РЕЦЕНЗИИ СТУДЕНТОВ СОГУ

Подготовила Светлана Макаренко,

ассистент кафедры русской и зарубежной литературы СОГУ

Виктор Пелевин

«iPhuck 10»

Рецензия Элины Багаевой

Каждый год мы ждем выхода новой книги Виктора Пелевина. Автора, подарившего нам роман «Чапаев и Пустота». С этим незабываемым дзен-буддистским трипом многие читатели сравнивают все последующие работы Виктора Олеговича. 2017 год не стал исключением. 26 сентября с маркировкой «18+» на полках книжных магазинов появился роман «iPhuck 10». На обложке издания красуется лондонская телефонная будка, которая, как завещал Чехов, к концу действия «выстрелит». За этот роман Пелевина наградили премией Андрея Белого, а вот комментарии интернет-критиков разделились на два полюса. Кто-то решил, что Пелевин уже не тот, исписался. А кто-то назвал этот роман лучшим в творчестве писателя. ЧИТать или НЕ ЧИТать, вот в чем вопрос.

Недалекое будущее. Москва. Люди практически не занимаются сексом, а тех, кто делает это по старинке, называют свинюками. Виной всему опасный вирус Зик. Крупные компании выпускают Айфаки и Андроиды – компьютеры, которые по совместительству выполняют функцию виртуальной секс-игрушки.

Главный герой – полицейский алгоритм Порфирий Петрович –расследует преступления и параллельно пишет романы, зарабатывая деньги для полицейского департамента. Таких, как Порфирий, можно снять в аренду, и его клиентом становится искусствовед Маруха Чо, по официальному гендеру баба с яйцами. Маруха занимается покупкой и продажей произведений искусства «эпохи гипса», нашей с вами эпохи. В будущем даже дверь общественного туалета, исписанная нецензурной бранью, является шедевром. Порфирий приступает к работе, помогает Маре в нелегальном осмотре экспонатов и легально фиксирует все происходящее в романе под названием «iPhuck 10». По мере движения сюжета Порфирий узнает истинные намерения Марухи.

Для всех нас Пелевин – загадка, затворник, но каждый может узнать о нем больше благодаря его романам, а точнее их идеям, мыслям и поставленным в них вопросам. С самого начала произведения Порфирий Петрович вступает с читателем в очень доверительный диалог, и этот диалог предстает как общение с самим автором. Перед нами современность, отраженная в фантазии о будущем. Страхи перед искусственным интеллектом, перед перспективой рождения детей из пробирок, перед виртуальным миром, который заменяет реальный. Поднимаются вопросы о гендере и выборе своего пола самостоятельно, об отношении к искусству. Что можно считать произведением искусства? А вдруг все творцы – это обманщики, участники всемирного заговора? Что если художественная ценность предмета зависит только от критиков и рекламных менеджеров?

Виктор Олегович знает все эрогенные точки читателя. Потребителя влечет к продукту производства «Пелевин». В романе присутствует немало отсылок, понимание которых приносит читателю моральное удовлетворение (например, к Достоевскому или Елизавете Дмитриевой). Философские, политические, религиозные темы также имеют свое место в сюжете, но они выходят на новый уровень, существуют не отдельно, а полностью вплетаются в повествование. Остроумие и ирония являются визитной карточкой автора. В «iPhuck 10» троллинг направлен даже на нас, критиков и комментаторов. Теперь мы точно знаем, что Пелевин просматривает критические статьи на свои произведения. Даже больше, мы знаем его мнение об этих статьях: «Совершенство мысли, стиля и слога унижает читателя и провоцирует разлив желчи у критика…». Это уже не «Чапаев и Пустота», это новое дыхание.

Начинать знакомство с Виктором Пелевиным с представленного романа не стоит. Но прочитать его нужно как минимум для того, чтобы внести свое мнение в колонку «за» или «против». Дух времени очень живым языком передан в романе «iPhuck 10». Возможно, людям из будущего будут предлагать тексты Пелевина в качестве ответов на вопросы о прошлом.

«“Разбираться” в современном искусстве, не участвуя в его заговоре, нельзя – потому что очки заговорщика надо надеть уже для того, чтобы это искусство обнаружить». Поэтому надеваем очки и погружаемся в книжную реальность.

Гузель Яхина

«Зулейха открывает глаза»

Рецензия Милены Албеговой

Если считаете книгу плохой,

напишите свою, хорошую!

Ш. Идиатуллин

Дебютный роман современной российской писательницы Гузель Яхиной под названием «Зулейха открывает глаза» вводит всех читателей в неизбежную дилемму. Люди, которые ознакомились с романом, поделились на два лагеря: одни отнеслись к книге негативно, а другие восхитились талантом автора.

Что же привело читательскую аудиторию в замешательство? О чем же повествует роман? В книге говорится о судьбе татарской женщины Зулейхи, раскулаченной в 30-е годы прошлого столетия. Главная героиня замужем за деспотом Муртазой. Мало того, что Зулейхе приходилось терпеть унижения со стороны мужа, так ее не оставляет в покое мать Муртазы Упыриха. Хозяйство Муртазы подлежит раскулачиванию. В один день, когда муж с женой решили поехать в лес и спрятать припасы, Муртазу настигает неминуемая смерть. Он не пожелал сдаться добровольно, показав свой стойкий татарский характер, поднял топор на командира Игнатова и был убит. Зулейха остается совсем одна.

Отношение Муртазы к Зулейхе как к своей жене напоминает отношение к манящему «куску сочного мяса». Жена как вещь. Она словно собака, спит в сундуке. Но, несмотря на все эти пытки, несмотря на то, что Зулейха лишается четырех детей (кто знает, возможно, из-за отношения к ней как к рабыне со стороны мужа и свекрови), она покорно «служит» им.

С другой стороны, Г. Яхина хотела показать читателям быт татарского народа того времени. Можно предположить, что такое отношение к женщине было нормой.

Многие читательские мнения сходятся на том, что «роман написан прекрасным, женским и ласковым языком…». С данной точкой зрения я категорически не соглашусь. В романе безмерное количество типичных, заурядных и низменных сравнений, от которых, признаться, бросает в «испанский стыд». Такое чувство, словно автор абсолютно не думает о том, что пишет, а строчит, пытаясь хоть как-то привлечь на себя внимание.

Невероятно унизительные сцены, которые включены для того, чтобы показать силу духа татарской женщины, на самом деле противоречат этому понятию. Часто употребляются татарские слова «кульмэк», «камча», «бичура», которые сложно понять даже в контексте. Совершенно ясно, для чего автор использует их, – для создания исторического и этнографического колорита.

Да, безусловно, «Зулейха открывает глаза» – роман о кромешно трудной жизни женщины, о стремлении к жизни, о стремлении в первую очередь продолжить род, родить и воспитать сына. Роман о жестоких национальных устоях, от которых невозможно сбежать, как бы сильно этого ни хотелось.

Михаил Шишкин

«Письмовник»

Рецензия Аманды Калмановой

«Письмовник» – роман Михаила Шишкина, написанный в эпистолярном жанре. Книга вышла в 2010 году и принесла своему создателю очередную награду. Михаил Шишкин – писатель, получивший все три крупные литературные премии России: «Национальный бестселлер» за «Венерин волос», «Русский Букер» за «Взятие Измаила» и «Большая книга» за «Письмовник». Свои произведения Михаил Шишкин рассматривает как один текст, в котором прослеживается его наглядный путь к ответам на одни и те же вопросы, связанные с жизнью и смертью. Во «Взятии Измаила» автор отмечает, что «смерть – это враг или вернее так, жизнь – это враг». В «Венерином волосе» главный враг – время. В «Письмовнике» ответ звучит так: «Смерть – это не враг. Это дар, это великое счастье». «Письмовник» о взрослении в отношении к смерти, своей и любимых людей. Мысль раскрывается с помощью жизненного опыта двух влюбленных, которые в письмах постепенно познают друг друга. Эта книга о детстве, первой любви, разочарованиях, потерях, предательствах – обо всем, что определяет жизненные ориентиры человека, формирует личность.

Сюжет строится на основе переписки двух влюбленных. Володя – молодой солдат, который стал участником подавления Ихэтуаньского восстания в 1898 г. Саша учится на врача. В письмах влюбленные вспоминают совместные счастливые моменты и полученные в одиночестве уроки жизни. Герои при разных обстоятельствах переживают этапы взросления – он там, где война; она там, где мир. Автор показывает две действительности, которые переплетены, но как – загадка для читателя.

Военное время. На поле битвы человека преследует страх, и каждый день – борьба за выживание. Единственное, что заставляет героя идти вперед, – это желание «положить голову ей на колени», оказаться в кругу семьи и исправить ошибки, которые причинили близким боль. Володя вспоминает детство, мать и свое несправедливое отношение к отчиму. Он мысленно возвращается в место, где есть покой. Здесь же все пропитано болью и смертью. Солдат пишет похоронки родственникам сослуживцев, каждая находит в душе отклик. Герой понимает, что никто не сможет объяснить их семьям, матерям, «зачем это все было надо». Война – учитель, который заставляет понять истинное значение жизни и «почему так необходимы ненужные вещи». Позиция «хорошо, если сразу убьет, а не искалечит» перерастает в «теперь хочу жить, как угодно». Володя осознает, как повезло тем, кто прожил всю жизнь и умер от старости.

Мирное время. Несмотря на спокойную обстановку вокруг, в душе у Саши всё не так безоблачно. Распад семьи, потеря близких, несостоявшаяся любовь легли на хрупкие плечи девушки. Здесь так же, как и на войне, присутствует смерть. Саша теряет самых значимых для неё людей – любимого человека, своего ребенка, родителей. Она воспринимает уход близких как дар, который помогает понять жизнь. Девушка верит, что мир людей, разъединившись, вновь станет одним целым. Это заставляет её продолжать жизненный путь, который наполнен и серыми, и яркими красками. Девушка цепляется за слово, как за спасителя, здесь место для переживаний и эмоций.

При сопоставлении писем связь между ними постепенно ослабевает, вопросы героев продолжают оставаться без ответа. Вскоре становится очевидным, что Володя и Саша – представители разных эпох: он – конца XIX века, она – предположительно 60-70-х гг. XX века. Расширились рамки, любовь оказалась за пределами времени и пространства. Герои – одно целое, они чувствуют друг друга, доверяют свои тайны и мысли: «Стала замечать, что повторяю твои жесты. Говорю твоими словами. Смотрю твоими глазами». Вечность – определение их связи, слово – нить, которая соединяет два мира.

«Письмовник» – книга с необычным подходом к классической теме жизни и смерти. Михаил Шишкин напоминает людям, что «без настоящего горя душа не созреет». Он меняет угол зрения на составляющие жизни. Вместе с Володей и Сашей читатель познает мир и определяет своё к нему отношение. Роман затрагивает «вечные» темы, поэтому его актуальность неоспорима, автор и здесь смог обмануть время. В нем будто нет ничего определенного, что открывает новые возможности интерпретации текста. «Письмовник» также смог найти своё место на сцене и заполучить внимание зрителя.

Фредерик Бакман

«Медвежий угол»

Рецензия Аманды Эль-Багдади

Если коротко, книга о людях. О каждом.

А теперь не очень коротко.

Бакман использует метод Макаренко – «кнут и пряник»: первым делом он знакомит нас со спокойной жизнью маленького города Бьорнастад, с десятком персонажей и историй. Мы следим за всеми: то подглядываем в щель забора, где лучший игрок хоккейного клуба раз за разом отправляет шайбу в ворота, то суëм нос в замочную скважину детской комнаты, где две лучшие подруги делят одеяло и играют в «Или… Или». Бакман не даст нам тихонько посмотреть на героев со стороны, он заставит закрыть глаза, довериться ему и открыть сердце, прочувствовать каждого, примерить истории и чувства.

Вначале вам это даже понравится. Но Бакман не забудет напомнить о том, что мир – не ваш радужный пони: он нанесет удар за ударом, бросит вас в канаву и оставит там умирать во всей грязи Бьорнстада, которую ему только удалось найти.

О чем вообще речь?

Сюжет не отличается большой оригинальностью. Сложно придумать и описать новые проблемы общества, пока не решены те, которые у нас уже есть, а их хватает. Но история Бакмана и не должна цеплять событиями, она заставляет чувствовать и понимать. Жизнь в книге течёт своим чередом: семейные завтраки, школьная жизнь и, конечно же, неотъемлемая часть и единственная отрада – хоккей. Всё хорошо, героям сопутствуют лишь мелкие неприятности (кому-то подростковой жизни, кому-то брака, кому-то одиночества), обычное дело для каждого и за пределами этих страниц. Пока не случается большой «бум» для маленького городка. Несмотря на то, что этот взрыв был вызван парочкой нетрезвых подростков, его осколки разлетелись по всему Бьорнстаду.

Предупреждения!

Будет больно почти все время.

Берегите своё сердечко, Беньямин будет пытаться украсть его.

Приготовьте блокнот для цитат, придется переписывать всю книгу.

Читать только завернутым в плед, с кружкой горячего шоколада (в Бьорнастаде зима 9 месяцев, можете отморозить что-нибудь важное).