Сергей АЛАГАТЫ

ВЕНГЕРСКАЯ АЛАНИЯ: ФОТОЛЕТОПИСЬ ВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

                               
    Данные  фотографии  Ясшага (венгерская  Алания)  начала  XX
века являются частью моей коллекции. Она собиралась по крупицам
в   течение  многих  лет  в  антикварных  магазинах  Европы.  В
настоящей  подборке представлены виды ясских и частично  ясских
городов  и  селений: какими они были около 100 лет тому  назад.
Фото публикуются впервые.
    Проникновение  ираноязычных племен  скифов  и  сарматов  на
территорию  современной Венгрии началось еще с  VI–III  вв.  до
н.э.  А  в  середине  I  века н.э. в междуречье  Дуная  и  Тисы
поселилось сарматское племя языгов. Восточными соседями  языгов
были даки, которые, в свою очередь, на востоке граничили еще  с
одним  сарматским племенем роксоланов, поселившихся  в  Северо-
Западном  Причерноморье в начале II века н.э.  Связь  языгов  и
роксоланов   была   очень   тесной,   о   чем   свидетельствуют
археологические раскопки сарматских захоронений  на  территории
Венгрии.
    На  протяжении  еще  нескольких столетий  сарматы  заселяли
территорию   современной  Венгрии.  Особенно   массовые   волны
мигрантов  были  в  IX,  XII  и  XIII  веках.  Последняя  волна
переселенцев  пришла  с  Северного  Кавказа.  Ими  были  аланы,
которые,  смешавшись с родственными им сарматами,  проживавшими
на  территории  Венгрии, стали предками современных  венгерских
ясов.
    В  XIII  веке  аланы  в  количестве около  10  000  человек
компактной группой поселились на территории Центральной Венгрии
вместе  с  половцами,  потерпевшими  поражение  от  монголов  в
Астраханских  степях  в 1232 году. Их потомков  стали  называть
соответственно  ясами  (венгерское  и  древнерусское   название
аланов) и кунами.
    Изначально  ясы  исповедовали православие, но  со  временем
под давлением венгров были вынуждены принять католическую веру.
Обращением  ясов  в новую религию в 1472 году по  благословению
папы   римского   занимался  Орден  францисканцев.   Во   время
Реформации, проходившей в XVI веке, значительная часть  венгров
перешла  в протестантизм, но большинство ясов остались  верными
католической вере.
    За   время   проживания  в  Венгрии  ясы  стали   отдельной
этнической группой венгерского народа. Со временем они  окрепли
и  начали  играть  заметную роль в стране. В 1492  году  король
Владислав  II  издал  грамоту, в которой говорилось,  что  ясов
может  судить только ясский судья, также он освободил  ясов  от
уплаты пошлин.
    В  то  время,  когда  к концу XVI – началу  XVII  вв.  было
завершено  феодальное  закрепощение  венгерских  крестьян,  ясы
продолжали оставаться свободными. Поэтому, когда 11 января 1702
года  Ясшаг  был  продан Тевтонскому ордену, начались  массовые
волнения.  Национально-освободительная борьба ясов с иноземцами
в  1711  году в итоге закончилась поражением. Начался  нелегкий
период в истории Ясшага.
    Желая  обрести былую свободу и потерянные права, ясы вместе
с  кунами  собрали огромную сумму денег. В 1745 году  произошло
событие,  не  имеющее аналогов в мировой истории:  ясы  и  куны
выкупили  свои земли у королевы Марии Терезии, став  свободными
людьми.
    Золотой страницей в истории ясов является создание в  XVIII
веке   яскунского  гусарского  полка,  в  который  ясы  и  куны
поставляли  около  1000 воинов. Причем на  командные  должности
назначали   только  ясов.  Штаб  полка,  просуществовавший   до
окончания первой мировой войны, располагался в центре Ясберени.
    Яскунский  гусарский  полк  прославился  не  только  своими
ратными подвигами, но и своей исключительно красивой формой,  в
основу  которой лег венгерский национальный костюм (у  ясов  он
был  зеленого цвета) и кивер – ясская цилиндрическая  шапка.  В
XIX  веке ясский кивер, став гусарским головным убором, получил
широкое распространение по всей Европе, в том числе и в России.
    Интересна легенда происхождения самого венгерского  народа.
В  ней  говорится  о том, как когда-то двое  братьев,  Хунор  и
Могор, охотились на оленя возле болот Азовского моря. Преследуя
зверя, они вдруг оказались на плодородных землях, богатых дичью
и  рыбой.  Там они и поселились, взяв себе в жены двух  дочерей
аланского  князя  Дула. От этого союза и пошел весь  венгерский
народ.
    Главной  реликвией  ясов  является рог  Лехеля,  датируемый
IX–X вв. н.э. С ним связана широко известная среди ясов легенда
об их предводителе Лехеле.
    В  955 году Лехель и Булчу, вожди, возглавлявшие венгерские
войска,  потерпели поражение под баварским городом Регенсбургом
и  попали в плен к немецкому князю Конраду. Стоя перед немцами,
венгерские  вожди  были приговорены к смерти.  Лехель  высказал
пожелание  перед казнью в последний раз протрубить в свой  рог.
Князь  дал  согласие, и Лехель, застав врагов  врасплох,  своим
костяным  рогом  нанес сокрушительный удар по  лбу  германского
предводителя Конрада. «Ты пойдешь передо мной, чтобы стать моим
слугой на том свете», – сказал яс. Немец скончался на месте.
    Этот  обряд  был  хорошо известен в  древней  Осетии.  Убив
перед   собственной  смертью  врага,  Лехель,  по   религиозным
верованиям, сделал его своим слугой в загробном мире.
    После  этого  события  рог  Лехеля  стал  самой  почитаемой
святыней  и символом Ясшага. Он изображен почти на всех  ясских
гербах, знаменах и печатях.
    Этническую  связь  венгерских ясов с осетинами  ряд  ученых
заметил  еще  в  конце  XIX  века, но  окончательно  это  стало
очевидно  только в 1957 г. после обнаружения ясского  словника-
глоссария  1422 г., содержащего около 40 ясских слов.  Все  они
хорошо  переводятся с осетинского языка. А  это  означает,  что
венгерские ясы говорили на языке кавказских аланов.
    В  XVI  веке ясы еще общались на аланском языке. Сохранению
родного  языка способствовали несколько факторов,  главными  из
которых  было  отсутствие  на территории  Венгрии  в  то  время
единого  государственного  языка. Но  после  оккупации  Венгрии
турками  они  постепенно утратили свой родной  язык,  полностью
перейдя на венгерский в XVII веке.
    В  настоящее время ясов в Венгрии насчитывается  около  200
тыс.  человек.  Основная  часть населения  сконцентрирована  на
территории  Ясшага,  входящего  в  состав  области  Яс-Надькун-
Сольнок  региона  Северный  Альфёльд,  в  городах  Будапешт   и
Сольнок.  Также ясы компактными группами проживают  в  соседних
регионах  Венгрии,  куда переселились из-за нехватки  земель  в
Ясшаге  после  освобождения  от турецкого  ига  в  XVIII  веке.
Столицей  Ясшага считается Ясберень. К 2014 году его  население
составляло  26 622 чел. Второй по величине город – Ясапати  (на
2014 г. – 8 692 чел.).
К содержанию || На главную страницу