С.Ф. ЦАЛЛАГОВ. Лютеранская кирха во Владикавказе

К 150-ЛЕТИЮ ПАМЯТНИКА КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В 1863 году, когда Владикавказ стал центром Терской области, сюда начался большой приток людей из центральных и западных областей России, а также из зарубежных стран – Германии, Италии.

Еще до обретения Владикавказом статуса города при общей численности населения крепости в 3653 человека на 1852 год, лютеран (протестантов) насчитывалось 27 человек. После преобразования крепости в город (1860 г.) Владикавказ стал привлекательным для переселенцев из многих российских губерний, а также из Прибалтики и Германии. Значительное место в этнической структуре нового города заняли немцы. Численность немецких поселенцев постепенно увеличивалась, в том числе и за счет приезжающих небольших групп из Нальчика, Моздока, Пятигорска. В 1865 году Владикавказская немецкая колония насчитывала уже 43 семейства. Позже колония была перемещена уже за городскую черту в пяти километрах от города на место бывшего Потемкинского военного поста. Впоследствие преобразована в селение Михайловское.

Впоследствие немецкие колонисты разместились еще в трех населенных пунктах Осетии. Во Владикавказе немцы жили дисперсно. Так, в 1876 году их было 251 человек, в 1882 – 220 человек, в 1911 – 568. Большая часть немецкого населения принадлежала к протестантам. На 1897 год во Владикавказе зафиксировано лютеран: 317 мужчин и 294 женщины.

Адаптация переселенцев к новой среде обитания усиливала потребность в этнической консолидации, в основании своего религиозного учреждения. Сбор пожертвований на строительство молитвенного дома начался в ноябре 1861 года.

Распоряжением начальника Терской области от 23.09.1865г. Владикавказское городское общественное управление препроводило на имя аптекаря военного госпиталя, надворного советника Куцерут план земли, утвержденный под постройку в городе лютеранской протестантской кирхи.

Евангелическо-лютеранский молитвенный дом был построен в 1866 году. Инициаторами были: президент церкви Ф. Лоренц, аптекарь; попечитель А. Эглау, подполковник, начальник Осетинского округа; пастор Долл. В начале ХХ века немецкая община возобновила сбор средств на строительство церкви. Сооружена она была около 1866 г по инициативе военачальника Осетинского округа Александра Эглау и предводителя протестантской общины Генриха Лоренца. Как отмечалось «на первой обедне присутствовало много прихожан и посторонней публики». В городе эту церковь называли Немецкой кирхой.

Лютеранская кирха расположена на углу улиц Миллера (бывшая Гимназическая) и Толстого (бывшая Моздокская). Здание кирхи выстроено в духе поздней церковной готики и является единственным зданием подобной архитектуры на Юге России. Размеры здания на плане 50×15 метров, материал стен и цоколя – красный кирпич, крыша крыта кровельной сталью. Высота здания со шпилем – 24,7 метров. В соседнем 1-этажном здании была открыта 4-х классная немецкая школа. Портал здания представляет собой готическую арку, опирающуюся на две колонны, увенчанные капителями.

Построена она в виде однобашенного однонефного храма, имеющего осевую объемно-пространственную композицию. Композиция фасадов кирхи подчинена доминанте здания – высотой 24,7 м четырехгранной трехярусной башне, вынесенной за пределы основного объема. Нижний ярус представляет собой высоки массивный четверик с двумя оконными проемами прямоугольной формы в лицевой части и ступенчатыми контрфорсами по углам. Второй ярус имеет удлиненные узкие стрельчатой формы нишы и прямоугольный дверной проем выхода на балкон с бетонным ограждением в виде арочек стрельчатой формы. Третий ярус образован системой стрельчатых арок, завершенных высоким четырехскатным шпилем. По направлению кверху композиция башни облегчается. Ее вертикальность подчеркивается сужением ярусов, контрфорсами, узкими стрельчатыми нишами.

Середину плоскости стены западного фасада занимает большая арочная ниша, в поле которой располагается входной портал, представляющий готическую арку, опирающуюся на сдвоенные колонны, увенчанные капителями. Над нишей располагаются три узких стрельчатых окна, а торец крыши закрывается ступенчатым аттиком. Основным мотивом композиции боковых фасадов является чередование стрельчатых окон и ступенчатых контрфорсов прямоугольного сечения.

В целом сохранность декоративного убранства лютеранской кирхи вполне удовлетворительна. Однако ее внешний облик все же искажен поздними пристройками. Так, над центральным входом пристроена кинопроекционная будка, закрывающая тройное стрельчатое окно, а со стороны ул. Толстого сооружен тамбур. К восточному фасаду в послевоенные годы также был пристроен дополнительный объем, в котором размещались сцена, подсобные и административно-хозяйственные помещения. В старой части здания были устроены зрительный зал, холл, рекреации. В настоящее время здание кирхи приспособлено под филармонию. В процессе приспособления здания кирхи под новое назначение внешний вид здания несколько пострадал, значительные перемены произошли и в интерьере. Следует, однако, заметить, что пристройка к зданию в виде тамбура может быть без особого ущерба для филармонии удалена, и фасад здания по улице Миллера может быть восстановлен.

В 1930-е годы церковь была закрыта. В последующем здание неоднократно перестраивалось с целью приспособления его под другое назначение. Вначале в нем находился клуб Союза строителей, с 1948 года была размещена Государственная филармония. А бывшая немецкая церковь была отдана «Групкому №8» под клуб. Старую церковь перестроили, расширили зрительный зал, соорудили сцену. Со стороны двора в здании построили в два этажа комнаты для работы различных кружков. В зале демонстрировались кинокартины, проводились различные культурно-массовые мероприятия. Начала работать библиотека с фондом технической, общественно-политической и художественной литературы, выписывалось большое количество журналов и газет. Крест на здании церкви спилили.

В советское время со стороны ул. Миллера был пристроен объем кассового вестибюля. Со стороны 27 школы в торцовой части здания построен колосниковый объем для театрального сценического оформления задника сцены. Реконструировали часть помещений в центральном объеме здания. За счет подъема отметки пола (более двух метров) сценической части основного зала были выделены помещения для технических и подсобных нужд. Комиссия решила разобрать железобетонные конструкции шпиля кирхи, считая его виновником появления трещин на стенах здания. В тот же период после демонтажа шпиля, на его месте появился странный объем, абсолютно не соответствующий прежнему облику шпиля (выполненный из металла). Примерно в 2000-годах. Через пару недель этот шпиль исчезает, а на его месте появляется нынешний, также выполненный из листового металла. Размеры этого шпиля также не соответствуют оригинальному образу шпиля. В конце 2015 года были развернуты ремонтно-реставрационные работы. К сожалению, без участия специалистов соответствующей квалификации. Все это вызывает опасения за сохранность уникального памятника готической архитектуры, единственного на Северном Кавказе.

Автор статьи вспоминает свои детские впечатления: Проживая по улице Толстого, идя в школу №27 обязательно проходил мимо этого сооружения. В детских воспоминаниях отдельное место занимает именно этот образ. Он приходил и во сне. Причем в детских впечатлениях запомнилась подсветка главного входа храма неоновым светом, мерцающее люминисцентное свечение фасада, завораживающее своей таинственностью. Однажды приснился шпиль этого здания, очень напоминающий шпили собора Саграда архитектора Гауди.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Книга «Владикавказ – летопись в камне», С.Ф. Цаллагов.

Радио Алания «Календарь знаменательных дат».