Сергей АЛАГАТЫ. Путешествие по Военно-Грузинской дороге

Военно-Грузинская дорога (ВГД) – историческое название дороги через Главный Кавказский хребет. Это одна из самых красивых дорог на Кавказе. Она соединяет Северный Кавказ с Закавказьем. Длина дороги 208 км. Военно-Грузинская дорога начинается во Владикавказе, проходит через Крестовый перевал на Главном Кавказском хребте и заканчивается в Тбилиси. Участок дороги от Владикавказа до Млеты издревле был населен осетинами, взимавшими плату за проезд по своей территории, затем эти земли постепенно стали заселяться грузинами.

Дорогой через Дарьяльское ущелье еще с незапамятных времен пользовались скифы для набегов на страны Закавказья и Малой Азии. С неменьшим успехом ее использовали и другие завоеватели: персы, хазары, арабы…

После оформления протектората России над Восточно-Грузинским царством в 1783 году эта дорога приобрела военно-стратегическое значение. Из-за постоянных опустошительных вторжений южных соседей, в конце XVIII века грузины находились на грани полного уничтожения. И только ВГД, по которой шли русские войска и гуманитарные грузы из России в Грузию, позволила сохраниться грузинскому этносу.

Сперва Военно-Грузинской дорогой называли всю Кавказскую линию, связывавшую Россию с Закавказьем, и только с середины XIX века данное название закрепилось за участком от Владикавказа до Тифлиса.

С 1803 года на всем протяжении ВГД стали возводиться военные укрепления для обеспечения безопасности проезжающих. Так появились Редантская, Джараховская и Дарьяльская крепости. Они состояли из казарменных зданий, где размещались гарнизоны, и сторожевых башен.

В те далекие времена дорога была весьма труднопроходимой. Путешествие по ней занимало много времени и сопровождалось большими опасностями, связанными с лавинными обвалами и метелями в горах. А самым опасным отрезком считался участок от Казбека до Гудаура. Так, в 1799 году 17-му егерскому полку под командованием генерала Лазарева потребовалось целых 36 дней на прохождение пути от Владикавказа до Тифлиса.

Реконструкция дороги для более быстрого и безопасного проезда началась в 1801 году. Были построены мосты, дамбы от размывов, галереи, тоннели и валы от снежных лавин, селей и каменных обвалов. В 1814 году на ВГД открыли экипажное движение, а еще через два года – почтовое. В 1863 г. дорога была шоссирована. С этого времени проезд по дороге сократился до нескольких дней.

Для комфорта путешественников на всем протяжении Военно-Грузинской дороги между Владикавказом и Тифлисом были построены 11 станций-приютов, в которых путники могли переждать непогоду, вкусить местные кавказские блюда и даже бесплатно переночевать. Четыре станции разместились на северном склоне Большого Кавказского хребта: Балта, Ларс, Казбек, Коби и семь на южном – Гудаур, Млеты, Пассанаур, Ананур, Душет, Цилканы, Мцхет. На всех станциях предлагались просторные комнаты, обширные каменные конюшни, стоянки с навесами для экипажей и многое другое.

В разные годы по Военно-Грузинской дороге проезжали великие писатели: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Владимир Маяковский, Антон Чехов, Максим Горький, Александр Дюма. Все они без исключения восторгались кавказскими красотами. Позднее очень многие из них воспели эту величественную дорогу в своих бессмертных произведениях.

Каким был осетинский участок Военно-Грузинской дороги 100 лет тому назад, можно увидеть на фотографиях того времени.