Фритьоф НАНСЕН

         К 90-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ КНИГИ ФРИТЬОФА НАНСЕНА

«ЧЕРЕЗ КАВКАЗ К ВОЛГЕ»

   
                     ПЕРЕВОД ЦАГАРАЕВОЙ Е.Н.
        КОММЕНТАРИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА БОЧАРОВОЙ И.Н.
   
   
   Фритьоф  Ведель-Ярлсберг Нансен (1861 – 1930 гг) – норвежский
полярный  исследователь,  ученый,  доктор  зоологии,  основатель
новой   науки   –   физической  океанографии,   политический   и
общественный   деятель,  гуманист  с  большой   буквы,   лауреат
Нобелевской  премии  за 1922 г.; удостоен  наград  многих  стран
мира,  в  том  числе и России, автор нескольких книг  и  научных
работ,  его  именем  названы  географические  и  астрономические
объекты, в том числе и кратер на Северном полюсе Луны. На  карте
Арктики и Антарктики его имя упоминается 25 раз.
   В  1968  г. вышел фильм, посвященный жизни Нансена  –  «Всего
одна жизнь» (СССР, Норвегия).
   В  2019  году  исполняется  90 лет со  дня  публикации  книги
Нансена  «Через Кавказ к Волге», написанной известным  ученым  с
мировым  именем  по материалам его путешествия  в  1925  году  в
Советскую Россию, во время которого Нансен побывал на Кавказе  и
посетил Владикавказ.
   Нансен  первый  из западных ученых, кто обратил  внимание  на
«родство»  норвежских  и  осетинских  исторических  корней.   Во
многом, как показывают современные исследования, ученый оказался
прав.  При  анализе  собранного  материала  Нансен  обращался  к
текстам саг средневекового исландского историка Стурлусона и  на
основе  этого  анализа  сделал  вывод:  предки  осетин  в  эпоху
великого   переселения  народов  ушли   с   Дона   и   Северного
Причерноморья   и   двинулись  на   север.   Пройдя   территорию
современной  России, они попали в Западную  и  Северную  Европу,
этим  и  объясняется  бросающееся в глаза сходство  мифологии  и
обычаев осетин и скандинавов.
   Идеями,  высказанными Нансеном в своей книге,  через  75  лет
увлекся  другой  знаменитый  норвежец.  Его  имя  Тур  Хейердал.
Хейердал связался с российскими учеными и в апреле 2000 года  он
со  своим старым другом Юрием Сенкевичем приехал в город Азов на
раскопки,  где  на  восточном берегу Дона  находились  поселения
асов, которые по времени совпадают с Асгардом из саг Стурлусона.
Среди 35 тысяч находок три предмета поразили Хейердала. Это были
пряжки  для плаща, аналогичные тем, которые носили средневековые
викинги. Из найденного археологического материала следовало, что
местные  воины из племени асов прошли через всю Европу к берегам
Норвежского моря, и случилось это на рубеже 1 века до н. э. и  1
века  н.  э.  т. е. на тысячелетие ранее завоевательных  походов
викингов.  По  мнению  Хейердала, это означало,  что  скандинавы
имеют   азово-кавказские  корни,  и,  следовательно,  необходимо
пересмотреть  древнюю историю европейцев.  Свои  размышления  по
этому  вопросу ученый изложил в написанной им работе «В  поисках
Одина».   Однако  научная  общественность  Норвегии   отказалась
признать факт общности исторических корней скандинавов и народов
Кавказа.  Доказать гипотезу о викингах – асах Хейердалу помешала
смерть.  Но  уже  в первом десятилетии 21 века  многие  западные
ученые  признали справедливость мнений Нансена  и  Хейердала,  и
среди них Говард Рейд (Ховард Рид). Выводы этого ученого вызвали
настоящий  шок среди западноевропейских историков. Согласно  его
анализу,  легенды о короле Артуре, королеве Гинерве,  волшебнике
Мерлине  и рыцарях «круглого стола» восходят к истории сарматов.
По  мнению  ученого,  завоевав Азию и Африку,  сарматы  достигли
Дуная, где встретились с римлянами, к которым, согласно античным
авторам,  поступали на службу. Римские императоры  охотно  брали
«высоких,   прекрасных   всадников  в  металлических   доспехах,
сражавшихся  под  знаменами с изображением дракона»  к  себе  на
службу.  По  мнению  Рейда, сарматские  катафрактарии  послужили
прототипом  средне-вековых рыцарей. Будучи  в  Петербурге,  Рейд
посетил  Эрмитаж  и  обратил  особое  внимание  на  предметы   с
символикой  дракона, найденные в захоронениях  воинов-кочевников
Сибири и датируемые 500 г. до РХ. Ученого поразил тот факт,  что
аналогичные мотивы он видел в иллюстрированной книге  ирландских
монахов,  написанной  в  800-ые  годы  после  РХ.  Поэтому  Рейд
предположил, что образ Мерлина в английском фольклоре возник под
влиянием  сарматских  шаманов, а чаша  шаманов  –  это  прообраз
священного   кубка   Грааля,  который  до  этого   связывали   с
христианской  тематикой.  По  мнению  ученого,  жизнь   сарматов
сохранилась  в  мифах о Камелоте. Образ воина в  легендах  этого
цикла пришел из нартского эпоса – это Батрадз, чья жизнь связана
с  волшебным  мечом. Ряд западных ученых поддержал точку  зрения
Рейда.  По  их мнению, немало общих черт сближают образы  короля
Артура и нарта Батрадза. Эту связь отметил и Ж. Дюмезиль: Артура
и  Батрадза  сближает  мотив меча, брошенного  в  озеро  (смерть
Артура  и  Батрадза).  Находят  соответствие  между  Сосланом  и
ирландским Кухулином (мотив колеса). Так идеи Нансена нашли свое
подтверждение  в  трудах  других ученых,  перед  которыми  встал
вопрос,  когда  же  произошло  это заимствование?  Общее  мнение
таково,  что  речь  должна  идти об аланах,  которые  в  5  веке
контролировали   Галлию   с   центром   в   Орлеане.    Согласно
исследованиям  Рейда  многие  аристократические  фамилии  Европы
ведут   свое   начало  от  аланской  военной  элиты.   Например,
королевская  династия Каролингов, давшая миру Карла  Великого  и
правившая  во  Франции, Италии и Германии до 8 века,  вела  свое
происхождение, по мнению Рейда, также от алан. Российский ученый
Ковалевская  В.  Б.  доказывает, что  прототипом  короля  Артура
являлся,  возможно, вождь алан Гоар, возглавлявший  в  указанное
время  группировку алан в Орлеане. (Ковалевская В. Б. «Кавказ  и
аланы.  Века  и  народы».) По ее мнению,  французское  имя  Ален
восходит  к  имени Алан, кроме того Ковалевская утверждает,  что
более трехсот названий городов и сел на территории южной Франции
и  северной Италии так или иначе связаны с присутствием  в  этих
местах  алан:  Аланскан (сегодня не существует,  находился  в  3
милях  от  Нарбоны), Алланкур, Алламон, Аленье, Алайн,  Алансон,
Аллианвиль, Аллейн, Аландриано, Алагна, Аллегно, Алано, Аллейно,
Алейнкур  – и это малая часть тех названий, которые образовались
только  от  формы «алан». Кроме того, есть много  географических
названий,  в  которых за прошедшие столетия произошли  изменения
(Ландриано) или они образованы от других аланских имен (Сампигни
–  от  имени Самбида). Сейчас ученые уже установили,  что  много
аланских военных поселений располагалось в окрестностях  Милана.
Ковалевская приводит французскую пословицу, пришедшую из глубины
прошедших веков: «Cet home est violent et allain», что означает:
«Этот  человек  неукротим и аланоподобен». В целом,  аланы  были
хорошо  известны в средневековой Англии: автор хроники  «История
Британии»  родоначальника  Европы называет  Аланом.  В  античный
период и в средние века огромной популярностью помимо выносливой
и  сильной аланской лошади пользовалась аланская собака. Позднее
ей   был   присужден  статус  геральдического  знака.  Охотничья
аланская   собака   «происходила   родом   с   Кавказа,   откуда
сопровождала  свирепых,  светловолосых  и  воинственных   алан».
Изображения двух аланских собак красуются на гербе города  Алано
в  Испании. Сегодня уже и скандинавские ученые признали, что  их
предки  заимствовали религиозные обряды у алан (древние норвежцы
называли  себя асами). Начало же эпопеи изучения истории  «аланы
на западе» лежит в путевых заметках выдающегося ученого Фритьофа
Нансена.
   Будущий   путешественник  родился  в  семье  юриста.  Главным
принципом  воспитания  отец Нансена считал  соблюдение  строгого
порядка,   который   поддерживал  жесткой  дисциплиной.   Другим
принципом  воспитания – был культ здорового образа  жизни.  Мать
маленького Фритьофа, баронесса немецкого происхождения  Аделаида
Йоханна  Текла  Исидориа Ведель Ярлсберг была племянницей  вице-
короля   Норвегии.   Отдавая  дань  модному   среди   норвежских
аристократов  того времени увлечению лыжным спортом,  она  стала
страстной   его  поклонницей,  поэтому  детей  воспитывали   по-
спартански. Фритьоф стал «жертвой» такого воспитания: первый раз
его  поставили на лыжи в двухлетнем возрасте. С 15  лет  молодой
Фритьоф  участвовал в лыжных соревнованиях и в 17 лет (1878  г.)
стал  чемпионом Норвегии по лыжным гонкам (всего  он  завоевывал
этот  почетный титул 12 раз), а годом ранее – чемпионом мира  по
бегу  на коньках. Нансен рос в большой семье. У него было десять
братьев  и сестер, поэтому в доме было полно детей самых  разных
возрастов. В своих воспоминаниях об этих годах Нансен писал, что
игрушки  им  никогда не покупались. Он сам мастерил себе  лук  и
стрелы, повозки, удочки и мельницы, которые устанавливал  вместе
с  братом  на  берегах  лесных  ручьев.  Однажды  при  испытании
самодельного  ружья,  изготовленного  из  обрезка  водопроводной
трубы,  он  чуть  не  потерял глаз,  в  другой  раз  спрыгнул  с
трамплина и чудом остался жив. С подросткового возраста  братьям
разрешалось  жить по несколько дней в лесу, где  они  занимались
рыбной  ловлей  и готовили себе еду на костре. В таких  условиях
формировался    характер    будущего    исследователя.    Нансен
признавался,  что  этот  детский опыт оказался  неоценим  в  его
взрослых путешествиях.
   Среди  предков Нансена был датский купец Ханс Нансен (1598  –
1667 гг.), который в 16лет совершил плавание по Белому морю, а в
21   год   по   приглашению  русского  царя  Михаила  Федоровича
обследовал  архангельское побережье. Нансен  чрезвычайно  высоко
оценивал  личность своего предка и мечтал подобно ему  совершить
плавание  –  экспедицию. Слово «вперед» на  норвежском  языке  –
«фрам»  –  стало  девизом  Нансена, и не  случайно  корабль,  на
котором  он  отправился  к  Северному полюсу,  осуществляя  свою
юношескую  мечту, носил название «Фрам». Эта полярная экспедиция
(1895г.)  сделала  имя  Нансена известным  всему  миру.  И  хотя
достичь Северного полюса мореплавателям не удалось, было сделано
много  научных открытий, и в том числе установлено, что в районе
Северного  полюса нет материка. По возвращении в  Лондон  Нансен
получил множество престижных наград от разных стран и среди  них
российский  орден Святого Станислава 1 степени (1897г).  Он  был
так  же избран почетным членом Русского географического общества
(1896 г.). Кроме того, ему была вручена Константиновская золотая
медаль  –  высшая  награда «за совершенный беспримерный  подвиг,
составляющий эпоху в исследовании Северного Ледовитого  океана».
Награждение   проходило   в   зале  Петербургского   дворянского
собрания.  Это  был  первый визит Нансена  в  Россию.  В  Санкт-
Петербурге  он  был удостоен аудиенции у Николая  II,  во  время
которой  обсуждался вопрос о невмешательстве Норвегии  в  случае
российско-шведского  конфликта. Этот выбор темы  царем  Николаем
для  беседы  с  молодым ученым только на первый  взгляд  кажется
нелогичным. Дело в том, что в семье Нансенов существовала и своя
тайна:  бабушка Фритьофа по отцу была незаконнорожденной дочерью
короля  Фредерика  Шестого,  таким образом,  Фритьоф  приходился
троюродным братом королю Фредерику Восьмому с которым был знаком
лично.
   А  пока Нансен ходил в престижную школу, где увлекся физикой,
математикой  и  живописью. При этом он был упрям,  самоуверен  и
драчлив.  Это  не  помешало ему окончить школу  в  числе  лучших
учеников   с   «превосходными  результатами».   Продолжил   свое
образование  Нансен  в  кристианийском  университете  (Осло)  на
зоологическом   факультете   (1881г.),   и   это   несмотря   на
увлеченность  физикой и математикой. Свой выбор  он  мотивировал
тем,  что  именно  на  этом факультете, по его  мнению,  занятия
должны  проходить  на  природе,  что  более  отвечает  принципам
здорового образа жизни. В годы студенчества он изучал языки и  в
итоге  свободно  владел английским, французским и  немецким.  Он
также  продолжил занятия живописью и брал уроки у Франца Ширтца,
художника,   участника  арктических  экспедиций,   на   полотнах
которого   запечатлены   арктические  пейзажи.   Художник   даже
советовал  Нансену  оставить занятия наукой и  всерьез  заняться
живописью. Нансен не оставляет и занятия спортом. В  27  лет  он
впервые в истории пересек на лыжах ледниковый покров Гренландии,
что явилось грандиозным спортивным достижением того времени.
   В   1883   г.   Нансен  получил  приглашение   от   Йельского
университета США, но отклонил его, мотивируя свой отказ тем, что
«является  патриотом  Норвегии». В 1885г. молодому  талантливому
ученому  вручили золотую медаль за научную деятельность,  однако
Нансен  попросил  выдать  вместо  золотой  медали  бронзовую,  а
разницу выплатить деньгами. Деньги были нужны ему для стажировки
в  Европе,  где он планировал собрать необходимый  материал  для
докторской диссертации.
   К этому времени Нансен сформулировал свое жизненное кредо, от
которого не отступал уже никогда. «Единственная цель жизни  –  в
развитии  своих  способностей,  чтобы  можно  было  их  передать
грядущим поколениям». Своих студентов Нансен учил: «Сжигайте  за
собой  корабли, разрушайте позади себя мосты. В таком случае  не
остается иного выхода, как только идти вперед. Ты должен  будешь
пробиться, иначе ты погибнешь».
   Вернувшись в Норвегию после путешествия на «Фраме», Нансен  с
1905  по 1908гг. был посланником Норвегии в Лондоне и, по оценке
современников,  его  деятельность на этом  посту  способствовала
подъему  международного престижа Норвегии. Назвав себя в  юности
патриотом,  Нансен  остался им до конца жизни.  Он  стал  первым
норвежским  послом  в  Великобритании.  «Имя  Нансена  в  Англии
сильнее,  чем вся Швеция», – жаловался шведский посол в  Лондоне
своему правительству. Таким было начало жизненного пути Фритьофа
Нансена. Последнее десятилетие его жизни связано с деятельностью
в  Лиге Наций. С 1921г. он был ее верховным комиссаром по  делам
беженцев.  С  1920г.  Нансен занимался вопросами,  связанными  с
возвращением полумиллиона военнопленных из 30 стран, оказавшихся
разбросанными по разным уголкам мира после Первой Мировой войны.
Из  них  –  300  000  человек были из России.  В  1922г.  Нансен
докладывал на заседании, что 427 886 из них смогли вернуться  на
родину.  Нансен также оказывал помощь русским беженцам  (2  млн.
человек),  оказавшимся  за  границей  в  результате  Октябрьской
революции,  за что западной прессой был обвинен в «большевизме».
В  эти же годы Нансен занимался переселением сотен тысяч греков,
бежавших из Турции в ходе греко-турецкой войны. С 1925г.  Нансен
–   глава   комиссии  по  репатриации  армянских   беженцев   на
историческую родину в Армению (жертв геноцида армян в  Османской
империи).  Ему  удалось  спасти 320 000 армян,  после  чего  его
признали героем армянского народа.
   В  1922  г.  Нансену  была  вручена  Нобелевская  премия  «за
многолетние усилия по оказанию помощи беззащитным». В  то  время
она  составляла  122 000 крон, из которых большую  часть  Нансен
пожертвовал  на  устройство  в  СССР  двух  сельскохозяйственных
станций,  а  оставшуюся  часть – в  помощь  греческим  беженцам,
которые  оказались на чужбине в результате греко-турецкой  войны
(1919  –  1922г.). Средства, полученные от издания своей  книги,
ученый  также  направил в Россию и Грецию.  Своей  деятельностью
Нансен   способствовал  налаживанию  связей  между   Европой   и
Советским Союзом.
   Оказался  на  Кавказе  он в 1925 году, будучи  уже  известным
ученым.  Поездка  в Россию была связана с поистине  трагическими
обстоятельствами в истории нашей страны. В 1921 – 1922  годах  в
Поволжье  начался  массовый  голод,  которым  было  охвачено  35
губерний  общим  населением в 90 млн. человек.  Жертвами  голода
стали 5 млн. человек. Это было одно из самых крупных бедствий  в
истории  России 20 века, о чем говорят ужасные факты людоедства,
когда  нередко  (!) родители съедали своих малолетних  детей.  К
главным причинам голода историки относят последствия Гражданской
Войны,  Интервенции и завышенные объемы продразверстки, а  также
жестокую  засуху  1921года. В это тяжелое  время  большевистское
правительство  впервые  обратилось за помощью  к  правительствам
стран  Европы,  но везде получило отказ. Тогда  к  народам  этих
стран   обратился  лично  Нансен,  и  его  голос  был   услышан.
«Положение таково, – писал Нансен в своем обращении –  в  Канаде
нынче  такой  хороший урожай, что она могла  бы  выделить  зерна
втрое больше, чем необходимо для предотвращения страшного голода
в России. В США пшеница гниет у фермеров, которые не могут найти
покупателей  для  излишков  зерна. В Аргентине  скопилось  такое
количество  кукурузы, что ее некуда девать, и  ею  уже  начинают
топить  паровозы.  Во  всех портах Европы и Америки  простаивают
целые флотилии судов. Мы не знаем, чем их загрузить. А между тем
рядом  с  нами на Востоке голодают миллионы людей. И давайте  не
будем  лицемерить.  Будем  смотреть фактам  в  лицо,  примем  их
такими,  каковы  они на самом деле. Правда ли, что  в  настоящий
момент правительства никак не могут выделить 5 миллионов фунтов?
Они  не  могут  сообща набрать эту сумму, а ведь она  составляет
лишь  половину  того, во что обходится постройка одного  боевого
корабля!  Неужели  Европа  может  сидеть  спокойно,  ничего   не
предпринимая для того, чтобы доставить пищу, которая  нужна  для
спасения  людей? Я не верю этому. Я убежден, что  народы  Европы
заставят свои правительства принять должное решение». Ответом на
этот  призыв  явились действия рабочих многих заводов  и  фабрик
разных  стран. Эти люди и сами часто недоедавшие, не  понаслышке
знали, что такое голод. Они перечисляли свой дневной заработок в
фонд  Нансена, несли туда свои личные сбережения. Не  дожидаясь,
пока созданный им фонд соберет необходимые средства, Нансен стал
вкладывать  свои  собственные  сбережения,  на  которые  закупал
продовольствие и лекарства. Фритьоф Нансен приехал  в  Россию  и
снял    несколько   документальных   фильмов,   которые    потом
демонстрировал  в Европе, пытаясь пробудить сочувствие  и  таким
образом  добиться  большей помощи голодающим. Так  и  случилось.
Основной  поток  помощи  пошел в Россию  только  после  активной
общественной компании, организованной лично Фритьофом Нансеном в
конце  1921г.  (90 тысяч тонн продовольствия). В результате  его
деятельности  было  спасено 7 миллионов (!)  жизней.  По  мнению
некоторых  экспертов, это предприятие Нансена  не  уступает  его
арктическим начинаниям, а по человечности намного превосходит их
и  дает  право назвать Фритьофа Нансена Великим Гуманистом  всех
времен.
   В  1931  г.  Московский совет принял решение об  установлении
памятника Нансену, да только средств не нашлось. Наконец в  2002
г.   в  Москве  был  торжественно  открыт  памятник  величайшему
миротворцу  в  истории человечества Фритьофу Нансену.  Скульптор
Владимир  Цигаль  отказался  от своего  гонорара.  Он  изобразил
Нансена  в полный рост и прижимающуюся к нему девочку, с краюхой
хлеба  в руках. Память о Нансене жива в российских городах  и  в
памяти  народов.  В г. Ртищево, где находилась распределительная
база  помощи  голодным и две столовые, бесплатно  кормившие  830
детей,  установлена памятная доска. В 2011 г.  памятник  Нансену
установлен  и  в Армении в городе Ереван. В послании  президента
Армении  при  открытии  памятника  говорилось:  «Для  армянского
народа   имя   Нансена   останется  символом  концентрированного
воплощения  совести  и  доброты мира».  В  2012г.  указом  главы
Дагестана  была  открыта  мемориальная плита  памяти  Нансена  в
Махачкале. Памятник Нансену в 2014г. был установлен в Самаре  на
деньги, собранные через интернет жителями города. В городе Маркс
в  2017  г.  был  установлен памятник Нансену в сквере,  на  том
месте, где Нансен разгружал продовольственную помощь. В 1954  г.
ООН  учредила  медаль Нансена, которую с 1979 г. сменила  премия
Нансена, присуждающаяся от имени комиссии ООН по делам беженцев.
А с 2003 г. на вооружении ВМФ Норвегии находится фрегат, носящий
гордое название «Фритьоф Нансен».
   Побывав  в  Осетии  лишь проездом, Нансен  успел  удивительно
много узнать о быте, культуре и верованиях осетин.
   Направляясь  в  Махачкалу,  он проехал  по  Военно-Грузинской
дороге  через Владикавказ, куда прибыл в 12 часов дня 6  июля  и
уже  в  16  часов проходящим экспрессом проследовал дальше  –  в
Дагестан.  Свои впечатления от этой поездки он изложил  в  книге
«Через Кавказ к Волге», вышедшей в Осло в 1929 году. В ней  есть
очерк  об осетинах, который автор так и озаглавил: «Осетины»,  и
отрывки из которого предлагаются вниманию читателей. Предоставим
слово самому автору книги.
   
   «Работая над тем, чтобы смягчить последствия голода в  России
1921  и  1922  гг.,  я встретился в Москве с  Самурским,  главой
Республики  Дагестан.1 Беда не  обошла  и  их,  и  он
убедительно просил меня приехать, посмотреть, как обстоят  дела,
и помочь. У меня не было возможности исполнить его просьбу, все,
что я мог – это отправить некоторые самые необходимые лекарства.
Теперь я получил от него и правительства Дагестана телеграмму  с
дружеским приглашением посетить Дагестан на обратном пути домой.
Так  как  мне  ничего не мешало, я телеграфировал, что  буду  во
Владикавказе в понедельник 6 июля.
   Вместо  того,  чтобы  долго ехать по железной  дороге  вокруг
Кавказа  на  восток,  сначала в Баку, а  затем  вдоль  побережья
Каспия через Дербент в Дагестан, мы решили поехать на машине  по
так называемой Военно-Грузинской дороге через Кавказский хребет.
   Нам  рассказали много историй о том, какие злоключения  могут
случиться  с  нами  по  дороге. Год назад почтальона  застрелили
прямо  рядом  с  его пассажиром, которого обокрали  до  нитки  и
голого   оставили  на  дороге.  Весной  не  повезло  еще  одному
пассажиру  почтовой машины, которому пуля пробила оба колена,  и
они  перестали  сгибаться.  Эти  упрямые  горцы  в  непроходимых
высокогорьях  и  ущельях Кавказа, где у каждого есть  оружие,  с
трудом отказываются от привычного уклада жизни, но нас заверили,
что сейчас дорога более безопасна.
   Осетины – народ численностью в 225 000 человек, проживающий в
Осетии, к западу и к северу от нашей дороги. Ученые много  пишут
о  них  и  спорят.  Обычно их считают потомками  индоевропейских
алан,   и,   пожалуй,  в  то  же  время  потомками   мaссагетов,
упоминаемых     Геродотом,     их     также     связывают      с
сарматами.2  Птолемей  (2   в.   н.э.)   называл   их
оссилиями,  а  для арабских и средневековых писателей  они  были
ассами  или  аланами.  В русских хрониках  начала  12  века  они
упоминаются  как яссы или оссы. 3 Себя  они  называют
иронами,  что  то  же самое, что и арии и аланы.  Есть  и  такое
мнение,  что  ироны  – это то же самое, что и  иранцы.  Их  язык
принадлежит   к  индоевропейской  группе  иранских   языков,   и
полностью  отличается  от  языков  народов  Северного  и  Южного
Кавказа.
   Они,  должно быть, пришли на Кавказ с севера, и в 1 веке н.э.
населяли  обширные территории Юга России, селясь  вдоль  берегов
реки Дон. Это название на осетинском языке означает «вода».  Его
мы  можем  найти  в  названиях многих  рек  на  севере  Кавказа,
например,  Ардон  («бурная  вода») и другие.  Море  Азов,  вдоль
восточного   берега  которого  жили  осетины,  возможно,   также
получило от них свое название.
   В  начале переселения народов большая часть алан или осетин с
готами  и гуннами ушла на север и поселилась на реке Дунай,  дав
ей  это  имя.4 Именно они, возможно,  основали  город
Яссы  в  Молдавии. 5 С 7 по 13 вв. сначала хазары,  а
затем  и  монголы оттеснили осетин с бассейна реки Дон на  юг  к
рекам  Кубань  и Терек.6 Изначально они были  могучим
кочевым  народом,  но  в  конце  концов  в  14  веке  кабардинцы
оттеснили  их в горы, туда, где они сейчас и проживают.  О  том,
что в стародавние времена им были знакомы горы, и они жили у  их
подножия, пожалуй, говорит тот факт, что осетинское слово  «хох»
(гора) похоже на греческое Кбэкбупт.
   По   сравнению  с  другими  народами,  особенно  с   народами
восточного   Кавказа,  у  осетин  удлиненная   голова.   Они   в
большинстве своем голубоглазы или сероглазы, со светлыми, русыми
или рыжеватыми волосами и бородой. Лица у них широкие и румяные,
носы  большие  и  прямые, губы тонкие. В большинстве  своем  они
среднего  роста  и  крепкого телосложения, как  мужчины,  так  и
женщины.  Возможно, осетины принадлежали к нордической расе  или
имел  место приток мигрантов с севера, хотя их речь и говорит  о
связи  с  иранским  народом.7  Другая  форма  головы,
наличие темных волос и карих глаз, говорит о сильной ассимиляции
с соседними племенами в более поздние времена.
   Нам,  северянам, интересен этот народ и тем, что его название
созвучно  древнескандинавскому названию богов – «асс». Стурлусон
в  своей  «Саге о Инглингах» пишет, что земля, лежащая к востоку
от реки Танаквисл (Дон) в Азии называлась Асалэнд или Асахайм со
столицей   Асгард,  в  которой  правил  Один.8   Хотя
Стурлусон связывает корень «ас» с названием «Азия», мы с тем  же
успехом  можем  связать  его с осетинами, которые  действительно
жили  к  востоку  от Танаквисля или Дона. Тогда  Асалэнд  станет
землей  ассов,  осетин. Остается добавить, что  Стурлусон  также
пишет,  что  Один  владел огромными землями на юге  у  «великого
пояса гор», то есть Кавказом (где сейчас живут осетины) и что «в
это  время римские императоры обрушились на мир и подчинили себе
все  народы». Тогда Один ушел, а вместе с ним «все  его  боги  и
много  других народов» на восток в Гардарики (Древняя Русь),  на
юг в землю Саксов (Германию) и на запад. 9
   Слово  «асс», по мнению филологов, могло быть связано  в  той
или иной степени с осетинами, которых могли называть и через «а»
(например, как в случае с названием моря Азов).
   Большинство     осетин     сейчас    номинально     христиане
(православные), примерно четверть их исповедует  ислам,  но  они
больше  язычники  и  поклоняются своим  старым  богам  и  духам.
Некоторым  из богов были даны имена христианских святых,  но  от
этого  они не перестали быть языческими богами. Так бог грома  и
молний зовется Святой Илия, но, кажется, у него больше общего  с
нашим  громовержцем Тором. Когда кто-нибудь убит ударом  молнии,
считается, что его  поразил  Святой  Илия  за  нанесенное   ему
оскорбление. Умершего хоронят или там, где его поразила  молния,
или   на  том  месте,  куда  привезет  тело  двухколесная  арба,
запряженная баранами. На этих двух баранов, которые решают,  где
похоронить тело, можно смотреть как на баранов Илии-громовержца.
На  могиле убитого приносят в жертву черного барана, а его шкуру
вешают  на  кол.  Разве не напоминают эти бараны и  двухколесная
арба  колесницу бога Тора? 10 Святой Илия также  спас
человечество  от  слепого  дракона, живущего  на  краю  света  и
насылающего своим ревом на людей болезни и смерть. Илия  посадил
его  на  цепь  и унес на небо, где духи небес разделали  его  на
куски,  которые  они  и  едят, чтобы  оставаться  молодыми.  Эта
история  напоминает  легенду  о Торе  и  змее,  который  жил  за
пределами мира и которого Тор подцепил на крюк и унес на небо.
   У  осетин много богов, отвечающих за различные аспекты жизни:
верховный  бог  добра и зла, к которому можно  взывать  во  всех
случаях жизни; бог, который отправляет умерших из рая в ад;  сын
солнца  и  сын луны, боги полей, урожая, скота, игр,  вод,  рыб,
здоровья;  бог, который присматривает за грабителями –  и  много
других.  Богу зла глава семьи приносит в жертву ягненка у  своей
двери вечером, обязательно в среду в промежуток между Рождеством
и  Новым  годом.  Этому богу подносят еду и питье  и  просят  не
причинять зла домашним и скоту. Это происходит ночью, в  течение
которой  нельзя  упоминать имя верховного бога в  течение  всего
обряда.  Так  же, как и у нас, если человек хочет подружиться  с
Дьяволом,  нельзя  произносить  имя  Бога,  иначе  Дьявол  сразу
исчезнет.
   Очень важны и духи предков, и домовой, хранитель здоровья,  к
которым  следует  относиться  с  особым  вниманием.  Домовому  в
установленное время приносят в жертву барана, чью кровь зарывают
в  землю,  время  от времени в его честь или  в  память  мертвым
накрывают    стол,    часто    в    установленных    местах    в
лесу.11   Таковы   верования   древности,   верования
язычества,  которые присущи многим народам. Они схожи  с  нашими
верованиями о «добром человеке», и в какой-то степени о домовом.
Первый,   по  сути,  является  основателем  рода,  собирательным
образом  умерших предков, которому на святки приносят  в  жертву
под дерево еду и пиво, налитое для него у домашнего очага.
   Осетины,  так  же как и грузинские племена хевсуров,  пшавов,
тушинов, сванов12 собираются в священных рощах, чтобы
помолиться Богу в праздничные дни. Рощи могут быть из  различных
лиственных деревьев и обычно находятся в местах, где  нет  леса.
Это   стародавние  языческие  места  поклонения,   где   племена
устраивают   святые  места,  воздвигают  алтари  и  церкви.   На
празднике  животные  приносятся в жертву,  их  кровь  капает  на
алтарь  и  людей,  варится пиво, которое выпивается  в  огромных
количествах, поедаются жертвенные животные не только людьми,  но
и  духами.  Женщинам,  даже на праздники,  запрещено  не  только
заходить  в рощу, но и трогать священные деревья. Но в некоторых
местах  есть  группы священных деревьев, где играют  свадьбы.  В
священной роще варить пиво может только ее священник. Если  кто-
нибудь  осмелится срубить там дерево или хотя бы сломать  ветвь,
святой места покарает его серьезной болезнью или даже смертью. В
священной  роще  у  Абанокана13 в Труссовском  ущелье
Святой  Илия  ослепляет злоумышленника, который,  чтобы  вернуть
зрение, должен принести в жертву быка. 14
   Вера в священные деревья и рощи встречается у многих народов,
северяне  не  исключение. В Берте была роща,  которая  считалась
настолько  священной, что в роще запрещалось срывать  траву  или
пасти скот во избежание несчастья.
   Интересно,  что  в  Осетии  под  некоторыми  деревьями  можно
увидеть  целые  кипы  прутьев, так как каждый  проезжающий  мимо
такой священной рощи обязан положить прутик или кусочек дерева в
качестве   подношения  богу  данного  места.  В  Норвегии   есть
множество мест, где придерживаются подобных традиций, и такие же
кипы  прутьев  можно  увидеть  на  лесных  тропах,  где  путники
оставляют  прутик  согласно  древнему  обычаю,  истоки  которого
никому  не  известны. Где-то в качестве подношений  оставляют  и
камушки.
   В  стародавние времена неотесанные камни высотой в три  метра
устанавливали  на  могилах осетин. Они,  должно  быть,  являются
местными аналогами наших баута-камней.15
   У  осетин  есть очень завидный и действенный способ  отстоять
свои права. Когда кто-то не может получить у другого то, на  что
имеет  право,  он  угрожает убить собаку  или  кошку  на  могиле
предков обидчика, и тогда души этих предков в другом мире  будут
постыдно  страдать  от  мучений, причиняемых  им  душами  убитых
животных. Подобное не может вынести ни один осетин, и дело сразу
же  улаживается. Когда осетин приносит клятву, то он  держит  за
хвост  собаку  или за ухо осла, тогда, если он  нарушит  клятву,
души  его  предков или родственников будут есть в том мире  этих
животных.  Такие  же верования есть и у хевсуров,  и,  возможно,
связаны со стародавним культом предков.
   Осетинские селения в горах небольшие, от 20 до 30 домов на 5-
6  террасах  на склоне гор. Еще выше в горах дома  могут  стоять
отдельно,  каждый  сам по себе, но тогда они  больше  похожи  на
крепости.  Дома  в горных ущельях построены из  камня,  те,  что
стоят  ниже  – построены из дерева, как и норвежские  деревянные
дома. В деревне всегда есть высокие оборонительные башни,  а  во
многих деревнях по одной башне для каждого дома. Этим задиристым
людям  всегда  приходится быть наготове,  чтобы  защищать  себя.
Интересно, что среди них воровство или грабеж другого народа  не
считается  преступлением,  как если  бы  они  жили  постоянно  в
состоянии войны.
   Каждая деревня – это сообщество во главе со старейшинами. Оно
в свою очередь включает в себя «знатные семьи» во главе с отцами
семейств.   Но   между  этими  семьями  нет   единства,   а   их
собственность  не  является общей. Когда  человек  умирает,  его
имущество в равных долях делится между его сыновьями, но старший
получает дом и некоторое количество скота сверх доли, а  младший
–  немного  скота и оружие. Дочери не получают ничего, напротив,
чтобы получить жену, за нее нужно заплатить ее отцу или братьям,
как  если  бы дочери были собственностью, которую можно продать.
Среди большинства осетин нет классового или рангового различия.
   Осетины    живут   земледелием,   но   в   большей    степени
скотоводством, особенно высоко в горах. В прошлом  разбой  также
являлся  важной  составляющей их жизни. Внизу в  долинах  иногда
прибегают к ротации посевов: в первый год на возделываемой земле
сажают пшеницу или маис, на второй год – ячмень, а на третий год
поле  оставляют  невспаханным. Также выращивают  овес  и  просо,
горох,  бобы,  картофель,  огурцы и т.д.  Выше  в  горах  обычно
выращивают  рожь  и ячмень, но на горных склонах  мало  участков
земли,   подходящих  для  земледелия,  поэтому  там   занимаются
скотоводством.  В основном держат овец, у некоторых  есть  козы,
коровы  и  лошади. Летом скот проводит ночи возле дома на  поле,
огороженном забором из камней или плетнем, как и у нас. Зимой же
животные  ночуют  в коровниках, расположенных обычно  на  нижних
этажах жилища. Навоз собирают и удобряют землю. Но так поступают
не  все  кавказские  народы, многие, как и  русские,  используют
высохший  коровий  навоз в качестве топлива, которого  высоко  в
пустынных  горах  очень мало. Из навоза делают лепешки,  которые
часто оставляют у стен дома сохнуть на солнце.
   В  лесистых  долинах  лес  в какой-то  мере  используется,  и
древесину  сплавляют по реке, как и в Норвегии. Кавказские  реки
быстры  и  полны  опасностей, древесина часто застревает,  и  ее
приходится освобождать.
   Мужчины   занимаются  тяжелой  работой   вне   дома:   пашут,
заготавливают сено, рубят и сплавляют лес, плотничают,  работают
каменщиками и т.д. Женщины работают дома: доят коров, смотрят за
ними  и  мелким скотом, прядут и ткут. Они также  работают  и  в
полях, срезают серпом пшеницу, таскают из леса сучья и т.д.
   Нечего  и  говорить, что смерть человека  в  таких  маленьких
сообществах  это великое событие, связанное у осетин  с  большим
количеством церемоний, в которых принимает участие вся  деревня,
с  плачущими женщинами, скачками, обильным застольем,  распитием
пива  и  напитков  покрепче. Похороны и путь  в  страну  умерших
связаны  со  старыми языческими обычаями. В  год,  следующий  за
годом  смерти,  устраивают  двенадцать  застолий  в  память   об
усопших, на которые приглашают и жителей соседних деревень.  Это
делают  для  того, чтобы умерший в другом мире ел принесенный  в
жертву  хлеб  и  пил  пиво, а не жевал траву.  Но  вдова  должна
поститься  целый  год, носить грубую черную рубашку  и  юбку,  а
каждую пятницу ходить на могилу мужа с едой и питьем для него.
   Кухня и домашний уклад этого народа во многом схожи со старо-
германскими,  равно как и обычай варить пиво из  ячменя.  Другие
кавказские народы обычно варят пиво из проса.
   Возможно,  схожесть обычаев и образа жизни  осетин  с  нашими
северо-германскими,   объясняется   происхождением   от    одной
индоевропейской группы народов, но, конечно, эта схожесть  может
быть  и  результатом сходных жизненных условий. Стоит  отметить,
что  многие  похожие обычаи есть не только у  соседних  народов,
таких  как  хевсуры  и пшавы, но и у племен  другой  языковой  и
народной группы.
   
   
   *  *  *
   И  вот  мы добрались до вершины Крестового перевала на высоту
2  380  м.  над уровнем моря, которую венчает каменная  колонна,
напротив  которой справа от дороги стоит старый крест, возможно,
давший  имя  перевалу. Говорят, его поставили здесь  по  приказу
царицы  Тамары. Здесь, высоко в горах, ее имя все еще  живо.  Во
многих  местах  можно видеть старые каменные  церквушки  или  их
руины,  по легенде оставшиеся от времен царицы Тамары.  Говорят,
что  она  сама во главе войска ворвалась в высокогорные  долины,
подчинила  дикие  горские племена и обратила их в  христианство.
Эта легенда нашла отражение в народной песне сванов:
   
   … и горы поклонились ей.
   
   Тамара прибыла в Сванетию, надев корону.
   
   Глаза Тамары – как драгоценные камни.
   Поверх ее шелковой юбки сияет кольчуга.
   У Тамары пояс из золота;
   Тамара на боку носит королевский меч.
   
   Вполне  вероятно, что эта замечательная женщина,  мягкая,  но
сильная, добралась до высокогорья со своими отрядами.
   Теперь  мы стояли у водораздела между бассейнами рек Куры  на
юге  и  Терека на севере. Мы попрощались с прекрасными  долинами
Грузии,  ее  легендами и народом, который 2 000 лет  боролся  за
свою  свободу  и  культуру,  ради  которых  проливали  кровь  ее
доблестные сыны. Грузины до сих пор поют о своей земле:
   
   Не умерла она! Лишь спит...
   Когда ж воспрянет ото сна -
   Тех, кто любовью к ней горит,
   Навек прославит имена! 16
   
   Прекрасные  королевства, вы действительно были  в  мире!  Как
много  прекрасного  и  полного жизни мы,  мужчины,  испортили  и
разрушили в войнах, и все ради чего?
   
   
   *  *  *
   Мы  ехали по правому берегу реки. В Коби круто взлетает вверх
очень высокая, темная стена базальта. Ущелье стало шире, но  его
края  оставались крутыми и голыми. На них гнездились  маленькие,
обычно  осетинские,  поселения с их квадратными  оборонительными
башнями,    свидетелями   постоянных   стычек   этого    народа,
происходящих  даже  в такой голой местности.  Здесь  тоже  царят
родовые междоусобицы, нескончаемая кровная месть и разбой.
   На   самом   высоком  холме  ущелья  стоит  старая   крепость
Сион.17 Здесь также есть березовая роща,  за  которой
следят с незапамятных времен осетины, почитая ее священной.  Она
находится примерно на высоте 1 800 метров над уровнем моря.
   Мы  прибыли  в  хорошо  известную станцию  Казбек,  где  есть
большой  отель. Дорога шла уже на высоте 1715 метров над уровнем
моря  или около 600 метров ниже водораздела. На западной стороне
ущелья,  на  высокой  скале видны постройки,  скорее  всего  это
церковь,  но  все,  что за ней – было скрыто вуалью  клубящегося
тумана, оставалось только предполагать, что там скрыто чудо.
   Мы зачаровано смотрели, и вдруг неожиданно высоко, в туманной
завесе, показался просвет, и мы увидели клубящиеся тучи, висящие
на  небе  над  белым куполом над нами. Мы затаили  дыхание,  это
просто  немыслимо.  Высоченный пик головокружительно  возвышался
над  нами  всего лишь мгновение, а затем фантастическое  видение
снова скрыли облака.
   Это  был Казбек, высота его 5 043 метров над уровнем  моря  и
3  300  метров  над местом, где мы стояли. Именно  к  нему  Зевс
приковал  Прометея, укравшего для людей с неба огонь, думавшего,
что может бросить вызов непоколебимым законам богов и в открытую
бороться   с   всемогущими  за  силу  и  счастье   человечества.
18  Высоко  в  горах  на  головокружительной   высоте
безрассудный  мечтатель закован в цепях, а жадный  гриф  зависти
клюет  его  печень.  Это древний миф о грешнике,  который  хотел
штурмом взять Небо и украсть счастье, а теперь вот висит  он  на
краю  бездны,  это  дух Каина, дух восстания,  с  жадностью,  не
знающей границ.19
   Согласно  рассказам некоторых обитателей гор, герой постарел,
его  волосы  поседели, как и его борода, которая  спускается  до
самых  ног, так что все его тело покрыто белыми волосами. Вокруг
его  тела, рук и ног железные цепи, приковывающие его  к  скале.
Только  некоторым  удавалось видеть его, так  как  очень  опасно
подниматься  по высокой, крутой горе и ее снежным полям.  Никому
не  взглянуть  на  него дважды, те, кто пытались  –  никогда  не
вернулись  назад. Некоторым старейшинам удавалось  поговорить  с
ним. Но они не могут рассказать всего, что видели и слышали.  Он
очень  радуется,  если ему доводится увидеть людей,  которых  он
спрашивает о трех вещах: проезжают ли еще чужестранцы через этот
край, и строят ли города и села; учится ли молодежь во всем мире
в  школах; и приносят ли дикие фруктовые деревья большой урожай.
Если, как обычно, в ответ он слышит «нет», то сильно печалится.
   Первым  смертным,  совершившим  восхождение  на  Казбек,  был
известный английский альпинист Фрешфильд, поднявшийся на вершину
вместе  с Муром, Такером и гидом из Шамони – Франсуа Девуассу  в
1868 г. Казбек – это высочайший пик в этой части Кавказских гор,
но  далеко на северо-западе есть другая могучая группа вулканов,
которая  также  отломилась от северного склона гряды  и  которая
включает  в  себя  еще более высокие вулканы, самый  высокий  из
которых – Эльбрус (5 629 метров над уровнем моря).
   
   
   *  *  *
   Прежде чем прибыть на станцию под названием Ларс (звучит  так
по-домашнему), по мосту через реку мы переехали на левый  берег.
В  узком ущелье то там, то здесь встречались сторожевые башни на
выступах  гор.  Затем ущелье стало шире, горы ниже,  на  склонах
появились леса. Справа возвышался форт. Горы остались позади,  и
дорога побежала вдоль лесистых склонов.
   Перед   нами  открылся  вид  на  равнину,  где  лежал   город
Владикавказ  («Властелин Кавказа»). Мы ехали по широкой  зеленой
равнине,  утопающей в солнце. Глубокое, мрачное ущелье,  которое
провело нас через могучие горы, осталось позади.
   Мы  прибыли в город примерно в полдень, проведя восемь  часов
на одной из самых замечательных дорог, часов, наполненных новыми
переполняющими  впечатлениями, которые с трудом  укладывались  в
воображении. Это было путешествие, на которое в «тридцатые  годы
прошлого   века   путешественник  потратил  бы   целый   месяц».
20  Беспокойство европейцев гнало  нас  вперед  и  не
позволяло   путешествовать   медленно,   останавливаясь,   чтобы
спокойно  осмотреть все многочисленные чудеса, встречающиеся  на
пути. Мы многое видели и пережили, но заметили только то, что на
поверхности. У нас никогда не было времени осмыслить увиденное и
получить  более  глубокие  знания.  И  с  этим  острым  чувством
сегодняшней поспешности мы ехали по мосту через Терек, а затем и
по  широкой  главной улице Владикавказа с рядами  лип  по  обеим
сторонам.
   Был какой-то праздник, на улицах шли процессии и демонстрации
с речами, в которых принимало участие огромное количество людей.
Нас   встретили  два  представителя  из  Дагестана,   одетые   в
кавказскую  национальную одежду – черкески,  –  один  в  черную,
другой  – в серую. Оба – прямые с тонкими талиями и поясами,  на
которых  висели красиво украшенные кинжалы, с широкими  газырями
на груди и в папахах.21 Они выглядели великолепно,  и
должны   были  доставить  нас  в  Дагестан  завтрашним  утренним
поездом.   А   тем   временем   нас  гостеприимно   устроили   в
очаровательном доме.
   Владикавказ  лежит на уровне 700 метров над уровнем  моря  на
обоих  берегах Терека, на широкой равнине, бегущей на  север  от
подножия  гор.  Город был основан в 1784году  в  начале  военной
дороги  через Кавказские горы, которую в то время как раз начали
строить  русские.  Эти  многочисленные хорошие  дороги,  которые
строили  русские во многих местах, чтобы подчинить и удержать  в
своей власти другие народы при помощи армий, послужили и хорошей
цели, открыв путь и мирному населению.
   Город  стал  укрепленной  столицей Терской  области,  опорным
пунктом  для неумолимого продвижения на Кавказ с севера. Поэтому
он представлял главную ценность именно как гарнизонный город, не
имея  особой исторической ценности. Мы немного прошли по  улицам
города, проложенным с невероятной широтой, привычной для России,
где  столь огромные пространства. Мы прошли мимо бывшего  дворца
губернатора, он выглядел забытым, и на широкой площади перед ним
между  флагами  росла  трава. Вместо парадов  с  вымуштрованными
солдатами   и  офицерами,  губернаторами  с  дрожащим   плюмажем
треуголок,  единственным  признаком  жизни  теперь  был  большой
хрюкающий поросенок, философствующий о взлетах и падениях в этом
мире  вместе  со  стаей  гусей. Но кто знает,  может,  от  вновь
пришедших будет такая же польза.
   Мы  зашли  в музей, чей директор принял нас очень  любезно  и
показал экспозицию. Особенно нам была интересна этно-графическая
коллекция.22   Среди   прочего   мы   увидели   много
осетинских орудий и посуды. С крыши сквозь деревья великолепного
сада  открывался прекрасный панорамный вид на всю могучую горную
гряду  на  юге.  Она  поднималась как зубчатая  стена  прямо  из
широкой равнины, убегающей во всех направлениях.
   
   
   *  *  *
   В  четыре  часа  дня  поезд выехал из Владикавказа,  и  через
полчаса  пути по короткой ветке мы были в Беслане, расположенном
на главной линии Москва-Петровск-Баку.23 Нам пришлось
целых  полтора часа ждать поезда, отходящего в 6 часов 09 минут.
Я  провел  это  время, осматривая местный рынок у  станции,  где
крестьянки продавали фрукты и еду: жареную птицу, отбивные, хлеб
на  развес  и  т.д.  Движение  на рынке  было  оживленным,  люди
покупали  пищу на ужин. Мое внимание особенно привлекла красивая
молодая женщина, торгующая отбивными на тарелке, рядом с которой
стоял  ее маленький сын с блюдом жареных кур. Она знавала лучшие
дни,  а  теперь  вот  терпела мужчин, которые  подходили,  брали
отбивные,  спрашивали  цену  и  возвращали  отбивные  на  место.
Покупали  лишь  немногие.  Брали и кур,  смотрели  и  возвращали
обратно.  Было  печально  наблюдать за этим,  но,  наконец,  она
продала одну.
   Дальше  вниз по улице была устроена лотерея женщиной, стоящей
за  круглым столом. На нем были всевозможные мелочи,  такие  как
носовые  платки  и  тому  подобное.  Платишь  несколько  копеек,
запускаешь  волчок в середине стола и забираешь  ту  вещицу,  на
которую  он  покажет. Вокруг столика фортуны толпился страждущий
народ.
   Удивительно,  что здесь торговали женщины. Такой  разительный
контраст  с  миром, откуда мы приехали, в котором редко  увидишь
женщин  даже  на рынке Тифлиса, где торгуют, как  и  на  базаре,
только мужчины. Мы почувствовали, что вернулись в Россию.
   Затем подошел экспресс, и мы покатили по равнине на восток. У
нас   были   места  в  международном  спальном  вагоне,   и   мы
почувствовали себя снова в Европе».
   Так  закончилось коротенькое путешествие Нансена  по  Военно-
Грузинской   дороге   и  кратковременное   пребывание   его   во
Владикавказе.
   
   
   ПРИЛОЖЕНИЕ

   1   Нажмутдин  Самурский   (Эфендиев)   –   первый
секретарь  обкома ВКП (б) в 1935–1937гг., личность  сомнительной
биографии  и  нравственных  качеств. По  перепроверенным  данным
факты  его  биографии  не  являются  правдивыми,  а  награды   –
сфальсифицированы.  В  указанные годы  выступил   с  инициативой
повысить в два раза план по «расстрельным» статьям. Арестован  в
1937г.  и  приговорен к расстрелу, расстрелян в тот  же  день  1
августа 1938г., реабилитирован в 1956 г.
   2   Массагеты  –  это  название  античные   авторы
использовали  для  обозначения  ираноязычного  кочевого  народа,
обитавшего  на территории Скифии, имеющего сходную с савроматами
и скифами культуру. О массагетах писали Плиний и Геродот.
   Сарматы – кочевые ираноязычные племена 6–4 веков до н. э.  По
мнению  современных  ученых  «сарматы»  под  именем  «савроматы»
впервые   упоминаются  Геродотом.  Античные  авторы  к  сарматам
причисляли и алан.
   3 Яссы – ирано-скандинавский народ, представляющий
ветвь  аланской группы, в раннем средневековье были кочевниками.
Оссилии  Птолемея – это оссеты или оссы, помещаемые им на  Дону,
поскольку  именно  на  языке  оссов «Дон»  означает  «вода»  или
«река».  Арабский  путешественник  Абу-ль-Феди  (1273  –1331гг.)
писал:  «Аланы являются тюрками, поблизости находится народ  так
же  тюркской расы по имени ассы. Это народ того же происхождения
и той же религии, что и аланы». Другой путешественник – Е. Зичи,
оказавшийся  на Кавказе в начале 19 века оставил такие  заметки:
Осетины  называют  самих  себя иронами, свою  страну  Иронистан.
Грузины  называют их асами, арабские писатели – ассами,  русские
летописи – яссами». Название «яссы» также встречается в «Повести
временных лет» и в «Новгородской летописи».
   4  Великим  переселением народов  называют  особый
исторический феномен, происходивший в 4 – 7 веках нашей эры. Это
масштабное  перемещение  этнических  групп  в  Европу,   главным
образом,  с периферии Римской Империи, инициированное вторжением
гуннов   с  Востока  в  середине  4  века  нашей  эры.   Процесс
сопровождался    культурными,   языковыми    и,    впоследствии,
религиозными  конфликтами. Готы – древнегерманский союз  племен,
вероятно, скандинавского происхождения. В первые века нашей  эры
они  вышли  за  пределы Скандинавского полуострова и  постепенно
расселились на Северном Причерноморье и по реке Дунай, достигнув
границ Римской Империи.
   Гунны  –  кочевой  народ,  в  4 веке  вторгшийся  из  Азии  в
Восточную   Европу,   что  имело  далеко   идущие   исторические
последствия.   вторжение   гуннов  положило   начало   «Великому
переселению народов».
   5  Город Яссы впервые упоминается в  1387  г.  как
ясский  торг.  По  одной  из версий название  города  связано  с
этнонимом  «ясы»  (аланы). Город располагался на  Северо–Востоке
Румынии,  историческая столица Молдавского княжества.  О  городе
упоминает  «Новгородская  летопись». В средние  века  молдавские
господари нанимали ясов для несения военной службы.
   В этом городе они базировались, что подтверждается найденными
вокруг города артефактами, говорящими о проживании в этих местах
сарматских племен (аланские захоронения).
   6 Хазары – тюркоязычный кочевой народ, упоминается
в  русских  летописях,  стал  известен  вскоре  после  гуннского
нашествия. Особенно сильным было влияние хазар в Крыму,  который
в  византийских  и итальянских источниках до 16  века  назывался
«Хазария».  Хазарским называлось Черное и Азовское  моря.  До  7
века  хазары  занимали подчиненное положение  в  сменявших  друг
друга  кочевых  империях, достигли расцвета в пору существования
«Хазарского  каганата»,  после  падения  которого,   во   второй
половине  10 века, растворились в среде тюрко - язычных  кочевых
народов, вошедших впоследствии в состав «Золотой Орды».
   7  Нордическая  раса –  северная  раса  в  составе
большой  европеоидной  расы.  Она  широко  распространена  среди
населения   Северной   Европы:  немцев,  нидерландцев,   шведов,
норвежцев,  англичан,  а так же среди других  северных  народов:
русских,  поляков,  эстонцев, латышей, карел,  финнов,  северных
французов.  Термин ввел в науку социолог Жорж Лапуж в  конце  19
века,  разделив европейцев на три главные расы, одной из которых
была  длинноголовая,  светловолосая, светлоглазая,  высокорослая
нордическая раса. Негативную окраску понятию «нордическая  раса»
придали фашисты.
   8 Сага о Инглингах – повествование о стране  Асов,
обитавших  к востоку от Танаквисля (река Дон), который  считался
границей  Европы и Азии. Сага является важнейшим  источником  по
ранней  истории Скандинавии (1220-1230 годы). В ней  упоминается
страна  Асов со столицей Асгард. Автор саги – крупнейший историк
средневековья Снорри Стурлусон.
   9 Гардарики – страна городов. Так викинги называли
древнюю  Русь.  Название  происходит  от  древнерусского   слова
«гардъ» (город, град).
   10  Тор  в  Скандинавской мифологии  бог  грома  и
молнии,  сын верховного божества Одина и богини Земли,  знаменит
необычайной  силой и множеством боев, в которых защищает  Асгард
(обитель  богов) и Мидгард (мир людей). Тор  ездит  по  небу  на
большой  колеснице, которую волокут два козла. Этих  козлов  Тор
каждый  вечер  убивает и готовит из них себе еду,  а  утром  они
воскресают вновь. Во времена Рагнарока – гибели мира и  богов  –
Тор  сразится с громадным змеем и снесет ему голову,  но  и  сам
погибнет в этом бою.
   11  Домовой в славянской мифологии  домашний  дух,
хранитель  и покровитель дома. У осетин ночь домового  –  бынаты
хицауы  отмечается  в  первую неделю  нового  года  в  ночь   со
вторника на среду.
   12   Пшавы   –  этнографическая   группа   грузин,
проживающая  в восточной части Грузии. Хевсуры – этнографическая
группа  грузин,  проживающая на южных склонах Большого  Кавказа.
Сваны   до  тридцатых  годов  20  века  выделялись  в  отдельную
народность,  но  позже  их включили в состав  грузин.  Тушины  –
этнографическая  группа грузин, до середины 20 века  проживающих
на крайнем северо-востоке Грузии.
   13 Святая роща у селения Абано упоминается  Г.  Ю.
Клапротом,  ученым и путешественником. Он побывал на  Кавказе  в
1807  –  1808  годах.  Клапрот писал: «На правом  берегу  Терека
находится Священный лес; он лежит примерно в версте от Абанокау;
сюда  приходят молиться осетины и приносят Святому Илье в жертву
баранов,   мясо  которых  поедают,  а  шкуру  в  знак  почитания
развешивают на деревьях. Они верят, что того, кто срубит в  этом
лесу дерево, Бог поразит слепотой».
   Илья  – библейский пророк 9 века до н. э., в осетинском эпосе
отождествляется с Уацилла. О святой роще у селения Абано  писали
и  другие  путешественники. В сочинении Энгельгардта  и  Паррота
читаем:  «Поднимаясь  к  верховьям  реки  Терек  по  Трусовскому
ущелью, в котором только кое-где виднеются тощие березки и кусты
рододендрона  и облепихи, путешественники были удивлены,  увидев
на  южном  склоне  ущелья, выше села Абано,  красивый  березовый
лесок,   имеющий  полверсты  протяжения.  Оказалось,   что   это
священная  роща, состоящая под покровительством какого-то  духа,
который  поражает болезнью каждого, осмелившегося сломить  ветку
или срубить дерево в этой роще».
   14 С. Ханн, «Путешествие и исследование  Кавказа»,
Лейпциг,  1896,  стр.  124, «С Кавказа», Лейпциг,  1892,  стр.63
(прим. автора).
   15   Баута-камни  в  Норвегии  –  памятные   камни
доисторической эпохи, чаще без надписей. Они ставились в  память
павших  героев  на  полях  сражений, но встречаются  и  отдельно
стоящие  монолиты. Обычно эти камни имеют конусовидную  форму  и
высотой достигают от 2,5 до 6,5 метров. Кроме Норвегии их  можно
встретить  в Швеции, на прилежащих островах  и др. Так  на  поле
битвы  у Греби вблизи курорта Гребештадта в Богуслэне находилось
более  ста пятидесяти баута камней, окружающих древние  насыпные
холмы. До настоящего времени сохранилось лишь сорок из них.
   16  Грузинский поэт Акакий Церетели был  переведен
на датский Альфредом Ибсеном.  (Прим. автора).
   17 Аул Сион на военно-грузинской дороге  интересен
своим   храмом  и  старой  крепостью,  построенными  во  времена
могущества Грузии.
   18  Миф  о Прометее повествует о  титане,  который
бросил  вызов олимпийским богам и защитил людей. Прометей  украл
огонь  с  Олимпа и отнес его людям. Наказание было  мучительным.
Прометея приковали цепями в горах Кавказа, и каждое утро к  нему
прилетал  орел  и выклевывал печень, которая за  ночь  отрастала
вновь.
   19  У  Адама и Евы было два сына.  Старшего  звали
Каином, а младшего – Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель
был  пастухом. Однажды оба брата принесли жертвы  Богу.  Каин  –
горсть  плодов,  Авель – лучших овец своего стада.  Богу  больше
понравились  дары  Авеля. Это очень огорчило Каина,  и  он  стал
завидовать  брату.  И  однажды  Каин  убил  Авеля,  за  что  Бог
разгневался и проклял Каина.
   20 С.Ф. Леманн, Haupt, Armmim Einst.
   21  Папаха  –  мужской меховой  головной  убор  из
овчины  или  каракуля, являлась предметом гордости и  чести  для
горца.   Папаху  нельзя обронить или потерять.  Лишиться  папахи
можно   только  с  головой  вместе.  Газырь  –  ружейный  заряд,
состоявший из порции порохового заряда  и пули. Газыри  носились
чаще  всего  в один ряд в нагрудных кармашках, выполняющих  роль
патронташа.
   22 Во второй половине 19 века Владикавказ  привлек
к  себе внимание русских и иностранных ученых, исследователей  и
краеведов. Такое внимание было вызвано знаменитыми на  весь  мир
археологическими   находками,   средоточием   которых   и   стал
Владикавказ. В 1893г. были начаты работы по устройству  Терского
Областного музея, открытие которого состоялось в 1897г.  К  1906
г.  было  построено  здание под музей  в классическом  стиле  по
проекту  инженера И.В. Рябикина. Это здание до сих пор  является
архитектурным   украшением  города.  Энциклопедический   словарь
Брокгауза  и  Эфрона включил Владикавказский музей древностей  в
число 36 главнейших российских провинциальных музеев.
   23 Город Петровск – Махачкала, получил свое
название в 1857г. Согласно легенде во время Персидского похода в
1722г. в этом месте располагался военный лагерь Петра Первого,
отсюда и произошло название города Петровск.  До этого на этом
месте было поселение, основанное в 1844 г. как русское военное
укрепление. Свое современное название город получил в 1921 г. в
честь Махача Дахадаева.
К содержанию || На главную страницу