С.Ф. ЦАЛЛАГОВ

ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

   
   Культурная  жизнь  города  в  основном  была  сосредоточена   на
Александровском    проспекте.    Залы    Общественного     собрания
(впоследствии   Дом   офицеров)   и   Коммерческого   клуба   (ныне
Республиканская  юношеская  библиотека)  всегда  были   переполнены
любителями  классической  музыки. Здесь выступали  известные  в  то
время оперные певцы И.Ф. Ирмани и А.Ф. Риензи, другие артисты Санкт-
Петербургской Императорской оперы.
   Прекрасные   узорчатые   балконы   зданий   на   Александровском
проспекте  служили одновременно и концертными площадками. Например,
на  балконе Коммерческого клуба прекрасными летними вечерами  играл
оркестр Терского казачьего войска.
   Находясь  на  перекрестке военных и торговых путей,  Владикавказ
привлекал   внимание  и  Императорского  дома   России.   Об   этом
свидетельствует тот факт, что в разное время город посетили Николай
I  (1837  г.), Александр II (1871 г.), Александр III  (1888  г.)  и
Николай  II  (1904 г.). Николай II посетил наш город через  26  лет
после своего отца Александра III.
   К   этому  времени  в  истории  Владикавказа  произошло   немало
знаменательных  событий.  В  1862 г. в  городе  был  открыт  первый
Кабинет для чтения, 16 января 1864 года – первое фотозаведение, а с
1  января  1868  года  начала выходить  первая  газета  –  «Терские
ведомости».
   В  1890 г. пущена Владикавказская конно-железная дорога, в  1892
г.  учреждено  Владикавказское медицинское общество,  в  1895  году
начали  издаваться   «Казбек»  и журнал  «Епархиальные  ведомости».
Постепенно город стал и центром культурной жизни края: его посещали
в  разные  годы  видные российские писатели, композиторы,  артисты,
путешественники,  государственные деятели и дипломаты.  Среди  них:
А.  Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой,  А.  Чехов,  А.
Куприн и другие, композиторы М. Балакирев и П. Чайковский.
   В  апреле  1871  г.  спектаклем «Маскарад»  М.Ю.  Лермонтова  во
Владикавказе  открылся  профессиональный русский  театр.  В  разное
время  в театре выступали такие артисты, как  В.Н. Давыдов,  братья
Адельгейм,  Д.Г. Ленский, балерина М.Г. Савина, М.И.  Петипа,  Е.Б.
Вахтангов и другие прославленные мастера русской сцены.
   Местом  проведения  первой  художественной  выставки  тоже  стал
Александровский  проспект.  Начало  этой  традиции  положил   Коста
Хетагуров. В 1887–1890 гг. в здании Коммерческого клуба и  Межевого
управления  выставлялись  его  картины  «Святая  Нина»,  «Скорбящий
ангел»,  «На школьной скамье жизни». С открытием в 1902 г. Общества
взаимного  кредита  (угол  улицы Евдокимовской  и  Александровского
проспекта),  операционный  зал  его  банка  одновременно  служил  и
выставочным  залом, где ежегодно устраивались выставки произведений
художников,   демонстрировались  промышленные   товары,   ювелирные
изделия, собрания коллекционеров.
   Неменьшей     притягательной    силой    обладали     библиотеки
Владикавказа.  На первом этаже дома Гаджиева (угол Александровского
проспекта  и  Базарной улицы, ныне Джанаева), где сейчас  находится
аптека №1, располагался известный в то время писчебумажный торговый
дом «Сегаль и С», а на втором – книжный магазин Ильина, имевший при
себе  библиотеку  и кабинет для чтения с широким выбором  различной
литературы.   В   этом  же  здании,  со  стороны  улицы   Базарной,
nanqmnb`kq первый в городе электротеатр «Модерн».
   В  1895  году,  благодаря стараниям и попечению  начальницы  2-й
женской   гимназии   Варвары  Григорьевны  Шредерс,   имя   которой
увековечено  в  стихах  великого Коста Хетагурова,  и  председателя
съезда мировых судей дворянина Владислава Доминиковича Шредерса  во
Владикавказе открылась первая общественная библиотека.
   Один    за   другим   открываются   клубы,   музеи,   кинотеатры
(электробиографы   «Патэ»,  братьев  Риччи)  и  другие   учреждения
культуры.
   В  старом Владикавказе до 1911 года было три кинотеатра  –  один
из  них  кинотеатр  «Патэ»  –  ныне «Комсомолец»,  второй  «Риччи»,
который  уже в советское время снесли, разбив на этом месте,  перед
театром,  сквер  с  фонтаном. Таким образом,  владикавказцы,  почти
одновременно  со  столичными любителями кино, могли  знакомиться  с
лучшими  европейскими и российскими фильмами.  Третий  кинотеатр  –
самый  старый  и  самый  маленький  –  размещался  в  доме  №40  по
Александровскому проспекту, над аптекой №1. Уже в  1911  году  этот
кинотеатр, не выдержав конкуренции, перестал существовать.
   Расположенное  на  пересечении двух улиц  –  Титова  и  Маркуса,
здание хорошо обозревалось и подсказало угловое решение, придав ему
полукруглое   очертание.  На  обоих  фасадах,  в  духе   подражания
классике,    устроены    полуколонны   прямоугольного    очертания.
Полуколонны  должны  были  завершиться  установкой  капителей,   но
сделать  этого не успели – началась I-я мировая война, а места  для
капителей и по сей день остались незаполненными.
   Здание  подобного назначения было одним из немногих, выстроенных
во  Владикавказе,  и,  кроме того, оно было последним  общественным
зданием,  построенным  в  городе в июле  1914  года,  когда  всякое
строительство  было  прекращено. Автор проекта  –  архитектор  И.В.
Рябикин.   Главным   помещением  здания  был  большой   двухсветный
зрительный зал.
   В  годы  Первой  мировой  войны  здание  было  использовано  под
госпиталь. В 1920 гг. здесь находился Клуб декабристов.
   В настоящее время работает Северо-Осетинский театр кукол.
   О  кинотеатре  «Гигант»  впервые было заявлено  5  февраля  1913
года,  когда  владикавказская городская управа выдала удостоверение
Е.И.   Первиль   и   А.Е.  Медведевой  на  постройку   здания   для
синематографа   на  их  собственных  участках  по  Александровскому
проспекту, 57 с выходом на ул. Гимназическую (ныне Миллера).
   Разместился кинотеатр во дворе уже существующих строений, а  над
созданием его трудились инженеры-архитекторы Ф.Ф. Гут, П.П. Шмидт и
А.А. Навроцкий.
   Вход  в  кинотеатр был запланирован с улицы Московской (Кирова).
Здание  кинотеатра  отражает в себе все черты архитектурного  стиля
модерн. Особенно интересны и привлекают внимание навершия на  крыше
здания.
   В   фойе  нового  кинотеатра  постоянно  играл  духовой  оркестр
Терского  казачьего  войска, а стены на всю высоту  были  расписаны
лучшими  художниками города. На втором этаже разместились  квартира
владельца и фотоателье.
   
   Официальной  датой открытия синематографа «Пате» считается  1907
год.  Газета  «Терек»  в  июне 1907 г. писала:  «Приехали  инженеры
братья  Пате  из Парижа с целью синематографическим способом  снять
«Жизнь  Кавказа».  Покорнейше просим  живущих  у  подножья  гор,  в
деревнях, станицах  и  аулах  оказать содействие  при  снимках  как
местностей,  так  и  картин  туземной  жизни.  Адрес:  Владикавказ,
гостиница “Европа”».
   Можно,  наверное, полагать, что вплоть до 1911 года  «Пате»  был
чуть  ли  не  единственным кинотеатром во Владикавказе,  не  считая
того,  что в городском театре, Общественном собрании и Коммерческом
клубе иногда устраивались синематографические сеансы.
   24  января 1911 года «строительное отделение, рассмотрев  проект
пристройки помещения синематографа при существующем доме Александры
Аксеновой... на Александровском проспекте, утвердило его», а уже  4
августа  того же года владикавказскому полицмейстеру сообщали,  что
«...работы по пристройке помещения синематографа... закончены, и  в
нем   открыт   электробиограф  «Пате».  К  тому  времени,   правда,
Владикавказ уже стремительными шагами входил в мир кино. И, тем  не
менее,  «Пате» находил возможность изыскивать и показывать  фильмы,
особо  «нашумевшие и привлекательные для зрителя». Программа вечера
никогда  не  ограничивалась одним фильмом. Сверх программы  зрителю
предлагались комические журналы, аттракционы, оригинальные имитации
и др. Так, в 1913 г. владельцы театра «Пате» Н. Сахаров, С. Шихман,
С. Позин и Г. Аптекман просили: «разрешить... в театре «Пате» после
каждого сеанса ставить небольшие пьесы-миниатюры».
   Небезынтересна  хронология  переименования  кинотеатра.   С   14
января  1923  г. название «Пате» сменил «Гос. кинотеатр  №2»,  а  с
декабря  того же года по 17 июня 1931 года он действовал как  «Сов.
кино  №2».  На  смену ему пришло название «Горец». И  только  с  17
апреля 1935 года «Горец» заменили вывеской «Комсомолец».
   В  1911  году решено было построить в г. Владикавказе  –  центре
Терской области – областной исторический музей. Место строительства
будущего  музея было избрано на свободной площадке напротив  Нового
кафедрального собора.
   Город  стремился  иметь все достижения цивилизации.  В  1897  г.
здесь  открылся первый музей  местных древностей. Первое упоминание
о нем относится к 1898 г. – в «Терском календаре». Он вошел в число
36    главнейших   российских   провинциальных   музеев.    Первыми
приобретениями  музея  явились коллекции руд,  гербарии  альпийской
флоры,    фотоснимки    различных   исторических    памятников    и
достопримечательностей области. Святилище  Реком  одним  из  первых
стало  предметом  пристального внимания музейных  работников.  Была
выявлена  «настоятельная потребность в принятии скорейших  мер  для
сохранения  его.  Была  составлена  опись  хранящихся  в  святилище
предметов – серебряных крестиков, бус из золоченого стекла, монет и
т.  д.  –  и  на  средства,  выделенные Московским  археологическим
обществом,  был изготовлен специальный шкаф, который  установили  в
святилище, поместив в нем все означенные в описи древности».
   Еще  одним  ценным  приобретением музея  стали  письма  великого
русского  полководца  А.В. Суворова, который в  свое  время  принял
непосредственное участие в укреплении крепости Моздок.
   Составление  проекта было поручено архитектору Ивану Васильевичу
Рябикину.  Время  строительства  музея  совпадало  с  развитием   и
становлением  на  территории Терской области  архитектурного  стиля
модерн.   Стиль   модерн,  как  известно,  решительно   порывал   с
архитектурным  прошлым,  с  канонами классицизма.  Однако  Рябикин,
учитывая  специфику проектируемого им здания, решил запроектировать
здание музея в классических формах, и это ему удалось вполне.
   Проект  нового  здания  Исторического  музея  был  утвержден   и
рекомендован к строительству. С финансированием строительства музея
произошли задержки, и к строительству фактически приступили лишь  в
1913  году.  Когда  центральная  2-этажная  часть  музея  была  уже
закончена,  полностью  были  оформлены главный  вход  и  вестибюль,
началась  Первая  мировая война (1914 год). Решено  было  закончить
отделку  уже  выстроенной  части музея, а  остальное  строительство
законсервировать. Таким образом, то, что до нас дошло,  –  это,  по
существу,  всего лишь вестибюль и гардероб предполагаемого  здания,
основной   же   корпус  должен  был  располагаться  перпендикулярно
вестибюлю, в глубь участка, но он так и не был построен. И все  же,
несмотря  на  это, построенная часть музея по своей выразительности
носит  завершенный  характер  и  должна  нами  рассматриваться  как
таковая.  Нельзя  отказать  автору в  мастерстве  и  оригинальности
запроектированной им арки и во всей подчеркнутости главного  входа.
Перед  главным  входом  были установлены 2  пушки  с  ядрами  эпохи
военных действий на Кавказе. В настоящее время в здании разместился
Литературный музей им. К.Л. Хетагурова.
   
   Здание,   в   котором   состоялись  первые  спектакли   Русского
драматического театра, до наших дней не дошло – оно  пострадало  от
пожара.  Новое здание театра было построено уже в конце  XIX  века,
т.е.  тогда, когда повсеместно в России в архитектуре господствовал
стиль модерн.
   Архитектура  театра  – как его внешний вид,  так  и  интерьер  –
решена  в  очень  скромных формах, что было созвучно  эпохе,  новым
направлениям в искусстве.
   Небольшой  зал,  вмещающий  до 700 зрителей,  обладает  хорошими
акустическими свойствами.
   Русский  драматический театр явился местом публичных выступлений
выдающихся деятелей российского и советского государства,  здесь  в
начале XX века кипели революционные страсти.
   В   донесении   начальника   Терского  областного   жандармского
управления  читаем: «9 января во Владикавказском  театре  во  время
антракта   вечернего  представления  с  верхнего  яруса  посыпались
свернутые   треугольниками  бумажки,  как   оказалось,   подпольные
прокламации “Слово и дело русского самодержавия” Российской социал-
демократической рабочей партии».
   Театр  осуществлял постановки произведений Пушкина, Островского,
Шиллера и лучших современных российских и зарубежных драматургов. С
этим  театром  связаны  имена многих талантливых  мастеров  русской
сцены, среди которых – Орленов, Варламов, Ленский, Сумбатов-Южин.
   Здесь  началась  творческая биография  гениального  режиссера  и
«великого  гражданина страны» Евгения Вахтангова. В  спектаклях  по
произведениям  Г.  Гауптмана  («Праздник  мира»),  М.   Тимковского
(«Сильные и слабые»), А. Чехова («Дядя Ваня») и К. Гамсуна («У врат
царства»)  впервые проявился его талант как режиссера и актера.  До
конца  дней  своих  Евгений Вахтангов ощущал  себя  владикавказцем,
помнил  об  отчем  доме и городе, в котором можно  было  отогреться
душой.
   Здесь  писал свои первые пьесы и заведовал литературным  отделом
Михаил Булгаков.
   С  этим  театром связано имя и великого осетинского поэта  Коста
Хетагурова. Нередко он являлся не только организатором и участником
любительских спектаклей, но и художником-оформителем.
      Сцена   городского   театра  явилась  колыбелью   осетинского
профессионального театра. Первый спектакль на осетинском  языке  по
пьесе Д. Кусова «Дети гор» был поставлен именно здесь.
   Владикавказский   русский   драматический   театр,   и    сейчас
пользующийся  любовью и успехом у зрителей, с гордостью  носит  имя
Вахтангова,  часто  принимая у себя гостей-«вахтанговцев»,  актеров
знаменитого московского театра.
   
   По    проекту    архитектора   Ивана    Васильевича    Рябикина,
предполагалось  на набережной реки Терек возвести здание  Народного
дома.  Для  активного  сбора средств под эти  цели  изготавливается
открытка с изображением внешнего вида Народного дома, которая имела
хождение  по  городу. Она призывала имущие слои  населения  вложить
средства в осуществление этой идеи.
   Здание  не  было достроено, т.к. грянула I-ая Мировая  война,  а
затем  революция и гражданская война. И только в 1958 г. по проекту
архитектора   Т.М.  Бутаевой  построено  здание  Северо-Осетинского
музыкально-драматического театра (1958  –  1968  гг.).  В  1971  г.
здание   занял  Музыкальный  театр,  выделившийся  из   музыкально-
драматического  (ныне – Северо-Осетинский театр  оперы  и  балета).
Среди  основателей:  режиссер Ю.Н. Леков,  художник  Ю.П.  Федоров,
дирижеры  П.Ф.  Панасян и А.А. Брискин, балетмейстеры  Ю.Н.  Мясин,
А.М. Псхациев.
К содержанию || На главную страницу