Нина ДЗУЦЕВА. Эстетическое восприятие мира звезд в российской поэзии

Я населил таинственным мечтаньем
Надзвездные миры;
В них вдунул жизнь, облек очарованьем,
Принес свои дары.
Константин Фофанов
Сияние звезд в небесной сфере, их таинственность и загадочность во все времена привлекали внимание не только пророков, предсказывавших по ним судьбы людей, но и многих поэтов, живших в разных странах в разные эпохи.
Обратимся к поэзии российских поэтов. Любуясь ночным небом, усеянным яркими звездами, они задумывались о своих судьбах, участи; в их душах пробуждались мечты о счастье, любви. Многими поэтами звезды уподоблялись глазам любимых женщин и т. д. Но известны случаи, когда те же звезды навевали грусть и даже печаль.
Мы попытались выявить на примере стихотворений разных авторов XIX–XXI веков, какие из названных выше чувств испытывал тот или иной из них и как отразились в их творчестве душевные переживания, разбуженные звездами. Так, например, мифический герой Александра Пушкина (1799–1837) в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда», погрузившись в мир воспоминаний, вызванных любованием звездами, навеявшими на него грусть, одушевляя звезду, называет ее печальной. Потом, переведя взгляд на окружающий мир природы, где луч этой звезды «осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины», вдруг, изменив отношение к звезде, признается ей в любви, объяснив причину:
Люблю твой слабый свет в небесной вышине.
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Как и Александр Пушкин, Евгений Баратынский (1800–1844) облюбовал одну звезду на всем небосклоне, о чем говорит его стихотворение «Звезда» (1824). Лирический герой призывает собеседника обратить взор на небо, где горят сонмы звезд, чтобы тот тоже увидел звезду, выбранную им:
Взгляни на звезды: между них
Милее всех одна!
Затем герой объясняет собеседнику, чем полюбилась ему именно эта звезда, уверенно утверждая, что не тем, что появляется на ночном небе первой или светит ослепительнее других, а из-за того, что умиротворяла взгляды ушедших из жизни влюбленных, которые встретились, наверное, с ней в небесной вышине. Продолжая и дальше характеризовать любимую звезду, лирический герой поясняет, что, хотя она «на небе чуть видна», светит неярко, ей близки переживания людей, сердца которых согреты ее нежностью. Поэтому невозможно оторвать свой взор от нее, провожая «ее и на небо, и с небес». В конце стихотворения лирический герой, поинтересовавшись у собеседника, облюбовал ли он для себя звезду «в безмолвном ночном небе», предупреждает его об ошибке при выборе звезды, ведь их так много на небе, не каждой можно доверить свои сердечные тайны. Герой советует выбрать ту звезду, что смотрит доброжелательно, поймет его переживания, будет к нему ласкова.
А герой Федора Тютчева (1803–1873), поэта, в чьем творчестве интерес к звездам проявился наиболее ярко в стихотворении «Еще томлюсь тоской желаний», грезя о любимой женщине и мечтая о встрече с ней, уподобляет ее образ звезде:
Твой милый образ незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
Эмоциональная окраска в стихотворении достигается многоточием и тире, которые раскрывают чаяния человека, мечтающего о близости с любимой. В стихотворении «Летний вечер» олицетворенные поэтом звезды «небесный свод приподняли своими влажными главами». И теперь, ночью, лирический герой, уставший от дневной жары, чувствует себя лучше: «грудь дышит легче и вольней, освобожденная от зною». В стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» одухотворенная Федором Тютчевым природа помогает понять блаженное состояние его лирического героя, чья душа вместе с садом темно-зеленым объята негой ночи голубой, открывшей перед ним красоту звездного неба. Герой очарован свечением золотого месяца и тем, как «таинственно, как в первый день созданья, в бездонном небе звездный сонм горит».
Душевное волнение героя раскрывается восклицательным знаком и многоточием, которые говорят о том, что переполняющие его душу чувства не дают ему продолжить свои мысли, сосредоточиться даже на миг на чем-то.
Тютчев так страстно влюблен в мир звезд, что жаждет стать звездой и объясняет, какой именно:
Душа хотела б быть звездой,
Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной…
Но поэт, как дальше узнаем из стихотворения, хочет стать не ночной звездой, а одной из тех, которые днем, «сокрытые, как дымом палящих солнечных лучей… как божества, горят светлей в эфире чистом и незримом» (стихотворение «Душа хотела б быть звездой»). Сжившись с миром звезд, с миром красоты природы, он осуждает людей, которые живут на земле «без божества, без вдохновенья», не видя ничего в окружающем их мире: «живут в сем мире, как в потемках».
Естественно, что эти люди не видят красоты ни ночи, ни звезд, ни солнца, ни моря, ни цветов — вообще ничто не привлекает их. Об этих людях поэт заявляет с возмущением:
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
(«Не то, что мните вы, природа…»)
Любуясь отражением звезд на реке Неве (стихотворение «На Неве»), лирический герой Тютчева, увидев челн с двумя тенями, плавно плывущий по реке, подумал, что это влюбленная пара, чья любовь слилась со звездой:
И опять звезда ныряет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн.
В стихотворении «Памяти В. А. Жуковского» Федор Тютчев, мысленно обращаясь к Жуковскому, думает о творческом следе, который останется после него, ушедшего в иной мир. И приходит уверенно к выводу, что талант поэта бессмертен:
Я видел вечер твой. Он был прекрасен!
В последний раз прощаяся с тобой,
Я любовался им: и тих, и ясен,
И весь насквозь проникнут теплотой…
О, как они и грели, и сияли —
Твои, поэт, прощальные лучи…
А между тем заметно выступали
Уж звезды первые в его ночи…
Глубоко переживая смерть Жуковского, Тютчев вспоминает о добрых беседах с ним, во время которых звезды сверху спускали на них «таинственный и сумрачный свой свет», огорчаясь, что это их последняя встреча.
А в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» звезды, видя очарованного морем поэта, ласково светят ему с неба, словно и их пленила красота моря. И он восторженно заканчивает стихотворение:
В этом волнении, в этом сиянье
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Как прекрасно и глубоко раскрыто душевное состояние поэта, которое создается при помощи таких синтаксических приемов, как инверсия, тире, многоточия, междометие «о».
А Михаил Лермонтов красоту звезд уподобляет красоте глаз любимой девушки с юга, которая не ответила на его чувства. Страдая, в отчаянии лирический герой обращается к ней:
Много звезд у летней ночи,
Отчего же только две у вас,
Очи юга! Черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
И хотя любовь его безответна, лирический герой хочет объяснить девушке, какой след оставили в его сердце ее черные глаза:
Очи юга, черные очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!
                   ( «Черны очи»)
Лермонтову, уставшему от окружавшей его жизни, где он не нашел понимания, где «некому руку подать», свидание со звездами является единственной радостью. Это можно понять из стихотворения «Звезда», где его лирический герой просит:
Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда…
А дальше герой, страдая, поясняет звезде, для чего ему необходимо ее свечение:
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко…
Одушевляя звезду, поэт рассказывает ей, что глаза любимой, охваченные когда-то пламенем страсти, ныне стали ему недоступны, но он жаждет их увидеть так же, как ее — звезду.
В понимании Лермонтова звезды ему так же близки и понятны, как детское блаженство. Это его состояние раскрыто в стихотворении «Небо и звезды»:
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка.
И он, мечтая о таком безмятежном счастье, которое для него недоступно, в отчаянии кричит:
О! Для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!
Междометие «о» и восклицательный знак помогают читателю понять, какие глубокие чувства овладели душой говорящего. Мрачные, тягостные настроения и мучительное чувство одиночества поэта выражены им и в стихотворении «Как в ночь звезды падучей пламень», где его лирический герой с горечью признается, что он окружающему его обществу не надобен, как и огонь падающей звезды:
Как в ночь звезды падучей пламень,
Не нужен в мире я.
А в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», сопоставляя свое душевное состояние с очарованием и гармонией одушевленной им природы, где «звезда с звездою говорит», а «в небесах торжественно и чудно», он недоуменно вопрошает:
Что же мне так больно и так грустно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
И тут же, потеряв надежду на встречу со счастьем, лирический герой сам себе в отчаянии отвечает:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Как эмоционально, выразительно, глубоко раскрыто душевное состояние поэта!
В поэзии Алексея Константиновича Толстого, о котором пойдет дальше речь, звездный мир не занимает столь большое место, как у Федора Тютчева или Афанасия Фета, но все же мы намерены раскрыть эстетическое восприятие поэта на примере двух-трех его стихотворений.
Так, в стихотворении «Туман встает на дне стремнин» лирический герой, заглядевшись на небо, усыпанное звездами, и обомлев от счастья, что любимая, которая только что сгорала от смущения перед ним, вдруг молча наклонилась к нему, не веря этой яви, волнуясь, спрашивает:
Ужель я вижу не во сне,
Как звезды блещут в вышине,
Как дышит грудь твоя тревожно?
А в стихотворении «Запад гаснет в дали бледно-розовой» лирический герой, любуясь сонмом звезд, покрывших небо, наслаждаясь пением соловья в березовом лесу и ароматом трав, хочет, чтоб такое же душевное состояние испытывала и любимая, но ее сердце охвачено печалью и грустью. И герой, понимая причину ее печали, не желает видеть на ее лице ложную улыбку, поэтому говорит ей:
Не хочу я, чтоб ты притворялася
И к улыбке себя принуждала бы!
Твое сердце болит безотрадное,
В нем не светит звезда ни единая —
Плачь свободно, моя ненаглядная,
Пока песня звучит соловьиная.
Соловьиная песня унылая,
Что как жалоба катится слезная,
Плачь, душа моя, плачь, моя милая,
Тебя небо лишь слушает звездное!
Экспрессивную роль в данном стихотворении играют повторы «плачь» (глаголы повелительного наклонения, выражающие просьбу героя, который рассчитывает, что плач облегчит душевное состояние героини). Эмоциональность тексту придают также восклицательные знаки, тире, эпитеты «ненаглядная», «милая» и т. д.
А вот Ивану Тургеневу, наслаждающемуся в лесу весенним вечером миром тишины, кажется, что его душевное состояние покоя передалось всей окружающей природе и, конечно, звездам, которые пробудили в нем воспоминания о счастливом детстве и согрели его душу:
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
            («Весенний вечер»)
Значительное место занимает мир звезд в поэзии Афанасия Фета, где звезды тоже одушевлены. Так, в стихотворении «Соловей и роза» звезды восхищенно радуются, видя счастливых розу и соловья, которые долгое время были всеми «забыты и отвергнуты счастьем», пока их не пожалел «сияющий ангел», который «уронил на них слезу огневую невольно». А звездный хор с наслаждением слушает изумительную песню соловья, который хотя и поет, но вспомнив, как грустно было его любимой розе расстаться с ним до утра, с сожалением восклицает:
Ах, опять к ночному бденью
Вышел звездный хор…
Эхо ждет завторить пенью…
Ждет лесной простор.
В образах соловья и розы автор воспел высокое чувство подлинной любви. Роза — не цветок, а девушка, чьи глаза как «две звезды… в голубых лучах», которые «горят приветно нынче, как вчера».
В стихотворении «Тихая звездная ночь» тоже все навеяно любовью к миру звезд. Звездная ночь, по мнению лирического героя, располагает к любви. Но в сердце его печаль поселилась, от которой он очень хочет избавиться, так как она не созвучна душевному состоянию любимой, которая пылает от счастья. Глядя на нее, герой ей говорит:
Ты же светла, как любовь,
В тихую, звездную ночь.
Именно эта ночь помогла и лирическому герою вытеснить из сердца своего печаль. Это можно понять из его обращения к любимой:
Друг мой, я звезды люблю —
И от печали не прочь…
Ты же еще мне милей
В тихую, звездную ночь.
Мы не знаем, что хотел сказать герой фразой «И от печали не прочь…», так как от волнения речь его прерывается. Но, наверное, он готов забыть о печали и предаться ласкам с любимой. «Тихая, звездная ночь» — стержневое словосочетание, способствующее изменению душевного состояния героя. Оно повторяется в тексте четыре раза, что говорит о его важности, так как в душе героя пробуждает различные оттенки душевных переживаний. А в зимнюю ночь (стихотворение «Если зимнее небо звездами горит»), если небо усеяно ярко светящимися звездами, лирическому герою кажется, что перед ним возник изумительный образ любимой. Он пытается обнаружить хоть отпечатки ее следа, но сердце его переполнено любовью, и охваченный ею герой не в силах ничего предпринять, только признаться ей:
И летел бы, летел за красою твоей —
И пускай в небе звезды горят.
И быстрей, и светлей мириады лучей
На пылинки ночные глядят.
Душевное состояние героя, вызванное созерцанием звездного мира, передается в тексте стихотворения при помощи таких средств художественной выразительности, как повторы «твой, твой», «светла и легка, светла и легка», «и летел бы, летел», слова высокого стиля «обуять», «молю», устаревшее слово «дивный», книжное «мириады», а также многоточия, тире и чередование длинных и коротких строк.
А в стихотворении «Я долго стоял неподвижно» лирический герой вспоминает о том времени, когда впервые его внимание привлекли звезды. Тогда герою, оцепеневшему от их красоты, казалось, что с ними у него появился контакт. И, волнуясь, забыв обо всем, он, вспомнив то смятенное состояние, признается:
Я думал… не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор…
Фету, чья душа озарена лучами звезд, кажется, что глаза любимой зажигаются так же, как «юно-нетленные звезды… всесильным, таинственным счастьем» (стихотворение «Как ясность безоблачной ночи»). Власть звезд в восприятии Фета так велика, что, по его мнению, лучом вечных звезд «блаженством овеяно тайным — и люди, и звери, и скалы». Только его, страдающего от безответной любви, не греют лучи звезд, поэтому он говорит любимой молодой царице, что по этой причине им создаются песни, лишенные творческой фантазии.
Стихотворение «Расстались мы, ты странствуешь далече» — тоже обращение к любимой женщине, где герой заверяет ее, что они обязательно встретятся, разберутся в недомолвках и поймут друг друга. А пока, волнуясь и страдая, герой советует ей:
И вечером, когда в аллее темной
Ты пьешь немую ночь,
Знай, тополи и звезды негой томной
Мне вызвались помочь.
Как видим, и в этом стихотворении одушевленные поэтом звезды «вызвались помочь» лирическому герою наладить отношения с любимой и стать таким же счастливым, как они.
В стихотворении «Молчали листья, звезды рдели» мы видим обращение к любимой, которой герой напоминает, как они, очарованные звездным небом, любовались им. Вся природа, озаренная лучами их любви, словно замерла: звезды, краснея, неотрывно смотрели на них, листья перестали трепетать. Установилась связь между природой и лирическими переживаниями влюбленных. И герой, видя это, спрашивает: «Как в этой груди затаится хоть что-нибудь?» То есть невозможно ничего скрыть от звезд, в частности их любовь. И они, глядя друг другу в глаза, а звезды — на них, пришли к выводу, «что чище звезд» с их вечной жизнью нет ничего.
О магическом влиянии звезд на творческое сознание поэта говорит и стихотворение «С какой я негою желанья», где лирический герой признается восхищенно, как жаждал среди звезд найти свою:
С какой я негою желанья
Одной звезды искал в ночи!
Как я любил ее мерцанье,
Ее алмазные лучи!
Эта звезда пленила его потому, что она одна не исчезала на небе никогда, всегда светилась, несмотря на тучи, которые заволакивали небо. Лирический герой думал об этой звезде, и ему казалось, что ей понятны его душевные переживания, его любовь, поэтому она сочувствует ему и бережет его чувства. И это он больше всего ощущает у «корней плакучей ивы», в саду любимой, у ее пруда.
В стихотворении «Над тобою мне тайная сила дана» Аполлона Григорьева лирический герой обращается к любимой трижды, уверяя ее, что обладает над ней загадочной властью, которая подобна силе падучей «звезды роковой». Мысли его вдруг переключаются на судьбу этой звезды. Почему ее жизнь так коротка, ведь «гореть… ярко Господь присудил»? Продолжая размышлять, герой говорит:
И сама ли нечистым огнем сожжена
Или звездному кругу чужда,
Серафимами свержена с неба она —
Рассыпается прахом звезда;
И дано, говорят, той печальной звезде
Искушенье посеять одно,
Да луковые сны, да страданье везде,
Где рассыпаться ей суждено.
Влияние магической силы этой звезды на лирического героя так огромно, что он твердо убежден: благодаря ей удастся добиться взаимности с любимой. Стихотворение обрамлено кольцевой композицией в виде повтора «над тобою мне тайная сила дана», которая с сочетанием коротких и длинных строк, а также тире и многоточий усиливает эмоциональность текста, раскрывает душевный мир героя, его уверенность в том, что, несмотря на гордый нрав и скрытность возлюбленной, он добьется своего.
И в основе стихотворения «О, говори хоть ты со мной» тоже лежит обращение, но не к человеку, а к гитаре, одушевленной поэтом. Страдая в одиночестве, герой просит гитару, «подругу семиструнную», чтоб она разделила с ним его переживания, ведь «душа полна такой тоской», а ее он не может больше выносить. Усиливают его переживания ясная лунная ночь и одна звезда, которая «горит так ярко и мучительно». Сияние луны и звезды не соответствует его душевным переживаниям, поэтому ему кажется, что звезда своими ослепительными лучами «сердце шевелит, дразня его мучительно». И, недоумевая от отношения к нему звезды, он спрашивает у гитары:
Чего от сердца нужно ей?
Ведь знает без того она,
Что к ней тоскою долгих дней
Вся жизнь моя прикована…
Эмоциональное воздействие на читателя и на раскрытие всех оттенков переживания героя оказывают в тексте стихотворения синтаксические фигуры: множество многоточий, чередование восклицаний и вопросов, междометие «о». Эмоциональность текста стихотворения усиливается и лексикой поэтической, как, например, прилагательным «желанная».
Звездным миром был заворожен и поэт Иван Никитин. Так, в стихотворении «Ярко звезд мерцанье» его лирический герой, слившись с красотой природы, ликуя вместе с ней, любуясь звездами, дарящими нивам «золото», а озерам «блеск», радостно восклицает:
Звезды над полями,
Глушь да камыши…
Так и льются сами
Звуки из души!
«Звуки из души» — это прекрасные стихи поэта, источником которых стали звезды в летнюю ночь. Источником вдохновения поэта звезды явились и в стихотворении «В синем небе плывут над полями», где очарованный коротким сиянием золотых звезд герой признается, что они в его душе пробуждали «покой и молчание», вызывая в нем желание обратиться к Богу.
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Даже в поэзии поэта-революционера Алексея Плещеева, призвавшего к защите интересов и прав обездоленных (стихотворение «Вперед! Без страха и сомненья»), заметно теплое отношение к звездам (стихотворение «На берегу»). В этом произведении звезды и месяц золотой разделяют радость детей, восторженно встречающих отца, вернувшегося с рыбалки с богатым уловом:
Ласково мерцали
Звезды с вышины,
Детям обещали
Радостные сны.
А героиня поэта Константина Случевского, мечтая о встрече с любимым, хочет, чтобы ее любовь, став звездой, долетела до него и наполнила его сердце такой же любовью, какой пылает ее сердце (стихотворение «Из чужого письма»).
Такую же власть звезд над чувствами человека мы видим и в стихотворении Случевского «Малость стемнело, девица поет», где герою, слушающему чудное пение девушки, кажется, что ее песня долетает до неба, заставляя там плясать звезды.
Алексей Апухтин тоже верил в магическую силу звезд, и в этом убеждаешься, читая, например, его стихотворения «О, будь моей звездой», «Ни отзыва, ни слова, ни привета», «Весенней ночи сумрак влажный», «Пусть не любишь стихов ты» и другие.
В стихотворении «О, будь моей звездой» лирический герой умоляет любимую:
О, будь моей звездой, сияй мне тихим светом,
Как эта чистая далекая звезда!
Одушевленная им звезда пленяет героя не только своей нравственной безупречностью, но и тем, что она с неба шлет с добротой свои лучи, хотя ее не волнует происходящее на земле: «она свободна и горда». Но, когда она слышит далекие, идущие от земли стоны влюбленных, охваченных страстью, ее сердце наполняется сочувствием, и тогда, волнуясь, звезда падает «на землю, о небе позабыв». Благодаря междометию «о» и восклицаниям можно понять, как сильно переживает герой.
В стихотворении «Ни отзыва, ни слова, ни привета» поэт, не веря, что потерял любимую навсегда, что она его забыла, спрашивает ее:
Ужель среди часов тоски и гнева
Прошедшее исчезнет без следа,
Как легкий звук забытого напева,
Как в мрак ночной упавшая звезда?
Источником вдохновения и восхищения стали звезды и для поэта Константина Фофанова. В этом убеждаешься, читая его стихотворение «Звезды ясные, звезды прекрасные», где мы видим, что звезды на ночном весеннем небе оживили душу лирического героя, обнажили его душевное состояние. В начале стихотворения звезды воспринимаются героем как «ясные, прекрасные», которые «нашептали цветам сказки чудные», а душу самого поэта переполнила «звездными сказками» земля, разбуженная весной и обласканная ею. Но настроение лирического героя меняется, когда для него настали дни тяжелые, а ночи мрачные, непогожие. Тогда он, отчаявшись, кричит, обращаясь к звездам:
Отдаю я вам, звезды прекрасные,
Ваши сказки задумчиво-чудные!
В стихотворении «Шумят леса тенистые» мы видим ту же радость героя от прихода волшебницы-весны. Его радость разделяют сонмы звезд, которые «блещут взорами, мигая в небе хорами, над синими озерами, как слезы божества».
В стихотворении «За городом» лирический герой, уйдя из городского шума и погрузившись в мечты, даже не заметил, что наступила ночь. Когда навстречу первым звездам замигали огни далекого села, ему, грезящему, стало казаться:
И мнится, те огни со звездами ночными
Задумчиво ведут безмолвный разговор;
Они полны тоской, страданьями земными,
Но светлой тайною мерцает звездный взор!
Как видим, и в этом стихотворении звезды одушевлены, ведут «безмолвный разговор» с огнями села, сочувствуя страданиям землян, хотя «светлой тайною мерцает звездный взор», словно обещая помочь.
В стихотворении же «Дрожащий блеск звезды вечерней» лирический герой, уйдя в себя, признается, что таинственные звезды и окружающая красота природы его уже не радуют, он не воспринимает их так мистически, как прежде. Страдая, он хочет в прошлое вернуться: «сны молодые попытать, любви забытой помолиться».
Звезды манили своей таинственной красотой и поэта Константина Бальмонта. Так, в стихотворении «Смотри, как звезды в вышине» его лирический герой обращается к любимой, призывая ее посмотреть на звезды, которые щедро дарят им свои лучи:
Смотри, как звезды в вышине
Светло горят тебе и мне.
Они не думают о нас,
Но светят нам в полночный час.
И, прославляя эти звезды, герой, желая пробудить в душе любимой такое же пылкое отношение к ним, как и у него, рассказывает ей, как прекрасны они, как, украшая небо, радуют сердца тех, кто их замечает и любуется ими. И тут же, посмотрев на любимую, просит ее стать его звездой на всю жизнь, никогда не разочаровывать его, быть всегда источником творческого вдохновения для него, помочь достичь широкой известности, то есть стать знаменитым:
Моя любовь, моя звезда,
Такой, как звезды, будь всегда.
Горя, не думай обо мне,
Но дай побыть мне в звездном сне.
Такое же восторженное восприятие звезд и окружающей природы мы видим и в стихотворении Бальмонта «Она отдалась без упрека», состоящем из трех катренов. Причем в каждом из четверостиший первые две строчки соединяются с остальными тире, а каждая строфа заканчивается восклицательным знаком. Эмоциональное состояние влюбленной в него женщины, которая, не раздумывая, вступила с ним в связь, поэтом сравнивается с ярким горением звезд:
Она не страшилась возмездья,
Она не боялась утрат.
Как сказочно светят созвездья,
Как звезды бессмертно горят!
А Иван Бунин признается в стихотворении «Ту звезду, что качалася в темной воде», что звезду, которую он облюбовал в юности, которая до зари светилась на воде пруда, не придется ему больше видеть, так как никогда не вернется он в то село, где рассчитывал найти счастье и радость, но не нашел:
Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду, —
Огонек, до рассвета мерцавший в пруде, —
Я теперь в небесах никогда не найду.
В стихотворении «Гаснет вечер, даль синеет» лирический герой, обозревая ширь полей степных, наслаждаясь медовым запахом белой цветущей гречихи, видя наступление ночи, завидует тем, кому предстоит после рабочего дня остаться ночевать в степи, потому что для этих людей «мерцают кротко, светятся с приветом в темном небе темной ночью звезды тихим светом».
В отличие от этого стихотворения, где имеет место ряд восклицаний и многоточий, в стихотворении «В окошко из темной каюты» настроение героя упадническое. Корабль он называет «темным полуночным гробом», а все вокруг — потопом. Его не раздражает лишь:
Одно только звездное небо,
Один небосвод недвижим,
Спокойный и благостный, чуждый
Всему, что так мрачно под ним.
Душевное состояние героя вновь меняется в стихотворении «Ночь и даль седая». В зимнюю ночь он, «затаив дыхание», наслаждается в тишине панорамой: «в инее леса, звездами мерцая, светят небеса».
И когда пришла волшебная весна, поэт испытывает радость, поэтому он говорит, что «звезды ночью весенней нежнее, соловьи осторожней поют…». Вот почему он любит «эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд».
Но внезапно мысли его под впечатлением от звезд переносятся к любимой, которой он признается в своих чувствах:
Ты, как звезды, чиста и прекрасна…
Радость жизни во всем я ловлю —
В звездном небе, в цветах, в ароматах…
Но тебя я нежнее люблю.
Паузы здесь указывают на взволнованность героя и служат выразительности стихотворения.
Причину трогательного отношения поэта к звездам, его влюбленность в них очень точно можно понять из стихотворения «Ночь», где он признается:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный час над сумраком земли.
Но он не сможет забыть никогда ту ночь, когда он встретился на берегу с девушкой, пришедшей к нему. Поэтому герой радостно восклицает:
И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда весь мир любил я для одной!
Об огромной любви Бунина к звездам говорят и такие его стихотворения, как «За все тебя, Господь, благодарю!» и «Не устану воспевать вас, звезды!». Во втором стихотворении поэт поясняет, обращаясь к светилам, за что он их любит:
Вечно вы таинственны и юны.
С детских дней я робко постигаю
Темных бездн сияющие руны.
Но тогда, в детстве, он восторгался бессознательно ими, они для него «сказкою нежной мерцали». А позже, в «молодые годы», он «только с ними… делил надежды и печали». И тут в душу поэта вселяется с воспоминаниями грусть, и он печально говорит, обращаясь к звездам:
Дни пройдут — вы будете светиться
Над моей забытою могилой.
В конце стихотворения герой, продолжая разговаривать со звездами, в раздумье обещает им:
И, быть может, я пойму вас, звезды,
И мечта, быть может, воплотится,
Что земным надеждам и печалям
Суждено с небесной тайной слиться!
У Николая Гумилева звезды связаны с обращениями к любимой, преклоняясь перед которой, он говорит, что если звезды, чувствуя свою власть над землей, откажутся щедро дарить свои лучи земле, то ее надежно, бестрепетно будут освещать глаза любимой — «смелые очи ее».
А в стихотворении поэта «Рассыпающая звезды» мы констатируем уже противоположное отношение к возлюбленной:
Надежный друг мой, беспощадный враг,
Так благословен твой каждый шаг,
Словно по сердцу ступаешь ты,
Рассыпая звезды и цветы.
Еще одному поэту Серебряного века Игорю Северянину, на каком-то пиршестве поднимающему с друзьями бокалы с шампанским и прославляющему счастливую жизнь, кажется, что звезды, радуясь вместе с ними, ярко им сияют. И, видя это, подруга его радостно воскликнула: «Как звезды — ярки!» Затем у героя и героини от волнения «полились слезы, восторга слезы…». И восхищенный герой вопрошает: «Минуты счастья! Я вижу вас ли?» Но понимая, что наступает день, загрустив, сделав паузу, он сказал: «А звезды… гасли».
 Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев), поэт высокой нравственности, любящий до глубины души людей, сочувствующий им, тоже не был равнодушен к красоте звезд. Так, уже из заглавия стихотворения «Верни мне…» можно понять, что какое-то сильное чувство, охватившее поэта, не дает ему закончить свое обращение.
Дальше, погрузившись в текст стихотворения, мы узнаем, что герой страстно просит кого-то возвратить «звезд холодное сияние», но не всяких звезд, а тех, что он увидел в памятную для него ночь когда-то. Страстно желая вновь с ними встретиться, герой их «до утра беспомощно зовет». Но поняв, что то, о чем он просит, невозможно, не перестает мечтать:
Пусть совершится чудо бредовое,
Я должен к небу перекинуть мост,
Вновь задыхаться буйною травою
И пить лучи неповторимых звезд.
В стихотворении «Какое счастье, что за эти строки» Рюрик Ивнев рад тому, что, даря людям свои творения, «не получал золота и славы», а был счастлив тем, что слушали его цветы, деревья, травы, что нередко он мог наслаждаться беседой со звездами.
А Всеволод Рождественский, гуляя в лесу, наслаждаясь тишиной и миром звезд, испытывая творческое вдохновение, веря, что станет известным, уверенно пророчит:
Вечной останусь над морем звездой,
Птицей, растением, зверем, водой,
И человеческий голос во мне
Чьей-то по-братски ответит струне!
    («Нет, не напрасно я в звездном лесу…»)
Значительное место звездная страна занимает и в поэзии нашего любимого современника Николая Добронравова, поэта высокой нравственности и чистоты, который безоговорочно любит родину и всех ее обитателей. Добронравов верно отмечает, что стихи талантливых поэтов останутся в сердцах людей как вечная память, как бессмертные звезды. Читая его прекрасные стихи, веришь во что-то светлое, как девочки, танцующие на палубе, верили «в трудное счастье»:
Ведь не зря звезды под ноги падают, падают,
И любуется ими тайга.
А в стихотворении «Звездопад» Добронравов до того очарован падающими лиловыми звездами, что забывает загадать желание, зная понаслышке, что звезды падают на счастье.
И он, поэт доброй души, о чем говорит и его фамилия, обращаясь к мальчишкам и девчонкам, наблюдающим звездопад, спрашивает их, что пожелать им. Николай Добронравов дает мудрый совет:
Как бесконечны звездные дали,
Мы бы на яркость людей проверяли.
Прав лишь горящий, презревший покой,
К людям летящий яркой звездой…
Это патриотическое стихотворение побуждает молодежь не быть бездеятельными, ценить людей по таланту, любить труд, быть преданными родине и народу, стоять на страже их интересов.
Такие же глубоко философские мысли пронизывают и стихотворение Добронравова «Нежность», написанное в соавторстве с Сергеем Гребенниковым. Это гимн святости и верности, любви женщины, которая, храня в своем сердце воспоминания о любимом человеке, тоскует от одиночества: для нее без него опустела Земля. А ему, парящему в небесах, звезды преподносят в дар «свою нежность». Так, по мнению авторов, звезды отдавали свою нежность и Антуану де Сент-Экзюпери, французскому писателю и летчику, который являлся примером для подражания, в особенности для молодежи. К нему, талантливому прозаику и поэту, авторы питают глубокое уважение, восхищаются его подвигом.
А герой поэта Роберта Рождественского (стихотворение «Эхо любви»), славя вечную любовь, обращаясь к любимой, заверяет ее, что даже если и «покроется небо пылинками звезд», как бы далеко от него она ни была, в его сердце не погаснет любовь к ней, так как они — «звездная память друг друга». Все стихотворение проникнуто верой в бессмертие любви. Это радует сердце лирического героя.
В бессмертие верит и поэт Евгений Евтушенко, который в эпилоге стихотворения «Голубь в Сантьяго» объясняет причины страстного стремления Циолковского проникнуть в космические дали, узнать тайны вселенной. По мнению Евтушенко, тот «рвался к звездам потому, что заселить хотел он целый космос людьми, бессмертьем равными ему». А свой конец Евтушенко представляет так:
И на звезде далекой, гололедной,
Бросая в космос к людям позывной,
Я буду славить жизнь, как голубь мертвый,
Летающий бессмертно над землей.
Звездами были пленены не только русские поэты, но и многие поэты других национальностей, представляющие нашу страну. Подтверждение тому — поэзия северокавказских поэтов Расула Гамзатова, Раисы Ахматовой, Зубера Тхагазитова, Ахсара Чеджемова, Акима Галуева и других. Так, известный всему миру дагестанский поэт Расул Гамзатов в стихотворении «К дальним звездам, в небесную роздымь» выразил свое стремление достичь вершин поэтического мастерства своих великих предшественников, подняться до их апогея славы. Он, мечтая, обращается к ним:
Люди, люди — высокие звезды,
Долететь бы мне только до вас.
Гамзатов воспевает звезды, наделяя их возможностями людей. Например, в стихотворении «Звезды» он сравнивает небесные тела с заглядывающими в его стих очами «тех, кого уж нет в живых». И поэт старается быть совестью не вернувшихся с войны. Заканчивается стихотворение выраженной автором надеждой:
Горец, верный Дагестану,
Я избрал нелегкий путь.
Может, стану, может, стану
Сам звездой когда-нибудь.
В стихотворении «У Максобского моста» лирический герой вспоминает свои молодые годы, как они с любимой лежали на лужайке, радуясь жизни.
Эту ночь, как признается сам герой, он не сможет забыть никогда. Опьяненный счастьем, он воспринимает все вокруг необычно: небо ночное, щедро освещая их звездами, ощущалось как существо, дарящее им с любимой горстями созвездия. Продолжая вспоминать эту незабываемую ночь, герой признается: «Я на звезды не мог наглядеться, надышаться от счастья не мог»…
Гамзатов ощутил радость, побывав в гостях у Самуила Маршака. Беседы с Самуилом Яковлевичем, «тихой звездой», обогатившей его мудрыми наставлениями, привели в восторг, заставив с благодарностью сказать:
В печали, в радости, в тревоге
Свети мне, добрая звезда.
А из стихотворения Расула Гамзатова «Три звездочки вверху горят», где начало и конец скреплены кольцевой композицией, мы узнаем, как много значит для поэта любовь к жене Патимат. «Три звездочки» — это три слова «я тебя люблю»:
Три звездочки вверху горят —
Я начал о тебе стихи.
Три звездочки стоят подряд —
Я кончил о тебе стихи.
Так я писал все десять лет…
Землячка Расула Гамзатова Фазу Алиева, замечательная поэтесса, считает, что звезды — это небесные стражи (стихотворение «Звезды в небе землю охраняют»).
В другом стихотворении Ф. Алиевой «звезды, блуждая, по снегу идут — по звериным следам». А в поднебесье «за звездою звезда поднялись и над лесом горят».
В стихотворении «Падает кометою бывшая звезда» поэтесса, видя, как звезда «предсмертным светом гору огибает», спрашивает кого-то:
Что это? Задумайся, чья это беда,
Не любовь ли наша в небе погибает?
Лирическая героиня одушевляет звезды, сравнивает их с детьми:
Смехом заливаются, плачут и растут
Звезды, словно дети, в синей колыбели.
Это не любовь ли сохранить сумели
Люди те, что жили и сейчас живут?
Размышляя о своем будущем, Фазу Алиева в стихотворении «Звезда судьбы моей» думает, что ее участь подобна року звезды и падающей кометы, что она «стремительна, чиста и пламенна, как в ночь летящая звезда». И, продолжая сравнивать себя с падающей звездой и кометой, лирическая героиня заявляет:
Чертя горящий след, я падаю во тьму,
Лечу — и нет конца паденью моему.
Кометой я лечу, влача огнистый хвост.
И тут же признается, что быть кометой ей больше по душе, чем быть неподвижной звездой. Поэтому она гордо говорит:
Чем без конца висеть в холодной вышине,
Уж лучше пролететь — сгореть в своем огне!
Но Фазу Гамзатовна не всегда желает видеть звезды. Так, в стихотворении «Погружаясь в полночь» она признается:
Я люблю эту тьму глубокую,
Где и звездочки малой нет.
Тогда, по ее мнению, ничто не будет отвлекать ее внимание, и она в полночной тишине, отдавшись своему дару, найдет в своем сердце «самоцветы своей души», то есть уподобляемые ею звездам строки стихов, которые подарит нам, читателям:
А потом разбросаю щедро
Самоцветы моей души.
Сколько звезд накопилось в сердце!
Я их блеском осыплю тьму!
В стихотворении же «Не люблю я ночь» мы чувствуем уже другое душевное состояние героини: она теперь неприязненно относится к ночи и слабо светящимся звездам, то есть к неполноценным стихам. Но при этом любит «яркую звезду, что помогает, разгоняя светом темноту», рождая в сердцах людей радость жизни, любовь к родине, труду. Такие же стихи «по отдаче света и тепла» уподобляются поэтессой кострам.
А замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев с грустью и сожалением говорит о том, что не смог спасти ушедших в иной мир «ни братьев, ни сестер» и, словно прощаясь с жизнью, обращается к звезде:
И в черный час, когда
Я зов услышу дальний,
Мелькни, моя звезда,
Дари мне свет прощальный!
В стихотворении «Колодцы, реки и моря издревле…» Кулиев, влюбленный в звезды, выразил свое недоумение в отношении людей, которые не любят любоваться красотой звезд, без которых «не могут жить ни птицы, ни деревья». Поэту эти люди напоминают кабанов, которые все время «смотрят вниз и рыщут в болотах, в камышах, в замшелой мгле».
Его лирический герой, понимая, что «бессмертия нет на земле, что вечны лишь звезды, что горят во мгле», в стихотворении «Пусть истина стара» поет гимн звездам и истинно влюбленным, для которых «свет дальних звезд… стоит в глазах зажженных, иль звезды — отблеск их горящих глаз бездонных?».
В конце стихотворения он приходит к философскому выводу:
И если на земле
Влюбленных вдруг не станет,
Созвездий свет во мгле
Светиться перестанет.
Кабардинский поэт Зубер Тхагазитов в стихотворении «Земная звезда» вспомнил, что в юности весенней ночью, услышав, что у него в небесной вышине есть звезда своя, выбежал, очарованный, в сад в поисках ее. И долго он смотрел на звезды, все пытаясь угадать, которая из них его. Но, так и не сумев узнать, печальный, вернулся в дом. Уснув пленительным сном, ему пригрезилось, как «дружно высыпали на простор сверкающими искорками звезды». Ему даже показалось, что «звезды чуть щекочут ему ладонь». И он вновь и вновь думает, какую же из них назвать своей, если «одна мала, другая велика, а третья светит слишком бледным светом». Поэтому:
Все к новым звездам тянется рука,
Они звенят, как медные монеты.
Звезду поярче разом выбрал я,
Ту, что над крышей нашею сияла.
Но как-то раз, посмотрев, как всегда, в небо, он не увидел там своей звезды. Уйдя в себя, лирический герой усердно пытается понять, почему ему не улыбается фортуна в страстном желании найти свою звезду. И вдруг, подумав, приходит к выводу:
Быть может, их ищу не там, где надо,
А может, мне взглянуть на землю надо?
И тотчас возникла идея обратиться с вопросом к девушке, не она ли его звезда:
Звезда моя — не ты ли, Даханаго,
Ты вся пылаешь, глядя на меня?
Поняв, что Даханаго любит его, он от радости кричит, обещая ей:
Тебя звездою назову отныне,
Свети, свети, глаза мои слепя!
Тот, кто горит, горит не для себя!
И теперь, сожалея, что раньше не понял, что «остывают звезды без яркого огня», что в сонме звезд не найти свою в поднебесье, герой призывает всех искать свою звезду на земле. А дальше он философски советует:
Когда найдете — крепко берегите
Ее непрочный, но прекрасный свет.
И щедро целый мир дарите милым,
Горите сами яркою звездой,
Чтоб не остаться сумрачным, унылым,
Как дерево, спаленное грозой.
В стихотворении «Золотые пчелы» Зубера Тхагазитова звезды являются источником вдохновения. Это благодаря им, «золотым пчелам», в сердце героя ожили прекрасные мгновения его былой любви к той, которой был любим. Любя ее до сих пор, воспроизведя ее образ в памяти, он думает, что глаза ее были сходны своим блеском со звездами.
Как глубоко раскрываются душевные переживания героя при помощи повторов («золотые пчелы, золотые пчелы») с многоточиями, междометием «ах» и знаками тире!
Чеченская поэтесса Раиса Ахматова, как и Фазу Алиева, порой не любит ни ночь, ни звезды. Так, в стихотворении «Я помню их упорным зреньем детства», где, восхищаясь природой родного края, очарованная раскрывшейся перед ней панорамой, она радостно восклицает:
О, есть ли что прекрасней и роднее
Таких минут предутренней поры,
Когда заря в полнеба пламенеет
И гасит звезд летучие костры?
А в стихотворении «И вновь разлука встала у порога», уезжая в командировку, она спрашивает у путеводной звезды: «Ты ждешь, звезда? Ну что же, я готова. Тебе опять следить мои пути». И обещает звезде гордо: «Я все снесу, я все осилю словом!»
В стихотворении «Не спится долгими ночами» она просит у звезды сна, а та, вникнув в ее переживания, «улыбалась ей с высоты». А в стихотворении «Ночь» лирическая героиня воспринимает «россыпь звезд как сказочную роспись», мечтает «забиться родниковой водой или к далеким звездам устремиться». Она обещает и любимому:
Ты — главный человек в моей судьбе,
Сниму звезду и подарю тебе.
В стихотворении «Лунной тропою» она вспоминает, уйдя в прошлое, как была счастлива, когда любимый был рядом, и как тогда восторженно воспринимала окружающий мир:
Я видела: Земля несется.
Глаза в глаза, рука в руке.
Звезда счастливая, как солнце,
В моем качалась роднике.
Ингушский поэт Вахид Итаев в сборнике стихов «Тишина» философски утверждает о звездах:
Если б не было звездного неба,
Не стоило бы жить.
Поэтому неудивительно, что он мечтает:
Полежать бы долго-долго
На середине Млечного Пути,
Слушая симфонию галактик
И песни одиноких звезд.
Уйдя мысленно в звездный мир, Итаев вдруг вспомнил легенду о звездах:
Предание я слышал:
Душа того,
Кто честно прожил жизнь свою,
Взлетает в небо
И загорается звездой.
Загадочным звездным миром были зачарованы и многие осетинские поэты. Например, Ахсар Чеджемов назвал первый сборник своих стихов «Звездный водопад», выразив тем самым свою любовь к светилам. Так, в стихотворении «Звезда моей радости» поэт уподобляет образ любимой звезде. Страдая от безответной любви, лирический герой обращается к любимой с вопросом: какие слова, какие звуки он должен достать из глубины сердца, чтобы ему сверкнула звезда счастья, то есть чтобы любовь стала взаимной?
Другой осетинский поэт Аким Галуев в стихотворении «Горящая звезда», наблюдая за падающей звездой, предсказывает:
Когда в ночи звезда падучая
Прочертит свой последний штрих,
Из настоящего в грядущее
Я уношусь в мечтах своих.
И, думая о будущем, лирический герой с грустью говорит:
Ни мне и ни моим товарищам
В грядущем жить не суждено.
И, словно протестуя, он убеждает:
Но ведь живет звезда умершая
И после смерти сотни лет,
И сотни лет на землю грешную
Звезды погасшей льется свет.
Опираясь на сказанное, лирический герой желает, чтобы энтузиазм людей, близких ему по возрасту, донесся «как свет сгоревших звезд, до его прапоколения через глубины вечных верст».
Но потом в обществе людей будущего им полностью овладеет печаль, и он обещает:
…вновь сгорев, звездой падучею
Я к современникам вернусь.
Поэт Феликс Цаликов в стихотворении «Звезда моей жизни набухла от тяжести мыслей», жалуясь на свою безрадостную жизнь, говорит с той, которую постоянно видит во сне. Свершилось диво: неожиданно для лирического героя любимая девушка загорелась в его сердце «звездой рассветной». Однако грезам не суждено осуществиться:
…богиня, звезда с неба спустилась,
С улыбкой прошествовала мимо по тропке своей,
И сердце, как в юности, снова от счастья забилось,
Но юность моя уж давно спит в могиле своей.
И герой, видя, что он безразличен возлюбленной, с грустью желает ей:
Гори, моя звездочка, счастья тебе и удачи.
Лови свои радости сетью, руками, душой.
Конечно, звезды своей таинственностью привлекали внимание и многих других осетинских поэтов: Камала Ходова («Утренняя звезда»), Гиго Цагараева («Земные звезды»), Сергея Хугаева («Утренняя звезда»)…
Пожалуй, ни один образ в русской поэзии не использовался так часто, как образ звезды. Без сомнения, своими корнями этот образ уходит в Библию, к образу Вифлеемской звезды. Подтверждение этому можно найти в стихотворениях Константина Батюшкова («Освобожденный Иерусалим»), Василия Жуковского («Утренняя звезда»), Петра Вяземского («Весеннее утро»), Александра Блока («Я не предал белое знамя») и других.
Как показали проведенные наблюдения, образ звезды в поэзии сопровождается различными эпитетами, которые можно классифицировать по нескольким группам:
эпитеты временные (темпоральные) — «вечерняя», «ночная», «утренняя»;
живописные — «золотая», «синяя», «белая», «прозрачная»;
пространственные — «дальняя», «далекая»;
оценочные — «отрадная», «мирная», «печальная», «чистая», «роковая».
Довольно часто образ звезды олицетворяется («звезда с звездою говорит» — Лермонтов; «звезда любит звезду» — Бальмонт).
Что касается метафорики звезды, то она обычно связана с женщиной. Кроме того, часто звезда символизирует судьбу, славу, свободу, надежду, спасение, любовь, жизненный путь (путеводная звезда), счастье. Вместе с тем иногда звезды символизируют грусть, тоску, смерть.
Часто символ звезды связан с философскими размышлениями поэтов, что наиболее характерно для поэзии Фета, Тютчева, Лермонтова. Звезда у этих поэтов функционирует как некий идеал, к которому стремится лирический герой.
В поэзии Блока звезда символизирует возлюбленную. В стихах Пушкина, Апухтина звезда выступает как символ высокой любви, как фон для создания обстановки влюбленным.
Исследование показало, что образ звезды является «сквозным» в русской поэзии, а его использование традиционно. При этом каждый поэт в создание образа звезды привносит нечто новое, однако чаще всего звезда представляет собой символ, сопровождающий лирического героя в наиболее важные периоды его жизни.
Помня о духовной преемственности культуры, мы попытались осмыслить, как интерес русских поэтов к звездному миру отра­зился и на поэтах Северного Кавказа.