Ольга РЕЗНИК. ВЫСТАВКА ТРЕХ

Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что экспонировавшаяся в Художественном музее им. Махарбека Туганова выставка «Традиция», посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося осетинского живописца, заслуженного художника Северо-Осетинской АССР, лауреата Государственной премии им. К. Л. Хетагурова Батра Калманова, стала событием в культурной жизни Владикавказа. Побывавшие на ней зрители выражали свой восторг добротной академической живописью сразу трех непохожих друг на друга, самобытных художников – Виктора Орешникова, Батра Калманова и Алана Калманова, чьи произведения были представлены в экспозиции. Кто-то, возможно, недоумевал по поводу этакого творческого триумвирата. Правда, недоумевали лишь те, кто не знал, какие узы связывают между собой народного художника СССР, лауреата двух Сталинских премий, автора жанровых и историко-революционных картин, портретов, натюрмортов, пейзажей, доктора искусствоведения, профессора Виктора Орешникова, который на протяжении без малого четверти века (с 1953 по 1977 гг.) являлся ректором Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина с известными живописцами из Осетии отцом и сыном Калмановыми. Между тем, трех мастеров, чьи произведения нашли отклик в душах зрителей, объединяют узы не только творческие, но и семейные. Дело в том, что Виктор Михайлович Орешников был женат на родной сестре Батра Калманова Мадине. И соответственно бывал в Осетии, хорошо знал и любил наш край. Так что традиция (а именно это слово дало название выставке) – это и преемственность поколений, и любовь к родной земле, и национальное по духу искусство, а потому понятное и трогающее до глубины души. При этом каждый из художников суть яркая индивидуальность.

Когда знаешь все это, уже не кажется удивительным, что в 1952 году Виктором Орешниковым и Батром Калмановым в соавторстве (а писать в соавторстве не так-то просто, такое по силам только близким людям) была написана представленная на выставке картина «Коста среди горцев», где создан обобщающий образ классика осетинской литературы, все помыслы и чаяния которого обращены к народу, где тонко переданы высокое доверие и любовь простых людей к поэту, чья жизнь – пример бескорыстного служения и самопожертвования. К слову сказать, полотно «Коста среди горцев» демонстрировалось в свое время на Всесоюзной выставке в Москве и получило там высокую оценку!

Великолепный портретист, Орешников обращался в своем творчестве и к созданию образов нашего прославленного земляка, одного из лучших Отелло всех времен и народов, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского Владимира Тхапсаева, врача Надежды Колиевой, родной сестры своей супруги Мадины Солтанет Калмановой, а также брата жены художника Батра Калманова – в светской одежде и военной, хотя и без погон, форме (все эти работы экспонировались на выставке).

В такой форме фронтовик Батр Калманов, воевавший с самого начала Великой Отечественной (войну он окончил в Австрии, был награжден медалью «За оборону Москвы» и другими боевыми наградами) ходил на занятия в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где с 1950 по 1956 годы обучался на живописном факультете в мастерской как раз самого Виктора Михайловича Орешникова.

Батр Калманов родился и вырос в селе Ольгинское. Еще до войны окончил электромеханический техникум. В 1939 году был призван в Красную Армию. С первых дней Великой Отечественной находился на передовой. Будучи разведчиком, не раз попадал в крутые переплеты, но всегда с честью из них выходил. Не единожды был ранен…

В 1945-м солдат Победы Батр Калманов вернулся домой – в родную Осетию. На изломе сороковых Страна Советов, словно птица Феникс, возрождалась из пепла. Те, кому довелось выжить, восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Батр Николаевич пошел работать на завод. Днем трудился на производстве, а вечером по зову сердца занимался в изостудии. Дарование старательного молодого рабочего не осталось незамеченным: тридцатилетнего Батра Калманова направили на учебу в Ленинград – в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Там, в городе на Неве, художник встретил свою единственную и неповторимую, свою музу и берегиню – красавицу-эстонку Ирину, чувство к которой пронес через всю жизнь. Окрыленный любовью художник творил! Дипломной работой Батра Калманова стала картина «Одевание невесты». Так случилось, что именно он одним из первых запечатлел красивый старинный народный обычай. Сегодня эта представленная на выставке картина – уже классика, народное достояние, полотно из золотого фонда осетинского изобразительного искусства.

По окончании института в 1956 году художник вместе с женой приехал в родную Осетию, хотя была возможность остаться в Ленинграде. Но свою малую родину он любил беззаветно и не представлял жизни вдали от нее. В 1957 году в семье Калмановых родилась дочь Мадина, в 1964-м – сын Алан, будущие художники. Жили дружно, душа в душу…

В такой гармоничной атмосфере прекрасный колорист и рисовальщик Батр Калманов творил, непрестанно совершенствуя мастерство и вкладывая душу в свои выношенные, словно дитя, произведения, которые сегодня считаются уже классикой. Они полны высокого смысла и подлинных чувств – любви к родной земле, к людям, что живут по соседству, к самой жизни, наконец, которая может быть и трудной, и горькой. И все же ее невозможно не любить.

Впрочем, переживания художника побывавшие на выставке зрители прочувствовали в полной мере. И неважно тематическая картина, портрет или пейзаж раскрывались перед ними. Кстати, о пейзажах. Вряд ли они оставили хоть кого-то равнодушным. Ведь Батр Калманов изображал до боли знакомые родные горные просторы, те места, где жизнь течет размеренно и предсказуемо, а горы такой красоты и синевы, что глаз не оторвать.

Среди представленных на выставке работ Калманова-старшего на историческую тему хочется выделить такие, как «Вестник революции» (в горное село на быстроногом скакуне врывается всадник, на ружье которого прикреплен развивающийся на ветру красный флаг, и все застыли в ожидании скорых перемен, нарождающейся новой эпохи) и «С. М. Киров в селе Ольгинском» (видный революционер ведет неспешную беседу с горцами-крестьянами, объясняя им, какую жизнь собираются строить большевики). Они, несомненно, передают идеологию, идеалы, суть и дух того времени, в которое жил и творил художник.

А вообще мастер сюжетной композиции Батр Калманов в своем творчестве обращался к самым разным темам и образам. Невероятно трогательны его работы «Первые шаги», где вся семья от мала до велика радуется первым победам маленького человека, «Первый раз в первый класс», где умудренный боевым и житейским опытом старик в черкеске и папахе бережно ведет по горной тропинке в школу свою не по годам серьезную внучку. Дорогая сердцу художника повседневная жизнь жителей горных селений нашла отражение в таких представленных в экспозиции произведениях, как «Дворик», «На праздник», «Сельский врач».

По-своему интересны и психологически убедительны экспонировавшиеся на выставке портреты Батра Калманова. И вот что примечательно: живописец изображал настоящих героев своего времени. Целая галерея образов лучших людей Осетии была создана им. Среди них великий гуманист Коста Хетагуров, первым достигший Северного полюса капитан атомохода «Ленин» Юрий Кучиев, доктор Гурциев, а также сельский врач, колхозник, агроном, горец-партизан… Это ли не гимн советской эпохе с ее многочисленными, творившими коллективную историю героями, трудившимися во имя благих целей?

Великолепны и женские портреты художника, и его автопортрет все в той же военной форме без погон, выдающий много повидавшего на своем веку фронтовика, чьи полные мудрости глаза внимательно наблюдают за всем, происходящим вокруг.

Особую притягательную силу образов живописца раскрывает картина «Мать семерых», за которую Батр Калманов получил Государственную премию им. К. Л. Хетагурова. Чувство скорби, надежда и высокая человечность отличают эту работу. На полотне изображена застывшая в скорбном молчании старушка-мать, потерявшая на войне своих сыновей. Ее натруженные руки трепетно касаются памятника. Вся фигура женщины в черном траурном одеянии полна трагизма. Но это высокий, святой трагизм. Потому что нет ничего выше и священнее любви к родной земле, которую мы призваны защищать, если ей грозит опасность. Поэтому умереть за Родину, за народ – участь праведников. И это понимает изображенная Батром Калмановым с такой любовью и состраданием женщина-мать, прототипом которой является Тассо Газданова – мать семерых погибших за Родину воинов из осетинского села Дзуарикау.

Женщины в траурных одеяниях присутствуют и в произведениях Алана Калманова – заслуженного художника РФ, народного художника РСО-Алания, академика Российской академии художеств, работающего в области станковой живописи и монументальной скульптуры. Так, его представленная на выставке картина-аллегория «Оплакивание дерева» поднимает ни больше ни меньше проблему планетарного масштаба: загубленная людьми экология может привести к необратимым трагическим последствиям, и все мы сегодня в ответе за происходящее вокруг. Дерево в данном случае символизирует саму жизнь, которая под угрозой. А женщины, коим самой природой заповедано продолжение этой самой жизни, молятся о ней, являющейся антиподом смерти. Одна из них – будущая мать – как символ продолжения всего сущего на земле с надеждой взирает на высохшее древо… Согласитесь, здесь есть о чем поразмыслить…

Все-таки неслучайно Алана Калманова называют представителем интеллектуальной живописи Осетии. Сам же он считает, что изобразительное искусство должна давать пищу либо уму, либо сердцу. Лучше, если есть и то, и другое. Профессионализм – важнейшая сторона любого мастера – это ум. А вот новый взгляд на вещи, то, что трогает, цепляет и не всегда четко читается, – это сердце. В живописи, по мнению художника, очень важно не говорить в лоб. В ней не место пересказу. Живопись в высоком понимании этого слова должна побуждать к размышлению, давать возможность почувствовать, к чему призывает автор. А задача художника как раз и состоит в том, чтобы к чему-то побуждать.

И это, заметьте, не пустые слова. Ведь произведения самого Алана Калманова и цепляют, и побуждают к размышлению, к устремлению, если не к горнему, то к благостному, это уж точно. Такое отношение к творчеству, которое должно, уж простите за высокопарность, чувства добрые в людях пробуждать, художник вынес из детства, где перед глазами был пример отца, выдающегося представителя осетинской школы живописи Батра Калманова, сыгравшего большую роль в становлении сына как художника.

Своими учителями Алан Калманов считает также Виктора Михайловича Орешникова, чей пример тоже был перед глазами, и народного художника СССР, Героя Социалистического Труда Андрея Андреевича Мыльникова, в чьей мастерской монументальной живописи он учился, поступив по окончании средней художественной школы им. Б. В. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, в сам этот институт, который окончил с красным дипломом.

Алан Калманов известен сегодня не только как талантливый живописец, у которого свой почерк, свой индивидуальный стиль в искусстве, но и как скульптор. Так, в 2007 году за создание памятника сотрудникам спецподразделений «Альфа», «Вымпел» и МЧС, погибшим при освобождении заложников в школе № 1 г. Беслана в 2004 году, он стал дипломантом конкурса ФСБ России на лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов федеральной службы безопасности. В 2017 году за создание памятника фронтовым хирургам в г. Калуге был награжден медалью РАХ «Достойному». Двумя годами позже удостоился медали Министерства обороны РФ «Художник Греков», а также золотой медали им. В. И. Сурикова ВТОО СХ России.

Работы Алана Калманова находятся в частных собраниях России, США, Франции, Испании, Германии, в Министерстве культуры РФ, в Музее современного искусства в Москве и в Северо-Осетинском художественном музее им. М. Туганова во Владикавказе, где собственно, и проходила выставка.

И еще раз о выставке. Вернее, о той ее части, где были представлены произведения Калманова-младшего… Цветочные натюрморты художника, что и говорить, нежны и прекрасны, а совершенно мужской «Три пирога», передающий национальный колорит, невероятно атмосферен. Его горные пейзажи заполнены звенящим и бодрящим воздухом. Талантливо написанные портреты передают не только внешнее сходство с оригиналами, но и легко считываемые психологические черты. Вызывающий умиление внук Георгий, прекрасная женщина в красном Жанна Бероева, проницательная и ироничная Мери, трогательный мальчик с собакой, немолодая, обагренная лучами заходящего осеннего солнца женщина в рыжей кофте, олицетворяющая саму осень (картина так и называется «Осень»), которая еще не зима, но уже далеко не весна и даже не лето, молодая мать, нянчащаяся поутру со своим малолетним чадом, старушка-мать, чем-то неуловимо напоминающая «Мать семерых» Калманова-старшего: те же натруженные руки, схожие черты, манера одеваться… Только вот лицо совсем другое, не скорбное и печальное, а, скорее, спокойное и умиротворенное. Эта пожилая женщина родом совсем из иного, мирного времени…

Отдельно хочется остановиться на работах Алана Калманова, наполненных философским звучанием, где для достижения задуманного художником используется собственный выразительный язык. Изображенное на этих картинах проступает будто сквозь туман или легкую дымку, этакую прозрачную вуаль, что отделяет мир плотный от мира тонкого. Так и кажется, что вот-вот растает та невидимая грань, что скрывает тайны мироздания. А что там, за этой гранью?.. Вот белый ангел парит и не где-нибудь, а высоко над нашими горами («Вознесение), святой Георгий Победоносец поражает коварного змия («Вечный бой»), отрешившись от дольнего, священник творит свою молитву («Мцхета. Молитва»), старики-горцы в традиционных одеяниях в окружении старинных надгробий вслушиваются в вечность («Размышления» – дипломная работа Алана Калманова, за которую он получил высший балл)… Как тут не вспомнить знаменитое лермонтовское «Кто близ небес, тот не сражен земным»?..

Впрочем, не сражен земным, пожалуй, всякий творческий человек. Ибо, созидая свой мир из красок, звуков или слов, он познает Творца и приближается к Нему.

P. S. Одним из корифеев осетинской школы живописи назвал в своем приветственном адресе Батра Калманова, в честь 100-летия со дня рождения которого была развернута выставка «Традиция», президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Зураб Константинович отметил также, что Батр Калманов принадлежит к художественной династии Орешниковых-Калмановых, основоположник которой Виктор Михайлович Орешников был академиком Академии художеств СССР. Академиком Российской академии художеств является и сын Батра Калманова Алан Калманов. А вместе они – «приверженцы лучших традиций русской академической школы, достойно представлявшие и представляющие художественную культуру Осетии».