Эльбрус ЦОГОЕВ. Георгий Туганов — ученик В. А. Фаворского

Георгий Туганов — художник самобытного таланта, поэт и романтик в гравюре. Он стал художником исключительно благодаря Октябрьской революции.

Это событие стало поворотным пунктом, изменившим всю его судьбу. Революцию он встретил, как и его сверстники, с восторгом и энтузиазмом. В 17 лет Туганов уже заведовал художественно-декоративной мастерской в Рязани. Мастерская исполняла и оформляла революционные праздники и шествия, строила революционные декорации. Дух свободы витал в воздухе и дурманил юношеские головы. В это же время он выполнял линогравюры для газет и периодической печати. На тот момент в Рязани сложился коллектив молодых поэтов и художников: братья Вениамин и Борис Кисины, Наталья Кугушева, Сергей и Николай Спасские, Николай Хориков, Георгий Туганов, Татьяна Шевченко, Петр Мелихов, Николай Боголюбов, Эраст Гарин, Вадим Рындин, Александр Беляков (в будущем знаменитый летчик, член экипажа Валерия Чкалова) и другие. Они с радостью окунулись в мир революции, в мир нового искусства и поэзии.
Еще учась во 2-й Советской школе второй ступени, Георгий начал посещать занятия у известного педагога М. С. Пырина, а потом он продолжил занятия в студии Я. Я. Калиниченко. У Пырина он получил азы художественного образования, а в студии Калиниченко он серьезно занимался рисунком, живописью и композицией.
В июле 1918 года в Рязани открылись Государственные свободные художественные мастерские (РГСХМ), куда и поступил Туганов 1 июля. Вначале он учился у Я. Я. Калиниченко, но позже, с октября 1918 года, ему стал преподавать Михаил Герасимович Кирсанов. Затем он попадает в мастерскую, руководимую Ф. А. Малявиным, одним из самых значительных художников России. Сохранились списки первых учеников РГСХМ. «В протоколах заседания Губнаробраза фигурировали Г. С. Тиходеев, Н. Г. Яковлев, Ф. А. Андреев, Г. А. Туганов, И. В. Орехов и М. А. Твердова» . Георгий, видимо, был также еще и служащим училища. «…Для мастерской Г. М. Полежаева (живописно-технический) в помощники ему назначен Туганов».
В РГСХМ Туганов серьезно занимается рисунком, акварелью, режет линогравюры. В 1920 году он был мобилизован в Красную Армию, после демобилизации откомандирован из 53-го батальона ВНУС в декоративную мастерскую В. В. Мешкова, сына известного передвижника В. Мешкова. Но самые сильные, крепкие знания он получил в Красноармейской студии. «Серьезным фактором художественной жизни Рязани стала возникшая на рубеже 1919–1920 годов студия гарнизонного клуба, возглавляемая Ф. А. Малявиным и М. Г. Кирсановым, в которой сгруппировались бывшие ученики РГСХМ, призванные в Красную Армию, равно как и вольнослушатели из гражданских лиц».
Впоследствии на основе студии Я. Я. Калиниченко, РГСХМ и гарнизонной красноармейской студии организовалось Рязанское художественное училище. Туганов оказался одним из немногих учеников, до конца прошедших полный курс обучения.
По направлению Рязанского Губнаробраза он командируется в Москву на учебу во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где он одним из первых поступает на графический факультет в мастерскую В. А. Фаворского. В числе поступивших на факультет был его рязанский друг Борис Кисин, а также Андрей Гончаров, впоследствии известный график, профессор, народный художник РСФСР.
Родился Георгий Александрович 7 февраля 1902 года на хуторе Новогеоргиевск, что в двух километрах от города Моздока, ныне Республика Северная Осетия-Алания.
«На хуторах стали обосновываться осетины из Моздока и новые переселенцы из нагорной Осетии. Всего на двух хуторах поселено было в разное время свыше 20 семейств (Цилаевы, Тугановы, Цаллаговы и др.)».
В 1914 году, когда Георгию было 12 лет, семья переехала в Рязань. Что послужило причиной отъезда, доподлинно неизвестно. Быть может, близость к Москве, возможность дать хорошее образование? В Рязани прошла его юность, там он окончил школу и получил художественное образование. В Рязани он прожил около шести лет.
ВХУТЕМАС, куда поступил Георгий, был учебным заведением нового типа, и только знаменитый германский Баухауз по уровню образования и новых методик мог соперничать с ним.
Система подготовки, методики преподавания, профессура из знаменитых художников и архитекторов — все было новым и интересным. Это была школа универсального дизайнерского профиля.
Вся система учебы на первых двух курсах была построена на принципах ознакомления с понятиями: «объем», «цвет», «пространство» и «графика». Студенты создавали всевозможные пространственные композиции, выявляли закономерности построения элементов композиции.
Сохранилась одна из работ Туганова двадцатых годов — «Супрематическая композиция», которая в данный момент находится в одной из антикварных галерей. Смелое рассечение плоскостей композиции, динамические сдвиги, острота решения, колорит — все в этой маленькой работе восхищает. Здесь молодой Туганов проявил себя как смелый художник-экспериментатор.
На графическом факультете на первых двух курсах читали лекции замечательные ученые и искусствоведы П. Флоренский, А. Эфрос, А. Сидоров, преподавали известные художники В. Фалилеев, П. Павлинов, Л. Бруни, сам Владимир Фаворский на втором курсе читал «Основы композиции», с третьего же курса, когда шла специализация, — «Теорию графики» и «Теорию книги», а также курировал работу в мастерских, в том числе по технике ксилографии.
В мастерской В. А. Фаворского одновременно с Георгием Александровичем учились: А. Гончаров, М. Пиков, Г. Ечеистов, М. Поляков, Л. Мюльгаупт, Я. Телишевский, С. Бигос, А. Кравцов, Н. Фаворский и др. Это были наиболее яркие представители школы Фаворского 30-х годов.
Художник Н. Н. Соколов (Кукрыниксы) вспоминает: «Наш двор ВХУТЕМАСа… был своего рода клубом под открытым небом, сколько разных художников видел он, сколько всяких бурных споров слышал! Спокойный мудрый ректор В. А. Фаворский и темпераментный, “спортивный” студент Саша Дейнека… солидный П. П. Кончаловский, артистичный, встрепанный А. А. Осьмеркин и доверчиво-наивный П. В. Кузнецов… напоминающий мастерового с большими руками В. Е. Татлин и аккуратный, подтянутый, спокойный Д. П. Штеренберг… в гуще спорящих — молодые Юра Пименов, Жорж Нисский, тишайший Саша Лабас, остроумнейший, стремительный профессор Н. Н. Купреянов» .
Лекции профессора Фаворского проходили интересно и увлекательно: он показывал репродукции картин знаменитых художников, чертил на доске схемы разных построений композиций; объяснял наглядно разные приемы работы с перспективой, симметрией, тяжестью и массой черного и белого цветов; показывал и объяснял примеры использования вертикали и горизонтали, а также значение диагоналей. И самое главное — он учил проблемам цельности и временного движения в книге и в гравюре.
Туганов хорошо усвоил уроки своего учителя, он понял смысл теории и искусства Фаворского, и эту истину, понятую им как действие, он пронес по всей своей короткой творческой жизни. Ученичество у Фаворского помогало ему совершенствоваться и двигаться по своему пути. С 1927 года, будучи еще студентом ВХУТЕМАСа, он начал участвовать в выставках и иллюстрировать книги.
Одним из учебных приемов Фаворского была работа группы студентов над одной книгой. «Мы вместе затевали книги», — любил говорить Фаворский.
Студенты вместе читали текст, самостоятельно определяли моменты для иллюстрирования и в процессе работы «согласовывали стилистически».
Книги эти издавались государственным издательством и поступали в продажу. Таким образом, студенты начинали делать то, что должно было стать предметом их профессиональной деятельности по окончании ВХУТЕМАСа. В начале 20-х годов совместно с учителем и под его руководством Туганов принимает участие в оформлении книг «Мятеж» Д. Фурманова (1932), «Труженики моря» В. Гюго (1933), «Московский театр Революции» (1933). Одной из интереснейших работ для Туганова явилось участие в коллективном труде — иллюстрировании трехтомника «Мастера искусства об искусстве» (1933–1934).
Гравированные фронтисписы — портреты художников были сделаны разными художниками под руководством В. А. Фаворского. Участвовали А. Гончаров, П. Павлинов, Б. Грозевский, С. Бигос, Г. Ечеистов и др.
Туганов выполнил ряд портретов — К. Менье, Дж. Констебля и др., продемонстрировав понимание эпохи и показав себя знатоком психологического портрета, характера того или иного художника.
Учась на графическом факультете в мастерской В. А. Фаворского, Туганов, несомненно, впитывал философию и теорию учителя. Его глубоко научная и продуманная система преподавания поразила и увлекла молодого художника. Теория Фаворского была нелегка для понимания, задания по композиции и рисунку шли с учетом требований теории, не каждому студенту это давалось. Наглядным примером студенческой работы Туганова является гравюра «Натюрморт», выполненная в бело-черно-золотистом цвете. Очень динамичная композиция, составленная из геометрических предметов в пространстве интерьера. Пропущенный передний план, в центре «некое действие» из структурированных объектов, пересекающиеся диагонали и вертикали через предметы дают динамику и конструкцию, которая работает на образное начало, вся композиция решена цельно и охватывается взглядом слева направо единовременно. Штрихи динамичны, параллельны, не пересекающиеся, в композиции есть борьба и равновесие черного и белого цветов, с дополнением золотистого. Световые потоки динамичны и контрастны. Выполненная в торцевой гравюре, она наглядно показывает стиль и методику преподавания Фаворского.
Одной из первых серьезных работ Туганова были иллюстрации к «Повестям Белкина» А. С. Пушкина, выполненные в технике ксилографии еще в 1928 году. Туганову тогда было двадцать шесть лет, и он был еще студентом ВХУТЕМАСа, но справился блестяще. К каждой из повестей Белкина он сделал одну гравюру. Все они различаются композиционно и структурно, по насыщенности драматизма, присущего прозе Пушкина. В них есть легкость исполнения, воздушность, серебристость колорита, ритм параллельных штрихов. Игра силуэтов, черных и светлых пятен, ритм и движение персонажей; контраст черных и светлых масс, белый цвет, который лежит густо и плотно, — все это рождает какую-то трепетность листов гравюр. В них есть и романтика, и задушевная лирика. Листы гравюр интересны своей сложностью, развернутостью и глубиной пространственных решений. Ясностью светлого поэтического мироощущения пронизаны композиции Георгия Туганова. Уже в этих ранних работах чувствуется внимательное отношение к тексту, ощущение назначения книги.
Еще будучи студентом ВХУТЕМАСа, Туганов начинает иллюстрировать детские книжки, в которых ярко проявляется его индивидуальность, талант книжного графика. С 1927 года он уже активно сотрудничает с издательствами. В библиотеках России сохранилось несколько его детских книжек, над которыми он часто работает совместно с другими художниками. Это книги Натана Венгерова «Октябрьские песенки» (совместно с А. Петровой и Л. Поповой), Ады Чумаченко «Дом на Солнце», Льва Рубинштейна «Рисовый бунт», книга для дошкольного возраста «Автомобиль» (совместно с О. Дрожиным, А. Кравцовым), а также «Прогулка» Сергея Нельдихена, «В лес» Льва Квитко, «У черного моря», «Книжка-малышка» и др.
Вот что пишет известный литературовед В. В. Кноринг, сравнивая иллюстрации к стихотворению Л. Квитко «В лес» Конашевича и Туганова: «…Напрашивается сравнение с рисунками к этому же стихотворению другого автора — малоизвестного, но талантливого художника Г. А. Туганова (1902–1941). Ему лучше всего удался сам лес: вековые деревья и малые травинки, птицы и букашки. Бабушка Мирл здесь — маленькая, согбенная старушка, а внучек — крошечный, почти игрушечный мальчик. В итоге у Туганова получилась задумчивая, немного таинственная сказка, а у Конашевича — бытовая, хотя и веселая зарисовка» .
В 30-е годы Туганов много и активно работал как иллюстратор, делал станковые композиции в основном в технике ксилографии. Им были выполнены гравюры-иллюстрации к «Истории гражданской войны», «Ленин в рабочем кружке», «У шалаша», «Митинг», «Восстание», «Аврора», «На фронте» и др.
В этот же период им были созданы гравюры к книге «Кубок Орла», заставки и концовки к Байрону (20 штук), иллюстрации к книге «У черного моря», фронтиспис, буквицы, концовки, иллюстрации к книге «По краям и окраинам», заставки, концовки, иллюстрации к «Труженикам моря» В. Гюго, иллюстрации к Гоголю и др. Станковые листы: «События детства», «Отдых в поле», «У окна», «Метро», «Баррикада»; портреты Халтурина, лейтенанта Шмидта, Боголюбова; пейзажи, натюрморты; полосные иллюстрации, форзацы, заставки, концовки, обложки книг.
Работы Георгия Александровича Туганова хранятся в гравюрном кабинете Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (более 106 гравюр), в архиве МОСХа, в г. Ирбите, а также в частных коллекциях.
Туганов активно включился в творческую жизнь, он участник ряда крупных выставок: «Искусство гравюры России в Берлине», «15 лет РККА», «Выставка московской гравюры» и многих других.
Часто бывал в гравюрном кабинете Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. «Приходили запомнившиеся навсегда вместе А. А. Кравцов и Г. А. Туганов, серьезные, умные, с которыми всегда интересно было поговорить. Так оба они и не вернулись с фронта».
В конце 30-х годов резко сокращается общее количество книг, оформленных в технике ксилографии, и падает уровень печатной продукции и художественный уровень их оформления. Начавшаяся с середины 30-х годов борьба с так называемым формализмом самым пагубным образом отразилась на состоянии ксилографии.
Репрессии тридцатых годов, ломавших жизнь вхутемасовцев, особенно выпускников графического факультета, руководимого Фаворским, больно по ним ударили. И поэтому выученики «левой» школы сделали свой выбор в пользу камерного станковизма. Уход в детскую иллюстрацию, театр, монументально-декоративное искусство, живопись был своего рода протестом против нарождающегося соцреализма.
Туганов один из тех художников, которые вошли в историю искусства как «забытые художники 30-х годов», по выражению известного искусствоведа А. Морозова. «Эти “забытые” (в расцвете сил) мастера представляют собой чрезвычайно содержательную романтическую альтернативу утопиям социализма. Главное, что несет их пластическая образность, — адекватное ощущение жизненной драмы, личной и всенародной трагедии в стране “победившего социализма”» .
Всего около десяти лет с небольшим длилась творческая жизнь Георгия Туганова. В 1941 году он добровольцем ушел в ополчение и в том же году пропал без вести под Ржевом. Вместе с ним геройски погибли на фронтах войны его друзья и товарищи по мастерской В. А. Фаворского: Глеб Орлов, Яков Аптер, Никита Фаворский, Арон Кравцов.
Память о Георгии Александровиче Туганове и его друзьях увековечена на мемориальной доске в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком мосту, где их имена высечены золотыми буквами.