Татьяна БАТАГОВА. Агунда Кокойти и камерный хор “Алания”: лад сотворчества

Творчество хорового дирижера Агунды Татаркановны Кокойти-Ходовой, отмечающей свой жизненный и профессиональный юбилей, развивается путями созидания, поиска и успеха. На счету у талантливой, искрящейся оптимизмом женщины создание и тридцать лет руководства Камерным хором «Алания», блистательные победы коллектива на хоровых фестивалях и конкурсах, успешные гастроли по России и миру. Агунда Татаркановна Кокойти – народная артистка Республики Северная Осетия-Алания, заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ и Госпремии имени К. Хетагурова. Впечатляют талант дирижера, умение Агунды Татаркановны быть всегда «на высоте», сплачивать и вести за собой коллектив, созидать, преодолевая любые препятствия.

Руководимому Агундой Кокойти-Ходовой камерному хору «Алания» в 2011 году исполнится тридцать лет. Срок невероятный для музыкального некоммерческого коллектива, существующего в эпоху перемен – зыбкое время, когда рушатся культурные программы, художественные концепции и, что говорить, государства. Однако хор под управлением А. Кокойти устоял. И не просто устоял, но обрел свое лицо и стиль, выработал традиции и репертуар. В концертных программах хора «Алания» можно услышать шедевры зарубежной и русской классики, малоизвестные опусы современной хоровой музыки, популярные шлягеры и фольклорные песни. На юге России «Алания» – самый известный коллектив, пропагандирующий русскую духовную музыку, сочинения композиторов Кавказа, и, в первую очередь, осетинскую музыку. Камерный хор Северной Осетии отличается высоким профессионализмом, эмоциональной яркостью и стилистической чуткостью.

В сегодняшнем составе хора около 30 человек, подвижников-энтузиастов, молодых и зрелых, каждому из которых дано главное – любовь к хоровому пению, к своему дирижеру, уважение друг к другу. И умение трудиться, не отставая от руководителя. Тон задают, конечно же, дирижер и ветераны коллектива, чей стаж работы в хоре составляет 25-30 лет: Эльвира Плиева, Светлана Гончаревич, Тамара Абаева, Наталья Цидаева, Светлана Макоева, Александр Мамсуров, Руслан Цакоев, Эдгар Дадаян. Нормальные человеческие отношения между певцами, взаимопонимание хора с дирижером – все это складывается в хоровую общность, духовное единство, составляющее основу коллективного творчества и успехов. Выдающийся русский хоровой дирижер А. Архангельский писал, что успех возможен в таком коллективе, где есть «дисциплина как следствие любви к делу, сознательного к нему отношения и абсолютного, внимательного отношения к дирижеру». Отношение к делу, творчеству сформировали не только исполнительскую манеру, но и стиль жизни и даже отдыха хористов. Не случайно хористы даже во время гастролей все вместе отмечают праздники и дни рождения. А сама Агунда Татаркановна Кокойти-Ходова в своих интервью признается: «У нас настолько теплая атмосфера, что в РСО-Алании хор называют “чистым родником дружеских отношений”. Мы – слаженный коллектив, мы все – в унисоне».

Дочь известного осетинского композитора и музыкально-общественного деятеля Татаркана Кокойти и танцовщицы ансамбля «Алан» Клавдии Дзускаевой, Агунда унаследовала родительские таланты, жизнерадостность и энергию. Воспитываясь в творческой семье, девушка с детства знала, что будет музыкантом, сомнений в выборе пути не было. Агунда Кокойти окончила Орджоникидзев-ское училище искусств, а затем отделение хорового дирижирования Ереванской консерватории. Уже тогда появилась мечта стать дирижером и работать с собственным коллективом. Но коллектив нужно было создавать, а самой повышать квалификацию. Поворотным моментом в биографии стала стажировка в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, до которой был труд преподавателя и дирижера хора в училище искусств, директора музыкальной школы №1 имени П. Чайковского, председателя хорового общества Северной Осетии.

Мечта о работе со своим хоровым коллективом сбылась в 1981 году, когда камерный хор под управлением Агунды Кокойти дал свой первый концерт в зале республиканской филармонии. С этого памятного выступления хоровой коллектив Северной Осетии запомнился всем как вдумчивый интерпретатор мировой классики и современного композиторского творчества, как хор живой, развивающийся, темпераментный, способный к стилистическим метаморфозам. Таким хор сделала его руководитель Агунда Кокойти-Ходова. Таким коллектив предстал перед первыми своими слушателями, таким он остается и по сей день. Исполнительская манера хора отличается эмоциональной щедростью, слаженностью звучания, гибкой кантиленой, а динамическая амплитуда отличается широтой и гибкостью, колеблясь от едва слышимого пианиссимо до сочного, монументального фортиссимо.

С первых дней концертной практики камерный хор под управлением Агунды Кокойти обозначил свое кредо пропагандиста осетинской как профессиональной, так и народной музыки. Хоровым песням, поэмам, миниатюрам, циклам Х. Плиева, Б. Газданова, З. Хабаловой, Л. Кануковой, Л. Ефимцовой, Ж. Плиевой и других осетинских авторов аплодировали не только в городах и селениях республики, но и в городах России и СНГ. Беспроигрышными хитами всех концертных программ стали «Куплеты Сырдона» Т. Кокойти, «Круговой танец», «Чепена» Д. Хаханова, «Мё хуры хай» А. Кокойти, «Песня моя, Иристон», «Колыбельная» И. Габараева, «Хё-дзаронтё» Р. Цорионти, «Молитва» З. Хабаловой, «Балсагово колесо» Там. Хосроева. Где бы ни выступал хор «Алания», устойчивый интерес вызывает осетинская народная музыка, в частности обработки фольклорных песен «Косари», «Фсати». Коллектив Агунды Кокойти-Ходовой дал жизнь таким монументальным произведениям национальной музыки как обрядовое действо «Арвайдён» Ж. Плиевой, Симфония-реквием «Кармадон» (2002) А. Макоева, «Реквием» Тот. Хосроева (1992), хоровая сюита «Исповедь» Там. Хосроева и многим другим.

Благодаря интересу дирижера А. Кокойти-Ходовой к религиозной музыке репертуар хора постоянно пополняется национальными сочинениями духовного содержания. Не было бы хора «Алания», вряд ли бы появились на свет такие сочинения как хоры «Отче наш» («Мах фыд»), «Богородице Дево, радуйся» («Мады Майрём»), «Христос воскресе» («Чырысти райгаси») Там. Хосроева, «Душе моя душе» Л. Кануковой, «Отче наш», «Крест на скале» Л. Ефимцовой.

Авторитет осетинского дирижера и хора «Алания» столь высок, что к сотрудничеству с ними стремятся композиторы соседних северокавказских республик. Уже много лет владикавказские хористы поют песни и хоры авторов из Кабарды, Дагестана, Черкесии. К примеру, выступление северо-осетинского хора на выездном секретариате Союза композиторов РСФСР и фестивале советской музыки, проводившемся в Нальчике в 1987, было признано всеми одним из самых ярких. Традиционно высоко была оценена осетинская программа, а из других национальных сочинений слушатели особенно тепло приняли «Пять горских песен» на народные слова А. Даурова. В цикл вошли карачаево-балкарская, карачаево-черкесская, чечено-ингушская, грузинская и осетинская хоровые песни. Критик М. Прицкер писала тогда, что Северо-Осетинская хоровая капелла в числе тех музыкантов, что «внесли немалый вклад в успех исполняемых ими сочинений», «представили на фестиваль обширные программы, продемонстрировав хорошие профессиональные качества». А год назад Северо-Осетинский камерный хор «Алания» успешно записал гимн Чеченской республики на чеченском языке композитора Умара Бексултанова.

Одна из первых Агунда Татаркановна Кокойти-Ходова стала исполнять в своих концертах русскую духовную музыку. Проникновенность прочтения хором «Алания» произведений А. Архангель-ского, Д. Бортнянского, М. Березовского, С. Рахманинова, П. Чайковского, Н. Черепнина отмечается не только слушателями и критиками, но и высоко ценится организаторами, членами жюри фестивалей и конкурсов духовной музыки. Не случайно «Алания» становится победительницей хоровых конкурсов в номинациях «Духовная музыка» (Линц, Австрия, Олимпиада-2000). С неизменным успехом «Алания» выступает на Московском Пасхальном фестивале (2002, 2007, 2010), в фестивале «Под куполами Екатеринодара» (Краснодар), в Днях славянской письменности (Кисловодск, 2009), в Одиннадцатом фестивале мастеров искусств Северного Кавказа «Мир Кавказу!» (Волгоград), в I Славянском музыкальном форуме искусств «Золотой Витязь» (Москва, 2010). Традиционными стали пасхальные концерты, проходящие ежегодно (с 2007 года) в Свято-Георгиевском кафедральном соборе города Владикавказа.

Исполнения русской литургической музыки хором «Алания» одухотворяют сердца слушателей в любой стране, в любой аудитории, будь то концерты в православных соборах России, Сербии, или католических храмах Западной Европы, будь то международные конкурсы или всероссийские фестивали. Именно с духовной музыкой связаны незабываемые эпизоды творческой биографии хора «Алания» и его дирижера А. Кокойти-Ходовой. Такие, например как, выступления в 1992 году в воюющей Югославии в серб-ских храмах святого Георгия (г. Боговаджа), св. Дмитрия (г. Лазоревац). Когда слушатели на концертах воспринимали музыку в молитвенной тишине, сосредоточенно и не аплодируя, как на службе, а после исполнения со слезами радости благодарили музыкантов. Или эпизоды участия в хоровом конкурсе «Гармония» в греческом городе Превеза (2002), когда после исполнения «Милости мира» Н. Черепнина хористам и дирижеру зааплодировали, не сдержавшись, члены жюри. А на закрытии фестиваля двухтысячная аудитория греческого амфитеатра после исполнения «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова встала и устроила осетинам настоящую овацию. Тогда, кстати, «Алания» завоевала золото в конкурсе, где участвовало 34 коллектива, а Агунда Кокойти получила звание и приз лучшего дирижера-хормейстера.

Запоминающимся было участие в VI Пасхальном фестивале (2007), включающем концерты в Московском храме Мартина Исповедника, Центре Павла Слободкина, в гала-концерте в Концертном зале имени Чайковского. Сольную программу в дни Пасхального фестиваля-2007 в Никольском кафедральном соборе г. Серпухова «Алания» спела так, что духовенство в знак благодарности передало коллективу из Северной Осетии иконы святого Николая и Серпуховских Новомучеников. Годовщине трагедии, произошедшей в Беслане, был посвящен концерт духовной музыки, состоявшийся 4 сентября 2005 года в московском Римско-католическом кафедральном соборе. Незабываемыми стали выступления «Алании» в рамках IX Пасхального фестиваля (2010). В этом году осетинским хористам аплодировали в Храме Мартина Исповедника в Коломне, в Успенском кафедральном соборе и в пансионате для ветеранов труда в Звенигороде.

Тема гастролей, как и участия хора «Алания» в фестивалях и конкурсах, особенно яркая. Музыканты побывали более чем в двадцати странах Европы и Азии. Каждая победа на конкурсе вспыхивает как закономерный итог вдохновенного труда, как доказательство профессионализма, мастерства и артистизма коллектива. Так, на международном хоровом фестивале (Мальта, ноябрь 2001), Камерный хор п/у А. Кокойти получил Гран-при, на фестивале-конкурсе в городе Невшатель (Швейцария, 2008) – специальный приз. Нередко конкурсные триумфы переплетаются со столь же триумфальными гастрольными турами. Так, например, было в Италии в 1999 году, где на международном фестивале фольклорной и классической музыки в г. Градо «Алания» завоевала первое место и кубок, а потом успешно выступала в Риме, Милане, Наварре, Флоренции, Венеции. Так было и во время первых зарубежных гастролей в 1992 году, когда хор успешно выступил на фестивале «Варненское лето» (Болгария) и совершил тур по городам Австрии Линц, Бад Ишль, Фрайштадт. Подводя итоги поездки и объясняя причины успеха своего коллектива, Агунда Кокойти заметила тогда: «Австрийцы – люди с высочайшим музыкальным вкусом, и они оценили то, с какой отдачей мы работали. Вдохновение – удел высокого профессионализма. И они это поняли».

Гастрольные поездки требуют не только хорошей профессиональной формы, но и человеческой выносливости. Достаточно сказать, что, например, в поездке 1993 года хористы выступили в городах Дюссельдорф, Кельн, Гуммерсбах, Вальдбрель, Зигбург (Германия), Стокгольм (Швеция), в 1995 году – в Антверпене (Бельгия), Боговадже, Лазореваце, Герцоге Новом, Чачаке, Белграде (Югославия).

Выступая за рубежом, «Алания» несет в мир исключительно положительную информацию о своей родине, знакомит слушателей с талантливой осетинской музыкой, выступает как пропагандист русской музыкальной культуры. Выступления хора более чем заметны во всех многонациональных панорамах искусств. Так, в программу прославленного международного Эдинбургского театрального фестиваля (август 2000 г.), принявшего театры более чем из 50 стран мира, вошло четыре спектакля театра «Арвайдён» с участием камерного хора РСО-А. Хористам и артистам театра рукоплескали 3200 зрителей театра «Плейхаус Фиеста». Коллективу тогда предоставили возможность выступить с двумя сольными концертами в одном из старинных храмов Эдинбурга. В Днях России, проходивших в Бадене (Австрия) в мае 2006 года, нашу страну успешно представлял хор «Алания».

Судьба любого творческого коллектива связана, в первую очередь, с тем, насколько профессионально, человечески, творчески состоятелен его руководитель. Агунда Татаркановна состоялась как разносторонне одаренная личность, воспитала вместе с мужем, промышленником и талантливым скульптором Николаем Ходовым двух дочерей – музыковеда Эльду и художницу, лауреата премии «Золотая Маска» Виолу. Как музыкант Агунда Кокойти-Ходова видит все ближние и дальние цели своего коллектива, достигает их и никогда не останавливается на достигнутом. Хормейстер уверенно и точно формирует репертуар, продумывает концертную, гастрольную конкурсно-фестивальную политику. Впечатляющий репертуар хора свидетельствует, с одной стороны, о палитре вокально-технических возможностей коллектива, а с другой – о мастерстве и неутомимом поиске его художественного руководителя. Основу концертных программ составляет классика, включающая творения западноевропейских авторов XVI–XVII веков (миниатюры О. Лассо, Палестрины, Г. Перселла), русскую музыку XIX в. (хоры М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова), произведения композиторов-романтиков (Шумана, Мендельсона, Россини). Зрелость и профессионализм дирижера отчетливо проявляются в исполнениях произведений с оркестром, таких как «Реквием» Л. Керубини, «Месса-бревис» В. Моцарта, «Месса» Ф. Шуберта соль мажор, «Реквием» Г. Форе, сценическая кантата К. Орфа «Carmina Burana».

Особое место занимает в репертуарном списке отечественная музыка XX века, хоры С. Рахманинова, А. Гречанинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Щедрина, Б. Снеткова, В. Агафонникова. С интересом и энтузиазмом первопроходца коллектив открывает новые и малоизвестные произведения, среди которых «Messa di Gloria» Д. Пуччини, «Месса Креола» А. Рамиреса. В духе времени, заставляющего академические коллективы учитывать интересах самой широкой, подчас совсем неподготовленной публики, хор «Алания» периодически выступает в непривычных амплуа, исполняя популярную музыку. Полные залы собирают концертные программы, подобные «Моей прекрасной леди», состоящей из негритян-ских спиричуэлс, шлягеров С. Фостера, Д. Леннона, П. Маккартни, Д. Керна, Д. Хермана, Д. Гершвина, Ф. Лоу, где раскрываются особая эмоциональная аура, темперамент и артистизм коллектива.

За тридцать лет камерный хор «Алания» объездил всю Россию и всю Европу. Где бы ни выступали осетинские хористы под управлением своей путеводной звезды-дирижера – в России или странах СНГ, Франции или Португалии, Испании или Израиле, Мальте или Швейцарии – публика принимала коллектив восторженно, с овациями, возгласами «браво!». Везде слушатели оценивали мастерство, артистическое обаяние, репертуарную оснащенность, исполнительский блеск и отдачу коллектива, выпестованного Мастером. Это то, чем может гордиться замечательный дирижер и музыкально-общественный деятель Агунда Татаркановна Кокойти-Ходова.