С.Ф. ЦАЛЛАГОВ. Хранитель памяти

Столица республики Северная Осетия-Алания внесена в список исторических городов России. Этот статус предопределяет особое отношение к памятникам истории, культуры и архитектуры Владикавказа. Один из них расположен в центре исторической части города и главным фасадом сориентирован на пр. Мира (бывший Александровский). Здание построено в 1903 г. по проекту владикавказского архитектора Рябикина Ивана Васильевича. В росписях интерьеров принимал участие местный художник Генрих Клузачек. Владелец особняка – владикавказский купец Оганов.

В разные годы, уже после революции, владельцами здания были различные ведомства. С 1939 г. в нем размещается республиканский художественный музей им. М. Туганова.

Здание расположено в центре исторической части города – на проспекте Мира (бывшем Александровском). В плане представлено в виде прямоугольника со сторонами 30X15 м с пристройкой у восточного дворового фасада. Имеет 2 этажа с высотой помещений 4,5 и 4,7 м. Главный фасад сориентирован на проспект Мира. Первоначально на 1-м этаже, предназначенном для торговли, располагались два основных зала с примыкающей к ним группой небольших по площади помещений подсобного характера. Несущие стены здания – из кирпича. Перегородки деревянные. Перекрытие 1-го этажа осуществлено по швеллерам, опирающимся на металлические колонны. Перекрытие 2-го этажа – по деревянным балкам. Полы – паркетные, набранные из штучных геометрических элементов. Кровля скатная, покрытие – металлические листы по деревянной обрешетке. В облике фасада заметны черты модерна, как бы затененного влиянием эклектики. Этот архитектурный прием получил свое воплощение и в мотивах лепного декора над большими витринными окнами 1-го этажа.

За многолетнюю историю своего существования здание неодно-кратно претерпевало незначительные ремонтные работы, а помещения приспосабливали под различные назначения. Путем опроса удалось выяснить немало подробностей прежней планировки и декоративного убранства. Дополняют эти сведения данные натурных исследований, которые свидетельствуют о том, что первоначальный облик здания, в основном, сохранен. Выявленные материалы, в силу отсутствия проектных чертежей и письменных источников, свидетельствующих об архитектурно-строительной истории особняка Оганова, немногочисленны. Тем не менее, они все же дают возможность составить довольно полное представление об этом интересном памятнике архитектуры. Известна история строительства этого здания.

По заказу богатейшего городского купца Оганова талантливый владикавказский архитектор И. В. Рябикин разработал проект этого дома. Постройка предназначалась для сына Оганова, возвращавшегося из Парижа с женой француженкой. Оригинальный дом был разделен на 2 части: первый этаж заняли торговые помещения, а второй предназначался для жилья. Но, не прожив здесь и месяца, Оганов-младший со своей супругой вернулся в Париж. Первый этаж здания использовался под торговую лавку, а крайний правый пролет этажа занял фотограф С. Н. Алонкин, который вскоре покинул Владикавказ, а на его месте появился фотопавильон Садуллы Джанаева-Хетагурова. Именно в нем рождались замечательные снимки города и его окрестностей.

Архитектор И. В. Рябикин прекрасно владел мастерством художественной композиции. По его эскизам были выполнены скульптуры женских голов с распущенными волосами, символизирующие нимф, установленные в уровне подоконников 2-го этажа, переплетам окон 2-го этажа приданы пластичные очертания. Над двенадцатью окнами 2-го этажа прекрасно вписаны вставки-лепки с образами знаков зодиака. Над главным входом привлекает к себе внимание центральная лепная композиция, олицетворяющая образ солнца. Вход и парадная лестница подчеркивают престижность дома.

Много выдумки и художественного вкуса И.В. Рябикин проявил при оформлении интерьеров. Интересно решен зимний сад с витражами из цветных стекол и фонтанчиком. Непосредственным исполнителем росписей интерьеров был известный местный художник Генрих Клузачек. В композиции фасада и интерьеров особняка получили свое воплощение различные архитектурные тенденции. Здесь можно обнаружить элементы, характерные для традиционной восточной архитектуры, барочные и классические мотивы, декоративные детали, свойственные модерну.

Стиль внешней архитектуры дома Оганова можно определить как эклектичный. Что касается отделки, планировочной схемы жилой части особняка, то они насыщены признаками модерна. Все пространство второго этажа имеет рациональную планировку и максимально приспособлено к комфортабельному быту того времени. Квартира состоит из 2-х основных планировочных компонентов – парадного и повседневно-бытового; удобно связанные друг с другом, они, вместе с тем, достаточно обособлены. Группа всех помещений довольно гибко взаимосвязана. Парадные помещения за-проектированы анфиладно, а двустворчатые двери расположены по центральной оси.

Пространство помещений второго этажа начинается с кованой массивной двери, имеющей накладные металлические декоративные элементы и бронзовую литую ручку. А через коридор можно пройти в жилые помещения и парадные комнаты.

Внутренний облик дома представляет собой богатую красочную композицию. Основным достоинством интерьеров является их исключительное разнообразие при единстве художественного замысла. Проектируя каждую новую композицию, архитектор как бы стремится выдержать ее в едином художественном принципе.

При первом знакомстве с интерьерами создается впечатление, что сочетание стилизованных восточных мотивов орнамента с декоративными принципами модерна и других стилей эклектично. И лишь вглядываясь более пристально в общий облик помещений, замечаешь, что в основе декоративного решения лежит метод стилизации, который объединяет всё в архитектурно-художестенный ансамбль. Именно стилизаторство позволяет модерну обращаться к различным источникам – к средневековому зодчеству, рококо, народному, природе и к новым конструктивным системам, не утрачивая стилевого единства.

Важным элементом архитектурного убранства дома являются лепные карнизы, спроектированные в различных сочетаниях, размерах и соотношениях. Еще большим разнообразием отличается отделка потолков, расписные плафоны, каждый из которых представляет свою, отличную от других, композицию.

В парадных залах имеются большие сюжетные плафоны.

Следует отметить, что синтез искусств в интерьерах особняка осуществлен довольно впечатляюще. Орнаментальные росписи, различные архитектурные детали слагаются в нарядный, красочный ансамбль, свидетельствующий о незаурядном мастерстве архитектора, о высоком уровне исполнения художественно-декоративных работ.

По словам театрального критика Т. Газданова, именно в стенах особняка впервые прозвучали знаменитые стихи «Кони, кони…» поэта и прозаика, родоначальника русского футуризма В. Хлебникова, вдохновленного великолепием интерьеров.

Миколоюс Чюрлёнис – известный литовский композитор, художник, поэт-литератор создавал здесь свои гениальные произведения (циклы «Соната солнца», «Соната весны» 1907г.); писал этюды, эскизы, зарисовки, вдохновленный красотой Дарьяльского ущелья.

Здесь же появились первые зарисовки пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» (пост. 1926 г.), первая часть которой прозвучала из уст самого автора в стенах особняка.

В разные годы после революции владельцами здания становились разные ведомства, но по накатанной памяти сюда продолжала приходить интеллигенция.

Реставрационные работы, которые здесь проводились, были представлены на Международном фестивале «Зодчество» в 2003 году. Работа стала лауреатом фестиваля. А позднее был создан и фильм об этом уникальном памятнике архитектуры, удостоенный Золотого диплома Международного фестиваля «Зодчество» в 2007 году.

Великолепие, красота особняка Оганова, его архитектурные и художественные достоинства всегда привлекали внимание, вызывая всеобщее восхищение.