Эдуард ДАУРОВ. Такой весёлый богатырь

Часть улицы Кирова перед агроуниверситетом давно стала местом расположения рекламных баннеров, от которых порой просто рябит в глазах. Взгляд часто скользит по ним автоматически, защищаясь от напористых и назойливых призывов прийти, увидеть и восхититься чем-то необыкновенным и доселе еще невиданным. Потому что видели и знаем многих, не раз обжигались об их «неповторимые шоу», зарекаясь от повторной радости вновь стать их несчастными зрителями.

Наш город давно восхищает разнообразием концертов и удивляет непредсказуемым букетом вкусов, когда мы восхищаемся в переполненных залах Кобзоном, Носковым, Гвердцители, Вероникой Джиоевой и не замечаем потрясающе великолепный Академический хор имени Пятницкого. Возможно, в названии последнего нас пугают слова «академический» и «хор».

Мы можем сметать в восторженном порыве билеты на одних представителей кавказской эстрадной тусовки и необъяснимо полупустыми залами реагировать на реально более сильных других ее представителей. Мы такие, жители на самом деле очень любимого нами Владикавказа.

Но есть коллектив, любовь и интерес к которому объединяет почти всех. Его афиши не отличаются яркостью и глянцевым блеском. Порой это всего лишь текстовое сообщение о предстоящих концертах, которые вместо заявленных двух дней превращаются в многодневный концертный марафон.

Молодежный театр-студия «Амыран»! Он давно вызывает удивление, восхищение и недоумение. Стремление понять и объяснить природу его многолетнего успеха, абсолютно искренней любви к нему представителей всех возрастов и поколений, когда в праздник превращается само ожидание новой встречи с этими удивительными ребятами, одним из которых уже под сорок, а самым юным нет и восемнадцати. Но вместе они продолжают восприниматься нами действительно молодым, по-настоящему молодежным театром-студией «Амыран».

Он возник в далеком 1997 году без всяких претензий на какую-то необыкновенную славу, а тем более сногсшибательный успех. Как часть воспитательной работы с молодежью сельхозинститута, когда словесное морализаторство и призывы ко всему хорошему против всего плохого на фоне жизни за окном имели предсказуемо нулевой эффект.

Учился тогда в институте Таймураз Лазаров. Хороший студент, общественник, участник художественной самодеятельности, обладавший неплохим голосом, занимавшийся у самого Федора Суанова. Его активность не осталась незамеченной, и в 1993 году он становится заместителем директора Дворца культуры, его художественным руководителем и создает молодежный комитет.

С 1991 года во дворце культуры работала отколовшаяся часть осетинского театра во главе с Георгием Хугаевым, взявшая себе имя «Амыран». Три года Таймураз с другими студентами работал с замечательным режиссером, а когда он вернулся с Маирбеком Икаевым, Исаком Гогичевым, Терезой Кантемировой, Земфирой Галазовой, Дзамболатом Царгасовым, Светланой Медоевой и другими артистами в Осетинский театр, то оказалось, что, уйдя, они оставили идею театра, его дух, а не только название, как воспоминание.

Новый коллектив создавался из студентов и для студентов агроуниверситета. Из того первого состава продолжают оставаться костяком «Амырана» в почетном статусе отцов-основателей Аслан Басиев, Руслан Бароев, Виктория Булацева, Артур Хадиков, Дзамбулат Сидаков.

В основе первой концертной программы «Ангелы» были отрывки из произведений осетинских драматургов: «Честь отцов» и «Моя теща» Г. Хугаева, «Мнимый больной» С. Плиева, «Жених» М. Савлохова. Ее премьерный показ на сцене нового дома культуры с. Суадаг 7 июля 1997 года сами «амырановцы» считают днем своего рождения. Они объездили потом с этой программой всю Осетию, замечая, что каждый последующий зал становится полнее, а аплодисменты громче и продолжительнее.

В январе 1998-го на сцене ГГАУ состоялся премьерный показ новой программы «Хахадром». В мае этого же года «Амыран» ждет триумф на Межрегиональном фестивале «Студенческая весна на Северном Кавказе» – победа в пяти номинациях! КВН, СТЭМ, «оригинальный жанр», «народный вокал», «эстрадный танец».

Концертных выступлений становится больше, и все меньше «Амыран» воспринимается обычной студенческой театральной студией при профильном институте. Актерская работа становится все более профессиональной, а литературный материал многообразнее и интереснее. Оставаясь корнями, основным своим составом, коллективом сельхозинститута – он постепенно приобретает масштабы республиканского, национального явления.

В 2001 году «Амыран» получает статус Государственного учреждения при министерстве по делам молодежи и спорта, а в январе 2002 года происходит официальная презентация государственного театра-студии. В самом этом факте огромное признание, понимание значения театра, его потенциала, способного сделать его многолетним проектом.

Первого апреля того же года состоялась премьера программы «Иронизированное шоу». Между ним и следующей программой «Фыдджын или гамбургер» три года, но как будто прошла целая эпоха, потому что ощущение огромного роста, качественного рывка. Это, по сути, первый полномасштабный эстрадно-драматический спектакль. В первый же месяц при полном аншлаге он был показан двенадцать раз!

И это не было низкопробным зрелищем на потеху публике. На сцене происходило осмысленное, умное, динамичное действо, состоявшее из множества отдельных миниатюр, сценок, скетчей, с танцами в сценках и миниатюрах полностью в виде танца, выстраивающимися в единый удивительный спектакль, который захватывал и не отпускал, наполнял радостью и ощущением, что ты сам часть этого спектакля, внутри его, а не сторонний зритель, пришедший просто расслабиться и развлечься!

У «Амырана» сложился свой сценический язык и стиль. Он был абсолютно национальным. В основе спектаклей были оригинальные литературные материалы. Что-то писалось специально для театра, что-то подсматривалось самими на улице, во дворе, дома. Острейшая сатира, которая никогда не становилась злой, потому что наполнялась добрым юмором, становившимся формой подачи, казалось бы, самых неприглядных моментов окружающей жизни. Молодежный театр, который давно уже «воспитывал» не только молодежь. И это воспринималось и принималось «взрослой» публикой, забывавшей, что им о них рассказывают и показывают их дети и внуки.

Именно в это время сложился «золотой» состав театра, его костяк. За эти годы через «Амыран» прошли сотни людей, желавших стать его артистами, но по разным причинам не сумевших удержаться в его стенах. При этом многие из них были очень талантливыми, сохранившими о себе добрую память у зрителей. Кто-то ушел в силу жизненных обстоятельств, а кто-то просто не выдержал тяжелейший репетиционный режим, уровень требований, когда на входе тебе предлагается «моральный кодекс», предполагающий первичным побудительным мотивом любовь к театральному лицедейству, а не материальные блага, отказ от поступков и действий, которые высмеиваешь на сцене. И главный талант – умение работать, тяжело вкалывая на репетициях и радостно выкладываясь по полной на спектаклях!

Когда открываешь праздничный буклет к десятилетнему юбилею «Амырана» и сравниваешь его с афишами сегодняшнего дня, то видишь эту живую человеческую несущую конструкцию, благодаря которой театр живет, развивается, создает нынешнюю историю и обещает ее продолжение завтра. Аслан Басиев, Дзамбулат Сидаков, Виктория Булацева, Артур Хадиков, Астемыр Черткоев, Руслан Гозюмов, Батраз Фарниев, Руслан Цуциев, Заурбек Кануков, Фатима Хугаева, Руслан Бароев, Руслан Цагараев…

В 2007 году Руслан Цагараев поставил спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба». Это был первый опыт с классикой. Потрясающий перевод Гоголя на амырановский сценический язык! Когда сохраняется и передается суть и смысл первоисточника в неповторимых подробностях и реалиях осетинского быта. Прекрасная работа в ансамбле и ярчайшая индивидуальная игра!

Открытием стал Заурбек Кануков в роли Подколесина. Кочкарев Дзамбулата Сидакова – это спектакль в спектакле, это удивительная работа, которой может позавидовать и зрелый мастер. Актерская гибкость и индивидуальность Аслана Басиева, Руслана Гозюмова и Астемыра Черткоева делают трио женихов в их исполнении просто лакомым куском для зрительского восприятия. И, конечно, Виктория Булацева в роли Тихоновны! Вынести все эти режиссерские задумки и актерские выходки, когда смех над ее героиней и жалость к ней идут рядом!

Именно этот спектакль показал высокий актерский уровень амырановцев. В небольшой миниатюре можно спрятаться за скоротечность и комизм сюжета, раствориться в массовке, прикрыться маской-штампом. А тут были четко прописанные роли, сюжетная линия со сквозным действием и необходимость создавать образ во времени и пространстве. Да, через гротеск, гиперболу, фарс – а на выходе живые и ярчайшие характеры, которые помнятся через столько лет!

«Женитьба» («Ускуржнтж») так и осталась экспериментом без продолжения. Да, он шел при переполненном зале, но это был небольшой зал Русского театра. Да, публика стоя рукоплескала артистам по окончании спектакля, но в самом его начале в зале висело вопросительное недоумение – а что это и зачем оно им нужно.

Возможно, поэтому Таймураз Лазаров решил повременить с дальнейшими экспериментами в этом направлении. Но разве каждый последующий спектакль не является своеобразным экспериментом? Пусть Гоголь сложен, но ни одна из программ «Амырана» не строилась из принципа лишь бы рассмешить, не заморачиваясь на способах и методах. Театр основой своего театрального языка сделал острейшую сатиру, при этом умную, делающую объектом своего внимания и сценического воплощения окружающую жизнь в ее бытовом разнообразии, в подробностях индивидуальной неповторимости отдельного человека, складывающейся в типичное и ментальное целого народа.

«Амыран» не разоблачал, он рассказывал о том, о чем мы и так знаем, переживаем, рассуждаем, стремимся, понимая, преодолеть. Секрет его успеха во многом в том, что актеры не противопоставляют себя залу, мол, мы показываем вас, а сами белые и пушистые. Нет, мы часть вас, мы проигрываем и показываем нашу общую жизнь, наши общие тревоги и заботы, но через смех, через стеб, через подчеркнутое скоморошество. Неслучайно один из лучших спектаклей «Амырана» называется «Худæгыл ахудæм»1. Он живет не один год, дополняясь и изменяясь в отдельных миниатюрах, а мы приходим вновь и вновь, наперед зная чуть ли не весь текст любимых персонажей, но продолжая смеяться и радоваться как впервые увиденному.

Театр живет уже восемнадцать лет, но покажи он нам сегодня свои первые интермедии – мы не заметим морщин их возраста, хотя морщины могут появляться у тех, кому тогда, в самом начале, было двадцать – двадцать пять лет.

«Фыдджын или гамбургер», «Поле чудес», «Самолет. Рейс Ногир-Москва», «Международный симд», «Дигорская репка», «Золотая вобла», «Хор чисанских казаков», «Тыхджын уарзондзинад», «Æппын нæйы бæсты – чызг хуызд&aelig:р»2. Некоторые миниатюры, дав название отдельным концертным программам, потом переходят органично в новые спектакли. Потому что изначально имеют временной запас прочности. А еще неповторимое актерское воплощение. Неповторимость в прямом смысле этого слова, потому что не сыграет (и не воспримется) кто-то другой мышку лучше В. Булацевой, Ирафку лучше А. Казахова в «Дигорской репке» («Фыдджын или гамбургер»). Потому что не представляю дублера у Дзамбулата Сидакова в роли Кочкарева, у Аслана Басиева во многих его прекрасных актерских работах, у Астемыра Черткоева в его пародиях на осетинских «звезд» эстрады, у Руслана Гозюмова в ставшей чуть ли не культовой инсценировке «Цирк». Или кто-то в случае болезни подменит Батраза Фарниева и Рустама Цуциева? А еще великолепная пародия «Балет» на Нодара Плиева и Майю Плисецкую в исполнении тех же А. Басиева и Д. Сидакова. Они в прямом и лучшем смысле стали незаменимыми.

Да, в театр приходят новые молодые ребята: Заур Тегаев, Туган Дулаев, Батраз Ханикаев, Руслан Фарниев, Батраз Гагиев, Аслан Томаев, Марина Хуриева, Жанна Кораева и др. Они талантливы и интересны, но сам закон жанра будет требовать создания для них и под них новых интермедий и миниатюр. Сама логика театрального процесса заставляет «Амыран» искать этот новый материал для молодых и тех, кто стал «ветеранами». Без последних нельзя – они его костяк и хребет. Молодые – его надежда и твердое обещание будущего.

«Амыран» – это мы в отражении театрального зеркала. И мы любим это отражение, потому что чувствуем, что оно не лжет, оно искренне в каждом искривленном изгибе, а главное, оно исполнено добра и сочувствия к нам, сидящим в зале. И пока театр сохраняет эти свойства, мы снова и снова будем испытывать желание посмотреть в него, зеркало веселого богатыря «Амырана».

Февраль 2015 года