С.Ф. ЦАЛЛАГОВ

ИНТЕРЬЕРЫ ВЛАДИКАВКАЗСКИХ ОСОБНЯКОВ

   
   В  конце XIX – начале XX вв. Владикавказ испытывает строительный
бум.  Интенсивно  застраивается центральная часть города,  наиболее
активно – Александровский проспект и прилегающие к нему улицы,  где
преобладают престижные, богатые по архитектурному облику здания.  В
этот  период во Владикавказе появляется стиль модерн, как  наиболее
современное  и  модное архитектурное веяние.  Имеются  и  отголоски
классики   вместе   с  эклектикой.  Здания  не  поражают   большими
масштабами,   изысканными  архитектурными  формами,  а   привлекают
гармонией,  органичностью  со сложившейся застройкой,  состоявшейся
ансамблевостью,   особенно   в   центральной   части    города    –
Александровском проспекте.
   Долгое  время  интерьеры исторических зданий не  были  объектами
специальных  исследований. Лишь недавно удалось выявить особенности
художественных  приемов,  используемых  в  интерьерах   памятников.
Обнаружено  достаточно  большое  количество  интересных,  ярких  по
художественному  содержанию элементов.  Некоторые  интерьеры  имеют
высокую  архитектурно-художественную ценность  и  даже  в  какой-то
степени уникальны.
   Интерьерная   живопись  представлена  на   плафонах,   карнизных
частях,  а  где-то  и на стенах исторических зданий.  К  сожалению,
большая   часть   интерьерной  монументальной  живописи   утрачена:
например,   утрачены   великолепные   настенные   росписи   бывшего
кинотеатра  «Гигант»,  настенные и  потолочные  росписи  интерьеров
бывшей  гостиницы  «Париж»,  утрачены плафонные  росписи  некоторых
особняков города.
   Наиболее  ярко  в  художественном образе интерьеров  представлен
дом  Оганова,  достаточно хорошо сохранившийся в своей  интерьерной
части.  По заказу богатейшего городского купца Оганова  талантливый
владикавказский  архитектор И. В. Рябикин разработал  проект  этого
дома.  Много  выдумок  и художественного  вкуса   он   проявил  при
оформлении  интерьеров. Интересно решен зимний сад с  витражами  из
цветных   стекол   и  фонтанчиком.  Непосредственным   исполнителем
росписей интерьеров был известный местный художник Генрих Клузачек.
В композиции интерьеров особняка получили свое воплощение различные
архитектурные   тенденции.   Здесь   можно   обнаружить   элементы,
характерные  для  традиционной восточной  архитектуры,  барочные  и
классические  мотивы,  декоративные детали,  свойственные  модерну.
Основным   достоинством  интерьеров  является   их   исключительное
разнообразие  при  единстве  художественного  замысла.   Проектируя
каждую новую композицию, архитектор как бы стремится выдержать ее в
едином художественном принципе.
   В   интерьерах  многих  памятников  сохранен  и  лепной   декор:
карнизная  лепка,  на  плафонах,  скульптурные  композиции  в  виде
кариатид, женских головок и т.д.
   Обращают  на  себя  внимание  и  кованые  ограждения  лестничных
маршей, выполненные на очень высоком художественном уровне. Кое-где
сохранились и витражи.
   К   сожалению,   многое  утрачено:  старинная  мебель,   люстры,
плафоны,  торшеры  и  т.д.  Кое-где сохранились  и  выполненные  на
высоком  художественном  уровне филенчатые  двери,  дверные  ручки,
фурнитура оконных переплетов и т.п.
   Представленный  в  экспозиции  материал  демонстрирует   высокий
уровень    художников,    кузнецов,    скульпторов,    архитекторов
дореволюционного  периода.  Этот пласт  высокого  искусства  должен
стать  объектом  специальных исследований,  должен  быть  сохранен,
отреставрирован или воссоздан заново в случаях утрат. Этот материал
должен  быть  использован в оформлении современных интерьеров,  как
позволяющий  интерпретировать искусство  оформления  в  современном
городе, а некоторые приемы могут быть донесены в первозданном виде,
когда интерьер выполнен в стиле ретро.
   Представленные   в  экспозиции  исторические  интерьеры   и   их
фрагменты  должны  стать  объектами охраны  Комитета  по  охране  и
использованию объектов культурного наследия РСО-Алания.
К содержанию || На главную страницу