Мадина АТАЕВА. Горячие эмали Людмилы Байцаевой

Ангелоподобные девы, слетающие к ним в руки птицы. Девы, купающиеся в струях теплого дождя или лунного света, несущие святые дары, проливающие священную влагу из сосуда изобилия… Картины любви и нежности, дивными эмалями разлитые по стальным листам Людмилой Байцаевой.

«Горячая эмаль» – одна из техник прикладного искусства, известная с древнейших времен. Она заключается в том, что на стальной или медный лист наносится эмаль – прочное стеклообразное покрытие, сплавляющееся при обжиге с металлической основой. Богатые возможности эмали, сочетающей в себе чистоту и прозрачность цветного стекла, тонкость живописных переходов и оттенков, сложность фактуры как у драгоценных и поделочных камней.

Зрелый профессионал, яркая и сильная личность, Л. Байцаева была известна, прежде всего, как художник по текстилю. С обращения к эмали началась новая страница в ее творчестве. Здесь в единой точке сошлись богатый опыт, тонкое декоративное видение и та особая интонация, которую несет в себе «женское искусство», то есть переживание образа в диапазоне женского тембра голоса. При всей дискуссионности понятий «женское искусство», «женское кино», «женская литература» нельзя не признать тех специфических нюансов, которые несет с собой творчество для кавказской, осетинской женщины. На стартовых позициях в учебных заведениях девушки- художницы не только не уступают, но, как правило, и превосходят своих коллег мужского пола. Немногие оказываются в состоянии преодолеть сопротивление среды, знакомое каждой творческой индивидуальности, стремящейся к самовыражению (независимо от пола). Умные и талантливые, женщины уходят в семью, воспитание детей, в педагогическую деятельность, и их зачастую огромный, мощный художественный потенциал оказывается нереализованным. В мире профессионального искусства их единицы.

Воля, вера в свой талант и предназначение, трудоспособность, поддержка и понимание близких помогают выстоять на этом трудном пути. Осознание этих проблем и вдохновило Л. Байцаеву на проведение семинара художниц Кавказа.

Глубокое символическое содержание или сложная образная структура для произведения декоративно-прикладного искусства – вещь избыточная и необязательная. Зритель ждет от подобных произведений не столько умозрительных построений и философских концепций, сколько совершенства техники и декоративной выразительности.

Л. Байцаева максимально усложняет себе задачу, создавая, по сути, совершенно самостоятельные художественные произведения в технике горячей эмали. В этом случае между идеей и ее воплощением в материале стоит сложный, протяженный во времени, многоэтапный технологический процесс. Степень овладения технологией самым непосредственным образом сказывается на выразительности произведения. Художница создает неповторимые образы, их символика многопланова и при этом совершенно ненавязчива. Так как образ, создаваемый художницей, работает на разных уровнях восприятия.

Композиция «Сестры». Две женские фигуры – как отражение друг друга. Одна – проливающая поток влаги из сосуда, другая держит в руках яблоко – вечный символ искушения, познания и соблазна.

Древняя иранская богиня Лилит или библейская Ева, нартовская Дзерасса, как птица клюющая плоды священного дерева, или как рыба, скрывающаяся в воде, или сама скифская богиня Апи… Тем, кому подобное понимание символического ряда произведений кажется слишком буквальным или не читаемым, образный строй произведения раскроет погружение в цвет. Созерцание неповторимых опаловых, перламутровых, лилово-голубых и гранатово-красных, только эмали свойственных, переливающихся цветовых созвучий, на уровне чувств и эмоций говорит о том, что женские образы художницы есть, по сути, метафоры самой жизни в великом множестве интерпретаций.

Художница кропотливо и бережно создает их из древних знаков, мифологических символов, изысканных фактур, архаичных изображений и орнаментов. Нельзя не отметить и тонкое пластическое осмысление национального орнамента в таких произведениях, как «Дары приносящая», «Осетинская невеста», «Маленький король», в которых орнамент звучит гармонично и естественно. И это один из немногих примеров в современном прикладном искусстве. Выверенная веками форма осетинского орнамента трудно поддается трансформации. Произвольное изменение ее разрушает, но и механическое перенесение на современные произведения выглядит несостоятельно, со всей очевидностью указывая на один и тот же в течении многих десятилетий цитируемый источник – книгу «Осетинский орнамент» Андиевых. Не говоря уже о том, что присутствие орнамента с погребального цырта на пригласительном билете или на свадебном платье более чем неуместно. Примеров пластического осмысления орнамента, изменения его строя, ритма, массы с учетом материала (камень, дерево, ткань) практически нет. Поэтому удачный опыт Л. Байцаевой в этой области представляется столь ценным.

В картинах Л. Байцаевой, выполненных в технике горячей эмали, соединились мастерство современного художника, глубоко свойственное женской природе, и столь важное для прикладных видов творчества понимание красоты и «сделанности» вещи. Разговоры о «женском» искусстве не всегда бывают уместны. Но в том случае, когда яркое и полнокровное произведение создается профессионалом-женщиной, мастерство, соединяясь с уникальным эмоциональным и чувственным опытом автора, дает особенный результат. Как в итальянской опере, где мужские и женские голоса равнозначно прекрасны, но волнуют по- разному. Интонации женского тембра проникают в то заповедное пространство нашей души, где может звучать только голос нежности, любви и природной гармонии, то есть голос материнства.