Амзор ТЛАТОВ. Об осетинском национальном самосознании

Двадцатый век характеризуется общемировым процессом перемен: разрушение Оттоманской, Австро-Венгерской, Британской, Бельгийской, Португальской, Французской, Японской, Германской, Российской империй, развал Третьего Рейха и СССР, распад Чехословакии и Югославии, становление на их основе национальных независимых государств.

По всей видимости, национально-освободительное движение будет нарастать с еще большей силой и в двадцать первом веке. Оно станет серьезным испытанием для таких полиэтнических государств, как Канада, США, Испания, Нидерланды, Великобритания и России. И это — параллельно с глобализацией мира. Такова диалектика.

Российское руководство не осознает, что распад Российской Федерации становится почти неотвратимой — как следствие продолжающейся советской политики, и российского имперского сознания, как следствие дурного правления. В Конституции СССР хоть декларативно было записано право наций на самоопределение, в то время как Конституция РФ просто ограничивает императивную норму международного права, закрепленного в «Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам», принятой на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1960 года. «Все народы, — гласит пункт 2 названной Декларации, — имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Нарушаются наряду с этим и Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 53, 2), ст. 1 Международного пакта об экономических правах, ст. 1 части 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая гласит: «Все народы имеют право на самоопределение», а также Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

Нормы международного права игнорируются и Федеративным Договором: в состав иного государства войти можно, выйти — нельзя. А ведь общеизвестно, что нет свободы выхода только из психбольницы, из тюрьмы и тем более с того света.

Все это свидетельствует о том, что нарушается сама Конституция РФ, в частности, п. 4 ст. 15, который гласит: «Общепризнанные принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным dncnbnpnl РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила Международного договора».

Мало этого, Государственная Дума в феврале 1998 года приняла специальный закон «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации», которая «неделима и неприкосновенна», и отделение субъекта РФ или части территории «не допускается»…

Налицо противопоставление права народов на самоопределение территориальной целостности. Народы, пытающиеся реализовать свое естественное право на самоопределение, обвиняются в «сепаратизме» и подвергаются всяческим гонениям вплоть до военных действий с применением всех видов вооружения и военной техники силами МВД, ФСБ и МО.

Таким образом, Россия, ограничивая права народов, дает им всего лишь видимость «свободы»: самоопределяйтесь, но из РФ не выходите. В Концепции государственной национальной политики РФ это записано как «национально-культурное самоопределение (национально-культурная автономия народов России)».

Имперская политика РФ (скорее всего, великодержавный шовинизм) скрывается под видом сохранения «территориальной целостности», наведения «конституционного порядка», патернализма, мессианства…

Однако истинная сущность имперской политики, как ее ни маскируй, не может не проявляться. В последнее время подогреваются ксенофобские, антиинородческие, в том числе, в особенности, антикавказские настроения. Так, в Москве периодически проводятся «мероприятия», по существу, облавы на «лица кавказской национальности» при попустительстве мэрии, издавшей целый ряд нарушающих элементарные права человека антиконституционных распоряжений и постановлений. То и дело в средствах массовой информации допускаются оскорбительные высказывания в адрес лиц нерусской национальности. Вот «образцы»: «гоняет (Ю. Лужков) понаехавшую с Кавказа шантрапу» («Комсомольская правда, 18.02.1997 г. с.2); … «естественный прирост москвичей-туземцев»…, «С миллионами туземных и иногородних продавцов и покупателей» («Труд», 20.12.19996 г., с. 14). «Отменить право наций на самоопределение» (Б. Немцов, РТР, «Зеркало» 25/XII — 2000 г.), «Классические» заявления президента РФ В. Путина о тех, кого надо «мочить» даже в сортире или о том, что у государства есть дубина, что она ударяет один раз по голове и т. д. А многочисленные телефоны «доверия», это официальное поощрение доносительства, плюс противоправные действия многочисленных спецназов (ОМОНов, СОБРов и др.) в черных масках (и это от имени государства) и т. д. Разве это не признаки полицейско-жандармского государства, главнейшим из которых является «приход» к власти офицеров и генералов службы госбезопасности (военизация, а, в сущности, ФСБизация государственной власти)?

Происходит откат назад: если раньше органы госбезопасности правили государством совершенно скрытно, то теперь правят столь же совершенно открыто.

Во всем мире идет объективный процесс раскрепощения народов, не может миновать он и Россию, где этот процесс, наоборот, подталкивается еще и перечисленными и многими другими нарушениями прав человека и народов, нереальной национальной политикой…

Каждый народ в этом плане проходит через духовную мобилизацию, через пробуждение национального духа, через обретение национального идеала. Этот путь наряду со всеми проходит и осетинский народ.

Пробуждение национального духа и появление национального идеала возможны как результат национального самосознания. Ошибочно думать, что оно появляется одномоментно или в какой-то определенный отрезок времени.

Национальное самосознание сопутствует рождению, становлению и развитию народа, вырабатывается в течение длительного исторического времени, испытывая в соответствии с реалиями того или иного времени периоды подъема и спада, замедления и консервации, застоя, похожего на летаргический сон.

Национальное самосознание предполагает осознание прошлого, осмысление настоящего, прогнозирование и строительство будущего.

Предки осетин появились на исторической арене за много веков до нашей эры, кочевали на бескрайних просторах от Урала до Дуная, включая Приазовье, Причерноморье и другие территории. Осетинская государственность имеет более чем тысячелетнюю историю. Аланское государство насчитывало 13-15 млн. населения. Военная доблесть предков осетин была известна во всем мире. Аланская военная культура оказала решающее влияние на становление рыцарской культуры Германии, Англии, Франции, Испании и других стран Европы, воины аланского происхождения стали в свое время основным костяком мамлюков в Египте, самой надежной охраны нескольких императоров Китая и России.

Всемирно известен Нартовский эпос — одна из ярчайших жемчужин мирового фольклора. В числе семи мудрецов мира называют Анахарсиса — скифа по происхождению… Примеры величия предков осетин можно продолжить. О них повествуется в многочисленных трудах древних историков, начиная с отца истории Геродота, а также в многочисленных работах иностранных и русских ученых.

Достойное место в мировой культуре заняли поэт Коста Хетагуров, прозаик Гайто Газданов, балерина Аврора Газданова и др. Беспримерную храбрость проявили на царской службе генералы Абациев, Баев, Хоранов, Дударов, Есиев, Мистулов и др., а также многие офицеры и солдаты — полные кавалеры Георгиевских крестов…

Думаю, что все это не только вместе взятое, но даже в виде отдельных составляющих полной драматизма истории осетинского народа служит достаточным основанием для национальной гордости осетин. При этом нельзя не вспомнить, что совсем еще недавно древняя история осетин замалчивалась, книги по осетинской истории арестовывались (к примеру, «Очерки истории алан» В. А. Кузнецова), национальную гордость объявляли национальной кичливостью, естественные, здоровые национальные чувства именовались националистическими проявлениями.

Между тем известно ведь, что исторический нигилизм не может привести к добру. Прошлое не осуждают, его изучают и извлекают из него уроки, чтобы не повторить совершенные ошибки. Исходя из этого, констатировать то, что было — более чем необходимо. Наши предки страдали, на мой взгляд, многими болезнями, из которых — отсутствие единства стало хронической болезнью, когда превалируют личные и групповые интересы над общими. Именно поэтому наши предки в качестве наемников у противоборствующих императоров, ханов и других царствующих особ воевали друг против друга, занимаясь самоистреблением.

По этой причине, а также из-за чрезмерной склонности к интернационализму, к ассимиляции, миллионы наших прародителей осели и растворились в странах Европы, Азии и Северной Африки. Так от некогда великого по численности народа до конца 18-го-начала 19-го веков дошли жалкие остатки, растерявшие свои почти бесконечные жизненные пространства. Осетинский народ был на грани исчезновения, и не поспей вовремя спасительная помощь великой России, осетин сегодня уже не было бы.

Осетия знает и будет всегда помнить об этом, оставаясь благодарной России за свое спасение.

В ходе так называемой перестройки, затянувшейся более чем на 15 лет хаоса, принято ругать вчерную советский период, который не поддается, по-моему, однозначному толкованию. В советские времена процесс ведь шел двойственный: с одной стороны, рост промышленности, подъем сельского хозяйства, развитие литературы и искусства. С другой, тоталитарный режим, бесправие людей, граничащее с крепостным правом, запрет на переход с одного предприятия на другое, на выход из колхоза, на переезд в город, непосильные натуральные и денежные налоги, постоянное недоедание и периодический голод, отсутствие паспортов, стандартизация всего, вплоть до мыслей, унификация (русификация) народов, гонения и преследования за исполнение народных обычаев и традиций — под видом борьбы с «пережитками прошлого», за религиозные убеждения, запрет на творческое наследие многих мыслителей, писателей и поэтов, награждение по разнарядке, прием в партию по разнарядке после проверки КГБ…

И все это при красиво расписанных в Конституции СССР правах «советских» людей, при наличии «национально-государственных» образований наподобие Северо-Осетинской АССР.

Тем не менее, никто не может отрицать того, что по уровню образования осетинский народ именно в советское время вышел на относительно высокий уровень. С обоснованной гордостью можно назвать всемирно известных ученых В. Абаева и Г. Токаева, дирижеров В. Гергиева и В. Дударову, балерину С. Адырхаеву, генералов И. Плиева, Х. Мамсурова, заслуженных деятелей науки и культуры, литературы и искусства, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и многих других, приумноживших добрую славу осетинского народа.

Таково было вчерашнее прошлое, из которого мы пришли в сегодняшнее настоящее, которое по всем параметрам не только не лучше, а даже хуже, как говорят, вместо апогея перигей, или мы снова у старого разбитого корыта.

Раздувается государственный аппарат. Кроме привычного административно-территориального деления и военных округов, были созданы и округа внутренних войск, а теперь еще и федеральные округа со всеми официальными структурами. Это начало губернизации, продолжение унификации, усиление авторитарных тенденций… Как видим, Ельцинское безумие продолжается, но в других формах. Учреждается даже должность Уполномоченного по правам народов РФ. Разве это не иезуитство, если из российских паспортов исключается графа о национальности, объявлена кампания по нивелировке конституций национальных республик, продолжается позорная война против чеченского народа. (Президент РФ Путин заявил, что «Чечня — это показательный урок»)…

Подавляющее большинство населения «живет» за чертой бедности, улицы полны нищих с детьми и без детей, которые не только сидят и стоят в людных местах, копаются в мусорных контейнерах, собирают объедки и бутылки, но систематически обходят дома, просят милостыню у тех, кому нечего им подать, кто отличается от них только тем, что сам не просит — не преодолел порог стыда. К тем, кто мог бы подать, не могут достучаться ни в переносном, ни в прямом смысле: Они, «слуги народные», в кабинетах и «офисах» «работают на износ», отгородившись от тех, кому «служат», вооруженной охраной и бюро пропусков.

Никто о народе не думает, кроме как на словах, однако не счесть стремящихся к власти, в президенты, в губернаторы, в депутаты Государственной Думы, в региональные думы и парламенты. Это и понятно — власть, высокая зарплата, льготы, привилегии и, главное, возможность наживы, обогащения. Это временщики, и психология у них соответствующая, они не озабочены долгосрочной стратегией, направленной на повышение spnbm жизни людей.

То же самое можно сказать и о предпринимателях: видя нестабильность существующих госструктур и «порядков», они лихорадочно занимаются набиванием карманов сразу и сейчас, строительством домов-дворцов, домов-замков, покупкой вилл и фазенд в экзотических странах. Какое им дело до своего народа, голодного и раздетого!

В этих условиях нарастает охлаждение между большими и малочисленными народами, еще больше усугубляется для последних опасность перестать быть в совсем неотдаленном будущем даже «младшими братьями», у них срабатывает естественный инстинкт самосохранения, стремление выжить в создавшейся ситуации. Никто не хочет умирать, тем более целые народы. Не составляет исключения и осетинский народ. Наоборот, его положение отягощено неправомерным разделением на Южную и Северную Осетию и сохранением этого анахронизма горе-правителями до сегодняшнего дня.

Жизнь в постсоветских условиях, в страхе за себя и за близких привела к моральному измельчанию человека, к приспособленчеству, к полнейшей пассивности, к распаду личности, к потере гражданского мужества, которое предполагает чистое, ничем не запятнанное сознание, независимое, свободное мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Гражданское мужество означает отсутствие угодничества, лести, беспринципности в любой форме, скрытой или открытой…

Гражданское мужество есть результат уверенности в правильности своих жизненных позиций, подавление в себе страха в любых жизненных ситуациях, перед какими угодно высокими чиновниками, независимо от возможных подчас тяжелых последствий…

Гражданское мужество — защита в рамках человеческих приличий и в пределах закона своей чести, своего человеческого достоинства, своих жизненных позиций, своих гражданских прав от любых посягательств и прежде всего от хамства малограмотных самодуров-чиновников, коими являются, за редчайшими исключениями, сегодняшние чиновники.

Истинное гражданское мужество защищает не только самого обладателя этого благородного качества, но оберегает всех страждущих, безвинно преследуемых и обижаемых, будь то отдельный человек, группа людей или целый народ. Полагаю, что таких людей, на которых окружающие смотрят как на белых ворон, на странных типов (если не сказать больше), к несчастью, считанные единицы.

По моему глубокому убеждению, гражданское мужество неизмеримо выше ратного мужества. Человек на поле брани знает, что перед ним враг с оружием, и сражается с ним с оружием в руках, а в мирной жизни поди угадай, с какой стороны грянет гром и ударит молния, ведь коварству отдельных высокопоставленных особ нет предела.

Между тем сами высокопоставленные люди начисто лишены гражданского мужества. И это, видимо, у них от природы, а не вследствие потери, т. к. потерять можно только то, что имеешь.

В течение многих лет в силу известных обстоятельств и ситуаций, особенно бесправия, постоянных материальных лишений, нужды и неизбывного страха люди теряли гражданское мужество, превращались в жалких конформистов, для большинства из них страх стал нормальным состоянием души.

Изуродована жизнь целых поколений, в том числе и нынешних. Отчаявшиеся, разуверившиеся в своих силах люди считают себя никем. К этому их принудило время — тоталитарная система, а затем пресловутая перестройка. Целенаправленно зомбируемый средствами массовой информации, нищий, голодный забитый и подавленный человек не может быть общественно активным, боится всего, не уверен, махнул на все рукой.

Необходимо, чтобы человек вышел из состояния безразличия, отупения и безысходности, пробудился, поверил в себя, дошел до понимания своего «я», своего бытия, смысла своей жизни, состояния своей нации, чтобы в духовном отношении стал самодостаточен. Только в этом случае можно избавиться от дезориентированности и демобилизованности и надеяться на решение задач, поставленных перед осетинским народом историческим ходом времени.

Главная наша задача — преодолеть тенденцию к расколу. Только единство и гражданское согласие дадут возможность решить жгучие проблемы Осетии.

Единство нации может быть достигнуто как результат обретения осетинского национального самосознания, которое вырабатывается в течение длительного исторического времени.

Становление же осетинского национального самосознания, на мой взгляд, значительно замедлилось, если не приостановилось, в зависимости от несвободы осетинского народа. Более чем двухвековая зависимая жизнь не могла не изменить направление развития осетинского национального самосознания. В силу, главным образом, политических и других факторов, препятствующих пробуждению, становлению и свободному выражению осетинского национального самосознания, у некоторых осетин чувство принадлежности к великому русскому государству и народу оттеснило чувство принадлежности к своему народу. Вековая русификация (усвоение в большей степени русского языка, русских обычаев, русской культуры) не могла не сработать и дала свои горькие плоды.

Когда же можно будет сказать о появлении осетинского национального самосознания? На мой взгляд, оно пробудится,

— когда каждый проникнется чувством ответственности за судьбу своей m`vhh;

— когда каждый будет готов принести в жертву свои личные интересы интересам нации;

— когда каждый найдет в себе гражданское мужество защищать свою честь и достоинство, подавив в себе чувство страха, отравившего нашу кровь;

— когда в каждом победит чувство свободы и независимости, когда каждый сможет преодолеть в себе ставшие привычным гибельное удовлетворение «свободой на поводке в пределах двора хозяина», одержать верх над опасной болезнью, имя которой рабство;

— когда каждый откажется от пагубного мнения, что Осетия не сможет себя прокормить, для чего он будет готов много трудиться;

— когда каждый научится ценить превыше всего сердце, душу и лицо нации: осетинский язык, культуру и искусство;

— когда каждый будет стремиться быть первым везде, где учится или трудится.

Национальное самосознание — это познание самого себя в ряду других, определение своего места, своего предназначения.

Все это чрезвычайно важно во всякое время, а особенно теперь, в условиях всеобщего кризиса, ложной демократии и ложного федерализма.

Это тем более важно, что в результате пребывания Осетии, как уже было сказано, в состоянии несвободы, национальное самосознание не могло не ослабеть, не затуманиться…

Не претендуя на исключительную достоверность, я бы определил четыре формы нынешнего состояния осетинского национального самосознания:

— затуманенное, подневольное (рабское);

— зарождающееся (на эмбриональном уровне);

— мерцательное, расплывчатое (тоже самое, что и затуманенное, но с проблесками нормального);

— истинное, свободное, не отягощенное навязываемыми более двух веков стереотипами.

Не могу утверждать, но предполагаю, что в нашем осетинском обществе оскудела свободная, аристократическая мысль и превалируют первые две из указанных форм сознания.

Сегодня, как никогда, осетинская национальная интеллектуальная элита должна быть озабочена становлением и развитием национального самосознания, определением сути и смысла национальной идеи. Между тем наши философы, политологи, историки, этнографы, юристы и другие ученые лишь эпизодически обращаются к этому вопросу. И, думаю, не в той мере, в какой могли бы, способствуют укреплению национального самосознания.

«Аланты Ныхас», который с некоторых пор стал еще почему-то onkhrhweqjhl движением, и другие общественные движения и организации занимаются больше осетинскими народными праздниками. А ведь религиозные верования составляют только частичку осетинского менталитета, ядром или стержнем которого является такое понятие из основного словарного фонда осетинского языка, как «фарн», с почти бесконечным содержанием, и примыкающие к нему два других слова «ёгъдау» и «ёхсар».

Таковы «три кита», на которых держится жизнь осетинского народа, представляющая собой сплошной этикет, выходя из рамок которого осетин перестает быть осетином.

Поэтому есть, видимо, прямая необходимость в пропаганде осетинского образа жизни, заключающегося в названных трех понятиях и органично сочетающегося с современным миропониманием, с современными реалиями.

Систематическая, с течением времени усиливаемая в этом направлении работа будет способствовать успешному осуществлению национальной идеи.

Чтобы избежать опасности заблуждения в схоластических дебрях, не будем приводить различные толкования национальной идеи.

По моему мнению, национальная идея есть величина постоянная.

Национальная идея не разрабатывается, не открывается и не создается, она рождается вместе с нацией. И ее содержанием, как постоянной величины, является сохранение и дальнейшее развитие нации. Она, подобно закону природы, познается и принимается как руководство к действию. Национальная идея присуща всем нациям, но наиболее остро она осознается и понимается малочисленными народами, особенно склонными к ассимиляции, как осетинский народ.

Применительно к осетинскому народу национальная идея должна пониматься скорее всего даже не как сохранение, а как выживание нации, так как существует реальная опасность ассимиляции осетинского народа (не будем бояться этого слова, а будем опасаться его сути — исчезновения осетинского народа).

Наличие гражданского мужества, национального самосознания, национальной идеи, национального духа, этих необходимых атрибутов, гарантирует самосохранение, и, наоборот, их отсутствие равнозначно самоликвидации народа.

Эта опасность не мифическая, как утверждают некоторые, ссылаясь на то, что об этом говорят уже несколько десятков лет, и забывая, что ассимиляция — процесс не одномоментный, а длительный, но ведущий, если ее не остановить, к тому же гибельному концу.

С течением времени все меньше и меньше становится осетин, говорящих и тем более читающих и пишущих на осетинском языке. А ведь человек относится к той нации, на языке которой думает и говорит. К великому сожалению (здесь, наверное, более подходят слова «к великому ужасу»), в me совсем далеком будущем осетинский народ может «раствориться» среди других народов, как растворились десятки и сотни тысяч наших предков во многих странах Европы и Азии.

И сегодня уже в высшей степени неотложно необходимо принимать меры по предотвращению этой катастрофы. Невозможно сказать обо всех необходимых мерах, тем более в краткой статье, но назову самые что ни на есть неотложные.

Эти безотлагательные меры вытекают из общенациональной идеи, из сегодняшнего почти безнадежного состояния осетинского народа. Как временные национальные проблемы, способствующие сохранению, укреплению и развитию осетинской нации.

Необходимо решительно стать на защиту осетинского языка и принять Государственный Закон РСО-А о защите осетинского языка, предусмотрев в нем на основе ранее разработанной программы поэтапный переход в течение 10—12 лет на осетинский язык обучения детей в детских садах и в 1—9 классах школы, подготовку педагогических кадров, издание учебников и методических пособий, ведение делопроизводства на осетинском языке, издание журнала «Ирон ёвзаг» и другие меры, а также, в первую очередь, финансово-материальное обеспечение всего этого.

Нельзя забывать свой язык, это противоестественно. Теряя осетинский язык, мы теряем все осетинское — обычаи, обряды, традиции и др., теряем себя. Первым признаком природой созданного цивилизованного человека, по моему мнению, является владение своим родным языком. Чтобы сохранить свою нацию, для этого каждому осетину надо говорить на осетинском языке, и прежде всего в семье.

Нельзя не помнить и о нападении Грузии на Южную Осетию, нельзя забыть о заключенных и павших в боях за родную землю, нельзя снова отдать Южную Осетию, часть единой Осетии, Грузии. Неправомерны ссылки ни на какие обстоятельства. Не может быть никаких уступок, которые бы ущемляли независимость Южной Осетии и мешали ее объединению с Северной Осетией. Осетия всегда была единой и должна быть единой.

Исторические примеры говорят о том, что воссоединение осетин нельзя откладывать «на лучшие времена», т. к. их никогда не будет. Надо постоянно и настойчиво стучаться в двери всех международных организаций и добиваться под их покровительством мирного объединения Осетии.

Важно обеспечить написание подлинной и полной истории осетинского народа авторским коллективом ученых-историков, чтобы потом среди других документов, необходимых для предоставления в ООН и ОБСЕ, был материал с историческим обоснованием воссоединения осетин в осетинской национальной государственности.

В решении этой поистине судьбоносной проблемы должно быть учтено lmemhe каждого жителя Осетии, для чего необходимо образование специального комитета по подготовке и проведению референдума. Референдуму должна предшествовать широкая разъяснительная работа среди населения республики.

Референдум должен проводиться не сегодня и не завтра, а по прошествии определенного времени, необходимого для тщательной его подготовки.

Таковы вкратце некоторые мысли об осетинском национальном самосознании и осетинской национальной идее.

Пусть никто не думает, что это наивно и несбыточно. Это реально, но чрезвычайно трудно.

Время требует неотложных действий.

Время требует отказа от растительного образа жизни, когда человек существует, но не понимает, не знает себя.

Время требует думать, ибо думающий человек не может не прийти к правильным выводам, к целенаправленным действиям.

Время требует людей, фанатично преданных идее сохранения осетинской нации, целью жизни которых должно стать восстановление Осетии в единой национальной государственности. Патриотизм должен быть конкретным, реальным и целесообразно действенным.

Время требует, чтобы у каждого осетина возродилось обостренное чувство национальной принадлежности, национального достоинства, которое было органически присуще нашим великим предкам. Для настоящего человека каждый день есть экзамен на статус гражданина.

У каждого в жизни свой путь, но все они должны вести нас по дороге жизни к одной большой цели — к процветанию нашей родной Матери, единой Осетии.