Отрывок из поэмы
Перевод с новоперсидского и предисловие Зарины Харебати
Поэма «Заратушт-наме» – единственное сохранившееся произведение на новоперсидском языке, содержащее жизнеописание пророка Заратуштры (Зороастра), основателя религии зороастризма и жившего, по мнению М.Бойс, в 1500-1200 гг. до н.э. (Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Пер. с английского и примечания И.М.Стеблин-Каменского, М., 1987, с.5-30).
Среди живых религий зороастризм наиболее труден для изучения, что можно объяснить его древностью и утратой многих священных книг. Возникнув 3500 лет назад, он стал государственной религией трех могущественных Иранских империй и сыграл важную роль в религиозной истории человечества. По своей сути, зороастризм – благородная религия, отдельные ее положения уникальны; она дает возможность своим последователям вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь, что, в свою очередь, пробуждает в них глубокую преданность своей вере. Пророк Заратуштра, из рода Спитама, известен прежде всего по гатам – 17 гимнам, сочинение которых приписывают именно ему. Они наполнены страстными и вдохновенными изречениями, обращенными к Богу. Зороастрийские гимны и молитвы передавались последователями веры из поколения в поколение и, в конце концов, были записаны и кодифицированы в единый свод зороастрийских текстов – Авесту, при Сасанидах, правителях третьей Иранской империи в IV-VI в.в. н.э. В Сасанидском государстве иранская культура и ее традиции становятся опорным материалом официальной идеологии, а зороастризм становится государственной религией, персидский язык (среднеперсидский, или пехлеви) – государственным языком. Именно в этот период появляется множество зороастрийских религиозных сочинений, что требовало обращения к переводу и интерпретации текстов Авесты, язык которой к тому времени был уже мертв. Появились целые школы комментаторов Авесты; со временем вокруг нее сложилась обширная экзотерическая литература на среднеперсидском языке.
Продолжая традиции пехлевийской зороастрийской литературы, поэма «Заратушт-наме» повествует о жизни и пути пророка Заратуштры уже на новоперсидском языке. Автор ее — некий Заратушт сын Бахрама сын Пажду. Она была написана в 1278 г., вероятно, в городе Рее, к тому времени утратившему свое былое величие, хотя небольшая зороастрийская община Рея сохранила свои обычаи и веру. Автор «Заратушт-наме» был правомерным зороастрийцем и происходил из семьи, хранившей старые традиции древней религии. Отец поэта был знатоком не только канонов веры и священных текстов, но знал и астрологию и «умел читать на языке пехлеви».
К сожалению, ничего не известно об источниках, которыми пользовался автор при составлении поэмы. Е.Э.Бертельс считает, что Заратушт пользовался двумя несохранившимися частями Авесты, а именно насками – Читридат (двенадцатый) и Спент (тринадцатый) (Бертельс Е.Э. История персидской и таджикской литературы. М., 1960, с.33). По мнению Э.В.Веста, Заратушт пользовался «Денкардом» (Grundress der Iranischen Philologie III Band. E.W.West. Pahlavi literature (с.122)). В «Денкарде» («Дело веры») трактуются разнообразные богословско-философские, догматические, этические, ритуальные вопросы, приводятся изречения «отцов церкви». Интересна легендарная биография Заратушта, а также легендарная история, где из иранского эпоса сделана уже не история царей, а история пророков от сотворения мира до Заратушта и от Заратушта до конца мира. В «Денкарде» излагается также состав сасанидской Авесты, отсюда мы и знаем о несохранившихся ее частях, в том числе и об авестийских представлениях о естественной истории, астрономии. Составитель «Денкарда» – дастур Адурфарнабаг-и-Фаррахзадан.
Поэма «Заратушт-наме» давно привлекала к себе внимание востоковедов. Уже в 1760 году она была переведена на латинский язык известным французским исследователем, открывателем Авесты, Анкетилем дю Перроном, а затем, в его же французском переводе, была включена в первый том его перевода Авесты (Angueti du Perron, Zend-Avesta, Ouvrage de Zoroastre, Paris, 1771, v.I.).
Английский перевод поэмы принадлежит Дж. Иствику (В кн. I Wilson The Parsi religion as contained in the Zend-Avesta, and propounded and defended by the Zoroastrions of India and Persia, enfolded refuted and contrasted with Christianity. Bombay, 1843, (pp. 477-522)). Перевод сделан по очень хорошему манускрипту Barzu Kiyamu-d-dih, который был исполнен в 1636 году и принадлежал коллекции Вильсона, сейчас – библиотеке лорда Гравфорда в Вигане.
Оригинальный текст поэмы «Заратушт-наме» вместе с французским переводом издан Ф.Розенбергом в 1904 году, в Санкт-Петербурге (Le Livre de Soroastre (Saratuht nama), Preface, St.Petersburg, 1904, p.1-34). Ф.Розенберг использовал девять манускриптов: один – из Императорской Публичной Библиотеки в Петербурге, три – из Национальной Библиотеки в Париже, два – из Британского Музея и два – из библиотеки Мюнхена.
На основе оригинального текста в издании Ф.Розенберга и был сделан перевод поэмы «Заратушт-наме» на русский язык. Перевод близок к филологическому, поскольку мы стремились в точности передать последовательность изложения самого текста и специфику стиля, в то же время не нарушая норм русского языка. В отдельных случаях в переводе вынужденно присутствуют повторы, прерывается изложение, что соответствует самому персидскому оригиналу, язык которого не отличается особыми художественными достоинствами, хотя имеет безусловную ценность благодаря своему содержанию и очень древним источникам.
Во имя Господа, Прощающего, Милующего,
Милосердного, Справедливого, Создателя
Н а ч а л о
Книги о Заратуште Исфатмане, [Пророке]
вне сомнений и подозрений
Сноски и слова,
выделенные разрядкой,
см. в “Примечаниях”.
Слово во Имя Владыки мира
Скажет [поэт] о явном и скрытом,
Так как без его имени никакое дело
Не завершается, ни у кого дела не устраиваются.
Господь Знающий, Творец,
Могучий, Властелин и Создатель,
Господь с е м и н е б е с и земли,
Устроитель престола небесного и небосвода высшего,
5 Господь разума и Господь души,
Зажигающий разные звезды:
Мах-Луну и Мехр-Солнце, Нахид-Венеру и Тир-Меркурий,
Ормазд-Юпитер, Бахрам-Марс и Кейван-Сатурн.1
Господь милости и Справедливый,
Милостью он одаряет2 нас.
Для того он нам дал ум, рассудок и разум,
Чтобы мы могли различать добро и зло.
Тот, чьим путеводителем будет разум,
Благими будут его дела в обоих мирах.3
10 Знай правду: Бог – один,
У него нет ни подобного, ни соучастника [в создании мира].
От своего раба не ждет он ничего, кроме И с т и н ы,
Он не приемлет пути лжи.4
Если ты воспримешь от меня это наставление,
То таким путем ты познаешь Господа.
2. Начало повести «Заратушт-наме»
Видел я одну из царственных книг,
Написанную письмом, которое называют п е х л е в и,
15 Хранившуюся у м о б е д а м о б е д о в,
Главы мудрецов и р а д о в.
Описаны в ней происшествия мира,
Жизнь предков и царей.
Там есть толкование А в е с т ы и З е н д а,
Которые принес [в этот мир] блаженный Заратушт.
Есть там рассказ о его рождении от матери
И о событиях его жизни, случившихся после.
Ветхой стала эта книга преданий в руках поколений,
Недоступным стало ее чтение.
20 Сказал мне мобед: «Загляни в эту книгу,
Чтобы лучше разобраться в Вере».
Он прочел мне отрывок из нее,
И будто воспламенил мне сердце.
Он сказал мне: «Знание о тех временах
Может пригодиться в наши дни.
Видишь эти древние сказания,
Ни сути, ни основы которых никто уже не помнит.
Никто не владеет этим письмом,
Боюсь я, что каким-либо образом погибнут они.
25 Лучше будет, если ты изложишь их стихами,
Безупречным языком и письмом д а р и.
Знанием украсишь эту чистую Веру,
Возродишь эти священные обряды и обычаи.
Пусть обновится слово о них в этом мире,
Чтобы все люди могли читать эту книгу.
Пусть все познают из нее путь Истины,
Который [Заключенный] в нашей священной Вере и обычаях».
3. Рассказ поэта о себе
Я тот, кто вступил в новую жизнь,
Я тот, чья плоть устремилась на встречу с разумом.
30 Не обременяли мое сердце заботы о жене и детях,
Не знал я иного пристанища, кроме улочки беззаботной жизни.
Но я подпоясал поясницу священным поясом [к у с т и],
И, выслушав полностью рассказ мобеда,
Познал немного из Авесты и Зенда,
И слова его покорили мое сердце.
И запал в мое сердце разговор с мобедом,
И захотел воспроизвести это [предание] в стихах,
Чтобы мое имя осталось в веках,
Чтобы сделать свой путь [в этом мире] благим.
35 Возможно, Господь Всемогущий и Справедливый
Освободит мою душу от [наказаний] ада.
С этими мыслями направился я к своему дому
И распахнул двери добродетели пред своей душой.
Сердце и душа моя пребывали в довольстве и радости,
А глаза мои закрылись в блаженном сне.
Тут к изголовью моему явился С у р у ш
И сказал мне: «До каких пор
ты будешь пребывать в
безмолвии?
Когда ты проснешься после долгого сна,
Испытай свой язык в словосложении,
40 Возроди предание о Заратуште
На языке дари и переложи в стихи.
Возрадуй душу Заратушта,
А свою душу этим избавь от [наказаний] ада.
Лучше Заратушта ты не найдешь заступника иного
Перед Властелином Справедливым».
В страхе [и волнении] я проснулся.
И поток слез хлынул из моих глаз.
Всю ночь до чистого рассвета
Пребывал я в тяжком раздумье.
45 Когда [наконец] из-за крыш [показалось] величавое солнце
И набросило на Льва небосвода свой аркан,
Рассказал я свой сон
Кей-Хосрову, своему именитому отцу,
Который известен как сын Дара.
Справься о нем у людей, если ты не слышал о таком,
Потому что род его живет в Р е е издавна,
И он не из тех, кто появился там недавно.
Отец сказал мне: «Смотри, прояви усердие!
В этом деле ты больше не медли понапрасну!
50 И о том, что тебе нужно,
Скажи, чтобы я немедленно приготовил тебе.
Нет у тебя в жизни иного предназначения,
Кроме как воссоздать в стихах эту повесть.
Прояви старание, сын мой,
Быть может, смилуется над нами [Господь] Справедливый».
Когда я услышал ответ своего отца,
То попросил у него средства для [исполнения] своего сна.5
Затем явился я к тому благородному мобеду,
При котором находились Авеста и Зенд.
55 Сказал я ему: «Начни повествовать то предание,
Дабы освободить мой разум от раздумий о нем»!
Я приклонил слух к словам мобеда,
Запоминая все, что он говорил.
И когда я познал суть предания,
Немедля приступил к сложению [поэмы].
4. Появление Заратушта в мире
Рассказывает мобед мобедов:
«Когда злые [силы] привели в хаос весь мир,
[Не было у людей] ни учителя, ни наставника,
Не нашелся среди этих безумных людей предводитель.
60 Не знали они Бога и его заповеди,
Отвернулись они от поклонения Богу.
Мир покорился воле проклятого д э в а,
Все удалились от справедливости и Веры.
Сердце А х р и м а н а ликовало и веселилось,
Его радовали заблуждения людей.
[Господь] Справедливый помиловал несчастный род [людской]
И обратил на него взор.
И возжелал он, чтобы появился Спаситель,
Который отыщет ключ к запертой двери.
65 В роду несравненного царя Ф а р и д у н а
Произрастало одно молодое деревце,
И когда оно стало плодоносить,
Появился и плод – [имя которому] пророк Заратушт.
Кроме Господа никому не дано различать добро и зло,
Если ты не лишен разума, признай только Его.
В этом славном роде, о котором я тебе говорил,
Был человек с чистыми помыслами.
Имя ему было П и т а р а с п,
А сына его звали П у р у ш а с п.
70 Заратушт появился после него,
И стал ключом к развязке всех узлов и замков мира.
Была также женщина в одной из семей этого рода –
Несравненной красоты, обладающая ф а р р о м,
диадемой и стройным
станом.
Она и стала матерью счастливого Заратушта,
А звали ее Д у г д у».
Рассказывает [дальше] мудрый мобед:
«Когда Дугду была тяжела Заратуштом,
И уже ее [беременности] было пять месяцев
И больше двадцати дней,
75 Однажды ночью Дугду увидела во сне,
Будто появилась туча и, словно крыльями орла,
Накрыла весь ее дом так,
Что солнечный свет погас.
Светлый день превратился в темную ночь.
Очи Дугду наполнились изумлением.
Видела она, как туча излилась необыкновенным дождем.
Все дикие звери [ х р а ф с т р а ] –
Львы, леопарды, гиены и волки,
Все огромные и ужасные твари,
80 Степные хищники и морские чудовища
Стали падать из тучи [прямо] в ее дом.
Драконы, гепарды и тигры,
Подобно граду, сыпались из этой черной тучи,
Всевозможные звери, всех мастей и окрасок,
С острыми зубами и когтями.
Один из тех хищников омерзительного вида,
Гаже которого не было среди них,
Подполз к обомлевшей Дугду
И безжалостно распорол ей когтями живот.
85 Он дернул Заратушта
И, чтобы оторвать ему голову,
Вцепился в нее когтями, раздирая ее,
Дабы затем проглотить.
Остальные звери собрались вокруг
Издавая вопли, подобно горящим в огне людям.
И сказала Дугду: «От ран моих и боли
Хотелось мне кричать и звать на помощь.
Но Заратушт сказал мне: «Не горюй,
Они ничего со мной [не смогут] сделать.
90 Мой хранитель – Господь Правосудный,
Не страшусь я ярости чудовищ, пока Он мне Пособник.
Не беспокойся и не думай об этих хищниках, мать моя,
Даже если и озлоблены они сплошь».
Вняв словам Заратушта,
Душа моя пришла в сознание.
Вдруг увидела я гору, будто бы двигающуюся,
Она спустилась из глубокого неба,
А из-за нее выглянуло ослепительное солнце
И рассеяло эту черную тучу.
95 Когда приблизился тот чистый свет,
Появился юноша из глубины его.
Юноша, подобный полной луне,
Обладающий фарром и стройным станом,
словно Д ж а м ш и д.
В руке он держал ветвь из луча света.
Которой он испепелил корень Ахримана.
В другой руке благородный и добродетельный юноша
Держал Книгу Господа Справедливого –
Он метнул Книгу в свору хищников,
Исполнив таким образом данное ему повеление:
100 Все звери пустились бежать вон из дома,
[Мгновенно] исчезли они, словно их и вовсе не было.
И только трое из них, самые свирепые, все еще оставались, –
Это волк, леопард и разъяренный лев.
Увидев это,
Юноша подошел к ним поближе,
И внезапно хлестнул
Этих надменных и самодовольных хищников.
Наконец все хищники испепелились в огне,
Вспыхнув ярким пламенем.
105 Благородный юноша поднял Заратушта
И к матери тотчас же принес.
Мать положила в живот себе
целого и невредимого
Заратушта,
Юноша же подул на ее живот
и [разрывы] в тот же миг
срослись.
По воле Вседержителя Справедливого
Не удалось хищникам нанести вред Заратушту.
Сказал тогда юноша Дугду:
«Пусть не боится твоя душа никаких врагов,
Радуйся своему еще не родившемуся сыну,
110 Потому что Создатель мира – Хранитель его.
Весь мир исполнен ожидания встречи с ним.
Вне сомнения, этот младенец станет Посланником
Создателя мира к народам земным.
Его справедливостью будет утешен весь мир,
На водопой выйдут вмести леопард и ягненок.
С помощью Господа
он наведет погибель на злые [силы].
О, женщина, не страшись хищников!
Имея поддержку Господа Чистого,
Не бойся, даже если весь мир станет враждебным к тебе».
115 Так сказала затем именитая Дугду:
«Когда я выслушала до конца эти слова,
Юноша в тот же миг исчез [передо мной].
Я проснулась и раскрыла глаза,
Тело мое дрожало, сердце трепетало в негодовании.
До утра еще было две стражи.
Я сразу же пошла к толкователю снов –
К жившему по соседству знаменитому мудрецу,
Насыщенному годами старцу, знатоку звезд и разных наук.
Я рассказала [ему увиденный] мною кошмар,
120 Желая узнать, что готовит мне судьба
И каким образом расположена моя планета.
Он сказал мне: «Принеси свой [гороскоп].
Возможно, тогда я дам тебе ответ на твои вопросы.6
Ранее я никогда не слышал о таких снах
И не знал о таких чудесах, случавшихся с кем-либо.
Если твоя судьба и счастливая звезда пересекутся,
То ты будешь возвеличена эпохой.
Благодаря твоему отпрыску исполнятся все твои желания,
Благодаря его имени
слава о тебе достигнет [даже] Кейвана-
Сатурна.
125 Будет он почитаем, подобно солнцу,
Ни у кого не будет больше, чем у него, сил и сияния».
Когда от толкователя снов услышала я такие слова,
То побежала к своему дому – дому знатных и простых.
Тот же час нашла свой [гороскоп],
Отнесла его к старцу и положила перед ним.
Он внимательно изучил мою планету,
Со знанием измерив пути [планет], ее окружающих,
И сказал мне: «Иди, и в течение трех дней
Ни с кем не говори об этом – ни хорошего, ни плохого.
130 На четвертый день,
едва только покажется солнечная
корона,
Приходи на рассвете,
И я поведаю тебе подробно
О том, что происходит и что ждет тебя [впоследствии].
Когда я установлю смысл и объяснение [сна],
Освобожу твое сердце от тревог и раздумий о нем».
Вернулась я вновь домой,
Сердце и душа моя были полны [беспокойных] мыслей.
Не спала и не ела я три дня и три ночи,
На четвертый день,
когда зажглось освещающее мир [солнце], 135 Направилась я из дома к толкователю снов.
Когда приблизилась к нему
И он увидел мое лицо, взор его просветлел.
Чистый в помыслах и чистый душой, много размышлял он,
Направив астролябию к солнцу,
Он увидел восходящую звезду
и исчислил время [ее
появления],
Потом он принес таблицу встречи [планет],
И еще внимательнее стал наблюдать
За Бахрамом-Марсом, Нахид-Венерой,
Тир-Меркурием и
Дабиром,7
За Мах-Луной, Мехр-Солнцем и Кейван-Сатурном.
140 Целый час он делал записи, стирал их,
Наконец, все подсчитав и просмотрев,
Он обратился ко мне: «Много чудес вижу я,
Каких никто никогда ранее не видел.
5. ТОЛКОВАНИЕ СНА матери Заратушта
Знай, что этот милый [младенец], что у тебя в чреве,
Является венцом и вершиной всего твоего рода.
В ночь, когда ты видела сон,
Наполненный болью и мучениями,
Ему исполнилось пять месяцев
И двадцать три дня.
145 Когда этот [младенец],
обладающий чистой душой, отделится от тебя,
То возликует весь мир от встречи с ним.
Имя ему будет Заратушт счастливый,
Благополучными будут его пути.
Все нечестивые и враги Веры
Будут повержены его пришествием.
Вначале они восстанут против него
И приложат много усилий, чтобы расстроить его дело.
Немало боли ты испытаешь от притеснений злых [сил],
Подобной той, что причинили тебе хищники в твоем сне.
150 Но ты одолеешь их и выйдешь
Торжествующий [из этой борьбы].
Возгордишься своим сыном, пока еще не родившимся.
А тот отважный, которого ты видела [во сне], спустившийся
С [высот] седьмого неба – сияющий юноша,
И та ветвь света, спасшая тебя и давшая тебе спокойствие –
Знай, что это был фарр божественный,
Он будет тебе защитой от всех злых [сил],
А благодаря тому Писанию, что было [у юноши] в руках,
[Люди] будут сеять семена добродетели.
155 Он исполнит миссию пророка,
Его сияние ослепит всех дэвов и п а р и.
Его имя пребудет в веках,
И исполнятся все его пожелания.
Три свирепых хищника, которых ты видела [во сне],
Которых усмирила его ветвь [света],
Вне сомнения, это его будущие враги,
Самые злейшие из всех.
Они будут пытаться одолеть его, но – безуспешно,
В конце они будут повергнуты и сломлены.
160 Там, где появится Правда и обозначится путь Истины,
Не поднимется сияние над зломыслящими.
Сияние солнечного света не потухнет
Оттого, что его замарают грязью.
Будут враги замышлять злое против твоего сына,
Потому что без Веры они и без разума.
Будет [царствовать] в те времена один правитель,
Который примет и провозгласит Лучшую Веру
И станет содействовать Заратушту праведному
И приведет [дела] Веры в порядок.
165 Блаженно то дерево, которому
Господь Справедливый посылает такой плод.
Этой непросверленной жемчужине –
[твоему] чистому сыну –
Будет удивляться весь мир от земли до звезды Арктур.8
Рай будет вознаграждением тем,
кто [последует] его
повелению,
Ад ждет всех его недругов и недоброжелателей.
О, если бы я жил в то время,
То пожертвовал бы ему и душу, и состояние».
Когда Дугду услышала эти чудесные слова,
То сказала: «О, ясномыслящий старец!
170 Откуда тебе ведомо это,
Ведь прошло только пять месяцев моей беременности».
Так сказал ей мудрец: «С этого времени
Будь внимательна, чтобы правильно счесть
время рождения
[сына].
Вскоре ты узнаешь, что я говорю тебе правду
И не ступаю кривыми путями
Мой подсчет [основан] на законах и календарях,
Которые записаны в древних книгах.
Ты увидишь, что этот прекрасный мальчик,
Которого принесет тебе Господь Справедливый…
175 Прославится своими деяниями в мире,
Им будут гордиться праведники».
Когда Дугду выслушала толкование своего сна,
Она поспешила домой.
Она была подобно жаждущему, испившему глоток воды –
Напоив свою душу вином радости,
Она утолила жажду своего сердца.
Много хвалебных слов произнесла она
в честь
толкователя снов,
После чего направилась к [своему] дому.
Поделилась она тайной с Пурушаспом,
Потом сообщили радостную весть Питараспу.
180 Когда настал девятый месяц, именитая женщина
Завершила все свои приготовления к родам.
А когда подошло время разрешиться сыном,
Она пожелала увидеть своих родных…
6. Первое чудо при рождении Заратушта
Позвала она опытных женщин,
А также искусных при родах людей,
Чтобы помогли ей справиться,
И были рядом с ней в ее муках.
Женщины, жившие по соседству,
Заполнили ее двор и крышу дома9
[Для защиты] от колдунов и завистников,
185 Словно став ее телохранителями,
И вот в тот миг, когда утро показало свой лик,
Счастливый Заратушт появился на свет.
Улыбнулся он, едва родился,
Улыбка его осветила весь дом.
Обомлел от изумления отец его,
Пораженный улыбкой, красотой и сиянием [младенца].
Сказал он про себя: «Ведь это фарр божественный,
Этот новорожденный единственный, кто не заплакал
Из всех родившихся младенцев».
190 Назвали [младенца] Заратушт.
Узнал о его рождении весь народ – и знатные, и простые.
Сбылось предсказание толкователя снов,
Понятны стали теперь его слова.
В женщинах проснулась добрая зависть при виде младенца,
Его улыбки и сияющего лика.
Каждая в мыслях страстно хотела быть его матерью,
Потому что такого [чуда] не случалось:
«Не знаем мы, что все это означает,
И что может произойти в мире после этого [чуда]».
195 Не видели они никогда такого ростка,
Равного которому по красоте не знал мир.
Новость сразу же облетела весь город,
О его улыбке и красоте узнали все.
А тех, кто был нечист душой и помыслами,
[Светлая] улыбка Заратушта кольнула прямо в сердце.
Много было колдовства в те времена,
[Нечистые] только и делали, что колдовали.
Теперь у к о л д у н о в стало много работы.
[От ярости] нутро их пылало, как факел.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Букв. “старый” или “старец Сатурн”.
2. Букв. “воздействует”, “влияет”.
3. Душа – по зороастрийской традиции – бессмертна и продолжает
свое существование после смерти в ином мире.
4. Букв. “уменьшения”.
5. Т.е. письменные принадлежности.
6. Букв. “достигнешь своей цели”.
7. Тир и Дабир – два названия одной планеты, Меркурия.
8. Арктур – созвездие Девы.
9. Имеются в виду дома с плоской крышей, распространенные в
Иране и отдельных регионах Центральной Азии до сих пор.
Семь небес – зороастрийская традиция называет первоначально 4 неба: Хумата-Хухта-Хваршта, (символизирующие священную триаду «добрые помыслы – добрые речи – добрые дела») и Гаромана (букв.: +Leqrn песнопений», обитель Ахура Мазды, тождественное Бесконечному Свету). Позднее количество небес стало соотноситься с количеством основных планет и каршваров. Семь планет – во всех древних и средневековых астрологических школах – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна и Солнце.
Истина – авест. Аша, порядок, справедливость – основные понятия зороастризма.
Пехлеви – среднеперсидский язык. На котором записаны зороастрийские сочинения духовного и светского содержания.
Мобед – ср.-перс. Магупат (букв. «Господин магов»), верховный зороастрийский жрец, должность утверждена в III в.н.э. при Сасанидах.
Рад – авест. рату (букв.: «глава», «судья»), духовный наставник и религиозный судья. Согласно зороастрийской традиции, рату поставлены над всеми классами благих существ и творениями материального мира.
Авеста – собрание священных книг зороастрийской религии на авестийском языке; основные части Авесты были, вероятно, составлены в устной форме к IV в. до н.э., но записана она была лишь при Сасанидах в IV-VI в.в. до н.э.
Зенд – букв. «знание [Авесты]». Комментированный перевод Авесты, ее толкование на среднеперсидском языке. Отсюда традиционно неточное название всей Авесты – «Зенд-Авеста», зендский язык.
Дари – термин дари широко употреблялся в исторических и литературных источниках для обозначения ранней стадии развития персидского языка (IX-XI в.в. н.э.) и стиля сочинений того периода. В настоящее время дари – второй государственный язык Афганистана (наряду с пашто), именуемый также фарси-кабули.
Кусти – обязательная часть одеяния зороастрийцев – священный пояс из 72 шерстяных нитей, символизирующий зороастрийскую Веру (72 – также количество глав основной части Авесты – Ясны).
Суруш – авест. Сраоша (букв.: «послушание») – божество послушания, внимания и дисциплины, противопоставляется демону распущенности – Аешме.
Рей – авест. Рага – древний город с сильными зороастрийскими традициями, расположенный близ Тегерана. Упоминается также в Авесте в числе «лучших стран», созданных Ахура Маздой.
Дэв – авест. даэва. В системе зороастризма – силы Зла, противостоят благим божествам (язатам). В новоперсидском эпосе и фольклоре иранских народов, а также во многих кавказских и среднеазиатских сказаниях трансформировались в представления о дивах (демонах, чудовищах, великанах, джинах).
Ахриман – авест. Ангра Майнью («Злой дух»), антогонист Ахура Мазды, воплощение зла, враг всего благого на земле.
Фаридун – авест. Траэтаона, легендарный образ героя-победителя Ажи Дахаки и враждебных кочевых племен.
Питарасп – имя одного из предков Заратуштры.
Пурушасп – авест. Порушаспа, имя отца Заратуштры.
Фарр – авест. Хварна (букв.: «добро, богатство, благополучие, счастье») – божественная сущность, обладание которой дает могущество и счастливую судьбу, а также царскую власть. Для богов Хварна – символ могущества, для династии Кавиев – символ богоизбранности и царственности, для воинов – залог их победы и славы, для простых людей – счастье, богатство и изобилие.
Дугду – имя матери Заратуштры.
Храфстра – название животных и насекомых, считавшихся творениями @mcp` Манью и приносящих вред, противостоят благим ахуровским животным. К храфстра причисляются волки, черепахи, змеи, земноводные, мухи и все бескрылые насекомые.
Джамшид – авест. Йима – третий царь из династии Пишдадидов, унаследовал от брата Тахмураса престол; его царствование – «Золотой век» – длилось семьсот лет. Но в конце Йима стал претендовать на божественную власть и в результате был свергнут Заххаком.
Пари – авест. паирика – дэвовские существа женского пола. К паирика восходят образы пери в средневековой классической персидской поэзии.
Колдуны – авест. йату. Первоначально обозначение сословия служителей культа незороастрийской религии, связанного с исполнением магических ритуалов. Затем стали причисляться к дэвам, упоминаться с паирика.