С.Ф. ЦАЛЛАГОВ. Железобетонный трамвайный мост через реку Терек

К 110-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ

ПЕРВОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО МОСТА В РОССИИ

Владикавказ – восьмой город в России, освоивший электрическое трамвайное движение.

В самом начале ХХ века (6 августа 1904 г.) бельгийская компания в лице своего агента и директора «анонимного общества» Луи Перро открыла в г. Владикавказе трамвайное движение по узкой колее по двум маршрутам. Первый маршрут шел от железнодорожного вокзала до кадетского корпуса через так называемый чугунный мост. Второй маршрут шел по нынешней ул. Маркса через Терек, далее по нынешней ул. Маркуса до теперешней Первой городской больницы. Вот для второго маршрута и потребовался надежный мост. Так как на Западе уже широко применялся железобетон, то бельгийская компания решила строить мост из железобетона. В России железобетон делал свои первые робкие шаги. Через Терек был построен железобетонный трехарочный мост длиной 80 метров, при длине каждого пролета 22,3 м. Как свидетельствует видный русский мостостроитель Поригорий, это был первый железобетонный мост в России, тем более такой смелой конструкции и такого пролета. Мост упоминается в отечественных учебниках по мостостроению как образец технического совершенства конструкций мостов того времени. Именовался он трехпролетным железобетонным мостом со сплошными стенками.

Мост является памятником инженерного искусства города Владикавказа.

В настоящее время конструкции моста требуют ремонтно-реставрационных работ, в составе которых необходимо предусмотреть демонтаж и перенос прикрепленных к конструкции моста коммуникаций, исказивших первоначальный вид памятника, производство работ по благоустройству прилегающих территорий с правой и левой сторон моста, установку мемориальных досок.