Ахсарбек ГАЛАЗОВ. Гражданское общество – категория культуры

«Революция сверху» конца 80-ых годов прошлого столетия была пронизана пафосом разоблачения и разрушения коммунистического строя, была полна ожидания, во многом наивного, лучшей жизни. Но энтузиазм масс зашел так далеко, что с «водой выплеснули и ребенка». Вместе с разрушением тоталитаризма разрушили все: историю, культуру, нравственность, идеалы гуманизма, дружбы народов – все «до основания». В 90-е годы романтический антисоветский пафос постепенно сменился духом невероятного цинизма и духовной апатии, всеобщей коммерциализацией культуры и утверждением потребительской идеологии нового буржуазно-чиновничьего мира.

О нравственной деградации людей, о разрушении великой многокрасочной культуры народов России, о пагубном влиянии телевидения на духовное развитие россиян говорят во весь голос известные ученые, деятели искусства, политологи.

В чем же дело? Ответ очевиден. В нашей стране, как и во всем мире, на фоне феноменального роста научно-технического прогресса протекает бурный процесс коммерциализации всей жизни человека. Мы наблюдаем поглощение человека им же созданной машиной, его духовного перехода из реального мира природы, труда, творческого поиска в виртуальный мир интернета, телевидения с агрессивной пропагандой насилия, секса, легкой наживы. На фоне бурного технического прогресса мы наблюдаем столь же активный процесс духовного и интеллектуального регресса человека, массовую варваризацию, отупление, деградацию населения, невиданное падение уровня образования, подготовки профессиональных кадров, небывало высокий, зашкаливающий уровень преступности, коррупции, общественного цинизма. Ценности культуры, идеалы гуманизма высмеяны и затоптаны. Такие понятия, как справедливость, истина, дружба, любовь, труд, творчество, подлинное искусство фактически сброшены с корабля современной истории. Им на смену пришли нескончаемые киносериалы, шоу-бизнес, безголосые и безвкусные «фабрики звезд», бесчисленные «певцы и юмористы» с плоскими анекдотами из разряда «ниже пояса».

Именно тотальная коммерциализация жизни, в которой людей лишили подлинной культуры, привела нашу страну к широкомасштабной коррупции. Эта извечная болезнь России, которая, по свидетельству Некрасова, Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина и других великих русских писателей, была свойственна в основном государственным чиновникам, в наше время поразила все государственные и общественные структуры России. Этой разъедающей нравственные устои общества болезнью заражены и детские сады, и общеобразовательная школа, и среднее специальное и высшее образование, и здравоохранение, и правоохранительные и фискальные органы, и государственный аппарат на всех уровнях, и общественные организации, и учреждения искусства… Трудно сегодня назвать государственную или общественную отрасль, которая бы не была поражена этой чумой. Болезнь зашла слишком глубоко, ее «метастазы» распространились по всей огромной стране, поразили все органы, обеспечивающие жизнедеятельность государства. Коррупция поразила сам человеческий материал, даже на уровне семьи, и без полноценного подключения культуры, ее способности пробуждать в человеке совесть, долг, любовь, ответственность проблема не может быть решена.

Мне представляется, что для борьбы с коррупцией должны объединиться и выступить как единая сила государство и гражданское общество.

Но есть ли оно у нас, это гражданское общество? Нет, если судить по тому равнодушию и терпимости, которые проявляет наше общество к ежедневному разрушению нравственных устоев людей через электронные средства массовой информации, желтую прессу, шоу-бизнес, засилье коммерческого кино. Вред, который наносится государству, его жителям, особенно детям и подросткам, сопоставим с опустошительным нашествием внешних врагов. Оскверняют душу молодых людей, лишают их нравственных скрепов, возможности думать и сопереживать, отнимают традиции, подлинную культуру, постепенно превращают людей в тупую потребительскую массу.

Понятно, что развитие гражданского общества неразрывно связано с возрождением культуры как живой и действенной силы общества. Необходимо думать о гражданском обществе, способном выйти на конструктивное сотрудничество с государством, его властными структурами, побудить их вникнуть в суть существующих проблем, без решения которых страна будет вырождаться и может погибнуть. В решении фундаментальной задачи – возрождении России как страны высокой культуры – в двадцать первом веке основная роль, на мой взгляд, отводится самим представителям культуры: ученым, писателям, художникам, композиторам, деятелям театра и кино, журналистам. Они должны объединить усилия и единым фронтом выступить в защиту культуры, гарантировать ее развитие и ее статус в обществе, убеждать государство в необходимости возрождения культуры.

Особого внимания государства и общества требует вся система воспитания и образования детей и молодежи. Роль учреждений образования в формировании гражданского общества, культуры мира и согласия между людьми очевидна. Через школу, общеобразовательную, профессиональную, специальную, в той или иной мере проходит каждый человек. К школе через детей, родителей, учителей имеет отношение каждая семья, каждая политическая и государственная структура. Без школы, без образования не может быть ни гражданского общества, ни политической системы, ни государства.

Будучи министром просвещения Северной Осетии, я в качестве гостя в 1963 году принимал участие в работе Съезда работников народного образования Дагестана. Тогда я впервые встретился с великим поэтом и философом Расулом Гамзатовым. Эта встреча стала первым шагом к нашей дружбе, которую мы пронесли через многие годы. Поэт очень ярко и вдохновенно выступил на этом съезде, вспомнил свою первую учительницу русского языка, добрую русскую женщину Веру Васильевну, которая открыла ему «красоту русского языка и величие русской литературы». В памяти очень четко отложилось одно его утверждение: «Образование – это герб нации». На самом деле, именно по отношению к образованию власти и общества, по уровню постановки образования в каждой стране можно определить состоятельность государства, наличие в нем институтов гражданского общества, его возможностей в науке, экономике, в создании достойных условий жизни для своих граждан.

Российская Федерация – сказочно богата. Это богатство определяется не только размерами ее территории, обилием природных ресурсов, великой русской культурой, но и многообразием культур населяющих ее народов. Их взаимосвязь, взаимообогащение через русский язык оказывают благотворное влияние не только на развитие культуры малых народов, но и обогащают саму русскую культуру. Это реальность. И мне представляется, что одна из задач, над решением которой обязаны работать и государство, и общество, и общеобразовательная, и профессиональная школа, заключается в том, чтобы подготовить растущие поколения россиян к осознанию этой реальности – многообразию культуры как величайшей ценности.

Это сложная задача. И ее невозможно решить в рамках учебных планов и программ. Нельзя включить в них все многообразие литературы, искусства, истории и традиций российских народов. Но, убежден, что можно создать в каждой школе атмосферу уважительного, заинтересованного отношения к литературе и искусству проживающих в России народов. В данном случае речь идет не о пресловутом национальном компоненте, предназначенном для узкого круга учащихся и, безусловно, необходимом, а о воспитании каждого россиянина через культуру. Через культуру в широком смысле. Через культуру, которая включает в себя и науку, и образование, и искусство, и семью и сферу межличностных отношений, и самое главное – уважение к другому человеку и его культуре.

Для развития культуры любого народа, для воспитания каждого его представителя требуется освоение культур других народов, по крайней мере тех, кто проживает в твоей стране, городе или административном округе. Без этого мы не можем говорить о наличии в стране гражданского общества, а без гражданского общества не может быть и речи о гражданской солидарности. Об этом очень образно и верно сказал на первом заседании нашего «круглого стола» великий русский писатель Фазиль Искандер: «Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему народу, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковер человечества» свой неповторимый «узор». Надо помнить, только при сохранении всех «узоров» всех народов можно сказать, что Бог примет «ковер человечества». Если ты разрушаешь на общем «ковре человечества» «узор» другого народа, ты тем самым делаешь не приемлемым для Бога «узор» своего собственного народа. Бог не примет «ковер», хотя бы с одним испорченным «узором».

Отрадно, что в число приоритетных национальных проектов президента Российской Федерации, над реализацией которых работают и федеральная, и региональные власти, включено образование. Очевидно, в результате их успешной деятельности будут решены такие острые проблемы образования, как совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, оплата труда учителей, воспитателей, преподавателей профессиональной школы, подготовка стабильных учебных планов, программ, учебников, учебных и методических пособий, укрепление учебно-материальной и научной базы общеобразовательной и высшей школы, приведение подготовки кадров высшей квалификации в соответствие с реальной потребностью государства и общества, и другие. Возможно, наступит время, когда улягутся страсти и вокруг нового монстра, рожденного в недрах воспаленного «мозга» организаторов российской системы образования, с наименованием ЕГЭ. Этот монстр, то бишь новое педагогическое чудовище, призванное бороться с коррупцией в регионах, по свидетельству родителей, стремящихся любой ценой дать высшее образование своим чадам, породил коррупцию еще и на уровне федерального образовательного центра.

Упомянутая проблема в области образования и воспитания растущих поколений – не главная. Учитывая равнодушие, которое проявляется и властью, и обществом к позорным, катастрофическим для будущего нашего государства явлениям, связанным с детьми и молодежью, возникает опасение, что главные проблемы останутся за рамками национального проекта в области образования. Считаю необходимым особо выделить пять проблем, требующих для своего решения объединения усилий и хорошо скоординированных, долговременных, решительных действий государства, всех институтов гражданского общества и здоровой семьи.

Первая. Привлечение внимания государства и общества к судьбе каждого ребенка и проявление заботы о нем.

В двадцать первом веке на огромных просторах Российской Федерации вновь, как было после революции и гражданской войны в двадцатых годах минувшего столетия, мы встречаемся с сотнями, тысячами беспризорных, безнадзорных, нищих, бездомных детей, детей, осиротевших при живых родителях. В век торжества инноваций и нанотехнологий, оснащения учебного процесса школы электронной техникой приходится говорить о неграмотных и малограмотных детях и подростках как о массовом явлении.

Гражданское общество России, если оно есть на самом деле, обязано потребовать от государства разработки целевой комплексной программы по полному искоренению такого позорного явления, как беспризорность, безнадзорность, неграмотность детей. В стране, претендующей на ведущую роль в мировом сообществе, такая программа должна быть разработана в кратчайшие сроки. К ее реализации необходимо подключить государственные и общественные структуры на всех уровнях.

Вторая. Борьба с насилием над детьми и подростками.

Когда мы смотрим телевизионные кадры о встречах руководителей государства со школьниками и студентами в классах, аудиториях и лабораториях, оснащенных современной электронной техникой, слышим их умные вопросы и мудрые ответы на них, невольно вместе с президентом и председателем правительства России умиляемся и верим, что наше будущее в надежных руках, что наши дети и внуки живут радостно, счастливо и правильно.

Мы забываем, что ежедневно тысячи российских детей подвергаются насилию над собой в неблагополучных семьях, в школе, в вузе, на улицах, в общественных местах. Всей электронной мощью оно наваливается на них с телевидения, всяких игр с методичками, как лучше оскорбить, унизить, объегорить, убить другого.

Похвально, когда главный санитарный врач страны со всеми своими службами отслеживает поступление в страну иностранных игрушек, обнаруживает на них вредные для детского здоровья красители и изымает их. Но спрашивается, где государство, где гражданское общество, где деятели культуры, когда на их глазах оскверняются детские души, подавляется психика, ломаются судьбы. Очевидно, настало время для объединения усилий всей здравомыслящей части государства и общества для борьбы за наше будущее, за физическое и духовное здоровье наших детей. Не знаю как, но необходимо поднять ответственность перед обществом и семьи, и школы, и государственных органов на всех уровнях за судьбу каждого ребенка, ужесточить наказания за насилие над детьми.

Особая миссия отводится деятелям литературы и искусства. Они призваны вернуть на страницы книг, журналов, газет, на сцены театров, на экраны кино и телевидения, на холсты и изваяния подлинные художественные произведения. Не для избранных, не для «элиты», а для всех. Произведения, которые заставляют думать, сопереживать, произведения, в которых главными героями являются не пустышки, а настоящие люди, люди труда и творчества, умеющие и работать, и любить, и дружить, и создавать.

Третья. Создание единой системы общего образования.

За годы перестройки, развала Советского Союза и строительства новой России в стране шел неконтролируемый процесс разрушения системы общего образования, построенной на классических принципах преемственности всех ее звеньев, единстве требований и стабильности учебных планов, программ и учебников. Вместо единых учебных программ и стабильных учебников, получивших научную поддержку и опробованных в экспериментальных школах, появились десятки учебников и учебных пособий с антинаучными, часто дилетантскими, а иногда и заведомо ложными толкованиями истории, науки, литературы.

Представляется, что сегодня передовая педагогическая общественность, деятели науки, культуры и искусства обязаны объединить свои усилия и побудить власть на всех уровнях взять общеобразовательную школу, малокомплектную, начальную, среднюю, под государственный и общественный контроль. Государство обязано обеспечить каждую школу едиными учебными планами, программами, соответствующим учебным оборудованием и техникой.

Требуется единый государственный подход к оплате труда учителя и в сельской, и в городской школе. Пора, на мой взгляд, уйти и от порочной практики деления школ по признаку сортности и принадлежности к тому или другому бюджету на муниципальные, городские, областные, республиканские, федеральные. Дети, вне зависимости от места рождения, национальности, вероисповедания, цвета кожи и разреза глаз, доходов родителей, все до единого представляют непреходящую ценность для государства и общества и вправе требовать от них одинаковой заботы и внимания.

Четвертая. Приведение системы подготовки кадров высшей квалификации в соответствие с потребностями государства и общества.

Анализируя обстановку, которая сложилась в стране с подготовкой кадров средней и высшей квалификации, руководители государства и представители общественных организаций периодически приходят к выводу, что система подготовки кадров вошла в явное противоречие с реальными потребностями государства и общества. В стране образовался колоссальный дисбаланс между спросом и предложением. Сегодня в одной России «высших учебных заведений» в три раза больше, чем было во всем Советском Союзе. Появились сомнительные вузы частного, муниципального, областного толка. Бесконтрольные, со слабыми научно-педагогическими кадрами, отсталой научно-материальной базой, непонятным набором специальностей, они, естественно, выпускают специалистов с низким уровнем подготовки.

Непомерно возросло количество университетов и академий, созданных на базе бывших институтов. Свобода, предоставленная ректорам, привела к открытию в вузах новых специальностей, для подготовки по которым у них не было ни соответствующих научно-педагогических кадров, ни нужной научно-технической базы. Страна наводнилась дипломированными юристами и экономистами, не подготовленными к работе по избранным специальностям.

Эти и другие недостатки в подготовке кадров высшей квалификации объясняются потерей государственного контроля над этой важной сферой жизнедеятельности страны, без которой невозможно нормальное развитие производства, науки и техники, образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения, культуры в целом. Следует учитывать и колоссальный моральный ущерб, который наносится тысячам молодых талантливых людей, обманутых дельцами и воротилами от «высшей школы», ставших обладателями дипломов высшей школы без образования и пополнивших большую армию дипломированных безработных.

Пора государству и обществу объединить свои усилия и выработать программу, реализация которой позволит привести всю систему подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием в соответствие с потребностями общества.

Пятая. Восстановление и развитие сельского хозяйства, культуры и всей социальной сферы российской деревни.

Многочисленные программы телевидения, статьи в газетах и журналах о здоровом образе жизни доказывают, что есть, в общем-то, вредно. А между тем, по свидетельству президента России Дмитрия Медведева, в мире от голода умирает каждый шестой человек, каждые пять секунд голод уносит жизнь одного ребенка. Очевидно, эти страшные данные побудили собрать в начале июня 2009 года в С.-Петербурге международный форум, участники которого серьезно озаботились производством зерна и других продуктов сельского хозяйства. А их дает пока только земля, и навряд ли в обозримом будущем человечество изобретет другой источник.

Земля с ее полями, степями, горами, реками, морями и океанами – главное и единственное сокровище, дарованное Богом людям для обустройства их жизни. Для того, чтобы она отдавала человеку свои богатства, ее нужно любить, оберегать, возделывать, жить на ней.

Ближе всех к земле был крестьянин. Он ценил каждый клочок земли, боролся за него, защищал его и обрабатывал. Земля давала ему работу, кормила его и его семью, приобщала его детей к земле, к труду на ней. Жизнь крестьянина, проблемы и красота деревни давали вдохновение писателям, художникам, композиторам, деятелям театра и кино для создания своих бессмертных произведений.

До начала девяностых годов двадцатого века в России и в остальных союзных республиках Советского Союза жизнь в деревне била ключом. Здесь не было безработицы. После окончания школы большинство выпускников оставались в деревне, работали в колхозах и совхозах трактористами, комбайнерами, доярками, скотниками и скотницами, создавали свои трудовые семьи. Многие из тех, кто уезжал на учебу в высшие учебные заведения, возвращались в село учителями, врачами, агрономами, механизаторами. Я говорю об этом со знанием дела, потому что свой трудовой путь начинал учителем средней школы в родном селении Хумалаг. Тогда в моем селе работали средняя, восьмилетняя, две начальные школы, дом культуры с богатой библиотекой, поликлиника и участковая больница. И мое село не было исключением. В селах, деревнях и аулах России работали полноценные школы с хорошим составом учителей, поликлиники, больницы, библиотеки, дома культуры.

На наших глазах в течение последних пятнадцати-двадцати лет в Российской Федерации протекает губительный для экономики и культуры страны процесс постепенного вымирания деревни, разрушения сельского хозяйства, развала всей социальной и культурной инфраструктуры села. Профессии агронома, зоотехника, механизатора, сельского учителя и врача, работника сельского дома культуры и библиотекаря потеряли свой престиж и стали ущербными. Сельская молодежь, вдохновленная «массовой культурой» с ее пропагандой легкой и красивой жизни, устремилась в города, пополняя ряды бездомных бродяг, преступных сообществ и придорожных путан. Все довольно прискорбно и мрачно.

Остается надежда, что реализация национального проекта по сельскому хозяйству, преодолевая формальные рамки, приведет не только к восстановлению экономики села, но и вернет в деревню учителя, врача, работника дома культуры. Через писателей, художников, композиторов, деятелей театра, кино, телевидения культура поможет государству в решении этой сложной судьбоносной проблемы не только для села, но для всей нашей многонациональной страны и ее культуры.

Подводя некоторый итог всему сказанному, хочу подчеркнуть, что в моем представлении гражданское общество является категорией культуры. Культура – фундамент, на котором строится здание гражданского общества. И именно культура играет решающую роль в формировании гражданской солидарности в современной России. Поэтому мы вправе призвать лучших представителей науки, образования, литературы и искусства Российской Федерации через возрождение и укрепление позиций подлинной культуры оказать помощь государству и обществу в решении сложной задачи вывода нашей страны из затянувшегося духовного кризиса.