Аркадий ГАЙСИНСКИЙ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ АСОВ-АЛАН И РУСОВ

1. РОСОМОНЫ

В известном труде «О происхождении и деяниях готов» историк Иордан рассказал о событии, случившемся в IV в. н. э. где-то в районе Северного Причерноморья:
«Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему (королю готов Германариху) в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени по имени Сунильда за изменнический уход от ее мужа король Германарих, движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом».
Это в общем-то малозначительное событие имеет для российской истории важное значение, потому что здесь, как пишет историк и археолог, академик Борис Рыбаков, «впервые появляется имя народа “рос”». Он же разъясняет, что «в названии народа “росомоны” у готского историка Иордана (возможно, родом алана) легко расчленить две части: “росо-мойне”, то есть “росы-мужи”, “люди-росы”, так как “мойне” по-осетински значит “муж”».
Но почему известный ученый, твердо стоящий на позиции славянства росов, для расшифровки этнонима «росомоны» обращается к языку потомков асов (осетин), да и самого Иордана считает (хотя и предположительно) аланом? Да потому, что академик Б. Рыбаков знал: русы, как и асы-аланы, относятся к североиранскому этносу, но, понятно, не мог во всеуслышание заявить об этом.
Аргументы в пользу такого вывода весьма существенны: вот что пишет по этому поводу Георгий Вернадский:
«Насколько мы знаем, один из родов иранских антов или ас был известен как светлые ас (рухс-ас)… Изначально рухс могло на некоторых местных диалектах звучать как рос, росс или русь, в свете чего могут быть поняты источники греческого ρωζ и славянского русь».
Об этническом единстве русов и алан говорит и сохранившееся до наших дней и у русских, и у алан (осетин) имя Руслан: Рус-Алан.
Известный украинский историк Михаил Брайчевский, проанализировав происхождение перечисленных Константином Багрянородным названий днепровских порогов, которые (названия) греческий император считал «росскими», высказал с ним свое несогласие:
«“Русь” Константина Багрянородного – это не норманнская и не славянская, а сарматская “Русь”, сливающаяся с тем таинственным народом Рос, который древние авторы еще в последние века до нашей эры размещают в юго-восточном углу Восточно-Европейской равнины».
Приведу высказывания по этому поводу известных ученых.
Российский историк и этнограф Ю. А. Кулаковский:
«Принадлежность тех племен, которые носили у древних название сарматов, к иранской ветви арийской расы возведено в современной науке на степень прочно установленного факта. Не считаю я также нужным останавливаться на вопросе о доказательствах принадлежности алан к арийской расе и притом иранской ее ветви, считая этот вопрос окончательно порешенным».
Всеволод Миллер, выдающийся русский ученый, фольклорист, этнограф, языковед и археолог, известный как один из организаторов востоковедческого образования в России:
«Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние – как сарматы и понтийские скифы».

2. АХИЛЛ ИЗ МИРМИНДИЯ

Выяснилось, что асы-аланы в древние времена были известны «как сарматы и понтийские скифы», то есть скифы, обитающие в Причерноморье. Поэтому беру на себя ответственность утверждать, что впервые далекие предки алан и русов упомянуты в поэме Гомера «Илиада», рассказывающей о случившейся в XIII в. до н. э. войне между греками и троянцами.

1
Ахилл, или Ахиллес, пожалуй, наиболее известный герой «Илиады»; память о нем сохранилась в выражении «ахиллесова пята», как и о Троянской войне в выражении «троянский конь».
Воины, которые пришли с Ахиллом на Троянскую войну, назывались мирмидоняне. Это название (согласно, разумеется, легенде) произошло вследствие того, что все население острова Эгины вымерло от болезни, насланной на них Герой. И тогда Зевс, дабы не оставить царя Эгины – Эака без подданных, превратил в людей муравьев. По-гречески муравей – «мирмикс», а отсюда – «мирмидоняне». Так вот Ахилл этому самому Эаку – царю острова Эгины – приходился внуком, но родиной героя был город Фтия, точное расположение которого неизвестно.
В энциклопедии Брокгауза об этом говорится: «…вопрос об историческом определении Гомеровской Фтии относится пока к числу не решенных наукой».
Нет никаких свидетельств и о каких-то связях Ахилла с островом Эгина, но, во всяком случае, внук Эака имел «юридическое право» командовать отрядом мирмидонян. Такова более чем краткая мифопоэтическая родословная Ахилла.
Но вот что интересно: в исторических документах имеются свидетельства о действительном существовании Ахилла. Лев Диакон в своей известной книге «История» сообщает:
«Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла. Ведь Арриан пишет в своем “Описании морского берега”, что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикон, лежащего у Меодидского озера (Азовское море).
…Явными доказательствами скифского происхождения Ахилла служат покров его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость».
Сравним приведенный отрывок с описанием алан римским историком Аммианом Марцеллином:
«Почти все аланы высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении».

2
Оказывается, происхождение определения «мирмидоняне» известно и связано с действительно существовавшим «городом Мирмикон, лежащим у Меотидского озера». Более точное его название – Мирминдий. Историю этого города в свете рассматриваемой темы стоит разобрать более детально.
Городок Мирминдий, как следует из комментария к книге Иордана «История готов», входил в Боспорское царство и «располагался в 20 стадиях (ок. 4 км) от Пантикапея (ныне Керчь)». Развалины города Мирминдия археологи нашли у теперешнего мыса Карантинного, на берегу Керченской бухты, как раз в 4 километрах к северо-востоку от Керчи. Самое раннее упоминание о Мирминдии встречается в перипле Псевдо-Скилака (IV в. до. н. э.), который называет Мирминдий в числе других крупных городов (Пантикапей, Нимфей, Китей, Феодосия). Как показали археологические исследования, город (как греческая колония) возник во второй четверти IV в. до н. э. и существовал без перерыва до конца III в. уже нашей эры.
Связь Ахилла с Мирминдией и мирмидонянами выглядит сомнительной, если исходить из простой формулы: мирмидоняне участвовали в Троянской войне, случившейся в XIII в. до н. э., а Мирминдий возник во второй четверти IV в. до н. э. Разница как минимум в восемь веков! Так что сделанный археологами вывод об основании Мирминдия «во второй четверти 4 в. до н. э.» сомнителен как искусственно привязанный к времени колонизации греками Северного Причерноморья, потому что связь Ахилла с этой территорией подтверждает и Страбон: «Дальше от Мирмикия (Мирмикон) на азиатской стороне против него лежит деревня, называемая Ахиллем».
Деревня, называемая Ахиллем, не сохранилась, но при этом важно знать, что до настоящего времени сохранилось название мыса, на котором или рядом с которым эта деревня находилась, – Ахиллеон.
Возникает следующий вопрос: почему еще до греческой колонизации этих мест город Мирмикон (Мирминдий) носил греческое имя? Да потому, что «Мирминдий» – это, так сказать, прозвище, данное греками городку, имевшему совсем другое название.
Происхождение «прозвища» Мирминдий связано не с колонизацией греками Северного Причерноморья, а с тем, что греки гораздо ранее общались с проживавшими там народами, знали их обычаи и жизненный уклад. Этому способствовало наличие удобного и беспрепятственного морского пути от берегов Эллады к берегам Тавриды: в греческих мифах и легендах Таврида упоминается неоднократно.
Мирминдий (Мирмикон) существовал задолго до освоения греками иных земель и носил совсем другое (не греческое) имя, данное ему основавшим его народом, который называют общим именем «тавроскифы».
Какое же имя носил Мирминдий до греческой колонизации Северного Причерноморья?

3
Мирминдий-Мирмикон, согласно археологическим данным, начинался с землянок и полуземлянок, и, очевидно, этот вид жилищ был наиболее распространенным в данной местности и «связан прежде всего с природно-климатическими и геологическими условиями, которые обеспечивали возможности выгодного расположения подземных объектов и относительно легкого проведения выработок в устойчивых породах».
Жилища греков Ахейского периода также не отличались особыми удобствами, но все же представляли собой относительно благоустроенные дома, построенные из кирпича-сырца, поэтому проживание людей в земле греки воспринимали как нечто необычное. В топонимике достаточно примеров, когда давались имена и названия новым местам «по ассоциации», поэтому греки могли прозвать живущих в землянках людей «мирминдами» – муравьями, в русской транскрипции – «мирмидоняне». Это прозвище было привязано только к образу жизни людей и ни к чему другому: отсюда – обитатели восточного и западного побережья Боспора Киммерийского для древних греков были мирмидоняне.
Но какое же исконное, данное тавроскифами, имя носил город, называемый греками Мирминдий и рядом с которым они построили свой, известный как Пантикапей? И вот что интересно: оказывается, этот топоним не греческого происхождения:
«Этимология топонима Пантикапей остается предметом дискуссий… По наиболее распространенной версии, предложенной В. И. Абаевым, название города происходит от древнеиранского *panti-kapa- “рыбный путь”. По его мнению, этим словом первоначально обозначался Керченский пролив, который был путем массового хода рыбы».
И становится понятным, почему греки назвали новый город Пантикапеем, то есть дали своему городу иностранное имя. Да потому, что греки были не только умелыми торговцами, но и хорошими дипломатами: они понимали, что, оставив городу его название, тем самым проявляют уважение и доверие к аборигенам. Известно, что греческая колонизация носила исключительно мирный характер.
Поэтому напрашивающийся вывод таков: «Пантикапей» и было «догреческим» (скифским) именем того города, который греки называли «Мирминдий». Под этим именем он и попал в перипл Псевдо-Скилака IV в. до н. э., когда уже принадлежал грекам.

4
Выяснилось, что та местность, которая впоследствии стала Боспорским царством, гораздо ранее была известна как «Страна мирмидонян».
Скифов, живущих на территории Северного Причерноморья, куда входил и Крымский полуостров, называли «тавроскифами». И это не случайное определение, но многократно встречающееся у Льва Диакона и Иоанна Скилицы. Под это определение подходит и сам Ахилл, и возглавляемый им отряд мирмидонян, участвовавший в Троянской войне.
Но к тавроскифам относились предки и асов-алан, и родственного им народа русов.

3. «САГА ОБ ИНГЛИНГАХ»

1
Важнейшим документом, который является ключом к пониманию истории асов – одного их древнейших народов, – является «Сага об Инглингах».
Автор «Саги об Инглингах» – Снорри Стурлусон, «один из самых знаменитых исландцев, автор “Младшей Эдды” (своего рода учебника поэзии для начинающих скальдов) и “Хеймскринглы” (“Гнилой кожи”) – знаменитой саги о норвежских королях».
Родился в 1179 году на хуторе Хвамм на западе Исландии, принадлежал к знатному и влиятельному роду Стурлунгов. Был одним из самых образованных людей своего времени, «хорошим скальдом и искусным во всем, что он брался мастерить».
Он был убит в Норвегии 23 сентября 1241 года людьми Гицура Торвальдссона – старинного врага и соперника рода Стурлунгов, который получил разрешение на убийство Снорри от норвежского короля Хакона.
Обратимся только к вступительной части «Саги»:
«Круг земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная, Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу – Европой.

* * *
Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались днями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что тогда успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и считалось, что это им помогало. Он считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал.

* * *
…У Одина было два брата. Одного из них звали Be, а другого Вили. Они правили державой, когда Один был в отлучке.

* * *
Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель. Она пришла к Гюльви, и он наделил ее пашней. Она отправилась в Жилища Великанов и зачала там от одного великана четырех сыновей. Затем она превратила их в быков, запрягла их в плуг и выпахала землю в море напротив Острова Одина. Там теперь остров Селунд. С тех пор она жила там. На ней женился Скьёльд, сын Одина. Они жили в Хлейдре. А там, где прежде была земля, стало озеро.Оно называется Лёг. Заливы в этом озере похожи на мысы Селунда.
…А Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами. Один и Асы много раз состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и Асы всегда брали верх. Один поселился у озера Лёг, там, где теперь называется Старые Сигтуны, построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов. Все земли, которыми он там завладел, он назвал Сигтунами. Он поселил там и жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне, Фрейр – в Уппсале, Хеймдалль – в Химинбьёрге, Тор – в Трудванге, а Бальдр – в Брейдаблике. Всем им Один дал хорошие жилища».
В соответствии с текстом «Саги об Инглингах» асы и ваны жили в Великой Швеции: ваны – в устье Танаиса (Дона), а асы – к востоку от него. Географические ориентиры, представленные автором «Саги», не оставляют сомнений в том, что Великая, или Холодная, Швеция располагалась к северу от Черного моря вдоль течения Дона, но следует уточнить, что «Швеция» – это русская транскрипция «Свеония» (Sueonum); русские летописи называют шведов свеями.
Поэтому как полностью соответствующему вышеизложенному следует отнестись к следующему высказыванию одного из наиболее именитых российских историков Дмитрия Иловайского: «Но, по всей вероятности, это название (Скандинавия) перешло на север из более южных стран».
Также и в «Саге о Скьёльдунгах» четко указывается местонахождение Великой, или Холодной, Свитьод – «к северу от Меотийского болота», именуемого ныне Азовским морем.

2
В истории не так уж много (к сожалению, очень мало) событий, которые были бы общепризнанными и не стали бы предметом споров и разногласий специалистов. И все же вызывает удивление, что только через восемьсот лет после написания «Саги об Инглингах» на юго-восток Европы отправилась экспедиция известного норвежского исследователя и путешественника Тура Хейердала. Он понял, основываясь на анализе текстов скандинавских саг и в первую очередь «Саги об Инглингах», что потомки нынешних шведов, норвежцев и датчан обязаны своим происхождением тому народу, который во время оно жил на землях Северного Причерноморья и Кавказа и часть которого переселилась из этих благодатных мест в суровые края.
Причина переселения состояла в том, что к началу нашей эры над асами нависла угроза порабощения: их земли не стали исключением в сути римской политики – подчинении племен и народов. И если при императорах Клавдии и Нероне усилия Рима в попытке прибрать к рукам Северное Причерноморье и Кавказ были в большей степени дипломатическими, то после образования новых провинций, Фракии и Мезии, действия империи стали более откровенными, вплоть до размещения гарнизонов в некоторых местах Тавриды,
Поэтому асы, возглавляемые Одином – мудрым вождем («провидцем и колдуном»), хорошо представлявшим последствия «подчинения Риму» и не желавшим рисковать жизнями соплеменников и судьбой потомков, ушли в поисках более спокойных мест.
Ученые давно обратили внимание на существование в Скандинавии имен, имеющих в своей основе этноним «асы»:
«…имя Ас (женская форма Аса) стало распространенным личным именем в Скандинавии. Несколько норвежских княгинь в девятом и десятом веках носили имя Аса. А слог «ас» использовался в образовании таких мужских имен, как Асмунд, Аскольд и т. п.» (Г. Вернадский).
Достаточно точную дату «исхода» асов из Северного Причерноморья можно вычислить, основываясь на том, что, как рассказывает «Сага об Инглингах», страной, получившей в дальнейшем название Дания, правил правнук Одина Фроди, и было это во времена правления императора Августа: 41 г. до н. э. – 14 г. н. э., кроме того, имеется и такое уточнение: «тогда родился Христос».
Однако не все асы последовали за Одином: часть их осталась на своей земле, а часть ушла в горы, где были лучшие условия для защиты от вражеских нападений.

4. САКСЫ

Полагаю, что история народа «саксы» связана с историей асов-алан.

1
Важнейшим источником по истории саксов является книга Видукинда Корвейского «Деяния саксов». Приведем ее начальные строки:
«И прежде всего я, конечно, расскажу немногое о происхождении и положении народа, следуя в этой части лишь молве, так как [из-за] чрезвычайной древности [событий] почти исчезает вся [их] достоверность. К тому же об этом существуют различные мнения… Как достоверное нам известно, что саксы прибыли в эти области на кораблях и вначале пристали к тому месту, которое по сей день носит название Гаделы. [Местные] жители, которыми были, как говорят, тюринги, тяжело восприняли прибытие [саксов] и подняли против них оружие; саксы же, упорно наступая, овладели гаванью…
…В те времена в употреблении у саксов были большие ножи, которыми по сей день, следуя обычаю древнего племени, пользуются англы. Саксы, вооружившись такими [ножами], спрятали их под своей одеждой, вышли из лагеря и направились к тюрингам в назначенное место. Когда они увидели, что враги безоружны, а все предводители тюрингов уже пришли, то, выхватив ножи, они ринулись на беззащитных, застигнутых врасплох, и перебили всех так, что ни одного из них не осталось в живых. Так саксы стали знаменитыми и начали внушать необыкновенный страх соседним народам.
Были и такие, которые говорили, что имя им [саксам] дано по причине этого события. Ибо на нашем языке нож называется «сакс», отсюда саксы и получили название, так как ножами повергли такое великое множество».
Приведенный отрывок представляется классическим примером такого авторского подхода к рассматриваемым событиям, когда, желая оставаться объективным, он предупреждает, что из-за «чрезвычайной древности [событий] почти исчезает вся [их] достоверность», оговаривая тем не менее достоверность тех фактов и событий, которые считает реальными и оставляет тем самым опцию для иных мнений, будь они обоснованными.
Но, так или иначе, перед нами народ, самоназвания которого мы не знаем: «саксы», по Видукинду, – прозвище, полученное «извне» по приведенной выше причине и ставшее национальным именем. Но не слишком ли легковесно относятся иногда историки к факту изменения народом или племенем своего исконного этнонима, да притом еще, что речь идет о победителе и покорителе народов других? Поэтому гараздо более вероятным будет видеть в саксах саксов уже тогда, когда они впервые ступили на землю будущей Саксонии. Именно «ступили», потому что «как достоверное нам известно, что саксы прибыли в эти области на кораблях и вначале пристали к тому месту, которое по сей день носит название Гаделы». («Имеется в виду местность, расположенная в низменности, налево от р. Эльбы, простирающаяся от впадения р. Осты до г. Ритцебютеля».)
Итак, «саксы прибыли в эти области на кораблях», а «эти области» (если иметь в виду Нижнюю Саксонию) расположены приблизительно в среднем течении Эльбы, попасть в которую можно было только из Балтики. Следовательно, корабли были для саксов привычным средством передвижения. Иными словами, их прежнее место проживания географически было связано с морем.

2
В истории Германии имеется «белое пятно», относящееся к существовавшему на ее территории графству со странным для германского языка названием Аскания. О графстве этом известно немногое:
«Аскания, графство (или Ашария, также Ашания) – прежнее немецкое графство и одно из древнейших владений ангальт­цев, быть может, даже место их происхождения. Графство получило свое имя от крепости Аскания, которая, если верить сказанию, основана еще в VI в., во время саксов, и находилась на запад от города Ашерслебена».
Но то, что «графство получило свое имя от крепости Аскания», только предположение, как и то, когда она действительно была построена.
Вместе с тем нельзя не обратить внимание на схожесть названия упомянутой крепости с названием Страны Асов, которую греки знали как Асканат, и поэтому есть основание связать рассказ Видукинда Корвейского с уже известным нам отрывком из «Саги об Инглингах»:
«…так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг, в Страну Саксов».
Зная же об особенности путешественников и переселенцев оставлять новым местам проживания прежние имена (чему есть множество примеров), вполне вероятно полагать, что асы называли заселенную ими в среднем течении Эльбы территорию, отвоеванную у местных племен, Асканией.
Нетрудно заметить и сходство топонимов «Аскания» и «Саксония», отличающихся лишь сочетанием первых трех букв, что является известным и довольно распространенным лингвистическим явлением, связанным с фонетическими особенностями каждого языка при заимствовании иностранных слов.
К обоснованности такой аналогии нас подводит и само содержание саги. Невозможно не провести параллель между последовательностью пути асов из Северного Причерноморья с последовательностью рассмотренных топонимов: Аскания – Саксония –Скандза – Скандинавия, в основе которых лежит название страны их исхода – Жилище Асов (Аскеназ).
Топоним «Аскания» существовал в Швеции в, так сказать, «чистом виде»: Асканес (ныне Эксрен) – приход на одноименном острове Меларен к юго-западу от Стокгольма.
Примечательно упоминание Скандинавии в «Библейской энциклопедии» 1891 г.:
«Аскеназ – внук Иафета и, вероятно, родоначальник народов аскеназских, населявших страну, лежащую на восточном и юго-восточном берегах Черного моря. Впрочем, точное положение страны неизвестно. Некоторые новейшие писатели полагают, что этот народ дал свое имя Скандии, или Скандинавии».

5. АЗИЯ И АШКЕНАЗЫ

1
От национального имени «асы» произошло название самого большого на планете материка – Азии (Асия).
Первоначально Асией называли земли, заселенные асами в Северном Причерноморье, а затем и все находящиеся к востоку от мест их обитания пространства. Это говорит о значении и авторитарности Страны Асов во времена ее существования.
Подтверждение этому находим у Марка Аннея Лукана (39–65 гг. н. э.):
«Танаис (Дон) дает своим берегам имена разных частей света и, служа границей Азии и Европы, разделяет сопредельные части материка и своими изгибами увеличивает то одну, то другую часть света».

2
Память об асах сохранилась и в определении принадлежности евреев к европейской диаспоре.
Пятикнижие (Старый Завет), бесспорно, является единственным из древнейших документов, в котором приведен столь подробный перечень племен и народов. Этот перечень приведен в 10-й главе Бытия и получил название «Таблица народов»:
«…Еще блаженный Августин отмечал, что в 10-й главе Бытия говорится не столько об отдельных людях, сколько о семидесяти двух отдельных народах. Имена их эпонимов в Бытии в одних случаях отражают древние этнические названия, а в других – названия древних местностей или народов, давших наименования областям. Тщательное сопоставление ономастики Быт. 10 с данными вне библейских памятников позволило ученым установить, о каком народе идет речь в том или ином случае» (А. Мень).
В данном же случае нас интересуют «сын Иафета Гомер и сын Гомера Аскеназ».
Касательно имени Гомер (Кимер) существует практически единодушное мнение, что под этим именем следует понимать Киммерию – Северное Причерноморье. Но тогда, исходя из того, что в «Таблице народов» Аскеназ назван сразу же после Гомера, нужно сделать вывод, что в этой же местности проживал и народ, объединенный именем Аскеназ.
«Страны Аскеназские» упоминает пророк Йирмея́ху в VII в.
до н. э.:
«Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него (Вавилона. – А. Г.) народы, созовите на него царства Араратские, Минийские, Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу».
Далее обратимся к другому известному нам историческому документу – «Саге об Инглингах». Напомню:
«Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином».

3
Мы подошли к весьма интересному и малоизвестному в истории асов факту: проживания евреев в Жилище Асов в Северном Причерноморье.
Если у историков и имеются разногласия по поводу известной миграции евреев, изгнанных со своей родины, то они главным образом касаются ее направленности. Но главное направление их продвижения обозначить возможно, зная, что возвращение на родину, заселенную пленниками других покоренных ассирийцами народов, было совершенно бессмысленным, а дорогу на восток преграждали пустыни. Значительная часть обретших свободу евреев шла через Кавказ на земли, примыкающие к северным берегам Черного моря, где, по доходившим до мигрантов слухам, обитавшие там племена вели сравнительно мирное существование, где хватало земли и воды, а природа и климат почти не отличались от средиземноморского.
Нужно отметить, что наиболее древние упоминания евреев, оказавшихся в Восточной Европе, связаны с Северным Причерноморьем:
«Обнаружены еврейские надписи на греческом языке из Пантикапея (современная Керчь); наиболее древние из них исследователи относят к IV в. до н. э.; в достоверно датируемой (81 г. до н. э.) надписи сообщается, что еврейка по имени Хреста отпускает на свободу раба Ираклия, обязывая его регулярно посещать синагогу».
Найденные в Крыму и на Тамани хорошо сохранившиеся мраморные надгробия, бесспорно принадлежащие евреям, датируются началом I в., что свидетельствует и о более раннем их здесь присутствии.
Евреи этого региона упоминаются у Феофана в записи за 817 г.
В ней говорится о «Фанагории и о евреях, проживающих там». Тому имеются и другие свидетельства.

4
Мигранты, пришедшие из мест принудительного проживания на юго-восток Европы, поселились также и в расположенном к востоку от Дона Жилище Асов. Обратимся к этому названию, потому что в иврите имеется корень «шахен», образующий слова со значением «проживать, обитать», притом что серединное «х» произносится и как «к». Значит, «Жилище Асов» может быть буквально переведено на иврит как «а-шакен-аси», ставшим (без каких-либо лингвистических натяжек) словом «ашкенази», хорошо знакомым любому образованному человеку. В соответствии с законом этнического обобщения выходцев из другой страны будут называть (и они себя сами) по имени страны исхода независимо от их действительной национальности.
Именно здесь, в Северном Причерноморье, в Стране Асов, родилось, отсюда вышло и распространилось далее определение «ашкеназы». Напоминаю, что вместе с Одином отправились в путь «и много другого народа», среди которого, несомненно, были и евреи.
Но это – отдельная тема.

6. ОСТРОВ РУСОВ

Из всего вышеприведенного выяснилось, что мирмидоняне, вождем которых был Ахилл, называемый греками тавроскифом, проживали на северо-востоке Крымского и в северной части Таманского полуостровов. Но примечательно то, что северная часть Таманского полуострова в древности была известна также и под названием «Остров Русов» (название народа «русы» в исторических документах встречается и в форме «росы». Эта двоякость сохранилась в полной мере и до наших дней: Россия, русские).

1
В истории многих народов имеются эпизоды, которые называют «загадками»; в российской истории особое место занимает загадка «Острова Русов».
Ибн Русте в книге «Дорогие ценности», описывающей события второй половины IX в., рассказывает:
«Что же касается ар-Руссийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на коем они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр, так что стоит человеку ступить ногой на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги… У них есть царь, называемый Хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают… Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян… Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами… У них много поселений, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, обращаются хорошо, как и с теми, кто часто у них бывает…»
Знал об «Острове Русов» и персидский историк ибн Махмуд Гардизи:
«Рус – это остров, который лежит в море. И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса и земли его имеют много влаги».
Хусейн аль-Масуди в книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» писал в середине Х в.:
«В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто кроме них не плавает по нему, и они живут на одном из его берегов».
Почему-то под «Русским морем» российские комментаторы понимают Черное море, но их естественное стремление видеть в предках единовластных хозяев огромного водного пространства лишено простого здравого смысла: «арабский Геродот» аль Масуди наверняка не был тем, кто в середине Х в. мог бы поверить в такую нелепицу. А вот узкий пролив в Азовское море (море Найтас), на берегу которого находился «Остров Русов», они (русы) вполне могли закрыть для чужих кораблей.
Упоминаются русы и в книге «Природа сельджуков» Тахира ал-Марвази Шараф аз-Замана:
«…И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море… Храбрость и мужество их хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества».
Здесь нет указания на место проживания русов, но подчеркивается их тесная связь с морем («плавают на кораблях в Хазарское море»).
Еще одно свидетельство тому, что древние русы жили на берегу моря, принадлежит арабскому географу Х в. Ибн Мискавейху, описывающему один из походов русов:
«Они [Русы] проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербайджана и Армении и втекающей в это море».
Ибн Русте подчеркивал, что «все свои… походы они (русы. –
А. Г.) совершают на кораблях».
Из приведенного следует, что русы были тесно и постоянно связаны с морем и, следовательно, проживали на морском берегу.

2
О русах, обитавших в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива), сообщает визинтийский историк Лев Диакон в своей книге «История», в которой подробно описан Балканский (971 г.) поход русов под предводительством князя Святослава Игоревича. Однако на этот раз военная удача отвернулась от русов, и греческий император Иоанн Цимисхий предложил Святославу отступить:
«А с катархонтом войска росов Сфендославом он решил вести переговоры. И вот [Иоанн] отрядил к нему послов с требованием, чтобы он… удалился в свои области и к Киммерийскому Боспору… “Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира… Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды… Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя…”»
Лев Диакон, современник «Балканского похода» росов, неоднократно и неслучайно именует их князя Святослава Игоревича «катархонтом тавроскифов», а дружину – или росами, или тавроскифами. Поэтому Лев Диакон уточнял: «…тавроскифы, которых в просторечии называют росами».
Под Тавридой же, как уже отмечалось, и в древние времена, и в наши дни понимались земли Северного Причерноморья. У Льва Диакона нет ни малейшего сомнения в том, что Святослав, вождь росов, – таврскиф; для византийского историка понятия «рос» и «тавроскиф» – синонимы; он, что явственно следует из его рассказа, связывает и Святослава, и его отца Игоря с Боспором Киммерийским (сюда возвращались корабли росов после морских походов).

3
Привожу без комментариев отношение известных ученых касательно вышесказанного:
«Название Русь было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и, по всей вероятности, Русь на берегах Черного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями» (С. М. Соловьев).
«Имя “Русь” уже в это время (в первой половине IX столетия) не только было известным, но и общераспространенным; по крайней мере на южном побережье Черного моря» (В. Г. Василевский).
«Тмутараканская Русь может объяснить и те известия у Арабов, где ставится Русь отдельно от Киева. Вообще Арабы ближе были знакомы собственно с Азовско-Черноморскою Русью, нежели с какою-либо другою» (Д. И. Иловайский).

7. ТРИ СТРАНЫ

1
Обращаю внимание читателя на сообщение, которое можно встретить практически во всех работах, посвященных истории европейской еврейской диаспоры, но имеющее отношение и к истории асов, а также подтверждающее предыдущие выводы:
«И было в лето 4450 (690 г.), и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими, и пали они под их ноги, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас, как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию и нашли там много евреев».
Здесь под «страной Парас» понимают Персию, под «страной Русией» – Приднепровскую Русь, под «землей Ашкеназ» – Германию, а под «Швецией» – хорошо известную скандинавскую страну.
Но так ли безоговорочно нужно принимать описываемое событие как реальное, если оно имело место тогда, когда, по справедливому замечанию Л. Гумилева, «страны Русии с многочисленными или немногочисленными евреями в VII в. не существовало»? Недоверие, высказанное касательно Русии, справедливо и по отношению к двум другим упомянутым странам – ведь в VII в. как государственные образования не существовали ни земля Ашкеназ (Германия), ни Щвеция.
Уже одного этого достаточно, чтобы отнести приведенное сообщение к сомнительным. Вместе с тем оно продолжает фигурировать в исследованиях историков, очевидно, потому, что его автором считают заслуживающего доверия известного хрониста Иосифа бен Иехошуа ха-Коэна, жившего в ΧVI в., но располагавшего гораздо более ранними источниками, и в этих источниках, надо понимать, фигурировали именно эти названия стран, в которых уже проживало «много евреев».
Однако в истории приходится сталкиваться с тем, что сведения, объявленные с точки зрения традиционных воззрений ошибочными или противоречивыми, оказываются истинными при более внимательном к ним отношении. В этом еще раз убедится читатель, узнавший, что «страна Русия» – это Таманская Русь, «земля Ашкеназ» – это «Жилище Асов», страна к востоку от Дона, а «Швеция» – это «Свеония»: территории, примыкающие к Дону на всем протяжении его течения «к северу от Черного моря». Было показано, что эти страны, располагавшиеся на юго-востоке Восточной Европы, существовали уже в начале нашей эры.
Следовательно, вышеприведенное сообщение соответствует исторической действительности.