Лариса ГЕТОЕВА

ЭПОХА И УЧИТЕЛЬ

                             Человека создает средняя  школа,
                                         высшая дает специальность…
                                                       Д.С. Лихачев
   
   В    который   раз   сталкиваюсь   с   необходимостью   создания
Энциклопедии  Подвижников,  в которую  вошли  бы  люди,  оставившие
добрый  след  на  земле,  посвятившие себя  бескорыстному  служению
Отечеству и народу. В наш стремительно меняющийся прагматичный  век
нужность  такого  издания  становится  все  более  очевидной,   ибо
«прервалась  связь  времен»,  и люди-подвижники  становятся  чем-то
вроде сказочных героев. Каждый прожитый год уходит в историю.  А  с
ним  уходят имена людей, делавших эту историю и ставших ее  частью.
Не  должны  уходить в небытие их имена, потому что есть благодарная
память  потомков, для которых они становятся своеобразным маяком  в
жизни.
   Словно   попавшую  из  другого  измерения,  читаю  автобиографию
сельского  учителя, подвижника и просветителя Александра  (Лаксана)
Майрамовича  Базаева.  На пожелтевшем от времени  листе  аккуратным
каллиграфическим  учительским  почерком  выведены  жизненные  вехи,
которые   он   считал   наиболее  важными:   «Родился   в   селе
Христиановском  Терской  области, Владикавказского  округа  в  1902
году… Начальную школу окончил в родном селе в 1914 году…».
   Основанное   в   1852   году  одно   из   самых   больших   сел,
Христиановское,  насчитывало к началу  20  века  более  семи  тысяч
жителей.  Начальная школа, которую сельчане строили два года,  была
открыта  в  октябре 1907 года. В год, когда Лаксан  окончил  школу,
началась  Первая  мировая война, сгущавшая  и  без  того  тревожные
настроения сельчан – многие ушли на фронт и не вернулись. Но тяга к
образованию  в селе существовала всегда, и в 1915 году  двуклассная
школа  была преобразована в Высшее начальное училище. Базаев Лаксан
учился  с  усердием, но из 3 класса училища (что соответствовало  7
классу  средней  школы) ему пришлось уйти: семейные  обстоятельства
сплетались с событиями историческими и не располагали к продолжению
учебы.  Болела  мать, которую Лаксан потерял в 1918 году.  Он  стал
помогать  отцу  в  хозяйстве, потому что надо было кормить  большую
семью (2 брата и 4 сестры).
   А  вокруг стремительно менялась жизнь, все дышало надвигающимися
переменами.  Родное село Базаева становилось центром революционного
движения.    Летом   1917   года   здесь   возникла   революционно-
демократическая   организация   крестьянской   бедноты    «Кермен».
Организаторы: Цаголов Георгий (1897 года рождения), Дебола  Гибизов
(1889  г.р.), Колка Кесаев (1889 г.р.), Андрей Гостиев (1890 г.р.),
поэты Георгий Малиев (1886 г.р.), Шамиль Абаев (1878 г.р.)… Сегодня
мы  можем  только  восхищаться самоотверженностью  керменистов,  их
романтическому  служению  высокой идее.  Они  были  односельчанами,
почти  одногодками, блестяще образованными (Г. Цаголов и Д. Гибизов
учились  в Московском университете, К. Кесаев окончил Петербургский
университет,   кроме   русского  и   осетинского   знал   немецкий,
французский, итальянский языки). Трагически короткой и  яркой  была
их  судьба: Георгий Цаголов убит в 22 года, Дебола Гибизов и Андрей
Гостиев  –  в  29  лет. Знаю, что история не терпит сослагательного
наклонения.  Но  насколько богаче был бы духовный и интеллектуальный
потенциал народа, если бы!..
   Документальных    свидетельств   участия    Базаева    А.М.    в
революционном движении керменистов мне не встречалось.  Но  историк
Дигоры  Батраз Петрович Лолаев утверждает, что оно вполне возможно,
тем  более, что родственники Базаева значились в списках активистов
«Кермена». Конечно, 15-летний юноша был осведомлен о революционерах
и, скорее всего, выполнял какие-то их поручения.
   Вскоре  разразилась Гражданская война (1918-1920 годы). Сельская
школа  была отведена под госпиталь, а потом разграблена и разрушена
бандами    белогвардейского   генерала   Шкуро.   После    разгрома
белогвардейцев  первым делом сельская молодежь восстановила  здание
школы.  Все  понимали,  что изменить жизнь к лучшему  можно  только
через  получение  образования. Может,  поэтому  в  первые  же  годы
советской  власти село Христиановское стало одним  из  передовых  и
грамотных сел Осетии (Дигора дала стране 6 Героев Советского Союза,
5   Героев  Социалистического  Труда,  8  генералов,  11  лауреатов
Ленинской  и Государственной премии, 16 поэтов и писателей,  больше
50 ученых!)
   В  декабре  1919  года  вышел декрет  Совнаркома  «О  ликвидации
безграмотности в РСФСР», согласно которому все население  Советской
России  в  возрасте  от 8 до 50 лет было обязано  учиться  грамоте.
Известно, что на каждые сто человек приходилось 90, а то  и  больше
совершенно   неграмотных.   К  реализации   декрета,   к   обучению
неграмотных привлекались культармейцы – учителя, обучавщие взрослых
чтению,  письму  и счету. Культармейцем стал и Базаев  А.М.  Многие
годы  спустя  он вспоминал своих подопечных, старого  члена  партии
Халлаева  Хамби, Халлаева Куцука, Кесаева Легка, Корнаевых Дзахират
и Дана, Калоеву Госе, Колоевых Георгия и Бориса.
   Лаксан  принимает активное участие в общественной жизни  села  и
комсомольской  организации, в ряды которой вступает  в  1920  году.
Жизнь  его  постепенно  налаживается, и в 1925  году  он  получает,
наконец, возможность продолжить учебу, поступив в 7 класс школы №3.
В  1927  году  почти весь класс Базаева, 15 человек, переводят  без
экзаменов  в Северо-Осетинский педагогический техникум.  Через  два
года  острая  потребность в педагогических кадрах на селе  частично
была  решена  за  счет этих выпускников техникума – дипломированных
учителей.   Можно   представить,  с   каким   молодым   задором   и
воодушевлением  Александр Майрамович открывал детям безбрежный  мир
знаний,  работая  с  1929 по 1933 годы учителем  начальных  классов
Дигорской  средней  школы №1! Но он и сам стремился  погрузиться  в
этот  мир  знаний более основательно и глубоко. В 1933 году  Лаксан
поступает   в   Горский   педагогический  институт,   открытый   во
Владикавказе в 1920 году и называвшийся поначалу Терским институтом
народного образования. Вместо положенных четырех лет он с  отличием
оканчивает  за  три года факультет русского и осетинского  языка  и
литературы.   Способному  дипломированному  выпускнику   предлагали
остаться  в  институте  или  работать  в  городской  школе.  Но  он
непреклонен в своем решении вернуться в родную Дигору.
   Яркая  разносторонняя  личность,  в  которой  удачно  сочетались
мягкость,  интеллигентность  с  педантичностью,  скрупулезностью  и
требовательностью,  обширным политическим и культурным  кругозором,
Базаев  А.М.  стал  для коллег и воспитанников образцом  советского
педагога.
   Много  лет  спустя  один из учеников тех лет  признается  ему  в
письме:  «Вы  сделали  все  для нашего обучения  и  воспитания.  Вы
научили  нас любить книгу и читать как можно больше. Вы  учили  нас
отдавать силы только полезному труду. Вы нас учили быть честными  и
трудолюбивыми на благо народа и Родины…».
   Уже  через  три  года,  в 1939 году в Москве,  в  Кремле  Михаил
Иванович  Калинин, председатель Президиума Верховного  Совета  СССР
(Всесоюзный  Староста)  вручал  37-летнему  А.М.  Базаеву,  учителю
Дигорской средней школы медаль «За трудовую доблесть».
   «Мне,  сыну  простого  осетинского  крестьянина  из  далекого
безвестного    селения   Христиановского,   сам   Калинин    вручил
правительственную награду с очень теплыми словами пожеланий»,  –
вспоминал  он.  На фотографии, запечатлевшей этот счастливый  день,
молодого,   черноволосого,  с  проницательным,   волевым   взглядом
педагога  переполняет гордость: он был одним из первых,  получивших
правительственную награду за труд.
   Вернувшись  на  родину,  Александр  Майрамович  не   раз   будет
рассказывать коллегам и воспитанникам о незабываемых днях в Москве,
делиться  впечатлениями от посещения музеев и  театров.  Интересно,
как  нас  накрепко привязывает незримой нитью к себе родная  земля.
Многие  друзья Базаева в эти годы связали свою жизнь  со  столицей,
прославив  малую  родину кто трудом, кто –  воинской  доблестью.  А
Лаксана ждала школа, где он с удвоенной энергией отдавался любимому
делу,  являя  собой  самое  главное  –  нравственный  ориентир  для
учеников, вступающих в жизнь.
   Поколения  нынешних  молодых  отделены  многими  годами  от  тех
страниц  восстановления и созидания. С начала бесславных девяностых
прошлого  столетия Россия находилась в непрерывных  поисках  некоей
«новой идеологии». А ведь идеология проста и стара, как мир: во все
времена  воспитывать  любовь  к  родной  земле,  ответственность  и
гордость  за  нее, и труд – на благо ее. Этим занимались  педагоги,
Учителя.  Многие  современные психологи и политологи  считают,  что
Великую   Отечественную   войну  выиграл   сельский   учитель.   Не
урокодатель, а педагог и воспитатель. Таким и был А.М.  Базаев.  Он
щедро  делился  своими знаниями с коллегами и  учащимися.  Он  умел
главное  –  вселить в ученика веру в его способности и нравственные
задатки, научить его единству слова и дела. Свою задачу он видел  в
том,  чтобы «пробудить, усилить, усложнить работу ума». Может быть,
современному юноше та жизнь покажется бедной – не было  телевизоров
и компьютеров, сотовых телефонов и интернета. Но внутренне она была
богаче,  честнее  и  чище. Не было одной из бед нынешней  России  –
социальной разобщенности.
   А  Великая Отечественная война трагически надвигалась на  людей,
испытывая  на  прочность,  неумолимо приближаясь  к  родной  земле.
Базаеву  не  пришлось воевать: кому-то ведь надо было  поддерживать
жизнь  в  селе.  Он  заведует Дигорским районо,  работает  школьным
инспектором.  В  феврале 1944 года Северо-Осетинский  Обком  ВКП(б)
утверждает  его заведующим отделом пропаганды и агитации Дигорского
райкома.  До июня 1946 года Лаксан проработал на этой ответственной
должности.  Но все годы он трудился на Победу – участвуя  в  боевых
операциях  истребительных батальонов НКВД  СО  АССР,  организовывая
сбор   теплых   вещей  для  бойцов  Красной  Армии.   Красноречивые
свидетельства  тому – две медали «За оборону Кавказа»,  медаль  «За
доблестный   труд  в  Великой  Отечественной  войне   1941-1945гг»,
благодарность наркома внутренних дел Северной Осетии.
   После  войны  неутомимого  труженика просвещения  вновь  позвала
школа. В период временной оккупации района немецкими захватчиками в
ноябре-декабре 1942 года родной школе Базаева был нанесен  огромный
ущерб:  варвары уничтожили библиотеку, учебные мастерские и классы,
сожгли  мебель.  Надо было срочными темпами восстанавливать  школу.
Александр Майрамович – директор школы с начала октября 1949 года  и
до  самого  ухода на пенсию в 1962 году. На этот период пришелся  и
важный   этап  возрождения  советской  школы,  огромный  прорыв   в
образовании.   Государство   в   короткие   сроки   восстанавливает
разрушенные   войной   здания.  Приобретаются   мебель,   учебники,
совершенствуются  программы, создаются  новые  кабинеты  и  учебные
мастерские, учебно-опытные участки.
   В  очерке  С.К.  Туккаева (педагога, выпускника Дигорской  школы
№1)  читаю удивительно теплые воспоминания о родной школе. Автор  в
подробных  деталях передает сохранившийся в душе  аромат  тех  лет:
расположение  школы  и приусадебного участка,  который  был  «целым
опытно-показательным хозяйством, где учащиеся проходили практику по
огородоведению.  Старшие  классы ставили  там  селекционные  опыты,
выращивая   овощи  и  даже  пшеницу.  А  осенью  лучшие  экземпляры
демонстрировались   на  выставках.  Главной  достопримечательностью
участка  был фруктовый сад… Длинный коридор основного здания  школы
заканчивался   зооуголком  и  выставочным  стендом.   Каждое   утро
прибегали  к  своим  милым  животным  наши  учащиеся,  даже   самые
отчаянные    сорвиголовы    имели   своих    любимчиков,    которых
подкармливали, убирали клетки… Вы бы обязательно остановились около
стенда,  где  выставлялись лучшие тетради с сочинениями.  Экспонаты
менялись   регулярно…».   Туккаев  С.   рассказывает   об   учебных
мастерских, спортивном и актовом залах, библиотеке, авиамодельном и
фотокружках,   в   которых  бурлила  жизнь,   о   легкоатлетических
эстафетах. В школе были даже лошади для хознужд, а «заведовал  этой
тягловой  силой  и  конюшней Тамби Таболов  –  приятный  мужчина  с
огромными  ладонями,  хорошо  игравший  на  пианино».  Рано   утром
истопник  разжигал  печки  в  каждом классе.  «Мы  гордились  своим
школьным  двором, который был сотворен А.М. Базаевым, –  вспоминает
автор.  –  Мне  не пришлось больше ни в одной школе увидеть  такого
ухоженного  двора.  Обилие  цветов,  большие  липовые  и   кленовые
деревья,  под  ними  скамейки… А какие прекрасные  были  спортивные
площадки и беговые дорожки – ни одной травинки и соринки не нашлось
бы… И самый главный объект, без которого не обойтись – трактор ЧТЗ,
начищенный, стоявший во дворе…».
   Детские  воспоминания – это то, что держит человека  всю  жизнь.
Такие  строки  дорогого  стоят! Это тот  кусок  земли,  с  которого
начинается Родина и за который в войну наши солдаты шли на  смерть.
В  этом  же  очерке С. Туккаев, рассуждая о причинах  жестокости  у
современных  подростков,  сравнивает  их  с  послевоенными  детьми,
потерявшими отцов, жившими в голоде и нищете. Эти факторы «могли бы
стать  причиной жестокости и озлобленности, – утверждает он.  –  Но
они  такими не стали благодаря нашим педагогам. Благодаря островкам
доброты  в  школе. Мощному педколлективу с великолепным  директором
Александром  Майрамовичем Базаевым, педагогом,  который  еще  тогда
применял многие инновационные технологии в воспитательном процессе…
А.М.   Базаев   был   лидером  коллектива,  умелым   и   увлеченным
организатором работы. Он считал, если ты хочешь оказать  позитивное
влияние   на   других,  ты  должен  быть  человеком,  действительно
стимулирующим, двигающим вперед других людей. Да, его личный пример
и  его  публичное поведение способствовали тому, чтобы мы равнялись
на  него.  Всегда  опрятно одетый, со спокойной манерой  разговора,
способный убедить оппонента в своей правоте… Родина высоко  оценила
педагогическую  деятельность Александра Майрамовича,  наградив  его
орденом  Трудового  Красного Знамени, присвоив звание  «Заслуженный
учитель  школ  РСФСР». Такими орденами государство  в  те  годы  не
разбрасывалось, и тем это ценнее…».
   Тысячи  учеников Базаева разлетались по стране с мощным духовно-
нравственным  зарядом на всю жизнь. Они писали  своему  Лаксану  со
всех  концов страны, поздравляли с праздниками, дарили свои  книги,
посвящали  стихи. Перебираю бережно сохраненные Учителем  письма  и
открытки.  Работавший  в Генштабе Дадо Залунович  Муриев,  участник
войны,  доктор исторических наук, автор 16 изданий книг  («Дорогами
мужества», «Крах «Тайфуна», «Бородино. Из истории битвы за  Москву»
и др.) присылал Учителю свои книги и ждал его замечаний, поздравлял
с  каждым  праздником: «Уверен, что Вы с законной гордостью  будете
отмечать праздник Победы, сознавая, что в дело Победы внесен и  Ваш
вклад».   Герой   войны,  генерал-майор  С.Г.  Калицев,   начальник
Иркутского  высшего  военного  авиационного  инженерного   училища,
внесший  огромный  вклад в развитие авиации в  СССР;  преподаватели
лучших  вузов страны, инженеры, врачи… Сколько их, прошедших  через
сердце  мудрого наставника! Перебирая пожелтевшие от времени листки
семейного  архива, увидела написанные аккуратным  почерком  Лаксана
фамилии  бывших  учеников: Суменов Михаил  –  архитектор,  Казбеков
Гадзо, Гостиев Казбек – работают в СОГПИ; Таболов Аркадий – инженер-
строитель, Гибизов Владимир – врач-хирург, Харьков; Калоев  Георгий
–  авиаинженер, Гибизов Петр – инженер, Казахстан. Конечно, учитель
следил  за успехами своих воспитанников, волновался за судьбы.  Вот
он  пишет  письмо в газету с просьбой поздравить учеников  с  Новым
1964  годом:  «Многие мои воспитанники трудятся  на  благо  народа.
Самая  моя  большая  радость – это хорошие  вести  об  их  трудовых
успехах  и победах. Это учителя: Тамаев Казбек, Икаева Р.,  Тамаева
Э.,   Гуцаев  А.,  Базаева  Е.,  Калоева  З.,  Цебоева  Н.Б.;   Это
специалисты сельского хозяйства: Калицев Тамби, Кайтуков  Владимир,
Цаголов Марклен, Туккаев Владимир, Коцкиев Владимир, Гостиева  Ира,
Кибизова Люба; Это медицинские работники: Сабанов Семен, Кагермазов
Сламбек,  Тогоева  Зина, Тетцоев Епо, Чихтисова  Дзерасса,  Базаева
Зоя,  Сохиева  Ивета, Темиров Анатолий… Из далекого города  Акстафа
АзССР его ученик Никколов А.Т. писал: «Вы для меня всегда являетесь
самым  большим  авторитетом в работе и жизни. Я всю жизнь  стараюсь
работать   так,  чтобы  быть  достойным  учеником  своего  любимого
учителя. Поверьте, что вам не придется за меня краснеть. За 39  лет
работы  в  школе  награжден многими орденами и  медалями,  отличник
просвещения АзССР… Честному отношению к работе, беспредельной любви
к  Родине  научили  нас Вы, наш любимый, строгий,  но  справедливый
Учитель! Спасибо Вам за это!»
   Сохранилось  в  архиве Лаксана письмо еще  одного  его  ученика,
талантливого поэта и драматурга, участника войны Таймураза Тетцоева
за  15.01.1967 г.: «Дорогой Лаксан! Давно мы не разговаривали.  Мне
много  что нужно бы сказать вам, но чаще с Вами говорит мое сердце…
Я  написал семь стихотворений о нашей школе и хочу выслать  на  Ваш
суд».
   Человек  широкой  эрудиции и внутренней  культуры,  Базаев  А.М.
активно  общался с творческой интеллигенцией республики. Он  хорошо
знал  Сармата Косирати, Дабе Мамсурова, Георгия Кайтукова,  Максима
Цагараева,  Сергея  Марзоева. Еще во  время  учебы  познакомился  с
творчеством  талантливого Созура Баграева (1888 г.р.),  был  близко
знаком  с ним. В 1928 году, когда умирающему Созуру Сармат Косирати
вложил  в руки книгу «Зарди дуар» («Дверь сердца»), Лаксан  Базаев,
учившийся в педтехникуме, тяжело переживал уход поэта из жизни, его
трагическую судьбу. С Георгием Малиевым Базаева связывало не только
дружеское, но и профессиональное общение: они оба были учителями  и
работали   в  одном  районе.  Дружеские  и  родственные   отношения
связывали  Лаксана  с автором романа «Навстречу жизни»,  самобытным
художником   слова  Езетхан  Уруймаговой.  Она  тоже   родилась   в
Христиановском,  была на три года младше Базаева,  в  числе  первых
девушек-горянок вступила в комсомол, в одно время училась с  ним  в
институте,   после   окончания   которого   оба   посвятили    себя
преподавательской  деятельности  в  Дигоре.  После  войны   Езетхан
занялась    литературным   трудом,   писала    рассказы,    очерки,
публицистические  статьи.  По воспоминаниям  дочери  Базаева  Бэлы,
Езетхан  (или  Лиза, как называли ее близкие),  часто  приезжала  в
Дигору  к своим и навещала Александра Майрамовича, иногда с дочерью
Лемзой.  «Лизе  очень  нравился наш сад,  –  рассказывала  Бэла,  –
особенно  во  время  созревания фруктов. Она называла  его  райским
уголком,  а отец дарил ей красивый букет. Один раз Лиза поехала  на
колхозное  поле,  где  отец работал со своей ученической  бригадой.
Навсегда  Езетхан запомнила эту поездку. Весь день ребята  работали
на  поле,  а  вечером под осетинскую гармошку устроили танцы,  пели
песни,  играли в разные игры. Лизе так все понравилось, что она  не
хотела  уезжать  и все говорила отцу: «Ну, ты, оказывается,  второй
Макаренко!»  До  конца  дней они дружили. Лиза  начала  работу  над
романом  и  просила Лаксана читать главу за главой  и  делать  свои
замечания.  Поначалу  отец не воспринимал  ее  работу  всерьез,  но
вскоре убедился в своей ошибке. Он вдумчиво, внимательно знакомился
с  рукописью, высказывал свое мнение. Впоследствии Езетхан  не  раз
признавалась,  что  многим обязана моему отцу. Жаль,  конечно,  что
задумав трилогию «Навстречу жизни», она умерла в 1955 году, работая
над второй книгой, а к третьей не приступила…».
   Базаев  А.М.  не  прерывал  общения с любимой  школой  и  родным
коллективом,  даже находясь на заслуженном отдыхе. Об этом  говорят
многочисленные  признания его коллег и журналистов в  периодической
печати,   в  открытках.  В  газетах  «Вести  Дигории»,  «Коммунист»
публиковались  в  разные годы статьи: П. Рабадана  «Подвижник»,  В.
Воробьевой  «Об  Учителе»,  К. Цуккиева «Просветитель»,  С.  Ильной
«Любимый Лаксан», З. Тамаевой «Педагог, патриот, подвижник».
   Школа  его  крепла,  учащихся  становилось  все  больше.  Многие
помещения  школы  приходили  в  негодность,  да  и  не  могли   уже
разместить более 700 детей. И тогда впервые Базаев А.М. обратился к
первому секретарю Северо-Осетинского Обкома КПСС Кабалоеву  Б.Е.  с
просьбой о помощи. Секретарь откликнулся сразу и послал поручение в
Совет Министров СО АССР.
   В  1969  году  школа на 964 места выросла на территории  старой.
Этим  Лаксан гордился не меньше, чем своей первой медалью. «Я давно
знаю,  что Вы добились, чтобы построили новое здание школы, – писал
ему  бывший  воспитанник,  преподаватель Никколов  А.  из  далекого
Азербайджана. – Вся Ваша прекрасная жизнь принадлежит  народу…».  В
упомянутом очерке «Школа ты моя первая!» С.К. Туккаев пишет: «Самая
добрая  память о человеке – не памятник на месте вечного упокоения,
а  память  людей.  До  сих  пор говорят:  «Лаксани  скъола»  (Школа
Лаксана). Он заслужил со своим коллективом такое признание…».
   Александр Майрамович Базаев был счастливым человеком.  Он  нашел
свое  призвание и прослужил ему всю жизнь. Он был счастлив в семье,
потому что единомышленником ему была супруга Раиса Георгиевна, тоже
учитель.  Она  была  успешна на педагогическом  поприще:  удостоена
ордена   «Знак   Почета»,  медалей  «За  трудовую  доблесть»,   «За
доблестный  труд  в  период Великой Отечественной  войны»,  званий:
«Заслуженная учительница школ Северной Осетии», «Отличник народного
просвещения».  Базаевы воспитали достойных детей, двое  из  которых
продолжили  учительскую  династию,  двое  стали  врачами,  одна  из
дочерей   –  экономист.  Кто  знает,  сколько  благодарных   сердец
вспоминают этих удивительных людей добрым словом! Они жили в  очень
сложное время, но сумели пронести через всю жизнь вечные ценности –
доброту, человеческое достоинство и порядочность.
   Пришли  иные  времена. Новый век ждет своего  Учителя.  Хотелось
бы,   чтобы  он  был  достойным  продолжателем  дела  замечательных
педагогов  прошлого. Потому что построить что-то новое  нельзя  без
учета опыта предшественников, их несомненных достижений. Потому что
«благополучие  или  несчастье каждого народа во многом  зависит  от
того, как поставлено обучение и воспитание детей».
   Январь 2016 г.
К содержанию || На главную страницу