Тамара БАТАГОВА. Долгожданная книга талантливого музыканта

Эту книгу ждали долго. И не только потому, что она была написана давно, а многие обстоятельства помешали её своевременному выходу в свет. Автор долгожданной «Школы игры иа осетинской гармонике» Булат Газданов – человек-легенда. Это выдающийся музыкант, яркая личность, артист, обладающий редким магнетизмом и обаянием. Всё, что делает этот универсальный художник, вызывает повышенный интерес и «обречено» на успех, будь то премьеры песен или музыки к спектаклям, выступления в качестве оркестрового дирижера или солиста-гармониста.

И вот появилась книга. Такая же талантливая и яркая, как все, что делает и сделал до сих пор Булат Газданов. «Школа игры на осетинской гармонике» – учебно-методическое нотное пособие для начинающих гармонистов. Издание приковало к себе внимание музыкантов, оправдав одни ожидания и подогрев другие, так как пока вышла только первая часть «Школы» Б. Газданова.

Нельзя сказать, что Булат Газданов – автор-первопроходец. Не так давно в республике вышли в свет нотные сборники С. Ревазовой, Л. Хосроевой, Б. Шаталова, в какой-то мере восполнившие дефицит национальной учебно-методической гармошечной литературы. Выпущено несколько региональных изданий, таких, как сборники «Звучи, гармонь, в казачьей стороне» В. Волченко (Краснодар), «Играй, гармонь, кубанская» К. и А. Головко (Краснодар), «Самоучитель игры на адыгейской гармонике» (Майкоп), «Адыгейские танцевальные мелодии» (Майкоп), «15 танцевальных мелодий для кабардинской гармоники» Б. Кабардокова (Нальчик) и других.

Вместе с тем, книга Б. Газданова – уникальное комплексное, методически выверенное и художественно ценное учебное пособие, отвечающее самым серьёзным ожиданиям и запросам учеников, их родителей и преподавателей. «Школа игры на осетинской гармонике» открывает двери в мир музыки, осетинского фольклора, традиционной инструментальной культуры.

«Школа игры…» – самое универсальное и энциклопедически полное издание для начинающих, не исчерпавшее до сегодняшнего дня своего методического значения, несмотря ни на какие инновационные прорывы. Опыт показывает, что талантливо выполненные «Школы» не устаревают и всегда пользуются спросом. Примером могут служить «старые знакомцы» – «Школа…» А. Николаева (фортепиано), «Школа…» И. Пушечникова (блок-флейта), «Школа…» Н. Платонова (флейта), «Начальное обучение…» К. Родионова (скрипка).

В этих книгах счастливо сочетается следование основополагающим методическим принципам с подбором разнообразного, выразительного и яркого музыкального материала, обеспечивающего плодотворность и активность обучения. Думается, что «Школу» Б. Газданова ожидает такая же счастливая судьба. Автор книги не изменяет основным учебно-методическим положениям, структурируя материал по принципам «от простого к сложному», «обучать, увлекая», «сочетать доступность с начатками профессионализма», «формировать навыки и умения, воспитывая художественный вкус».

Очень важно, что автор «Школы» не только прекрасный гармонист, композитор и дирижер, но и педагог с огромным стажем, включающим многолетнюю результативную работу в Северо-Осетинском колледже искусств. Опираясь на устоявшуюся триединую схему подобных изданий – теоретический материал, упражнения, пьесы – Б. Газданов наполнил свое пособие емким, точным, художественно выразительным и ценным материалом.

Небольшой теоретический раздел содержит самые необходимые для начинающих музыкантов (а часто и их родителей) сведения из области музыкальной грамоты, материалы об устройстве осетинской гармоники, положении гармониста-исполнителя во время игры, особенностях нотной гармошечной записи.

Теоретический материал изложен чётко и доступно и, что очень важно, тут же дополняется хорошими упражнениями-примерами. Создавая свои упражнения, Б. Газданов заботился не только о технических инструктивных задачах. Интонационность основана на музыкальном материале, знакомом с детства – осетинском песенно-танцевальном фольклоре, современной бытовой музыке. Неразрывность теории и практики дает возможность активизировать процесс обучения, помочь быстрому и прочному запоминанию материала, закреплению основных игровых навыков и умений.

Игра разнообразных упражнений помогает «ставить» руки, способствует выработке уверенных, точных движений, воспитанию слуховых мелодико-ритмических и гармонических ощущений. Автор выявляет наиболее распространенные лексемы осетинского музыкального фольклора, включает их в упражнения, постепенно расширяя круг приемов исполнительской техники. Сначала усваиваются упражнения для правой руки с простыми, ровными длительностями и поступенным мелодическим движением. Затем – с триолями, секвенциями, терцовыми удвоениями, мажоро-минорными перекличками. Следующий этап – усвоение пунктирных, синкопированных, триольно-дуольных ритмов, мелодических скачков, двухголосных мелодий и т.д. Так же последовательно осваиваются басовые ходы и гармонические последовательности в упражнениях для левой руки, а затем основные приёмы игры двумя руками.

Очень полезны парные сопоставления упражнений с восходящим/нисходящим движением, дуольным/триольным ритмом, дву– и четырехдольными метрами, внутритактовыми синкопами «четверть-половинная-четверть» / «восьмая-четверть-восьмая» и т.д.

Принципы последовательности, активизации слуха, развития моторики сохраняются и в третьем разделе, включающем художественные пьесы и этюды. Качество и методическая ценность этой музыки не вызывает сомнений. Автор включил в сборник свои этюды, которые давно прошли апробацию во многих детских музыкальных школах республики. Основу пьес составляют народные песни и наигрыши, популярные мелодии современных осетинских авторов в переложении для осетинской гармоники Б. Газданова. Исполнение таких прекрасных мелодий, как разнообразные хонги, зилги, симды, «Реуа», «Онай», «Чермен», «Хъуыбады», «Тауче», «Кудты Кудзи», «Инал», «Цъæйдон», «Азтæ», «Дзерассæ», «Æнахуыр
фын» и т.п. закладывает крепкий фундамент понимания и дальнейшего освоения родной музыкальной культуры. Кроме того, к концу второго года обучения начинающие музыканты овладевают основными приемами исполнительской гармошечной техники.

Книга прекрасно издана: на качественной бумаге, в твердом переплёте, хорошо оформлена. Все, кто трудился над нотным сборником, выполнили свою работу достойно. Особой оценки заслуживает жизнерадостная и музыкальная обложка художника В.С. Григоряна, созвучная своим светлым настроением и яркими красками содержанию сборника. Стоит заметить, что нотный текст набрал и подготовил к изданию сам Б. Газданов.

Талантливый человек талантлив во всем. Булат Газданов выпустил свой первый нотный сборник, и это стало событием национальной музыкальной культуры. «Школе игры на осетинской гармонике» Б. Газданова и, мы надеемся, будущим книгам музыканта суждена долгая жизнь и участь востребованности. Ибо, как сказал поэт:

Песни, в душе я взрастил ваши всходы,

Нынче в Отчизне цветите в тепле,

Сколько дано вам огня и свободы,

Столько дано вам прожить на земле!