Маргарита ДЗОДЗИКОВА. Фамильное святилище Дзодзиковых в Северной Осетии

История возникновения фамильного святилища Дзодзиковых уходит корнями к тем временам, когда в селении Даллагкау в Куртатинском ущелье были отстроены фамильный двухэтажный дом-крепость (ганах) и другие дома поменьше, боевая оборонительная башня, второй склеп (зæппадз), вспомогательные хозяйственные сооружения.

Фамильная башня Дзодзиковых и два склепа в селении Даллагкау входят в Перечень объектов культурного наследия и датируются XIV– XVI вв. Имеются паспорта Памятников истории и культуры (3-5, № 1-65-2) и (3, 4 – 3-8(4), №1-65-2). Именно к этому времени и относят появление святилища Дзодзиковых, толчком к созданию которого был случай.

В те стародавние времена угнать у кого-нибудь скот почиталось за удаль, за честь. Сделать это было непросто, так как каждый тщательно охранял свою собственность – много было и трагических случаев, но если это удавалось, то в народе говорили между собой, – «он настоящий мужчина, смог добыть».

Братьев Дзодзиковых тогда было много, да и потомство у них было немалое. Жили своим трудом, были среди них кузнецы, которые ковали подковы, крючья для мяса, ножи, кинжалы, наконечники, шумовки и многое другое; были литейщики, которые приносили с гор какие-то известные им камни (руду), помещали их над огнем, а утром в золе находили затвердевший металл (свинец), который уже отдельно плавили и отливали из него то, что хотели; мастера резьбы по дереву, они делали музыкальные инструменты, мебель и посуду. Всæ это было изготовлено своими руками (был даже фамильный знак на изделиях). У Руслана Хатахцикоевича Дзодзикова до сих пор хранится скрипка классического образца, сделанная его дедом Хадзиметом Даутовичем Дзодзиковым. Возможно, это первая и единственная скрипка, сделанная руками осетина, горца. В отличие от классической, у нее, правда, три струны.

Алдымбыд – тесемку из 3-5-7 или 9 нитей умели делать даже дети; женщины рукодельничали: шили одежду и обувь матерчатую и кожаную, папахи; вышивали платочки, табакерки, коробочки, платья, салфетки, скатерти, «ковры»; катали войлок, держали тутовых шелкопрядов, делали хызтæ (осетинские шелковые шали сеточкой, мужские майки такой же сеточкой, причем у Дзодзиковых был свой «узел» при изготовлении этих изделий, он передается из поколения в поколение и не утерян и в наши дни), тесемки для подшивания краев папах, платья, рубах и другой одежды.

Для ткачества существовали станки, я помню три таких: один совсем маленький (длиной 60-70 см, шириной около 25 см), на нем делали тесемки разной ширины, на другом, побольше, изготовляли пояса, в том числе женские плетеные с орнаментом, на третьем – самом большом – ткали ткани, в том числе на обмен и продажу.

Дзодзиковы были известны как физически сильные люди, меткие охотники, умело управлявшиеся с оружием, и хорошие наездники. Были среди нашей фамилии целители, сказители и сочинители песен, садоводы, скотоводы; имелись пастбищные и сенокосные уделы, но жилось им все-таки нелегко – земли на всех не хватало, и время от времени, так же, как и представители других фамилий, молодежь Дзодзиковых выезжала «добывать» скот.

Делали они это редко, но мастерски, как свидетельствуют устные фамильные предания. И вот однажды они добыли большое стадо крупного рогатого скота и немалую отару овец. Под фамильным домом на первом этаже было достаточно места, но стадо было большое, и все животные там не поместились. Пришлось большую часть той же ночью перегнать и продать кабардинцам, какое-то число голов оставили себе, из них часть забили, засолили, закоптили, с десяток овец раздали соседям. Эта и следующая зима были обеспечены.

Но через некоторое время скот на подворье стал гибнуть, ни крупные, ни мелкие животные не выживали, гибла даже птица… Что только не предпринимали – поменяли корм, давали целебные травы и воды, вычистили и обсыпали все помещение и все уголки гашеной известью, измельченным углем и золой. Затем сверху обсыпали и обмазали пол и стены свежей глиной, пол выложили только что расщепленной сосновой доской – не помогло. Отстроили новый загон для скота тут же во дворе, чуть выше по течению реки Фиагдон, слева от ганаха. Ничего не помогало, живность в доме не держалась. Годы шли, а как в большой семье без мяса?

Мужчины стали подумывать о какой-то напасти типа сглаза, порчи, Божьего наказания или даже происках чертей (далимонов). Испробовали все возможные молитвовозношения, но ничего не помогало – животные гибли.

Отчаявшись, глава семьи обратился за советом к Старейшине ущелья – священнослужителю святилища Дзывгис, мол, гибнет живность у нас, и ничто не помогает – никакими мерами и молитвами не получается спасти ее, не живет – и все. Что делать? О добытом когда-то стаде он и не вспомнил.

Священнослужитель внимательно выслушал его, помолился, освятив три уаливыха (традиционные осетинские пироги с домашним сыром), три ребра (барана резали рано утром в этот день, три ребра отваривали, поджаривали и клали на ритуальные пироги) и алутон (вид осетинского пива). Он сказал, что это какой-то особый случай, и удалился во внутреннее помещение святилища. Не было его достаточно долго, и когда он вышел, вид у него был хмурый, – «Несколько лет тому назад вы угнали скот, среди них был белый бык – жертвенное животное для святилища Мыкалгабырта».

Святилище Мыкалгабырта – Мыкалгабырты Кувæндон – находится в селении Ход Алагирского района (за перевалом от Куртатинского ущелья к Алагирскому – через отроги массива Кариухох). Имена Святых Михаила и Гавриила объединены в одно – Мыкалгабыртæ*; у осетинского народа они считаются покровителями изобилия. Мыкалгабырта просили послать богатый урожай, большой приплод в стадах, предохранить от невзгод и болезней, обилия всего: в достижениях, в жизни, в семьях, в домах, в достатке, в еде…

Поклоняются двуединому святому Мыкалгабырта только в Алагирском ущелье и ни в одном другом ущелье Северной Осетии. Для вознесения молитвы режут белого быка (или барана), которого заранее выбирают и откармливают для этого ритуала (нывонд – выбранное жертвенное животное). Обычно после празднования дня Мыкалгабырта покупали молодого быка на собранные людьми пожертвования, затем бросали жребий и отдавали в тот дом, чей жребий выпал, где его кормили особо чистой едой, пасли и охраняли до следующего праздника. Если бык был не белый – его как-нибудь помечали, например, на рог повязывали ленточку или вплетали ее в хвост, либо просто запоминали и знали, что это жертвенный бык для праздника в святилище Мыкалгабырта (Мыкалгабыртæн Нывонд гал). С момента, как животное выбрано, оно неприкосновенно.

Старейшина фамилии Дзодзиковых вернулся домой, собрал братьев, стали они обсуждать сказанное священнослужителем, думать и вспоминать – могло ли такое произойти, когда и как? Если бы жертвенный бык был замечен, его непременно вернули бы – просто перегнали бы через перевал, и он сам пришел бы домой. И тут кто-то вспомнил, что несколько лет назад из Алагирского ущелья было добыто большое стадо, и в нем было несколько светлых животных.

Старший фамилии Дзодзиковых вновь направился в святилище Дзывгис, встретился со священнослужителем и поведал ему о том, что, возможно, именно тогда среди этих животных и мог оказаться жертвенный бык (Нывонд гал), которого в темноте и спешке не заметили и не отделили. Служитель задумался и сказал: «То, что вы сделали, это большой грех. Для того, чтобы Бог простил вас и изобилие вернулось в ваши дома, вы должны построить святилище Мыкалгабырта. Вы знаете, что Куртатинское сообщество этого не одобрит, поэтому я сделаю вид, что не знаю, какое святилище будет устроено у вас во дворе».

Дзодзиковы решили построить святилище, но не было ясно, где именно его расположить. Купили белого быка, вознесли молитву Мыкалгабыртæ и отпустили его, бык походил, походил по двору, потом перешел в огород, встал в одном месте, постоял, потом лег. В этом месте вознесли необходимые молитвы (Благоволение Всевышнего, Святому Уастырджи и «Причинную»). В «Причинной» молитве – испросили прощения и позволения у быка принести его в жертву. В знак «согласия» бык отведал поваренную соль из предложенной ему тарелки, после чего его принесли в жертву, а потом именно на этом месте возвели небольшое каменное святилище.

Выяснили детально, как правильно освятить место, приносить жертву и возносить молитву, и стали ежегодно отмечать этот день, который приходился на следующее воскресенье после празднования дня Хетага, как правило, в третье воскресенье июля. В жертву приносили белых животных: в один год быка, на следующий год барана и так чередовали.

Фамильный дом (ганах) Дзодзиковых был традиционно двухэтажным; с крыши второго этажа сделали переход к святилищу Дзодзиковых (Дзодзыккаты Кувæндон), расположенному между ганахом и дорогой на западном краю участка. Первый этаж ганаха, где обычно держали животных, был переделан в жилые помещения. С тех пор изобилие вернулось в семью Дзодзиковых, «добывать» скот необходимости уже не было. Священнослужитель святилища Дзывгис сдержал свое слово, и только он и Дзодзиковы знали, что здесь возносились молитвы Мыкалгабыртæ.

В перечне святых мест в Куртатинском ущелье упоминается о 32 Священных местах*, указана их дислокация, краткое описание и дни, когда у святилищ следует возносить молитвы. Однако среди этих святилищ не указано фамильное святилище Дзодзиковых. Оно и понятно – фамильное святилище, где возносились молитвы Мыкалгабыртæ, было скрываемым фамилией, действительно табуированным местом.

В истории Северной Осетии башни всегда играли особую роль. Они имели разные предназначения – их строили как жилые и оборонительные сооружения, а вот, например, родовые башни почитались как святыни. Считалось, что в них обитал святой дух фамилии. Но башни были не только гарантом целостности и продолжительности рода. Подобные уникальные архитектурные сооружения были, помимо убежища в случае инородного нападения, также средством защиты от кровной мести. Такие башни находятся в Куртатинском ущелье и среди них – фамильная башня Дзодзиковых.

В настоящее время фамильный совет Дзодзиковых создал общественную организацию СОРООФД и работает над тем, чтобы восстановить историко-архитектурное наследие нашей фамилии: ганах, боевую башню, склепы и Святилище Дзодзиковых.

ПРИМЕЧАНИЯ

*Дзуцев Х.В., Цагаева А.Д, Цогоев Т.Н. Священные (табуированные) места Северной Осетии. – Северо-Осетинский центр социальных исследований ИСПИ РАН. – Владикавказ. – 2001. – 28 с.

*Дзодзикова М.Э., 30.08.2014 г.