Лариса ГОСТИЕВА. Окружение К.Л. Хетагурова: семья Цаликовых

Близкие дружеские узы связывали К.Л. Хетагурова с семьей Цаликовых – протоиереем Александром Цаликовым1, видным представителем дореволюционной осетинской церковной интеллигенции, просветителем и педагогом и тремя его дочерьми – Юлианой2, Еленой3 и Анной4 , образованными девушками, работавшими учительницами в разных учебных заведениях Осетии и Пятигорска.

Коста Хетагуров впервые познакомился со священником владикавказского Спасо-Преображенского собора Александром Цаликовым и его семьей в доме священника Михаила Сухиева на Краснорядской улице во Владикавказе5, в котором они занимали первый этаж. В этом же доме, после того, как оставил учебу в Петербургской Академии художеств, некоторое время жил и К. Хетагуров6.

Коста Хетагуров посещал с друзьями о. А. Цаликова и в его отцовском доме на Тарской улице (ныне – ул. Цаголова, 42), куда он с дочерьми переехал после скоропостижной смерти супруги. Вместе со священником жила его мать7 и брат Асаге8 с семьей. Позже Коста часто бывал в квартире на той же улице, которую Цаликовы временно снимали в доме полковника Коченова (ныне – ул. Цаголова, 27). В этой квартире Коста Хетагуров даже прожил около года, попросив своего друга о. Александра уступить ему под мастерскую свою комнату для работы над новой заказной картиной, портретом государя Александра III.

В тот период, когда Коста жил у Цаликовых, решалась судьба Владикавказской Ольгинской женской школы (трехклассное училище с пансионом, преобразованное в 1866 г. из осетинской женской школы, открытой протоиереем А. Колиевым 10 мая 1862 г.). Учебное заведение, носившее имя Великой княгини Ольги Федоровны, жены наместника Кавказа, пользовалось большой популярностью у осетин. Однако администрация Терской области, считавшая, что расходы на женскую школу слишком обременительны, с каждым годом сокращала число воспитанниц. Совет «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» решил закрыть школу или перевести ее в Закавказье.

Осетинская интеллигенция была глубоко обеспокоена вестью о закрытии с 5 января 1891 г. Ольгинской женской школы. Не мог оставаться сторонним наблюдателем и о. А. Цаликов, который с 1863 г. по 1866 г. работал в женской школе учителем, а с 1885 по 1891 г. – учителем Закона Божия (Цаликов ушел из школы незадолго до закрытия). Е.А. Цаликова отмечала в своих воспоминаниях, что «отец очень дорожил приютом и решил бороться. Глубоко возмущенный закрытием приюта, вместе с другими осетинскими интеллигентами он начал энергичные хлопоты об отмене решения местных властей. В связи с этим делом я ближе познакомилась с Коста. Он скоро оказался в центре событий и вместе с отцом собрал группу интеллигенции, боровшейся за сохранение приюта»9.

Было решено обратиться с прошением к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву. Здесь же, в квартире Цаликовых, Коста Хетагуров написал текст прошения, который содержал протест против закрытия женского просветительского учреждения и просьбу о возобновлении его деятельности10. Кроме К. Хетагурова и о. А. Цаликова прошение подписали еще 14 представителей осетинской интеллигенции.

В прошении подчеркивалось, что женская школа, успешно действовавшая в Осетии в течение двадцати шести лет, сыграла большую роль в народном образовании женщин, «заронила в отдаленные уголки нашей суровой родины неувядаемые зародыши Православия. Она дала нам неутомимых тружениц для наших сельских школ»11. Аналогичное прошение было направлено Великой княгине Ольге Федоровне.

Борьба осетинской интеллигенции за существование Ольгинской женской школы продолжалась до середины 1891 г. В итоге школу удалось отстоять, решение об ее закрытии было отменено. Школа была переименована во Владикавказский Ольгинский женский приют. Однако все лица, подписавшие прошение против закрытия школы, подверглись различного рода наказаниям. В статье «Письма из Владикавказа» (1893) К.Хетагуров писал, что школа уцелела «только благодаря протесту живущих во Владикавказе осетин, к которым администрация не только не отнеслась сочувственно, но многих подвергла даже строгому взысканию»12.

Коста Хетагуров в административном порядке «за подстрекательство живущих во Владикавказе осетин к подаче неправильных прошений и неузаконенных адресов» был выслан 9 июня 1891 г. в сел. Георгиевско-Осетинское Баталпашинского уезда Кубанской области (ныне сел. Коста Хетагурово Карачаево-Черкесской Республики). Кроме прошения, в вину К. Хетагурову был поставлен подготовленный им благодарственный адрес епископу Владикавказскому Петру (Лосеву), переведенному на новое место службы за свое несогласие с решением о закрытии женской школы. Начальник Терской области генерал-лейтенант С.В. Каханов воспользовался этими формальными поводами, чтобы удалить из Терской области К. Хетагурова, человека «неблагонамеренного», «легко склоняющегося на производство беспорядков и увлекающего за собой других».

Против священника А. Цаликова, с подачи того же Каханова, было сфабриковано дело, по которому он был обвинен «в пьянстве, разврате и выступлении против существующего строя». Преследуя Цаликова, Каханов настаивал на лишении его сана священника. В июне 1893 г. он дал задание состоящему при нем обер-офицеру для поручений, сотнику Дикову, «произвести дознание по секретному делу» по поводу «предосудительных поступков» священника Александра Цаликова. Судя по анонимке, которая содержится в деле, Дикову не удалось принудить свидетелей оговорить о. А. Цаликова и подтвердить выдвинутые против него абсурдные обвинения.

Священника Цаликова поддержал епископ Владикавказский Владимир (Сеньковский). Чтобы пресечь травлю Цаликова, организованную Кахановым, церковные власти летом 1892 г. временно перевели его из Старо-Преображенского собора в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская церковь), а через два года – на сверхштатную священническую должность в г. Пятигорск.

Однако дружба К. Хетагурова и священника Александра Цаликова, проверенная их совместной борьбой за Ольгинскую женскую школу, продолжалась и после того, как они оба покинули Владикавказ.

10 июня 1891 г. К. Хетагуров выехал из Владикавказа в место своей высылки – с. Георгиевско-Осетинское. Свое первое письмо (от 15 июня 1991 г.) оттуда он адресовал Анне Цаликовой – младшей дочери о. А. Цаликова. Чувство к юной гимназистке возникло у К. Хетагурова в период проживания в квартире Цаликовых. Ее отец, по совету своего друга В.Е. Кизера13, даже был вынужден отказать К. Хетагурову в жилье, чтобы его повышенное внимание к Анне не скомпрометировало ее в глазах общества. Тем более что картина, из-за которой К.Х. Хетагуров поселился у Цаликовых, была давно написана. Под впечатлением этих тягостных событий К. Хетагуров написал несколько стихотворений. Весной 1891 г., за день до своего ухода от Цаликовых, Коста написал стихотворение «Хæрзбон» («Прощай»), вошедшее в сборник «Ирон фæндыр». Позже по этому же поводу К. Хетагуровым были написаны стихотворения «Соната Джусковского» (10 июня 1891 г.) и «Один, опять один, без призрака родного» (11 июля 1893 г.).

В письме, посланном Анне 12 января 1892 г., Коста раскрыл ей свои чувства и заявил о своих серьезных намерениях14. Священник с. Георгиевско-Осетинское Николай (Гаго) Дигуров, общий друг К. Хетагурова и семьи Цаликовых, просил за Коста у о. Александра Цаликова руки его дочери Анны. В письме к А.И. Цаликову от 18 февраля 1892 г. К. Хетагуров писал о своем желании жениться на его младшей дочери15.

Переговорив с Цаликовыми, о. Н. Дигуров передал отказ Анны на предложение Коста. В письме к А.А. Цаликовой от 6 декабря 1898 г. К. Хетагуров писал: «“Я еще хочу пожить на свободе… я только что окончила гимназию”, в такой необыкновенно деликатной форме передал мне Ваш отказ Гаго… И я его не понял… Я тайком поехал во Владикавказ и в самой грубой форме поставил вопрос ребром; ответ был тот же, почти в тех же выражениях, но только более внушительный…»16.

Поездка К. Хетагурова во Владикавказ инкогнито для личного объяснения с Анной Цаликовой окончилась для него арестом. Он был задержан властями на квартире В.Г. Шредерс17 и по распоряжению начальника Терской области генерала Каханова препровожден в тюрьму. С 23 по 31 января 1893 г. К. Хетагуров находился под арестом во владикавказской тюрьме. После освобождения у него отобрали паспорт, заменив его проходным свидетельством. Направив главноначальствующему гражданской частью на Кавказе генерал-адьютанту С.А. Шереметеву письменный протест против своего ареста, Коста уехал из Владикавказа.

В середине февраля 1893 г. К. Хетагуров переехал в г. Ставрополь-Кавказский (ныне г. Ставрополь), где начал работать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». С приходом К. Хетагурова в редакцию произошла переориентация газеты по отношению к проблемам общественно-политического устройства жизни горцев. Газета, разделявшая ранее народнические идеи, стала превращаться в орган революционно-демократической мысли.

Став одним из основных авторов газеты, К.Хетагуров регулярно публиковал свои статьи, корреспонденции, обозрения, заметки, фельетоны, в которых разоблачал различные аспекты политики правительства. Так, в сатирической поэме «Кому живется весело», которая начала печататься в газете в 1893 г. (№18, 20, 23, 31) и в 1984 г. (№26, 35), К. Хетагуров подверг критике злоупотребления терской администрации. Главное управление по делам печати восприняло поэму как «злостный памфлет» и фактически запретило редакции газеты публиковать ее продолжение. В статье «Письма из Владикавказа» (№75 от 23 сентября 1893 г.) К. Хетагуров остро полемизировал с М. Слобожаниным (псевдоним редактора газеты «Терские ведомости» Е.Д. Максимова – Л.Г.), оправдывающим репрессивные методы «европеизации горцев» и «коренные меры» борьбы с преступностью.

Однако напряженная работа в газете не смогла отвлечь Коста от мыслей об Анне Цаликовой. В этот период поэт посвятил Анне Цаликовой стихотворения «Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь» (8 июля 1893 г.) и «Благодарю тебя за искреннее слово» (22 августа 1893 г.).

Через некоторое время К. Хетагуров с горечью узнал, что Анна Цаликова стала невестой Мамая Дзахсорова18. В письме к А.А. Цаликовой от 6 декабря 1898 г. он писал об этом времени: «…Вскоре я узнал, что Вы невеста. Это событие вызвало ряд стихотворений, самых разноречивых, не чуждых горечи и даже озлобления… Упоминать о них не стоит, укажу только на два стиха более спокойного характера. Это “Утес” и “О чем жалеть?”19».

Стихотворения «Утес», «Опять к тебе, любимая подруга», «О чем жалеть?» К. Хетагуров написал в 1894 г. В том же году К. Хетагуров написал стихотворение «Расстаться не трудно…», посвященное, предположительно, трем сестрам Цаликовым. В оригинале этого стихотворения значился подзаголовок «Посвящается трем грациям» (15 декабря). 4 июля 1896 г. в газете «Северный Кавказ» (№53) было опубликовано одно из лучших стихотворений К. Хетагурова, созданных на русском языке: «Не верь, что я забыл родные наши горы»20. Стихотворение было обращено к А.А. Цаликовой.

В августе 1896 г. К. Хетагуров из Ставрополя писал о. А. Цаликову о своей публицистической деятельности в газете «Северный Кавказ»: «Приехать мне положительно нельзя, – занят по горло. Многие из служащих в редакции уехали, и я принужден работать чуть не за всех»21. В статье «Владикавказские письма» (№61 от 1 августа 1896 г.) К. Хетагуров подверг резкой критике насильственные методы «просвещения» горцев. В цикле статей «Накануне» (№9, 14, 37 за 1897 г.) К. Хетагуров поднял вопросы реорганизации судопроизводства на Кавказе, неудовлетворительного состояния школьного образования среди горцев. Летом 1897 г. К. Хетагуров написал статью «Горские штрафные суммы», в которой привел неопровержимые факты присваивания общественных денежных сумм высшими чиновниками Терской и Кубанской областных администраций. Однако после того, как начальник Терской области С. Каханов сообщил ставропольскому генерал-губернатору Н.Е. Никифораки о том, что статью «…к печатанию нахожу невозможной, как совершенно [ложную], неверную»22, тот запретил ее публикацию в газете «Северный Кавказ». В марте 1898 г. статья была напечатана в петербургской газете «Сын отечества» (№73).

Цензурные гонения против газеты «Северный Кавказ» усиливались. Во избежание неприятностей со стороны властей официальный издатель и редактор Д.И. Евсеев стал вмешиваться в редакционные дела газеты. Во второй половине 1897 г. К. Хетагуров ушел из редакции газеты «Северный Кавказ», а в 14 октября уехал в Петербург на лечение в связи с туберкулезным процессом в тазобедренном суставе. 25 ноября в Санкт-Петербургской Александровской больнице для чернорабочих ему была сделана хирургическая операция. К. Хетагуров пролежал в больнице около семи месяцев.

Приехав 10 августа 1898 г. в Пятигорск на лечение водами, К. Хетагуров был тепло встречен Цаликовыми, жившими в то время в доме Сеферова на Эмировской улице (ныне ул. Октябрьская, 38)23, в квартире на втором этаже с балконом. Сохранились фотографии Коста Хетагурова с семьей Цаликовых, сделанные на крыльце, ведущем со двора в квартиру Цаликовых24. К 200-летию г. Пятигорска (1980 г.) на этом здании в память о К.Л. Хетагурове была установлена мемориальная доска. Квартира Цаликовых была местом, где собиралась местная интеллигенция.

Коста Хетагуров навещал Цаликовых почти ежедневно. А если не приходил, то Цаликовы посылали ему с племянниками Витей25 и Сеней26, жившими у них на время обучения в Пятигорской гимназии, горячий обед27. Известный осетинский художник Махарбек Туганов, посетивший Цаликовых в Пятигорске в 1898 г. писал об отношении дочерей о. А. Цаликова к Коста Хетагурову: «В изгнаннике Коста они приняли самое живое участие и старались всеми силами облегчить его положение. Нужно прямо сказать, что Коста себя чувствовал в семье Цаликовых, как в своем родном доме. Сам Александр был безгранично предан всецело Коста, его идеям, его каждому желанию»28.

В Пятигорске Хетагуров жил на Церковной улице, 3 (ныне ул. Анджиевского, 3) в меблированных номерах купца А. Тупикова, а с 15 октября 1898 г. – на Александровской улице (ныне угол улиц им. Малыгина и Дунаевского, 38/8), на квартире в особняке главного врача Управления Кавказских Минеральных Вод (далее КМВ) В.С. Борисовского. В этой квартире Коста по субботам часто принимал Цаликовых и их общих знакомых. Первая вечеринка, для которой от Цаликовых привезли пианино, была устроена по случаю переезда Коста29.

Кроме Цаликовых, гостями К. Хетагурова часто бывали его гимназический товарищ, врач Пятигорской женской прогимназии П.А. Ржаксинский с супругой. По совету Ржаксинского К. Хетагуров принимал лечение теплосерными ваннами с рассолом грязи Тамбуканского озера, которые ему очень помогли. К. Хетагуров участвовал в благотворительных мероприятиях, которые устраивала М.А. Ржаксинская, председатель распорядительного комитета Мефодиевского общества помощи учащимся.

П.А. Ржаксинский познакомил К. Хетагурова с В.С. Борисовским, с которым тот быстро подружился. В.С. Борисовский предложил Коста переехать в более удобную квартиру в его доме, позже помог Коста поступить делопроизводителем в Управление КМВ (с 15 января 1899 г.). Чета Борисовских нередко заходила к К. Хетагурову на субботние вечера.

У К. Хетагурова также часто бывали командир Осетинского конного дивизиона полковник М.А. Лыщинский с супругой М.П. Лыщинской и офицеры дивизиона, среди которых было много осетин (Д. Абациев30, И.В. Хабаев31, Т. Басиев32, М. Смайлов33 и др.). М.А. Лыщинский, хороший музыкант и широко образованный человек, организовал в Пятигорске любительский драматический кружок, силами которого в зале гостиницы Шульгина «Централь» была поставлена пьеса «Муза». Коста Хетагуров и А.А. Цаликова играли в пьесе главные роли. М.П. Лыщинская также часто устраивала в Пятигорске любительские спектакли и различные праздники. Лыщинские оказывали К. Хетагурову всяческую поддержку. Так, 19 января 1899 г. М.П. Лыщинская обратилась в Петербургский драматический цензурный комитет с прошением о разрешении сценической постановки пьесы К. Хетагурова «Дуня». В апреле 1899 г. разрешение на постановку пьесы было получено. М.А. Лыщинский заказал Коста ко дню «освящения» штандарта Осетинского дивизиона историческую справку об осетинском народе.

Приходили к К. Хетагурову и врач В.А. Кобылин, председатель русского бальнеологического общества с супругой А.М. Жмакиной34. В свою очередь, К. Хетагуров и Цаликовы часто бывали в литературном салоне в доме А.К. Жмакиной в Пятигорске, где собиралась пятигорская интеллигенция: врачи, военные, учителя, журналисты, художники, музыканты, чиновники, адвокаты. В «кружке Жмакиной» обсуждались вопросы общественной жизни города, готовились самодеятельные спектакли, читались пьесы и новые журналы.

Нередко К. Хетагуров и Цаликовы вместе посещали великого русского художника-передвижника Н.А. Ярошенко в его усадьбе «Белая вилла»; в Кисловодске, которая была одним из главных центров культурной жизни на Юге России. Здесь встречались выдающиеся ученые, писатели, художники, артисты.

Сразу же после приезда в Пятигорск К. Хетагуров начал готовить к печати рукопись сборника «Ирон фæндыр». Вошедшие в сборник «Ирон фæндыр» стихотворения К. Хетагурова на осетинском языке были окончательно обработаны им еще в 1896 г. – первой половине 1897 г. В августе 1896 г. в письме к о. Александру Цаликову из Ставрополя К. Хетагуров поделился с ним важной новостью о том, что он выписал для типографии осетинский шрифт35. По мнению исследователей творчества К.Л. Хетагурова, осетинский шрифт предназначался для издания обработанных в окончательном виде стихотворений сборника «Ирон фæндыр»36.

Рукопись сборника «Ирон фæндыр», датированная 3 сентября 1898 г., была отослана К. Хетагуровым для издания в Кавказский цензурный комитет, находившийся в Тифлисе. С отсылаемого сборника была сделана копия, переданная для сохранности в верные руки семьи Цаликовых. Обрамленная в коричневый кожаный переплет с тиснениями, рукопись сборника «Ирон фæндыр» была подарена К. Хетагуровым Анне Цаликовой.

Положение находившегося в Пятигорске К. Хетагурова продолжало оставаться сложным. Два года начальник Терской области генерал-лейтенант Каханов боролся за восстановление своего распоряжения о выселении К. Хетагурова из Владикавказа в Кубанскую область, отмененного указом Правительствующего сената от 14 июня 1896 г. Каханов вновь написал рапорт (9 декабря 1898 г.) в штаб Кавказского военного округа, в котором ходатайствовал о выселении К. Хетагурова «в отдаленную от вверенной ему области местность во избежание преступных между осетинами событий и для успокоения умов местного населения»37.

22 декабря 1898 г. штаб Кавказского военного округа представил главноначальствующему гражданской частью на Кавказе Г.С. Голицыну записку о высылке Хетагурова внутрь России. Главным обвинением, выдвинутым против К. Хетагурова, была его журналистская деятельность. 9 января 1899 г. Совет главноначальствующего гражданской частью на Кавказе вынес решение «Константину Хетагурову воспретить жительство в пределах кавказского края и ходатайствовать перед министром внутренних дел об учреждении за названным лицом особого надзора»38.

Генерал-майор Данильбек Цаликов39 передал Цаликовым через Салам-Гирея Цаликова40 секретные сведения о предстоящей высылке К. Хетагурова. В начале марта 1899 г. К. Хетагуров срочно выехал из Пятигорска в Петербург, чтобы попытаться повлиять на решение властей о его ссылке. В пространном письме к о. А. Цаликову от 8 мая 1899 г. К. Хетагуров подробно изложил историю подачи прошения на имя Николая II, в котором просил расследовать и тщательно проверить обвинения, которые возводились на него начальником Терской области Кахановым. К. Хетагуров сообщил о. Александру об ошеломляющем впечатлении на правительственные круги его статьи «Неурядицы Северного Кавказа», публикующейся в «Санкт-Петербургских ведомостях». Коста также известил о. А. Цаликова о снятии Кавказским цензурным комитетом запрета на печатание «Ирон фæндыра», выпуск которого был ранее задержан Кахановым, и успешном продвижении через цензуру его пьесы «Дуня»41.

В Петербурге К. Хетагурову удалось добиться лишь замены места ссылки. По состоянию здоровья, вместо Курской губернии его высылали в Херсонскую губернию под надзор полиции. Узнав об этом, К. Хетагуров в начале мая 1899 г. вернулся из Петербурга в Пятигорск.

25 мая 1899 г. К. Хетагурова вынудили выехать в Херсон. В Херсонскую ссылку до Минеральных Вод его провожали о. Александр Цаликов с дочерьми Анной и Еленой и офицеры Осетинского конного дивизиона И.В. Хабаев и Т. Басиев. Тесно общаясь с опальным и ссыльным поэтом, Цаликовы никогда не считались с риском прослыть у властей политически неблагонадежными. Елена Александровна в своих неопубликованных воспоминаниях писала, что после того, как проводили К. Хетагурова, «Гаппо Баев прислал через одного знакомого, что мы так неосмотрительно поступаем – рискуем и т.д. Мы тогда очень посмеялись, а папа и говорит – «двум смертям не бывать, а одной не миновать»42.

После отъезда К. Хетагурова, у него началась оживленная переписка с Цаликовыми. Сохранилось 5 писем К. Хетагурова Цаликовым из Петербурга и 37 писем – из Херсона и Очакова (5 писем были адресованы другим лицам).

Цаликовы сами тоже часто писали письма К. Хетагурову, пытаясь морально поддержать ссыльного друга. К сожалению, сохранилось лишь два письма и одна телеграмма этого периода, посланных Цаликовыми Коста Хетагурову: письмо А.А. Цаликовой от 15 июля 1899 г. из Нового Афона, письмо Ю.А. Цаликовой от 8 сентября 1899 г. из Пятигорска и телеграмма «Как здоровье беспокоимся Цаликовы» от 13 сентября 1899 г.43.

В своих письмах из ссылки К. Хетагуров неоднократно писал Ю.А. Цаликовой о своих дружеских чувствах к ее отцу и своему другу – о. А. Цаликову. В письме из г. Очакова от 7 июля 1899 года К. Хетагуров писал Ю.А. Цаликовой: «Цы фæнды кæнат, уæддæр уæм æгас Цæлыккатæй Александрæй хуыздæр нæй. (Как бы Вы ни старались, но из всех Цаликовых все-таки нет лучше Александра). Я ему потому и не пишу, что он меня ощущает и видит насквозь, как рюмку с английской горькой… Что я ему скажу нового о себе ли, о нем ли, о Вас ли, а тем более, о какой-нибудь отвлеченной идее? Вы только “образованные дочки”, как он вас называет, да и вся ваша родня не хотите понимать его… “Нет пророка в своем отечестве”, говорят… Пора бы изменить эти старые истины на что-нибудь более путное»44.

В письме из Херсона от 22 августа 1899 года К. Хетагуров писал Ю.А. Цаликовой: «В заключение обнимите и поцелуйте за меня Александра. Все-таки у вас, Цаликовых, такого не было и навряд ли когда будет…»45. К. Хетагуров одним из первых поделился с о. Александром радостным известием о разрешении проживать в Терской области (но без права проживания во Владикавказе и Владикавказском округе), послав ему и Андукапару Хетагурову46 телеграммы. К. Хетагуров из Херсона в письме от 30 и 31 декабря 1899 г. писал Ю.А. Цаликовой: «Вы можете себе представить, что со мной делается! Телеграмма получена в 1/2 первого ночи… Я сейчас же помчался в почтово-телеграфную контору и дал две телеграммы Александру и Андухъапару… Теперь и Вам списал копию манифеста…»47.

Во многие письма, написанные К. Хетагуровым из Херсона А.А. и Ю.А. Цаликовым, поэт помещал свои стихи. 24 октября 1899 г. К. Хетагуров послал А.А. Цаликовой письмо с двумя своими стихотворениями «Циу?» («Что это?») и «Нæуæгбон æхсæвы» («В новогоднюю ночь»). Стихотворения, впервые опубликованные во втором издании сборника «Ирон фæндыр», вошли во все последующие издания сборника. 14 ноября 1899 г. К. Хетагуров адресовал А.А. Цаликовой письмо с посвященным ей стихотворением «Каждый день, все часы и минуты»48. В день именин А.А. Цаликовой К. Хетагуров посвятил ей qrhunrbnpemhe «А.А.Ц.» («Такие дни особенно тяжелы…». Первый собиратель и исследователь творчества К.Л. Хетагурова Гиго Дзасохов писал, что «в поэзии… Коста Хетагурова она (А.А. Цаликова – Л.Г.) занимает центральное место: ей посвящены и чувствами к ней вызваны лучшие перлы творения осетинского поэта»49.

В письме из Херсона от 22 августа 1899 г. К. Хетагуров послал Юлиане Александровне посвященную ей басню «Уайдзæф»50 («Упрек»), вошедшую в сборник «Ирон фæндыр», а в письме от 29 августа 1899 г. – стихотворение «Дипломатическая нота»51. В письме К. Хетагурова к Ю.А. Цаликовой от 14 декабря 1899 г. приведено написанное поэтом в 1890 г. стихотворение «Застонет лишь ветер в трубе»52. 21 декабря 1899 г. К. Хетагуров адресовал Ю.А. Цаликовой в день ее ангела телеграмму со стихотворением «Ю.А.Ц.» («Одно лишь слово “поздравляю”…»53. 1 января 1900 г. К. Хетагуров послал Ю.А. Цаликовой письмо со стихотворением «Перед памятником»54, написанное 16 августа 1889 г. ко дню открытия памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске. По мнению одного из исследователей, К. Хетагуров посвятил Ю.А. Цаликовой стихотворение «Портрет»55.

Е.А. Цаликовой К. Хетагуров послал два письма из Петербурга и два из Очакова. В письме из Петербурга от 9 марта 1899 г. К. Хетагуров писал Е.А. Цаликовой о хлопотах, которые он предпринял, чтобы отменить ссылку, и об участии в его делах С.В. Тархановой56, имевшей связи в аристократических кругах Петербурга.

В ссылке К.Хетагуров не забывал и юного племянника о. Александра – Витю Цаликова. Стремясь пробудить у Вити интерес к осетинскому языку, К. Хетагуров просил через Е.А. Цаликову передать, чтобы тот написал ему письмо по-осетински57. Витя написал К. Хетагурову письмо на осетинском языке и прислал свои рисунки58. 16 июля 1899 г. К. Хетагуров ответил Вите письмом из Очакова на осетинском языке59. 3 декабря 1899 г. Коста Хетагуров адресовал Вите Цаликову стихотворение «Вите»60, написанное в связи с сообщением в печати об успехах буров в Англо-бурской войне (1899-1902).

Коста неоднократно упоминал в письмах к Цаликовым из ссылки и другого племянника о. Александра – Сеню Цаликова. В семье о. Александра во время обучения в гимназии жила также племянница Соня – Софья Васильевна Цаликова61, которая передала в музей им. К. Хетагурова большое количество материалов о поэте62. Позже в семье дяди жил и его младший племянник Всеволод Цаликов63, сын которого – протоиерей Вадим Всеволодович Цаликов являлся одним из старейших и авторитетных священнослужителей Пятигорской и Черкесской епархий (ныне – за штатом), настоятелем церкви Успения Пресвятой Богородицы пос. Горячеводского.

Родственнику Цаликовых и своему другу Угалуку Цаликову64 Коста посвятил два стихотворения под одним названием «У.Ц.» («Ах, Угалук! Ах, Угалук!»). Первое стихотворение65 написано К. Хетагуровым в 1898 г. в Пятигорске, второе66 – в 1899 г. в Петербурге. Другому родственнику Цаликовых – Алмахсиду Цаликову, К. Хетагуров адресовал в 1898 г. стихотворение «Ах, Алмахсид! Ах, Алмахсид!»67.

10 марта 1900 г. К. Хетагуров возвратился из херсонской ссылки в Пятигорск и стал опять тесно общаться с Цаликовыми и их общими пятигорскими друзьями. Коста активно включился в общественную жизнь города. В мае-августе он опубликовал в газете «Сезонный листок Кавказских Минеральных Вод» несколько статей, посвященных культурной жизни Пятигорска. Одну из своих статей К.Л. Хетагуров посвятил Пятигорской церковноприходской школе, которой заведовал о. А. Цаликов. Отмечая заслуги о. А. Цаликова в организации школы, которую К. Хетагуров назвал «рассадником просвещения среди беднейшего населения Пятигорска»68, он писал, что «при этом заведующий, священник-законоучитель о. А. Цаликов, все время работал безвозмездно…»69. В церковноприходской школе в разное время работали учительницами также дочери о. Александра: Юлиана, Елена и Анна.

В свою очередь, священник Цаликов высоко ценил К.Л. Хетагурова как общественного деятеля, поэта и художника. В ноябре 1900 года о. А. Цаликов, проявив гостеприимство и душевную щедрость, устроил в своем доме торжественный прием посланцев из Осетии, приехавших к Коста Хетагурову. Е.А. Цаликова в своих воспоминаниях писала: «Делегатов Коста принимал в нашем доме – его собственная комната была слишком мала. Отец устроил в честь делегации торжественный обед. Народу было много. Чествовали Коста и как автора «Ирон фæндыра» (книга вышла во время ссылки Коста) и как друга осетинских крестьян и горцев-бедняков»70. Делегация представляла жителей селений Нарского прихода, от имени которых делегаты вручили К. Хетагурову доверенность от 26 октября 1900 года, в которой уполномочивали его ходатайствовать перед правительством по закреплению за ними их родовых земель.

В январе 1901 г. К. Хетагуров направил семье Цаликовых открытку со стихотворением «Новогодние поздравления» («Муза вздорная моя поздравляет вас, друзья…»)71, а 30 декабря 1901 г. – открытку с изображением скалы «Пронеси, Господи» со своим стихотворением «Вот муза у Дарьяла»72.

25 февраля 1901 г. в Пятигорске был поставлен любительский спектакль по пьесе К. Хетагурова «Дуня». Сбор от благотворительного спектакля шел в пользу «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области». Из ближайших пятигорских друзей К. Хетагурова в спектакле играл В.С. Борисовский. Постановка «Дуни» была первой и последней при жизни К. Хетагурова.

15 марта 1901 г. К. Хетагуров покинул Пятигорск и переехал в г. Ставрополь-Кавказский, став постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». В 1901 г. К. Хетагуров был привлечен епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Сеньковским) к работе Комиссии по пересмотру перевода Евангелия от Матфея на осетинский язык, изданного в 1864 г. В числе представителей осетинской интеллигенции, которых К. Хетагуров рекомендовал в члены Комиссии, был и священник А. Цаликов. Кроме Цаликова, в состав Комиссии вошли протоиерей Алексий Гатуев (председатель), священники К. Токаев, А. Цаголов, М. Хетагуров, М. Коцоев, Н. Джиоев и светские лица: Г. Баев, В. Цораев, А. Кубалов, З. Кубалов, К. Хетагуров, Х. Уруймагов, Ф. Голиев (члены)73. К сожалению, Коста Хетагуров не смог лично участвовать в работе Комиссии из-за загруженности работой в газете «Северный Кавказ». Хетагуров представил краткий доклад74, в котором указал на некоторые типичные ошибки в орфографии и ударении при публикации текстов на осетинском языке. В 1902 г. Евангелие от Матфея было издано во Владикавказе.

В 1901 г. К. Хетагуров направил Цаликовым из Ставрополя открытку с изображением Кафедрального собора г. Ставрополя, на которой рукой автора написано стихотворение «Оковы прочь! Раскройтесь гробы!»75.

29 декабря 1902 г. К. Хетагуров встречался с о. А. Цаликовым, Е.А. и А. А. Цаликовыми во Владикавказе на похоронах В.Г. Шредерс. Последний раз Цаликовы видели К. Хетагурова в июле 1903 г. в Пятигорске, куда сестра поэта О.Л. Кайтмазова-Хетагурова привозила тяжело больного Коста на консультацию к профессору Харьковского университета Я.А. Анфимову.

Семья Цаликовых, которая дружила и поддерживала Коста на протяжении многих лет, бережно сохранила часть культурного наследия К.Л. Хетагурова. Вскоре после кончины К. Хетагурова, о. Александр Цаликов передал некоторые его неопубликованные произведения и письма, в том числе к своей семье, Гиго Дзасохову76, который в 1909 г. издал книгу «Коста Хетагуров. Критико-биографический очерк»77. В предисловие к книге первый биограф К. Хетагурова Г. Дзасохов выразил особенную благодарность сестрам Цаликовым, г. Гущину и М.Н. Коченову за предоставленные ими письма и материалы о Коста. На обложке подготовительных рукописных материалов к книге, переписанных рукой Гиго Дзасохова, была сделана надпись: «Посвящается семье свящ. Ал. Цаликова»78.

В мае 1921 г. Е.А.и Ю.А. Цаликовы по своей инициативе безвозмездно передали Осетинскому историко-филологическому обществу хранившиеся у них рукописи, письма и картины К. Хетагурова. В описи состояли: картина «Клухорский перевал» и иконы «Константин и Елена» и «Лик Христа», рукопись сборника «Ирон фæндыр», семнадцать писем в конвертах и четыре открытки, двадцать девять писем, одно стихотворение, рукопись о греко-восточной и старообрядческой церкви на 26 листах (конспект изданной в 1896 г. книги Браила «Церковные вопросы в России или русское духовное ведомство», написанный рукой К.Л. Хетагурова – Л.Г.)79.

Венцом полученного Обществом дара был беловой автограф рукописи сборника «Ирон фæндыр», подаренный К. Хетагуровым А.А. Цаликовой. Значение сохраненной Цаликовыми авторской рукописи «Ирон фæндыр», датированной 3 сентября 1898 г., бесценно, поскольку рукопись, переданная в Кавказский цензурный комитет, в первоначальном виде не сохранилась. В первом же издании сборника «Ирон фæндыр» были сделаны значительные искажения, вплоть до изменения композиции сборника. Редактор Г.В. Баев, руководствуясь целью опубликовать сборник, умышленно пошел на уступки бескомпромиссным требованиям цензуры. Допущенные при издании сборника искажения текста авторской рукописи, К. Хетагуров перечислил в письмах, адресованных к Г.В. Баеву от 19 июля 1899 из Очакова, Е.А. Цаликовой от 21 июля 1899 г. из Очакова и А.А. Цаликовой от 7 сентября 1899 г. из Херсона80. В 1922 г. в Берлине Г.В. Баев вновь издал «Ирон фæндыр», опубликовав все стихотворения, исключенные из первого издания, однако, так и не сняв редакторских поправок внутри стихотворений.

Исходя из правил текстологии, по которым «вмешательство редактора в поэтическую ткань стихотворений неправомерно»81, издатели последнего Полного собрания сочинений в пяти томах (1999 – 2001) взяли в качестве первоисточника для публикации 50 стихотворений «Ирон фæндыр» авторскую рукопись К. Хетагурова от 3 сентября 1898 г., сохраненную Цаликовыми. В настоящее время рукопись хранится в Научном архиве СОИГСИ82.

Огромную ценность в историко-литературном и биографическом отношениях представляли 46 писем из эпистолярного наследия К.Л. Хетагурова, адресованных Цаликовым83 (всего известно 92 письма К. Хетагурова к разным лицам). Только из этих писем до нас дошли сведения о петербургском, херсонском и очаковском периодах жизни К. Хетагурова, истории его ссылок, истории публикации сборника «Ирон фæндыр», статьи «Неурядицы Северного Кавказа» и др.

Кроме писем, Цаликовы передали Обществу четыре открытки, посланные им К. Хетагуровым. На открытках были автографы таких стихотворений поэта как «Оковы прочь, раскройтесь гробы», «Вот муза у Дарьяла», «Муза вздорная моя». «Ликует мир, цветет природа». Все письма и открытки хранятся в Научном архиве СОИГСИ в фонде Коста Хетагурова.

Подаренная Цаликовыми Обществу рукопись о греко-восточной и старообрядческой церкви на 26 листах являлась конспектом книги Браила «Церковные вопросы в России или русское духовное ведомство» 1896 г., написанным рукой К.Л. Хетагурова. Автограф рукописи также хранится в Научном архиве СОИГСИ84.

Кроме рукописи сборника «Ирон фæндыр», писем и открыток Цаликовы передали Обществу написанные К.Л. Хетагуровым живописную картину и две иконы, которые стали одними из первых экспонатов возникшего при Обществе музея материальной и духовной культуры. С образованием музея Осетинской литературы им. К. Хетагурова картина и иконы были переданы туда.

По свидетельству Е. А. Цаликовой, картину «Клухорский перевал» с дарственной надписью К.Л. Хетагуров подарил о. Александру Цаликову в день его именин85. В январе 1940 г эта картина под названием «Тебердинское ущелье» еще находилась в музее Осетинской литературы им. К. Хетагурова в поврежденном виде86. В настоящее время в Северо-Осетинском художественном музее им. М. Туганова хранится один из лучших пейзажей К. Хетагурова «Тебердинское ущелье» (1900 г.) с его подписью, однако какая-либо дарственная надпись автора на ней отсутствует. Нельзя совсем исключать, что в музее находится именно та картина, которая была подарена К. Хетагуровым о. А. Цаликову.

Икона «Константин и Елена» с дарственной надписью была подарена К. Хетагуровым Е.А. Цаликовой в день ее именин (у К.Л. Хетагурова и Е.А. Цаликовой именины были в один день 21 мая ст. ст.). По описаниям Е.А. Цаликовой, «икона по размеру такая же, как и портрет Ан.< ны>Ал.<ександровны>. На горе, на коленях стоит Елена у подножия креста, кот.<орый> поддерживает Константин, стоя во весь рост. Икона в чудной черной раме, кот.<орую> выбирал сам Коста»87. В письме к директору музея Осетинской литературы им. К. Хетагурова» от 28.01. 1940 г. Е.А. Цаликова выражала озабоченность по поводу нахождения иконы, предполагая, что она либо была утеряна, либо по каким-то причинам не выставляется88. В настоящее время судьба иконы «Константин и Елена» неизвестна.

Второй иконой была икона К. Хетагурова «Лик Христа». Вероятно, это был один из несохранившихся вариантов известной иконы «Нерукотворный Спас», которая хранилась в Юго-Осетинском краеведческом музее, а в настоящее время находится на временном хранении в Национальном музее РСО-Алания.

В 1936 г. Е.А. Цаликова передала через С. Косирати в дар Северо-Осетинскому НИИ сборник стихотворений К. Хетагурова на русском языке, изданный в Ставрополе в 1895 г.89 На титульном листе сборника, посланного К. Хетагуровым 13 августа 1899 г. из Херсона Ю.А. Цаликовой, рукой поэта было написано: «Дорогой Юлиане Александровне от непутевого автора. Коста 12 августа г. Херсон». При публикации первого и единственного прижизненного сборника стихотворений К. Хетагурова на русском языке цензура изъяла из разных стихотворений 196 поэтических строк, выбросила целиком несколько стихотворений и поэму «Кому живется весело». Сохранилось лишь несколько экземпляров книги, в которых автор восстановил своей рукой цензурные купюры. Раритетный сборник с дарственной надписью К. Хетагурова Ю.А. Цаликовой и с восстановленными рукою К. Хетагурова цензурными пропусками (кроме поэмы) хранится в Научном архиве СОИГСИ90.

Кроме сборника стихотворений К. Хетагурова, Е.А. Цаликова отдала в институт книгу «Коста Хетагуров. Критико-биографический очерк / Под ред. Г. Дзасохова. Ростов-на-Дону. 1909» с дарственной подписью «Анне Александровне от Гиго» и много ценных фотографий с изображением Коста Хетагурова и членов семьи Цаликовых.

В 1939 г. Е.А. Цаликова через студентов Трескова и Кузнецова подарила институту остававшиеся у нее фотографии, связанные с Коста Хетагуровым.

В том же году Е.А. Цаликова, вышедшая к тому времени на пенсию, впервые вынуждена была попросить за реликвии, связанные с Коста Хетагуровым, материальное возмещение. Это касалось картины К.Л. Хетагурова «Анна Цаликова», которую Е.А. Цаликова передала в Музей осетинской литературы им. К.Л. Хетагурова.

В настоящее время картина, написанная К. Хетагуровым в 1898 г.91 хранится в Северо-Осетинском художественном музее им. М.Туганова. По сведениям Е.А. Цаликовой, Коста Хетагуров рисовал портрет Анны в квартире Цаликовых в Пятигорске в течение месяца. Национальный осетинский костюм, в котором была изображена Анна, Хетагуров написал с фотографии, на которой она была сфотографирована с учительницей Александрой (Дади) Доевой. Е.А. Цаликова отмечала, что цвет костюма Хетагуров изменил: «Когда он (К. Хетагуров – Л.Г.) принес, то мы все ахнули, т.к. платье было ярко-зеленое, на второй день унес его и через неделю принес вот в таком виде, т.е. платье перекрасил в палевый цвет. Коста был доволен, что Ан.<на> Александровна одобрила, и сообща повесили (портрет– Л.Г.) над пианино»92.

Воспоминания Е.А. Цаликовой, одни из которых опубликованы, другие хранятся в Научном архиве СОИГСИ93, пролили свет на многие неизвестные страницы биографии и творческой деятельности К. Хетагурова. Перечисленные выше факты свидетельствуют о том, что семья Цаликовых внесла неоценимый вклад в сохранение творческого наследия К. Л. Хетагурова.

В трудах ученых, занимающихся изучением окружения Коста Хетагурова, до сих пор не получили должного освещения взаимоотношения Коста с семьей протоиерея Александра Цаликова, в то время как каждый член этой замечательной семьи заслуживает отдельного обстоятельного исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цаликов Александр Иванович (Гугуевич) (1841-1911). Окончил Владикавказское духовное училище и Тифлисскую духовную семинарию. В 1863 г. был рукоположен в сан диакона и служил при архимандрите Иосифе (Чепиговском). Одновременно работал в должности учителя в женской школе протоиерея А.Колиева. После рукоположения в священники с 1866 г. по 1876 г. был настоятелем храма Великомученика и Победоносца Георгия в сел. Ардон и благочинным Ардонского округа. С 1877 по 1892 год о. А.Ц. – священник владикавказского Старо-Преображенского собора. Был учителем Закона Божия в городском двухклассном училище, которым заведовала В.Г. Шредерс и Ольгинском трехклассном женском училище (приюте). Летом 1892 г. был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская церковь), а в августе 1894 г. – в Спасский собор г. Пятигорска на сверхштатную священническую должность. С 1895 г. и до конца жизни преподавал Закон Божий в пятигорской женской гимназии имени графини А.А.Евдокимовой, был талантливым педагогом. В 1905 г. о. А.Ц. был возведен в сан протоиерея.

Активно занимался переводческой деятельностью. Входил в состав цензурного комитета по переводу на осетинский язык богослужебных и учебных книг. Оказал помощь епископу Иосифу (Чепиговскому) при составлении им «Русско-осетинского словаря с краткой грамматикой». Принял участие в переводе на осетинский язык Евангелия от Матфея (1902). Вел научно-изыскательную работу: был членом авторского коллектива, который собирал материал для «Осетинско-русско-немецкого словаря» В.Ф.Миллера // Гостиева Л. Протоиерей Александр Цаликов // «Дарьял». – Владикавказ, 2008. С.164-187.

2 Цаликова Юлиана Александровна (20.12.1868–1933), старшая дочь о. А.И. Цаликова. После окончания Владикавказской Ольгинской женской гимназии работала учительницей в Ольгинском осетинском женском приюте. В 1891 г. была переведена в с. Христиановское, где работала учительницей два с половиной года. В Пятигорске преподавала в церковно-приходской школе. Ю. А. Цаликова была приятельницей К. Хетагурова, она адресат многих его писем. // Хетагуров К. Собр. соч. в 5-ти томах. Т.V. – Владикавказ, 2001. С.677.

3 Цаликова Елена Александровна (27.07. 1871 – 1946), средняя дочь о. А. И. Цаликова. Окончила Владикавказскую Ольгинскую женскую гимназию. Работала учительницей в Пятигорской церковно-приходской школе. Сохранила эпистолярное наследие К.Хетагурова и портрет сестры Анны его работы. Написала воспоминания о К. Хетагурове. Приятельница Коста, к ней обращены многие его письма // Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.676.

4 Цаликова Анна Александровна – (23.12.1873–11.12.1914), младшая дочь о. А.И. Цаликова. Окончила Владикавказскую Ольгинскую женскую гимназию. В Пятигорске преподавала в церковно-приходской школе, затем в пансионе О.М. Максимовой. Содержала в Пятигорске частную школу. Анне посвящены многочисленные стихи К. Хетагурова, она адресат многих его писем // Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.676.

5 Священники М. Сухиев и А. Цаликов были свояками, женаты на родных сестрах – грузинках княжеского происхождения.

6 Мачеха К. Хетагурова – Кызмыда (Гутаз, Кетевана) Гавриловна Хетагурова-Сухиева (умерла 3.10.1896) была сестрой священника М. Сухиева.

7 Цаликова Айсса (Ксения, Аксинья) Аладжикоевна (1826–4.УШ.1907) – мать А.И. Цаликова // Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.676.

8 Цаликов Асаге (Василий) (Гугуевич) (Иванович) (р. 1856) – брат А. И. Цаликова, урядник // Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.675.

9 Цаликова Е. А. Воспоминания о Коста // Коста Хетагуров. Сборник памяти великого осетинского поэта / Под ред. А.А.Фадеева.– М.: «Гослитиздат», 1941. С.220.

10 Там же. С.220.

11 Хетагуров К.Л. Обер-прокурору Синода // Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.375.

12 Хетагуров К. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. IV. – Владикавказ, 2000. С.30; История закрытия Ольгинской женской школы нашла также отражение в статьях К. Хетагурова: «Владикавказские письма» (Маленькая история) (1897), «Развитие школ в Осетии» (1901), «Женское образование в Осетии (1901).

13 Кизер Виктор Егорович, преподаватель Владикавказской гимназии, директор подготовительного училища, друг А.И. Цаликова и хороший знакомый К.Л. Хетагурова.

14 Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.21.

15 Там же. С.22-23.

16 Там же. С.87-88.

17 Шредерс (Ломоносова) Варвара Григорьевна (30.03.1852–23.12.1902), общественная деятельница и просветительница. По ее инициативе во Владикавказе были открыты женская воскресная школа, общественная библиотека и женское двухклассное училище. В доме В.Г. Шредерс и ее супруга адвоката В.Д. Шредерса собиралась владикавказская интеллигенция. К. Хетагуров посвятил В.Г. Шредерс несколько стихотворных посланий.

18 Дзахсоров Дмитрий (Мамай) (ум.1896), офицер Осетинского конного дивизиона, друг детства сестер Цаликовых. Был обручен с Анной Цаликовой. Скончался после скоротечной чахотки.

19 Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.90.

20 Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. – Владикавказ, 1999. С.162.

21 Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.55.

22 Там же. С.547.

23 Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (далее НА СОИГСИ). Ф. Коста Хетагурова (далее КХ.). Оп.1. П.20. Д.325. Л.3.

24 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп. 1. П.20. Альбом. Л.17.

25 Цаликов Вячеслав (Бимболат) Васильевич (Асагеевич), Витя (1886–1944), племянник о. А.И. Цаликова, сын его брата В.И. Цаликова.

26 Цаликов Евсевий (Сеня) Васильевич (Асагеевич) (1881—23.11.1907) – племянник о. А.И. Цаликова, сын его брата В.И. Цаликова.

27 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П. 41. Д. 239. Л.9.

28 Туганов М. Литературное наследие. – Орджоникидзе: «Ир», 1977. С.193.

29 Цаликова Е. А. Воспоминания о Коста // Указ. соч. С.222.

30 Абациев Д. (р. 1876), офицер Осетинского конного дивизиона, друг Коста и семьи Цаликовых.

31 Хабаев Джетагаз (Гетагаз) (Иван Васильевич), офицер Осетинского конного дивизиона, друг семья Цаликовых.

32 Басиев Татархан, эстандарт-юнкер, служил в Осетинском конном дивизионе.

33 Смайлов-Туганов Магомет, офицер Осетинского конного дивизиона, друг семья Цаликовых.

34 Жмакина Антонина Карловна (ум. 1921), художница, педагог, общественно-политическая деятельница. Супруга доктора В.А.Кобылина.

35 Хетагуров К. Указ. соч. Т. V. С.54-56.

36 Хетагуров К. Указ. соч. Т. I. – Владикавказ, 1999. С. 442.

37 Хетагуров К. Указ. соч. Т. V. С.553-554.

38 Там же. С.557.

39 Цаликов Данильбек Гузабекович (Гурдзибекович) (11.05.1838-1901) – генерал-майор, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Сохранилось письмо Д.Г. Цаликова К. Хетагурову от 23 июля 1897 г. // Хетагуров К. Указ. соч. Т. V. С.69-70.

40 Цаликов Салам-Гирей Дзамболаович, вольноопределяющийся Осетинского конного дивизиона, родственник А.И. Цаликова.

41 Хетагуров К. Указ. соч. Т. V. С.114-121.

42 Цаликова Е. Воспоминания о Коста // НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.41. Д. 239. Л.10 об.

43 Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. 182, 234-236, 245.

44 Там же. С.178-179.

45 Там же. С.214.

46 Хетагуров Андукапар Леванович (Александр Леонидович) (1854-1940) – родственник и близкий друг К. Хетагурова, врач, крупный инфекционист, много лет проработавший в Барачной им. С.П. Боткина больнице в Петербурге.

47 Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.306.

48 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.9.Д.12; Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.283; Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.178 (под названием «Откровенность»).

49 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.23. Д.282. Л.1.

50 Хетагуров К. Указ. соч. Т. I. С. 236-239.

51 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.3.Д.26; Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.214.

52 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.3.Д.14; Хетагуров К. Указ. соч. Т. II.С.57-58.

53 Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.181.

54 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.3.Д.35; Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.47.

55 Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.209; Городецкий Б.М. Пионер осетинской литературы // Революция и горец.1928.№1. С.54.

56Тарханова Софья Власовна – дочь гвардейского полковника В. Есенова, выходца из с. Саниба. Была замужем за груз. кн. Г.И. Тархан-Моурави. Приняла участие в освобождении Коста из Херсонской ссылки.

57 Хетагуров К. Указ. соч. Т.V. С.163.

58 Там же. С.182-183.

59 Там же. С.183-184.

60 Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.179.

61 Цаликова Софья Васильевна (Асагеевна) («Соня») (р.10.10.1885), племянница о. А.И. Цаликова, дочь В.И. Цаликова. Жена архитектора Кавказских Минеральных Вод И.И. Байкова. После смерти мужа жила во Владикавказе.

62 Кусов Г.И. Вокруг Коста. – Орджоникидзе: «Ир», 1979. С.156.

63 Цаликов Всеволод Васильевич (1890–1937) племянник о А.И. Цаликова, сын В.И. Цаликова.

64 Цаликов Угалук Амзорович (р. 1873), подпоручик 2-й батареи 20 артиллерийской бригады, стоявшей в Алагире.

65 Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.170.

66 Там же. С.182.

67 Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.170.

68 Хетагуров К.Указ. соч. Т. IV. С.181.

69 Там же. С.180.

70 Цаликова Е. А. Воспоминания о Коста // Указ. соч. С.222-223.

71 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П. 2.Д.132. Такую же открытку К. Хетагуров направил супругам Шредерс, семьям Смирновых, Евсеевых и Н.И. Ларионову; Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.187.

72 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П. 2.Д.135. Такую же открытку К. Хетагуров направил семье Смирновых; Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.197.

73 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.10. Д. 33. Л. 22-27.

74 Хетагуров К.Указ. соч. Т. IV. С.190-193.

75 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П. 2.Д.133. Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.112.

76 Дзасохов Гиго (Григорий) Батчериевич (Иванович) (1880-1918), педагог, публицист, литературный критик, общественный деятель, революционер.

77 Коста Хетагуров. Критико-биографический очерк / Под ред. Г. Дзасохова. Ростов-на-Дону.1909.

78 Дзасохов Г. Материалы для биографии Коста // НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.69. Д.51

79 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.41. Д.112. Л.10.

80 Хетагуров К. Указ. соч. Т. V. С.190-192, 192-196, 224-229.

81 Там же. С.441.

82 НА СОИГСИ Ф. КХ. Оп.1. П.1. Д.1.

83 А.И. Цаликову– 3 письма, Ю.А. Цаликовой-23 письма, Е.А. Цаликовой– 5 писем, А.А. Цаликовой– 15 писем.

84 НА СОИГСИ Ф. КХ. Оп.1. П.10. Д.21.

85 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.41. Д.112. Л.1-1об

86 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.41. Д.112. Л.1об.– 2; Хетагуров К. Указ. соч. Т. II. С.47.

87 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп. П. 41. Д. 112. Л.1об.

88 Там же. Л.1об.

89 Стихотворения Коста. Издание газеты «Северный Кавказ». Губ. г. Ставрополь, 1895 г.

90 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. Д.80.

91 По данным Е.А. Цаликовой, картина была преподнесена А.А. Цаликовой в день ее именин 3 февраля 1897 г. Однако это не согласуется с известной датой (10 августа 1898 г.) о приезде К. Хетагуров в Пятигорск.

92 НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп. П. 41. Д. 112. Л.5.

93 Цаликова Е. А. Воспоминания о Коста // Указ. соч. С.220-223; Цаликова Е. Воспоминания о Коста // НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П.41. Д. 239. Л.1-24 об.; Цаликова Е. Первое знакомство с Коста // НА СОИГСИ. Ф. КХ. Оп.1. П. 41. Д. 298. Л.1-6.