Ольга НИКИФОРОВА. Пространство слова и тринадцать стихотворений

ПРОСТРАНСТВО СЛОВА

Поэзия есть попытка преодолеть земное одиночество. Стать словом, распявшись на кресте его внутренней формы.

Для поэта слово – это мировое пространство и его собственное «Я», распростертое на кресте мира – пронизанного болью, раздираемого противоречиями, жестокостью и бессмысленностью творимого дикой и беспощадной волей человека.

Первичное Слово – созидающее и животворящее – теряется и гаснет в Хаосе. Остается лишь надменный череп человеческого своеволия – Голгофа, «Черепная гора». Гора, ставшая миром горя, тем миром, где мы страдаем, теряем близких, рискуем сами, бьемся в отчаянии, словно Мария Магдалина у креста, каменеем, как апостол Иоанн, или страшно молчим в своей скорби, подобно Деве Марии. Мы – в этой толпе на мертвой горе, на мертвой точке людской ненависти, вражды и равнодушия.

Два тысячелетия длится мгновение смерти Спасителя. Его смерть – наша жизнь…

Мы знаем, что Он воскрес. Но для нас этого нет: мы видим лишь сотворенное человеком зло – смерть безвинного, настоящее или образное уничтожение. Стоим на Голгофе мира, и тень Креста длится криками невинно убиенных.

Мы видим, к своему счастью, только фрагменты. Чувствуем свою боль. Поэт видит шире и глубже, видит толпу в лицах, сознает мир в пространстве слова. Зачем?..

Когда не был понят Спаситель, к людям был послан художник – человек созидающий. Такой же, как Иисус, одинокий, так же обращающийся не к толпе, но к каждому. Ничтожная и великая калька Слова.

Поэт говорит с нами о нас. Его одиночество – это наше отсутствие. Наше – того, кто способен слышать и понимать. «Имеющий уши да услышит…» Услышали – распяли. Поэт всю жизнь на кресте – боли и чужого безразличия. Поэзия – попытка коммуникации, усилие освободиться от одиночества, обретя равного. Равного по боли. Утешить и тем утешиться самому, разорвав одиночество – общее. Общее до тех пор, пока слово не будет услышано и принято.

К этому человеку поэт обращается в момент творчества и всю жизнь (которая и есть – момент творчества). К нему – единственному другу. Для поэта не иметь друга в этой жизни – одиночество далеко не полное. Абсолютное – не найти своего читателя. Не быть услышанным, понятым и принятым. Не найти успокоения и не принести его. Не быть.

Поэт – половина единого существа. Вторая – читатель. Читатель, равный поэту. Тот, кто от собственной боли вспомнит строку, написанную также от боли, и этим – как плюс на плюс – уничтожится (на минуту!) боль обоюдная. Ее совершенное исчезновение – лишь в первопричине поэта – в вечном Слове.

Эхо Логоса звучит в пространстве одиночества – в пространстве мира, слова, «Я» поэта. Бог обращается к людям через искусство – высшее творение человека. Поэзия – мучительная попытка освободиться из пространства мира-креста – становится новым пространством – добра. Поэзия – во всем ее многообразии. Высшая – в литургических песнопениях, в прохладных сводах всепрощающих храмов, в искренности молитвы… Сам Христос – Слово, и нет большей поэзии.

Пространство добра, трансформированное из пространства боли, хранит в себе многогранный смысл. Смысл – внутреннюю форму слова. Смысл – мысль. «Сущность поэзии состоит в философии, в мысли, без которой не может быть истинной поэзии», – писал пять столетий назад Джироламо Савонарола, бывший прежде всего монахом, но его можно назвать поэтом в полном смысле Слова.

Поэзия есть своего рода философия, стройная «логическая» система (Слово – Логос), основанная на мысли. Сентиментальность, иногда растекающаяся так называемой поэзией, – лишь умственная вялость, поверхностный взгляд, неясное осознание себя, человека, мира. Одна мысль дает силу поэту и успокоение (кратчайшее) – читателю.

Высшая цель и вместе с тем награда для поэта, – если тому неизвестному и безымянному другу покажется в его тьме, что это слово сказано о нем, и на миг станет светлее – словно от вспышки молнии. Молнии – скорби Господней в черном небе над умершим Христом. Над Логосом, вернувшимся к Отцу, чтобы не оставлять человека. Над словом, прозвучавшим из одиночества поэта к одиночеству читателя, чтобы принести успокоение обоим. Над толпой на Голгофе и над трансформированным пространством добра – молния острого сострадания Божьего. Только секундная вспышка. Большего в земной жизни не дано. Остальное – свободная воля человека и разум – в надменном черепе.

* * *

Понятие счастья

проясняется в боли

и становится истиной:

камень отвален от входа,

и луч света

проницает мгновение тишины.

* * *

Жизнь – отсроченная смерть,

где мы создаем себя

пред последним ударом,

проверяющим нас на прочность.

* * *

Реальность

сузилась до одиночества,

как пристальный взгляд

в неизвестность.

* * *

Стук молотков на Голгофе

звучит метрономом истории,

и падает горячая кровь

на каменную землю.

Начало в конце

или конец в начале?..

Безвременье.

Только стук молотков

ударяет китайской пыткой

по затылку,

капля долбит камень,

и одиночество остановилось на часах.

* * *

В небытие людской памяти

сойти,

как в провал

собственного сердца,

где не было никого.

* * *

Асимптота жизни,

симптомы смерти,

нож инородного пространства,

агнец, запутавшийся в терновнике,

Христос в венце земного бытия…

Это Акеда Твоя, Господи.

И я живу словно чужую жизнь,

ощущаю не свою боль

и знаю, что с последним ударом

придет Воскресение.

* * *

Мне тишина дороже брата,

как час молитвы

в нераскаянном воздухе

чужой жизни.

Тишина,

чтобы услышать крещендо пропасти

и раствориться

в преклонении Синая

перед вечным Единством.

* * *

Жизнь – длиною в молитву,

но негде на колени встать.

Желаю слышать узорчатую тишину листьев,

но ловлю воздух небытия.

* * *

Что ж, с Богом!..

В этом душном вагоне

бессмысленных лиц

постепенно доберемся

до остановки сердца.

* * *

Рыба памяти

бьется на берегу,

где когда-то стоял мой дом.

Т.Е.Л.

В темноте его глаз

был сотворен из хаоса

мир –

острая вспышка твоего счастья

в пространстве боли.

Молния души

в побежденном теле.

…Черным снегом сошла ночь

на мертвую землю,

как надежда

восстать из праха.

И в темном небе

горела боль

линиями древнего Бытия,

предвосхищающего Воскресение.

БОЛЬ

Пропасть призывает пропасть,

жизнь призывает жизнь.

Господи, в этом разломе

да будет звучать Твое Имя,

разрывая грудь

радостью Бытия.