З.С. ДУДАЕВА. Коста Хетагуров в периодической печати Ставрополья

Имя Коста для каждого осетина свято и поэтому любое упоминание о нем народом воспринимается с благодарностью. С гордостью повторяем слова А. Фадеева, произнесенные во время празднования восьмидесятилетия со дня рождения поэта в 1939 году, который он поставил в один ряд с «юбилеями Пушкина, Шота Руставели, Шевченко или юбилею «Давида Сасунского» – «Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа» [5, с.3-4]. И дальше «Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем» [5, с. 4].

Свою творческую деятельность Коста Хетагуров начал в Ставрополе, будучи еще гимназистом. Поэт с огромной любовью и благодарностью относился к Ставрополю и, следует отметить, любовь была взаимной. Именем Коста Хетагурова названа улица в городе, в 1959 г., к столетию рождения открыли ему памятник, в 60-х годах прошлого века была установлена мемориальная доска на стене здания мужской гимназии. Ведь свою осознанную жизнь он начал в Ставрополе, где он провел общей сложностью 15 лет из своей короткой жизни.

Четырнадцатилетним подростком в 1873 г. он был отдан в Ставропольскую гимназию, в котором он проучился до 1880 г. и где закончил 6 классов. До 5 класса пользовался казенной стипендией, но затем ему самому приходилось зарабатывать и на учебу и на жизнь. По воспоминаниям его одноклассников и учителей, именно в это время он занимался драматургией в школьном театре, будучи в одном лице и автором, и режиссером, и актером, и художником спектаклей. Здесь на него обратил внимание учитель по рисованию В.И. Смирнов. Он выставил работы любимого ученика в Москве на Всероссийскую выставку художественных работ учащихся средних учебных заведений. Ученик всю жизнь был благодарен своему Учителю.

По представлению В.И. Смирнова педагогический совет гимназии ходатайствовал перед начальником Кубанской области о выделении горской стипендии Коста Хетагурову для продолжения обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств. В Академии он проучился три года, до 1883 г., учебу пришлось оставить потому, что он лишился стипендии. Горские стипендиальные суммы, откуда он получал стипендию, были незаконно растрачены начальником Баталпашинского уезда. Пришлось оставить Академию и вернуться во Владикавказ в 1883 г. В Осетии он прочувствовал тяжелую жизнь народа и в душе его накапливаются горечь и сострадание к бедным людям. И здесь складываются его первые протестные стихотворения, которые в рукописном виде разносятся среди народа. В 1891 г., его, возглавившего борьбу за сохранение Осетинской женской школы впоследствии приюта, выслали за пределы Терской области. Он едет к отцу в Георгиевско-Осетинское, а затем в Карачай.

В Ставрополь он возвращается весной 1893 г. «в полнейшем отчаянии». На него сильно подействовало изгнание из Терской области, а смерть отца в 1892 г. потрясла его. В Ставрополе он поселился у своего учителя рисования В.И. Смирнова. В феврале 1893 г. стал секретарем газеты «Северный Кавказ», в издательстве которого он был пайщиком, но сотрудничал и с другими газетами. Он освещал жизнь горцев Северного Кавказа, занимался живописью, писал стихи, вел городскую хронику. Критичность и острота публикации onasdhkh его печататься под разными псевдонимами. Сотрудники Центральной библиотеки г. Ставрополя обнаружили два – «Старик» и «Нарон». Здесь же в Ставрополе, в 1895 г. вышел его первый сборник стихов на русском языке.

Здесь он проработал до 1898 г., который пришлось оставить из-за тяжелой мучительной болезни (костный туберкулез правой ноги). После 2-х операции на тазобедренную кость переехал в Пятигорск, где продолжил лечение. Он поступает на службу в Управление Кавказских Минеральных вод помощником делопроизводителя, продолжал писать в газетах «о неурядицах, о произволе администрации, о расточаемых властью общественных средствах, о горских штрафных суммах и т.п.» [5, с. 11].

По ложному доносу его в 1899 г. ссылают в г. Херсон, где он узнает о выходе в свет своей «Осетинской лиры» (Ирон фёндыр)1. В Ставрополь он приехал в августе 1901 г. и, как оказалось, в последний раз. Опять поступил на работу в газету «Северный Кавказ» сначала техническим секретарем, затем редактором. Город навсегда он покинул в 1902 г.

Профессор, доктор филологических наук Петр Чекалов отметил, что К. Хетагуров сделал для ставропольской региональной литературы больше, чем для зарождающей в то же время осетинской литературы [Вечерний Ставрополь, 14.10.2019]. «Здесь созданы 60 публицистических произведений, 90 стихотворений, четыре поэмы, один рассказ и одно полновесное драматическое произведение – «Дуня»… Так, что можно сказать, что творческие корни Коста Хетагурова не только в ауле Нар, где он родился, не только во Владикавказе, но и здесь, в Ставрополе» [news/myseldon.com, дата обращения 23.08.2020].

Периодическая печать и общественность Ставрополья, с огромным вниманием относится к каждой примечательной дате, связанной с Коста Хетагуровым. Известный кисловодский музейщик, лауреат Государственной премии Союза писателей России, член союза композиторов, союза писателей, искусствовед Борис Матвеевич Розенфельд всю жизнь с большим вниманием и любовью собирал газетные и книжные издания, посвященные К.Л. Хетагурову и любезно предоставленные мне. Я не смогла остаться равнодушной к такому дару и попыталась в меру своих сил систематизировать материалы, вышедшие в Ставропольской периодической печати.

Самым ранним по времени из них является заметка П. Федоровского «Памяти Коста Хетагурова», напечатанная в газете «Ставрополье» в 1959 г. к столетию поэта [19]. «Коста Хетагуров… Кому незнакомо имя этого замечательного человека – основоположника осетинской литературы и современного осетинского языка, революционного демократа, публициста! Кто не читал его произведений, волнующих сердце, не восхищался его талантливой живописью!..». Автор заметки отметил о том, что ставропольцы в знак глубокого почитания таланта поэта воздвигли ему памятник. «Открытие памятника, явившееся замечательным событием в культурной жизни ставропольцев» состоялось 15 октября 1959 года. В Карачаево-Черкесии, в с. Коста Хетагурово, установлена мраморная мемориальная доска со словами: «На этом месте стоял дом, где жил великий осетинский поэт – революционный демократ Коста Хетагуров 1959–1906 гг.». И далее: «Минуло сто лет, когда миру явился Коста. Пройдут еще многие века, но потомки бережно сохранят память об этом выдающемся человеке, чей удивительный талант ярким светильником освещает путь к дружбе между народами, счастью и правде на земле».

К 110-летнему юбилея осетинского поэта и художника в газете «Кавказская здравница» директор Пятигорской библиотеки Т. Марутова поместила заметку «Певец и рыцарь Иристона» [11]. Поместив в качестве эпилога куплет из знаменитого стихотворения Коста «Я счастия не знал, но я готов свободу….», автор статьи отмечает, что Коста Хетагуров мог бы поставить эти слова «эпиграфом ко всей своей жизни, общественной деятельности и творчеству».

Особо следует отметить постоянное внимание директора литературного музея Коста Хетагурова, члена Союза журналистов СССР Ксению Пронскую, которая на каждый юбилей поэта представляла статьи о своих изысканиях по освещению его жизни не только с Ставропольщине, но и в других местах, где пребывал Коста. Так, прослышав о том, что в Алагире у кого-то хранится чернильный прибор, которым пользовался поэт, она приехала в Алагир на ул. Коста Хетагурова, № 56, где жила Софья Филипповна Хетагурова (Ротенберг), супруга священника-однофамильца, у кого жил Коста Хетагуров, когда расписывал в Алагире церковь. Софья Филипповна хранила чернильный прибор и ручку в память о Коста. «У меня многие просили эти вещи, давали большие деньги, но я не рассталась с ними. А вот музею я подарю прибор с радостью» (ручка потерялась) [13,с. 83]. В Карачае, в с. Коста Хетагурова, в семье Баскаевых, чей предок дружил с Леваном Хетагуровым, в память о Коста хранили «мясовыниматель» (вилку) и деревянную миску, которые они передали ставропольскому музею. В семье родного племянника Коста – Андрея Хетагурова хранилась старинная фарфоровая тарелка с росписью, с которой угощали Коста, когда он приезжал в Нар. Сейчас тарелка, как ценная находка, хранится в том же музее и еще много ценных экспонатов, связанных с именем поэта. В этой же статье К. Пронская представила воспоминания дочери В.И. Смирнова Нины Васильевны. Она отметила, что Коста очень любил детей. «…Пришел Коста – и в доме оживление и смех. Он смеялся раскатисто, говорил громко и весело. Одет был тогда в серую черкеску с черным бешметом и белым башлыком, черные брюки, заправленные в хромовые сапоги, на голове – черная каракулевая шапка. По-русски он говорил хорошо, без акцента, но всегда носил национальную одежду» [13, с. 82].

В статье «Здесь работал Коста», напечатанная в газете «Ставропольская правда» в 1976 г. К. Пронская отмечает, что именно в Ставрополе он начал рисовать и сочинять стихи на русском языке. «Газета «Северный Кавказ» стала для него первой трибуной, с которой он заговорил с массами, она была крестной матерью его поэзии» [14]. Далее автор перечисляет сферы деятельности поэта в Ставрополе: читал лекции в воскресной школе, устраивал благотворительные концерты, создал первый детский театр, создал кружок изящных искусств, из которого впоследствии вырос городской драматический театр. «Под влиянием Коста Хетагурова газета «Северный Кавказ» становилась все более оппозиционной царскому самодержавию». В газете печатается этнографический очерк «Особа», пьеса «Дуня», поэма «Кому живется весело» с подзаголовком: «В подражание Некрасову». Автор констатирует, что в 90-х годах в русской печати Коста Хетагуров был крупнейшим кавказским журналистом, он сотрудничал не только в местной печати, поднимая злободневные вопросы в общекавказском масштабе, но выступал также и в столичной прессе» [14].

К 125-й годовщине со дня рождения поэта К.И. Пронская пишет о Коста как о журналисте: «Особое место в русской революционно-демократической журналистике занимают две статьи К. Хетагурова, опубликованные в столичных газетах. Статья «Горские штрафные суммы», в которой Коста обнародовал факты присвоения высшими чиновниками общественных денежных сумм (статья была опубликована в газете «Сын отечества в Петербурге, статья вызвала огромный общественный резонанс). Статья «Неурядицы Северного Кавказа», опубликованная в «Санкт-Петербургских ведомостях, произвела переполох: за обвинением в беззакониях и произволе администрации Терской области сквозила мысль о порочности всего строя» [1]. В результате Каханов был смещен с должности, кстати, именно он инициировал телесное наказание горцев.

К. Пронская отмечает, что: «Коста Хетагуров был одним из тех чудес Кавказа, который на переломе двух столетий в условиях колониального гнета стал провозвестником свободы и дружбы кавказских народов» [13, с. 83].

Сто двадцатилетний юбилей поэта отметили публикациями и на страницах газеты «Кавказская здравница». Историк М. Попов в статье «Палитра художника» [12] анализирует творчество Коста Хетагурова-художника. Он приводит его жанровые картины «Дети-каменщики», «За водой», «Гонка араки», отметив, что Коста «по духу творчества вплотную подходит к передвижникам, усвоив традиции русской классики в области изобразительного искусства». В Карачае художник создает пейзажные полотна «Перевал Зикара», «Природный мост», «Тебердинское ущелье и др. Автор пишет, что во всех пейзажах Хетагурова заметны чуткость, умение художника верно отразить состояние природных явлений, глубоко прочувствовать их очарование. «В них очень тонко передана красота величественной природы Кавказа». М. Попов также отдает дань Хетагурову-портретисту. «Все известные нам его портретные работы проникнуты гуманизмом и любовью к родному народу». Особый интерес, по мнению автора статьи, представляют национальные портреты, которых около десятка – два мужских, остальные женские, выполненные с «подлинным мастерством». Приводит интересный факт про картину «Нерукотворный образ». Образ Христа «оказалась настолько реалистичной и земной, что церковь отказалась ее принять». В 1898 г. в журнале «Стрекоза» Коста поместил карикатуру на начальника Терской области Каханова, изобразив его перед дамой. Под картиной подписал «Полюби меня, старого ишака, мы для тебя весь Кавказ перережем». «Художника выслали в Херсон». Еще один факт в статье о том, что Коста во Владикавказе пытался открыть классы рисования в местных школах, хлопочет об участии в выставках передвижников, но болезнь помешала осуществлению планов. Автор завершает статью словами: «… в сокровищнице культуры нашей страны ярко играют краски и цвета замечательного поэта-художника Коста Хетагурова».

К 120-летию со дня рождения К. Хетагурова в газетах «Ставропольская правда» (4.10.1979 г.) и «Ленинское знамя» (25.9.1979 г.) напечатаны статьи А. Кочкарова «В селе народного поэта» и «Они знали поэта». Журналист, побыв в с. Коста Хетагурове (Георгиевско-Осетинское), отмечает, как жители села берегут все, что связано с именем поэта. В центре села возвышается памятник Коста Хетагурову, неподалеку от него другой памятник на месте первоначального захоронения Левана Хетагурова. Памятник Коста есть и на месте первоначального его захоронения.

Жители чтят и других славных представителей села, прямо или косвенно связанные с именем К. Хетагурова. На здании школы висит доска, посвященная памяти Гиго Дзасохову, известному педагогу и критику, исследовавшего творчество великих русских писателей, в том числе и творчество своего современника и друга К. Хетагурова. Из стен школы, в которой в 1917-1918 гг. директором работал Г. Дзасохов, вышли два Героя Советского Союза – Г.Д. Бутаев и А.Б. Казаев. На фронтах ВОВ погибли 390 выходцев села, из которых 25 человек были из рода Хетагуровых, родственников поэта. В честь них жители села на свои средства поставили мемориальный памятник. А. Кочкаров отметил и другие места в Карачае, с которыми связано имя Коста. В 1891-92 гг. Коста Хетагуров работал на руднике «Эльбрус» конторщиком и счетоводом. Труд шахтеров он запечатлел в своих рисунках, один из них «В штольне». В с. Теберда он навещал друга – карачаевского художника Ислама Крымшамхалова.

Автор статью заканчивает словами: «120-летие со дня рождения Коста Хетагурова – важная дата в культурной жизни не только его села, но и всего нашего края» [6].

Во второй заметке А. Кочкаров приводит эпизод из жизни К. Хетагурова, рассказанный восьмидесятилетним Г.Н. Чехоевым, в детстве видевшего и общавшегося с поэтом. «По дороге, ведущей в Белую крепость (ныне Новый Карачай), тянулись обозы с дровами. Коста Хетагуров, заинтересовавшись, вышел навстречу и остановил переднюю арбу.

– Куда столько дров везете? На базар? – спросил он.

– Нет, приставу. Приказал доставить ему в Белую крепость.

– Зачем ему столько? – сказал Коста и добавил: – Езжайте домой. Топите этими дровами печи, грейте своих детей. А ответ перед приставом буду держать я сам».

Горцы, сняв шапки, поклонились ему. «– Зачем вы это делаете? Упрекнул их Хетагуров. – Я вам, а не вы мне кланяться должны. Вы – люди труда. Это самое высокое звание». Этот случай помнит и другой старожил села – С.А. Тамаев [7].

К этой же юбилейной дате в «Кавказской здравнице» был помещен большой очерк врача, студента Литературного института им. Горь-кого А. Шевченко «Встреча» [21]. В очерке от лица Анны Цаликовой повествуется о встречах с Коста в доме ее отца, о том, что поэт был всегда притягательной силой для молодежи, об аресте и ссылке в Херсон, о возвращении его из ссылки.

В газете «Ставропольская правда» научным сотрудником литературного музея Т. Головкова рассказывает о поиске и находке живописных работ Коста Хетагурова. Работники литературного филиала краеведческого музея имени Г.К. Праве нашли три его живописные работы, которые были выставлены в экспозиции, посвященной 120-летию со дня рождения поэта. Поиски Т. Головко привели к внуку Агриппины Иосифовны Михайловской, дочери ставропольского купца И.С. Третьякова, А.В. Михайловскому, который рассказал о том, что для его бабушки поэт написал и подарил небольшую картину «Терек», две росписи на бархате, а также посвятил несколько стихотворении. Все они были переданы музею в дар. А.В. Михайловский прочитал одну из которых стихотворений:

Годы канут в вечность,

Реки превратятся в лед,

Ум устанет, мысль иссякнет,

Но любовь, поверь поэту,

Ярким пламенем в веках живет.

То, что акростих посвящен Агриппине (Груне) видно по заглавным буквам [3].

Сто тридцатилетний юбилей Коста Хетагурова 1989 года в Ставропольской печати представлен материалами разных авторов. Газета «Ставропольская правда» поместила статью К. Пронской «Судьба поэта», в которой провела замечательную параллель с судьбой М.Ю. Лермонтова: «По случайному совпадению они родились в один день – 15 октября. Духовные братья «в семье великой, исповедующие единую веру – любовь и преданность своим народам. Но есть и что-то символичное в том, что одновременно отмечаются две юбилейные даты: 175 лет Lhu`hks Юрьевичу Лермонтову и 130 лет Коста Левановичу Хетагурову». И в конце заключает о Коста: «Будучи глубоко несчастным в личной жизни, обреченный на гонения и мытарства, он думал не о себе – думал о завтрашнем дне угнетенных народов Кавказа, был певцом истинного интернационализма» [16].

Пронской К. вторит В. Дубинина на странице этой же газеты, отмечая, что в многонациональном селении Коста-Хетагурово поэта свято соблюдают традиции дружбы, заложенные еще Коста Хетагуровым, который из уважения к карачаевскому другу выучил карачаевский язык, и сейчас многие селяне владеют языками других народов области. На торжественном митинге, посвященном юбилею поэта, его стихи звучали «и на осетинском, и на русском, и на карачаевском, и на других языках». Автор с полным правом связывает с именем Коста другую традицию села – тяга к знаниям. Из сельской школы в то время вышли 18 кандидатов и докторов наук.

Создается впечатление о том, как будто номер «Ставропольской правды» от 15.10.1989 г. целиком был посвящен юбилею Коста Хетагурова. В ней помещены разнообразные материалы с проходящих торжеств. Корреспондент газеты В. Шаров поместил репортаж с традиционного вечера из литературного музея. Трудно не согласиться с автором репортажа о том, что Коста Хетагуров сегодняшний, близкий и понятный тем, кто живет в конце двадцатого века. «Общечеловеческое потому и вечно, что конъюнктуре не подвержено» [20]. С. Мариинская показала фотографиями и описание здания Литературного музея, экспонаты, связанные с именем Коста Хетагурова.

В газете целая страница занята материалами из творческого наследия поэта под общим названием «Вселенная – отечество мое». Полностью напечатано «Зиу» (Письмо к землякам), в котором Коста напомнил им об обычае взаимопомощи и призвал помочь жителям сгоревшего Гокинаевского хутора Черноярской станицы. Другая заметка называется «Между прочим», в которой он разоблачает рабский труд рабочих на местных предприятиях. «… В горной полосе Кавказа» подверг острой критике состояние дорог в горной полосе Кавказа, вопрос, который «является самым насущным, ставящим на карту многие человеческие жизни с трагической кончиной».

В переданных мне материалах имеются страницы из какого-то журнала 1989 года выпуска, на которых помещены новые переводы стихов Коста Хетагурова, сделанные Борисом Авсараговым. В предисловии к ним Лев Озеров пишет: «Коста давно вошел в когорту зачинателей и отцов нашей многонациональной литературы. По духу и по песне он побратим Лермонтова и Шевченко, Абая и Туманяна, Токтогила и Тукая, Ахундова и Койдулы».

К 140-летию со дня рождения Коста Хетагурова в «Ставропольской правде» напечатана большая статья Натальи Быковой «Весь мир мой храм» [11]. Казалось бы, что еще нового можно сказать о нем, когда исследователи его творчества осветили весь его короткий жизненный путь. Однако, Н. Быкова вложила душевное тепло и сочувствие Коста. Отмечая восхищение общества, особенно дам, «романтическим горцем», но на предложения руки и сердца «румяные дочки ставропольских купцов, чиновников, преподавателей, увы, отвечали отказом, хотя и смахивая слезу». И объяснение было простое: «Коста был очень беден». Но был любим всеми за «…горячий добрый нрав и за открытость души». Коста неизменно носил национальную одежду, но в нем «горец и европеец соединились в одну уникальную личность». Автор в статье передает городскую легенду («не совсем легенда, скорее – неподтвержденная быль»), которая гласит об участии Коста в росписи алтарной части Свято-Андреевской церкви в Ставрополе.2 В пользу данной версии автор приводит аргументы в том, что Коста Хетагуров писал иконы и в том, что творчество поэта это философская позиция, основанная на христианских ценностях. «Весь мир – мой храм» и «мир этот он ощущал космически, величая Храмом. В том Храме живут Красота, Любовь, Свет…».

Еще один замечательный ставропольский краевед Виктор Кравченко сохраняет память о нашем Коста Хетагурове. В память о 95-летия его смерти Кравченко опубликовал заметку в «Ставропольской правде» «Дом, где жил Коста» [8]. Он пишет о том, что во время празднования 140-летия поэта было решено организовать в музее детскую воскресную осетинскую школу. Организатором и педагогом школы стал Г.Д. Чехоев. С тех пор по воскресеньям в доме-музее В.И. Смирнова звучит осетинская речь, под руководством хореографа Тузара Гиоева разучивают осетинские танцы. В день памяти Коста воспитанники школы, работники музея и представители общественности возложили цветы к бюсту «великому осетинскому подвижнику».

К юбилею в «Кавказской здравнице» был помещен репортаж Юлия Тамковича с митинга, «И вновь звучат любимые стихи…» [18]. Митинг был посвящен открытию мемориальной доски, которую решила установить осетинская община города на доме по ул. Октябрьской: «В этом доме в семье Цаликовых в 1898-1900 гг. бывал основоположник осетинского литературного языка, поэт и художник, революционный демократ Коста Леванович Хетагуров». В Пятигорске поэт «активно участвовал в городских мероприятиях, сотрудничал в местной прессе, именно здесь в гостинице «Централь» П. Шульгина в 1901 году в перые была поставлена пьеса Хетагурова «Дунья».

К 145-летию со дня рождения Коста Хетагурова В. Кравченко опубликовал статью-быль «Коста, сын Левана» [9]. Автор, в художественной форме, чувствами самого Коста рассказал его жизненной путь. Прибывший двенадцатилетним мальчиком в Ставрополь, который он полюбил раз и навсегда. В трудных жизненных обстоятельствах Ставрополь на него оказывал благотворное влияние. «Чем ближе к Ставрополю, тем сильнее пробуждался в нем интерес к жизни»… .

В 2009 г. отмечали 150 лет со дня рождения Коста Хетагурова. В документах, предоставленных мне Б.М. Розенфельдом об этом юбилее, есть вырезка с репортажем из газеты «Кавказская здравница» под названием «Вселенная – отечество мое…» Ирины Стрыжковой [17]. В течение трех дней в кисловодском музее-усадьбе Н.А. Ярошенко, с которым Коста связывали дружеские отношения, многочисленные гости и делегации со всего Северного Кавказа и Южной Осетии «вспоминали и обсуждали богатый жизненный и творческий путь замечательного сына осетинского народа, имя которого, присвоенное одной из звезд, увековечено во Вселенной, слушали его произведения в исполнении профессиональных чтецов и вокалистов».

Последний по времени документ представлен вырезкой из газеты «Пятигорская Правда» от 17.10 2013 г. В честь 154-ой годовщины со дня рождения Коста Хетагурова Марианна Белоконь осветила торжество, прошедшее у бронзового бюста поэту, открытое 25 ноября 2009 г. в Пятигорске. Имя Коста носит также одна из улиц города, ведь сам Коста «лучшими днями своей жизни» называл те, что провел в Пятигорске. Как отметили участники митинга, Коста «прожил жизнь яркую и трагическую, посвятив ее защите и просвещению своего народа» [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоконь М. Он свой талант народу посвятил. – Пятигорск «Пятигорская Правда», 17.10.2013 г.

2. Быкова Н. Весь мир – мой храм. – Ставрополь, «Ставропольская правда», 16.10.1999 г.

3. Головкова Т. Этюд на память/Новые материалы о Коста. Ставрополь «Ставропольская правда». 3.11.1979 г. «Рукой Коста», 1.9.1979 г.

4. Дубинина В. Втора родина Коста. – Ставрополь, «Ставропольская правда», 15.10.1989 г.

5. Коста Хетагуров/Статьи о жизни и творчестве. – Орджоникидзе, Северо-Осетинское книжное издательство, 1959. 303 С.

6. Кочкаров А. В селе народного поэта. – Ставрополь «Ставропольская правда», 4.10.1979.

7. Кочкаров А. Они знали поэта. – Ставрополь, «Ленинское знамя». 25.09.1979 г.

8. Кравченко В. Дом, где жил Коста. – Ставрополь, «Ставропольская правда», 3.04.2001 г.

9. Кравченко В. Коста, сын Левана. – Ставрополь, «Ставропольская правда», 15.10.2004 г.

10. Мариинская С. Дом на Александровской. – Ставрополь, «Ставропольская правда», 15.10.1989 г.

11. Марутова Т. Певец и рыцарь Иристона. Пятигорск, Кавказская здравница, 15.10.1969.

12. Попов М. Палитра художника. – Пятигорск, «Кавказская здравница» 3.7.1984 г.

13. Пронская К.И. Дом на улице Дзержинского. – Ставрополь, журнал , 1973, №4. С. 81-84.

14. Пронская К.И. Здесь работал Коста. – Ставрополь, Ставропольская правда, 8 мая 1976 г. 4 с.

15. Пронская К.И. Коста Хетагуров и Ставрополь. – Ставрополь, «Агитатор Ставрополья»?, 1986, С.26-27

16. Пронская К.И. Судьба поэта. Ставрополь «Ставропольская правда», 15.10.1989 г.

17. Стрыжкова И. Вселенная – отечество мое…». Кавказская здравница», 22.10.2009 г.

18. Тамкович Ю. «И вновь звучат любимые стихи…». – Пятигорск, «Кавказская здравница», 19.10.1999 г.

19. Федоровский П. Памяти Коста Хетагурова. – Ставрополь, 1959 г.

20. Шаров В. И дум высокое стремленье. – Ставрополь, «Ставропольская правда», 15.10.1989 г.

21. Шевченко А. Встреча. – Пятигорск, Кавказская здравница, 12.10.1979 г. №196.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Примечательно то, что Ц. Гадиев называл ее «Осетинская бандура» [5, с. 13].

2 Свято-Андреевская церковь ныне стала кафедральным собором.