С.Ф. ЦАЛЛАГОВ, А.В. КОРТУНОВА

               К 120-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ ПАРКА КУЛЬТУРЫ
          И ОТДЫХА им. КОСТА ХЕТАГУРОВА ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ

ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТРЕК

   
   Попасть  в перечень ЮНЕСКО как памятник истории и культуры  –
великая  честь  для  любого города мира. И,  по  словам  старейшего
архитектора Северной Осетии Хурумова Владимира Иосифовича, когда-то
Парк  культуры  и  отдыха  имени Коста Хетагурова  имел  все  шансы
оказаться  в этом списке. Давно. Еще в прошлом веке. Теперь  ему  в
этот  перечень  уже  не  попасть. Впрочем, и в  реестре  памятников
садово-паркового  искусства  нашей  республики  его  тоже  нет.  Но
давайте не будем о грустном, а обратимся к истории, тем более что в
этом году исполняется 120 лет основания парка.

   Самый  первый владикавказский парк был разбит еще в  30-х  годах
XIX века, в непосредственной близости от здания комендантского дома
и   находился   на   современной  территории  военного   госпиталя,
расположенного на улице Церетели. Позже этот парк получил  название
Комендантского. Сам двухэтажный дом коменданта крепости Владикавказ
сохранился и по сей день.
   История  парка  напрямую  связана  с  развитием  центра  города,
который начал активно разрастаться в XIX веке. Первоначально  самой
престижной  во  Владикавказе считалась  улица  Дворянская,  которая
позже  стала называться именем Лорис-Меликова, теперь же  ее  знают
как   улицу   Ленина.  Тогда  здесь  предпочитали  селиться   самые
состоятельные   чиновники,  отставные  военные  и  предприниматели.
Однако  впоследствии  на  первый план  выдвинулся  Александров-ский
проспект (ныне проспект Мира). Протяженностью всего в «1157 шагов»,
он  являлся  выразителем всех самых значительных  перемен  в  жизни
города. Проспект и поныне остается любимой улицей горожан и  гостей
столицы Осетии, лучше других сохранившей первоначальный свой облик.
   Таким,  каким  мы  его  видим сейчас,  Александровский  проспект
предстал перед владикавказцами на границе XIX-XX веков. Первыми его
украшениями  стали  бульвар  и верхняя часть  парка  под  названием
Монплезир  («мое наслаждение»), которая также называлась «Городским
садом».  Она возникла в 1870-х годах, что дает возможность  отнести
его к одному из старейших парков Юга России.
   Нижняя  часть  парка, примерно в 13 гектаров, связана  с  именем
начальника   штаба  21-й  пехотной  стрелковой  дивизии  полковника
Михаила Родионовича Ерофеева, который в 1897 году при помощи своего
полка не только посадил деревья и кустарники, но и соорудил фонтан,
лодочный  вокзал, веранду для оркестра, ледяной каток и  горки  для
катания. За счет вьющихся растений основателям удалось создать  так
называемую   «Аллею  Вздохов»,  которая  своим  тенистым   тоннелем
выводила горожан на южную часть парка под названием Стрелка.
   В  том месте, где сейчас разбит цветник и расположены места  для
слушателей  оркестра,  был  устроен  велодром,  который  все  стали
называть  Треком,  а затем так же стали называть  и  весь  парк.  1
апреля 1893 года состоялось официальное открытие Общества любителей
велосипедного спорта (с 1911 года – спортивное общество «Трек»).  С
началом   велосипедных   гонок   нижняя   часть   парка   постоянно
расширялась.  Со  временем появился зоопарк,  купальни  и  лодочная
станция.  В  начале  ХХ  века  в  парке  устраивались  карнавалы  и
праздники  с  пиротехническими эффектами.  Там,  где  сейчас  стоит
здание  выставочного центра «Иртэкс», в конце XIX – начале ХХ  века
размещалось  здание  летнего театра –  очень  живописного,  в  духе
мавританской архитектуры. Аллеи парка были покрыты морским  песком.
Вся  композиция,  построенная на нижней  террасе,  имела  в  основе
водные  акватории.  В  начале ХХ века  в  парке  располагались  два
больших  и  несколько  малых прудов, где было  много  водоплавающей
птицы.  Пруды  подпитывались речной водой, в них водилась  рыба,  а
также   разводились  раки.  Размещение  водоемов  с  точки   зрения
ландшафта – это настоящая находка в садово-парковом искусстве.  Но,
к  сожалению, малые пруды, которые находились в южной части  парка,
утрачены.  Сейчас  сохранившаяся водная акватория  работает  и  как
техническое  сооружение  в  качестве  отстойника  воды  для  завода
Электроцинк.
   Владикавказский парк всегда считался не только старейшим,  но  и
самым  красивым  на  юге  России. Он великолепно  режиссирован  как
городской   парк,  не  только  благодаря  ландшафтной   организации
пространства,  но  и  наличием объектов архитектуры,  скульптуры  и
фонтанов.  Сочетание  благоустроенного  парка  с  тихими   прудами,
соседство  с  быстрым  Тереком  и  великолепный  вид  снежных   гор
производили  незабываемое впечатление на  путешественников,  и  нет
ничего  удивительного, что слава о владикавказском «Треке»  гремела
на всю Россию. Парк содержался на средства, поступающие от членских
взносов,  доходов от купальни и зоопарка, продажи  цветов.  Вход  в
парк был также платным.
   Сейчас  уже нет ни великолепного велосипедного трека, ни Горских
ворот,  ни  Бай-горы,  где  так любили  отдыхать  горожане.  Многое
утрачено,  несмотря  на то, что владикавказцы очень  высоко  ценили
труды  Михаила  Ерофеева.  Говорят, он похоронен  в  гроте  посреди
пруда,  однако  это  всего  лишь слухи,  поскольку  известно,  что,
дослужившись до генерала, после Гражданской войны Ерофеев уехал  во
Францию и скончался в Ницце в 1941 году.
   Что  касается проблемы сохранения и использования, то на  данный
момент  Парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова имеет  статус
памятника   природы   республиканского  значения.   Однако   читаем
определение     из     федерального    закона     РФ:     «Памятник
природы  –  охраняемая природная территория, на которой  расположен
редкий  или  достопримечательный объект живой или неживой  природы,
уникальный   в   научном,  культурном,  историко-мемориальном   или
эстетическом   отношении.  В  качестве  памятника   природы   может
охраняться  водопад,  метеоритный кратер, уникальное  геологическое
обнажение, пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам
природы  относят территории значительных размеров  –  леса,  горные
хребты, участки побережий и долин». А поскольку парк – это творение
рукотворное,  то  он  не может быть отнесен к  памятникам  природы.
Опять   же   сошлемся   на   определение  в   федеральном   законе:
«Памятники   садово-паркового   искусства   –   историко-культурные
памятники,  которые  органично включают  в  свой  состав  растения,
особенности  ландшафта (холмы, источники воды  и  водопады,  долины
ручьёв или рек, камни, скалы, дальние пейзажные перспективы, иногда
заболоченные   участки),   архитектурные  сооружения,   скульптуры,
цветники».  Поэтому  представляется  необходимым  отнести  парк   к
памятникам  садово-паркового искусства. Иной статус –  иные  методы
охраны и использования.
К содержанию || На главную страницу