающийся из серебристо-кристальных
верхов,  мягкой  и  эластичной середины, сочного бархата  низов.  В
обширном  и сложном репертуаре коллектива есть сочинения акапельные
и   вокально-симфонические,  фольклорные  и   классические,   эпохи
барокко,  романтизма  и  современные. Особое внимание  руководитель
хора  О. Джанаева уделяет пропаганде осетинской музыки, фольклорной
и современной композиторской.
   Как  и  положено  хорошему камерному хору, «Арион»  техничен  во
многих  смыслах:  поет  стилистически  сложную  музыку,  включающую
полифонию, современные многотерцовые аккорды и нетерцовые созвучия,
владеет  единой голосовой позицией, устойчивыми ансамблево-хоровыми
навыками.  Исполнение на Пасхальном фестивале разностилевой  музыки
отличалось  фактурным и штриховым разнообразием. Певучая  кантилена
преобладала  в  песнопениях, подобных «Тебе поем» А.  Кастальского,
«Достойно  есть» П. Чайковского, «Херувимская песнь» А.  Львова.  В
народных песнях и обработках, подобных «Чепена» Н. Кабоева, хоровая
звучность  была  сведена  в   динамически-темброво  выстроенную   и
сбалансированную вертикаль. К достоинствам коллектива следует также
отнести дикционную четкость, активность артикуляции в non legato  и
portamento,   мобильность   динамической   палитры   в   исполнении
фольклорной и современной национальной музыки.
   Завершая  заметки-впечатления  с Седьмого  Пасхального,  хочется
сказать  о  внезапно  возникшем ощущении  полуфантастичности  всего
происходящего.  На  фестивале прозвучало много  (даже  для  Москвы)
замечательной музыки в отличном исполнении! За неделю с небольшим в
столице выступили лучшие из лучших. Первоклассные (когда за пультом
сам  В.  Гергиев)  оркестр, оперная и балетная  труппы  Мариинского
театра,  знаменитые бельгийские интерпретаторы  барочной  музыки  –
оркестр  и  хор Collegium Vokale Gent, безупречные профессионалы  и
новаторы  –  Камерный хор Московской консерватории и другие.  Среди
солистов звезды такой величины, что выступления даже одной  из  них
было  бы  достаточно для украшения фестивального небосклона:  Вадим
Репин, Ланг Ланг, Анна Нетребко, Юрий Башмет, Мари-Элизабет Хеккер,
Владимир  Галузин. Плотность и количество событий (именно  событий,
чего  стоит  один  только  концерт на  Поклонной  горе)   исключали
возможность  участия  хотя  бы  в  половине-трети  из  них.  Пресса
успевала  фиксировать происходящее на главном  весеннем  российском
фестивале лишь выборочно-фрагментарно.
   А  во  главе  этой  космической одиссеи-фантастический  дирижер-
руководитель,    официально   именуемый   Генеральным    директором
Пасхального  фестиваля. Валерий Гергиев как обычно  поражал  мощью,
скоростями,  энергетикой,  а  главное,  музыкой.  Слушая   концерт-
закрытие фестиваля, проходящего в Светлановском зале Международного
Дома  музыки,  подумалось,  что только  Валерий  Гергиев  со  своим
оркестром  смог  наполнить  этот  акустически  неблагоприятный  зал
красочным  великолепием «Испанского каприччио», оперных  фрагментов
«Три  чуда»  и  «Шествие князей» Н. Римского-Корсакова.  Во  Втором
фортепианном  концерте Ф. Шопена удивили звуковая  филигранность  и
ансамблевая чуткость солиста, китайской суперзвезды, пианиста  Ланг
Ланга,   оркестра  и  дирижера.   Оркестровый  фрагмент  из  балета
«Ярославна»  Б.  Тищенко впечатлил былинной силой,  стихийностью  и
почти  первобытной  мощью. Вспомнились слова  известного  немецкого
дирижера  Юстуса  Франца,  сказанные об оркестре  Мариинки:  «Здесь
музицируют со страстью, с кипением крови». А хрестоматийный «Вальс-
фантазия»  М.  Глинки  был  сыгран, напротив,  с  аристократической
тонкостью и  поэтичной меланхолией.
   Особый  характер  Седьмому  Пасхальному  фестивалю  придали  два
юбилея  – 55-летие Валерия Гергиева и 225-летие Мариинского театра.
В  фестивальные дни В.А. Гергиев был награжден орденом «За  заслуги
перед   Отечеством  IV  степени»  за  большой  вклад   в   развитие
музыкально–   театрального  искусства  и   многолетнюю   творческую
деятельность. Юбилейные фестивальные программы во-брали в  себя  не
только шедевры прошлого, но и произведения российских композиторов-
современников: «Озорные частушки», сюиту из балета «Конек-Горбунок»
Родиона  Щедрина,  Партиту  «Семь  слов  Христа  на  кресте»    для
виолончели,   баяна  и  струнного  оркестра  Софии   Губайдуллиной,
фрагменты   из   оперы-мистерии  «Великий  инквизитор»   Александра
Смелкова.
   В  этом году особенно заметны были не только привычные размах  и
мировой  уровень  фестиваля, но и  его отчетливо  благотворительный
характер,  доступность для широкой публики. 2 мая  в  Большом  зале
Московской  консерватории состоялся благотворительный гала-концерт,
сборы от которого поступили в поддержку школ Северной Осетии  и  на
строительство    нового   культурного   центра   во   Владикавказе.
Возможность  попасть на мероприятия фестиваля в этом году  получили
студенты,    пенсионеры,   ветераны,   школьники,    преподаватели.
Пригласительные билеты на целый ряд ярчайших концертов и спектаклей
распространялись бесплатно различными организациями. Не случайно  в
своем официальном приветствии Ю. Лужков назвал Пасхальный фестиваль
«уникальным  и  подлинно  московским  событием»,  добавив,  что  он
«воистину  не имеет ни границ, ни социальных барьеров  и  в  равной
степени принадлежит всем любителям музыки». А Патриарх Московский и
Всея  Руси  Алексий II, подчеркнув, что Московский Пасхальный  стал
«праздником,  играющим весьма важную роль в духовной  и  культурной
жизни  России»,  выразил особую благодарность  Валерию  Абисаловичу
Гергиеву   за  «подвижнические  труды  по  многолетней  организации
фестиваля».
К содержанию || На главную страницу