Татьяна ОСТАЕВА

РОЗОВАЯ ГЕОМЕТРИЯ

   
   
                   Искусство,    достигнув  высокого   совершенства
                   на  путях  изучения  натуры, давно   уже   испы-
                   тывало  потребность вернуться к  своим    перво-
                   основам,    оглянуться   на   свое   безмятежное
                   детство.
                                                          М.Алпатов

   
   Геннадий   Цховребов   родился   и   вырос   в   Осетии,   здесь
сформировалось     творчество    мастера,     основные     принципы
художественного   мировоззрения,  которые  во   многом   определили
тематическое и образное содержание его произведений. Величественные
горные  ландшафты, зеленые просторы долин, стремнины  быстрых  рек,
затерянные  в  горах маленькие аулы, старинные башни  –  весь  этот
необъятный  мир  складывается в графических  и  живописных  работах
Геннадия  Цховребова в единый лирический цикл  сказаний  о  родине,
которая   воспринимается   автором  как  некий   обетованный   край
девственной,   первородной  красоты.  Сама   творческая   концепция
художника  обусловлена этим глубинным, чутким  восприятием,  особым
отношением  к  природе,  которое в его понимании  является  основой
бытия, гармонического сосуществования человека и окружающего мира.
   Произведения   Геннадия   Цховребова  можно   воспринимать   как
своеобразные  вариации на одну тему. «Розовая  геометрия»,  «Село»,
«Фиагдон»,  «Лесная  тишь»  и  др. открывают  нам  картину  некоего
подобия  поэтического мира, где бесконечный простор, чистое  сияние
красок  создают ощущение вечности самой жизни. Так, в произведениях
«Восход  солнца»,  «На  восходе»  световой  мираж  поднимается  над
горизонтом,  и  кажется, что при нежном свете зари мы  присутствуем
при   самом   создании  мира.  Это  волнующее,  почти   мистическое
впечатление  рождается и от сочетания ярких  контрастных  цветов  в
«Красной  горе». Величие природы, ее вечность особенно ощущается  в
картине  «Гора Тбау», где плотными пастозными мазками темно-светлых
тонов  создается  причудливая и динамичная мозаика  горных  пластов
скал,   в   которых   подчеркивается  их  мощь  и   неприступность.
Удивительным  свойством  автора  является  его  умение   передавать
ощущение  монументальности, пространственности,  многоплановости  в
камерных,    иногда   почти   миниатюрных   по   своему   характеру
произведениях.   Такое  органическое  сочетание   взаимоисключающих
качеств не случайно в творчестве Цховребова, для которого природа и
сам  человек  являются  не  просто материальной,  но  прежде  всего
духовной,   божественной   субстанцией  вселенского,   космического
мироздания. Любить родной край, свою землю, возделывать ее, созидая
добро  и  красоту  –  непреложная  истина  для  художника,  который
воспринимает  все  сущее приближенно к человеку, через  призму  его
каждодневного   бытия   и  бессмертия  души.   Может,   поэтому   в
произведениях    Цховребова   ощущается    такая    неторопливость,
неспешность,  некая  отрешенность от  суетности,  всего  мелкого  и
несущественного,  как  будто  все  на  миг  замерло  в   созерцании
прекрасного   и   такого  непостижимого  мира  бытия.   Философское
отношение  художника  к  жизни определяет и стилистику  его  работ,
созданных, как в реалистической, так и в условной манере письма.  В
этом следовании логике внутреннего содержания написаны «В горах мое
жилище»,  «Розовое  облако», «В горах Дигории»,  «Туман»,  «Селение
Рух»  и  др.  Здесь  гармония форм соответствует  гармонии  красок.
Цховребов как бы переносит нас в просторы, пронизанные влагой дождя
или  голубым сиянием сумерек, в густую синеву ночи или  в  молочную
муть  тумана.  Картины  подкупают непосредственностью  и  свежестью
восприятия, и кажется,  что  они  написаны  с  натуры.  С  присущей
художнику легкостью, изяществом написаны и его натюрморты  «Цветы»,
«Цветок на окне». Как лучи солнечного света светятся цветы в работе
«Букет  в черной вазе», они отливают полутонами, горят, как  нежное
пламя.   В   своих   произведениях,  посвященных   исторической   и
современной тематике «Амазонка», «Храм в Фиагдоне», «Ночной  город»
«Мертвый  городок»  и др. мастер стремится выразить  главную  идею,
передать  достоверность,  правду образа. Автора  увлекают  и  чисто
декоративные задачи: ритмическая и цветовая пластика форм  и  линий
(«Прометей», «Под горой», «Ловчий»).
   Пантеистическое   мировосприятие   Геннадия   Цховребова,    его
бережное  и  чуткое  отношение  к  окружающей  действительности,  в
которой для него все едино и взаимосвязано, находит отражение  и  в
обращении   художника  к  природному  материалу  дерева,   создании
скульптурных  композиций.  Как  в  графике  и  живописи,  в   своих
декоративных  работах  мастер  следует  традициям  национального  и
современного  искусства  («Крылатый бык», «Путешествие  в  Египет»,
«Девочка»  и  др.).  Цховребов использует разные  породы  деревьев:
липу,  сосну,  орех,  дуб  и  другие,  которые  имеют  определенную
плотность,   мягкость  или  твердость,  красивые   оттенки   цвета,
своеобразную  фактуру.  Обладая творческой фантазией,  удивительным
видением и чувством материала художник с большим мастерством, почти
не  нарушая  природных  форм  дерева,  превращает  его  причудливые
наросты  и  изгибы  в  настоящее  произведение  искусства.  Обращая
внимание  не столько на декоративный эффект, сколько на  внутреннее
содержание образа, а также используя форму, естество древесины,  ее
структуру, иногда органично дополняя вставками в виде металлических
пластин  или  жгута,  Цховребов создает оригинальные  произведения,
имеющие  глубокий  смысл  и значение. Так, он  посвящает  нартской,
мифологической   тематике   целую   серию   произведений,   которые
отличаются самобытностью, неординарностью композиционного  решения,
выразительностью пластических форм, национальным колоритом: «Яблоко
Нартов»,  «Рождение Шатаны», «Балцон», «Легенда фамилии Царитовых»,
«Преображение нарта Сослана» и др.
   К   творческой   характеристике  Геннадия  Цховребова   особенно
подходит  высказывание  об  искусстве известного  искусствоведа  М.
Алпатова,  который писал: «Искусство художника заключается  в  том,
что  он находит красочное воплощение увиденного в жизни и вместе  с
тем  сохраняет за этой заколдованной им природой способность  выйти
за рамы картины и вернуться в реальную жизнь».
К содержанию || На главную страницу