Виталий КОЧИЕВ, Мириан КОЧИЕВ

КОЧИЕВЫ

   
   I
                            Еще   несколько  десятков   лет   –   и
                            заглянуть в       прошлое      туземцев
                            Кавказа,   доживших    с   незапамятных
                            времен до XX  столетия  без        соб-
                            ственной письменности, будет совершенно
                            невозможно.
                                            Коста Хетагуров.«Особа»
   
   То,  о  чем  мы  пишем  в  этой статье, когда-то  было  реальной
жизнью, а сегодня это всего лишь история. Несколько даже подзабытая
история,   требующая  в  определенной  степени   реставрации.   Ибо
представителей старшего поколения почти не осталось.  А  ведь  наши
старшие,  которые  жили  в  горах, очень  неплохо  знали  фамильные
предания.  Данная  статья нужна даже нынешним старшим,  еще  больше
среднему поколению и, наконец, молодежи нынешней и будущей.
   
   
   II
                               Мне тайный голос говорил,
                               Что некогда и я там жил,
                               И стало в памяти моей
                               Прошедшее ясней, ясней…
                                   М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»
   
   В  Джавском  районе  Южной Осетии есть Чесельт-ское  ущелье.  По
всему  этому ущелью разбросан целый ряд высокогорных сел.  Из  этих
сел  одно называется Къола, другое – Цъамад. В этих двух селах жила
осетинская  фамилия,  которая по-русски  пишется   Кочиевы,  а  по-
осетински  Коштæ, Коцтæ, Костæ. Просим сразу же обратить  внимание,
что  есть  совершенно другая осетинская фамилия – Хъоцытæ, Хъошытæ,
которая   по-русски   тоже   пишется    Кочиевы.   Хъоцытæ   своими
родственниками считают Котаевых, Калоевых, Томаевых.   Есть  факты,
когда  заключались семейные браки между представителями чесельтских
Коштæ (Кочиевы) и тонтобетскими Хъошытæ (Кочиевы). Повторяем –  это
две совершенно разные фамилии.
   Ниже речь будет идти о чесельтских Кочиевых.
   Перенесемся  из Южной Осетии в Северную. Точно никто  сейчас  не
может сказать, сколько лет этой истории. Но то, что минимум 200-300
лет, в этом никто не сомневается.
   В  Алагирском  ущелье  Северной Осетии, на  правом  берегу  реки
Ардон,  лежит  селение Зынцар. В районе с. Зынцар в  Ардон  впадает
небольшая речка Урсдон. Воды этого Урсдона изумрудно-чистые.
   Если  от  с. Зынцар подняться вверх по течению  реки  Урсдон,  а
это  1-2  часа пешим ходом, то мы попадем в Урсдонское ущелье.  Оно
расположено у подножия горы Кариу. Это ущелье,  на наш взгляд, одно
из   самых   красивых  и  интересных  мест  Осетии.  По  территории
Урсдонского ущелья раскиданы старинные горные села: Урсдон, Цъамад,
Донысæр, Дагом, Инджынтæ.
   Сегодня в них почти не осталось жителей.
   Согласно осетинским преданиям, – это один из районов, в  котором
поселились потомки легендарного Ос-Багатара.
   Нужно  сказать, что в послеаланский период Алагирский  Урсдон  и
Алагирское  ущелье в целом сыграли колоссальную роль в  становлении
современного осетинского этноса. Очень много сегодняшних фамилий до
массового переселения осетин на равнину жило именно здесь.  И  еще.
Множество   туальских,  югоосетинских,  дигорских  и  др.   фамилий
зародилось именно здесь.  Это явствует из их же фамильных преданий.
   Надо  сказать, что фамильная легенда Кочиевых,  дошедшая до нас,
имеет несколько вариантов. Но принципиально суть их одна и та же.
   Много  лет  назад в с. Урсдон, находящемся в Урсдонском  ущелье,
которое,  в  свою  очередь, является частью  большого  Алагир-ского
ущелья (Уæлладжыры ком), жили два брата. Они принадлежали к фамилии
Кочиевых – «Коштæ». Старшего брата звали Къола. Имя второго до  нас
не дошло.
   У   старшего  брата  получился  конфликт  с  кем-то  из  местных
жителей. В ходе «разборок» был убит сын Кола. Кола тоже не  остался
в  долгу  и  убил  кого-то  из кровников.  Конфликт  усугубился,  и
появились  другие жертвы кровной мести. Мы знаем  из  истории,  что
такого  рода  конфликты могли продолжаться  очень  долго.  Из  этих
соображений  Кола,  говоря  сегодняшним  языком,  «эмигрировал»  за
Главный  Кавказский  хребет,  в  Южную  Осетию.  И  уже  будучи   в
Чесельтском  ущелье Южной Осетии, основал село.  Позднее  это  село
было названо в честь его основателя – Къола.
   Младший  брат  Кола Кочиева еще находился  в Урсдонском  ущелье.
Известно,  что кровная месть носила «тотальный» характер.  То  есть
враждовали  не только отдельные представители фамилий. Мстили   все
мужчины   данной   фамилии   всем  представителям   мужского   пола
противостоящей  фамилии.  Поэтому  младший  брат  тоже  вступил   в
конфликт.  Ему тоже удалось убить кого-то из врагов. И  уже  только
после  этого он бежал на Юг. Здесь он нашел старшего брата. Старший
сказал:  «Живи рядом со мной!». Известно, что в те далекие  времена
земля в горах, особенно пахотная, была на вес золота.
   И,  чтобы  не стеснить Кола, младший брат перебрался  на  другой
(левый)  берег  реки Чеселтыдон. Здесь он построил  дом,  расчистил
землю  под  пахоту. И только потом на небольшое  время  вернулся  в
Урсдонское  ущелье Северной Осетии. Там в с. Цъамад  жила  девушка.
Надо  полагать,  что  младший брат Кола был знаком  с  ней  еще  до
«эмиграции» в Южную Осетию. Он привел ее с собой в свой новый  дом.
Говорят,  эта девушка была не только хороша собой, но и  отличалась
большим умом и жизнестойкостью.
   Место,  где  обосновался младший брат  (левый берег Чеселтыдона)
стало   селом.  Его  первые  жители  назвали  свое  село    Цъамад.
Чесельтский Цамад получил свое название в честь Урсдонского Цамада.
Это решение представляется нам синтезом памяти, любви и ностальгии.
   Сверх  того,  в  Урсдонском ущелье Северной  Осетии  есть  очень
почитаемое  местными жителями святилище Мигъдæу. Даже  в  наши  дни
многие  жители  Алагирского  ущелья  с  большим  чувством  почтения
поднимаются туда молиться.
   После   того,   когда  Чесельтский  Цамад   был   основан,   его
первопоселенцы  построили  святилище.  Еще  совсем  недавно  жители
Чесельтского  Цамада  были урсдонцами Алагирского  ущелья.  Там,  в
Урсдонском ущелье они были под покровительством святилища  Мигъдæу.
Мы  смеем  полагать, что почитание и трепет перед этим  святилищем,
которые  Кочиевы принесли с собой из Урсдона, сподвигли их  назвать
свое святилище в Чесельтгоме – Мигъдæу.
   Таким  образом,  получается,  что первое  родовое  село  –  Кола
названо  в  честь его основателя. Второе родовое  село  –  Цамад  и
святилище Мигъдæу были названы Кочиевыми в честь одноименных села и
святилища   в   Северной   Осетии.  Слова  «Цъамад»   и   «Мигъдæу»
присутствуют в топонимии и Северной, и Южной Осетии.
   Со  временем  население в с. Кола и с. Цамад  увеличилось.  Само
село  Кола  начали  называть Стыр Къола  (Большое  Кола),  так  как
некоторые  жители  этого  села образовали неподалеку  два  выселка:
Мидæггаг (внутреннее) Къола и Шошайты Цъала. Шошайтæ – это одно  из
колен фамилии Кочиевых.
   Прошло  еще  много  времени.  И Кочиевы  начали  расселяться  из
Чесельтского  ущелья: в Цхинвал, Кахетию, с.Ногир,  с.Сунжа  и  др.
места. Несколько представителей этой фамилии живут в США, Канаде  и
Болгарии.
   
   
   III
                   Мы – эхо, мы – эхо, мы долгое эхо друг друга.
                                   (слова из песни)
   
   В  предыдущей главе мы изложили наше видение истории  собственно
фамилии  Кочиевых.  Но  мы, сегодняшние  осетины,  пока  еще  знаем
понятие  «æрвадæлтæ» (родственники). «Æрвадæлтæ» сегодня – это  уже
разные  фамилии.  Каждая из них – самостоятельная фамилия.  Но  все
фамилии  из группы «æрвадæлтæ» считают, что их родоначальники  были
родными  братьями  или  же потомками одного  и  того  же  человека.
Приведем  один  пример.  Наниевы,  Базаевы,  Нартикоевы,  Кулуховы,
Дьяконовы считают себя «æрвадæлтæ», потому что Нани, База,  Нартых,
Кулух  и  Дьякон были потомками одного и того же человека, которого
звали Кошой.
   Надо  сказать,  что  в  наши дни институт «æрвадæлтæ»  не  имеет
такой силы как раньше. К примеру, в наши дни уже есть случаи, когда
заключались   семейные   браки  между  отдельными   представителями
фамилий,   называющихся  «æрвадæлтæ».  Может  быть,   мы   чересчур
категоричны, ибо думаем: понятие «æрвадæлтæ» теряет свою силу, и  в
перспективе этот процесс будет усиливаться.
   Почти   все   сегодняшние   Кочиевы   (Коштæ)   считают   своими
«æрвадæлтæ»  Газзаевых (Гæззатæ) и Догузовых  (Дыгъуызтæ).  Гæззатæ
свою  фамилию  по-русски пишут с 2-мя буквами «з» – «Газзаевы».  Но
иногда  представители этой фамилии по-русски пишутся с одной буквой
«з»  –  «Газаевы». Мы обращаем на это внимание прежде всего потому,
что  есть  другая  осетинская фамилия «Газайтæ», которая  по-русски
также   пишется  «Газаевы».  Этим  «Газайтæ»  «æрвадæлтæ»  являются
Дударовы, Слоновы и  Илаевы.
   В  наши  дни,  когда встречаются представители среднего  и  даже
молодого  поколения Газзаевых и Догузовых, то, как правило,  и  они
называют  своими  «æрвадæлтæ» Кочиевых.  Для  старших  Газзаевых  и
Догузовых – это само собой разумеющийся факт.
   В  большинстве случаев Кочиевы, Газзаевы и Догузовы считают себя
потомками трех родных братьев: Кош, Гæзза и Дыгъуыз.
   Но  иногда  в  исторической  литературе  и  в  устных  рассказах
встречается   вариант,  что  Газзаевы  и  Догузовы  отделились   от
Кочиевых.   То   есть  часть  Кочиевых  начала  писаться   Газзаевы
(Гæззатæ),  а  другая  часть Кочиевых со временем  начала  писаться
Догузовы (Дыгъуызтæ).
   В   любом  случае  суть  одна:  Кочиевы,  Газзаевы,  Догузовы  –
«æрвадæлтæ».
   
   
   IV
        Ирон  мыггжгты истори раиртасын зын куыст у…
  (раскрыть  историю  осетинских  фамилий  –  очень  тяжелый труд).
                                 Зинаида Гаглоева. «Ирон мыггжгтж»
   
   Содержание  этой  главы  у  многих  вызовет  чувство  удивления,
возможно, даже недоверие. Но ниже излагаемую информацию мы собирали
по  крупицам в течение 26 лет. И прежде чем изложить ее на  бумаге,
многократно подвергали эту информацию тщательному анализу.
   Думаем,  что  даже знатокам описываемых в данной статье  фамилий
мы в какой-то мере «откроем Америку».
   
   Дзебисовы (Дзебысатæ)
   Из  глубин  веков  до  нас дошла легенда.  Эту  легенду  сегодня
Кочиевы, Газзаевы и  Догузовы рассказывают в 2-х вариантах.  Первый
вариант.   В  горах Южной Осетии человек по имени Дзебыс  бежал  от
своих  преследователей, которые хотели его убить. Три  брата,  Кош,
Гæзза,  Дыгъуыз,  оборонили  Дзебыса от  врагов,  и  преследователи
вернулись  восвояси.  Второй вариант. Братья  Кош,  Гæзза,  Дыгъуыз
приютили  мальчика-сироту. Времена были тяжелые и  лихие.  Они  его
вырастили  и  напутствовали уже во взрослой жизни.  Мальчика  звали
Дзебыс.
   С  тех  пор потомки Дзебыса - Дзебисовы (Дзебысатæ) относятся  к
Кочиевым,  Газзаевым, Догузовым как к братьям. Между Дзебисовыми  и
тремя    вышеперечисленными   фамилиями   нет   кровного   родства.
Соответственно,   есть   факты,   когда   представители   Кочиевых,
Газзаевых, Догузовых сочетались браком с Дзебисовыми.
   
   Коциевы (Коцитæ, Коситæ)
   В  случае  с Коциевыми (Коцитæ, Коситæ) можно наглядно показать,
какие «пертурбации»  происходили с некоторыми фамилиями.
   В  нескольких  литературных  источниках  по  истории  осетинских
фамилий  очень  коротко пишут, что Коциевы и Кочиевы  некогда  были
одной фамилией. Но точной информации по Коциевым у нас не было.  Не
лишним  будет  сказать, что Коциевы – малочисленная  фамилия.  «Нас
всего двенадцать дворов в Осетии, а еще одна семья Коциевых живет в
Белоруссии»  –  говорят они о себе. Авторам  этой  статьи  пришлось
специально искать представителей этой фамилии.
   Так   получилось,   что   первые  наши   беседы   состоялись   с
представителями молодого поколения Коциевых. На вопрос: «Правда ли,
что  Коциевы  и  Кочиевы  одна  фамилия?»,  они  растеряно  на  нас
посмотрели и сказали, что первый раз об этом слышат.
   Чуть позже нам удалось встретиться с представителями среднего  и
старшего   поколения Коциевых. Один из них рассказал: «Я  точно  не
знаю,  являются ли зарамагские Коциевы частью «кударских» Кочиевых.
Но  отец  мне рассказывал, что когда он был молодым, то по каким-то
делам попал в Южную Осетию. Юго-осетинские Кочиевы приняли его  как
своего брата. Больше я ничего не могу сказать».
   Представительница Коциевых сказала: «Я думаю, мы  одна  фамилия.
в  нашем  селе  жила  только одна семья Кочиевых,  и  мои  родители
считали их нашими “æрвадæлтæ”».
   Немного позже нам удалось побеседовать еще с одним Коциевым. Он-
то   и  выдал  просто-таки   исчерпывающую  информацию:  «Мой  отец
неоднократно мне говорил: Мы, Коциевы, были Кочиевыми и пришли мы в
Цъебат  из Чесельтского ущелья, а именно из с. Къола. Нашего предка
звали  Тага. Он бежал из Чесельтского ущелья в с. Цъебат (Туальское
ущелье)  по  причине  кровной  мести». Ныне  здравствующие  Коциевы
являются 5-6 поколением от своего легендарного предка Тага Кочиева.
К  еще большей чести нашего информатора, он знает своих предков  по
именам   вплоть  до  самого  Тага.  Сверх  того,  он  знает,   чьим
племянником по материнской линии был каждый из его предков.  Он  же
нам  пояснил:  «Первое время нас в Зарамаге называли Коштæ,  Костæ,
Коцтæ потом Кошитæ, и только тогда,  когда начали выдавать паспорта
на  русском  языке, то по аналогии с написанием нашей  фамилии  по-
русски местные жители нас начали называть «Коситæ», «Коцитæ».
   На  последний наш вопрос: значит, Кочиевы и Коциевы  родственные
фамилии?  –  мы получили безапелляционный ответ: Кочиевы и  Коциевы
не просто родственные фамилии, они просто-напросто одна фамилия.
   Далее он посетовал на то, что многие Кочиевы и Коциевы этого  не
знают.
   Кочиевы  (Дигория),  Сакаевы (Дигория),  Скяевы  (Дигория)  и
Джабоевы (Балкария).
   В   городе  Владикавказе  и  в  целом  ряде  населенных  пунктах
Северной  Осетии  проживает  немало  представителей  юго-осетинских
Кочиевых.  Надо сказать, что  юго-осетинские Кочиевы хорошо  знают:
когда-то,   по   каким-то   причинам,  кто-то   из   юго-осетинских
(чесельтских) Кочиевых попал в Дигорию. Но мы – одна фамилия, мы  –
одна кровь.  Дигорских Кочиевых  немного.  Но они близко общаются с
«кударскими»  Кочиевыми,  за что снискали  уважение  в  их  глазах.
Поэтому   отдельно  выделять  дигорских  Кочиевых   как   бы   даже
некорректно.
   Но,  оказывается, не все так просто, ибо одними Кочиевыми мы тут
не «отделаемся».
   Лет  30 назад молодой Кочиев из Кахетии приехал в тогдашний  еще
г.  Орджоникидзе. Как-то он познакомился с одной хорошей,  красивой
девушкой.  Эта  девушка, урожденная Сакаева, приехала  в  город  из
какого-то  села в Дигории. Парню девушка приглянулась, и  ему  даже
показалось,  что  он  встречает с ее стороны взаимную  симпатию  и…
Выяснилось,  что они – брат и сестра (æрвадæлтæ)! Ну, прямо  как  в
индийском  кино.  На  самом деле, как в кино.  Только  «кино»  было
осетинское, а не индийское.
   В  19-м  веке в Южной Осетии проходила свадьба. На этой  свадьбе
было  много  людей, много веселья, много араки.  В  разгар  веселья
начались  танцы, пальба из ружей и прочее. Случайно пуля  попала  в
одного  из гостей. Человек умер. Невольным виновником этой трагедии
оказался молодой парень из фамилии Кочиевых.
   Согласно  легенде, этот молодой Кочиев и три  его  родных  брата
вынуждены  были покинуть Южную Осетию. Они перебрались  в  Дигорию.
Все    четверо  братьев  были еще юношами.  Они  попросили  местных
жителей  приютить  их. Нужно сказать, что Дигория всегда  славилась
тем,  что  бежавшие  сюда  люди получали поддержку  и  внимание  со
стороны  коренных жителей. Взаимоподдержка, чувство локтя в Дигории
всегда  были  на  высоком  уровне. Этих четырех  парней  приняли  и
помогли им устроиться.
   Чтобы  их трудней было найти кровникам, трое из братьев поменяли
фамилию.  Одного  из  братьев  звали  Джабо.  Потомки  его   начали
называться  Джабоевы. Второй брат имел прозвище Саг. От него  пошли
Сакаевы.   Третий брат получил прозвище «Ски». Его потомки   начали
называться     Скяевы.    Получается,     три     старших     брата
«законспирировались». Четвертый, самый младший брат, был еще совсем
юн. И только через сколько-то лет он обзавелся семьей и потомством.
   Старшие  братья  решили, чтобы совсем не порвалась  их  связь  с
родом Кочиевых, будет правильно, если самый младший брат и его дети
сохранят фамилию предков.
   Так   в   Дигории  появились  четыре  новые  фамилии:  Джабоевы,
Сакаевы, Скяевы и Кочиевы.
   Как  известно, от Дигории до Балкарии рукой подать. Джабо и  его
потомки из каких-то житейских соображений перебрались в Балкарию и,
соответственно, стали балкарцами. Некоторое время назад кому-то  из
осетинских  Кочиевых удалось познакомиться  с теперь уже балкарцами
Джабоевыми.
   В  ходе  общения выяснилось, что Джабоевы еще не забыли о  своих
осетинских корнях.
   
   Гатаевы (Гатайтæ)
   В   Южной  Осетии  в  селении  Ортеу проживает  фамилия  Гатаевы
(Гатайтæ).   Это,  по  осетинским  меркам,  довольно  малочисленная
фамилия.   В  сел.  Ципран  Джавского   района,  жил  Газзаев  Гата
(дополнительно скажем, Ципран – родовое село Газзаевых). По причине
кровной  мести   (он убил человека) Гата бежал  из  сел.  Ципран  в
Ортеу.  Чтобы  его  не нашли кровники, Гата и  его  потомки  начали
называться  Гатаевы.  Этой истории примерно  пять-шесть  поколений.
Долгое  время Гатаевы скрывали, что они – часть Газзаевых.  Теперь,
когда  «утекло много воды», Гатаевы открыто говорят, что они  часть
Газзаевых.  Более  того, две семьи Гатаевых снова  начали  писаться
«Газзаевы».  Нужно сказать, что некоторые из современных  Газзаевых
не знают эту историю. Само собой разумеется, что Кочиевы и Догузовы
знают  ее  еще  меньше. Любопытно отметить, как Гатаевы  говорят  о
себе.  Первый  вариант. «Наши родственники –  Газзаевы,  Кочиевы  и
Догузовы».  Второй вариант «Гатаевы есть Газзаевы.  А  родственники
наши – Кочиевы и Догузовы».
   
   Дзасоховы
   Честно  говоря,  когда мы начали писать эту  часть  статьи,  нам
самим  было сложно определиться: какую именно информацию мы  должны
выдать.
   В  книге Сергея Кайтова «Ирон хабæрттæ» («Осетинские вести»),  а
также  в  книге  Зинаиды  Гаглоевой  «Ирон  мыггæгтæ»  («Осетинские
фамилии»)  есть  следующая  информация.  Процитируем  буквально  З.
Гаглоеву:  «Газаевы считаются фамилией, происходящей от Кочиевых  и
названной  по имени родоначальника». «Дзасоховы тоже выделились  из
Кочиевых,  но  их фамилия происходит от имени матери».  Сведения  о
Дзасоховых  З. Гаглоева записала со слов Степана Газаева  (Цхинвал,
1980 г.).
   Добавим  от  себя,  что  в интернете есть страница,  посвященная
осетинским фамилиям. Информация по Дзасоховым в ней была  «скачана»
из книги  З. Гаглоевой.
   Добавим  еще.  Житель г. Владикавказа Мирян Кочиев  (ему  сейчас
около  53  лет) родился в Кахетии, сел. Пона. Его школьный  учитель
Дзасохов  Варден неоднократно ему говорил, что Кочиевы и  Дзасоховы
родственники.
   За  последние  десять лет нам всего лишь один-два  раза  удалось
встретить  Дзасоховых  –  выходцев из  внутренних  районов  Грузии,
которые, вроде бы, знают, что Кочиевы и Дзасоховы  родственники.
   Мы решили, что должны все-таки внести ясность в этот вопрос.
   С  этой целью мы имели около двадцати личных встреч и телефонных
бесед  с  представителями Дзасоховых-северян и Дзасоховых-южан.  То
есть был проделан большой объем работы.
   Ни  один  из  опрошенных нами Дзасоховых-северян не подтверждает
информацию о родстве Дзасоховых с Кочиевыми. Только один  Дзасохов-
северянин читал эту информацию в интернете.
   Из  Дзасоховых-южан всего лишь один слышал о родстве  Дзасоховых
с Кочиевыми. Он слышал, но не знает подробностей.
   Дзасоховы,  которые  живут на Севере Осетии  и  на  Юге  Осетии,
aegsqknbmn,  – одна фамилия. Тогда, спрашивается, почему  мы  пишем
отдельно о Дзасоховых-северянах и Дзасоховых-южанах.
   А  вот  почему.  Когда  мы спрашивали у Дзасоховых-северян:  «Вы
говорите, что не знаете о родстве Дзасоховых с Кочиевыми, тогда кто
по-вашему  «æрвадæлтæ» Дзасоховым?». Нам отвечали: Первый  вариант.
Не  знаем.  Второй вариант. Дзасоховы вообще не имеют  «æрвадæлтæ».
Третий  вариант.  Хапсаевы (Хапсæтæ), Четвертый вариант.  Нартиковы
(Нартыхтæ),  Пятый  вариант. Хапсаевы и Нартиковы.  Шестой  вариант
Черчесовы (Черчестæ) и Чехоевы (Чехойтæ).
   На  тот  же  самый  вопрос  Дзасоховы  южане  отвечали:   Первый
вариант.  Не  знаем.  Второй  вариант. Дзасоховы  вообще  не  имеют
«æрвадæлтæ».  Третий  вариант.  Бегизовы  (Беджызатæ)  и   Баскаевы
(Баскатæ).  Четвертый вариант. Маргиевы (Мæргъитæ). Пятый  вариант.
Туаевы (Туатæ). Шестой вариант. Джибаловы (Джибалтæ).
   Нужно ли комментировать вышеизложенное?
   Скажем только, нам стало понятно, что ничего не понятно.
   Просуммировав  всю  информацию о возможном  родстве  Кочиевых  и
Дзасоховых,  мы  заключили: решение этой  задачи  может  иметь  два
варианта взаимоисключающих друг друга.
   Первый  вариант.  Информация, изложенная в  книге  З.  Гаглоевой
«Осетинские  фамилии»  о родстве  Кочиевых и  Дзасоховых  неточная,
ошибочная.  Потому  что современные Кочиевы и  Дзасоховы  ею  почти
совсем не владеют.
   Второй  вариант. Информация, изложенная в книге З.  Гаглоевой  о
родстве  Кочиевых  и  Дзасоховых  –  очень  ценный  этнографический
материал,  содержащий информацию о Кочиевых и  Дзасоховых,  которую
они сами о себе практически не помнят.
   Как такое может быть?
   Допустим,  около  300  лет  назад  одна  семья  Кочиевых   стала
называться  по  имени  своей матери  Дзасох – Дзасохтæ.  Дзасох  со
своими  детьми переселилась из с. Урсдон  в с. Бад. Чуть позже  все
Кочиевы  из  с.  Урсдон  «эмигрировали» в Южную  Осетию.  Дзасоховы
остались в с. Бад. Кочиевы и Дзасоховы как бы потеряли друг  друга.
Примерно  за  300 лет и Кочиевы, и Дзасоховы забыли о  своих  общих
корнях.
   Повторяем,  что оба варианта мы изложили как предположение.  Ибо
у  нас нет достаточной информации для того, чтобы  настаивать на их
правильности или ложности.
   В  глубине  души мы лелеем некоторую надежду, что кто-нибудь  из
наших читателей обладает по этому вопросу конкретной информацией  и
поделится ею с нами.
   Мы   можем   сказать,  что  в  отношении  Газзаевых,  Догузовых,
Дзебисовых,  Коциевых,  Сакаевых, Скяевых, Джабоевых,  Гатаевых  мы
сделали  достаточно определенные заключения, потому  что  собранная
нами  информация  позволяет нам сделать в  отношении  этих  фамилий
конкретные выводы.
   По   Дзасоховым,   скажем   так,  нет  полной   ясности.   Можем
расшифровать  нашу мысль. Еще 30-50 лет назад были живы  старики  у
Кочиевых,  Дзасоховых, Газзаевых и других, которые знали достаточно
полно  о  происхождении своих фамилий. И по данному  вопросу  могли
четко  сказать  «да»  или «нет». Сейчас с такого  рода  информацией
намного  сложней.  А  иногда  ситуацию можно  охарактеризовать  как
безнадежную.
   Собственно  говоря, родственники или не родственники  Кочиевы  и
Дзасоховы   –   это  лишь  маленький  штрих  в  огромной   проблеме
современной  Осетии  –  незнании  родного  языка  и  своих  корней.
Масштабы незнания осетинами своего языка и фамильных корней  иногда
шокируют.
   Сколько   в   Осетии,   особенно  во  Владикавказе,   осетинской
молодежи, которая не говорит и даже не понимает по-осетински?!
   Что  касается  фамилий, то осетины среднего поколения  часто  не
могут  назвать  родственные фамилии. Поверьте,  значительная  часть
современных  осетин  вообще не понимает  смысла  слова  «æрвадиуæг»
(«родство»).
   За  относительно  короткий промежуток времени  знание  осетинами
своего родного языка и фамильных корней очень резко сократилось.
   Знания нашей молодежи о своей фамилии часто на таком уровне:  «Я
–  Гатаев, кударец», «Я – Скяев, дигорец», «Я – Дзасохов,  иронец».
Иногда чуть богаче: «Мы – Коциевы, иронцы, туальцы».
   На эту тему можно привести уйму примеров.
   Вот  один. Во второй главе статьи мы подробно описали, что  юго-
осетинские  Кочиевы берут свое начало в Алагирском ущелье  Северной
Осетии. Поверьте, нам удалось встретить только одну семью Кочиевых,
которая от отца к сыну сохранила знание об этом. Кроме этой семьи у
Кочиевых  есть  еще несколько человек, которые от знакомых  или  от
родственников когда-то об этом слышали.
   Еще  пример.  Молодой владикавказец Сакаев,  дигорец,  не  может
понять, как ему может быть родственником Кочиев, кударец.
   Третий  пример.  Нас искренне убеждали, что Коштæ  и  Хъошытæ  –
одна фамилия: «Какая разница, ведь и те, и другие Кочиевы?»
   И так далее…
   Хотелось бы, конечно, чтобы старшие больше приобщали молодежь  к
родному языку, подробней рассказывали о своей фамилии и родственных
фамилиях.
   В  заключении нашей статьи мы хотим высказать свою благодарность
Наниеву  Виссариону, Хозиеву Федору, Гаглоевой Зинаиде,  Кайтову
Сергею,  Джабиеву Зарбегу, Гецаеву Афако. Бесценная  информация
по  истории осетинских фамилий, которая содержится в их  статьях  и
книгах,  была  для  нас  огромной помощью в  деле  написания  нашей
статьи.
   Мы  также  благодарны  всем, кто так  или  иначе  помог  собрать
информацию, использованную в данной статье.
   Информация  изложенная в нашей статье, конечно,  не  может  быть
абсолютной. Ибо данная статья – это как бы некая сумма воспоминаний
и  легенд.  Такова  специфика  любого  этнографического  материала.
Недаром  Коста  Хетагуров  писал  в  своем  этнографическом  очерке
«Особа»:   «Руководствуясь  глубоким  убеждением,  что   правильное
изучение  Кавказа  для нас… должно быть особенно дорого,  я  всякую
разумную   поправку  в  моих  личных  выводах   приму   с   большой
признательностью».
   Будем благодарны за отзывы, в том числе и за здоровую критику.
К содержанию || На главную страницу