С.Ф. ЦАЛЛАГОВ, А.С. ЦАЛЛАГОВ

КАМИНЫ ВЛАДИКАВКАЗА

   
   Столица  Северной  Осетии  город  Владикавказ  имеет  более  чем
двухвековую историю.
   Сегодня  — это один из живописнейших городов Северного  Кавказа,
архитектура которого сочетает в себе элементы старого и нового.
   Реликвии  прошлого  —  памятники  архитектуры,  декора  фасадов,
интерьеры  с  каминами  и  печами,  лепными  украшениями  потолков,
создавались зодчими, скульпторами, живописцами, кузнецами.
   В   результате  неоднократных  самодеятельных  перепланировок  и
ремонтов   большая   часть   интерьеров  сохранилась   в   основном
фрагментарно, многие элементы полностью утрачены.
   Вполне   определенную   художественную   ценность   представляют
немногочисленные  камины  и  печи, сохранившиеся  благодаря  своему
оригинальному  внешнему виду и функциональности. Многие  из  них  и
сейчас используются по назначению.
   В  данной  подборке собраны далеко не все камины и печи  старого
города.  Тема эта требует специального исследования, где  предстоит
много  интересных находок и открытий. Так, например,  на  одном  из
каминов  обнаружен  медальон  с  изображением  морского  пейзажа  и
автографом. Есть основания утверждать, что это автограф крупнейшего
русского  живописца-мариниста И. К. Айвазовского,  который  в  своё
время  посетил  наш город. Картина «Дарьяльское ущелье»  датируется
1862 годом. К сожалению, каминная печь и медальон в настоящее время
утрачены.
   Особого     внимания    заслуживают    камины    из     особняка
владикавказского предпринимателя А.В. Замкового (архитектор —  В.В.
Грозмани).  Два из них облицованы однотонными и цветными рельефными
изразцами, навершия сложных форм восхищают искусной работой.
   По   художественно-композиционному  принципу   камины   решались
индивидуально, согласуясь с общим решением интерьеров, их  отделкой
и  колористикой.  Пластика форм каминов  тяготеет  к  стилю  самого
здания.  Внешний  вид также зависит от того,  в  какой  части  дома
располагался   камин:   женской  или  мужской.   Некоторые   камины
облицованы  однотонными  рельефными изразцами,  а  на  некоторых  –
цветные изразцы, рельефные или расписные медальоны.
   Также   интересно  решены  оградительные  решетки  топной  части
каминов.  Металлические  кованые  ограждения  выполнены  в  технике
художественной  ковки  и  литья.  На  сегодняшний  день  часть   их
утрачена.
   На  примере  каминов и печей, представленных в  подборке,  можно
судить  о  высоком  профессиональном уровне  мастеров  каминного  и
печного   дела.  Они  создавали  камины  и  печи  как  произведения
искусства,    прекрасно   сочетая   в   работе   утилитарность    и
художественность.
К содержанию || На главную страницу