Ирина ХУГАЕВА

ДВЕ ДУШИ

   
                                  …время продолжает свой ход.
                                  Я шествую между двумя вечностями.
                                                         Дени Дидро

   Мир   так  прекрасен,  так  многогранен,  так  таинственен…  Что
писать,  как писать? Я долго искала тему дипломной работы,  была  в
полном  смятении.  Как-то шла, задумавшись, и  взор  мой  стремился
ввысь.  Там расстилалось голубое небо, по нему плыли необыкновенной
красоты облака, которые приобретали то форму церковных куполов,  то
очертания человеческих фигур… Что это? – подумалось мне.  –  Может,
это  и  есть  души  покинувших  землю?  С  кем  они  делятся,  кому
исповедуются? Это та тайна, которую не суждено постигнуть человеку,
это то вечное, недосягаемое, таинственное... Эти мысли и навеяли на
меня сюжет картины.
   Два  образа  по  двум  сторонам Древа Познания  ведут  диалог  о
бренности  земного бытия, о вечности. Два существа, занятых  своими
мыслями, рождают в картине атмосферу покоя, тишины и в то же  время
необъяснимой тревоги.
   Ощущения,    настроения,   улавливаемые    здесь,    принадлежат
исключительно  сфере  эстетического  переживания,  которому  трудно
найти словесное определение. Невольно начинаешь с отрицания обычных
ассоциаций:  это не игра с религиозными мотивами, не  театрализация
действия  и  так  далее.  Это перенесенные  в  иную,  сотканную  из
ассоциаций эстетическую сферу, впечатления чистого взгляда на мир.
   Атмосферу     картины    я    хотела    передать    минимальными
художественными  средствами. Вспомним, как у Б. Окуджавы:  «Красный
камзол, башмаки золотые, белый парик, рукава в кружевах», – и образ
Моцарта,  и  образ времени в том измерении, в котором нужно  поэту,
завершен. Поэтому композиция данного полотна проста и прозрачна, но
при  этом  метафорична.  Фигуры двух  ангелов  объединены  деревом,
которое  является  одним из самых универсальных  символов  духовной
культуры  человечества.  Оно символизирует  центральную  ось  мира,
соединяющую  Небо и Землю, человека и его путь к духовным  высотам,
циклы  жизни, смерти и возрождения, Вселенную и ее процессы вечного
обновления, сокровенную мудрость и таинственные законы бытия.
   Мой  замысел не противоречит духовной традиции, в моем понимании
Древо   Познания  –  центр  Вселенной,  стержень,  вокруг  которого
происходит видимая и невидимая жизнь Космоса.
   Образы  человеческих душ, воплощенные в ликах ангелов, задумчивы
и  устремлены  к яблоку. Яблоко – противоречивый символ  в  истории
культуры.  В  русской  традиции – это символ плодородия,  здоровья,
любви, в христианстве – грехопадения, раздора, а, например, в Китае
– символ мира.
   Настроение  картины  передает немой вопрос, застывший  на  устах
ангелов:  чем  станет это яблоко для людей – символом  раздора  или
мира?
   Цветовая  гамма  картины – сине-голубая, с  акцентами  белого  и
вкраплениями  розового – выбрана не случайно. Синий цвет  –  символ
мечты  и  чаяний,  добра  и  творчества.  Это  цвет  неба,  которое
связывают   с   духовным   возвышением  человека,   его   чистотой.
Кандинскому  принадлежат  слова:  «Синий  цвет…  зовет  человека  в
бесконечность,  будит  в нем стремление к  чистому  и,  наконец,  к
сверхъестественному.  Синий – это типично  небесный  цвет…  Он  как
бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца».
Синий   цвет   является  предпосылкой  способности   проникновения,
эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.
   Голубой  цвет  –  цвет  мудрости, великодушия,  щедрости,  веры,
славы  и  истины.  У разных народов голубой цвет отождествляется  с
бесконечностью и Богом.
   Картина  полна  загадок,  в  ней  есть  элементы  игры,  которые
выражены  в  представлении о вечности с одной стороны и  постоянном
движении и обновлении жизни с другой.
   Заканчивая работу над картиной, я осознала, что ответ  на  немой
вопрос  ангелов находится в душе каждого человека, а на  ум  пришли
слова Булата Окуджавы: «Все, что было моим – стало вашим».
   Июнь 2007 г.
К содержанию || На главную страницу