Олег ВАЩАЕВ. Под ангельскую диктовку

Стихи
ДИАЛЕКТИКА ДЖАЗА
От темы до коды —
раскачанный ритм,
аранжировка в квадрате.
Язык, акцент, фольклор, колорит.
Готовность быть на подхвате.
Душа его — блюз,
а стержень — звук
на кончиках пальцев, цепкий.
Лундстрем Олег, Эллингтон Дюк.
Импровизация, лепка.
Джаз устарел? А вальс устарел?
Ну так осовременьте!
Хмелел и свистел, ревел и хрипел!
Джаз идеален в моменте.
* * *
Чехов знал один секрет:
человек сентиментален —
в основном. И даже Сталин,
если помните, поэт…
Ну такой себе поэт,
неудачник-недоучка.
«Пей щербет и ешь щербет».
То тянучка, то текучка.
Денег нет — и счастья нет,
человек сентиментален.
Но и мир не идеален:
то соскок, то пируэт.
«Пей вода и ешь вода».
Лишь бы горе — не беда.
ЙО-ХО-ХО
Выпусти пар, капитан Америка,
и отвали в туман.
Скрылись вдали очертания берега,
где тосковал Бен Ганн.
Остров сокровищ парит на облаке,
кладоискатель спит.
А по соседству, в тенистом округе,
бродит притихший Флинт.
Мститель испанских морей по прозвищу
«Черная Борода».
Боком вышли ему сокровища,
осточертела вода.
Страшный суд его не касается.
Веселый Роджер со дна
своей братве ядовито скалится,
слюна шипит, как волна!
* * *
Много-много красных крыш:
Прага сверху, как Париж!
Виноградники на склоне.
И туристы на газоне.
* * *
Есть мягкие, колючие, безликие.
Есть лучшие из лучших и великие.
Но личность — это точно не амбиции.
А что тогда? Культурные традиции.
ВИТРАЖ
Миладе Копелиович
Цвет через свет. Пережечь стекло —
становится смальтой кровавый сгусток.
Монументально-кровавый пот.
Страсть закаляет чувство.
Автоповтор, самоотвод.
Готически-трэшно, барочно-емко.
Костляв сустав и рельеф не тот.
И начинается ломка.
СИСТЕМА НИППЕЛЬ
Как ни откладывай завтра — оно придет.
Переведут на автонастрой, штрих-код.
Который едва понятен, но вездесущ.
Который мало приятен, но всемогущ.
Явная подоплека и тайный знак.
Тяжко в плотном потоке тому, кто наг.
Любо в гуще событий тому, кто фат.
Но человек — не рыба, хотя не факт.
ХУДОЖНИК
Светлане Вербовской
Ремесло — это мастерство.
Творчество — это пророчество.
Художник имеет право
на одиночество.
Кто сказал «изоляция»?
Я такого не говорил.
У художника — мотивация.
Размах крыл.
Он приземлен временно.
Искусственно заземлен.
Все, что ему доверено, —
это он.
Это ловкость ремесленника
и провидческий дар.
Гарантия выживания,
надежда на гонорар.
Страсть и упорство практика,
легкость и опыт творца.
И все же оковы пленника
золотого тельца.
Золото — это золото.
Прочный авторитет.
А что есть плоды художества?
Можно купить обед?
Сколько за них выручишь?
Надолго хватает средств?
Творчество — это пророчество.
Милостыня в ответ.
* * *
Небо — это чудо. Море — это тайна.
Между ними суша выросла случайно.
Облачные выси, пенные раскаты.
Посреди пустыни — синие стигматы.
Пурпурные пятна, бурые до дрожи.
Ангельские лики дьявольски похожи.
Левия Матвея и Левиафана.
И от Сотворения все идет по плану.
Быстрые течения, заросли-капканы.
А потом — Галея. И конец романа.
Крымского розлива жалкая креплёнка.
«Солнцедар» для смеха и «Агдам» для понта.
Свора високосных — шустрая порода.
Те, кто в девяностых вышел из народа.
Завелась и сникла жалкая элита.
Кормовая база у потребкредита.
Верили ушами, притянули кризис.
Урки с торгашами замутили бизнес.
Буду слушать небо. Буду слушать сушу.
Отвяжусь от тела, положусь на душу.
Если не химера, стало быть, основа.
Маленькая вера, Верка Соколова.
* * *
Кроме халвы и хлеба,
Вагнера и Шопена,
Лондона, Хемингуэя,
чая, кишмиша и кешью
я взял бы на необитаемый остров
антологию русской поэзии
за три века,
вкрадчивый голос Бориса,
Веры исповедальный
замысловатый говор,
«Мост Ватерлоо. Эффект тумана»,
пейзажи Молдовы,
эстонскую неторопливость,
польский акцент,
протестантскую этику,
католическое смирение,
православные песнопения,
индийские благовония.
СЕТЬ
Раньше мы «совещались» с Богом,
теперь отвечает «бот».
В белом круге на красном фоне
паутину паук плетет.
Кого на игру подсадила,
кого приучила красть.
Зависимость — злая сила.
Жесткий контроль и власть.
* * *
Хотел «закрепиться» в Сочи, у парка «Ривьера».
Но с прикупом — невезуха, и карта бита.
Живу на окраине Питера, у Шуваловского карьера.
И душа моя, как этот карьер, изрыта.
Камня на камне не оставила капля за каплей.
Насмешникам-злопыхателям от смеха тошно.
Бумеранг возвращается даже к переступившим грабли.
И отказаться от этого практически невозможно.
* * *
Белощекая казарка
на реке Глухарке
поселилась в Петербурге
в детском экопарке.
По весенним свежим тропам
в Арктику транзитом.
Небо осенью в Европу
птицам не закрыто.
СТИХОТВОРЕНИЕ — ЭТО…
Не просто так.
Не по трафарету.
Это особая форма выражения
особо ценного содержания
с предвкушаемой начинкой
удивительного значения.
Это сгусток энергии,
в котором сначала едва заметны,
а потом ясно видны очертания.
И, если вглядеться,
проступают образы.
Стихотворение — это история,
может быть, несбыточная,
но история!
Это событие,
может быть, не случившееся,
но событие!
Стихотворение рождается
из собственного опыта
сострадания:
начинается не с бухты-барахты,
а с мысли.
И обязательно получится,
если будет успешно услышано
и удачно записано —
под ангельскую диктовку.