Сергей ПЛАХТИЙ

       К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.С. КУЧИЕВА

ПОКОРИТЕЛЬ АРКТИКИ

   
   
   Первый Президент нашей республики А.Х. Галазов был внимателен  к
тем  нашим землякам, которые прославили свой народ, но жили  далеко
за   пределами   Осетии.  Я  в  то  время  работал  государственным
советником  президента. Однажды он пригласил  меня  к  себе  и  дал
поручение: «Сергей Яковлевич! У вас легкая рука. Вы готовили  текст
письма  на  имя Б.Н. Ельцина по поводу президентской пенсии  Ирбека
Кантемирова,  и Президент России удовлетворил нашу просьбу.  Теперь
даю  Вам  особое  задание: написать Б.Н. Ельцину о Юрии  Сергеевиче
Кучиеве. Он обделен нашим вниманием».
   Я  внимательно  ознакомился с материалами,  которые  вручил  мне
А.Х. Галазов, затем позвонил Ю.С. Кучиеву (он находился в это время
во  Владикавказе) и встретился с ним – и состоялся очень интересный
и  познавательный  для  меня разговор. Я был очарован  его  умением
вести  беседу, держать собеседника в напряжении и посвящать его  во
все  новые и новые, дотоле мне неизвестные факты и события. На этой
встрече   Ю.С.  Кучиев  передал  мне  документы  и  письма   своего
жизненного  пути. Часть из них публикуется в приложении  к  статье.
Жизненный  и  боевой  путь  Ю.С.  Кучиева  был  очень  сложным,  но
счастливым.  Родился Ю.С. Кучиев в ауле Тиб 26 августа  1919  года.
Отец  его,  Сергей  Тимофеевич,  1892  года  рождения  был  красным
партизаном,  участником гражданской войны, убежденным  большевиком.
Достиг  в  жизни  немалого, но исключительно своим трудом,  учебой,
природной  сметкой  – стал народным комиссаром земледелия  Северной
Осетии. Но страна шла к своему 1937 году. Как и многие в то  время,
Кучиев Сергей Тимофеевич в феврале 1938 года был арестован и в июле
того  же  года  расстрелян. Судьба горца… Мать  Юрия  Сергеевича  –
Хетагурова Любовь Васильевна, из аула Нар, как вспоминает сын, была
из  «племени  немногословно-мудрых и врожденно-скромных  осетинских
горянок». Воспитывая детей, она молчаливо несла свой крест.  В  тот
страшный 1938 год Юрий, сын врага народа, заканчивает с отличием 27-
ю  школу  города  Владикавказа.  В  аттестате  было  записано:  «На
основании   постановления  Совета  Народных   Комиссаров   СССР   и
Центрального  Комитета ВКП(б) от 3.9.1935 г. Кучиев Юрий  Сергеевич
пользуется  правом  поступления в высшую  школу  без  вступительных
экзаменов»,  но  все  двери  учебных  заведений  страны  перед  ним
захлопнулись. Однако мир не без добрых людей. Шевелев Марк Иванович
–  Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР от  нашей
республики  решил  хоть  как-то помочь  молодому  человеку.  С  его
помощью   Юрий   Кучиев  за  несколько  дней  до   начала   Великой
Отечественной  войны,  в июне 1941 года, был зачислен  матросом  на
буксир  «Василий Молоков» порта Диксон. С этого года Юрий Кучиев  и
связал  свою  жизнь с морем. Прошел путь от матроса до  капитана  в
составе  экипажей  полярных  ледоколов «Таймыр»,  «Малыгин»,  «Илья
Муромец»,  «Сибиряков», «Красин», «Ермак»... Я  пишу,  а  у  самого
мурашки  по  спине только от названий ледоколов. Было время,  когда
вся  страна жила судьбами ледоколов «Красин», «Сибиряков», «Ермак».
И никто в то время не знал, что молодой человек из горного аула Тиб
находится  в  составе их экипажей. Но все мы ахнули, когда  узнали,
что наш земляк Юрий Кучиев стал капитаном первого атомного ледокола
«Ленин» – первенца в ряду ядерных морских судов. Мы, конечно,  были
горды. Стали живо интересоваться, кто он, откуда, кто родители, кто
его родственники, есть ли дети у него и кто его жена? Сколько сразу
возникло  вопросов!  В июне 1971 года мы узнали,  что  Ю.С.  Кучиев
утвержден  капитаном  строящегося ледокола  «Арктика».  Вскоре  мир
облетела   ошеломляющая  новость:  впервые  в  истории   надводного
мореплавания  атомный ледокол «Арктика» совершил  экспериментальный
прорыв в район Северного полюса. Но самое главное – ледокол уверено
вел  не  кто-нибудь,  а  наш  земляк – Юрий  Кучиев.  Все  мы,  что
называется,  затаив  дыхание,  каждый  день  слушали  сообщения   о
продвижении  ледокола. Все – от мала до велика – желали  экспедиции
успеха.  Были  многочисленные  заторы,  ледокол  попадал  в   тиски
гигантских   льдин,   погода   не  благоприятствовала   экспедиции.
Обстановка  была  настолько  сложная, что  руководитель  экспедиции
министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко сказал, обращаясь  к  Юрию
Кучиеву:  «В  твои  действия вмешиваться не  намерен,  ибо  верю  в
высокий  профессионализм экипажа. Работай уверенно, а если случится
беда – будем отвечать оба».
   Весь  мир  следил за героическим походом атомохода  «Арктика»  к
Северному  полюсу.  Мы  верили,  что  задуманное  свершится,   ведь
командовал  атомоходом  Юрий Сергеевич  Кучиев  –  опытный  ледовый
капитан.  Так  и  получилось:  экипаж  «Арктики»  достиг  Северного
полюса.  Это была победа разума, науки, воли и характера советского
человека.  Родина  высоко  оценила подвиг полярников,  наградив  их
орденами  и  медалями. Юрий Сергеевич Кучиев  был  удостоен  звания
Герой Социалистического труда.
   Слов  нет,  трудовой и жизненный путь Ю.С. Кучиева  должен  быть
запечатлен  и  в книгах, и в песнях, и в фильмах, но вот  парадокс:
после  развала  СССР  он  становится обычным  пенсионером.  Никаких
привилегий. Общий трудовой стаж 66 лет.
   Когда  А.Х.  Галазов  узнал  о  том,  что  Ю.С.  Кучиева  лишили
персональной  пенсии,  и он стал обычным пенсионером  по  старости,
последовало обращение к Президенту России:
   
   Уважаемый Борис Николаевич!
   С  именем Кучиева Юрия Сергеевича непосредственно связана  эпоха
освоения  Северного полюса атомными ледоколами «Ленин» и «Арктика».
Миллионы  людей не только нашей страны, но и всего мира следили  за
тем,  как впервые в истории надводного мореплавания атомный ледокол
«Арктика» в августе 1977 года совершил экспериментальный  прорыв  в
район  Северного  полюса. Капитаном ледокола был  Ю.С.  Кучиев.  За
выдающиеся  заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального
рейса  атомного  ледокола  «Арктика» в  район  Северного  полюса  и
проявленные при этом мужество и героизм Кучиеву Ю.С. было присвоено
звание Героя Социалистического Труда. Следует подчеркнуть, что Ю.С.
Кучиев  был  утвержден капитаном еще строящегося атомного  ледокола
«Арктика»  в  1971  году и командовал им в  течение  10  лет.  Юрий
Сергеевич  прошел  путь от матроса до капитана в  составе  экипажей
полярных    ледоколов   «Таймыр»,   «Малыгин»,   «Илья    Муромец»,
«Сибиряков», «Красин», «Ермак» и на атомном ледоколе  «Ленин»  –  с
начала  освоения  ядерной энергии на морском  транспорте.  Активный
участник  Великой  Отечественной войны,  Юрий  Сергеевич  служил  в
составе конвоев Северного флота. Стаж его работы на флоте 52  года.
Родина  высоко  оценила трудовой и ратный подвиг Ю.С.  Кучиева.  Он
награжден    орденами   Ленина,   Трудового    Красного    Знамени,
Отечественной  войны  II степени, медалями «За  оборону  советского
Заполярья»,  «За  победу  над  Германией».  Он  является   почетным
гражданином  города  Владикавказа,  почетным  полярником,  почетным
работником   морского   флота,  почетным   членом   Географического
общества,  почетным капитаном атомного ледокола  «Арктика».  Сейчас
Ю.С.  Кучиев  находится  на  пенсии и ведет  большую  работу  среди
молодежи по патриотическому и интернациональному воспитанию.
   Уважаемый  Борис  Николаевич!  Прошу  Вас,  учитывая  выдающиеся
заслуги  Юрия  Сергеевича Кучиева, чья жизнь связана с  арктическим
флотом   России,  поддержать  нашу  просьбу  об  установлении   ему
президентской пенсии.
   Президент Республики Северная Осетия-Алания    А. Галазов
   
   Надо  отдать  должное Борису Николаевичу Ельцину. Он внимательно
отнесся   к  просьбе  и  поручил  своей  администрации  подготовить
соответствующий  указ по Ю.С. Кучиеву. Когда  он  стал  читать  его
проект и увидел, что денежное ежемесячное вознаграждение такое  же,
как  у  всех  других,  которым он ранее устанавливал  президентскую
пенсию,  Б.Н. Ельцин тут же сделал правку: «Установить  пожизненную
пенсию  в  размере 20 минимальных зарплат». В то время, а  это  был
февраль  1977  года,  никто в  России не  получал  пенсию  в  таком
размере.  Но и на этом А.Х. Галазов не остановился. Он  узнал,  что
Ю.С. Кучиев и его супруга Нинель Константиновна Кучиева (Алексеева)
нуждаются   в  обстоятельном  медицинском  обслуживании.  Президент
республики обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.А. Яковлеву с
просьбой о постановке на специальное медицинское обслуживание  Ю.С.
Кучиева и его супруги. Это письмо было послано 3 ноября 1997 года и
уже 25 ноября первый вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Н. Щербаков
сообщил  Кучиеву  Ю.С.  и А.Х. Галазову, что вопрос  о  медицинском
обслуживании  не только Кучиева Ю.С. и его жены, но  и  всей  семьи
решен  положительно.  Они  будут  обслуживаться  в  поликлиническом
отделе Клинического Центра передовых медицинских технологий.
   Сегодня среди нас, к сожалению, нет Юрия Сергеевича Кучиева.  Он
скончался в Санкт-Петербурге на 86 году жизни 15 декабря 2005 года.
Но память о нем останется навсегда.
   
   
   ДОКУМНТЫ. ПИСЬМА. ИНТЕРЬВЮ

   
   *  *  *
   Свидетельство о рождении
   Гражданин  Кучиев  Юрий Сергеевич родился  26  августа  1919  г.
(тысяча девятьсот девятнадцатого года)
   Место рождения: селение Тиб
   Район Алагирский
   Республика Северо-Осет. АССР
   О чем в книге регистрации актов о рождении
   1987 года августа месяца 28 числа
   произведена запись за № 9-в
   Родители:
   отец – Кучиев Сергей Тимофеевич
   национальность – осетин
   мать – Кучиева Любовь Васильевна
   национальность – осетинка
   место регистрации
   Алагирский райотдел ЗАГС, Северо-Осет. АССР
   
   Дата выдачи 28 августа 1987 г.
   Печать
   Заведующий отделом (бюро)
   записи актов гражданского состояния      Подпись
   II-ИО № 269054
   Копия верна
   Инспектор  Т.И. Новикова
   
   *  *  *
   РСФСР
   Народный Комиссариат Просвещения
   Аттестат
   Настоящий аттестат выдан Кучиеву Юрию Сергеевичу, родившемуся  в
1919  году,  в  том,  что  он  обучался  в  27  средней  школе   г.
Орджоникидзе,  Северо-Осетинской АССР,  окончил  полный  курс  этой
школы и обнаружил при отличном поведении следующие знания:
   
   По русскому языку   отлично
   По литературе              отлично
   По арифметике              отлично
   По алгебре     отлично
   По геометрии        отлично
   По тригонометрии    отлично
   По естествознанию   отлично
   По истории     отлично
   По географии        отлично
   По физике      отлично
   По химии       отлично
   По геологии и минералогии   отлично
   По обществоведению отлично
   По иностранному языку (нем) отлично
   По рисованию   отлично
   По черчению         отлично
   По военным занятиям отлично
   
   На  основании  постановления Совета Народных комиссаров  СССР  и
Центрального Комитета ВКП(б) от 3.09.1935 г. Кучиев Юрий  Сергеевич
пользуется  правом  поступления в высшую  школу  без  вступительных
экзаменов.
   21 июня 1938 года
   № 6
   Директор школы (подпись)        Учителя   (пять подписей)
   Гербовая печать
   выдавшего документ
   
   *  *  *
   Министерство безопасности Северо-Осетинской ССР
   
   20 апреля 1994 г.
   №
   г. Владикавказ
   
   СПРАВКА
   Дана  Кучиеву  Юрию  Сергеевичу, что его отец  –  Кучиев  Сергей
Тимофеевич,  1892  года рождения, уроженец с. Тиб Горно-Алагирского
района  СОАССР, 13 июля 1938 года был приговорен Военной  Коллегией
Верховного суда СССР по ст. ст. 58-2, 58-7, 58-11 УК РСФСР к ВМН  –
расстрелу с конфискацией имущества.
   Приговор  приведен  в  исполнение  13  июля  1938  года   в   г.
Орджоникидзе.
   Кучиев  Сергей  Тимофеевич реабилитирован посмертно  20  октября
1956 года определением Военной Коллегии Верховного суда СССР.
   Справка дана для предъявления по месту требования.
   
   Начальник подразделения
   Управления ФСК РФ по
   Республике Северная Осетия        Ф.Г. Цагараев
   
   
   *  *  *
   АВТОБИОГРАФИЯ
   
   Родился  в  Северной Осетии, в ауле Тиб 26 августа 1919  года  в
семье потомственных горцев:
   
   Отец  –  Кучиев Сергей Тимофеевич, из аула Тиб. Красный партизан
Гражданской войны, коммунист-сталинец, член ВКП(б) с 1919 г.
   17.02.38  г.  репрессирован на посту Наркома земледелия  СОАССР,
13.07.38 г. расстрелян, 20.10.56 г. реабилитирован посмертно.
   
   Мать – Хетагурова Любовь Васильевна из аула Нар. Домохозяйка  из
великого    племени   немногословно-мудрых   и   врожденно-скромных
осетинских   горянок.  Семейную  трагедию  перенесла   стойко,   до
последних   дней  сохранив  глубокую  веру  в  идеалы   Октябрьской
Революции. Скончалась во Владикавказе 14.03.77 года.
   
   Духовный    потенциал    активного   Пионера    и    Комсомольца
сформировался под преимущественным влиянием Героики Красной Армии и
особенно ее воздушных сил.
   
   В  1938 году с отличием окончил 27 среднюю школу во Владикавказе
с  единственной  целью  –  стать летчиком-истребителем  РККА  через
фундаментальное авиационно-техническое образование.
   
   По   причине   ареста   отца   лишился  политического   доверия.
Последовательно отказано в приеме: в Военно-воздушную Академию  им.
Жуковского  (в  ту пору отличники ср. школ имели  такое  право),  в
школу  военных  летчиков, в МВТУ им. Баумана  и  в  полковую  школу
конной артиллерии.
   
   В  марте 1941 года в ответ на запрос депутата Верховного  Совета
СССР  от  Северной Осетии, Героя Советского Союза  Марка  Ивановича
Щевелева последовал окончательный отказ в моем призыве в ряды РККА.
   По  предложению  М.И. Щевелева (зам. начальника  Главсевморпути)
направлен  на Север и 5 июня 1941 года зачислен матросом на  буксир
«Василий Молоков» порта Диксон. С тех пор вся последующая жизнь,  в
том числе и годы Великой Отечественной войны, связана с Арктическим
флотом России.
   Пройдена   основательная  практическая  и  теоретическая   школа
профессионального ледокольщика:
   –  от  матроса до капитана в составе экипажей полярных ледоколов
«Таймыр», «Малыгин», «Илья Муромец», «Сибиряков», «Красин», «Ермак»
и  на  атомном ледоколе «Ленин» – с начала освоения ядерной энергии
на  морском транспорте, внедрению которой предстояло еще преодолеть
упорное сопротивление рутинного невежества;
   – курсы штурманов малого и дальнего плавания;
   –   Государственная   Морская  Академия  имени   адмирала   С.О.
Макарова;
   –  политическое доверие. В марте 1948 года принят в ряды  членов
ВКП(б);
   –  5  июня  1971  года утвержден капитаном строящегося  атомного
ледокола «Арктика» которым командовал 10 лет.
   
   17  августа 1977 года впервые в истории надводного мореплавания,
атомный ледокол «Арктика» совершил экспериментальный прорыв в район
Северного полюса. Руководитель экспедиции министр Гуженко Т.Б.
   
   14  сентября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета  СССР
«За    выдающиеся    заслуги   в   подготовке    и    осуществлении
экспериментального  рейса  атомного  ледокола  «Арктика»  в   район
Северного  полюса  и  проявленные  при  этом  мужество  и  героизм»
присвоено звание Героя Социалистического Труда.
   
   В  марте  1981  года решением медицинской комиссии рекомендована
только   береговая  работа  и  с  1  апреля  1981  года   оформлена
Персональная пенсия Союзного значения (пересмотрена с 01.10.83 г.):
   – календарный трудовой стаж на флоте – 40 лет;
   – трудовой стаж с полярным коэффициентом – 52 года;
   – средняя зарплата – 924 рубля.
   
   С  18  марта  1981 года по настоящее время в составе Мурманского
Морского  Пароходства, Спецгруппа Технадзора за  проектированием  и
строительством  атомных  ледоколов на  Балтийском  судостроительном
заводе в Санкт Петербурге.
   С отменой персональных пенсий – пенсионер по старости.
   На 5 июня 1995 года: календарный трудовой стаж – 54 года
                                     общий трудовой стаж – 66 лет.
   
   Ветеран-участник Великой Отечественной войны в  составе  конвоев
Северного Флота.
   Награжден:   Орденами   Ленина,  Трудового   Красного   Знамени,
Отечественной  войны  2 степени, медалями за Трудовое  отличие,  За
Оборону Советского Заполярья, За Победу над Германией, За 20, 30  и
50 лет Победы в Великой Отечественной войне.
   Почетные   звания:   Почетный  Гражданин  города   Владикавказа,
Почетный Полярник, Почетный работник Морского Флота, Почетный  член
Географического  Общества СССР, Почетный капитан атомного  ледокола
«Арктика».
   –  Жена  –  Кучиева (Алексеева) Нинель Константиновна,  70  лет,
ветеран   Великой  Отечественной  войны,  домохозяйка,  практически
самостоятельно вырастила троих детей. На социальной пенсии.
   Сын – Михаил, 46 лет, ученый, физик-теоретик.
   Дочь – Татьяна, 40 лет, швея-модельер.
   Сын  – Сергей, 40 лет, пилот Гражданской Авиации, командир  «ТУ-
154».
   – Трое внуков, один правнук.
   
   Первый   капитан  атомного  ледокола  «Арктика»    Кучиев   Юрий
Сергеевич
   15 сентября 1995 года
   
   *  *  *
   Дорогой Ахсарбек Хаджимурзаевич!
   Совершенно  неожиданно, когда, казалось, все уже  забыто,  20-ти
летний юбилей похода атомного ледокола «Арктика» на Северный  полюс
вылился   в   торжественное  чествование  ветеранов   исторического
события, устроенное руководством Администрации Мурманской области и
Мурманского  Морского  Пароходства. Но всему  этому  предшествовало
Ваше  поздравление, искренний и сердечный пафос которого до глубины
души   потряс   всю   нашу  семью.  Немедленно  же   созвонился   с
Владикавказом, но Вы оказались в Кировском районе, а вечером я  был
уже в Мурманске на родном ледоколе. Возвратившись домой уже в новом
качестве  и  осмыслив происшедшие события, прежде всего,  благодарю
Вас  за  извечное братское внимание и действенную заботу, за щедрую
оценку моей деятельности, к которой отношусь особенно внимательно и
объективно.  На самом деле, вместе с моими соратниками –  полярными
мореплавателями  всю  свою сознательную  жизнь  служу  людям  через
Арктику,    главнейший   запасник   народных    богатств    России.
Подтверждение тому и приветственные адреса мурманчан, составленные,
разумеется в гиперболических тонах, но по сути своей подтверждающих
жизненное     кредо     человека,    добросовестно     выполнившего
интернациональную миссию Осетии и в Арктике! И это вовсе не всплеск
дешевого  тщеславия, а закономерное следствие глубокой убежденности
людей моего поколения. И это здорово, значит жизнь прожита  не зря!
Спасибо!  К  юбилею  похода на полюс, вопреки  мнению  руководства,
подал  рапорт  об  отставке, хотя сил и энергии еще  предостаточно:
стало  невыносимо  стыдно  участвовать в  позорном  долгострое,  на
который правительственные чиновники обрекли последний атомоход типа
«Арктик» – а/л «Урал».
   К  тому  же  моряки давно уже настойчиво требуют воспоминаний  и
систематизации  новых решений в тактике ледового плавания,  подарив
для этого и компьютер. Так что отступать уже некуда!..
   Это  не  значит, однако, что предаю дело, которому служил  более
56-ти  календарных лет. Наоборот, освободившись от пут протокольных
и  субординационных ограничений, получу значительно большую свободу
действий.  Одним  словом,  оказался  в  новой  ситуации,   возникли
некоторые  мысли  и  планы, о которых необходимо  посоветоваться  с
Человеком,  Президентом и Сенатором, дабы выбрать оптимальный  курс
полезного действия на всю оставшуюся жизнь.
   Готов  к традиционному броску в родной край, и в зависимости  от
Вашей  занятости могли бы встретиться на Родине или же  проездом  в
Москве.
   Жду Вашего решения через Казбека Дулаева.
   Крепко жму руку и обнимаю.
   С глубоким уважением Ю. Кучиев
   Ленинград, 26 августа 1997 года
   
   *  *  *
   ДОРОГОЙ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ!
   Совет,  партийный  комитет,  комитет  профсоюза  плавсостава   и
комитет   ВЛКСМ  Мурманского  ордена  Трудового  Красного   Знамени
морского  пароходства  сердечно поздравляют Вас  со  знаменательной
датой – 60-летием со дня рождения.
   Мысленно  вглядываясь в пройденный Вами путь, можно видеть,  что
Вы  жили  и  живете делами и заботами нашей Родины. Едва вступив  в
пору  молодости, Вы матросом в составе экипажа буксирного  парохода
«Василий  Молоков» познали тяжесть труда и, не жалея сил,  работали
для победы советского народа над немецко-фашист-скими захватчиками.
   Около  40  лет  с любовью и преданностью к морю, с  неиссякаемой
энергией  несете  Вы трудную, но почетную вахту в северных  широтах
нашей страны.
   Более  20  лет  прошло с тех пор, как Вы связали  свою  жизнь  с
Мурманским морским пароходством. Здесь прошли славный трудовой путь
до  капитана современного атомного ледокола, накопили богатый  опыт
работы по ледовой проводке транспортных судов.
   В  эти  годы наш коллектив вписал немало ярких страниц в историю
освоения   Северного   морского  пути  –   продленная   арктическая
навигация, сверхранние рейсы к полуострову Ямал, проводка  судов  в
высоких  широтах. В решении этих задач большая заслуга  принадлежит
Вам.
   Весь  мир  следил за героическим походом атомохода  «Арктика»  к
Северному  полюсу.  Мы  верили,  что  задуманное  свершится,   ведь
командовали   ледовым  богатырем  Вы  –  человек  высокого   долга,
гражданин великой страны, опытный ледовый капитан.
   Вашему   характеру  свойственны  необычная  разносторонность   и
широта  интересов,  неутомимая  жажда  знаний,  требовательность  и
чуткость  к  людям.  Ваша трудовая деятельность  –  пример  высокой
гражданственности,  глубокой идейной убежденности.   Всем  этим  Вы
снискали уважение коллектива пароходства.
   Советское  правительство  высокого  оценило  Ваши  заслуги.   Вы
удостоены звания Героя Социалистического Труда, награждены орденами
и медалями СССР.
   60  лет  –  это годы человеческой мудрости. В этот славный  день
выражаем    Вам    искреннюю   признательность   за    плодотворный
самоотверженный труд на благо нашей Социалистической Родины.
   Желаем  Вам, дорогой Юрий Сергеевич, доброго здоровья, огромного
личного счастья, неиссякаемой энергии для новых трудовых свершений.
   Начальник   Ордена   Трудового  Красного   знамени   Мурманского
морского пароходства В.А. Игнатюк
   Секретарь партийного комитета В.А. Гудков
   Председатель комитета плавсостава Б.Ф. Анисько
   Секретарь комитета ВЛКСМ Ю.В. Суржа
   
   *  *  *
   Дорогой Юрий Сергеевич!
   Комсомольско-молодежный  экипаж коммунистического  труда  ордена
Октябрьской   Революции   атомного  ледокола   «Арктика»   сердечно
поздравляет Вас с 60-летием со дня рождения.
   Всю  свою  жизнь  Юрий Сергеевич, Вы посвятили  морскому  флоту,
работе  в Арктике. Командуя экипажами таких ледоколов как «Красин»,
«Киев»,  «Мурманск», атомными богатырями «Ленин»  и  «Арктика»,  Вы
внесли  большой  личный вклад в освоение национальной  транспортной
магистрали  нашей Родины – Северного морского пути. Вся Ваша  жизнь
является ярким примером служения морскому флоту нашей страны.
   Партия  и  правительство высоко и достойно оценили Ваши трудовые
заслуги, присвоив Вам высокое звание Героя Социалистического Труда.
   В  день  Вашего  юбилея экипаж ледокола желает Вам  богатырского
здоровья,   кавказского  долголетия,  счастья   в   личной   жизни,
дальнейших  успехов  на  благо нашей социалистической  Родины.  Так
держать, Юрий Сергеевич!
   Экипаж атомного ледокола «Арктика».
   
   *  *  *
   Дорогой Юрий Сергеевич!
   Коллегия Министерства морского флота сердечно поздравляет Вас  с
60-летием со дня рождения.
   Более  38 лет Ваша жизнь тесно связана с морским флотом.  Пройдя
путь  от  рядового  матроса  до  капитана  первых  в  мире  атомных
ледоколов  «Ленин» и «Арктика», Вы внесли большой вклад в  развитие
мореплавания  по  Северному морскому пути. Под Вашим  командованием
впервые  в истории в августе 1977 года совершен научно-практический
рейс  атомохода  «Арктика» к Северному полюсу, который  был  высоко
оценен  Генеральным  секретарем ЦК КПСС,  Председателем  Президиума
Верховного Совета СССР товарищем Л.И. Брежневым.
   Вас,  прославленного  капитана,  Героя  Социалистического  Труда
Советского  Союза, кавалера многих орденов хорошо знают  и  уважают
моряки и полярники.
   Поздравляя   Вас  с  юбилеем,  мы  желаем  Вам,   дорогой   Юрий
Сергеевич,  крепкого  здоровья,  дальнейших  успехов  в  работе   и
благополучия в жизни.
   Министр морского флота   Т.Б. Гуженко
   26 августа 1979 г.
   
   
   ИЗ ИНТЕРВЬЮ Ю.С. КУЧИЕВА

   На  многочисленных встречах с различными аудиториями, при  общем
одобрительно-восторженном  восприятии  итогов  рейса  «Арктики»   в
районе  Северного полюса, неоднократно проявлялись элементы,  будем
полагать, здорового национализма, а порою и возмущения.
   Вот примеры:
   Вопрос: Разве не стало русских мореходов, если послали осетина?
   Ответ:  Сам  факт  назначения капитаном «Арктики»  представителя
малочисленного  осетинского  народа говорит  о  полном  равноправии
Граждан  Союза  и  является  убедительным подтверждением  Ленинской
национальной политики. Чаще этот ответ удовлетворял любопытство, но
не всегда.
   Кстати,   аналогичный   вопрос  прозвучал   и   на   встрече   с
представителями делового мира Парижа в посольстве СССР в 1978 году.
Когда  же выяснилось, что осетины – потомки алан, реакция оказалась
оживленно-доброжелательной.
   Вопрос, особенно волновавший моих дорогих земляков:
   По  формулировке Указа и по значимости совершенного  Вам  должны
были  присвоить звание Героя Советского Союза, а почему дали звание
Героя Социалистического Труда?
   Откровенно   говоря,  в  ту  пору  мне  было  не   до   подобных
разбирательств и аналогий, ибо высокая и неожиданная  награда  меня
сильно  потрясла, принеся огромное душевное удовлетворение.  И  вот
почему:  ведь даже после достижения Полюса и получения  шифрограммы
А.П.   Кириленко   –   куратора  Морского  флота,   когда   Министр
распорядился готовить списки особо отличившихся, в том  числе  и  к
представлению к званию Героя, все еще не верил в подобный исход.
   Но  вот  26 августа 1977 года. После встречи с корреспондентским
корпусом  Министр пригласил в салон кабинета и, произнеся  тост  по
случаю моего дня рождения, душевно произнес:
   – Решением ЦК тебе Звезда!
   Тем не менее, до публикации Указа не было полной уверенности.  А
все дело в том, что процесс полной политической реабилитации спущен
на  тормозах.  За  многие годы работы на флоте уже адаптировался  к
тому,  что  государственные награды систематически «обходили»  меня
стороной.
   И  эта  ненормальная  ситуация резко  изменилась  с  назначением
Министра Морского флота Тимофея Борисовича Гуженко.
   Именно   он   решительно  подписал  приказ  о  моем   назначении
капитаном  самого совершенного атомного ледокола «Арктика»  в  1971
году. Затем первый орден за строительство «Арктики».
   Т.Б.    Гуженко   с   глубоким   пониманием   отреагировал    на
представление экипажа о готовности прорваться к Полюсу уже  в  1976
году  и  немедленно же отреагировал ответом: «Вернемся к вопросу  в
1977  году!»  Благодаря принципиальной позиции  Т.Б.  Гуженко  была
преодолена  весьма  сильная  оппозиция  в  Правительстве,  и  после
одобрения  его докладной записки членами Политбюро А.Н.  Косыгиным,
А.П.   Кириленко  и  Генсеком  Л.И.  Брежневым  состоялось  Решение
Правительства   о  походе  атомохода  к  Полюсу.  Финал   известен:
Виктория, Победа!
   Министр пошел в рейс по личному распоряжению дальновидного  А.Н.
Косыгина   с   тем,  чтобы  лично  определить  стратегию   развития
высокоширотного    арктического   судоходства    и    строительства
соответствующего  флота. Когда же после выхода в открытое  море  мы
оказались  в  моей  каюте  одни,  он  сделал  следующее  заявление,
характеризующего его как человека большого гражданского мужества:
   –  В  твои  действия вмешиваться не намерен, ибо верю в  высокий
профессионализм экипажа. Работай уверенно, а если случится  беда  –
будем отвечать оба!
   Мужской   разговор.  Некоторые  «доброжелатели»  полагали,   что
Министр  пошел  в  рейс  за  Звездой.  Но  это  не  так,   ибо   по
установившейся  тогда традиции такую же награду  он  бы  получил  в
следующем  году по случаю 60-летия со дня рождения. По моим  многим
наблюдениям  – это прежде всего человек Большого патриотического  и
государственного долга, теперь уже бывший Министр  и  пенсионер  по
старости.  И он тоже, оказавшись под общую гребенку вне  достойного
внимания, нуждается в защите восстановлением справедливости.
   Но  вернемся к вопросу, до сих пор, уверен, волнующему земляков.
Убежден, что в нашем случае восторжествовало благоразумие, и звание
Героя  Советского Союза не было бездумно девальвировано в очередной
раз.  Звание  же  Героя Социалистического Труда,  аргументированное
новой  для  подобной ситуации формулировкой, поднято  на  достойный
уровень государственного и народного признания!
   И  это  отнюдь  не дискриминация участников покорения  Северного
полюса на атомном ледоколе «Арктика», а совсем наоборот!
К содержанию || На главную страницу