Анжела ДЖЕНИКАЕВА

ЗА ВСЕ, В ЧЕМ БЫЛ И НЕ БЫЛ ВИНОВАТ

   
   Я  хочу рассказать историю, которую услышала уже после того, как
написала  рецензию  на спектакль по пьесе Георгия  Хугаева  «Черная
бурка».
   Это  произошло в 2002 году на шоссе в селении Фарн. Человек ехал
на  машине, щенок неожиданно выбежал на дорогу. Чтобы не сбить его,
человек  свернул  в  сторону  и...  погиб.  На  обочине  установили
памятник  этому человеку. Щенок, словно поняв свою вину, стал  жить
возле  памятника.  Никак  иначе он не мог выразить  признательность
погибшему из-за него человеку.
   Прошло  восемь лет, и уже не щенок, а огромный пес  считает  это
место своим домом, а погибшего своим хозяином.
   Эта история потрясла меня до слез.
   
   Если  бы в пьесе Георгия Хугаева был счастливый конец, спектакль
не   оказывал   бы   на  зрителя  такого  сильного   эмоционального
воздействия.
   
   Жил-был пес,
   Дружище верный мой.
   Он службу нес
   В снега и летний зной.
   В глаза глядел,
   Но не умел сказать,
   Что жизнь свою
   За нас готов отдать...
   
   Этими  стихами  начинается  пьеса  Георгия  Хугаева,  начинается
спектакль (режиссер Казбек Дзудтагов). Сюжет прост. Всю жизнь верно
служит  своему  Хозяину  пес Тузар. Хозяин  ценит  его  смелость  и
преданность.  Но  и  волки  не  дремлют:  коварством  и   хитростью
заманивают  Тузара  в  свое логово... Тузар  влюбляется  в  молодую
волчицу  Чобру. Перед ним встает выбор: жить с волчицей  и  волчьей
стаей или сохранить верность Хозяину?
   
   Блистательны страстные танцы Тузара и Чобры. Содержания  в  этих
танцах  больше, чем можно было бы передать словами: в  них  любовь,
надежда и предчувствие трагического конца.
   
   Хозяин, возвращаясь домой, забывает в горах свою бурку, и  Тузар
во  искупление  своей  вины остается возле нее.  Всю  долгую  зиму,
холодную и голодную, он стережет бурку, ждет Хозяина. Но оценит  ли
Хозяин преданность собаки?
   
   «Черная  бурка»  –  это притча о долге и  верности,  о  чести  и
любви, о предательстве и очищении через страдание.
   
   Действующие  лица:  Волки, Собака, Лиса, Зайчиха,  Осел,  Ворон,
Ягненок, Барсук, в чьих образах представлен едва ли не весь  спектр
человеческих  страстей – от дружбы и любви до страха  и  ненависти.
Главным  героем  действия становится не  Хозяин,  а  пес  Тузар,  в
награду за беззаветную преданность заслуживший бесславную смерть  –
конец,  который  автор  пьесы трактует  как  знак  нашего  времени.
Трагедия даже  не  в том, что Хозяин не дрогнувшей рукой  застрелил
преданного ему пса, а в рабской психологии, в слепом чувстве долга,
толкающем на бесполезные жертвы...
   
   Аншлаг.  Овация. Слезы зрителей. Спектакль, который учит любить.
Без  обличительного  пафоса  проповедует  простые  и,  в  сущности,
горькие истины.
   
   Превосходен  актерский  ансамбль.  Пастух  (хозяин   Тузара)   –
Заслуженный  артист Российской Федерации Лазарь Качмазов.  Ворон  –
Народный артист Республики Северная Осетия-Алания Лактемир  Дзтиев,
волк  Чобр – Заслуженный артист РФ Сурен Хугаев, Лиса – Заслуженная
артистка  РСО-Алания  Залина Малкарова, Ягненок  –  артисты  Мадина
Гагиева  и Эльбрус Джанаев, Барсук – Инна Савлаева. Обольстительную
и  коварную  волчицу Чобру «очеловечивает» молодая артистка  Индира
Бацазова, главного героя спектакля, пастушьего пса Тузара –  артист
Гиви  Валиев, выпускник  факультета искусств СОГУ, которого сегодня
называют  в  числе  самых ярких имен «молодой поросли»  Осетинского
театра.
   
   Гиви  Валиев обратил на себя внимание дипломной ролью  Жениха  в
«Кровавой свадьбе» Гарсия Лорки. За немногие годы работы  в  театре
Валиев  успел  стать  лауреатом  премии  за  лучшую  мужскую   роль
(Хлестаков  в гоголевском «Ревизоре»), присужденной ему  по  итогам
III  владикавказского фестиваля «Сцена без границ», блеснул в ролях
Сегизмундо  в спектакле «Жизнь есть сон» по Кальдерону и  Жадова  в
»Доходном  месте»  Островского. Роль  Тузара  во  многом  для  него
этапная, он вложил в нее немало душевных сил, интересных, необычных
сценических находок. Гиви Валиев выступает в «Черной бурке»  еще  и
как пластиограф спектакля и постановщик сценических боев.
   
   На  сцене  звук  шагов приближающегося Хозяина, его  голос.  Это
может слышать только Тузар.
   –  Иди  ко  мне, красавец! Иди, гроза волков! Ты рядом,  и  душа
спокойна!..
   В  ответ  –  громкий  лай  и  бесконечная  радость  встречи.  Их
привязанности нет предела. Смотреть на них – огромное удовольствие.
Благородство и отвага, сила, спаянная с добротой... Без грима,  без
лишних  красок,  скорее в пастельных, чуть ироничных  тонах  Валиев
создает образ пса Тузара. Танцует, молчит или говорит – все  это  с
виртуозной   легкостью  таланта,  с  мастерской  передачей  сложных
психологических ходов, от мгновений радости и счастья  до  трагизма
разочарований, боли, потерь.
   
   Проникновенны монологи пса...
   
   Слышится  тяжелое  дыхание Тузара-Валиева. О чем  он  думает?  О
многом.  О святом для него. О том, как счастливо все начиналось.  О
том,  что ждет его впереди... О возвращении Хозяина. О долгожданной
встрече...
   –  Бурку Хозяина не брошу. Она его от ветра защищает, от  дождя,
от  холода.  Ночью постелью ему служит, днем от солнца  тень  дает,
Нет, пастуху без бурки нельзя! Не оставлю ее!
   Тузар озирается, ждет того, кто не может не прийти:
   –  Сил  больше  нет! Сколько можно ждать? Все  звери  надо  мной
смеются...  Ругают человека. А, может, он вправду  обо  мне  забыл?
Нет,  нет! Как мог он оставить меня за семью горами в такую  зиму?!
Как сердцем не почувствовал, не понял, что если бурку он забыл,  то
я  остался  ее стеречь? Жду его возвращения. Жду долгими  морозными
ночами.  Тоскливыми голодными днями. Глотаю все обиды,  насмешки  и
оскорбления... Но буду ждать, сколько нужно. Лишь бы дождаться!
   Тишина  и  бесконечная тоска. Ощущение неустойчивости земли  под
ногами...
   
   В  памяти  оживает тот удивительный мир прошлого, в котором  они
вместе... нет, не с хозяином, с другом! С другом, который не  может
найти  его...  А  может,  и  не искал?  Обессиливший  пес  пытается
подняться...
   –  Придет мой Хозяин! Не забудет меня! И весна придет. И я  буду
жить с людьми...
   Тузару  чудится  голос  Хозяина...  Но  нет,  все  так  же  тихо
вокруг...
   –  Странно, все жалуются на человека. Ну, звери – ладно, а Осел?
Ворчит,  недоволен своим хозяином. И бараны тоже. Вот и думай,  кто
прав!.. Нет, даже думать об этом не хочу! Человек лучше всех!
   Пес  все  еще  верит,  но  уже без той полноты  чувств,  которые
обуревали его прежде при мысли о хозяине.
   
   Жизнь  превращается  в  бесконечное  ожидание.  Временами  Тузар
теряет надежду:
   –  А  может,  он  не  придет? Придут другие  пастухи  со  своими
собаками...  Эх,  будь, что будет! Я свой долг  выполнил!  Бурка  в
сохранности...
   
   Но Хозяин вернулся...
   
   Тузар бросается ему в ноги, но это уже не просто радость, к  ней
примешиваются страдания, пережитые псом, боль сомнений, и не просто
Хозяин  видится  на сцене, а некий трагический в  своей  сложности,
противоречивый   образ   Человека.  Поразительная   сцена.   Можно,
наверное,  ничего больше не играть... В этой сцене  Валиев  находит
штрихи,  окончательно формирующие «маску» собаки.  Кажется,  Валиев
может сыграть все – доброго, злого, старика и подростка, простака и
мудреца,  негодяя и святого, гения и ничтожество. Он может  плясать
на  сцене, но может и танцевать (есть разница). Он, как и весь этот
спектакль, доказывает, что в какой-то своей первооснове мир един  и
при  всей  трагичности  происходящего  в  нем  наделен  возвышенным
смыслом.
   
   Своими   впечатлениями  делится  Заслуженный  деятель   искусств
России Анатолий Дзиваев:
   –  «Черная  бурка»  не столько спектакль о животных,  сколько  о
людях. О несправедливости окружающего мира, которой проникнута  вся
постановка.   Комментарии  излишни,  когда  люди  в  зале   плачут,
потрясенные трагедией, разыгранной на сцене. Очень хорош  Валиев  в
образе   Тузара,   наш   с  вами  современник  и   соотечественник,
талантливый  артист.  Такие, к счастью, не перевелись.  У  него,  я
надеюсь, прекрасное актерское будущее...
   
   Выходишь   из  театра  и  зримо  вспоминаешь  какие-то  моменты,
испытываешь  чувство  благодарности  за  состоявшуюся   встречу   с
искусством. Многие писали об этом спектакле, а я все не  знаю,  как
объяснить глубину его и, главное, загадку его обаяния. Мне кажется,
режиссер Казбек Дзудтагов в своей работе был нацелен, прежде всего,
на  создание полноценного актерского ансамбля, способного разыграть
действие,  вызывающее  эмоциональную отдачу  зрительского  зала.  В
результате  и смех слышится, и слезы, и сердце щемит, и жутко  иной
раз,  и  сладко.  Только зевнуть не удается. И стыдно  ни  разу  не
становится.  За кого? – спросите вы. – За артистов, совершающих  на
сцене творческий подвиг.
   
   Это   одна   из  самых  интересных  постановок  последних   лет,
спектакль,  удостоенный  национальной  премии  «Театральная   маска
Осетии».
   
   Жизнь каждым своим мгновение ставит человека перед выбором.  Что
он   предпочтет,  добро  или  зло,  решать  только  ему.  Об  этом,
собственно, спектакль «Черная бурка».
К содержанию || На главную страницу