Осетинский скульптор, заслуженный художник Российской Федерации Станислав Тавасиев относится к поколению мастеров, формировавшихся в 80–90-е годы прошлого столетия. Этот период отмечен творческим подъемом, разнообразием художественно-стилистических направлений, поисками новых пластических форм с четкой ориентацией на современность и самобытное, личное восприятие мира. В русле таких тенденций развивалось и творчество мастера, который сразу заявил о себе как художник с ярко выраженной индивидуальностью, со своей авторской позицией в искусстве.
Прошло более десяти лет, как не стало Станислава Тавасиева. В 2024 году ему исполнилось бы 65. Он мечтал построить дом, вырастить сад, воплотить в жизнь многочисленные творческие замыслы. Но, к сожалению, успел осуществить лишь немногое из задуманного. В расцвете творческих лет жизнь заслуженного художника Российской Федерации, талантливого скульптора Станислава Тавасиева оборвалась. Но то, что он успел создать, сегодня стало бесценным достоянием национального искусства, классикой осетинской современной скульптуры, определенным вкладом в сокровищницу мировой культуры.
Дигория — родина талантливых скульпторов. Ваятели Тавасиевы — тоже выходцы из Дигории. В Осетии хорошо известно имя народного художника СССР Сосланбека Тавасиева. Можно сказать, что династия скульпторов Тавасиевых продолжилась братьями Станиславом и Русланом. Их отец, ветеран Великой Отечественной войны Тавас Михайлович Тавасиев, тоже был талантливым, самобытным скульптором, который в свое время по приглашению Сосланбека Тавасиева стал его помощником, когда тот создавал конную скульптуру Салавата Юлаева. Долгие годы Тавас Михайлович работал мастером во Владикавказском художественном училище им. А. Джанаева. Война помешала ему получить профильное образование, но мечту стать скульптором он передал своим сыновьям. Еще школьниками они уехали учиться в Москву, сначала в детской художественной школе, а затем на отделении скульптуры Государственного художественного института им. В. Сурикова.
Станислав был младше Руслана, но считал своим долгом опекать брата. Эта черта — помогать ближнему — была свойственна ему всю жизнь, а доброта, заботливость проявлялись им не только по отношению к родителям, но и к друзьям, коллегам, ко всем, кто нуждался в помощи. Ответственность, самостоятельность, твердость характера сформировались у Станислава еще в ранней юности, когда он занимался самовоспитанием, много читал, добивался поставленных целей.
Учеба давалась Станиславу легко, но он скучал по дому и очень любил дождь, напоминавший об Осетии. Стремление быть причастным к происходящему на малой родине нашло отражение в произведениях ваятеля, который в своем творчестве стремился передать не только присущее ему особое мироощущение, но и национальный характер. И все это при помощи своеобразной стилистики художественного письма. Незаурядность, самобытность творческого почерка Тавасиева были замечены еще в его студенческие годы. Уже тогда некоторые работы Станислава приобрел Республиканский художественный музей им. М. Туганова, и тогда впервые о нем заговорили как о ярко одаренной личности, в творчестве которой ощущались зрелая рука мастера, свободный полет художественной мысли, множество оригинальных идей.
Одну из них Тавасиев хотел воплотить в дипломной работе — монументе «Пьета», посвященном погибшим в Великой Отечественной войне землякам. Основой скульптуры стал собирательный образ матери-осетинки, оплакивающей погибшего на войне сына. Однако серьезность и глубина замысла, смелость и оригинальность художественного решения студенческой работы почему-то вызвали сомнение у руководителя дипломного проекта, который предложил выбрать другую тему. И за короткий срок на одном дыхании Тавасиев создает другую станковую композицию — «Юность», которая стала одной из лучших дипломных работ выпуска и была установлена в фойе института. Спустя годы Станислав все же осуществил свой неутвержденный дипломный проект в горах Осетии. Рядом с церковью в Горной Санибе он установил памятник «Осетинская пьета», который стал величественным монументом, посвященным погибшим героям Великой Отечественной войны, уроженцам Осетии.
Окончив в 1983 году с отличием институт, С. Тавасиев решает вернуться на малую родину. И это несмотря на то, что его как одного из лучших выпускников института пригласили работать в знаменитую студию имени М. Б. Грекова. Здесь, в Осетии, он сразу заявил о себе как о скульпторе широкого творческого диапазона, неординарно мыслящем тонком и проницательном художнике, мастерски владеющем искусством лепки. Станислав Тавасиев уже в своих ранних работах — рельефах гостиницы «Горянка», мемориальных досках, станковых композициях «Рыболов», «Семейный портрет», «Портрет» и других произведениях — проявил самостоятельность и оригинальность в решении пластических задач, особое эстетическое и художественное стремление к эксперименту, поиску в художественной трактовке образа.
Станислав успешно работал как в станковой, мелкой пластике, так и в монументальной скульптуре. Его творения приобретали ведущие музеи и галереи страны, частные отечественные и зарубежные коллекционеры. В 1987 году он стал членом Союза художников России, и вскоре ему присвоили звание «Заслуженный художник РСО-Алания». Сочетая традиции академического, современного и национального искусства в своих композициях «Горянка», «Сон», «Память», «Листопад», «Плащаница» и других, Тавасиев нашел неповторимую пластику письма, которая отличалась яркой метафоричностью, поэтичностью, символико-философской обобщенностью образа. В своих станковых работах скульптор обращается к разным видам и жанрам (круглая скульптура, рельеф, портрет, натюрморт, сюжетная композиция), материалам (металл, шамот, камень, дерево и др.), техникам исполнения (лепка, чеканка, резьба, выпиловка, выколотка и др.). Работы Станислава Тавасиева отличают тщательность проработки, творческая выдумка, оригинальность трактовки художественного образа, умение широко использовать такие выразительные средства, как иносказательность, символика, ассоциативность и другие. Скульптор всегда стремится создать образ собирательного, обобщающего характера. Например, работая над портретами известных деятелей искусства — народного артиста СССР Н. Саламова и писателя А. Царукаева, автор создает несколько идеализированные образы, стремясь не столько к достоверной иконографии, сколько к выявлению духовной значимости творческой личности.
Парадоксальность — черта многих произведений скульптора, который может сопоставлять несопоставимое: из плоскости выстраивать объем, обыденное возводить в философскую категорию… Так, на сочетании силуэта и разных плоскостей построена композиция из медной пластины в виде свитка, изображающая фигуру девушки, развернутой в профиль, что создает ощущение объема, почти гротескно выявляет пластику скульптуры. Такое же оригинальное решение и в произведении «Горянка» (алюминий), где за счет объемно-рельефных форм вся композиция воспринимается круглой скульптурой. Женский образ, часто встречающийся в творчестве Тавасиева, является не просто олицетворением красоты, поэзии и молодости, а некой возвышенной мечты, непостижимого идеала, трепетной музы… В «Портрете» (шамот) прекрасный лик девушки воспринимается как отражение высшей гармонии и совершенство духа. Художник не выявляет черт лица, они лишь намечены, и это еще больше придает образу загадочности, напоминает о вечно неразгаданной тайне, имя которой Женщина. Совсем другой женский характер в камерной скульптуре «Пышка», где обнаженная натура — весомая форма и материально плотный объем, но при этом фигура не лишена женственности и трогательного очарования.
Творчеству Тавасиева свойственна совокупность скульптурного и живописного мышления. В некоторых небольших композициях автора очевидна своеобразная перекличка с приемами современной станковой живописи, где объемно-пространственные «картины» предлагают зрителю развернутый пластический сюжет, ограниченный «рамой». Например, в одном случае («Сила жизни») — вещественно-реальной, выполненной в дереве и бронзе, в другом («Портрет») — иллюзорной, когда не видно лица, а изображается лишь накинутый на голову платок. Цвет иногда непосредственно участвует в пластической характеристике модели. В одних случаях он становится органическим элементом формы («Натюрморт»), в других — служит декоративной раскраской, «наложенной» на скульптурный объем («Наполеон»).
В станковой скульптуре Тавасиева привлекают образная метафоричность, ассоциативная атрибутика, сюжетная многоаспектность («Мечта», «Листопад», «Семейный портрет»). Артистически владея конструктивными приемами построения, скульптор использует выразительность классической, традиционной пластики, разнообразит приемы обработки материалов, создающих богатство фактур. Монументально-величественными воспринимаются вазы из шамота, где драпировка из ткани — пластически выразительная деталь, играющая определенную смысловую роль. Часто пластические эксперименты художника отражают новейшие концепции сюрреализма и фотореализма, переосмысленные в категориях скульптуры. Действительно нечто запредельное кажется в иллюзорно-натуралистическом изображении ладони (медь), к пальцу которой на ниточке подвешены колокольчики. Содержание, апеллирующее к размышлению о фатальности судьбы, рока, предопределенности человеческой жизни, придает произведению оттенок мистицизма. Но даже в серьезном художник усматривает долю иронии и юмора, что ощущается и в этой работе. Тема жизни, ее многогранности проявляется и в мотиве яблока, красочной метафоры, часто встречающейся в работах Тавасиева. Олицетворяя плодородие, животворящую силу природы, яблоко служит и выразительным декоративным элементом. Впечатляет «Композиция» (бронза), где будто сквозь кору земли «пробивается» весомый, объемный плод, напоминающий своей формой то ли яблоко, то ли женскую грудь. В произведении «Память» тема ушедшей и вновь зарождающейся жизни построена на контрастном сопоставлении тяжелого, темного массива камня и упавшего на него светлого, радостного пятна — яблока (красное дерево), словно устремленного ввысь, к солнцу.
Станислав Тавасиев активно участвовал в разных престижных выставках, симпозиумах, конкурсах, выигрывая многие из них. В 2009 году он получил звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Масштаб дарования мастера, его творческий потенциал особенно проявились в области монументальной пластики, в этом направлении он активно и плодотворно работал в последнее время, главным образом с 2005 года. В составе группы художников Тавасиев принимал участие в создании памятника «Древо скорби», посвященного трагическим событиям в Беслане. Значительную лепту он внес и в создание во Владикавказе Мемориала Славы в честь победы советского народа над гитлеровской Германией и в память об уроженцах Северной Осетии, погибших в годы Великой Отечественной войны. С 2008 по 2012 год Тавасиевым были созданы произведения, посвященные выдающимся людям Осетии. Среди них памятники поэту А. Царукаеву, мэру г. Владикавказа В. Караеву, гармонистке И. Мистуловой, Герою Советского Союза Х. Мильдзихову; мемориальные доски Героям Советского Союза М. Джанаеву, А. Бондарю, Б. Моргоеву, ученому с мировым именем Х. Черджиеву и другие. Каждая из этих работ отличается оригинальностью композиции, пластической выразительностью, глубиной трактовки образа.
Почти каждое монументальное произведение Станислава Тавасиева становилось художественным явлением в осетинском искусстве. Сочетая традицию с тенденциями современного искусства, он создает образы общечеловеческой значимости и в то же время глубоко национальные по своему характеру и мироощущению. Первой такой знаковой работой для скульптора стала «Осетинская пьета» памяти земляков-воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Образ матери, оплакивающей погибшего на войне сына, тождествен образу самой Богоматери. Теперь, спустя годы, кажется, что именно с ее благословения начался путь Станислава Тавасиева как монументалиста. В скульптурном сооружении «Пьета» автор использует новое художественное решение. К такому пластическому решению он шел многие годы, еще со студенческих лет, когда для дипломной работы выбрал тему всенародной скорби, воплощенной в образе матери. Обращаясь к классической теме «Пьета», он трансформирует образ Богоматери в обобщающий образ матери-осетинки, которая воспринимается в его произведении как символ Родины, оплакивающей своих сыновей.
Таков он, творческий метод Тавасиева, где выбрана «золотая середина» между верностью натуре, образам и классическому античному идеалу. Так возникло решение, интересное по своей архитектонике, композиции, материальной наполненности объема при его лапидарной обобщенности, отвечающей веками сложившимся чертам народного характера. Сюжет монумента прост и величественен в своем драматизме. В руках матери лишь бурка (весть о гибели воина), которую она скорбно прижимает к груди. Чистая, струящаяся пластика линий, тонкая фактура лепки придают возвышенно-элегический характер образу матери. Здесь нет патетики, нет пафоса, напротив, имеет место предельная эмоциональная сдержанность, даже аскетичность. Своей углубленной отрешенностью мать невольно отождествляется с иконописным образом святой. Неслучайно рядом с этим памятником находится древняя церковь Святой Троицы. Вместе они составляют своеобразный духовный центр, до которого можно добраться по специально проложенным дорожкам. Скульптура словно парит в пространстве, и кажется, что в ней соединились земля и небо, чувства земной женщины-матери и божественный дух.
Станислав Тавасиев ушел из жизни в расцвете творческих сил, когда в полной мере начал раскрываться его талант и как монументалиста. Можно сказать, что за последние десять лет жизни им были созданы произведения, ставшие классикой современной осетинкой пластики. Среди них и памятники выдающимся деятелям культуры, являющиеся неотъемлемой историко-культурной ценностью не только Владикавказа, но и всей Республики Северная Осетия-Алания. Сегодня, проходя по улицам нашей столицы, можно увидеть целую серию замечательных памятников — Евгению Вахтангову, Михаилу Булгакову, Сека Гадиеву, Махарбеку Туганову… Один из монументов посвящен Дзаугу Бугулову, основателю осетинского поселения Дзауджикау, близ которого в 1784 году была основана крепость Владикавказ. Памятник установлен на одной из центральных площадей города, с которой, собственно, и начинается его история. Площадь Штыба, известная главным образом тем, что там расположено здание городской мэрии, теперь совершенно преобразилась, став за короткий срок еще и местом отдыха владикавказцев и гостей столицы.
И действительно, в настоящее время площадь воспринимается как островок из прошлого, маленький заповедник старины, напоминающий о делах давно минувших дней. Здесь выстроен целый архитектурный комплекс с мощной, каменной кладки стеной с бойцовскими башенками и коваными воротами Владикавказской крепости. А неотъемлемой частью, главным акцентом этого ансамбля является памятник Дзаугу Бугулову. Автор изображает горца-осетина в черкеске, который стоит на своеобразном постаменте — природном цельном камне. Художественный образ горца впечатляет величием и благородством. Он стоит в полный рост, спокойный, в несколько величавой позе, опираясь рукой на посох — атрибут путника в дальней дороге. Понятно, что скульптор хотел показать прежде всего мирного поселенца, идущего по земле не с оружием, а с посохом в руке. И в этом заключается глубокий смысл. Посох еще со времен Моисея символизирует дорогу к жизни, к некой обетованной земле, где можно обрести счастье и благо для всего человечества. Здесь все созвучно главной идее — изобразить открывателя, первопроходца, который в то же время является не столько конкретной личностью, сколько олицетворением носителя национального духа, собирательным образом, воплощающим народное самосознание. Памятник решен в традициях современной монументальной пластики. В нем торжественность и скромность, эпичность и некая элегия… Монументальный, величественный и в то же время соразмерный, компактный памятник удачно сочетает в себе строгий академизм и условность, традиционно-национальное и общечеловеческое… Тавасиев сумел не только создать достоверный тип горца, в котором ощущается некая патриархальность, близость с землей, с природой, но и передать дух времени, колорит той эпохи, глубоко прочувствовать и выразить национальный характер художественного образа. Около памятника всегда много посетителей, детей и взрослых, которые приходят сюда полюбоваться скульптурой, посидеть, отдохнуть рядом с ней. Такое всеобщее признание, отношение людей к памятнику как к некоему близкому, узнаваемому человеку говорит о том, что монументальное произведение Станислава Тавасиева является поистине осетинской скульптурой, в которой выразилась душа народа.
Памятник основоположнику профессионального осетинского изобразительного искусства, народному художнику Осетии Махарбеку Туганову стал еще одним значимым объектом. Созданный в соавторстве со скульптором Олегом Цхурбаевым, бронзовый монумент установлен на ступеньках, ведущих к центральному входу Выставочного зала Союза художников РСО-Алания. И невольно создается ощущение, что сам Туганов, Мастер и Учитель, встречает каждого пришедшего на выставку. Кажется, что он по-прежнему находится в гуще художественной жизни родной Осетии и ни одно значимое событие не обходится без его «личного присутствия». Художественный образ во многом соответствует внешнему облику наделенного гармоничным внутренним миром Махарбека Туганова. При жизни художник запомнился современникам демократичностью взглядов, доброжелательностью, щедростью и открытостью. Великий труженик, он жил и работал для людей, беззаветно служил своей родине и народу. Таким Туганов предстает и в скульптурном изображении. Весь его облик, запечатленный в металле, передает свойственные ему душевную тонкость, скромность и благородство. Он стоит во весь рост в естественной, непринужденной позе, его одухотворенное лицо обращено к людям, взгляд устремлен вдаль, будто мастер пытается проникнуть мысленным взором в будущее. Левая рука с трепетом прижимает к сердцу кисти живописца, и этот жест воспринимается как тонкая метафора, символизирующая верность творческому долгу, любовь к искусству и преданность ему. На лицевой стороне пьедестала рельефное изображение живописной палитры — своеобразного знака-символа, обозначающего принадлежность Махарбека Туганова к высокому миру искусства. Характеристику образа Туганова дополняет еще одна очень выразительная деталь: на самом пьедестале у ног скульптуры сидит маленькая голубка. Ее присутствие придает всей скульптуре некую трогательность. Голубка, символизирующая чистоту, целомудрие, высокую мечту и вдохновение, олицетворяет в то же время и бессмертную душу большого художника и замечательного человека, который всегда будет жить в памяти народа.
Данью светлой памяти о выдающемся русском писателе Михаиле Булгакове стал памятник, созданный Тавасиевым в 2012 году. Он установлен на перекрестке проспекта Мира и улицы Маяковского, где когда-то жил писатель. Известный владикавказский городской театр (ныне Академический русский театр им. Е. Вахтангова), для которого Булгаков писал пьесы в начале своей творческой деятельности, находится совсем рядом, и, конечно, начинающий в ту пору писатель ходил по этим улицам, сидел на скамейках, читал, думал, мечтал. Теперь он, увековеченный в бронзе, как будто остановился на миг, задумавшись о чем-то неведомом, непостижимом. Бронзовый Булгаков во весь рост высится прямо на мостовой, и складывается впечатление, что он и теперь, как когда-то, по-прежнему рядом с нами. «Рукописи не горят!» — так говорил Воланд, один из главных персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В этих словах заключен глубокий смысл. Настоящее искусство принадлежит вечности, как, собственно, и бессмертное литературное наследие самого писателя, чьи произведения широко известны. А его знаменитый, некогда запрещенный роман «Мастер и Маргарита» снискал мировую славу, давно стал одним из наиболее любимых и читаемых произведений ХХ века. Именно его невольно вспоминаешь, глядя на памятник, в котором нашла отражение тематика романа. Загадочный кот Бегемот примостился у ног писателя, олицетворяя все то таинственное и мистическое, что есть в романе и что вообще присуще творчеству Булгакова, наделенного безудержной фантазией, философичностью, стремлением постигать истину во всем сущем, в любом, даже самом простом, обыденном явлении жизни.
Замечательная, самобытная личность, сильный духом и верой правдивый русский писатель изображен величественным, ибо велик его талант, и в то же время перед нами обычный земной человек со своими «за» и «против». Он щеголевато одет, взгляд его, в котором читаются живость, сдержанная пылкость, отрешенность от всего мелочно-житейского, устремлен вдаль. Портрет Булгакова узнаваем, его образ достоверен, реалистичен и вместе с тем имеет условный, обобщающий характер. Автор создает прежде всего образ писателя-романтика, одержимого творчеством, движимого высокими помыслами и вдохновенным полетом души. Во всем облике Булгакова ощущается экспрессия, внутренняя мощь, духовная сила, глубина и цельность характера. Особый смысл придает скульптуре одна выразительная деталь, которая пластически и эмоционально обогащает скульптурное произведение. Это будто подхваченные ветром рукописные листы, которые веером взметнулись за спиной писателя. Невольно они ассоциируются с распростертыми крыльями, устремленными в высь неба. Прибегая к подобной красочной метафоре, Тавасиев таким образом утверждает мысль о божественном предназначении писателя, его высокой миссии и вдохновенном служении, о величии и бессмертии его произведений. Сегодня памятник Михаилу Булгакову воспринимается как еще одна дань всенародной признательности творческого подвига писателя, как напоминание о том вечном, добром и прекрасном, что дарят нам истинные произведения литературы и искусства, которые оставляют яркий и неугасимый свет в наших сердцах.
Владикавказ — родной город и для всемирно известного режиссера Евгения Вахтангова. Каждый раз, приступая к созданию памятника конкретной личности, Тавасиев тщательно изучал не только биографию, творческое наследие, но и личностные, человеческие качества портретируемого. Сохраняя подлинность, правду образа, скульптор в то же время выходил за рамки просто конкретики, стремясь к широкому художественному обобщению, символической значимости, увековечению высоких человеческих помыслов. Такой подход он выбрал и при работе над памятником великому режиссеру. Евгений Вахтангов в трактовке автора — это не просто элегантный молодой человек, артистичный, изысканный, утонченный. Это прежде всего легендарная личность, чей новаторский подход к творчеству стал явлением в театральном искусстве. Вдохновенное лицо, взгляд, в котором ощущаются сила духа и неиссякаемая энергия незаурядного режиссера, — вот каким предстает перед зрителями Евгений Вахтангов Станислава Тавасиева. А такие атрибуты памятника, как стул, театральная маска, композиционно дополняют смысловую и художественную характеристику образа.
По-своему интересен и памятник Сека Гадиеву, известному осетинскому поэту, прозаику, основоположнику художественной национальной прозы, видному общественному деятелю ХIХ века. Тавасиев создает достоверный портрет конкретной исторической личности и в то же время собирательный образ гуманиста, национального просветителя, защитника прав трудового народа. Предельная лаконичность пластического решения соответствует художественному содержанию образа. Выходец из народа, Сека Гадиев сам являлся его неотъемлемой частью, его «трибуной». Демократичность образа жизни писателя, его убеждений автор подчеркивает в строгой простоте облика, лишенного какого-либо пафоса, в статичности позы, сдержанности жестов, скромной одежде. Все внимание сосредоточено на вдохновенном лице, пронзительном взгляде… Фронтальная проекция фигуры писателя, установленной на небольшом постаменте, максимально приближает Сека Гадиева к зрителю, как бы приглашая к общению с тем, чьи произведения, идеи и мысли актуальны и сегодня…
Тяжело заболев и мужественно борясь с недугом, Станислав Тавасиев еще успел создать замечательный бюст Хаджи-Умара Мамсурова и, уже почти ослепший, свое последнее произведение — конную скульптуру «Юность», напоминающую его раннюю дипломную работу. Так, по-своему символично темой молодости начался и завершился творческий путь уникальной человеческой личности, большого художника, талантливое и неувядаемое творчество которого является поистине национальной классикой, высоким искусством, бесценным достоянием современной осетинской скульптуры…
В обыденной жизни Станислава Тавасиева все звали просто Славиком. Он был прост в общении. Друзья и коллеги любили и ценили его за щедрость души, ум, чувство юмора. Будучи глубоко верующим, Станислав был убежден в высоком предназначении человека и его ответственности за происходящее вокруг. Сам он старался не отступать от своих жизненных принципов. Мировоззрение мастера, разумеется, нашло отражение и в его творчестве. Свободолюбивый, гордый и независимый нрав, светлая душа Станислава Тавасиева, кажется, и сейчас продолжают жить в работах скульптора, ставших теперь своеобразным памятником ему самому.